Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации
муниципального образования
Надымский район
от 28 декабря 2015 года N 718
Порядок
осуществления полномочий органом внутреннего муниципального финансового контроля по внутреннему муниципальному финансовому контролю
29 февраля 2016 г., 31 января 2017 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок осуществления полномочий органом внутреннего муниципального финансового контроля по внутреннему муниципальному финансовому контролю (далее - Порядок) определяет требования к процедурам осуществления Департаментом финансов Администрации муниципального образования Надымский район (далее - Департамент финансов или контролирующий орган) внутреннего муниципального финансового контроля в муниципальных образованиях Надымский район и город Надым (далее - муниципальное образование).
1.2. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования Надымский район, Уставом муниципального образования город Надым, решением Районной Думы муниципального образования Надымский район от 25.12.2007 N 133 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Надымский район", решением Собрания депутатов муниципального образования город Надым от 22.06.2012 N 21 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Надым".
1.3. Внутренний муниципальный финансовый контроль в муниципальном образовании (далее - муниципальный финансовый контроль) осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
1.4. Деятельность Департамента финансов по осуществлению полномочий муниципального финансового контроля (далее - контрольная деятельность) основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности и гласности.
Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 февраля 2016 г. N 115 пункт 1.5 настоящего приложения изложен в новой редакции
1.5. Департамент финансов осуществляет предварительный муниципальный финансовый контроль в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и последующий муниципальный финансовый контроль по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности, осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
1.6. Методами осуществления муниципального финансового контроля являются проверка (камеральная или выездная), ревизия, обследование, санкционирование операций. Санкционирование операций является методом предварительного муниципального финансового контроля, а проверка, ревизия и обследование - методом последующего муниципального финансового контроля.
1.6.1. Под санкционированием операций понимается совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
1.6.2. Под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Результаты проверки оформляются актом.
Проверки подразделяются на камеральные, выездные, в том числе встречные проверки.
Под камеральными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения контролирующего органа на основании бюджетной (бухгалтерской) отчетности и иных документов, представленных по его запросу.
Под выездными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов.
Под встречными проверками понимаются проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.
1.6.3. Под ревизией понимается комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности. Результаты ревизии оформляются актом.
1.6.4. Под обследованием понимается анализ и оценка состояния определенной сферы деятельности объекта контроля. Обследование может проводится в рамках камеральных и выездных проверок, ревизий. Результаты обследования оформляются заключением.
1.7. Проверки, ревизии и обследования (далее - контрольные мероприятия) осуществляются на плановой основе и внепланово. Плановая деятельность осуществляется в соответствии с утвержденным планом проведения мероприятий внутреннего муниципального финансового контроля (далее - План). Департамент финансов формирует проект Плана в соответствии с разделом 2 настоящего Порядка. План утверждается Главой муниципального образования Надымский район. Внеплановые контрольные мероприятия осуществляются по поручению Главы муниципального образования Надымский район.
1.8. Объектами муниципального финансового контроля являются:
- главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета муниципального образования, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета муниципального образования, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования;
- финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому представлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации;
- муниципальные учреждения муниципального образования;
- муниципальные унитарные предприятия муниципального образования;
- хозяйственные товарищества и общества с участием муниципального образования в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;
- юридические лица (за исключением муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием муниципального образования в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета муниципального образования, договоров (соглашений) о предоставлении муниципальных гарантий;
- кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета муниципального образования.
1.9. Результаты контрольного мероприятия рассматриваются руководителем контролирующего органа, или лицом, исполняющим его обязанности (далее - начальник Департамента финансов).
1.10. По результатам рассмотрения заключения может быть принято решение о необходимости проведения камеральной или выездной проверки, ревизии.
1.11. По результатам рассмотрения акта камеральной проверки, выездной проверки, ревизии Департаментом финансов могут быть направлены в соответствии с разделом 7 настоящего Порядка, представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений, уведомления о применении бюджетных мер принуждения, исковые заявления в суд с требованием о возмещении ущерба причиненного муниципальному образованию нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
2. Организация контрольной деятельности.
2.1. Департамент финансов формирует проект Плана, по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку. В Плане по каждому контрольному мероприятию устанавливаются объект контроля, тема контрольного мероприятия, проверяемый период, метод контроля (камеральная проверка, выездная (в том числе встречная) проверка, ревизия, обследование), срок проведения контрольного мероприятия, руководитель проверяющей группы, информация о привлекаемых специалистах структурных подразделений Администрации Надымского района и (или) муниципальных учреждений.
Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 января 2017 г. N 44 в пункт 2.2 настоящего приложения внесены изменения
2.2. Проект Плана формируется управлением финансового контроля Департамента финансов и направляется на согласование и утверждение на первое полугодие следующего финансового года - в срок до 20 декабря текущего года, на второе полугодие текущего финансового года до 20 июня.
2.3. Проект плана согласовывается заместителем Главы Администрации муниципального образования Надымский район, курирующем деятельность Департамента финансов, утверждается Главой муниципального образования Надымский район и подлежит размещению на официальном сайте Департамента финансов в сети Интернет.
2.4. Составление проекта Плана осуществляется с учетом следующих условий и критериев:
- существенность и значимость мероприятий, осуществляемых объектами контроля, в отношении которых предполагается проведение мероприятий последующего контроля, и (или) направления и объемов бюджетных расходов;
- оценка состояния внутреннего финансового контроля и аудита в отношении объекта контроля, полученная в результате проведения Департаментом финансов анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, на основании документов и информации, представленной в Департамент финансов в соответствии с пунктами 2.5, 2.6 настоящего Порядка;
- длительность периода, прошедшего с момента проведения идентичного контрольного мероприятия Департаментом финансов (в случае, если указанный период превышает 3 года, данный критерий имеет наивысший приоритет);
- проведение плановых проверок в отношении объекта контроля по одним и тем же вопросам чаще, чем один раз в шесть месяцев не допускается;
- информация о наличии признаков нарушений, поступившая из внешних источников;
- соблюдение равномерности распределения нагрузки на специалистов, принимающих участие в контрольной деятельности;
- исключение из состава участников проведения контрольного мероприятия специалиста, работавшего на объекте контроля в проверяемый период и менее чем за год до начала проведения контрольного мероприятия;
- выделение резерва времени для выполнения внеплановых контрольных мероприятий, определяемого на основании данных о внеплановых контрольных мероприятиях, осуществленных в предыдущие годы;
- наличие информации о планируемых к проведению либо проведенных иными контролирующими органами (в том числе органами ведомственного контроля в сфере закупок) идентичных контрольных мероприятий в целях исключения дублирования контрольной деятельности. Под идентичным контрольным мероприятием понимается контрольное мероприятие, в рамках которого иным государственным или муниципальным органом контроля проводятся (планируются к проведению) контрольные действия в отношении деятельности объекта контроля, которые могут быть проведены Департаментом финансов;
- длительность проверяемого периода не должна превышать три года, за исключением случаев проведения контрольных мероприятий в отношении долгосрочных муниципальных контрактов.
2.5. Главные распорядители (распорядители) средств местного бюджета в целях проведения анализа исполнения бюджетных полномочий по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита представляют в Департамент финансов:
- копии годовых планов проведения контрольных мероприятий на очередной финансовый год в отношении подведомственных им получателей бюджетных средств, а также в отношении получателей субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов по ведомственному направлению деятельности в соответствии с условиями и целями, определёнными при предоставлении указанных средств местного бюджета - в срок до 10 декабря текущего года;
- отчетную информацию по итогам проведённых контрольных мероприятий в текущем финансовом году в отношении подведомственных им получателей бюджетных средств, а также в отношении получателей субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов по ведомственному направлению деятельности в соответствии с условиями и целями, определёнными при предоставлении указанных средств - до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
2.6. Главные администраторы (администраторы) доходов местного бюджета в целях осуществления анализа исполнения бюджетных полномочий по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита представляют в Департамент финансов:
- копии годовых планов проведения контрольных мероприятий на очередной финансовый год в отношении подведомственных им администраторов доходов бюджета - в срок до 10 декабря текущего года;
- отчетную информацию по итогам проведённых контрольных мероприятий в текущем финансовом году в отношении подведомственных им администраторов доходов бюджета - до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
2.7. Решение о проведении контрольного мероприятия принимается начальником Департамента финансов и оформляется приказом. Основаниями для издания приказа являются:
- для плановых контрольных мероприятий - План;
- поручение Главы муниципального образования Надымский район в случае необходимости проведения внепланового контрольного мероприятия;
- докладная записка руководителя проверяющей группы в случае необходимости проведения встречной проверки и (или) обследования в рамках проводимого контрольного мероприятия.
2.8. К участию в проведении проверки могут быть привлечены специалисты Администрации муниципального образования Надымский район и (или) структурных подразделений, главных распорядителей бюджетных средств, муниципальных учреждений.
2.9. К процедурам осуществления контрольного мероприятия относятся назначение контрольного мероприятия, проведение контрольного мероприятия и реализация результатов контрольного мероприятия.
3. Права, обязанности и ответственность участников контрольной деятельности.
