В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О приостановлении действия пункта 4 статьи 397 Земельного кодекса Российской Федерации".
2. Назначить официальным представителем Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа при рассмотрении вышеуказанного проекта федерального закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации первого заместителя Председателя Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Н.Н. Яшкина.
3. Предложить депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.П. Ледкову, Д.О. Хороля, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Ю.В. Неёлову, А.М. Ермакову оказать содействие в рассмотрении и принятии проекта федерального закона.
4. Контроль за выполнением данного Постановления возложить на Председателя Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа С.Н. Харючи.
5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа |
С.Н. Харючи |
Вносится Законодательным Собранием
Ямало-Ненецкого автономного округа
Проект Федерального закона
"О приостановлении действия пункта 4 статьи 397 Земельного кодекса Российской Федерации"
Статья 1
Приостановить до 01 января 2018 года действие пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4218, 4225).
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01 марта 2015 года.
Президент Российской Федерации |
|
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О приостановлении действия пункта 4 статьи 397 Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О приостановлении действия пункта 4 статьи 397 Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, изменения, дополнения, приостановления или принятия актов федерального законодательства.
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О приостановлении действия пункта 4 статьи 397 Земельного кодекса Российской Федерации"
Согласно положениям пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) в Земельный кодекс Российской Федерации внесены изменения, согласно которым пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации признается утратившим силу с 01 марта 2015 года, а размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, с 01 марта 2015 года будет определяться на основании статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 171-ФЗ) размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 настоящего Кодекса (к которым в том числе относятся линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий), а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В результате, начиная с 01 марта 2015 года, размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, предоставленные на условиях аренды для размещения линейных объектов, а также недропользователям, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Таким образом, учитывая положения подпункта "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, предоставленные на условиях аренды недропользователям, не может превышать 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
По предварительным расчетам, предоставленным муниципальными образованиями в Ямало-Ненецком автономном округе, снижение арендной платы за вышеуказанные земельные участки в 2015 году к уровню 2014 года составит порядка 2,4 млрд руб.
Основной причиной снижения является крайне низкое среднее значение показателей кадастровой стоимости земель промышленности и иного специального назначения. При этом отмечаются значительные колебания кадастровой стоимости земельных участков между муниципальными образованиями в Ямало-Ненецком автономном округе (в Ямальском и Тазовском районах автономного округа - 0,11 руб. за кв. м, в Надымском районе автономного округа - 1,68 руб. за кв. м).
Так, в Ямало-Ненецком автономном округе 99,76% земель промышленности в соответствии с установленными Методикой государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения (далее - Методика оценки), утвержденной приказом Росземкадастра от 20 марта 2003 года N П/49, видами разрешенного использования относятся к четвертой группе земель промышленности.
Исходя из Методики оценки удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к четвертой группе, рассчитаны исходя из значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков категории и (или) вида использования, граничащих с указанными земельными участками. Данными земельными участками в Ямало-Ненецком автономном округе являются в основном земли сельскохозяйственного назначения (39,70%) и земли лесного фонда (40,96%), которые, в свою очередь, несмотря на актуализацию, оценены весьма невысоко из-за отсутствия сделок о продаже (в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера (85,25%), не подлежат приватизации), спросе и предложений на земельные участки.
В итоге, по результатам государственной кадастровой оценки, проведенной в Ямало-Ненецком автономном округе в 2013 году, средний удельный показатель кадастровой стоимости земель четвертой группы в Ямало-Ненецком автономном округе составляет 3,25 руб./кв. м, минимальный - 0,10 руб./кв. м. В двух районах автономного округа (в Ямальском и Тазовском районах автономного округа) из-за отсутствия на территории данных районов земель лесного фонда средний удельный показатель кадастровой стоимости земель четвертой группы составляет 0,11 руб./кв. м.
Кроме того, необходимо учитывать положения статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет.
Соответственно государственная кадастровая оценка земель промышленности и иного специального назначения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа возможна только в период с 2016 по 2018 год.
Вместе с тем в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 закреплены основные принципы определения арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К числу таких принципов отнесен принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
Таким образом, органы местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе при установлении арендной платы за земельные участки в соответствии с утверждаемой ими методикой расчета арендной платы имели возможность устанавливать размеры арендной платы за земельные участки с учетом таких показателей, как наличие разведанных природных ресурсов, коммерческая привлекательность и другие.
В совокупности, учитывая изложенное, с целью предотвращения снижения доходов местных бюджетов, бюджетов субъектов Российской Федерации, урегулирования на федеральном уровне вопроса об увеличении арендных ставок в отношении Ямало-Ненецкого автономного округа и о внесении изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы определения кадастровой стоимости земель, учитывающих специфику земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предлагается приостановить действие пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации до 01 января 2018 года.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О приостановлении действия пункта 4 статьи 397 Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О приостановлении действия пункта 4 статьи 397 Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 февраля 2015 г. N 2451 "О законодательной инициативе Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О приостановлении действия пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа (www.zsyanao.ru); в "Ведомостях Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа", январь-февраль 2015 г., N 1