Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Муниципальная программа
муниципального образования город Ноябрьск "Формирование устойчивого экономического развития муниципального образования город Ноябрьск на 2014 - 2016 годы" (далее - Программа)
(утв. постановлением Администрации муниципального образования г. Ноябрьск
от 26 ноября 2013 г. N П-1546)
25 августа, 1, 21 октября, 3 декабря 2014 г.
Постановлением Администрации муниципального образования г. Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 декабря 2014 г. N П-1252 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
муниципальной программы муниципального образования город Ноябрьск "Формирование устойчивого экономического развития муниципального образования город Ноябрьск на 2014 - 2017 годы" (далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы |
Администрация города Ноябрьска |
||
Соисполнители Программы |
Ноябрьский городской департамент по имуществу Администрации города Ноябрьска (далее - НГДИ); Муниципальное учреждение "Дирекция муниципального заказа" (далее - МУ "ДМЗ") |
||
Цель Программы |
Обеспечение экономического роста в муниципальном образовании город Ноябрьск |
||
Задачи Программы |
1) Обеспечение комплексного социально-экономического развития города. 2) Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Ноябрьск. 3) Развитие инновационной деятельности в муниципальном образовании город Ноябрьск. 4) Развитие инфраструктуры потребительского рынка муниципального образования город Ноябрьск. 5) Повышение эффективности градостроительной деятельности. 6) Комплексное освоение новых территорий в муниципальном образовании город Ноябрьск |
||
Сроки реализации Программы |
2014 - 2017 годы |
||
Целевые показатели эффективности реализации Программы |
1. Количество бизнес-проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства с помощью мер финансовой поддержки за период реализации Программы. 2. Количество инновационных проектов, реализуемых субъектами инновационной деятельности с помощью мер финансовой поддержки за период реализации Программы. 3. Обеспеченность документами стратегического планирования муниципальное образование город Ноябрьск. 4. Оборот розничной торговли на душу населения. 5. Количество разработанных проектов в области градостроительной деятельности и развития городского пространства |
||
Программно-целевые инструменты |
Программно-целевые инструменты в Программе отсутствуют |
||
Подпрограммы |
1. Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Ноябрьск на 2014 - 2017 годы". 2. Подпрограмма "Инновационное развитие в муниципальном образовании город Ноябрьск на 2014 - 2017 годы". 3. Подпрограмма "Совершенствование механизмов развития экономики в муниципальном образовании город Ноябрьск на 2014 - 2017 годы". 4. Подпрограмма "Развитие услуг общественного питания, торговли и бытового обслуживания в целях обеспечения жителей города Ноябрьска услугами на 2014 - 2017 годы". 5. Подпрограмма "Обеспечение эффективной градостроительной деятельности в муниципальном образовании город Ноябрьск". 6. Подпрограмма "Комплексное освоение новых территорий в муниципальном образовании город Ноябрьск на 2014 - 2017 годы" |
||
Ресурсное обеспечение Программы | |||
Год реализации Программы |
Общий объем финансирования Программы составит 673 915,654 тыс. рублей, в том числе по годам: |
Объем финансирования Программы, утвержденный решением Городской Думы о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, тыс. руб. |
Дополнительная потребность в средствах местного бюджета, тыс. руб. |
2014 год |
68 077,654 |
68 077,654 |
0,0 |
средства местного бюджета |
24 250,654 |
24 250,654 |
0,0 |
средства, передаваемые из окружного бюджета |
43 827,00 |
43 827,00 |
0,0 |
2015 год |
270 130,00 |
65 985,00 |
204 145,00 |
средства местного бюджета |
44 491,00 |
21 606,00 |
22 885,00 |
средства, передаваемые из окружного бюджета |
225 639,00 |
44 379,00 |
181 260,00 |
2016 год |
95 314,00 |
81 285,00 |
14 029,00 |
средства местного бюджета |
35 935,00 |
21 906,00 |
14 029,00 |
средства, передаваемые из окружного бюджета |
59 379,00 |
59 379,00 |
0,00 |
2017 год |
240 394,00 |
0,00 |
240 394,00 |
средства местного бюджета |
36 324,00 |
0,00 |
36 324,00 |
средства, передаваемые из окружного бюджета |
204 070,00 |
0,00 |
204 070,00 |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Реализация Программы позволит к 2017 году достичь следующих результатов: - количество бизнес-проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства с помощью мер финансовой поддержки, за период реализации Программы составит 24 единицы; - количество инновационных проектов, реализуемых субъектами инновационной деятельности с помощью мер финансовой поддержки, за период реализации Программы составит 11 единиц; - сохранение обеспеченности муниципального образования город Ноябрьск документами стратегического планирования на уровне 100%; - увеличение оборота розничной торговли на душу населения до 100,5%; - количество разработанных проектов в области градостроительной деятельности и развития городского пространства за период реализации Программы составит 25 единиц |
1. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск
Муниципальное образование город Ноябрьск обладает высоким природно-ресурсным и трудовым потенциалом.