3.1. Должностными лицами Департамента финансов, уполномоченными на осуществление контрольной деятельности являются:
- начальник Департамента финансов;
- должностные лица Департамента финансов и (или) структурных подразделений Администрации Надымского района, муниципальных учреждений, включенные в соответствии с приказом начальника Департамента финансов в состав проверяющей группы (далее - участники проверяющей группы).
3.2. Права должностных лиц Департамента финансов, уполномоченных на осуществление контрольной деятельности:
3.2.1. права начальника Департамента финансов:
- издавать приказы о проведении контрольных мероприятий, приостановлении, возобновлении, продлении срока проведения контрольных мероприятий, изменении состава проверяющей группы;
- выдавать представления, предписания с требованием об устранении выявленных нарушений действующего законодательства, а также устранении причин и условий таких нарушений;
- направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации;
- обращаться в суд, арбитражный суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного бюджету муниципального образования;
- в целях реализации положений настоящего Порядка устанавливает распределение должностных обязанностей, полномочий и ответственности структурных подразделений (должностных лиц) Департамента финансов, уполномоченных на проведение контроля в финансово-бюджетной сфере, обеспечивая исключение дублирования функций и условий для возникновения конфликта интересов;
3.2.2. права должностных лиц Департамента финансов, указанных в пункте 3.1. настоящего Порядка:
- запрашивать и получать на основании мотивированного запроса, в т.ч. в письменной форме, информацию, документы и материалы, пояснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий, в том числе информацию о состоянии внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
- при осуществлении контрольных мероприятий беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа начальника Департамента финансов о проведении контрольного мероприятия посещать помещения и территории, которые занимают объекты контроля, требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;
- при осуществлении контрольных мероприятий проводить экспертизы, необходимые при проведении контрольных мероприятий, и (или) привлекать независимых экспертов для проведения таких экспертиз;
- при осуществлении проверок инициировать проведение и участвовать в проведении инвентаризации материальных ценностей (сплошные или выборочные), опечатывать в необходимых случаях кассы и кассовые помещения, материальные и вещевые склады, кладовые, архивы объектов контроля;
- при осуществлении проверок получать от должностных и других лиц объектов контроля для подтверждения выявленных фактов копии, выписки из документов, относящихся к выявленным фактам, или справки, составленные на основании имеющихся документов;
- получать необходимые сведения, справки и копии документов, связанных с осуществлением финансовых операций, объектов контроля, о состоянии их счетов (действующих и не действующих) и оборотов по ним;
- получать необходимые письменные пояснения от должностных, материально ответственных и иных лиц объектов контроля, необходимых для проведения контрольных действий.
3.3. Обязанности должностных лиц Департамента финансов, уполномоченных на осуществление контрольной деятельности:
- своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с настоящим Порядком полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений в установленной сфере деятельности;
- своевременно уведомить руководителя проверяющей группы о наличии близкого родства, свойства с должностными лицами объекта контроля;
- соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
- осуществлять контрольную деятельность в соответствии с приказом начальника Департамента финансов (лица, исполняющего его обязанности) и в соответствии с утвержденной программой проверки;
- своевременно (в течение не более 3-х рабочих дней с момента издания) знакомить представителя объекта контроля с приказом о проведении проверки, приостановлении, возобновлении и продлении срока проведения проверки, изменении состава проверяющей группы, с программой проверки, а также с результатами контрольных мероприятий (актами и заключениями);
- по мере выявления нарушений финансовой дисциплины и недостатков в финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля ознакомить представителя объекта контроля для оперативного принятия необходимых мер к устранению выявленных недостатков, нарушений, предотвращению нарушений и злоупотреблений, возмещению причиненного материального ущерба;
- при выявлении факта совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, передать в правоохранительные органы информацию о таком факте и (или) документы и иные материалы, подтверждающие такой факт, в течение трех рабочих дней с даты выявления такого факта.
3.4. Должностные лица Департамента финансов несут персональную ответственность в соответствии с действующим законодательством за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе осуществления контрольных мероприятий. Персональная ответственность, указанных должностных лиц, закрепляется в их должностных инструкциях.
В случае ненадлежащего исполнения служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при осуществлении контрольных мероприятий, должностные лица, указанные в пункте 3.1 раздела 3 настоящего Порядка, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации
3.5. Руководитель или уполномоченное лицо объекта контроля (далее - представитель объекта контроля) имеет право:
- знакомиться с результатами контрольных мероприятий в срок не более пяти рабочих дней со дня их вручения;
- представлять свои разногласия по результатам контрольных мероприятий, с соблюдением процедур, установленных настоящим Порядком.
