Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации
муниципального образования
Надымский район
от 5 февраля 2014 г. N 88
Административный регламент
предоставления муниципальными образовательными организациями муниципального образования Надымский район муниципальной услуги "Зачисление в образовательную организацию"
29 мая, 25 декабря 2014 г., 11 сентября 2015 г., 9 августа, 29 сентября 2016 г.
I. Общие положения
1. Административный регламент предоставления муниципальными образовательными организациями муниципального образования Надымский район (далее - Административный регламент) муниципальной услуги "Зачисление в образовательную организацию" (далее - муниципальная услуга) разработан в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в целях повышения качества предоставления муниципальной услуги и устанавливает порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги.
Круг заявителей
2. Заявителями, на получение муниципальной услуги являются совершеннолетние лица, родители (законные представители) несовершеннолетних лиц, а также их представители, уполномоченные на обращение с заявлением о предоставлении муниципальной услуги.
Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2014 г. N 649 в пункт 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Получателями муниципальной услуги являются:
- лица, претендующие на зачисление в муниципальные дошкольные образовательные организации, реализующие основные образовательные программы дошкольного образования, в возрасте от 2-х месяцев (при наличии условий, соответствующих требованиям законодательства) до 7 лет, проживающие на территории муниципального образования Надымский район;
- лица, претендующие на зачисление в муниципальные общеобразовательные организации, в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 18 лет, проживающие на территории муниципального образования Надымский район;
- лица, претендующие на зачисление в муниципальные образовательные организации дополнительного образования детей, в возрасте от 4 лет до 18 лет, проживающие на территории муниципального образования Надымский район;
- лица, претендующие на зачисление в Муниципальное общеобразовательное учреждение "Открытая (сменная) образовательная школа г. Надыма".
Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста 6 лет и 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста 8 лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей Департамент образования Администрации муниципального образования Надымский район вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.
Порядок информирования о предоставлении муниципальной услуги
Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 сентября 2015 г. N 487 в пункт 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Порядок информирования о предоставлении муниципальной услуги:
1) Департамент образования Администрации муниципального образования Надымский район (далее - Департамент образования, уполномоченный орган) расположен по адресу: 629730 ЯНАО, г. Надым, ул. Зверева, 12/2, тел. 53-52-79, тел/факс 53-53-22, www.nadymedu.ru;
2) муниципальная услуга предоставляется непосредственно в муниципальных общеобразовательных организациях, муниципальных образовательных организациях дополнительного образования детей, а также образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования (далее - МОО), расположенных на территории муниципального образования Надымский район. Сведения о телефонах, адресах электронной почты указаны в приложениях N 1, N 2 и N 4 к настоящему Административному регламенту), сайтах МОО согласно приложений N 3 и N 4 к настоящему Административному регламенту.
Сведения о графиках приема посетителей в МОО размещены на сайтах МОО, которые указаны в приложениях N 3 и N 4 к настоящему Административному регламенту.
В день, предшествующий нерабочему праздничному дню, установленному статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации, график работы изменяется - продолжительность рабочего дня уменьшается на один час;
3) информация о муниципальной услуге, процедуре ее предоставления предоставляется:
- непосредственно уполномоченными специалистами МОО;
- с использованием средств телефонной связи и электронного информирования (приложения N 1, N 2 и N 4 к настоящему Административному регламенту);
- на сайтах МОО, где размещены гиперссылки для перехода в соответствующий информационный раздел (приложения N 3 и N 4 к настоящему Административному регламенту);
- на сайте Департамента образования www.nadymedu.ru;
- посредством размещения в государственной информационной системе "Региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций) Ямало-Ненецкого автономного округа" www.pgu-yamal.ru (далее - Региональный портал) и/или в государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" www.gosuslugi.ru (далее - Единый портал);
- посредством публикаций в средствах массовой информации, издания информационных материалов (брошюр, буклетов), на стендах в помещениях МОО;
4) для получения информации о муниципальной услуге, процедуре ее предоставления, ходе предоставления муниципальной услуги заинтересованные лица вправе обращаться:
- в устной форме лично или по телефону к уполномоченным специалистам МОО, участвующим в предоставлении муниципальной услуги;
- в письменной форме лично или почтой в адрес МОО;
- в письменной форме по адресу электронной почты МОО (приложения N 1, N 2 и N 4 настоящему Административному регламенту);
- через Региональный портал и/или Единый портал (с момента реализации технической возможности).
