Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации муниципального
образования Надымский район
от 26 ноября 2015 г. N 616
Основные направления
бюджетной политики муниципального образования Надымский район, муниципального образования город Надым на 2016 год
I. Общие положения
Основные направления бюджетной политики муниципального образования Надымский район, муниципального образования город Надым (далее - соответствующее муниципальное образование) подготовлены на основе Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, основных направлений бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, разработанных Министерством финансов Российской Федерации, постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 ноября 2015 года N 1055-П "Об основных направлениях бюджетной политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2016 - 2018 годы".
Целью разработки основных направлений бюджетной политики является обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы соответствующего муниципального образования, с учетом текущей экономической ситуации, определения основных подходов к формированию проекта бюджета соответствующего муниципального образования на 2016 год для обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.
II. Итоги бюджетной политики в 2014 году и в первой половине 2015 года
Реализуемая в соответствующем муниципальном образовании бюджетная политика за отчетный период, в условиях замедления темпов экономического роста, вызванного усилением геополитической напряженности, позволила сохранить в соответствующем муниципальном образовании социальную стабильность, исключить риски неисполнения принятых обязательств перед населением.
Первоочередной задачей при реализации бюджетной политики в 2014 году на среднесрочную перспективу являлась увязка бюджетного планирования с задачами социально-экономического развития соответствующего муниципального образования. В этой связи были приняты и своевременно реализованы мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов и переориентация бюджетных ассигнований на развитие приоритетных направлений муниципальной политики.
В 2014 году осуществлен полный переход на планирование и исполнение бюджета соответствующего муниципального образования в структуре муниципальных программ, охватывающих все направления деятельности.
По результатам исполнения бюджета муниципального образования Надымский район данный показатель составил 99,73% от общих расходов, бюджета муниципального образования город Надым - 99,94%.
В 2015 году в муниципальном образовании Надымский район действует 20 муниципальных программ на общую сумму 6 626 080 тыс. рублей или 97,2% от общих расходов. В муниципальном образовании город Надым осуществляется реализация 14 муниципальных программ на общую сумму 520 938 тыс. рублей или 99,36% от общих расходов.
Основываясь на итогах реализации муниципальных программ в предшествующем году и первой половине текущего года, продолжается работа по совершенствованию механизмов бюджетного планирования на основе муниципальных программ.
За отчетный период, при реализации бюджетной политики, основное внимание уделялось сохранению социально значимых обязательств.
В бюджете муниципального образования Надымский район доля социально значимых расходов составила 53,72%.
Также за период 2014 года и первой половины 2015 года реализованы мероприятия по достижению целевых показателей "Дорожных карт", направленных на повышение уровня оплаты труда категорий работников учреждений бюджетной сферы, в соответствии с графиком поэтапного повышения средней заработной платы в рамках реализации майских указов Президента Российской Федерации.
В целях сбалансированности бюджета соответствующего муниципального образования одним из основных направлений реализации бюджетной политики за прошедший период являлась оптимизация бюджетных расходов путем выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития соответствующего муниципального образования и создания системы оценки эффективности использования бюджетных средств.
Для этого на муниципальном уровне приняты следующие правовые акты:
- постановление Администрации муниципального образования Надымский район от 27 марта 2014 года N 211 "Об утверждении плана мероприятий по увеличению доходов, оптимизации расходов бюджета и совершенствованию долговой политики муниципального образования Надымский район, муниципального образования город Надым на 2014 - 2016 годы";
- постановление Администрации муниципального образования Надымский район от 13 февраля 2015 года N 64 "Об утверждении плана мероприятий по увеличению доходов, оптимизации расходов бюджета и совершенствованию долговой политики муниципального образования Надымский район, муниципального образования город Надым";
- распоряжение Администрации муниципального образования Надымский район от 18 февраля 2015 года N 269-р "О создании рабочей группы по вопросам эффективности и целесообразности расходования средств бюджетов муниципального образования Надымский район, муниципального образования город Надым";
- распоряжение Администрации муниципального образования Надымский район от 07 апреля 2015 года N 526-р "Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в муниципальном образовании Надымский район в 2015 году";
- постановление Администрации муниципального образования Надымский район от 31 августа 2015 года N 475 "Об утверждении Программы повышения качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальном образовании Надымский район";
- распоряжение Администрации муниципального образования Надымский район от 13 октября 2015 года N 1272-р "Об утверждении плана мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в муниципальном образовании Надымский район на 2016 - 2017 годы".
В соответствии с вышеуказанными документами, пересмотрев приоритеты, сокращен ряд непервоочередных расходов в бюджете соответствующего муниципального образования.
