Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I
"Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы"
Конституцией Российской Федерации в п. 1 ст. 9 гарантировано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Конституционно обязательное обеспечение рационального и эффективного использования, а также охраны земли и других природных ресурсов предполагает осуществление всеми субъектами отношений по использованию земли охрану природных ресурсов: органами государственной власти, органами местного самоуправления и обществом в целом.
Сочетание природных и антропогенных факторов, под воздействием которых формируется экологическая обстановка района таково, что практически все действующие объекты природопользования представляют или при определенных условиях могут представлять экологическую опасность, что накладывает особую ответственность на организацию и осуществление работ за соблюдением требований по охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Проблема рационального использования и охраны земельных ресурсов является одной из актуальнейших в области охране окружающей среды, так как связана с использованием одного из ценнейших даров природы - почвы, ее плодородия. Сохранение почв и их плодородия является одной из приоритетных задач государства и граждан России.
Добыча нефти и газа, само функционирование и развитие топливно-энергетического комплекса оказывают чрезвычайно большое дестабилизирующие влияние на воспроизводство природных ресурсов, состояние окружающей среды. Одной из крупных экологических проблем на территории муниципального образования Надымский район является загрязнение земель нефтью и нефтепродуктами. Вследствие развития нефтегазового комплекса на территории муниципального образования Надымский район значительно сокращается площадь оленьих пастбищ, ухудшается их состояние. Деградация пастбищных земель в тундре происходит в результате нарушения растительного покрова при освоении месторождений полезных ископаемых, неконтролируемого бездорожного проезда автотранспорта, перегрузок оленьих пастбищ скотом, проведения геологоразведочных работ.
Площадь земель на территории муниципального образования город Надым и муниципального образования Надымский район, занятых несанкционированными свалками, составляет 34,338 тыс. м2 земель. На данных землях проявляются процессы деградации земель. Несмотря на незначительный удельный вес этих площадей, эти земельные угодья имеют важное экологическое значение и требуют строгого контроля за их состоянием.
Состояние земель на территории муниципального образования город Надым, муниципального образования Надымский район, находящихся в сфере хозяйственной деятельности, остается неудовлетворительным. Нерациональное использование земли, потребительское бесхозяйственное отношение к ней приводят к нарушению выполняемых ею функций, снижению природных свойств.
Одними из наиболее проблемных для любой территории являются твердые бытовые отходы. Масса бытовых отходов, образуемых населением города и района, превышает 96 тыс. тонн в год. Основная масса ТБО приходится на жилой сектор.
В районе практически отсутствует переработка отходов. Только 10% образующихся отходов используется, однако направления использования отходов на территории Надымского района немногочисленны и малоэффективны, в основном это экологически небезопасное сжигание или передача другим предприятиям за пределами района. Масштабной переработке большинства видов отходов препятствует отсутствие отлаженной системы сбора отходов производства и потребления на основе единой достоверной системы учета отходов, образующихся в районе.
Низкая степень использования отходов производства и потребления приводит к тому, что в настоящее время основная часть отходов размещается на объектах захоронения и длительного хранения.
Несмотря на то, что все названные объекты предназначены только для временного размещения отходов, накопление отходов на них происходит на протяжении десятилетий, при этом происходит загрязнение водных объектов, почвы, а реального выхода из ситуации пока не предложено.
Не меньшую угрозу представляют объекты захоронения отходов. Городская и поселковые свалки являются основными объектами для захоронения отходов на территории Надымского района. При этом большая часть объектов находится на грани заполнения. Многие из существующих на территории района свалки, по сути, являются несанкционированными, не отвечают санитарным и природоохранным требованиям: отсутствуют санитарно-защитные зоны, заграждения, контроль за объёмом и качеством (токсичностью) поступающих на свалки отходов практически не организован, свалки не имеют кольцевых каналов для перехвата талых и ливневых вод, наблюдательных скважин (колодцев). Складирование отходов, как правило, беспорядочное. Технология захоронения зачастую ограничивается складированием и пересыпанием изолирующим слоем грунта.
При условии значительных объемов образования отходов и отсутствия их переработки площадь отчуждаемых земель под размещение отходов будет продолжать расти.
Поэтому назрела необходимость последовательно перейти к строительству высоконагружаемых экологических полигонов с частичной переработкой основных видов отходов (древесина, пищевые отходы, резина, ртутные лампы, металлы), и внедрению установок по утилизации и переработке промышленных отходов.
Проблема экологической безопасности в Надымском районе является актуальной не только в региональном масштабе, но и общегосударственном, т.к. район является одним из основных нефтегазодобывающих районов в стране.
Программа содержит комплекс мероприятий по решению приоритетных задач в сфере охраны окружающей среды и обеспечению рационального природопользования на территории района, осуществление которых направлено на обеспечение благоприятной окружающей среды, устойчивое функционирование естественных экологических систем, снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение нормальных условий жизнедеятельности населения муниципального района. Определение мероприятий подпрограммы основано на наиболее острых проблемах организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов; формирования системы управления твердыми бытовыми отходами (ТБО), оптимизации сбора ТБО, их транспортировки, переработки и захоронения при неизменной долгосрочной стратегии перехода от полигонного захоронения ТБО к их промышленной переработке.
Выполнение мероприятий муниципальной программы "Охрана окружающей среды" поможет формированию экологической культуры, развитию экологического образования и воспитания, а также обеспечит эффективное участие граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообществ в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности, увеличит возврат земель в хозяйственный оборот.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.