Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя. Его положение в политической системе российского общества определяется тем, что данный уровень власти наиболее приближен к населению, решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения, им формируется и ему непосредственно подконтролен. Рационально организованное местное самоуправление позволяет эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти.
Современная политика органов местного самоуправления должна основываться, прежде всего, на эффективном муниципальном управлении. Принимая во внимание значительный объем полномочий, реализуемых в настоящее время в рамках муниципального управления, следует отметить, что реализация территориальных, организационных и правовых основ организации местного самоуправления в муниципальном образовании Надымский район оказывает непосредственное влияние на его развитие.
В свете меняющегося законодательства перед органами местного самоуправления стоят задачи совершенствования своей деятельности в решении вопросов местного значения, повышения качества осуществления полномочий и достижение наилучших значений показателей деятельности.
За прошедшие с момента принятия Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" годы в современном российском обществе обозначился ряд проблем, ярко характеризующих недостаточный уровень эффективности муниципального управления,
К их числу можно отнести:
- недостаточная квалификация муниципальных служащих для осуществления полномочий, что при определенном отставании в кадровом обеспечении муниципальной службы негативно сказывается на качестве муниципального управления;
- коррупционные проявления в процессе муниципального управления, снижающие его эффективность и приводящие к различным негативным тенденциям в обществе;
- низкая удовлетворенность населения уровнем информированности о деятельности органов местного самоуправления;
- низкая удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления;
- недостаточно быстрая и эффективная оптимизация условий муниципального управления.
На современном этапе реформы местного самоуправления, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", перед органами местного самоуправления возникла задача повышения эффективности исполнения ими своих полномочий. Институт муниципальной службы является одним из важнейших элементов в организации местного самоуправления и решении вопросов местного значения. Эффективность органов местного самоуправления по оказанию публичных услуг населению во многом зависит от того, насколько грамотно и профессионально будет действовать управленческий аппарат.
В муниципальном образовании Надымский район накоплен опыт организации местного самоуправления, позволяющий создать условия для его дальнейшего развития и совершенствования. Федеральным законодательством значительно расширены компетенция и возможности органов местного самоуправления. На территории муниципального образования Надымский район сложилась система правового регулирования и организации муниципальной службы в соответствии с действующим законодательством. Развитию кадрового потенциала способствует единое информационно-методическое обеспечение деятельности органов местного самоуправления, плановое и системное профессиональное развитие муниципальных служащих. Однако результативная реализация полномочий органами местного самоуправления невозможна без укрепления их кадрового потенциала. Подготовка кадров для органов местного самоуправления является одним из инструментов повышения эффективности муниципального управления. Отсутствие необходимых знаний и профессиональных навыков у муниципальных служащих приводит к низкому качеству управленческих решений.
В период с 2011 по 2013 годы в муниципальном образовании Надымский район реализовывалась муниципальная долгосрочная целевая программа "Совершенствование и развитие муниципальной службы в муниципальном образовании Надымский район в 2011 - 2013 годах".
Реализация указанной программы позволила достичь следующих результатов:
1. сформирована и постоянно совершенствуется нормативная правовая база по вопросам развития муниципальной службы;
2. созданы условия для повышения эффективности работы кадровых служб Администрации муниципального образования Надымский район;
3. создана и постоянно совершенствуется система методического обеспечения актуальных вопросов прохождения муниципальной службы в муниципальном образовании Надымский район;
4. проведено 6 семинаров-совещаний но актуальным вопросам реализации законодательства о муниципальной службе и противодействию коррупции;
5. за счет средств бюджета муниципального образования Надымский район за период реализации программы прошли курсы повышения квалификации 213 человек, что составляет 112% от запланированного количества;
6. сформирована этика поведения и корпоративная культура муниципальных служащих муниципального образования Надымский район, а также обеспечена открытость и гласность деятельности органов местного самоуправления, что, несомненно, способствовало повышению престижа муниципальной службы в целом.
Вместе с тем, на сегодняшний день остаются задачи, которые решены не в полной мере, а также возникают новые задачи, требующие скорейшего решения, основными из которых являются:
- организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования муниципальных служащих муниципального образования Надымский район с применением наиболее эффективных форм обучения;
- совершенствование механизма противодействия коррупционным проявлениям на муниципальной службе с целью повышения уровня эффективности муниципального управления.
На сегодняшний день существует необходимость создания целостной системы муниципальной службы и формирования высокопрофессионального кадрового состава, обеспечивающего эффективность муниципального управления.
На современном этапе противодействие коррупции продолжает оставаться важнейшей стратегической задачей деятельности Российского государства и его гражданского общества.
Несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам.
В этой связи разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения ее коренных причин, и реализация таких мер является настоятельной необходимостью.
Стратегические направления противодействия коррупции на современном этапе обозначены Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года N 460, и Национальным планом противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 года N 297.
Из указанных основополагающих документов следует, что противодействие коррупции осуществляется органами местного самоуправления на плановой основе и ориентировано на достижение конкретных результатов.
Так как коррупция - комплексная проблема, эффективность ее решения во многом зависит от координации и согласованности действий органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органов, средств массовой информации, институтов гражданского общества и граждан. Эти согласованные, скоординированные меры должны быть направлены, в первую очередь, на устранение причин и условий возникновения коррупции и, кроме того, на минимизацию ее негативных последствий. Необходимо правовое закрепление этой деятельности и неукоснительное исполнение принятых в сфере противодействия коррупции правовых актов, обеспечение публичности и открытости деятельности органов государственной власти и местного самоуправления перед обществом.