5. Информирование заявителей проводится в двух формах: устной и письменной.
При ответах на телефонные звонки и обращения заявителей лично в приемные часы специалисты МОО, участвующие в предоставлении муниципальной услуги, подробно и в вежливой (корректной) форме информируют обратившихся по интересующим их вопросам. Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании органа, в который поступил звонок, и фамилии специалиста, принявшего телефонный звонок.
При невозможности специалиста, принявшего звонок, самостоятельно ответить на поставленные вопросы обратившемуся лицу сообщается телефонный номер, по которому можно получить интересующую его информацию.
Устное информирование обратившегося лица осуществляется не более 15 минут.
В случае если для подготовки ответа требуется продолжительное время, специалист, осуществляющий устное информирование, предлагает направить обращение о предоставлении письменной информации по вопросам предоставления муниципальной услуги, либо назначает другое удобное для заинтересованного лица время для устного информирования.
Письменное информирование по вопросам предоставления муниципальной услуги осуществляется при получении обращения заинтересованного лица о предоставлении письменной информации по вопросам предоставления муниципальной услуги.
6. Ответ на обращение дается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения в МОО.
Специалисты МОО, участвующие в предоставлении муниципальной услуги, ответственные за рассмотрение обращения, обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, готовят письменный ответ по существу поставленных вопросов.
Письменный ответ на обращение, содержащий фамилию и номер телефона исполнителя, подписывается руководителем МОО либо уполномоченным им лицом и направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.
7. В случае если в обращении о предоставлении письменной информации не указаны фамилия заинтересованного лица, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
II. Стандарт предоставления муниципальной услуги
8. Наименование муниципальной услуги: "Зачисление в образовательную организацию".
9. Муниципальная услуга предоставляется МОО, расположенными на территории муниципального образования Надымский район, указанными в приложениях N 1, N 2 и N 4 к настоящему Административному регламенту.
10. Специалисты МОО не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, утвержденный представительным органом муниципального образования Надымский район.
Результат предоставления муниципальной услуги
11. Результатом предоставления муниципальной услуги является выдача (направление) заявителю копии приказа о зачислении получателя муниципальной услуги в МОО либо мотивированный отказ в предоставлении муниципальной услуги.
Срок предоставления муниципальной услуги
12. МОО обеспечивают приём детей для обучения по основным общеобразовательным программам, которые проживают на территории муниципального образования Надымский район, закрепленной органом местного самоуправления за конкретной МОО (далее - закрепленная территория), и имеют право на получение общего образования (далее - закрепленные лица).
Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 мая 2014 г. N 331 пункт 13 настоящего приложения изложен в новой редакции
13. Муниципальная услуга предоставляется в срок, не превышающий 9 рабочих дней, в отношении получателей муниципальной услуги, указанных в абзацах третьем, пятом пункта 3 Административного регламента, при подаче заявления в периоды, установленные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 N 32 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 мая 2014 г. N 331 в пункт 14 настоящего приложения внесены изменения
14. Муниципальная услуга предоставляется в срок, не превышающий 9 рабочих дней, в отношении получателей муниципальной услуги, указанных в абзацах 2, 4 пункта 3 Административного регламента, при подаче заявления в течение всего календарного года.
