Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Роль и место города в региональной и национальной экономике, факторы, определяющие развитие городской экономики до 2025 года
Муниципальное образование город Ноябрьск по своим производственно-экономическим активам и человеческому капиталу относится к наиболее значимым муниципальным образованиям Ямало-Ненецкого автономного округа.
Ноябрьск находится на крайнем юге округа, в зоне увала Нумто, в относительной близости от важных промышленных центров сопредельного Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Численность населения города на 01.01.2012 г. составила 109,2 тыс. человек. По данному показателю город занимает второе место в ЯНАО после города Новый Уренгой (112,2 тыс. чел.)(6).
Возрастная структура населения города, как и других городов округа, характеризуется значительным преобладанием жителей, находящихся в трудоспособном возрасте - 77,3 тыс. человек (70,7% от общей численности). Население моложе трудоспособного возраста составляет 22,3 тыс. человек (20,4%), старше трудоспособного возраста - 9,7 тыс. человек (8,9%)(7).
В системе расселения автономного округа город в последнее десятилетие отличался динамичным ростом (см. табл. 1). Хотя в последние годы было отмечено снижение численности населения Ноябрьска, в 2012 году она на 13,3% превышала численность населения города в 2002 г. Такой темп прироста населения почти в два раза выше темпов прироста населения по ЯНАО в целом, но заметно ниже аналогичного показателя по ряду других городов округа (Губкинский, Салехард, Новый Уренгой).
На фоне других муниципальных образований округа г. Ноябрьск занимает среднее положение по такой важной характеристике своего социально-экономического развития, как среднемесячная заработная плата работников (см. табл. 2). По данному показателю (57,8 тыс. руб.(8)) Ноябрьск заметно превосходит Муравленко (почти на 16%), а также Лабытнанги, но уступает не только таким городам, как Новый Уренгой и Салехард (более чем в 1,2 раза), но и среднему уровню по ЯНАО (64,0 тыс. руб.).
Таблица 1
Место города Ноябрьска в системе расселения Ямало-Ненецкого автономного округа
Численность населения по городам округа, тыс. чел. |
2002 г. |
2012 г. |
2012 г./2002 г.,% |
Новый Уренгой |
94,5 |
112,2 |
118,7 |
Ноябрьск |
96,4 |
109,2 |
113,3 |
Надым |
45,9 |
47,4 |
103,3 |
Салехард |
36,8 |
44,6 |
121,2 |
Муравленко |
35,9 |
33,5 |
93,3 |
Лабытнанги |
27,3 |
26,6 |
97,4 |
Губкинский |
20,4 |
25,8 |
126,5 |
Тарко-Сале |
18,5 |
20,7 |
111,9 |
Ямало-Ненецкий автономный округ всего |
503 |
537 |
106,8 |
Источник: База данных "Показатели муниципальных образований" // Официальный сайт федеральной службы государственной статистики. http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst.htm.
Таблица 2
Сравнительная оценка городов Ямало-Ненецкого автономного округа по показателям среднемесячной заработной платы работников и собственных доходов муниципального бюджета на душу населения за 2012 год
Город |
Среднемесячная заработная плата работников(9), тыс. руб. |
Собственные доходы муниципального бюджета на душу населения, тыс. руб. |
Ноябрьск |
57,8 |
62,9 |
Новый Уренгой |
71,1 |
63,6 |
Салехард |
70,6 |
87,7 |
Муравленко |
49,9 |
72,2 |
Лабытнанги |
54,2 |
115,2 |
Губкинский |
59,4 |
91,9 |
Ямало-Ненецкий АО |
64,0 |
- |
Источник: База данных "Показатели муниципальных образований" // Официальный сайт федеральной службы государственной статистики. http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst.htm.
Доля собственных бюджетных доходов составляет 74,96% (по данным на 2012 г.(10)). По величине собственных доходов муниципального бюджета на душу населения Ноябрьск уступает всем упомянутым муниципальным образованиям, причем городам Салехарду, Лабытнанги и Губкинскому - от 1,4 до 1,8 раза.