Также в рамках проводимой в текущем году работы по оптимизации бюджетных расходов рассмотрены предложения по оптимизации штатной численности муниципальных учреждений соответствующего муниципального образования.
С целью повышения эффективности расходов бюджета и качества управления муниципальными финансами проведена оценка качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств бюджета муниципального образования Надымский район за 2014 год.
Результаты мониторинга качества финансового менеджмента размещены на официальном сайте Департамента финансов Администрации муниципального образования Надымский район в сети Интернет.
Также одним из приоритетов реализованной в 2014 году - начале 2015 года бюджетной политики соответствующего муниципального образования является продолжение внедрения в практику управления бюджетным процессом передовых инновационных технологий, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг.
В настоящее время в электронном виде проводятся все операции по санкционированию денежных обязательств участников бюджетного процесса, учету бюджетных обязательств.
В 2014 году получила свое дальнейшее развитие работа по повышению открытости и прозрачности бюджетного процесса, главной целью которой является повышение информационной открытости и понятности действий органов местного самоуправления, предоставление органами местного самоуправления открытых данных для реализации эффективной системы общественного контроля за расходованием бюджетных средств.
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 05 июля 2012 года N ДМ-П13-3787, для обеспечения принципа прозрачности (открытости), полного и доступного информирования граждан (заинтересованных пользователей) о местных бюджетах, составляется и публикуется на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального образования "бюджет для граждан".
Под "бюджетом для граждан" понимается документ (информационный ресурс), содержащий основные положения проекта бюджета (решения о бюджете, решения об исполнении бюджета за отчетный финансовый год) соответствующего муниципального образования в доступной для широкого круга заинтересованных пользователей форме, разрабатываемый в целях ознакомления граждан с основными целями, задачами и приоритетными направлениями бюджетной политики, обоснованиями бюджетных расходов, планируемыми и достигнутыми результатами использования бюджетных ассигнований.
При утверждении бюджетов соответствующих муниципальных образований на 2015 год и на плановый период 2016 - 2017 годов "бюджеты для граждан" опубликованы на официальных сайтах Администрации муниципального образования Надымский район и Департамента финансов Администрации муниципального образования Надымский район 27 ноября 2014 года.
При утверждении отчетов об исполнении бюджетов соответствующих муниципальных образований за 2014 год "бюджеты для граждан" опубликованы на официальных сайтах Администрации муниципального образования Надымский район и Департамента финансов Администрации муниципального образования Надымский район 29 апреля 2015 года.
Результаты проводимой бюджетной политики в отчетном периоде наглядно отражают обеспечение единой бюджетно-финансовой политики соответствующего муниципального образования.
III. Основные направления бюджетной политики
Бюджетная политика соответствующего муниципального образования на предстоящий период будет реализовываться в условиях увеличения рисков, связанных с возможными кризисными явлениями в экономике, вызванными усилением геополитической напряженности.
Таким образом, главной задачей, стоящей перед соответствующим муниципальным образованием при реализации бюджетной политики, является обеспечение и создание условий для структурных изменений экономики в условиях ограниченности финансовых ресурсов.
При реализации данной задачи особую роль приобретает результат использования бюджетных средств, а также поиск резервов и оптимизация бюджетных расходов с учетом оценки эффективности их использования и выбранных экономических приоритетов.
Для этого, всем участникам бюджетного процесса необходимо сконцентрировать усилия на реализации следующих основных направлений бюджетной политики:
1) обеспечение устойчивости функционирования бюджетной системы соответствующего муниципального образования при сбалансированном распределении бюджетных ресурсов;
2) приведение уровня бюджетных расходов в соответствие с новыми реалиями путем ограничения темпов роста расходов, особенно направленных на текущее потребление;
3) повышение эффективности и результативности программно-целевого управления и бюджетирования, повышение ответственности заказчиков муниципальных программ за выполнение показателей, за экономическую и бюджетную эффективность;
4) повышение качества предоставления муниципальных услуг;
оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов;
повышение эффективности процедур проведения муниципальных закупок;
5) развитие внутреннего финансового контроля на ведомственном уровне;
6) обеспечение высокого качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств;
7) обеспечение эффективности муниципальных финансов путем построения целостной системы открытости деятельности органов местного самоуправления на базе системы "Электронный бюджет";
8) обеспечение прозрачности и открытости муниципальных финансов, повышения доступности и понятности информации о бюджете за счет развития портала "Бюджет для граждан".
Бюджетная политика соответствующего муниципального образования на предстоящий период сохраняет преемственность целей и задач, определенных прошедшим бюджетным циклом, с учетом изменений, сложившихся в экономике.