Достаточно значимый вклад в развитие экономики города вносит топливно-энергетический комплекс. Так в структуре объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности, лидирующее место занимает добыча полезных ископаемых. В 2012 году показатель добыча полезных ископаемых вырос на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 7 816,7 млн. рублей.
В рейтинге по объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций, среди городов и муниципальных районов город Ноябрьск в 2012 году занял 8 место.
Немаловажную роль в развитии экономики города играет малый и средний бизнес.
Развитие предпринимательства является одним из самых точных показателей экономического здоровья государства и общества. Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Они создают среду и дух предпринимательства, без которых невозможна рыночная экономика, обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают специализацию. Так, малый и средний бизнес обеспечивает создание новых рабочих мест, занятость трудоспособного населения и, как следствие, сокращение числа людей, нуждающихся в социальной помощи. Малое и среднее предпринимательство влечет за собой распространение вторичной занятости, причем следует иметь в виду и практику неформальных расчетов, а также обеспечивает возможность энергичным и предприимчивым людям открыть свое дело в производственной, научной и другой деятельности, реализуя в ней свои возможности.
Малый и средний бизнес в Ноябрьске повторяет основные тенденции развития малого и среднего бизнеса в России в целом. Основной потенциал малого и среднего бизнеса на текущий момент в городе еще не реализован. Чем крупнее бизнес, тем благоприятнее и увереннее он ощущает себя в текущих условиях деловой среды, сложившейся в городе. Малый бизнес чувствует себя наиболее нестабильно. Деловая среда является скорее препятствием для формирования новых предприятий, не выполняет своей стимулирующей функции. Начать новый бизнес с нуля в Ноябрьске, по оценкам представителей коммерческих предприятий, скорее сложно.
По состоянию на 01 января 2013 года в городе Ноябрьске зарегистрировано 6,4 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе 5,1 тыс. индивидуальных предпринимателей, 1,6 тыс. микропредприятий, 133 малых и 15 средних предприятий. По сравнению с 2009 годом число субъектов малого и среднего бизнеса увеличилось на 383 ед. или на 6,3%.
Наиболее активно развиваются микропредприятия и индивидуальное предпринимательство, по сравнению с 2009 годом число микропредприятий возросло на 352 ед. или на 43,2%, количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 171 ед. или на 3,5%.
На малых и микропредприятиях в 2012 году по оценке было занято более 5,6 тыс. человек, что на 2,1 тыс. человек или на 19,3% больше, чем в 2009 году.
В целях формирования условий для развития малого и среднего предпринимательства, превращения его в полноценный сектор экономики города, обеспечивающий занятость населения, рост его доходов с одновременным укреплением местного бюджета, в муниципальном образовании город Ноябрьск реализовывалась муниципальная долгосрочная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Ноябрьск на 2014 - 2016 годы" (далее - Программа развития МСБ).
С целью формирования условий для развития малого и среднего предпринимательства в городе Ноябрьске объединены усилия, и достигнута согласованность действий органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, органов местного самоуправления муниципального образования города Ноябрьска, организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, общественных объединений и некоммерческих организаций предпринимателей, субъектов малого и среднего предпринимательства города Ноябрьска. Результатом взаимодействия стало развитие нормативно-правовой базы, регулирующей развитие предпринимательской деятельности, информационной базы и финансовых механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства в городе.