3.6. Представитель объекта контроля обязан:
- издать правовой акт (приказ) "Об организационном обеспечении работы группы проверки", назначив должностное лицо, ответственное за своевременное предоставление запрашиваемой информации;
- предоставить всю необходимую информацию, финансовые документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, запрашиваемые должностными лицами, уполномоченными на осуществление контрольной деятельности. Срок предоставления финансовых документов не должен превышать трех рабочих дней;
- обеспечить присутствие главного бухгалтера (бухгалтера), а также иных должностных и (или) материально ответственных лиц;
- предоставить для проведения контрольных мероприятий помещение, услуги связи, оргтехнику, доступ к справочной правовой базе (по возможности). При отсутствии возможности размещения должностных лиц, участвующих в проведении контрольного мероприятия в помещении, занимаемом объектом контроля, допускается проведение контрольных действий без выхода на место нахождения объекта контроля с обязательным составлением соответствующего акта (описи) передаваемых документов;
- по требованию руководителя проверяющей группы организовать проведение инвентаризации наличных денежных средств и материальных ценностей, при этом в состав инвентаризационной комиссии включается проверяющий. Даты проведения и участки (объем) инвентаризации определяются проверяющими по данным направлениям;
- обеспечить неукоснительное исполнение представления, предписания начальника Департамента финансов об устранении выявленных нарушениях бюджетного законодательства, а также об устранении причин и условий таких нарушений.
4. Проведение контрольных мероприятий
4.1. В приказе начальника Департамента финансов о проведении контрольного мероприятия указывается наименование объекта контроля, метод осуществления муниципального финансового контроля (камеральная, выездная проверка, ревизия, обследование), проверяемый период, тема контрольного мероприятия, основание и срок его проведения, руководитель и состав проверяющей группы.
4.2. Проведению контрольного мероприятия должна предшествовать тщательная подготовка путем изучения плановых, отчетных и статистических данных и другой информации, характеризующей деятельность и финансовое состояние подлежащих проверке объектов контроля.
4.3. На основе изучения указанных материалов разрабатывается программа проведения контрольного мероприятия, предусматривающая перечень основных вопросов, подлежащих проверке. Программа утверждается начальником Департамента финансов и одновременно с приказом о проведении контрольного мероприятия вручается представителю объекта контроля. В программе отражается наименование объекта контроля, тема контрольного мероприятия, перечень основных вопросов, подлежащих изучению и проверке, участники проверяющей группы.
4.4. При проведении контрольного мероприятия участники проверяющей группы должны иметь служебные удостоверения.
4.5. Исходя из темы контрольного мероприятия и его программы, руководитель проверяющей группы определяет объем и состав контрольных действий по каждому вопросу программы, а также формы и способы (сплошной или выборочный) проведения таких контрольных действий.
4.6. Предельный срок проведения контрольного мероприятия не может превышать 45 рабочих дней, включая оформление результатов, кроме случаев продления и приостановления контрольного мероприятия, предусмотренных настоящим Порядком.
4.7. Датой начала контрольного мероприятия считается дата, указанная в приказе Департамента финансов на его проведение.
4.8. Датой окончания контрольного мероприятия считается день вручения акта (заключения) представителю объекта контроля. В случае отказа представителя объекта контроля подписать или получить акт (заключение), датой окончания контрольного мероприятия считается день направления акта (заключения) в адрес объекта контроля с фиксацией даты отправления.
4.9. Проведение контрольного мероприятия может быть приостановлено в случае отсутствия или неудовлетворительного состояния бухгалтерского (бюджетного) учета на объекте контроля, а также в случае необходимости проведения встречных проверок либо необходимости получения информации от источников, расположенных за пределами Надымского района.
4.10. Решение о приостановлении проведения контрольного мероприятия принимается начальником Департамента финансов в течение 3 рабочих дней с момента установления обстоятельств, указанных в п. 4.10 настоящего Порядка. Решение принимается на основании докладной записки руководителя проверяющей группы и оформляется приказом, который в срок не позднее 5 рабочих дней с момента издания направляется представителю объекта контроля руководителем проверяющей группы, с предписанием о восстановлении бухгалтерского учета или устранении выявленных нарушений в бухгалтерском (бюджетном) учете либо устранении иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение контрольного мероприятия. Срок, на который может быть приостановлено проведение контрольного мероприятия, не должен превышать 30 рабочих дней.
4.11. Проведение контрольного мероприятия возобновляется приказом начальника Департамента финансов в течение 3 рабочих дней после получения письменного уведомления представителя объекта контроля об устранении причин приостановления контрольного мероприятия либо завершения встречных проверок и (или) получения запрашиваемой информации. Копия приказа направляется представителю объекта контроля в срок не позднее 5 рабочих дней со дня издания руководителем проверяющей группы.