Правовые основания для предоставления муниципальной услуги
15. Правовыми основаниями предоставления муниципальной услуги являются:
1) Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 ("Российская газета", 1993, N 237);
2) Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН от 20.11.1989 ("Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР", 1990, N 45);
3) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ("Российская газета", 2012, N 303);
4) Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" ("Российская газета", 2010, N 168);
5) Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" ("Российская газета", 2006, N 95);
6) Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ("Российская газета", 2003, N 202);
7) Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ("Российская газета", 2006, N 165);
8) Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" ("Российская газета", 2002, N 140);
Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 августа 2016 г. N 472 пункт 15 настоящего приложения дополнен подпунктом 8-1
8-1) Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" ( "Российская газета", 2014, N 278);
9) распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 N 1993-р "Об утверждении Сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями" ("Российская газета", 2009, N 247);
10) приказ Минобрнауки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" ("Российская газета", 2013, N 238);
11) приказ Минобрнауки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" ("Российская газета", 2013, N 232);
Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 мая 2014 г. N 331 подпункт 12 пункта 15 настоящего приложения изложен в новой редакции
12) приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 N 32 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" ("Российская газета", 2014, N 83);
Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 августа 2016 г. N 472 подпункт 13 пункта 8 настоящего приложения изложен в новой редакции
13) Положение о Департаменте образования Администрации муниципального образования Надымский район, утвержденное решением Районной Думы муниципального образования Надымский район от 26.05.2016 N 109;
Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 августа 2016 г. N 472 подпункт 14 пункта 8 настоящего приложения изложен в новой редакции
14) Постановление Администрации муниципального образования Надымский район от 07.08.2015 N 430 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг муниципального образования Надымский район, муниципального образования город Надым";
15) распоряжение Администрации муниципального образования Надымский район "О закреплении территорий муниципального образования Надымский район за муниципальными общеобразовательными организациями" - утверждается ежегодно.
Перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги
Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2014 г. N 649 в пункт 16 настоящего приложения внесены изменения
16. Прием в МОО осуществляется по личному заявлению совершеннолетнего лица, родителя (законного представителя) несовершеннолетнего лица, а также их представителей, уполномоченных на обращение с заявлением о предоставлении муниципальной услуги, по форме согласно приложениям N 5, N 6, N 7, N 8 к Административному регламенту, при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), совершеннолетнего лица либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
МОО может осуществлять прием указанного заявления в форме электронного документа посредством сети Интернет, через Региональный портал и/или Единый портал (с момента реализации технической возможности), в том числе через автоматизированную информационную систему "Е-услуги. Образование" (далее - АИС "Е-услуги. Образование") www.e-uslugi.rtsoko.ru.
Родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в первый класс дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя, свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории.
Родители (законные представители) детей, не проживающих на закрепленной территории, дополнительно предъявляют свидетельство о рождении ребенка.
Родители (законные представители) детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации.
Заявитель вправе предоставлять с 31.12.2014 документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания, по собственной инициативе.
17. Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.
Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 мая 2014 г. N 331 в пункт 18 настоящего приложения внесены изменения
18. Родители (законные представители) детей имеют право по своему усмотрению представлять другие документы.
Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 мая 2014 г. N 331 пункт 19 настоящего приложения изложен в новой редакции
19. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 мая 2014 г. N 331 пункт 20 настоящего приложения изложен в новой редакции
20. При приеме в МОО для получения среднего общего образования представляется аттестат об основном общем образовании установленного образца.
21. Для зачисления в Муниципальное общеобразовательное учреждение "Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма" необходимо представить в учреждение вместе с заявлением о зачислении в образовательную организацию получателя муниципальной услуги - аттестат об основном общем образовании (свидетельство о неполном среднем образовании) или сведения о промежуточной аттестации из общеобразовательных организаций.
22. Для зачисления в МОО дополнительного образования детей при приёме в группы физкультурно-спортивной, спортивно-технической и туристско-краеведческой направленностей родители (законные представители) должны представить вместе с заявлением о зачислении в образовательную организацию получателя муниципальной услуги в МОО оригинал свидетельства о рождении ребенка либо заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего родство заявителя (или законность представления прав обучающегося) и медицинское заключение о состоянии здоровья ребёнка.
23. Для зачисления получателя муниципальной услуги в МОО, реализующие основные образовательные программы дошкольного образования, заявитель, являющийся гражданином Российской Федерации, дополнительно вместе с заявлением о предоставлении места в МОО, предоставляет следующие документы:
- свидетельство о рождении ребёнка;
- документ, удостоверяющий личность заявителя;
- медицинскую справку о состоянии здоровья ребёнка с заключением о возможности посещения МОО;
- документ, подтверждающий место жительства заявителя и его ребенка;
- копия и оригинал документа, подтверждающего право внеочередного или первоочередного приема, в соответствии с законодательством РФ.