В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года необходимым условием действенности борьбы с коррупцией Президент Российской Федерации называет активное гражданское участие, эффективный общественный контроль. Общественное мнение, мнение самих граждан должно стать главным критерием оценки эффективности власти, предоставляющей услуги гражданам, и учреждений социальной сферы.
В соответствии с положениями части 4 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" органы местного самоуправления муниципального района наделены полномочиями по осуществлению мер по противодействию коррупции в границах муниципального района.
Согласно статье 2 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 04 марта 2009 года N 10-ЗАО "О противодействии коррупции в Ямало-Ненецком автономном округе" противодействие и профилактика коррупции в органах государственной власти в автономном округе осуществляется, в том числе, посредством разработки и реализации антикоррупционных программ.
В муниципальном образовании Надымский район в период 2012 - 2013 годов осуществлялась реализация муниципальной долгосрочной целевой программы "Противодействие коррупции в муниципальном образовании Надымский район" на 2012 - 2014 годы.
В результате реализации указанной программы:
1) сформирована и актуализирована в соответствии с изменениями законодательства нормативная правовая база противодействия коррупции на муниципальном уровне;
2) регламентировано предоставление муниципальных услуг: разработано и внедрено 27 административных регламентов предоставления муниципальных услуг;
3) созданы и совершенствуются механизмы предупреждения коррупции на муниципальной службе;
4) организации, граждане и институты гражданского общества проинформированы о возможности участия в мероприятиях по противодействию коррупции посредством проведения независимой экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов, участия в деятельности коллегиальных органов;
5) обеспечена "обратная связь" с гражданами и институтами гражданского общества через функционирование системы "Телефон доверия" по фактам коррупционной направленности в Администрации муниципального образования Надымский район, "Горячей" телефонной линии Главы Администрации муниципального образования Надымский район, Интернет-приемной на Официальном сайте Администрации муниципального образования Надымский район;
6) проведено 4 заседания Межведомственного совета при Главе Администрации муниципального образования Надымский район по противодействию коррупции, предметом рассмотрения которых стали вопросы противодействия коррупции в различных сферах муниципального управления;
7) обращений граждан по фактам коррупции со стороны муниципальных служащих в адрес Администрации муниципального образования Надымский район не поступало;
8) в ходе проведенного в 2012 году социологического опроса изучено мнение населения Надымского района об уровне коррупции в муниципальном образовании Надымский район.
Согласно результатам опроса, в целом по Надымскому району число респондентов, считающих уровень коррупции в Надымском районе высоким, сократилось с 20% в 2011 году до 14% в 2012 году.
В 2012 году в коррупционные ситуации с представителями органов муниципальной власти попадало 6% населения. Показатель уменьшился более чем в два раза к показателю 2011 года (составлял 15%).
Отмечено сокращение числа коррупционных ситуаций при взаимоотношениях с правоохранительными органами.
По сравнению с 2011 годом в два раза (с 16 до 8%) сократилось число жителей, которые сталкивались с просьбой или ожиданием какого-либо должностного лица неофициальной платы, услуги за свои услуги, работу.
Таким образом, данные проведенного социологического опроса свидетельствуют о необходимости продолжения последовательной реализации на муниципальном уровне комплекса мер организационного, правового, информационно-пропагандистского характера, направленных на устранение коренных причин коррупции в обществе, во взаимодействии с институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.
Для принятия органами местного самоуправления муниципального образования Надымский район обоснованных управленческих решений, определения политических, экономических, социальных и иных приоритетов, формирования прогнозов развития муниципального образования Надымский район имеет огромное значение деятельность по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов. Архивное дело подразумевает возможность эффективного использования исторического опыта в осуществлении местного самоуправления в муниципальном образовании Надымский район. Очевидно, что существует необходимость дальнейшего совершенствования сферы архивного дела в муниципальном образовании Надымский район, цель которого - внедрение принципов, технологий и систем организации, способных обеспечить запросы и потребность общества в области сохранения и использования архивной информации. Требуется решить комплекс задач по расширению доступа граждан, органов местного самоуправления муниципального образования Надымский район, общественных организаций и хозяйствующих субъектов к архивным документам и содержащейся в них информации и созданию нормативных условий для постоянного хранения документального исторического наследия Надымского района. Соблюдение нормативных условий хранения документов, комплектование архива качественно исполненными документами, своевременный учет и составление научно-справочного аппарата, а также широкое использование Архивного фонда Надымского района поможет сохранить культурное наследие района, обеспечить широкий доступ к архивным документам, как элементу информационной культуры, способной удовлетворить рост потребности граждан, общества в поиске и получении архивной информации.
Исходя из этого, целью муниципальной программы является повышение эффективности муниципального управления в муниципальном образовании Надымский район. Для достижения заявленной цели требуется решение следующих задач:
- повышение эффективности системы муниципальной службы в муниципальном образовании Надымский район;
- повышение эффективности мер по противодействию коррупции в муниципальном образовании Надымский район;
- создание нормативных условий хранения документального наследия Надымского района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.