4.12. Срок проведения контрольного мероприятия, установленный при его назначении, может быть продлен приказом начальника Департамента финансов на основании мотивированного представления руководителя проверяющей группы, но не более чем на 30 рабочих дней без учета предельного срока проведения контрольного мероприятия, установленного пунктом 4.7 настоящего Порядка.
4.13. В ходе контрольного мероприятия проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансово-хозяйственных операций объекта контроля по вопросам программы контрольного мероприятия, устанавливается объем выборки и ее состав в целях получения доказательств, достаточных для подтверждения результатов контрольного мероприятия.
4.14. При проведении обследования осуществляются анализ и оценка состояния сферы деятельности объекта контроля. В ходе обследований проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению определенной сферы деятельности объекта контроля, в том числе в целях определения достоверности отчетности о реализации муниципальных программ муниципального образования и муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями муниципального образования. При проведении обследования могут проводиться исследования и экспертизы с использованием фото-, видео- и аудиотехники, а также иных видов техники и приборов, в том числе измерительных приборов. Обследование (за исключением обследования, проводимого в рамках камеральных и выездных проверок, ревизий) проводится в порядке и сроки, установленные для выездных проверок (ревизий). Обследование, проводимое в рамках камеральных и выездных проверок, ревизий, проводится в срок не более 30 рабочих дней.
4.15. Контрольные действия по документальному изучению проводятся по финансовым, бухгалтерским, отчетным документам, документам о планировании и осуществлении закупок и иным документам объекта контроля, а также опросникам третьих лиц путем анализа и оценки полученной информации с учетом письменных объяснений, справок и сведений должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля.
4.16. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и т.п.
4.17. Инвентаризация материальных ценностей или другие аналогичные действия проводятся в присутствии должностных и материально ответственных лиц объекта контроля.
4.18. Контрольные действия осуществляются путем:
- изучения учредительных, регистрационных, нормативно-распорядительных, плановых, сметных, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию на предмет правильности их оформления и законности совершенных операций, соответствия деятельности учредительным документам, в целях установления законности и правильности произведенных финансово-хозяйственных операций;
- проверки фактического соответствия совершенных финансовых операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;
- проведения встречных проверок поступления, использования и сохранности средств местного бюджета, внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования, и сличения имеющихся записей;
- проведения процедур фактического контроля за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования материальных ценностей, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, в том числе с привлечением специалистов муниципальных учреждений муниципального образования, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей путем организации проведения инвентаризаций;
- проверки достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов, сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, арифметической проверки первичных документов;
- анализа состояния внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
- проверки принятых мер по устранению нарушений действующего законодательства, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц по результатам проведения предыдущих контрольных мероприятий;
- проверки прочих вопросов в соответствии с утвержденной программой проверки.
4.19. В приказе начальника Департамента финансов о проведении встречной проверки указывается наименование объекта контроля, проверяемый период, тема контрольного мероприятия, состав проверяющей группы с указанием руководителя и срок проведения встречной проверки.
4.20. Проведение контрольного мероприятия подлежит документированию. Рабочая документация контрольного мероприятия должна содержать:
- документы, отражающие подготовку контрольного мероприятия, включая программу контрольного мероприятия;
- документы о выполнении контрольных действий с указанием исполнителей;
- документальные доказательства, подтверждающие выявленные нарушения действующего законодательства;
- копии обращений, запросов участников контрольного мероприятия и полученные сведения по ним;
- промежуточные акты проверок, промежуточные заключения по результатам проведенных обследований, акты встречных проверок, проведенных в составе проверок, ревизий;
- письменные объяснения или разногласия ответственных должностных лиц объекта контроля по каждому выявленному нарушению в финансово-бюджетной сфере.
5. Оформление результатов контрольного мероприятия.
5.1. Результаты контрольного мероприятия оформляются в письменном виде актом в случае проведения проверки (камеральной, выездной, встречной), ревизии (далее - акт проверки) или заключением в случае проведения обследования. По результатам проверки отдельных вопросов программы контрольного мероприятия, участниками проверяющей группы в соответствии с полученным заданием оформляются промежуточные акты проверки. Акт проверки по результатам контрольного мероприятия формируется руководителем проверяющей группы, на основании промежуточных актов проверки.
5.2. Результаты встречной проверки оформляются актом встречной проверки.
5.3. Акт встречной проверки прилагается к акту проверки, составленному по результатам проведенного контрольного мероприятия.
5.4. В акте проверки обобщаются результаты проверки. Акт проверки должен иметь сквозную нумерацию страниц, при этом нумерация приложений должна быть в порядке их упоминания в тексте. В акте проверки не допускаются помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления. В конце каждой страницы акта проверки в правом нижнем углу проставляется подпись руководителя проверяющей группы. Промежуточный акт проверки, предусмотренный п. 5.1. настоящего Порядка составляется и подписывается участником проверяющей группы.
