Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Основные направления
налоговой политики муниципального образования город Лабытнанги на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годы
(утв. постановлением Администрации муниципального образования г. Лабытнанги
от 29 октября 2015 г. N 864)
I. Общие положения
Основные направления налоговой политики муниципального образования город Лабытнанги на 2016 - 2018 годы (далее - основные направления налоговой политики, налоговая политика) подготовлены в соответствии с бюджетным законодательством, Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Лабытнанги, утверждённым решением Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 19.02.2014 N 582.
Разработка основных направлений налоговой политики муниципального образования город Лабытнанги (далее - муниципальное образование, город) осуществлена с учётом Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 04 декабря 2014 г., Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" (далее - Указы Президента Российской Федерации), на основании Основных направлений налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2016 - 2018 годы, утвержденной Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 сентября 2015 г. N 912-П, долгосрочной бюджетной стратегией Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 декабря 2012 г. N 1174-П.
II. Основные результаты и проблемы налоговой политики
В 2014 году налоговая политика муниципального образования способствовала проведению работы по повышению налогового потенциала города за счет улучшения администрирования платежей, увеличения собираемости налоговых и неналоговых доходов, проведение претензионно-исковой работы в целях взыскания задолженности по налоговым и неналоговым платежам в бюджет города, увеличения доходов, оптимизации расходов бюджета.
2.1. Основные итоги налоговой политики в 2014 году
Общий объем мобилизованных налоговых и неналоговых доходов за 2014 год в бюджет муниципального образования составил 641 млн. рублей или 14% от общего объема до
ходов бюджета. В сравнении с 2013 годом доля налоговых и неналоговых доходов уменьшилась на 87 млн. рублей.
Основными составляющими налоговых доходов:
налог на доходы физических лиц;
налог на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (акцизы на нефтепродукты);
налог на совокупный доход;
налог на имущество;
прочие налоговые поступления.
Основное неисполнение плановых показателей по доходам бюджета объясняется снижением поступлений по налоговым платежам, в том числе налога на доходы физических лиц, доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты, налога на совокупный доход. Налог на доходы физических лиц является одним из бюджетообразующих налогов муниципального образования. Наполняемость местного бюджета зависит от деятельности организаций, расположенных на территории муниципального образования. В этой связи необходимо уделять особое внимание проблеме легализации теневой заработной плате хозяйствующих субъектов, что является одним из резервов увеличения налога на доходы физических лиц.
С 2014 года в бюджет муниципального образования поступают доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты, которые являются доходным источником муниципального дорожного фонда города Лабытнанги. Однако, в связи со снижением объёмов реализации автомобильного и прямогонного бензинов, моторных масел, а также изменением структуры облагаемого оборота по автомобильному и дизельному топливу (увеличение доли 5 класса, облагаемого по более низкой ставке акциза) снизился и показатель поступления указанного налога в доход муниципального образования.
Результат поступлений налога на имущество и по прочим поступлениям остался прежним - на уровне 2013 года.
В 2014 году все действующие налоговые льготы по местным налогам были сохранены, но подвергались регулярному мониторингу на предмет целесообразности, а так же экономической возможности бюджета, но в первую очередь основополагающей задачей органов местного самоуправления остаётся социальная значимость.
Таблица N 1
Налоговые доходы бюджета муниципального образования за 2012 - 2014 годы
|
|
|
тыс. руб. |
|||
Показатель |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|||
объем поступлений |
доля, % |
объем поступлений |
доля, % |
объем поступлений |
доля, % |
|
Налоги на прибыль, доходы |
413 075 |
76% |
460 529 |
77% |
314 554 |
69% |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
- |
- |
- |
- |
13 323 |
3% |
Налоги на совокупный доход |
112 308 |
21% |
118 155 |
20% |
108 388 |
24% |
Налоги на имущество |
13 692 |
2% |
11 765 |
2% |
11 962 |
3% |
Государственная пошлина, сборы |
4 952 |
1% |
5 773 |
1% |
5 473 |
1% |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам |
5 |
0% |
-2 |
0% |
0 |
0 |
Всего |
544 032 |
|
596 220 |
|
453 700 |
|
Основными составляющими неналоговых доходов: платежи при пользовании природными ресурсами;
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе арендная плата за земельные участки, плата за аренду муниципального имущества;
доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
прочие поступления.
