Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 6. Возможные направления и сценарии социально-экономического развития Ноябрьска. Обоснование выбора стратегических приоритетов развития города
Социально-экономическое развитие муниципального образования город Ноябрьск в последние годы сочетало в себе различные, отчасти разнонаправленные, тенденции. Четыре основных тенденции социально-экономического развития города образуют две пары альтернативных направлений развития.
Анализ перспектив социально-экономического развития города в случае различных комбинаций данных направлений на прогнозный период дает четыре модельных (идеальных) сценария развития Ноябрьска.
В результате анализа рисков, преимуществ и условий реализации каждого из модельных (идеальных) сценариев выбирается базовый сценарий развития города, обеспечивающий наибольшую вероятность реализации стратегических целей (приоритетов) социально-экономического развития Ноябрьска и сочетающий в разных пропорциях элементы модельных (идеальных) сценариев.
Статья 3. Направления социально-экономического развития Ноябрьска
Выбор развилок социально-экономического развития Ноябрьска обусловлен важнейшими диалектическими противоречиями, сочетанием разнонаправленных тенденций в предыдущий период существования города. Преобладание определенной тенденции в каждой паре альтернатив в прогнозном периоде имеет как свои преимущества, так и свои риски.
Первая развилка связана с выбором точки опоры во внутреннем развитии города: патернализм против получения синергетического эффекта(46) взаимодействия различных субъектов городского развития.
Патерналистское направление развития города предполагает опору преимущественно на субсидии из окружного бюджета и реализацию проектов окружного уровня, экономическую и социальную деятельность нефтегазодобывающих компаний. При этом Ноябрьск выступает, главным образом, как место проживания работников нефтегазодобывающих компаний и их семей, а приоритеты развития города сужаются до обеспечения для них комфортной среды проживания. Данное направление соответствует существующему позиционированию города как "нефтяной столицы Ямала" с поправкой на набирающую силу тенденцию увеличения роли газовиков в дальнейшем развитии Ноябрьска. Размещение в городе штаб-квартир ООО "Газпром добыча Ноябрьск" и ОАО "Газпромнефть - Ноябрьскнефтегаз" повышает статус города и способствует размещению в нем инфраструктурных объектов высокого класса.
В результате развития данного направления город обретает непреложные преимущества - развитую социальную инфраструктуру окружного значения, современные спортивные и досуговые объекты. Доступные социальные услуги - важное конкурентное преимущество Ноябрьска (как и многих других северных городов). Высокий уровень доступности образовательных услуг (дополнительное образование, обеспеченность местами в муниципальных детских садах), медицинских услуг, а также некоторых отраслей сферы досуга (спортзалы, бассейны и т.п.) выгодно отличает Ноябрьск от аналогичных по численности населения городов центральной части России, в какой-то мере компенсируя уменьшение разницы в уровне доходов между Севером и "землей".
У данного направления есть и свои отрицательные стороны. Во-первых, реализация направления в значительной степени зависит от внешних факторов - от финансового состояния нефтегазодобывающих компаний (которое, в свою очередь, зависит от конъюнктуры мирового рынка).
Во-вторых, при узком позиционировании Ноябрьска как базового города крупных компаний неизбежно снижается социальный статус многочисленных групп населения, не занятых в данных структурах - в том числе нефтегазосервисных. В большинстве городов-компаний тормозятся перетоки знания между различными секторами экономики (научные конференции, образовательные программы и т.п. не преодолевают узких ведомственных рамок) и как следствие - недоиспользуется потенциал инновационного развития. Тормозится, не находит выхода инициативность части городского сообщества, не связанного с ключевыми предприятиями; город теряет креативную молодежь, по той или иной причине не связавшую свою судьбу с крупными нефтегазодобывающими компаниями. Частой бедой "нефтегазовых" городов является торможение развития в секторах, не связанных непосредственно с корпоративными интересами: это отставание модернизации ЖКХ, застойные явления в социально-культурной сфере (преобладание в городском сообществе установок на потребительское отношение к социальным услугам и сфере досуга, "даровым" и льготным социальным услугам) и как следствие - торможение предпринимательской инициативы, недоразвитие малого и среднего бизнеса, отсутствие целых секторов платных услуг (например, частные детские сады, музеи, современная инфраструктура досуга и др.).