5.5. Показатели, выраженные в иностранной валюте, приводятся в акте проверки в этой иностранной валюте и в сумме в рублях, определенной по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату совершения соответствующих операций.
5.6. Акт проверки состоит из вводной, описательной и заключительной частей.
5.6.1. Вводная часть акта проверки должна содержать следующие сведения:
- тема контрольного мероприятия;
- дата и место составления акта;
- основание назначения контрольного мероприятия, в том числе указание на плановый либо внеплановый характер мероприятия;
- фамилии, инициалы и должности участников контрольного мероприятия;
- проверяемый период;
- срок проведения контрольного мероприятия;
- общие сведения об объекте контроля, его полное и краткое наименование,
- ведомственная принадлежность и наименование вышестоящего органа (при наличии);
- сведения об учредителях (участниках, при их наличии);
- имеющиеся лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности;
- перечень и реквизиты всех счетов в финансовом органе и в кредитных организациях, включая депозитные, а также лицевых счетов (включая счета, закрытые на момент проведения контрольного мероприятия, но действовавшие в проверяемом периоде);
- фамилии, инициалы и должности лиц, имевших право подписи денежных и расчетных документов в проверяемый период;
- кем и когда проводилась предыдущая проверка, устранение выявленных нарушений;
- иные данные, необходимые, по мнению ответственного участника, для полной характеристики проверенной организации.
5.6.2. Описательная часть акта проверки должна содержать описание проведенной работы и выявленных нарушений по каждому вопросу программы контрольного мероприятия. Описательная часть акта проверки должна состоять из разделов в соответствии с вопросами программы проверки.
5.6.3. Заключительная часть акта проверки, ревизии должна содержать обобщенную информацию о результатах контрольного мероприятия, с указанием суммы по каждому виду финансовых нарушений и общей суммы, на которую они выявлены.
5.7. При составлении акта проверки должна быть обеспечена объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения. Приложением к акту проверки составляется справка о выявленных нарушениях в суммовом выражении, по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
5.8. Результаты контрольного мероприятия, излагаемые в акте проверки должны подтверждаться документами (копиями документов), результатами контрольных действий и встречных проверок, объяснениями должностных, материально ответственных лиц объекта контроля, другими материалами. Указанные документы (копии) и материалы прилагаются к акту проверки.
5.9. В описании каждого выявленного нарушения должны быть указаны положения нормативных правовых актов Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципального образования, которые были нарушены, к какому периоду относится выявленное нарушение, в чем выразилось нарушение, документально подтвержденная сумма нарушения, должностное, материально ответственное или иное лицо объекта контроля, допустившее нарушение.
5.10. В акте проверки не допускаются:
- выводы, предположения, факты, не подтвержденные соответствующими документами;
- указания на материалы правоохранительных органов и показания, данные следственным органам должностными, материально ответственными и иными лицами объекта контроля;
- морально-этическая оценка действий должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля.
5.11. Акт проверки составляется в двух экземплярах: один экземпляр - для объекта контроля, один экземпляр - для Департамента финансов.
5.12. Каждый экземпляр акта проверки подписывается руководителем проверяющей группы, представителем и главным бухгалтером объекта контроля. Промежуточный акт проверки подписывается участниками проверяющей группы непосредственно проводившим проверку по конкретному вопросу программы проверки, представителем и главным бухгалтером объекта контроля.
5.13. Акт встречной проверки составляется в трех экземплярах: один экземпляр - для объекта контроля, в котором проводится встречная проверка, один экземпляр - для Департамента финансов, один экземпляр - в состав акта проверки объекта контроля, в ходе которой проводилась встречная проверка. Каждый экземпляр акта встречной проверки подписывается участниками проверяющей группы непосредственно проводившим встречную проверку и руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) объекта контроля.
5.14. Руководитель проверяющей группы устанавливает по согласованию с представителем объекта контроля срок для ознакомления последнего с актом проверки и его подписания, но не более 5 рабочих дней со дня вручения акта проверки.
5.15. При наличии у представителя объекта контроля разногласий по акту проверки он делает об этом отметку перед своей подписью. Подписанный акт проверки и разногласия по акту проверки в письменном виде, с обязательной ссылкой на соответствующие нормативные документы с приложением подтверждающих документов, представляются руководителю проверяющей группы. Разногласия по акту проверки приобщаются к материалам проверки.
5.16. Разногласия по материалам проведенного контрольного мероприятия, представленные по истечении установленных сроков, а также оформленные с нарушением вышеуказанных требований, не принимаются и не рассматриваются.