24. Для зачисления получателя муниципальной услуги в МОО, реализующие основные образовательные программы дошкольного образования, являющегося законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином, к заявлению о предоставлении места в МОО, предоставляет следующие документы:
- свидетельство о рождении ребёнка;
- медицинскую справку о состоянии здоровья ребёнка с заключением о возможности посещения МОО;
- документ, подтверждающий регистрацию иностранного гражданина и его ребенка по месту жительства, включающий в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина;
- оригинал документа, удостоверяющего личность заявителя - иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;
- миграционную карту;
- копию и оригинал документа, подтверждающего право внеочередного или первоочередного приема, в соответствии с законодательством РФ.
25. В случае если для предоставления муниципальной услуги необходима обработка персональных данных лица, не являющегося заявителем, при обращении за получением муниципальной услуги заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие получение согласия указанного лица или его законного представителя на обработку персональных данных указанного лица. Документы, подтверждающие получение согласия, могут быть представлены в форме электронного документа.
МОО может осуществлять прием заявления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.
Требование предоставления других документов в качестве основания для приема детей в МОО не допускается.
26. Заявление о зачислении получателя муниципальной услуги в МОО должно быть оформлено в соответствии со следующими требованиями:
- текст написан разборчиво от руки или при помощи средств электронно-вычислительной техники;
- указаны фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) ребёнка, а также дата и место рождения;
- указаны фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя, почтовый адрес или адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, личная подпись и дата;
- в тексте заявления отсутствуют неоговоренные исправления;
- текст заявления не исполнен карандашом.
Перечень оснований для отказа в приёме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, приостановления или отказа в предоставлении муниципальной услуги
Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 августа 2016 г. N 472 пункт 27 настоящего приложения изложен в новой редакции
27. Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, отсутствуют.
28. Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги:
- отсутствие свободных мест в МОО;
- отсутствие в перечне дополнительных образовательных программ, реализуемых МОО, программы, востребованной заявителем;
- отсутствие медицинского заключения о возможности заниматься в МОО избранного профиля;
- отсутствие у заявителя права на получение муниципальной услуги в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Закрепленным лицам может быть отказано в приёме в образовательную организацию только по причине отсутствия свободных мест в образовательной организации. В случае отказа в предоставлении места в образовательной организации родители (законные представители) для решения вопроса об устройстве ребенка в другую образовательную организацию обращаются в Департамент образования.
29. Основания для приостановления предоставления муниципальной услуги не предусмотрены.
Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги
30. Муниципальная услуга предоставляется без предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги.
Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление муниципальной услуги
31. Муниципальная услуга предоставляется бесплатно.
Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления о предоставлении муниципальной услуги и при получении муниципальной услуги
32. Максимальное время ожидания в очереди при подаче заявления составляет 15 минут; максимальная продолжительность приёма у специалиста, осуществляющего приём документов, в МОО - 15 минут.
33. Максимальное время ожидания в очереди при получении документов составляет 15 минут. Максимальная продолжительность приема у специалиста, осуществляющего приём или выдачу документов, составляет 15 минут.
Срок и порядок регистрации обращения заявителя о предоставлении муниципальной услуги, в том числе в электронной форме
34. Заявление о зачислении получателя муниципальной услуги в МОО и документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги, регистрируются в день их представления в МОО, за исключением случаев, установленных Федеральным законом.
Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 сентября 2016 г. N 565 настоящий подраздел изложен в новой редакции
Требования к помещениям предоставления муниципальной услуги
35. Требования к помещениям предоставления муниципальной услуги:
Требования к прилегающей территории:
1) создаются условия для беспрепятственного доступа к зданию и предоставляемой в нем муниципальной услуге (оборудуется пандусами, специальными ограждениями и перилами, обеспечивающими беспрепятственное передвижение, и др.);
2) оборудуются места для парковки автотранспортных средств;
3) на стоянке должно быть выделено не менее 10% мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства;
4) доступ заявителей к парковочным местам является бесплатным;
5) инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) обеспечивается возможность самостоятельного передвижения по территории, входа в здание и выхода из него, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
Требования к местам приема заявителей:
1) служебные кабинеты специалистов, участвующих в предоставлении муниципальной услуги, в которых осуществляется прием заявителей, должны быть оборудованы вывесками с указанием номера кабинета и фамилии, имени, отчества и должности специалиста, ведущего прием, продублированными знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля;
2) места для приема заявителей оборудуются стульями и столами, оснащаются канцелярскими принадлежностями для обеспечения возможности оформления документов с учетом обеспечения свободного доступа к ним инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников);
3) специалисты, ведущие прием, обеспечивают:
- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи, в том числе в оформлении необходимых документов (заявлений);
- допуск в служебные кабинеты собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (далее - документ, подтверждающий её специальное обучение);
- оказание помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими муниципальной услуги наравне с другими лицами.