Неналоговые платежи превысили показатель в сравнении с прежним отчётным периодом 2013 года на 56 млн. рублей или на 42% и в итоге составили в 2014 году 187 млн. рублей против фактических поступлений за 2013 год в сумме 132 млн. рублей. Необходимо отметить, что в 2013 году произошло снижение доходов от арендной платы за земельные участки в связи с изменением кадастровой стоимости земельных участков на основании приказа Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 декабря 2012 г. N 1000 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа". Сумма выпадающих доходов бюджета муниципального образования город Лабытнанги за 2013 год составили 37 млн. рублей. В этой связи муниципальное образование в соответствии с действующим законодательством приняло решение об изменении ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. В итоге решением Городской Думы муниципального образования от 28 ноября 2013 г. N 550 утверждены новые ставки арендной платы с 01 января 2014 г. Данным муниципальным правовым актом изменены коэффициенты использования, учитывающие специфику осуществления деятельности на конкретном земельном участке, коэффициенты учитывающие категорию арендатора, коэффициенты, учитывающие категорию земельного участка. Данные коэффициенты применимы к юридическим и физическим лицам в соответствии с видом деятельности и в зависимости от использования земельных участков. В результате бюджет города восстановил выпадающие доходы и получил финансовый результат в 2014 году в сумме поступления доходов 101 млн. рублей или на 98% больше в сравнении с 2013 годом.
Таблица N 2
Неналоговые доходы бюджета муниципального образования за 2012 - 2014 годы
|
|
тыс. руб. |
|
Показатель |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Доходы от размещения средств бюджетов |
213 |
19 |
52 |
Проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов внутри страны |
233 |
176 |
112 |
Арендная плата за земельные участки |
64 599 |
51 006 |
100 939 |
Доходы от прибыли муниципальных унитарных предприятий |
236 |
239 |
248 |
Аренда имущества |
30 795 |
41 156 |
39 552 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
9 812 |
4 807 |
4 778 |
Доходы от оказания платных услуг (работ) |
2 881 |
2 283 |
2 397 |
Доходы от компенсации затрат государства |
9 463 |
10 801 |
17 643 |
Доходы от продажи имущества |
12 948 |
14 518 |
8 131 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
8 328 |
6 836 |
13 000 |
Прочие неналоговые доходы |
-579 |
-207 |
227 |
Всего: |
138 929 |
131 634 |
187 079 |
Одной из причин увеличения доходов от арендной платы за земельные участки является ведение претензионно-исковой работы по взысканию задолженности арендной платы за земельные участки. В рамках проведения таких мероприятий в 2014 году взыскано и поступило в бюджет муниципального образования около 7 млн. рублей. Несмотря на положительные результаты, основной проблемой и отрицательной составляющей по результатам бюджетной отчётности за 2014 год является задолженность по неналоговым доходам. По состоянию на 01 января 2015 г. сумма задолженности увеличилась на 26%, большую часть которой составляет задолженность прошлых лет.
Таблица N 3
Ведение претензионно-исковой работы по взысканию задолженности по неналоговым доходам бюджета муниципального образования за 2012 - 2014 годы
|
|
|
тыс. руб. |
|||
Результат исполнения бюджета |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|||
кол-во |
сумма |
кол-во |
сумма |
кол-во |
сумма |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Направлено досудебных требований, претензий о погашении дебиторской задолженности по неналоговым доходам местного бюджета |
471 |
64 555 |
687 |
24 150 |
455 |
24 351 |
Поступило в бюджет по досудебным требованиям, претензиям |
35 |
6 315 |
206 |
4 788 |
32 |
2 910 |
Направлено исков в суд о взыскании дебиторской задолженности по неналоговым доходам местного бюджета |
37 |
21 727 |
190 |
16 863 |
85 |
5 411 |
Взыскано (поступило) в бюджет по решению суда |
9 |
9 469 |
1 |
364 |
9 |
6 857 |
2.2. Основные проблемы налоговой политики
Налоги непосредственно связаны с уровнем благосостояния (доходами и собственностью) населения, проживающего на данной территории. Для бюджетной системы муниципального образования город Лабытнанги по-прежнему сохраняются риски, обусловленные сложившейся экономической ситуацией в Российской Федерации, внешнеэкономической конъюнктуры, а также низким производственным потенциалом.