Синергетическое(47) направление развития города подразумевает "достройку" рядом с нефтегазодобычей новых секторов городской экономики, развивающихся на основе партнерства и сотрудничества с крупными ресурсными компаниями. В результате взаимовыгодного сотрудничества различных субъектов городского развития достигается синергетический эффект, улучшающий, в конечном итоге, качество жизни всех горожан. Для достижения такого эффекта необходимо:
- разветвленное технологическое взаимодействие между малым и средним бизнесом (классические варианты - доработка силами малого бизнеса малодебитных нефтяных скважин, передача крупными компаниями на аутсорсинг ряда технологических операций, в том числе в сфере НИОКР; использование малыми предприятиями побочных и попутных продуктов деятельности крупных предприятий и др.);
- перетоки компетенций и технологий между различными отраслями экономики (использование компетенций, наработанных в сфере нефтегазодобычи, в ЖКХ и наоборот - например, в сфере обеспечения энергосбережения);
- аккумулирование местного знания в исследовательских организациях, широкое развитие профессионального образования, различных вариантов повышения квалификации и переобучения;
- широкое развитие предпринимательской инициативы в экономической сфере, а также социального предпринимательства (деятельность некоммерческих организаций);
- работа сферы культуры и городской среды в целом на стимулирование творческой активности городского сообщества;
- широкое участие различных субъектов городского развития (общественные организации, малый и крупный бизнес) в планировании городского развития и соуправлении городом.
Синергетический вариант развития требует своего рода перестройки сознания, отказа от стереотипов как в сфере планирования городского развития, так и в массовом сознании. Его реализация требует постоянной активности, инициативности и готовности к предпринимательскому риску многих горожан. История социально-экономического развития Ноябрьска свидетельствует о наличии у местного сообщества огромной энергии, которая, однако, в значительной степени в силу сложившихся обстоятельств концентрировалась в политической сфере. Поэтому в основе синергетического направления развития Ноябрьска лежит перенаправление инициативы и потенциальной энергии горожан из политической в экономическую сферу.
Вторая развилка связана с выбором направления внешней (в межмуниципальном пространстве) социально-экономической деятельности: условно "Равнение на Юг!" и "База для Севера". Направление "База для Севера" означает усиление роли Ноябрьска в обеспечении товарами и услугами северной части ЯНАО - по сути, речь идет о выполнение Ноябрьском части столичных функций, роли южной (неофициальной) столицы Ямала. В настоящее время розничный товарооборот города - в душевом отношении самый большой в округе за счет обеспечения товарами жителей более северных городов и районов ЯНАО; размещение в городе социальных объектов окружного значения также подразумевает получение в Ноябрьске ряда социальных и медицинских услуг жителями севера Ямала. Дальнейшее экономическое развитие Ноябрьска в направлении "База для Севера" будет связано с усилением роли обеспечения более северных районов ЯНАО товарами, а также социальными, образовательными, культурными услугами, услугами в сфере досуга и отдыха. По-прежнему большое значение будет иметь размещение в Ноябрьске социальных, медицинских, административных структур окружного статуса. В экономической сфере ориентация на Север подразумевает развитие потенциала города как транспортно-логистического, основанного на использовании потенциала Ноябрьского аэропорта (размещение офисных центров структур, работающих в ЯНАО) и железнодорожной станции. Риск развития данного направления связан с гипотетически возможным образованием единой Тюменской области (с уменьшением роли административной границы между ЯНАО и ХМАО): в таком случае многие институциональные преимущества Ноябрьска как южной "столицы" Ямала будут снивелированы.
