Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Основные направления
бюджетной политики муниципального образования город Лабытнанги на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годы
(утв. постановлением Администрации муниципального образования г. Лабытнанги
от 29 октября 2015 г. N 864)
I. Общие положения
Основные направления бюджетной политики муниципального образования город Лабытнанги на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годы (далее - основные направления бюджетной политики, бюджетная политика) определяют цели и приоритеты бюджетной политики Администрации города Лабытнанги в среднесрочной перспективе, разработаны в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" (далее - Указы Президента Российской Федерации), долгосрочной бюджетной стратегией Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 декабря 2012 г. N 1174-П, Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Лабытнанги, утверждённым решением Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 19 февраля 2014 г. N 582, и направлены на реализацию Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 04 декабря 2014 г.
Целью разработки основных направлений бюджетной политики является обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы муниципального образования город Лабытнанги (далее - муниципальное образование), определение основных подходов к формированию проекта бюджета муниципального образования город Лабытнанги на 2016 год, обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.
II. Итоги бюджетной политики в 2014 году и в первой половине 2015 года
За отчетный период в условиях нестабильной экономической ситуации реализуемая бюджетная политика позволила сохранить социальную стабильность, не допустить рисков в части неисполнения обязательств перед населением города Лабытнанги.
В связи с проводимой бюджетной политикой Ямало-Ненецкого автономного округа одной из мер по оптимизации бюджетных средств было сокращение прочих расходов на 20% в 2014 году и на 10% в 2015 году, органами местного самоуправления проведены аналогичные меры на уровне местного бюджета, не затрагивающие первоочередное финансирование социально-значимых расходов.
Кроме того в начале 2015 года региональными и местными исполнительными органами были приняты дополнительные меры по оптимизации расходов соответствующих бюджетов. Определенный объем бюджетных средств зарезервирован и отражен в местном бюджете на отдельной бюджетной классификации. Данные расходы не являются первоочередными.
Кроме реализации мер по оптимизации бюджетных расходов отраслевыми (функциональными) органами Администрации города Лабытнанги успешно реализуется План мероприятий по увеличению доходов, оптимизации расходов бюджета и совершенствованию долговой политики муниципального образования город Лабытнанги на 2013 - 2016 годы, утвержденный распоряжением Администрации города Лабытнанги от 27.02.2014 N 339.
Муниципальными правовыми актами предусмотрены мероприятия по определению дополнительного источника финансирования вопросов местного значения путем возврата главными распорядителями и получателями бюджетных средств, получателями субсидий на выполнение муниципального задания экономии бюджетных средств, образовавшейся в результате конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в соответствии с требованиями Федеральных законов от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". В 2014 году объем экономии средств местного бюджета составил 19 892 тыс. рублей, за первое полугодие 2015 года - 14 418 тыс. рублей.
С 2014 года бюджет муниципального образования исполняется в программном формате - 16 муниципальных программ в 2014 году и 18 - в 2015 году. Разработана соответствующая нормативная база.
На должном уровне реализуются мероприятия по достижению целевых показателей "Дорожных карт" сфер образования, культуры, физической культуры и спорта в соответствии с Указами Президента Российской Федерации.
Департамент финансов Администрации города Лабытнанги в рамках требований бюджетного законодательства Российской Федерации осуществляет внутренний муниципальный финансовый контроль за соблюдением бюджетных правоотношений, за полнотой и достоверностью отчётности, а также контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд путём проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности только в части средств местного бюджета. По результатам проведенных ревизий и проверок выявлено финансовых нарушений на сумму 32 млн. рублей, сумма возмещённых денежных средств в бюджет муниципального образования 12 млн. рублей.
На протяжении более пяти лет местный бюджет формируется бездефицитным, что существенно повышает степень предсказуемости бюджетной политики муниципального образования.
III. Основные направления бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годы
Основные направления бюджетной политики сохраняют преемственность направлений, обозначенных в 2014 году и актуализированных с учетом сложившейся экономической ситуации в 2015 году, а также создание устойчивых условий для развития экономики муниципального образования в условиях ограниченности финансовых ресурсов.
Определяющим фактором является непредсказуемость экономической ситуации в среднесрочной перспективе и, как следствие этого, различные сценарии осуществления бюджетного планирования.