Максимальное число участников и победителей в мероприятиях финансовой поддержки было зарегистрировано в 2012 году, что в значительной мере превышает предыдущие периоды реализации Программы развития МСБ и свидетельствует о росте активности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Проанализировав сферы деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших финансовую поддержку в 2012 году, установлено, что большая часть получателей поддержки (52%) заняты в сфере оказания услуг населению.
В целях широкого информирования субъектов малого и среднего предпринимательства о проводимых мероприятиях финансовой поддержки проводятся еженедельные тематические семинары, информация о которых размещается на местном телевидении, в печатных средствах массовой информации, а также на официальном сайте Администрации города Ноябрьска.
С целью формирования инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Ноябрьске в 2011 году создан Бизнес-инкубатор на 70 рабочих мест, предназначенных для передачи в аренду начинающим субъектам малого предпринимательства. На его базе проводятся семинары, круглые столы, тренинг, а также заседания Советов по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального и регионального уровней. В настоящее время Бизнес-инкубатор полностью оснащен всем необходимым оборудованием для создания 70 рабочих мест.
В рамках оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Ноябрьским городским департаментом по имуществу Администрации города Ноябрьска продолжается предоставление муниципального имущества в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру их поддержки.
По состоянию на 01.01.2013 перечень указанного имущества содержит 65 объектов общей площадью 11849,8 . Десять субъектов малого и среднего предпринимательства - арендаторов муниципального имущества воспользовались правом льготной приватизации, общая площадь такого имущества составила 1193,9 . Порядка 111 земельных участков общей площадью 91,9 га предоставлены в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.
Содействие развитию предпринимательства также осуществляется и через расширение возможностей доступа малых предприятий к участию в конкурсах по размещению муниципального заказа. Необходимо отметить, что в системе мер поддержки малого предпринимательства участие последних в выполнении муниципального заказа решает не одну, а целый комплекс экономических и социальных проблем.
Прежде всего это дает возможность, в пределах уже имеющихся бюджетных расходов, предоставить среде малого предпринимательства дополнительные ресурсы развития, стимулировать рост малого бизнеса, его инвестиции и прочее. Кроме того, муниципальный заказ способен содействовать позитивной реструктуризации малого бизнеса, то есть его переходу из торгово-посреднической деятельности в направлении сближения с реальным сектором экономики, активного проникновения в сферу производства и инновационной деятельности.
Таким образом, в городе Ноябрьске проводится постоянная целенаправленная работа по развитию малого и среднего предпринимательства и превращению его в значимый сектор экономики.
Наиболее значительное влияние малый и средний бизнес оказывает на развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, так как именно в этих сферах он позиционируется в качестве основной формы организации.
По сравнению со многими северными городами Ноябрьск имеет достаточно выгодное географическое положение, что позволяет ему выполнять роль центра торговли юга Ямало-Ненецкого автономного округа. Приезжать в Ноябрьск как за оптовыми, так и за розничными покупками стало привычным делом для предпринимателей и жителей ряда близлежащих ямальских городов.
Современный потребительский рынок города Ноябрьска имеет устойчивое развитие с достаточным уровнем насыщенности товарами и услугами, развитой сетью предприятий торговли и общественного питания, с высокой предпринимательской активностью.
Основными показателями, позволяющими судить о степени развитости потребительского рынка и услуг города, являются:
- уровень развития сети предприятий розничной торговли и общественного питания;
- обеспеченность жителей торговыми площадями;
- наличие современной инфраструктуры для обеспечения деятельности предприятий розничной торговли и общественного питания.
По состоянию на 01.01.2013 на территории муниципального образования город Ноябрьск торговое обслуживание жителей города осуществляют 988 розничных торговых объектов и 43 оптовых, что на 17,9% меньше, чем в прошлом году.
В 2012 году количество розничных магазинов снизилось до 351 единиц, однако уменьшение количества торговых магазинов компенсировано активным увеличением площадей современных форматов торговли. Общая торговая площадь магазинов традиционных форматов торговли и торговых объектов современных форматов в 2012 году составила 74 003,15 м. кв., или 690 м. кв. на 1 000 жителей при норме 590 м. кв. (116%), из которой площадь торговых объектов современных форматов составляет 53,5%.