Направление развития "Равнение на Юг!" основано на максимизации выгод от соседства с крупными экономическими центрами Западной Сибири. История Ноябрьска в значительной степени обязана отпочкованию самостоятельных структур от материнских в других городах - в нефтегазовой сфере, в образовании (Ноябрьский нефтяной техникум). При уменьшении ряда барьеров, препятствующих развитию межмуниципальных связей (транспортные, административные, институциональные), более динамично развивающийся городской центр становится источником комфортизации городской среды Ноябрьска. Речь идет о дублировании в Ноябрьске культурных событий (гастроли, выставки), образовательных услуг (консультации, курсы, обмен опытом, новые филиалы), формировании партнерских бизнес-проектов (филиалы, формирование в Ноябрьске дилерской сети внешних фирм и др.). Важнейшими элементами такого взаимодействия станет заключение договоров о межмуниципальном сотрудничестве, улучшение транспортного сообщения между двумя городами. Нежелательными побочными эффектами развития данного направления будет закрепление периферийного статуса Ноябрьска, риск торможения развития его собственной сферы услуг и розничной торговли (за счет роста цен).
Статья 4. Модельные (идеальные) сценарии развития Ноябрьска
Комбинации возможных направлений социально-экономического развития Ноябрьска дают четыре модельных (идеальных) сценария развития города (см. табл. 20).
Таблица 20
Определение модельных (идеальных) сценариев социально-экономического развития г. Ноябрьск
Направления развития |
База для Севера |
Равнение на Юг! |
Патерналистское |
1. "Ямальский юг" |
3. "Сотрудничество городов" |
Синергетическое (Инициативное) |
2. "Бизнес-ворота ЯНАО" |
4. "Гонка за лидером" |
Сценарий "Ямальский юг". Данный сценарий можно считать инерционным. В основе сценария лежит реализация двух основных конкурентных преимуществ города: природно-ресурсного потенциала, пригодного к эффективной эксплуатации в расчетный период, и благоприятного положения, позволяющего городу претендовать на неформальный статус "социальной столицы Ямала". Наиболее комфортная для ЯНАО природно-климатическая среда, большая численность населения и развитая городская среда способствуют размещению в городе крупных социальных объектов окружного значения (СПИД-центр, Перинатальный центр и др.). "Домашнее" положение города по отношению к крупным ресурсным корпорациям (ООО "Газпром добыча Ноябрьск" и ОАО "Газпромнефть - Ноябрьскнефтегаз") способствует реализации в городе в расчетный период крупных проектов в сфере культурно-досуговой инфраструктуры (в первую очередь, спортивные объекты).
Ноябрьск также продолжает оставаться центром предоставления социальных, культурных и части экономических услуг (розничная торговля, сфера досуга) для жителей южной части Пуровского района (поселки Ханымей, Пурпе и др.), городов Губкинский и Муравленко.
Инновационные элементы развития города сконцентрированы, в основном, в производственной сфере: способы повышения нефтеотдачи пластов (горизонтальное бурение, многостадийный гидроразрыв пластов), интеллектуализация скважин ("умный куст скважин") и др. За счет внедрения инноваций в ООО "Газпром добыча Ноябрьск" и ОАО "Газпромнефть - Ноябрьскнефтегаз" в расчетном периоде увеличивается доля трудноизвлекаемых запасов в общем объеме добычи нефти, что позволяет снизить темпы падения добычи нефти в связи с истощением запасов(48).
В сфере нефтегазодобычи существует потенциал формирования рынка ноябрьских НИОКР в других нефтедобывающих районах ЯНАО, Камчатки, Якутии(49), однако сфера применения результатов НИОКР ограничена рамками вертикально интегрированной компании; потенциал Ноябрьска как интеллектуально-экспериментальной площадки нефтедобычи недораскрыт.
В социально-культурной сфере инновации связаны, главным образом, с окружными проектами (например, медицинское оборудование перинатального центра). Отрасли городской экономики местного значения (жилищно-коммунальная сфера, отчасти сфера досуга и культуры) могут испытывать застойные тенденции.
В целом, спектр перспективных мест трудоустройства и самореализации ограничен нефтегазовой сферой; экономическая инициатива в других сферах тормозится общей атмосферой иждивенчества. В результате численность населения города продолжает сокращаться при интенсивном миграционном обмене: на смену выезжающим прибывают новые мигранты. При этом общий образовательный и квалификационный уровень горожан имеет тенденцию к снижению.