Важнейшим градообразующим предприятием муниципального образования выступает ОАО "Газпромнефть - Ноябрьскнефтегаз", производственными активами которого является ряд крупных месторождений нефти. Другим ключевым предприятием топливно-энергетического комплекса выступает газодобывающее предприятие ООО "Газпром добыча Ноябрьск". С городом также связано функционирование входящего в ОАО "СибурТюменьГаз" Вынгапуровского ГПЗ, введенного в эксплуатацию в 2012 г. В 2010 г. введена в эксплуатацию Ноябрьская парогазовая электростанция.
Город Ноябрьск обладает исключительно благоприятным (для округа) геоэкономическим (транспортно-географическим) положением, являясь важнейшим транспортно-логистическим узлом для всей восточной части округа. Через город проходит железнодорожная магистраль Сургут - Новый Уренгой, Ноябрьский филиал ОАО "Аэропорт Сургут" обслуживает не только жителей самого города, но и соседних городов, в т.ч. Губкинского, Муравленко, Тарко-Сале. В 38-ми километрах от границы муниципального образования город Ноябрьск проходит автомобильная дорога общего пользования регионального значения "Сургут - Новый Уренгой", что для самого города, тем не менее, является значительным расстоянием.
Протяженность улично-дорожной сети города составляет 172 км, в т.ч. с твердым покрытием - 150,4 км.
Экономика города Ноябрьска играет весьма заметную роль в хозяйственном комплексе Ямало-Ненецкого автономного округа. В то же время, на фоне ключевой для округа транспортно-логистической функции города, его промышленный сектор явно не носит доминирующего характера в промышленности всего округа (см. табл. 3). Так, при доле города в ЯНАО по численности населения на уровне более 20%, удельный вес его по общему объему отгруженных товаров собственного производства составил в 2012 г. только 5,7%, причем по совокупности добывающих отраслей - 5,5%, по группе обрабатывающих производств - всего лишь 3,4%, и только по виду деятельности "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" эта доля достигает 16%.
Таблица 3
Удельный вес муниципального образования г. Ноябрьск в основных показателях социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа за 2012 год
Показатели |
Ноябрьск |
ЯНАО |
Доля Ноябрьска в ЯНАО,% |
РФ (для сравнения) |
Численность населения, тыс. чел. |
109,2 |
541,6 |
20,4 |
143 347,1 |
Отгружено товаров собственного производства - всего, млн. руб. |
58 955,1 |
1 032 856 |
5,7 |
37 058 000 |
в т.ч. |
|
|
|
|
- по виду деятельности "Добыча полезных ископаемых" |
48 634,8 |
877 156 |
5,5 |
8 739 000 |
- по виду деятельности "Обрабатывающие производства" |
3 928,3 |
115 744 |
3,4 |
24 323 000 |
- по виду деятельности "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" |
6 392,0 |
39 956 |
16,0 |
3 996 000 |
Инвестиции в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства), млн. руб. |
12 538,5 |
565 078,3 |
2,2 |
12 568 800 |
Источники: База данных "Показатели муниципальных образований" // Официальный сайт федеральной службы государственной статистики. http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst.htm, Доклады "Социально-экономическое положение России". Январь-декабрь 2012, Январь 2013. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publ ications/catalog/doc_1140086922125.
В свою очередь, пока явно недостаточным для поддержания устойчивости воспроизводственных процессов в экономике муниципального образования является современный уровень инвестиционной активности. Так, объем инвестиций в основной капитал в отчетном году (без учета предприятий малого бизнеса) составил по городу только 12538,5 млн. руб. или немногим более 2% от их общего объема по автономному округу(11).
Роль экономики муниципального образования город Ноябрьск в региональной (Ямало-Ненецкого автономного округа) и национальной (общероссийской) экономиках характеризуется нижеприведенными параметрами основных социально-экономических индикаторов (табл. 4).