Требования к местам для ожидания:
1) места для ожидания в очереди оборудуются стульями и (или) кресельными секциями;
2) места для ожидания находятся в холле или ином специально приспособленном помещении с учетом обеспечения свободного доступа к ним инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников);
3) в здании, где организуется прием заявителей, предусматриваются места общественного пользования (туалеты) и места для хранения верхней одежды, с учетом обеспечения свободного доступа к ним инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников).
4) в здание, где организуется прием заявителей, обеспечивается допуск собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение;
предоставляются услуги, и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
5) обеспечивается надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам (зданиям, помещениям), в которых
Требования к местам для информирования заявителей:
1) осуществляется дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
2) оборудуются стульями и столами для возможности оформления документов;
3) информационный стенд, столы размещаются в местах, обеспечивающих свободный доступ к ним с учетом обеспечения свободного доступа к ним инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников).
При невозможности полностью приспособить к потребностям инвалидов здание (до реконструкции или капитального ремонта здания, когда это возможно обеспечить), муниципальная услуга предоставляется по месту жительства инвалидов или в дистанционном режиме.
Помещения должны соответствовать требованиям пожарной безопасности, быть оборудованы противопожарной системой и средствами пожаротушения. В местах приема заявителей на видном месте размещаются схемы средств пожаротушения и путей эвакуации посетителей.
Стенды (вывески) должны устанавливаться недалеко от входа в помещение, где осуществляется прием заявителей, на высоте не менее 1,2 метра от пола, таким образом, чтобы обеспечить возможную видимость информации максимальному количеству граждан. Тексты информационных материалов, размещаемых на стендах, печатаются удобным для чтения шрифтом, без исправлений, наиболее важные места выделяются (подчеркиваются).
Требования, предусмотренные настоящим разделом в части обеспечения доступности для инвалидов зданий, в которых предоставляется муниципальная услуга, в соответствии с положениями части 3 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" применяются исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным зданиям.
Показатели доступности и качества муниципальных услуг
36. Показателями оценки доступности и качества муниципальной услуг являются:
N п/п |
Наименование показателя доступности и качества муниципальной услуги |
Единица измерения |
Нормативное значение |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. 1. |
Транспортная доступность к местам предоставления муниципальной услуги |
да/нет |
да |
2. 3. |
Обеспечение возможности направления запроса по электронной почте (приложение N 1 к настоящему Административному регламенту) |
да/нет |
да |
3. 4. |
Размещение информации о порядке предоставления муниципальной услуги на официальном интернет-сайте Администрации Надымского района www.nadymregion.ru, на Региональном портале www.pgu-yamal.ru, Едином портале www.gosuslugi.ru |
да/нет |
да |
4. 5. |
Соблюдение срока предоставления муниципальной услуги, установленного настоящим Административным регламентом |
да/нет |
да |
5. 6. |
Отсутствие поданных в установленном порядке жалоб на действия (бездействие) должностных лиц, осуществленные в ходе предоставления муниципальной услуги |
да/нет |
да |
6. 7. |
Обеспечение обратной связи заявителя с исполнителем муниципальной услуги с использованием средств связи |
да/нет |
да |
7. 8. |
Укомплектованность квалифицированными кадрами в соответствии со штатным расписанием |
% |
100% |
8. |
Возможность получения муниципальной услуги в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг (с момента реализации технической возможности) |
да/нет |
нет |
9. |
Возможность получения информации о ходе предоставления муниципальной услуги, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий |
да/нет |
да |
Иные требования к предоставлению муниципальных услуг
37. При наличии технической возможности заявление и документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги, подаются в электронном виде через Региональный портал и/или Единый портал (с момента реализации технической возможности).