Базовая задача в настоящее время - ограничить темпы роста бюджетных расходов, в том числе на аппараты управлений, а также поиск резервов бюджетных средств.
В связи с этим одним из ключевых вопросов бюджетной политики становится выбор структуры расходов, который позволит достичь максимального эффекта измеримых общественно значимых результатов и определяющий приоритеты распределения ресурсов. Это должно обеспечить создание условий для устойчивого функционирования бюджетной системы, оказания качественных муниципальных услуг, обеспечения социальной стабильности. Таким образом, необходимо обеспечить сбалансированное распределение имеющихся бюджетных ресурсов между текущими (как правило, социальными) расходами и расходами на развитие.
При этом формирование бюджета на основе муниципальных программ создает основу для эффективной концентрации всех ресурсов на важнейшие направления деятельности и исполнения принятых расходных обязательств главными распорядителями бюджетных средств.
На 2016 год определены следующие задачи в расходовании бюджетных средств:
повышение эффективности бюджетных расходов на основе оценки достигнутых результатов, оптимизации затрат на предоставление муниципальных услуг и принятия мер по снижению неэффективных затрат, сокращению затрат, не связанных с основной деятельностью учреждений;
исполнение Указов Президента Российской Федерации в части увеличения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, в том числе за счет внебюджетных источников и внутренних ресурсов, полученных в результате оптимизации структуры и повышения эффективности бюджетных расходов.
Повышение эффективности бюджетных расходов должно быть обеспечено реализацией мер по оптимизации бюджетных расходов на оказание муниципальных услуг и улучшению качества исполнения муниципальных программ муниципального образования.
С 2016 года муниципальные услуги, оказываемые в рамках выполнения муниципального задания будут предоставляться в соответствии с федеральными базовыми перечнями услуг, утвержденными отраслевыми федеральными органами исполнительной власти. В связи с этим в 2015 году отраслевыми (функциональными) органами Администрации города Лабытнанги необходимо привести существующие ведомственные перечни муниципальных услуг в соответствие с федеральными базовыми перечнями государственных и муниципальных услуг. В случае отсутствия в федеральном базовом перечне муниципальной услуги, утвержденной в ведомственном перечне услуг, расходы на её предоставление подлежат исключению из местного бюджета.
В сложных экономических условиях рассматриваются различные мероприятия по сохранению стабильности бюджетной системы муниципального образования, в том числе как вариант - оптимизация структур бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования муниципальных учреждений, оказывающих услуги, не связанных с реализацией полномочий органов местного самоуправления, а также не соответствующих профилю, осуществляющих дублирующие функции и полномочия учредителя, либо другого муниципального учреждения с аналогичным набором полномочий.
Расчет нормативных затрат на оказание муниципальных услуг должен осуществляться с учетом общих требований, определенных на региональном и федеральном уровнях.
В отношении оплаты труда работников муниципальных учреждений города будет продолжена работа по внедрению "эффективного контракта" в отношении каждого работника, исходя из необходимости повышения оплаты труда в зависимости от качества и количества выполняемой работы, в соответствии с показателями "дорожных карт" реализации изменений в отраслях социальной сферы на 2013 - 2018 годы, направленных на повышение доступности и качества предоставления муниципальных услуг населению.
В муниципальных учреждениях всех типов и органах местного самоуправления планируется ввести ограничение на финансирование вакантных должностей, а также единые нормативы затрат по текущим расходам.
Качество предоставления государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам будет повышено за счет обеспечения доступа к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", для чего с 2016 года в полном объеме будет обеспечена работа многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.
Главным распорядителям бюджетных средств на предстоящий трехлетний период необходимо исключить принятие расходных обязательств текущего потребления, которые повлекут увеличение расходов местного бюджета. Таким образом, необходимо выработать единый подход: вновь вводимые обязательства, а также увеличение существующих необходимо рассматривать только при условии оптимизации имеющихся расходов в рамках муниципальных программ. Субсидии муниципальным бюджетным и автономным учреждениям муниципального образования на иные цели в части расходов на развитие, укрепление материально-технической базы должны быть сформированы за счет структурных изменений и оптимизации бюджетных расходов в соответствующих отраслях с учётом остатка средств на исполнение муниципальных заданий.