Таблица 4
Основные социально-экономические индикаторы развития МО г. Ноябрьск (в соотношении с аналогичными характеристиками по Российской Федерации и Ямало-Ненецкому автономному округу)
Индикатор |
Соотношение относительно: |
|
уровня РФ (%) |
уровня ЯНАО (%) |
|
Отгружено товаров собственного производства (всего) в расчете на душу населения, в т.ч. |
209,2 |
28,5 |
- Отгружено товаров собственного производства по виду деятельности "Добыча полезных ископаемых" в расчете на душу населения |
732,1 |
27,7 |
- Отгружено товаров собственного производства по виду деятельности "Обрабатывающие производства" в расчете на душу населения |
21,2 |
16,9 |
- Отгружено товаров собственного производства по виду деятельности "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" в расчете на душу населения |
210,4 |
80,0 |
Среднемесячная заработная плата работников(12) |
215,5 |
90,3 |
Объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения |
131,3 |
11,1 |
Примечание: абсолютные значения показателей, использованных в таблице 4, приведены в таблице 3.
По основным удельным социально-экономическим характеристикам показатели Ноябрьска существенно превосходят аналогичные средние показатели по Российской Федерации (от 1,3 до 7,3 раза), прежде всего за счет высокой доходности продукции нефтегазового комплекса. Исключение составляет только среднедушевой муниципальный показатель объема отгруженных товаров по совокупности обрабатывающих производств - только 21,2% от среднероссийского уровня.
Вместе с тем практически по всем характеристикам город Ноябрьск заметно проигрывает в сравнении с соответствующими показателями по ЯНАО в целом. Причем, если по уровню среднемесячной заработной платы работников такое отставание не столь велико (90,3% от аналогичного показателя по ЯНАО), то по среднедушевому объему инвестиций муниципальное образование уступает среднему по округу в девять раз. В определенной степени это связано с особенностями структуры городской экономики.
Роль нефтегазодобывающей промышленности постепенно снижается (см. рис. 1); динамика значений показателей частично связана не только с падением объемов добычи, но и с реорганизацией нефтедобывающей компании - выделением в 2009 г. филиала "Муравленковскнефть" (ныне филиал "Газпромнефть-Муравленко") ОАО "Газпромнефть - Ноябрьскнефтегаз" и другими преобразованиями.
Рис. 1. Динамика структуры отгруженной продукции Ноябрьска
Источник: данные Администрации муниципального образования город Ноябрьск.
В перспективе важная роль будет отведена повышению эффективности всего хозяйственного комплекса города и, в первую очередь, эффективности и надежности функционирования его нефтегазового комплекса.
Таким образом, современное место Ноябрьска в ЯНАО связано с постепенной трансформацией его функциональной роли: из форпоста освоения нефтегазовых запасов округа, каковым город был три десятилетия назад, молодого, растущего города, Ноябрьск переходит в следующую возрастную группу. Подобно тому, как в жизни взрослеющего человека на смену одного лишь энтузиазма приходят опыт и знания, меняются и особенности города. Для города взросление означает уменьшение роли промышленного производства (в первую очередь, добычи полезных ископаемых) и усиление обслуживающих функций: 1) логистика и транспорт, 2) аккумуляция, переработка и трансляция специфического местного знания, 3) комплекс видов деятельности по обеспечению комфортной среды для горожан и жителей других муниципальных образований (торговля, сфера услуг, инфраструктура досуга и спорта, культурная жизнь, услуги здравоохранения и т.п.).
1. Уникальное географическое положение города "на входе" в Ямало-Ненецкий автономный округ обеспечивает ему непреходящее преимущество как транспортно-логистического центра и способствует развитию торговли и сферы услуг, рассчитанных не только на горожан, но и на жителей других городов и поселков округа. В некоторых узких нишах (например, продажа дилерами востребованных на Севере автомобилей Ниссан, Тойота и др.) Ноябрьск обслуживает жителей более северных районов ЯНАО вплоть до Нового Уренгоя.