При подписании электронных документов и вложений электронных документов электронной подписью, должны применяться средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме
38. Блок-схема последовательности действий при предоставлении муниципальной услуги приводится в приложении N 9 к настоящему Административному регламенту.
39. Предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры (действия):
1) принятие заявления;
2) рассмотрение заявления и оформление результата предоставления либо отказа в предоставлении муниципальной услуги;
3) выдача (направление) результата предоставления либо отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Принятие заявления
Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 мая 2014 г. N 331 в пункт 40 настоящего приложения внесены изменения
40. Основанием для начала предоставления муниципальной услуги является поступление в МОО заявления о зачислении получателя муниципальной услуги в МОО, поданного заявителем при личном обращении в МОО либо направленного по почте в адрес МОО (приложения N 1, N 2, N 4 к настоящему Административному регламенту), в том числе электронной почте, а также посредством Регионального портала и/или Единого портала (с момента реализации технической возможности), а также с использованием автоматизированной информационной системы "Е-услуги. Образование".
Специалист, в обязанности которого входит принятие документов:
1) проверяет наличие всех необходимых документов в соответствии с перечнем, установленным пунктами 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 настоящего Административного регламента.
В случае выявления несоответствия представленных документов требованиям, установленным пунктами 17, 26 настоящего Административного регламента, специалист предупреждает заявителя о наличии оснований для отказа в принятии документов, указанных в подпункте 2 пункта 27 настоящего Административного регламента, и предлагает устранить выявленные несоответствия.
В случае отказа заявителя в устранении несоответствий требованиям к оформлению документов специалист отказывает заявителю в принятии документов;
2) регистрирует поступление заявления в соответствии с установленными правилами делопроизводства.
Документы, представленные заявителем, регистрируются в журнале приема заявлений. После регистрации заявления заявителю выдается расписка в получении документов, содержащая информацию о регистрационном номере заявления о зачислении получателя муниципальной услуги в МОО, о перечне представленных документов. Расписка заверяется подписью должностного лица МОО, ответственного за прием документов и печатью МОО.
Результатом административной процедуры является принятие документов либо мотивированный отказ в принятии документов.
Продолжительность административной процедуры - не более 15 минут.
Рассмотрение заявления и оформление результата предоставления либо отказа в представлении муниципальной услуги
Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 мая 2014 г. N 331 в пункт 41 настоящего приложения внесены изменения
41. Основанием для начала процедуры рассмотрения заявления и оформления результата предоставления либо отказа в предоставлении муниципальной услуги является получение специалистом, уполномоченным на рассмотрение обращения заявителя, принятых документов.
Специалист, уполномоченный на рассмотрение обращения заявителя:
1) устанавливает предмет обращения заявителя;
2) проверяет наличие приложенных к заявлению документов, перечисленных в пунктах 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 настоящего Административного регламента.
Специалист, ответственный за прием документов, при обращении заявителя по почте, по электронной почте, через Региональный портал и/или Единый портал (с момента реализации технической возможности)", а также посредством АИС "Е-услуги. Образование" информирует заявителя о необходимости личного посещения МОО с целью представления подлинности документов (предоставленных сведений).
Специалист, ответственный за рассмотрение обращения заявителя, добавляет документы (сведения), полученные от заявителя в личное дело;
3) устанавливает наличие полномочий МОО по рассмотрению обращения заявителя.
В случае если предоставление муниципальной услуги входит в полномочия МОО и отсутствуют определенные пунктом 28 настоящего Административного регламента основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, специалист, уполномоченный на рассмотрение обращения заявителя, оформляет проект приказа о зачислении получателя услуги в МОО.
В случае если имеются определенные пунктом 28 настоящего Административного регламента основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, специалист, уполномоченный на рассмотрение обращения заявителя, готовит проект мотивированного отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Специалист, уполномоченный на рассмотрение обращения заявителя, передает проект приказа о зачислении получателя услуги в МОО или проект мотивированного отказа в предоставлении муниципальной услуги для подписания директору МОО или уполномоченному им лицу.
42. Результатом административной процедуры является подписание директором МОО или уполномоченным им лицом, приказа о зачислении получателя услуги в МОО либо мотивированного отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Продолжительность административной процедуры - не более 7 рабочих дней.