При достаточной обеспеченности торговыми площадями сохраняется мелкорозничная сеть - 159 киосков, 362 павильона торговой площадью 11 799,91 м. кв.
За отчетный период на территории муниципального образования город Ноябрьск зарегистрировано в соответствии с ГОСТом 10 новых магазинов, что на 9 объектов меньше, чем в аналогичный период предыдущего года, с учетом закрытых магазинов, количество последних уменьшилось за год на 51 объект. Структура магазинов такова: 97 - продовольственных, 186 - непродовольственных и 68 магазинов, реализующих смешанную группу товаров.
Основная масса новых торговых объектов работает по методу самообслуживания. Новые предприятия торговли - образцы современной торговли. Стильная отделка интерьера в светлых тонах, приятное освещение, удачное расположение витрин и стеллажей, высокотехнологичное оборудование и кассовые терминалы. Продажа товаров в них осуществляется с использованием методов штрих-кодирования. Увеличивается в городе количество объектов потребительского рынка, в которых установлено оборудование для покупок товаров и услуг с помощью пластиковых карт банков России через терминалы.
По итогам 2012 года оборот розничной торговли составил 30 916,9 млн. рублей, увеличившись в сопоставимых ценах на 8% к 2011 году.
Увеличение оборота розничной торговли предположительно объясняется повышением покупательской способности, активизацией потребительского кредитования, а также незначительным ростом потребительских цен, и, как следствие, ускорением темпов роста продаж потребительских товаров.
Рост розничных цен на продукты питания, поставки которых в основном формируются за счет ввоза из других регионов страны, связан с увеличением закупочных цен на новые партии завозимой продукции, отпускных цен участников оптового звена и повышением тарифов на транспортные услуги по доставке товаров.
Администрацией города Ноябрьска систематически проводится мониторинг основных показателей работы торговых организаций.
Результаты проводимых мониторингов показывают, что ассортимент и уровень насыщенности товарного ассортимента социально значимых продуктов питания (хлеб и хлебобулочные изделия, молокопродукты, масло растительное, яйца куриные) не изменились. Насыщение продовольственного рынка осуществляется, в основном, за счет продукции производителей Тюменской, Свердловской и Курганской областей.
Все розничные рынки, действовавшие на территории муниципального образования город Ноябрьск, перепрофилировались в торговые комплексы.
Потребительский рынок города в целом сбалансирован, т.е. потребность в товарах обеспечивается их предложением, существуют значительные возможности для его дальнейшего роста и развития. Эти возможности связаны, в первую очередь, с увеличением общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов, увеличением консолидации отрасли, увеличением конкуренции между торговыми компаниями, а также развитием малого и среднего бизнеса.
Основным положительным фактором на потребительском рынке муниципального образования стало существенное увеличение количества форматов современной торговли, которые позволили снизить цены (по сравнению с традиционными форматами) и повысить качество обслуживания. Однако с другой стороны, высокая неравномерность развития сектора привела к сильной диспропорции в обеспеченности торговыми площадями современных форматов, уровнем цен на товары между различными микрорайонами города.
Так как для компаний нецелесообразно с экономической точки зрения открывать магазины, предприятия питания и бытового обслуживания населения в микрорайонах с невысоким платежеспособным спросом, низкой плотностью населения и с недостаточно развитой инфраструктурой, то отдаленные микрорайоны характеризуются острым дефицитом как торговых площадей, так и предприятий общественного питания и бытового обслуживания населения. Особенно подобная ситуация характерна для микрорайонов: Е-1, Е-2; П-11, П-12, П-13; П, Р, Р-1; Н-2; микрорайона "Железнодорожников" и микрорайона "Вынгапуровский".
Следующая проблема - это значительный дефицит и недостаточная квалификация кадров в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. Проблемы с набором персонала низкой квалификации связаны, в первую очередь, с низким уровнем оплаты труда, высокой текучестью кадров, низкой мотивацией к работе и невысокой степенью престижности профессии. Текучесть персонала данной категории может доходить до 80% в год, а спрос может превышать предложение в отдельных случаях в два раза.