2. Постепенно стареют активы ключевых промышленных предприятий города; дальнейшая разработка месторождений сопряжена с применением все более наукоемких методов. Помимо желательности появления организационных структур, направленных на обучение или наукоемкий сервис в нефтегазодобывающей отрасли, потенциально Ноябрьск станет центром накопления, обработки и трансляции специфического северного знания (для районов нового освоения и будущих поколений). Речь идет о наукоемком сервисе в транспортной сфере, сфере сохранения здоровья в условиях Севера, детском образовании, технологиях строительства и благоустройства, архитектурных разработках для районов Севера, о внедрении инновационных методов и технологий в ЖКХ.
3. С "взрослением" города, безусловно, связана комфортизация городской среды: Ноябрьск - один из наиболее комфортных для жизни, обустроенных городов Ямала. Для него характерны развитая сфера образования и здравоохранения, торговли и бытовых услуг, благоустроенное городское пространство и наличие удобных общественных пространств, облюбованных горожанами для отдыха (Детский парк, район Вечного огня и др.); сформированный уникальный узнаваемый архитектурный облик города. Комфорт городской среды и доступность разнообразных услуг обеспечивают городу высокую социальную конкурентоспособность в ряду городов аналогичной специализации (потенциальные жители учитывают данные факторы при принятии решения о выборе места жительства). В то же время, со старением города приходят новые проблемы: будут предприняты дальнейшие усилия по реорганизации зон ветхого деревянного жилья, создание инфраструктуры для жизни пожилых ноябрян, число которых все увеличивается, и другие меры.
Развитие экономики и социальной сферы Ноябрьска до 2025 года будет определяться воздействием целого ряда значимых внутренних и внешних факторов.
К основным внутренним факторам, обеспечивающим стабильность долгосрочного социально-экономического развития города, относятся следующие.
1. Ресурсный потенциал прилегающей территории Ямало-Ненецкого автономного округа, включающий крупные, пригодные для долгосрочной эксплуатации(13), месторождения углеводородного сырья, в т.ч. содержащие значительные запасы нефти, газа и газового конденсата.
2. Значительный промышленный потенциал города (в т.ч. высокая обеспеченность ресурсами и инфраструктурой нефтегазодобычи, а в перспективе - нефтегазопереработки), позволяющий обеспечить последовательную диверсификацию структуры городской экономики. Благоприятные перспективы развития и использования в городской экономике энергосберегающих технологий, реализации проектов создания финишных производств в нефтепереработке, подключения малого бизнеса к освоению низкодебитных нефтяных скважин.
3. Исключительно выгодное для округа геоэкономическое положение города, расположенного в 38 км от автотрассы Сургут - Ноябрьск - Новый Уренгой - Надым (с перспективой повышения ее значимости после реализации проекта по строительству автомагистрали Надым - Салехард) и сопряженной с Транссибом железнодорожной магистрали Тюмень - Ноябрьск - Новый Уренгой. Наличие аэропорта межрегионального значения, способного обеспечить не только пассажирские авиаперевозки, но также прием и отправление большегрузных самолетов. Благоприятные возможности усиления роли транспортно-логистического комплекса города для ускоренного развития всей восточной части ЯНАО.
4. Высокая (по сравнению с другими городами ЯНАО) численность постоянного населения города и сравнительно высокий уровень его денежных доходов, при незначительном удельном весе малообеспеченных групп, что предопределяет повышенную емкость локального потребительского рынка, достаточного для поддержания относительно высокой рентабельности комплекса товаропроизводящих отраслей потребительского назначения и сферы потребительских услуг.
5. Значительные объемы собственных доходов окружного и (в меньшей степени) городского бюджетов, позволяющие проводить эффективную политику по развитию региональной и городской инфраструктуры, а также по обеспечению стабильного функционирования и дальнейшего роста отраслей социальной сферы.