Выдача (направление) результата предоставления либо отказа в предоставлении муниципальной услуги
43. Основанием для начала процедуры выдачи (направления) результата предоставления муниципальной услуги по запросу заявителя является подписание руководителем МОО или уполномоченным им лицом приказа о зачислении получателя услуги в МОО либо мотивированного отказа в предоставлении муниципальной услуги и поступление указанных документов специалисту, ответственному за выдачу документов.
44. Приказ о зачислении получателя услуги в МОО либо мотивированный отказ в предоставлении муниципальной услуги регистрирует специалист, ответственный за делопроизводство, в соответствии с установленными правилами ведения делопроизводства.
Копию приказа о зачислении получателя услуги в МОО либо мотивированный отказ в предоставлении муниципальной услуги с присвоенным регистрационным номером специалист, ответственный за выдачу документов, направляет заявителю почтовым направлением либо вручает лично заявителю под подпись, если иной порядок выдачи документа не определен заявителем при подаче заявления.
В случае взаимодействия с заявителем в электронном виде специалист, ответственный за выдачу документов, направляет заявителю электронную версию письменного ответа.
45. Копия приказа о зачислении получателя муниципальной услуги в МОО размещается на информационном стенде в МОО в день его издания.
46. Результатом административной процедуры является выдача (направление) заявителю копии приказа о зачислении получателя муниципальной услуги в МОО либо мотивированного отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Продолжительность административной процедуры - не более 2 рабочих дней.
IV. Формы контроля за исполнением Административного регламента
Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением положений Административного регламента
47. Текущий контроль за соблюдением последовательности административных действий, определенных настоящим Административным регламентом, и принятием в ходе предоставления муниципальной услуги решений осуществляют руководитель МОО, начальник Департамента образования.
Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления муниципальной услуги
48. Контроль за полнотой и качеством предоставления муниципальной услуги включает в себя проведение проверок, выявление и установление нарушений прав заявителей, принятие решений об устранении соответствующих нарушений.
Проверки могут быть плановыми на основании планов работы МОО, Департамента образования либо внеплановыми, проводимыми в том числе по жалобе заявителей на своевременность, полноту и качество предоставления муниципальной услуги.
Решение о проведении внеплановой проверки принимает руководитель Департамента образования либо заместитель Главы Администрации муниципального образования Надымский район, координирующий деятельность уполномоченного органа.
Результаты проверки оформляются в виде отчета, в котором отмечаются выявленные недостатки и указываются предложения по их устранению.
Ответственность должностных лиц за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) в ходе предоставления муниципальной услуги
49. По результатам проведения проверок полноты и качества предоставления муниципальной услуги в случае выявления нарушений виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Порядок и формы контроля за предоставлением муниципальной услуги со стороны граждан, их объединений и организаций
50. Контроль за предоставлением муниципальной услуги, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций, осуществляется посредством открытости деятельности Департамента образования, МОО при предоставлении муниципальной услуги, получения полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальной услуги и возможности рассмотрения обращений (жалоб) в процессе получения муниципальной услуги.
Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 августа 2016 г. N 472 раздел V настоящего приложения изложен в новой редакции
V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц
51. Заявитель вправе обжаловать решения и действия (бездействие) Департамента образования, МОО (далее - орган, предоставляющий муниципальную услугу), должностных лиц органа, предоставляющего муниципальную услугу, специалистов, ответственных за предоставление муниципальной услуги (далее - ответственный специалист), в досудебном (внесудебном) порядке.
52. Жалоба подается в орган, предоставляющий муниципальную услугу, в письменной форме, в том числе при личном приеме заявителя, или в электронном виде.
53. Жалоба должна содержать:
1) наименование органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо ответственного специалиста, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю (за исключением случая, когда жалоба направляется способом, указанным в подпункте "в" пункта 56 настоящего Административного регламента);
3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего муниципальную услугу, его должностного лица либо ответственного специалиста;
4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего муниципальную услугу, его должностного лица либо ответственного специалиста. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
54. В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, могут быть представлены:
1) оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
2) оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, подписанная руководителем заявителя или иным лицом, уполномоченным на это в соответствии с законом или учредительными документами (для юридических лиц);
3) копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.