Среди основных проблем развития малого и среднего предпринимательства следует выделить: дефицит собственных финансовых ресурсов у субъектов предпринимательской деятельности; сложности в реализации права выкупа арендуемых помещений; проблемы подключения к инженерным коммуникациям и другое.
Одним из существенных барьеров, ограничивающих развитие малого бизнеса, является дефицит финансовых ресурсов. Недостаток финансирования означает отсутствие доступа к банковским кредитным услугам, как для пополнения оборотных средств, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов, а также отсутствие кредитования начинающих предпринимателей.
Не менее острой является проблема выкупа арендуемых помещений, особенно эта проблема характерна для предприятий бытового обслуживания населения. Основными причинами являются малые сроки рассрочки платежа, высокие рыночные цены на недвижимость.
Острой проблемой остается ограниченные возможности подключения к инженерным коммуникациям (отсутствие технической возможности), в первую очередь - источникам электроэнергии. Это относится прежде всего к высокой стоимости получения разрешения на подключение или использование дополнительных мощностей. Снижение стоимости подключения к сетям для предприятий малого и среднего бизнеса, ослабило бы финансовую нагрузку на малых предпринимателей. Однако проблема получения согласования технических условий подключения к сетям остается.
Имеющиеся нормативные правовые акты в области бытовых услуг и ремесленничества не образуют целостной системы, что существенно снижает эффективность деятельности предприятий и развитие их предпринимательской активности.
В настоящее время достижения науки, техники и высокие технологии, а также и научно-технический потенциал становятся решающими факторами интенсивного экономического развития и повышения конкурентоспособности города.
Одним из ключевых факторов, обусловивших радикальные структурные сдвиги в экономике промышленно развитых и многих развивающихся стран, является повышение экономической роли инноваций, изменение темпов, направлений и механизмов развития инновационных процессов. Они проявляются в росте инвестиций в образование и науку, технологические и организационные нововведения; опережающей динамике высокотехнологичных секторов промышленности при повышении технологического уровня традиционных отраслей хозяйства; возникновении новых видов деятельности и т.д. Все эти соотношения и взаимозависимости, характеризующие инновационную модель экономики, сегодня хорошо известны и не требуют какого-то специального анализа. Интерес для исследователей представляет то, как они трансформируются в конкретно исторических условиях стран и регионов; как формируются эффективные (или не очень эффективные) подходы к регулированию инновационных процессов, выстраиванию и реализации инновационных стратегий на макроуровне и в отдельных отраслях, секторах экономики, организациях и предприятиях.
Специфика инновационной деятельности - неопределенность и отложенность результата; несовпадение общественного и индивидуального эффектов; асимметричность информации, доступной исследователям, новаторам, потенциальным инвесторам, потребителям; высокие инвестиционные риски; особые требования к квалификации кадров и качеству менеджмента - усиливает значение инновационной "составляющей" в развитии муниципального образования. Масштабы и механизмы поддержки науки и инноваций в каждой стране меняются по мере ее развития, изменения приоритетов. В то же время широкий спектр используемых инструментов поддержки определяет парадигму современной инновационной экономики.
В Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.12.2011 N 839, указывается, что стремление Ямало-Ненецкого автономного округа к инновационному лидерству определяет задачу стремительного наращивания инновационного потенциала.
Поэтому переход к инновационному сценарию развития является основной целью муниципального образования, достижение которой есть необходимая предпосылка модернизации экономики и, в конечном счете, создание условий для развития отечественного производства.
В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно достичь уровня развитых стран по показателям благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающее развитие тех секторов российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества.
Одна из проблем сложившейся модели экономического роста заключается в том, что увеличение доходов населения, опережающие темпы роста валового внутреннего продукта, сопровождаются усилением экономической дифференциации.
Поэтому переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста связан и с формированием нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности.
Достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагают выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики.
Инновационный тип экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития. Государство может создать необходимые условия и стимулы для развития бизнеса, но не должно подменять бизнес собственной активностью.
Развитие инновационной сферы приобретает особую важность, так как именно в этой сфере происходит превращение научно-технического продукта, базирующегося на результатах фундаментальных и прикладных исследований, в рыночный товар с новыми потребительскими свойствами.