5.17. Начальник Департамента финансов в срок до 20 рабочих дней со дня получения письменных разногласий по акту проверки, акту встречной проверки рассматривает их обоснованность и дает по ним письменное заключение. Один экземпляр заключения направляется в адрес объекта контроля, один экземпляр заключения приобщается к материалам контрольного мероприятия с отметкой о получении и является неотъемлемой частью составленного акта проверки.
5.18. О получении одного экземпляра акта проверки представитель объекта контроля делает соответствующую отметку в экземпляре акта проверки, содержащую, в том числе, дату получения акта проверки, подпись должностного лица и ее расшифровку.
5.19. В случае отказа представителя объекта контроля подписать или получить акт проверки руководителем проверяющей группы в конце акта проверки делается соответствующая запись, а акт проверки направляется способом, позволяющим зафиксировать факт его направления (почтовое отправление и т.д.).
5.20. Результаты проведения контрольных мероприятий направляются Главе Администрации Надымского района (лицу, исполняющему обязанности) для сведения.
5.21. По результатам проведения обследования оформляется заключение, которое подписывается руководителем проверяющей группы не позднее последнего дня срока проведения обследования. Заключение в течение 3 рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю объекта контроля.
6. Классификация результатов муниципального финансового контроля.
6.1. Результат контрольного мероприятия при осуществлении муниципального финансового контроля выражается в выявлении нарушений и недостатков, допущенных объектами муниципального финансового контроля и определении их финансовых последствий.
6.2. Под нарушениями понимаются действия (бездействие):
1) запрещенные законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципальными правовыми актами;
2) не соответствующие законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципального образования, и принятым в соответствии с ними муниципальными правовыми актами и приказами Департамента финансов;
3) за совершение которых законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципального образования предусмотрено применение мер ответственности;
4) не обеспечивающие выполнение решений вышестоящих органов и условий договоров.
6.3. Под финансовыми последствиями нарушений понимаются:
1) негативные экономические последствия для муниципальных средств (ущерб);
2) использование муниципальных средств с нарушением установленных процедур;
3) искажения данных бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности.
6.4. Ущерб характеризуется следующими показателями:
1) нецелевые расходы;
2) недопоступление муниципальных средств;
3) недостача муниципальных средств;
4) дополнительная нагрузка на бюджет;
5) необоснованные (неправомерные) расходы.
6.5. Под нецелевыми расходами понимается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенными утвержденным бюджетом или главным распорядителем бюджетных средств в виде бюджетной росписи, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
6.6. Под недопоступлением муниципальных средств понимается недопоступление в бюджет или муниципальную собственность, которые должны были поступить в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, договорами или планами.
6.7. Под недостачей муниципальных средств понимается необеспечение сохранности имеющихся муниципальных средств и материальных ценностей (пропажа, хищение и т. д).
6.8. Под дополнительной нагрузкой на бюджет понимаются расходы, обусловленные необходимостью компенсации последствий нарушений законодательства или договоров, совершенных муниципальными организациями или должностными лицами (удорожание, брак, штрафы, выплаты по исполнительным листам).
6.9. Под необоснованными (неправомерными) расходами муниципальных средств понимаются расходы, произведенные с нарушением нормативных правовых актов, документов вышестоящих органов и (или) условий заключенных договоров. Расходы, осуществленные вследствие:
- неверного толкования и применения правовых актов;
- допущенных арифметических и иных ошибок;
- отсутствия подтверждающих и иных оправдательных документов;
- завышения расценок и объемов, приписки, оплата безтоварных счетов и т.д.
6.10. Под использованием муниципальных средств с нарушением установленных процедур понимаются финансовые последствия нарушений, которые не привели к негативным экономическим последствиям (ущербу).
6.11. Под искажением данных бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности понимаются бухгалтерские результаты действий с целью скрыть негативные последствия финансово-хозяйственной деятельности.
6.12. Под недостатками понимаются действия (бездействие), проявляющиеся в виде:
1) неэффективной деятельности по управлению муниципальными средствами;
2) некачественного исполнения своих функций и должностных обязанностей.
6.13. Действия (бездействие) должностных лиц или организаций оцениваются как недостатки в следующих случаях:
1) когда проверяющим доказана возможность достижения лучшего результата при использовании данного объема средств или достижения данного результата при использовании меньшего объема средств;
2) когда установлено использование не всех имеющихся возможностей по получению, сохранению и более результативному использованию муниципальных средств;
3) когда запланированный результат не достигнут.
6.14. Финансовые последствия недостатков характеризуются следующими показателями:
1) избыточные расходы;
2) безрезультатные затраты;
3) упущенная выгода;
4) недостоверные сведения в бухгалтерском (бюджетном) учете и отчетности;
5) несвоевременное поступление муниципальных средств.