Планирование расходов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов муниципальной собственности необходимо осуществлять только при наличии утвержденной проектно-сметной документации с положительным заключением государственной экспертизы. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства должны предоставляться преимущественно через технического заказчика, с применением типовых проектов строительной документации.
В целях повышения эффективности бюджетных расходов более 90% от их общего объема будут исполняться в рамках муниципальных программ. Это позволит обеспечить взаимосвязь направлений бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг с приоритетами социально-экономического развития муниципального образования, предусмотренными в Стратегии развития территории муниципального образования.
Если бюджетные средства в рамках муниципальной программы израсходованы в запланированном объеме, а цель достигнута в меньшей степени, чем намечено, то в каждом подобном случае необходимо выявлять и устранять причины такого результата использования бюджетных средств. В этой связи в текущем году необходимо ввести корректировку муниципальных программ на 2016 и последующие годы, имеющих низкую оценку эффективности по итогам 2014 года. Результаты оценки их эффективности следует учесть при формировании проекта бюджета муниципального образования на 2016 год за счет исключения неэффективных мероприятий.
Необходимость соблюдения принципа сбалансированности бюджета подразумевает возможное привлечение заемных средств в случае превышения расходных обязательств над доходами.
Долговая политика будет направлена на воздержание от заимствований для того, чтобы ограниченные бюджетные ресурсы полностью направлялись на приоритетные бюджетные расходы и обеспечение социальной направленности бюджета муниципального образования, недопущения рисков.
В настоящее время долговые обязательства муниципального образования в полном объеме представлены суммой обязательств по муниципальной гарантии, предоставленной некоммерческой организации "Фонд развития муниципального образования город Лабытнанги" по договору, действие которого истекает в апреле 2016 года. В дальнейшем предоставление юридическим лицам муниципальных гарантий не планируется.
Бюджет муниципального образования сохранит социальную ориентированность: более 60% от общего объема расходов планируется направить на финансирование отраслей социальной сферы.
В составе расходов местного бюджета на 2016 год более 20% от общего объема расходов приходится на финансовое обеспечение Указов Президента Российской Федерации, 10% - на социальные выплаты населению.
Главным приоритетом бюджетной политики в сфере расходов остается финансовое обеспечение Указов Президента Российской Федерации.
Данные ассигнования позволят выполнить в полном объеме целевые показатели "дорожных карт":
по повышению оплаты труда отдельных категорий работников бюджетного сектора;
по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу;
по созданию необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых на бесплатной основе семьям, имеющим трех и более детей;
Для повышения доступности дошкольного образования для детей в возрасте от года до трех лет планируется ввод в эксплуатацию двух детских образовательных организаций, строительство которых финансировалось за счет средств других уровней бюджетной системы.
Решение задачи ликвидации аварийных жилых домов реализуется за счет строительства и приобретения жилья, выкупа жилых помещений, признанных непригодными для проживания, использования жилых помещений на условиях социального найма.
В целях улучшения комфортности проживания граждан в многоквартирных домах города Лабытнанги в период с 2016 года по 2045 год будет реализовываться региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Перечень многоквартирных домов планируемых к осуществлению капитального ремонта с разбивкой по периодам проведения ремонта утвержден постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.12.2014 N 1136-П. При проведении капитального ремонта многоквартирных домов важной задачей станет стимулирование реализации энергосберегающих мероприятий, привлечение внебюджетных средств.
Особое внимание уделяется улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей. Продолжится работа по созданию необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых этой категории граждан на бесплатной основе, и оказанию им государственной поддержки на строительство индивидуальных жилых домов экономического класса.
В 2016 году и последующих периодах будет продолжена реализация мероприятий, способствующих улучшению жилищных условий молодых семей.
Расходы на дорожное хозяйство планируется осуществлять за счет средств окружного бюджета, местного бюджета, а так же за счет средств муниципального дорожного фонда, бюджетные ассигнования будут направлены:
на содержание действующей улично-дорожной сети муниципального образования, автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них;
на капитальный ремонт (ремонт) действующей улично-дорожной сети муниципального образования, автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них;
на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов;
на строительство (реконструкция) автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе с твердым покрытием и искусственных сооружений на них, включая проектирование.
Повышение энергетической эффективности в бюджетной сфере и коммунальном комплексе будет осуществляться за счет энергосбережения и рационального использования топливно-энергетических ресурсов.