Развитие инновационной деятельности в муниципальном образовании город Ноябрьск затрудняется совокупностью различных факторов, ограничивающих приток и развитие инновационной деятельности на территории муниципального образования:
- отсутствие специализированных организаций инновационной инфраструктуры;
- отсутствие на территории муниципального образования научной базы;
- отсутствие системы финансовой поддержки субъектов инновационной деятельности, в том числе изобретателей и рационализаторов.
В то же время муниципальное образование город Ноябрьск обладает рядом характеристик, которые могут оказать стимулирующее воздействие на инновационное развитие и скомпенсируют влияние негативных факторов. К ним относятся:
- крупные отраслевые предприятия способные потреблять дорогостоящую инновационную продукцию;
- поддержка органами местного самоуправления создания инновационной системы на территории города;
- наличие окружной финансовой поддержки мероприятий инновационного развития муниципального образования.
На территории муниципального образования город Ноябрьск действовала муниципальная долгосрочная целевая программа "Инновационное развитие в муниципальном образовании город Ноябрьск".
С целью развития инновационной деятельности в муниципальном образовании город Ноябрьск определены задачи:
- финансовая поддержка субъектов инновационной деятельности;
- поддержка изобретательства и рационализаторства;
- информационно-консультационная, научно-методическая поддержка субъектов инновационной деятельности;
Развитие инноваций основывается на предположении, что общее экономическое развитие города позволит существенно увеличить доходы населения до уровня, обеспечивающего не просто качественное потребление товаров и услуг, но возможность инвестирования в место проживания и будущее семьи. Предполагается, что главным объектом инвестиций будет не основной, а человеческий капитал, увеличивая частные вложения в сферы образования, здоровья, культуры, экологической безопасности.
Для обеспечения инновационного развития требуются наличие конкурентоспособного сектора "генерации знаний", а также спроса на инновационные разработки, соответствующая инфраструктура, ресурсы.
Основными факторами развития любого города являются обеспечение улучшения состояния городской среды, повышение ее комфортности и привлекательности.
Стратегическими направлениями в области градостроительной деятельности является выработка градостроительной политики, обеспечение разработки документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории, создание благоприятных условий для жизни и обеспечения комфортным жильем населения путем развития жилищного строительства.
Современная градостроительная ситуация в Ноябрьске сложилась планово на основании 3-х ранее разработанных генеральных планов. В новой экономической ситуации, с развитием рыночных отношений, изменением законодательства необходимо было определиться в перспективных масштабах территориальных, и инфраструктурных направлениях развития муниципального образования город Ноябрьск В связи с чем был разработан и утвержден решением Городской Думы муниципального образования от 23.05.2013 N 578-Д генеральный план муниципального образования город Ноябрьск на перспективный срок до 2032 года.
Генеральный план - прежде всего, градостроительный документ, определяющий перспективное территориальное развитие муниципального образования и его основных структурообразующих элементов. Генеральный план является стратегическим общественным документом, который охватывает многие стороны жизнедеятельности населения.
Одна из основных задач генерального плана - это обеспечение устойчивого развития территории поселения с учетом государственных, общественных и частных интересов.
Правила землепользования и застройки муниципального образования город Ноябрьск были утверждены в 2009 году. В связи с принятием Городской Думой муниципального образования город Ноябрьск решения от 23.05.2013 N 578-Д "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Ноябрьск" и неоднократными внесениями изменений в Правила по предложениям заинтересованных лиц и изменениями действующего федерального законодательства, регулирующего градостроительную деятельность, возникла необходимость подготовки Правил в новой редакции.
Документация по планировке территории разрабатывается в целях обеспечения устойчивого развития территории, выделения элементов планировочной структуры и установления параметров их планируемого развития. Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании генерального плана и Правил землепользования и застройки. На сегодняшний день на большую часть территории города Ноябрьска разработана и утверждена в установленном порядке документация по планировке территории. Разработана и утверждена документация по планировке территории жилых микрорайонов в северо-восточном направлении города, Западного жилого района, сложившейся селитебной территории, а также документация общегородских и общественных центров города. В связи с внесением изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации осуществляется подготовка документации по планировке территории на линейные объекты.