Реализация сценария не требует дополнительных условий, однако сопровождается высоким риском, обусловленным зависимостью социально-экономического развития города от внешних факторов (политики нефтегазодобывающих корпораций и правительства ЯНАО). В свою очередь, политика нефтегазодобывающих компаний зависит от ряда внутренних рисков (риски неподтверждения ожидаемых геологических параметров, конкуренция с другими месторождениями компании за финансирование и др.).
Дополнительный риск связан с возможностью улучшения качества городской среды в других городах ЯНАО (в частности, в связи с началом регулярного железнодорожного и автомобильного сообщения между восточными районами ЯНАО и Салехардом), что приведет к сужению рынка реализации товаров и услуг предприятиями и организациями Ноябрьска, снижению уровня привлекательности города для потенциальных жителей и инвесторов, быстрой потере наиболее квалифицированной части кадрового потенциала.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2. Сценарий "Бизнес-ворота ЯНАО". Главное отличие данного сценария от предыдущего - в оптимизации использования имеющегося конкурентного преимущества Ноябрьска в виде накопленного кадрового потенциала (специалисты - носители уникальных компетенций в нефтегазодобыче и сопутствующих отраслях: геофизика и др.), в активизации местной инициативы. Центр производства и внедрения инноваций перемещается от крупных компаний к малым, объединенным в рамках бизнес-инкубатора и в перспективе - технопарка. Радикальные изменения происходят в структуре нефтедобывающей промышленности: разработка значительной части трудноизвлекаемых запасов переходит к малым нефтедобывающим компаниям. Как показывает мировой и российский (Республика Татарстан(50), Оренбургская область) опыт, работа малых нефтедобывающих компаний на низкодебитном фонде скважин более эффективна: вовлекаются в оборот истощенные скважины, эксплуатация которых в рамках крупных вертикально интегрированных компаний не выгодна.
Аналогично, переход НИОКР в сфере нефтегазодобычи к малым компаниям - важнейший шаг к получению коммерческой выгоды от той позиции, которую Ноябрьск (с Вынгапуровским) уже сегодня занимает в отрасли - как центр научных разработок и опытного полигона по работе с трудноизвлекаемыми запасами.
Синергетический эффект взаимодействия различных отраслей городской экономики позитивно скажется на развитии городского жилищно-коммунального хозяйства (внедрение инновационных технологий и материалов), нефтегазовой сферы (подготовка специалистов различного уровня), на развитии потребительского рынка (появление новых товаров и услуг); за счет связи обучения с производством повысится эффективность образовательной сферы. Улучшится качество городской среды в целом. Улучшение качества городской среды дополнительно расширит размер потребительского рынка города за счет жителей более северных районов округа.
Сценарий подразумевает максимальную интенсификацию экономического развития города. При этом создается риск увеличения потока мигрантов (в том числе низкоквалифицированных, занятых в сфере услуг и торговли) и как следствие - увеличение нагрузки на детские образовательные и медицинские учреждения, рост напряжения на рынке жилья.
Развитие города в рамках данного сценария обеспечивает специфические профессиональные ниши для пожилых горожан (консультирование, преподавание), что способствует небольшому снижению оттока из города жителей пожилых возрастов. Основной эффект данного явления, однако, не количественный, а качественный - обеспечение преемственности в передаче неявного знания (некодифицируемое знание: приемы и "тонкости" работы в определенных условиях), навыков и компетенций будут важным фактором обеспечения синергетического эффекта городского развития.
Важнейшим условием реализации сценария является достижение компромисса интересов и творческого взаимодействия различных субъектов развития города (структур крупного, малого и среднего бизнеса, общественных организаций, органов местного самоуправления, жителей города). Недостаточный уровень взаимодействия между отдельными субъектами городского развития - главный специфический риск реализации данного сценария. Напротив, риск потери инвестиционной привлекательности города в связи с конкуренцией других городов Ямала, в отличие от предыдущего сценария, в данном случае минимален.