55. Прием жалоб в письменной форме осуществляется органом, предоставляющим муниципальную услугу, в месте предоставления муниципальной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение муниципальной услуги, нарушение порядка которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной муниципальной услуги).
Время приема жалоб должно совпадать с временем предоставления муниципальной услуги.
Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.
В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
56. В электронном виде жалоба может быть подана заявителем посредством:
а) официального сайта органа, непосредственно предоставляющего муниципальную услугу, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
б) регионального портала и/или Единого портала (с момента технической реализации);
в) портала федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, их должностными лицами с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
57. При подаче жалобы в электронном виде документы, указанные в пункте 54 настоящего Административного регламента, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации. При этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.
58. Жалоба рассматривается органом, предоставляющим муниципальную услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, его должностного лица либо ответственного специалиста. В случае если обжалуются решения руководителя органа, предоставляющего муниципальную услугу, жалоба подается в вышестоящий орган (в порядке подчиненности) и рассматривается им в порядке, предусмотренном настоящим разделом.
59. В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе в соответствии с требованиями пункта 58 настоящего Административного регламента, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.
При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
60. Жалоба может быть подана заявителем через многофункциональный центр (далее - МФЦ). При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в уполномоченный на ее рассмотрение орган в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и органом, предоставляющим муниципальную услугу (далее - соглашение о взаимодействии), но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.
Жалоба на нарушение порядка предоставления муниципальной услуги МФЦ рассматривается в соответствии с настоящим разделом органом, предоставляющим муниципальную услугу, заключившим соглашение о взаимодействии.
При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
61. Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:
1) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении муниципальной услуги;
2) нарушение срока предоставления муниципальной услуги;
3) требование представления заявителем документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги;
4) отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги;
5) отказ в предоставлении муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
6) требование внесения заявителем при предоставлении муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
7) отказ органа, предоставляющего муниципальную услугу, его должностного лица в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
62. В органе, предоставляющем муниципальную услугу, определяются должностные лица, уполномоченные на прием и рассмотрение жалоб.
63. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 2.12 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004 N 81-ЗАО "Об административных правонарушениях", или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.
64. Орган, предоставляющий муниципальную услугу, обеспечивает:
1) оснащение мест приема жалоб;
2) информирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностных лиц либо ответственных специалистов посредством размещения информации на стендах в месте предоставления муниципальной услуги, на их официальных сайтах, на Региональном портале, Едином портале;
3) консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностных лиц либо ответственных специалистов, в том числе по телефону, электронной почте, на личном приеме;
4) заключение соглашений о взаимодействии в части осуществления МФЦ приема жалоб и выдачи заявителям результатов рассмотрения жалоб;
5) формирование и представление ежеквартально в вышестоящий орган отчетности о полученных и рассмотренных жалобах (в том числе о количестве удовлетворенных и неудовлетворенных жалоб).
65. Жалоба, поступившая в уполномоченный на ее рассмотрение орган, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации.
В случае обжалования отказа органа, предоставляющего муниципальную услугу, его должностного лица в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования заявителем нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.
66. По результатам рассмотрения жалобы, в соответствии с пунктом 7 статьи 11.2 Федерального закона N 210-ФЗ, уполномоченный на ее рассмотрение орган принимает решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Указанное решение принимается в форме акта уполномоченного на ее рассмотрение органа.
При удовлетворении жалобы уполномоченный на ее рассмотрение орган принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата муниципальной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
67. Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме. В случае если жалоба была направлена способом, указанным в подпункте "в" пункта 54 настоящего Административного регламента, ответ заявителю направляется посредством системы досудебного обжалования.
68. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
1) наименование органа, предоставляющего муниципальную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
2) номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
3) фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
4) основания для принятия решения по жалобе;
5) принятое по жалобе решение;
6) в случае если жалоба признана обоснованной - сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата муниципальной услуги;
7) сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
69. Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом органа, предоставляющего муниципальную услугу.
По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) уполномоченного на рассмотрение жалобы органа, вид которой установлен законодательством РФ.
70. Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
1) наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
2) подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
3) наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями настоящего раздела в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы;
4) необоснованность доводов, приведенных в жалобе.
71. Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:
1) наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
2) отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.