Высокодотационность муниципального образования остаётся неизменной на протяжении многих лет. В целях исполнения собственных полномочий, бюджет муниципального образования в 2014 году был обеспечен нецелевыми трансфертами в виде дотации от других уровней бюджетов в размере 1 349 млн. рублей в сравнении с 2013 годом сумма фактических поступлений уменьшилась на 54 млн. рублей или на 4%.
Одной из проблем для муниципального образования остается установление на федеральном уровне налоговых льгот по местным налогам, что приводит к сокращению доходной части местных бюджетов по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, компенсация которых из федерального бюджета не осуществляется.
В "Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов", одобренных Правительством Российской Федерации 01 июля 2014 г., одним из приоритетных направлений обозначено обеспечение оценки эффективности налоговых льгот, которые должны предоставляться на ограниченный период. Однако оценка эффективности установленных Налоговым кодексом Российской Федерации льгот по местным налогам не проводится, отсутствует методика этой оценки.
Вместе с тем налоговые льготы для бюджета муниципального образования составляют значительный объем.
III. Основные направления налоговой политики и совершенствование налогообложения
Исходя из текущей экономической ситуации и задач, поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации, Губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа, Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа, приоритетами налоговой политики в 2016 - 2018 годах в среднесрочной перспективе является дальнейшее повышение эффективности налоговой системы без роста существующей налоговой нагрузки на экономику по основным видам налогов.
Налоговая политика муниципального образования будет направлена на увеличение доходов бюджета за счет повышения эффективности системы налогового администрирования и проведение антикризисных налоговых мер. Работа по сокращению недоимки и мобилизации доходов в муниципальном образовании будет проводиться в рамках реализации постановлений Администрации города Лабытнанги от 30 марта 2015 г. N 238 "О создании межведомственной комиссии по мобилизации доходов бюджета муниципального образования город Лабытнанги", от 10 июля 2012 г. N 414 "О комиссии по повышению эффективности и результативности бюджетных расходов в муниципальном образовании город Лабытнанги", от 27 февраля 2014 г. N 339 "Об утверждении плана мероприятий по увеличению доходов, оптимизации расходов бюджета и совершенствованию долговой политики муниципального образования город Лабытнанги на 2013 - 2016 годы".
Основными направлениями налоговой политики на ближайшую перспективу являются:
1) Мобилизация резервов доходной базы бюджета муниципального образования. Планируется сохранить и в непростых экономических условиях увеличить уровень доходной базы бюджета за счет:
снижения задолженности по налоговым и неналоговым платежам в бюджет муниципального образования;
сокращения "скрытой" недоимки по налогу на доходы физических лиц;
легализации "теневой" заработной платы и объектов налогообложения;
проведение работы по снижению неформальной занятости в городе;
проведение работы по выявлению недвижимого имущества, земельных участков, права на которые не зарегистрированы в установленном порядке и вовлечение их в налогооблагаемый оборот;
актуализации базы данных для исчисления имущественных налогов;
повышения эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий;
сокращения размеров задолженности по арендной плате за земельные участки, недвижимое имущество;
проведения инвентаризации муниципального имущества;
включения неэффективно используемого имущества в прогнозный план приватизации имущества муниципального образования город Лабытнанги;
усиление мер по укреплению налоговой дисциплины налогоплательщиков;
2) Совершенствование налогового администрирования, повышения уровня ответственности главных администраторов доходов бюджета за выполнение плановых показателей поступления доходов в бюджет муниципального образования.
Координация работы органов государственной власти, органов местного самоуправления по мобилизации доходов в бюджет в рамках деятельности межведомственных рабочих групп, комиссий по платежам в окружной и местный бюджеты. Планируется проводить активную работу в плане реализации мероприятий по повышению роли имущественных налогов в формировании доходов бюджета.