3. Сценарий "Сотрудничество городов" подразумевает использование преимуществ взаимодействия Ноябрьска с крупнейшими экономическими и культурными центрами Западной Сибири. Ключевыми направлениями социально-экономического развития города будут патерналистское (в части организации внутренних факторов развития города) и направление "на Юг" в части межмуниципального сотрудничества. При этом за счет межмуниципального сотрудничества будет оптимизирована политика в социально-культурной и образовательной сфере: будет достигнуто расширение спектра специальностей и профессий, по которым ведется подготовка образовательными учреждениями города, а также обеспечено разнообразие культурных событий Ноябрьска (гастроли, выставки) за счет организации совместных проектов с профильными организациями более крупных городов.
Расширение культурного разнообразия городской жизни и, соответственно, поддержка привлекательности городской среды будут способствовать закреплению населения (снижение уровня исходящей миграции). Однако отсутствие новых движущих сил экономического развития не позволяет предполагать увеличение уровня входящей миграции, поэтому общий миграционный баланс будет близок к нулевому.
Дополнительные (по отношению к первому сценарию) инновационные элементы развития обеспечиваются за счет быстрой адаптации инноваций, возникающих в более южных центрах в социально-культурной и управленческой сферах (новые формы и виды досуга, новые технологии в образовании, управлении, сфере организации культуры и менеджмента культурных проектов); большую роль будет играть привлечение специалистов (в том числе во вновь созданных филиалах вузов).
Расширение потребительского рынка будет связано с увеличением привлекательности предлагаемых в Ноябрьске товаров и услуг для жителей более северных поселков Пуровского района, городов Губкинский, Муравленко и Тарко-Сале (для которых Ноябрьск будет являться своего рода "мини-столицей"), а также с прибытием в город специалистов, приглашаемых в город на ограниченное время для реализации временных проектов. На рынке жилья радикально расширится спрос в специфическом сегменте, связанном с обеспечением временного жилья для специалистов, находящихся в длительных командировках (служебное жилье, ведомственные общежития высокой степени комфортности).
Важнейшим условием реализации сценария является радикальное расширение спектра межмуниципальных отношений (заключение договоров о межмуниципальном сотрудничестве, создание филиалов и т.п.). Риск реализации сценария связан с потерей идентичности и снижением локального патриотизма, расширением иждивенческих установок в городском сообществе, и как следствие - снижение предпринимательской инициативы и торможение экономического развития. Кроме того, риск обусловлен возможными организационными и финансовыми препятствиями в сфере расширения межмуниципального сотрудничества. В целом, предпочтительнее реализация отдельных элементов данного модельного сценария, нежели его развитие в полном объеме.
4. Сценарий "Гонка за лидером" преимуществ взаимодействия Ноябрьска с крупнейшими экономическими и культурными центрами Западной Сибири не только в социально-культурной, но и в экономической сфере - за счет развития филиальной и дилерской сети и улучшения транспортного сообщения между городами. Наиболее вероятна реализация данного сценария при условии образования единой Тюменской области как целостного субъекта РФ (с ликвидацией или падением значения административной границы между ЯНАО и ХМАО) административно-территориальное образование. В результате реализации сценария прогнозируется ускоренное падение численности населения города за счет усиленного миграционного оттока, связанного с падением престижа города, возможным ростом розничных цен в силу увеличения числа посредников в цепочках реализации товаров. При этом, однако, достигается экономия на развитии некоторых видов услуг (образовательных, административных) - за счет выноса ряда функций в более южные города. Реализация сценария в модельном варианте чревата также резким сужением потенциального рынка, а также ускоренным сокращением численности населения Ноябрьска за счет миграционного оттока при незначительном притоке новых мигрантов. В целом, это наиболее негативный для Ноябрьска вариант развития событий. Вероятность реализации данного сценария невысока, поэтому далее он детально не рассматривается.
Статья 5. Выбор базового сценария социально-экономического развития Ноябрьска
Наибольшая вероятность реализации стратегических целей (приоритетов) социально-экономического развития Ноябрьска достигается при выборе сочетания элементов трех модельных (идеальных) сценариев ("Ямальский юг", "Сотрудничество городов" и "Бизнес-ворота Ямала") (рис. 24). Данный сценарий выбирается в качестве базового.
