Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 2. Итоги бюджетной политики в 2014 году и в первой половине 2015 года
В качестве основных результатов успешно реализуемой Администрацией города Ноябрьска бюджетной политики муниципального образования в 2014 году и первом полугодии 2015 года являются:
- обеспечение сбалансированности бюджета муниципального образования;
- исполнение всех принятых расходных обязательств;
- обеспечение условий для эффективного использования муниципальных финансов;
- повышение качества бюджетного планирования на основе муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (работ) и нормативов затрат на оказание муниципальных услуг (работ);
- совершенствование системы оплаты труда в бюджетном секторе;
- создание механизмов дальнейшего совершенствования бюджетного процесса;
- усиление роли финансового контроля.
Реализуемая в муниципальном образовании бюджетная политика за отчетный период, в условиях сложной экономической ситуации, позволила, прежде всего, сохранить социальную стабильность, исключить риски неисполнения принятых обязательств перед населением.
Структура расходов бюджета муниципального образования город Ноябрьск сохранила социальную направленность. Так расходы бюджета направленные на образование, социальную политику, культуру, физическую культуру и спорт в 2014 году составили 70%, а в 2015 году почти 78%.
В 2014 году был осуществлен полный переход на планирование и исполнение местного бюджета в структуре муниципальных программ муниципального образования. Администрацией города была проведена работа по принятию соответствующей нормативной правовой базы, связанной с разработкой и принятием муниципальных программ. В муниципальном образовании действует 13 муниципальных программ, охватывающих все ключевые отрасли муниципального управления. Охват муниципальными программами расходов местного бюджета составил более 98%.
Первостепенной задачей стоящей перед органами местного самоуправления при реализации бюджетной политики в 2015 году на среднесрочную перспективу является увязка бюджетного планирования с задачами социально-экономического развития муниципального образования. В этой связи, ответственными исполнителями муниципальных программ проводятся мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов и переориентация бюджетных ассигнований на реализацию приоритетных направлений социально-экономического развития путем инвентаризации основных мероприятий соответствующих муниципальных программ и их корректировки.
За отчетный период, при реализации бюджетной политики, основное внимание уделялось сохранению, а в некоторых случаях увеличению объемов финансового обеспечения социально-значимых обязательств. Так в 2014 году объем средств, направленных на исполнение публичных нормативных обязательств, составил более 1 168 млн. рублей, в 2015 году данный показатель увеличился и составил более 1 218 млн. рублей.
Одним из наиболее важных направлений реализации бюджетной политики муниципального образования за период 2014 года и первой половине 2015 года остается исполнение Указов Президента РФ. В связи с этим в муниципальном образовании разработано соответствующее нормативное и методическое обеспечение, создана комплексная система планирования и контроля за исполнением Указов Президента РФ. В результате совокупности проведенных мероприятий, в соответствии с графиком поэтапного повышения средней заработной платы в рамках реализации Указов Президента РФ, целевое значение показателей по средней заработной плате педагогов образовательных учреждений и работников культуры достигнуто.
В целях сохранения сбалансированности местного бюджета, одно из основных направлений реализации бюджетной политики за прошедший период являлось оптимизация бюджетных расходов, путем выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития муниципального образования.
В 2014 году в соответствии с распоряжением Администрации города от 11.04.2014 N Р-252 "Об утверждении плана мероприятий по оптимизации расходов бюджета муниципального образования город Ноябрьск на 2014 - 2016 годы" структурными подразделениями Администрации города были утверждены и исполнены ведомственные планы мероприятий по оптимизации расходов местного бюджета. Проведенные мероприятия позволили перенаправить на более значимые расходы бюджета муниципального образования более 52 млн. рублей.
В результате реализации мер по оптимизации бюджетных расходов, прочие расходы бюджета муниципального образования, не связанные с первоочередными, были сокращены в 2014 году на 20%, и при формировании бюджета на 2015 год на 10% по сравнению с бюджетными назначениями на 2014 год.
Однако уже в начале текущего года экономическая ситуация потребовала принятия дополнительных мер как на региональном, так и на муниципальном уровне. Для этого приняты следующие муниципальные правовые акты:
- распоряжение Администрации города Ноябрьска от 20.02.2015 N Р-186 "О мерах по сокращению расходов бюджета муниципального образования город Ноябрьск в 2015 году";
- распоряжение Администрации города Ноябрьска от 08.04.2015 N Р-377 "Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности муниципального образования город Ноябрьск в 2015 году";
- распоряжение Администрации города Ноябрьска от 19.05.2015 N Р-508 "Об утверждении плана мероприятий по оптимизации расходов бюджета муниципального образования город Ноябрьск на 2015 - 2016 годы".
В соответствии с вышеуказанными документами, пересмотрев приоритеты, на заседании бюджетной комиссии Администрации города Ноябрьска по представлению главных распорядителей средств бюджета муниципального образования, в 2015 году были оптимизированы расходы в объеме ассигнований более 49 млн. рублей, которые в последствие направлены на расширение действующих и реализацию новых мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в муниципальном образовании.