3.1. Налоги на прибыль, доходы
В 2016 году по налогу на доходы физических лиц вступят в силу такие важные изменения в налоговое законодательство Российской Федерации, призванные увеличить собираемость данного налога как:
установление обязанности налоговых агентов по ежеквартальному представлению в налоговый орган расчета исчисленных и удержанных сумм налога на доходы физических лиц;
увеличение до пяти лет минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, доходы от продажи которого освобождаются от налогообложения.
Установление обязанности налоговых агентов по ежеквартальному представлению в налоговый орган расчета исчисленных и удержанных сумм налога на доходы физических лиц позволит налоговым органам на ранней стадии проводить мероприятия по взысканию задолженности по налогу на доходы физических лиц что приведет к сокращению недоимки по данному налогу.
3.2. Акцизы по подакцизным товарам
Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено:
в 2016 году увеличение ставок акцизов на автомобильный бензин 3 и 4 классов на 3%, 5 класса - на 36%, на дизельное топливо - на 20%;
в 2017 году снижение ставок акцизов на автомобильный бензин на 23%, на дизельное топливо - на 5%.
3.3. Налоги на совокупный доход
Для стимулирования развития малого предпринимательства в 2015 году на территории Ямало-Ненецкого автономного округа до 01 января 2021 г. установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после 22 апреля 2015 г., осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах и применяющих упрощенную или патентную систему налогообложения.
Так же расширен с 47 до 62 видов предпринимательской деятельности перечень видов предпринимательской деятельности, по которым индивидуальные предприниматели могут быть переведены на патентную систему налогообложения.
3.4. Налоги на имущество
По налогу на имущество физических лиц с 01 января 2015 г. осуществлен переход к порядку исчисления налога исходя из кадастровой стоимости объектов имущества.
Целью введения нового исчисления налога на имущество физических лиц является переход к более справедливому налогообложению исходя из кадастровой стоимости имущества, как наиболее приближенной к рыночной стоимости этого имущества.
Обеспечивая равенство налогообложения и защиту социально-незащищенных категорий граждан, Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены налоговые вычеты в отношении объектов жилого назначения, налоговые льготы, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, а также понижающие коэффициенты, применяемые в течение первых четырех налоговых периодов после введения нового налога.
По решению представительного органа муниципального образования налог вводится в действие или прекращает действовать на соответствующей территории, определяются конкретные налоговые ставки, могут увеличиваться размеры налоговых вычетов и устанавливаться дополнительные налоговые льготы.
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 октября 2014 г. N 83-ЗАО "Об установлении единой даты начала применения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" на территории Ямало-Ненецкого автономного округа установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 01 января 2015 г. В связи с этим Городской Думой муниципального образования город Лабытнанги принято решение от 19 ноября 2014 г. N 22 "Об установлении налога на имущество физических лиц" вступившее в силу с 01 января 2015 г.
В связи с тем, что Налоговым кодексом Российской Федерации срок уплаты данного налога установлен 01 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, реальный результат изменения порядка исчисления налога, исходя из кадастровой стоимости объектов имущества, можно будет оценить в 2016 году. Но уже сейчас прогнозируется увеличение поступлений по налогу в 2 раза от ожидаемых поступлений в 2015 году по налогу на имущество физических лиц, исчисленному за 2014 год. И дальше доходы бюджета от налога будут только увеличиваться за счет уменьшения понижающего коэффициента, применяемого первые четыре года в целях предотвращения резкого увеличения нагрузки на налогоплательщиков.
3.5. Совершенствование методов налогового администрирования
В последние годы вопросам совершенствования методов налогового администрирования уделяется много внимания на федеральном, региональном и местном уровнях.
Среди важных изменений, внесенных в налоговое законодательство Российской Федерации, в области налогового администрирования можно выделить следующие:
обязательность досудебного порядка обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц;
право налогового органа при проведении камеральной проверки уточненной декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога к уплате или заявлена сумма убытка, потребовать у налогоплательщика представления соответствующих пояснений;
невозможность открытия налогоплательщиком нового счета в другом банке, если по существующим счетам приостановлены операции;
право организации, которая соответствует установленным критериям, обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга;
возможность осуществления документооборота с налоговыми органами через личный кабинет.