Первостепенной целью бюджетного планирования является достижение сбалансированности бюджета соответствующего муниципального образования. Приоритетом, как и прежде, будет являться безусловное выполнение принятых расходных обязательств. При этом в первоочередном порядке бюджетными ассигнованиями будут обеспечены социально значимые расходы.
В целях снижения рисков разбалансированности бюджета соответствующего муниципального образования необходимо добиться ограничения роста бюджетных расходов. Следует применить правило, что принятие новых расходных обязательств либо увеличение действующих расходных обязательств, должно быть подкреплено соответствующим источником финансирования. В этой связи необходимо провести инвентаризацию расходных обязательств и оценить их эффективность.
Одним из ключевых направлений бюджетной политики является ненаращивание расходов, связанных с текущим обеспечением бюджетного сектора. В этой связи устанавливается правило - все вновь вводимые обязательства, а также увеличение существующих обязательств будут учитываться только при условии оптимизации имеющихся расходов в рамках соответствующей муниципальной программы и (или) ведомства главного распорядителя бюджетных средств.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов задача повышения эффективности бюджетных расходов становится первостепенной. Необходимо активно использовать оценку эффективности бюджетных расходов уже на этапе планирования расходов. Главным инструментом должны стать муниципальные программы.
Программно-целевой принцип составления бюджета соответствующего муниципального образования проводится на основе обеспечения взаимосвязи между общественно значимыми конечными результатами и бюджетными ресурсами, направляемыми на программную деятельность субъектов бюджетного планирования для обеспечения достижения поставленных перед ними целей. Наиболее важным направлением разработки муниципальных программ является их интеграция в единую систему стратегического планирования с отражением надежного и точно посчитанного финансового обеспечения.
Улучшение качества муниципальных программ и расширение их использования в бюджетном планировании повысит обоснованность бюджетных ассигнований на этапе их формирования, обеспечит наличие более широких возможностей для оценки их эффективности.
В свою очередь, бюджетное планирование в дальнейшем будет зависеть исключительно от оценки эффективности реализации соответствующей муниципальной программы. Неэффективные муниципальные программы будут закрыты или реализация отдельных подпрограмм или мероприятий, входящих в состав муниципальной программы, будет прекращена.
Еще одним направлением совершенствования в этой области является число соисполнителей отдельных муниципальных программ. В ряде случаев наличие значительного числа соисполнителей говорит о некорректном распределении функций между главными распорядителями бюджетных средств и их подведомственными учреждениями. Это усложняет процедуры формирования муниципальных программ и управления их реализацией, а также способствует размыванию ответственности за реализацию муниципальной программы в целом.
Элементы системы осуществления бюджетного процесса должны быть увязаны между собой. Формирование муниципальных программ не должно осуществляться в отрыве от муниципальных услуг. Главной целью проводимой бюджетной политики является удовлетворение потребностей населения в муниципальных услугах.
Таким образом, одним из приоритетов проводимой бюджетной политики соответствующего муниципального образования должно стать повышение эффективности оказания муниципальных услуг.
В рамках работы по повышению эффективности бюджетных расходов необходимо обеспечить увязку состава и объема муниципальных услуг с гарантиями и обязательствами государства. Данное направление будет реализовываться посредством создания единого перечня государственных и муниципальных услуг и работ на основе базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, которые будут действовать для всех публично-правовых образований. Таким образом, главным распорядителям бюджетных средств соответствующего муниципального образования в предстоящем финансовом году необходимо завершить данную работу, сформировать ведомственные перечни оказываемых муниципальных услуг на основе базового (отраслевого) перечня.
Еще одним направлением оптимизации бюджетных расходов, связанных с оказанием муниципальных услуг, являются остатки средств на счетах бюджетных и автономных учреждений. Необходимо отметить, что причиной образования остатков субсидий на выполнение муниципального задания, как правило, является невыполнение показателей муниципального задания, что свидетельствует о низкой финансовой дисциплине и об отсутствии должного контроля со стороны главного распорядителя бюджетных средств, в введении которого находятся бюджетные и автономные учреждения.
В предстоящем периоде продолжится реформирование системы оплаты труда работников бюджетной сферы.
В качестве финансового источника мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда в бюджетном секторе должны использоваться, прежде всего, внутренние резервы муниципальных учреждений.
Также большое внимание будет уделено оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления муниципального образования Надымский район за счет исключения избыточности и дублирования функций, выполняемых структурными подразделениями Администрации муниципального образования Надымский район, а также недопущения увеличения численности работников органов местного самоуправления.
В результате неоднократных изменений в течение финансового года состава структур органов местного самоуправления, как следствие, происходит ежегодное увеличение объема запланированных бюджетных ассигнований на содержание органов местного самоуправления.