Кроме этого в первом полугодии 2015 года сокращены расходы на содержание органов местного самоуправления, так фонд оплаты труда органов управления по сравнению с первоначально утверждённым планом сокращен на 37,5 млн. рублей.
Также, в рамках проводимой работы в текущем году по оптимизации бюджетных расходов реализуются следующие мероприятия:
- обеспечение исполнения бюджетных обязательств (расходных обязательств муниципального образования) в размере, не превышающем 85% от доведённых до соответствующих главных распорядителей средств местного бюджета лимитов бюджетных обязательств на 2015 год (по состоянию на 01 января 2015 года);
- внесение изменений в нормативные правовые акты муниципального образования, регламентирующие нормирование расходов на функционирование органов местного самоуправления, в целях сокращения расходов местного бюджета на услуги повышенной комфортности;
- рассмотрение предложений структурных подразделений Администрации города, являющихся учредителями муниципальных учреждений, по оптимизации штатной численности муниципальных учреждений.
В 2015 году Администрация города приступила к реализации Программы повышения эффективности управления общественными (муниципальными) финансами в муниципальном образовании город Ноябрьск на период до 2018 года (постановление Администрации города от 24.07.2015 N П-823). В рамках данной Программы утвержден план мероприятий, который содержит меры направленные на совершенствование нормативной правовой базы муниципального образования в области общественных финансов, а также в него включены мероприятия аналитического характера по организации и осуществлению бюджетного процесса.
В отчетном периоде создана нормативная правовая база в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, а также осуществлен комплекс мер организационного характера, направленных на обеспечение реализации Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В муниципальном образовании за 2014 года доля остатков бюджетных ассигнований на закупки, не используемых на конец финансового года составила менее 1% от общего объема расходов бюджета. Общий объем экономии средств бюджета по результатам процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в 2014 году составил более 73 млн. рублей.
В отчётном периоде продолжена работа по проведению оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами доходов, главными распорядителями средств бюджета муниципального образования город Ноябрьск, направленной на формирование представления о финансовом положении и финансовых результатах их деятельности, а также на выявление проблем, связанных с исполнением полномочий участников бюджетного процесса.
Средняя оценка уровня качества финансового менеджмента за 2014 год составила 3,77 балла по 5-балльной шкале и по сравнению с 2013 годом увеличилась на 0,23 балла. Таким образом, данный показатель свидетельствует о повышение качества организации бюджетного процесса главными администраторами средств местного бюджета.
Все результаты мониторинга качества финансового менеджмента размещены в сети Интернет на официальном сайте Администрации города Ноябрьска в разделе "Муниципальные финансы".
Для реализации направлений развития финансового контроля сформирована нормативная база, отвечающая требованиям изменений бюджетного законодательства. Так, одной из задач в области финансового контроля является проведение анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
В этой связи принято постановление Администрации города от 11.06.2015 N П-710 "Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования город Ноябрьск внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита".
Осуществляется контроль за полнотой и достоверностью отчетности по реализации муниципальных программ с применением мер ответственности в случаях предоставления заведомо неполной и недостоверной отчетности.
Принципиально новыми полномочиями наделен орган внутреннего финансового контроля в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по осуществлению финансового контроля на всех стадиях закупочного цикла, от планирования закупок до использования результатов.
План работы по осуществлению финансового контроля в отношении объектов контроля на 2014 год и первое полугодие 2015 года исполнен.
Орган финансового контроля осуществляет контроль в отношении:
- соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Федерального закона N 44-ФЗ и обоснованности закупок;
- соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренных статьей 19 Федерального закона N 44-ФЗ;
- обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) включенной в план-график;
- применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
- своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
- соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
По итогам проведенных проверок за нарушение бюджетного законодательства департаментом финансов Администрации города Ноябрьска выносятся представления и предписания, должностные лица главных распорядителей бюджетных средств привлекаются к административной ответственности. Применение мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства повысило ответственность должностных лиц.
Впервые в целях профилактики нарушений бюджетного законодательства заключено Соглашение о взаимодействии между Администрацией города Ноябрьска и Прокуратурой города Ноябрьска.
В 2014 году продолжена работа по повышению открытости и прозрачности бюджетного процесса, главной целью которой является повышение информационной открытости и понятности действий Администрации города при формировании бюджета муниципального образования.
В 2014 году к местному бюджету на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов разработан и опубликован "Бюджет для граждан" в сети Интернет на официальном сайте Администрации города Ноябрьска в разделе "Муниципальные финансы".
При его разработке особое внимание было уделено доведению до граждан информации в понятной, доступной форме о всех стадиях бюджетного процесса, формирование доходной части местного бюджета и разбивку бюджетных назначений в разрезе муниципальных программ и важных социальных направлениях расходования средств.
В целом стоит отметить, что несмотря на имеющиеся сложности при реализации бюджетной политики в прошедшем периоде, в муниципальном образовании удалось достичь положительных показателей, характеризующих динамику развития финансовой сферы деятельности органов местного самоуправления.
Важнейшими показателем качества управления муниципальными финансами является:
- отсутствие просроченной кредиторской задолженности;
- отсутствие муниципального долга на конец отчетного периода;
- высокая доля средств местного бюджета, распределенная программно-целевым методом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.