На федеральном уровне разработана "дорожная карта" "Совершенствование налогового администрирования". В настоящее время разработаны и должны быть приняты законопроекты, предусматривающие:
расширение электронного документооборота между участниками налоговых правоотношений, сокращение времени и материальных затрат на подготовку и представление налоговых деклараций (расчетов) в налоговые органы, повышение эффективности налогового администрирования и налогового контроля (снижение порога со 100 до 50 человек для перехода на обязательное представление налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме, совершенствование порядка проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и ознакомления проверяемых лиц со всеми материалами налогового контроля, включая материалы по результатам дополнительных мероприятий);
В целях совершенствования налогового администрирования налога на доходы физических лиц и повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований налогового законодательства принят Федеральный закон от 02 мая 2015 г. N 113-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах", которым с 01 января 2016 г.:
устанавливаются обязанности налоговых агентов по ежеквартальному представлению в налоговый орган расчета исчисленных и удержанных сумм налога на доходы физических лиц;
устанавливается ответственность налоговых агентов за непредставление и несвоевременное представление в налоговый орган расчета исчисленных и удержанных сумм налога, а также представление недостоверных расчетов и недостоверных сведений о доходах физических лиц;
предоставляются права налоговым органам на приостановление операций налогового агента по счетам в банке в случае непредставления им расчета исчисленных и удержанных сумм налога на доходы физических лиц.
3.6. Параметры налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования на 2016 - 2018 годы
Таблица N 4
Прогноз поступления налоговых и неналоговых доходов бюджета на 2016 - 2018 годы
|
|
|
|
|
|
|
тыс. руб. |
Показатель |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
% роста (снижения) 2016 г. к 2015 г. |
% роста (снижения) 2017 г. к 2016 г. |
% роста (снижения) 2018 г. к 2017 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Налоговые доходы | |||||||
Налоги на прибыль, доходы |
298 020 |
318 775 |
339 496 |
358 168 |
1,07 |
1,07 |
1,05 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации* |
6 674 |
15 376 |
- |
- |
2,3 |
- |
- |
Налоги на совокупный доход |
104 325 |
109 954 |
115 977 |
122 602 |
1,05 |
1,05 |
1,06 |
Налоги на имущество |
11 382 |
11 313 |
12 343 |
14 433 |
0,99 |
1,09 |
1,17 |
Государственная пошлина, сборы |
5 027 |
5 216 |
5 416 |
5 626 |
1,04 |
1,04 |
1,04 |
Итого: |
425 428 |
445 258 |
473 232 |
500 829 |
1,05 |
1,06 |
1,06 |
Неналоговые доходы | |||||||
Проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов внутри страны |
54 |
14 |
0 |
0 |
0,26 |
- |
- |
Арендная плата за земельные участки |
71 371 |
68 263 |
68 263 |
68 263 |
0,96 |
1 |
1 |
Доходы от прибыли муниципальных унитарных предприятий |
30 |
230 |
230 |
230 |
7,67 |
1 |
1 |
Аренда имущества |
30 124 |
32 124 |
36 124 |
38 124 |
1,07 |
1,12 |
1,06 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
4 668 |
1 605 |
6 707 |
6 996 |
0,34 |
4,18 |
1,04 |
Доходы от продажи имущества |
9 992 |
1 500 |
2 000 |
2 500 |
0,15 |
1,33 |
1,25 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
8 261 |
4 703 |
4 703 |
4 754 |
0,57 |
1 |
1,01 |
Итого: |
124 500 |
108 439 |
118 027 |
120 867 |
0,87 |
1,09 |
1,02 |
Всего: |
549 928 |
553 697 |
591 259 |
621 696 |
1,01 |
1,07 |
1,05 |
* Показатели на 2016 - 2018 годы планируются и доводятся управлением Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу после принятия Федерального закона "О федеральном бюджете". В связи с тем, что Федеральный бюджет в 2015 году утверждается только на 2016 год, показатели на 2017 - 2018 года отсутствуют.
Параметры налоговых и неналоговых доходов могут быть изменены в случае уточнения показателей социально-экономического развития муниципального образования город Лабытнанги, внесений изменений в нормативные правовые акты Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципальные правовые акты муниципального образования и внесения изменений в налоговое и бюджетное законодательство Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.