В 2016 году поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства будет направлена на:
предоставление грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела;
субсидирование затрат на уплату процентов по кредитам, привлечённым на строительство производственных зданий, строений, сооружений для собственных нужд или приобретение оборудования в целях создания, развития, модернизации производства товаров, работ, услуг;
предоставление субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на уплату первого взноса при заключении договора лизинга оборудования.
Продолжится работа по повышению доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов посредством развития программ инклюзивного образования, а также по повышению безопасности пребывания детей в муниципальных образовательных организациях.
Продолжится работа по сохранению объектов культурного наследия города, развитию библиотечного и музейного дела в части обеспечения сохранности, реставрации и пополнения библиотечных и музейных фондов, сохранению и развитию исполнительских искусств, традиционной народной культуры, укреплению материально-технической базы в сфере культуры.
Будут реализовываться мероприятия в целях поддержки и развития потенциала молодежи города Лабытнанги.
Продолжится комплексная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в рамках реализации муниципальной программы муниципального образования, финансирование которой осуществляется за счет средств окружного и местного бюджетов.
Бюджетная политика в сфере физической культуры и спорта будет направлена на совершенствование системы спортивных достижений, расширение возможностей для участия в физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях всех групп населения, внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне".
В социальной сфере необходимо сохранить исполнение в полном объеме установленных действующим законодательством Российской Федерации социальных обязательств перед гражданами.
Переход на предоставление социальных выплат на основе нуждаемости позволит повысить их эффективность, а также высвободить бюджетные средства с направлением их на развитие других отраслей социальной сферы.
Важным элементом бюджетного процесса является внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит, который обеспечивает эффективность функционирования финансовой системы.
Основное назначение внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита должно обеспечить эффективность процесса формирования и расходования денежных средств, находящихся в распоряжении бюджетополучателей.
Внутренний финансовый контроль должен быть направлен на оперативное выявление, устранение и пресечение нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правильности ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской и бюджетной отчетности, эффективное и целевое использования средств местного бюджета и внебюджетных средств, правильность проведения операций с бюджетными средствами на счетах в банках, выявление резервов роста доходов местного бюджета и экономии бюджетных средств, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам, компенсацию последствий незаконных действий, улучшение финансовой дисциплины, проведение методической и разъяснительной работы, успешную реализацию межбюджетных отношений.
Внутренний финансовый аудит должен быть направлен на повышение экономности и результативности использования бюджетных средств путем принятия и реализации решений по внутреннему финансовому контролю.
Для обеспечения основных направлений бюджетной политики необходимо:
1) продолжить практику бюджетного планирования, ориентированного на результат, разграничения действующих и принимаемых обязательств, безусловного исполнения действующих обязательств, реализации уже принятых решений. В случае принятия решения о прекращении или реструктуризации действующих расходных обязательств необходимо своевременное и качественное внесение изменений в муниципальные правовые акты, определяющие эти обязательства и их объемы, до представления проекта решения о бюджете на финансовый год в Городскую Думу муниципального образования город Лабытнанги
2) исключить практику увеличения расходов по действующим, обоснованным ранее решениям, повысить ответственность главных распорядителей бюджетных средств за финансово-экономическое обоснование, инициируемых ими новых расходных обязательств;
3) обеспечить финансирование расходов на реализацию муниципальных услуг с учетом их оптимизации и социальной значимости, а также с учетом возможности привлечения в качестве софинансирования дополнительных средств из других уровней бюджетной системы и внебюджетных источников;
4) главным распорядителям бюджетных средств осуществлять контроль за соблюдением муниципальными учреждениями города лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов с целью обеспечения в приоритетном порядке соблюдения общих требований по энергоэффективности;
5) продолжить в 2016 - 2018 гг. политику, направленную на отсутствие долговых обязательств муниципального образования, исключения экономических рисков, недопущения практики заимствования;
6) продолжить совершенствование форм и методов внутреннего муниципального финансового контроля, усилив предварительный и последующий финансовые контроли, внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит.
Только при выполнении всеми участниками бюджетного процесса изложенных направлений бюджетной политики бюджетная система муниципального образования будет устойчивой и сбалансированной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.