В условиях необходимости оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления необходимо исключить данную практику, а расходы на оплату труда должны осуществляться в пределах бюджетных ассигнований первоначально утвержденных на содержание органов местного самоуправления муниципального образования Надымский район.
Учитывая, что вопросы, связанные с повышением заработной платы работников бюджетного сектора, носят не разовый (одномоментный) характер, а направлены на долгосрочный период, необходимо уделить особое внимание системе совершенствования оплаты труда в бюджетном секторе.
Одним из направлений повышения эффективности бюджетных расходов является улучшение качества внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, что позволит обеспечить более полный, своевременный (прежде всего предварительный) контроль внутренних бюджетных процедур, а следовательно, существенное улучшение финансовой дисциплины ведомств.
Развитие системы муниципального финансового контроля будет обеспечиваться путем:
- совершенствования системы внутреннего муниципального финансового контроля;
- переориентации муниципального финансового контроля на контроль над соблюдением участниками бюджетного процесса требований бюджетного законодательства;
- усиления контроля над эффективностью использования бюджетных средств, муниципального имущества, достоверностью отчетности о результатах реализации муниципальных и ведомственных целевых программ, выполнения муниципальных заданий;
- своевременного выявления допущенных нарушений, достаточной обоснованности выводов по итогам контрольных мероприятий.
Организация бюджетного процесса на основе программно-целевых методов управления предъявляет новые требования к инструментам финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств.
Данное направление бюджетной политики должно стать процессом, встроенным в деятельность каждого главного распорядителя бюджетных средств, и охватывать все элементы бюджетного процесса: составление и исполнение бюджета во взаимосвязи с процедурами закупок для муниципальных нужд, учет и отчетность, финансовый контроль и аудит.
Совершенствование финансового менеджмента будет включать в себя:
- доработку методики проводимого мониторинга в целях повышения эффективности бюджетных расходов;
- формирование по результатам оценки сводного рейтинга главных распорядителей бюджетных средств, в разбивке по степени качества управления с последующей публикацией результатов в сети Интернет.
Повышение эффективности бюджетных расходов невозможно без создания механизмов открытости бюджетного процесса. Одним из инструментов в данном направлении является реализуемая на всех уровнях бюджетной система Российской Федерации информационная система управления общественными финансами "Электронный бюджет".
Основной задачей, стоящей перед соответствующим муниципальным образованием в данном направлении бюджетной политики, является полноценная интеграция в систему "Электронный бюджет", ведение различных мониторингов, представление отчетности и иной работы, осуществляемой в целях комплексного наполнения соответствующих разделов информационной системы.
Одним из направлений работы в системе "Электронный бюджет" является формирование реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (далее - Сводный реестр). С 01 января 2016 года участники бюджетного процесса будут вправе осуществлять бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, только при условии включения сведений о данных бюджетных полномочиях в Сводный реестр. В этой связи Департамент финансов Администрации муниципального образования Надымский район, не позднее 01 января 2016 года, должен обеспечить внесение информации и документов в Сводный реестр.
В перспективе главным распорядителям бюджетных средств необходимо быть готовыми к дальнейшему развитию информационной системы "Электронный бюджет" по таким направлениям, как:
- ведение бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств;
- формирование муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (работ);
- осуществление обмена различной информацией в электронном виде с использованием электронной подписи по вопросам предоставления субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
- информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок.
Результатом интеграции бюджетной системы соответствующего муниципального образования в общероссийскую единую информационную систему "Электронный бюджет" будет наличие достоверной и открытой информации о бюджете соответствующего муниципального образования и осуществляемом бюджетном процессе.
Одним из новых направлений в осуществлении бюджетной политики прошедшего периода стало внедрение принципа открытости и прозрачности общественных финансов, усиление роли гражданского общества в осуществлении бюджетного процесса, создание механизмов, направленных на повышение доступности и понятности информации для граждан.
В качестве инструмента реализации данного направления служит развитие портала "Бюджет для граждан", размещенного на официальном сайте Департамента финансов Администрации муниципального образования Надымский район.
Данный портал обязан быть наполнен таким объемом информации и в такой форме, чтобы жители муниципального образования могли вникнуть в суть происходящих этапов бюджетного процесса. "Бюджет для граждан" в доступной для населения форме должен содержать информацию о бюджетном процессе, сведения о доходах и расходах по отраслям (направлениям деятельности) и по муниципальным программам.
Учитывая все негативные явления в экономике и с учетом изменений федерального бюджетного законодательства, в предстоящем бюджетном периоде необходимо проделать весь комплекс мер, направленных на синхронизацию нормативной правовой базы соответствующего муниципального образования в сфере бюджетных правоотношений.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального образования Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 ноября 2015... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.