6.15. Под избыточными расходами понимается разница между фактически израсходованными средствами и нормативным или минимально необходимым (достаточным) объемом средств для достижения данного результата.
6.16. Под безрезультатными расходами понимаются расходы, не приведшие к необходимому (ожидаемому, планируемому) результату.
6.17. Под упущенной выгодой понимается недопоступление в бюджет доходов и в муниципальную собственность имущества в результате выявленных недостатков.
6.18. Под недостоверными сведениями в бухгалтерском (бюджетном) учете понимаются установленные случаи технических ошибок в данных бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности, иных документах, которые непосредственно не влияют на экономичность и результативность использования и формирования муниципальных средств.
6.19. Под несвоевременным поступлением муниципальных средств понимается их недопоступление в запланированный срок.
6.20. Установленные в ходе контрольного мероприятия нарушения, недостатки и их финансовые последствия в обязательном порядке подлежат классификации и количественной оценке в денежном выражении в соответствии с установленными настоящим Порядком показателями и систематизацией в акте по следующим видам:
1) финансовые последствия нарушений, в том числе:
- ущерб, в том числе: нецелевые расходы; недопоступление муниципальных средств; недостача муниципальных средств; дополнительная нагрузка на бюджет; необоснованные, (неправомерные) расходы;
- использование муниципальных средств с нарушением установленных процедур;
- искажение данных бухгалтерского учета и отчетности;
2) финансовые последствия недостатков, в том числе:
- избыточные расходы;
- безрезультатные затраты;
- упущенная выгода;
- недостоверные сведения бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности;
- несвоевременное поступление муниципальных средств;
3) резервы пополнения и экономии муниципальных средств.
6.21. К резервам пополнения и экономии муниципальных средств относятся установленные контрольным мероприятием ущерб, подлежащий возмещению в бюджет, а также подлежащие сокращению и ликвидации избыточные и безрезультатные расходы, упущенная выгода.
7. Реализация результатов проведения контрольного мероприятия.
7.1. При осуществлении полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю Департамент финансов в случаях, установленных действующим законодательством, направляет объектам контроля представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения. Примерная форма представления, предписания, приведена в приложениях N 3, 4 к настоящему Порядку.
7.2. Под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях настоящего Порядка понимается документ органа внутреннего муниципального финансового контроля, обязательный к рассмотрению Департаментом финансов, содержащий основания для применения предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных мер принуждения. Примерная форма уведомления о применении бюджетных мер принуждения приведена в приложении N 5 к настоящему Порядку.
7.3. По результатам встречных проверок и обследований представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения не направляются.
7.4. Обжалование предписаний Департамента финансов осуществляется в судебном порядке.
7.5. Департамент финансов осуществляет контроль за исполнением объектами контроля выданных представлений, предписаний и уведомлений о применении бюджетных мер принуждения. В случае неисполнения представления и (или) предписания Департамент финансов применяет к лицу, не исполнившему такое представление и (или) предписание, меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.6. В случае неисполнения предписания Департамента финансов о возмещении причиненного нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (в том числе нормативных правовых актов автономного округа, муниципальных правовых актов), муниципальному образованию ущерба Департаментом финансов направляется в суд исковое заявление о возмещении ущерба, причиненного муниципальному образованию нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (в том числе нормативных правовых актов автономного округа, муниципальных правовых актов), в установленном действующим законодательством порядке.
7.7. В случае поступления информации и (или) выявления обстоятельств и фактов, свидетельствующих о признаках состава преступления, такие материалы направляются в правоохранительные органы в течение трех рабочих дней.
Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 февраля 2016 г. N 115 настоящее приложение дополнено пунктом 7.8
7.8. В случае выявления фактов административных правонарушений в финансово-бюджетной сфере Департамент финансов осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Требования к составлению и представлению отчетности о результатах проведения контрольных мероприятий
8.1. В целях раскрытия информации о полноте и своевременности выполнения плана контрольных мероприятий за отчетный год, обеспечения эффективности контрольной деятельности, а также анализа информации о результатах проведения контрольных мероприятий Департамент финансов ежегодно составляет и представляет отчет по форме согласно приложению N 6 к настоящему Порядку (далее - Отчет) с составлением пояснительной записки к Отчету.
8.2. В пояснительной записке приводятся сведения об основных направлениях контрольной деятельности Департамента финансов.
8.3. Отчет Департамента финансов о результатах проведения контрольных мероприятий включается в состав отчета об исполнении бюджета муниципального образования.
8.4. Информация о проведенных контрольных мероприятиях размещается на официальном сайте Департамента финансов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.