Рис. 24. Выбор базового сценария социально-экономического развития Ноябрьска
В основе базового сценария лежит сценарий "Ямальский юг", при котором основой хозяйственного развития города остается нефтегазодобыча, а крупные социальные и инфраструктурные проекты реализуются, главным образом, в рамках окружных проектов и социальной политики нефтегазодобывающих компаний. При этом минимизация рисков и побочных эффектов сценария "Ямальский юг" достигается за счет введения в базовый сценарий элементов модельных сценариев "Бизнес-ворота Ямала" и "Сотрудничество городов". Таким образом, сценарий основан на активизации в равной степени всех возможных направлений развития города: патерналистского, синергетического, "Равнение на Юг!" (в сфере образования и культурных событий), "База для Севера" (в экономической сфере).
Использование элементов модельного сценария "Бизнес-ворота Ямала" позволяет в максимальной степени задействовать конкурентное преимущество города в сфере накопленного кадрового потенциала - преимущество, реализация которого в значительной степени связана с собственными усилиями городского сообщества. Реализация данного преимущества потребует оптимизации использования имеющихся материальных ресурсов (перепрофилирование отдельных участков промзоны под образовательную деятельность и мелкомасштабные производства) и человеческого потенциала города (вовлечение специалистов-производственников в преподавание - например, в сфере геофизики и других сервисных служб нефтегазовой сферы, а также в энергосбережении, информатизации и др.; создание малых инновационных производств). Это сближает базовый сценарий с модельным сценарием "Бизнес-ворота ЯНАО".
Однако широкое взаимодействие малого и крупного бизнеса во многих отраслях, включая нефтедобычу, превращение города в экспериментальную площадку ямальской нефтедобычи (как это предполагает модельный сценарий "Бизнес-ворота ЯНАО"), представляется в расчетный период чересчур оптимистичным. Наиболее вероятным будет умеренный вариант реализации синергетического направления развития города: поэтапное развитие многофункционального бизнес-инкубатора(51), включающего маломасштабные производства и образовательную (включая подготовку рабочих бригад для нужд ЖКХ и промышленных фирм Ноябрьска и соседних городов), исследовательскую деятельность. При этом по сравнению с инерционным сценарием достигается усиление инновационной деятельности за счет ее стимулирования в рамках бизнес-инкубатора и, возможно, технопарка. Значимый вопрос ноябрьской нефтедобычи - эксплуатация фонда обводненных и малодебитных скважин и связанные с ними НИОКР и внедрение инноваций - решается в рамках структур ОАО "Газпромнефть - Ноябрьскнефтегаз", как это предусмотрено в сценарии "Ямальский юг".
"Южное" направление социально-экономического развития города включается в базовый сценарий в части социально-культурной и образовательной деятельности. Ключевым ее элементом станет организация в Ноябрьске подготовки по специальности "геофизика" на базе сотрудничества с вузами других городов с использованием производственных площадок и кадрового потенциала Ноябрьска.
Ключевым рынком для нефтегазовой сферы остаются общероссийский и международный рынки реализации углеводородов. Большинство других отраслей городской экономики ориентируется преимущественно на рынок близлежащих районов южной части ЯНАО (города Муравленко, Губкинский, поселки Ханымей и Пурпе и другие поселения южной части Пуровского района).
В базовом сценарии сохраняются основные риски инерционного сценария "Ямальский юг" - в первую очередь, это риск зависимости социально-экономического развития от внешних факторов (социальная политика Правительства ЯНАО и вертикально интегрированных нефтегазодобывающих компаний). Однако, по сравнению с инерционным сценарием данный риск уменьшается за счет активизации внутренних, креативных ресурсов социально-экономического развития городского сообщества.
Важнейшим условием реализации базового сценария является продвижение по пути достижения консенсуса между различными субъектами городского развития; развитие институтов согласования интересов, перенаправление высокой активности ("пассионарности") горожан из политической в экономическую сферу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.