6. Устойчиво высокий уровень конкурентоспособности профильных предприятий города на глобальных товарных рынках, поддерживаемый неуклонным ростом дефицитности высокорентабельных невозобновляемых энергоресурсов, прежде всего нефти и газа.
7. Сохраняющаяся высокая доля молодых возрастов - фактор обеспечения емкости локального рынка; сохраняющийся естественный прирост городского населения.
8. Сравнительно высокий уровень развития системы среднего и высшего образования, современные методы и технологии преподавания, высокий уровень материального оборудования школ, доступность дополнительного образования, обусловливающие вовлечение в городскую экономику квалифицированных кадров.
9. Благоприятные возможности развития управленческих навыков и обмена опытом молодыми работниками градообразующих предприятий, "переток" знаний и опыта в систему управления городским развитием. Ориентация на междисциплинарный подход к политике закрепления молодежи в городе: "культура + образование"; "культура + туризм"; "малый бизнес + культура".
10. Квалифицированная, динамично работающая исполнительная власть города и автономного округа в целом, находящаяся в конструктивном партнерстве с основными субъектами социально-экономического развития (крупные бизнес-структуры, малый бизнес, общественные организации, СМИ и др.).
11. Низкий уровень безработицы и устойчивая тенденция к его снижению.
12. Четкое зонирование городского пространства.
13. Наличие Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и схемы теплоснабжения муниципального образования город Ноябрьск.
14. Наличие комфортного культурного пространства города.
Наряду с внутренними, локальными факторами, существенное влияние на социально-экономическое развитие города Ноябрьска в течение рассматриваемого периода будут оказывать и основные внешние факторы, в т.ч. определяющие перспективные возможности ускорения экономического роста и повышения сбалансированности развития городской экономики на основе диверсификации ее структуры. К их числу могут быть отнесены, в частности, следующие:
- повышение эффективности управления региональным и муниципальным развитием на основе совершенствования системы межбюджетных отношений и укрепления финансовой базы местного самоуправления. Расширение действующей практики привлечения финансовых ресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа на реализацию проектов, направленных на социально-экономическое развитие муниципальных образований;
- реализуемый в стране курс на снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей, в т.ч. в отраслях топливно-энергетического комплекса;
- снижение административных барьеров, формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, обеспечение государственной поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровнях, выравнивание условий конкуренции;
- развитие конкурентной рыночной среды в инфраструктурном и энергетическом секторах отечественной экономики, в т.ч. в ЯНАО;
- последовательная федеральная поддержка инновационной модернизации в различных отраслях и секторах экономики на основе совершенствования механизмов государственно-частного партнерства;
- сокращение межмуниципальных различий в социальном развитии на основе реализации национальных проектов в важнейших отраслях социальной сферы;
- повышение долгосрочной инвестиционной привлекательности муниципального образования город Ноябрьск за счет радикальной активизации его транспортно-логистической функции в результате модернизации Ноябрьского филиала ОАО "Аэропорт Сургут", а также реализации на федеральном уровне крупномасштабных инвестиционных проектов по модернизации Транссиба и инфраструктурному освоению опорных пунктов вдоль трассы Северного морского пути, включая строительство на территории ЯНАО и дальнейшее развитие морского порта Сабетта;
- решение основных экономических и социальных задач развития города Ноябрьска в результате реализации мероприятий, определенных Стратегией социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года.
Таким образом, миссия города может быть сформулирована следующим образом: Ноябрьск: достойному городу - достойное будущее.
В целом перспективы устойчивого и динамичного развития экономики и социальной сферы города Ноябрьска, повышения уровня и качества жизни его населения до 2025 года будут всецело определяться возможностями эффективного использования благоприятных локальных и внешних факторов его развития, преодоления имеющихся ограничений экономического роста с учетом проведения федеральными органами государственной власти в среднесрочном периоде эффективной антикризисной политики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.