При осуществлении строительства и реконструкции объектов капитального строительства осуществляется выдача разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию, подготовка градостроительных планов земельных участков.
Наряду с градостроительными, архитектурными, техническими аспектами, важное значение для формирования высоких архитектурно-художественных, функционально-планировочных, социально-бытовых, санитарно-гигиенических и экологических качеств территории города в целом, и территорий жилой застройки в частности, имеет благоустройство территорий.
Благоустройство и озеленение являются важнейшими сферами деятельности муниципального хозяйства. Именно в этих сферах создаются те условия для населения, которые обеспечивают высокий уровень жизни. Тем самым, создаются условия для здоровой комфортной, удобной жизни как для отдельного человека по месту проживания, так и для всех жителей города, района, квартала, микрорайона. При выполнении комплекса мероприятий они способны значительно улучшить экологическое состояние и внешний облик городов и поселков, создать более комфортные микроклиматические, санитарно-гигиенические и эстетические условия на улицах, в жилых квартирах, общественных местах (парках, бульварах, скверах, на площадях и т.д.). Назрела необходимость системного решения проблемы благоустройства Ноябрьска.
В отличие от многих городов Севера с "типовым" городским пейзажем, Ноябрьск обладает своими уникальными чертами, имеет удобные для использования зеленые зоны (в том числе в центральной части города). "Визитными карточками" городской среды являются здание Интеллект-центра, здание пожарной части, здание телепорта. В последние годы активизировалась установка памятников и малых архитектурных форм. Следует отметить проведенный в городе фестиваль деревянной скульптуры - подобные мероприятия служат "обживанию" города, повышению уюта городской среды и чувства привязанности к своему городу.
2. Перечень мероприятий Программы
Целью Программы является обеспечение экономического роста и повышения качества жизни населения в муниципальном образовании город Ноябрьск
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1) обеспечение комплексного социально-экономического развития города;
2) развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Ноябрьск;
3) развитие инновационной деятельности в муниципальном образовании город Ноябрьск;
4) развитие инфраструктуры потребительского рынка муниципального образования город Ноябрьск;
5) повышение эффективности градостроительной деятельности;
6) комплексное освоение новых территорий в муниципальном образовании город Ноябрьск
Программа включает в себя 6 Подпрограмм. Для каждой Подпрограммы определены цели и задачи, решение которых обеспечивает достижение цели Программы - обеспечение экономического роста и повышения качества жизни населения в муниципальном образовании город Ноябрьск.
Деление Программы на Подпрограммы было осуществлено исходя из масштабности и сложности решаемых в рамках Программы задач с учетом применения механизмов обеспечения результативности и обеспечения эффективности процесса достижения цели Программы.
Для достижения намеченной цели будут реализовываться мероприятия, представленные в приложении N 8 к Программе.
Постановлением Администрации муниципального образования г. Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 октября 2014 г. N П-1029 в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Перечень целевых индикаторов (показателей) Программы
Программа реализуется в период 2014 - 2017 годов.
Сведения о показателях (индикаторах) эффективности реализации муниципальной программы представлены в приложении 7 к Программе.
Показатели реализации Программы рассчитываются по следующим алгоритмам:
1) Количество бизнес-проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства с помощью мер финансовой поддержки
где
Кб-п1 - бизнес-проекты, реализуемые с помощью грантовой поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства в муниципальном образовании город Ноябрьск
Кб-п2 - бизнес-проекты, реализуемые с помощью целевых грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Ноябрьск на уплату первого взноса при заключении договора лизинга оборудования
Кб-п3 - бизнес-проекты, реализуемые с помощью целевых грантов субъектам малого и среднего предпринимательства на создание (оборудование) рабочих мест для отдельных социальных групп населения муниципального образования город Ноябрьск
Источником получения информации о значениях данного показателя послужит административная информация департамента экономики Администрации города.
2) Количество инновационных проектов субъектов инновационной деятельности получивших финансовую поддержку
ИНпр
где:
ИНпр - количество бизнес-проектов субъектов инновационной деятельности получивших грант на реализацию инновационных проектов субъектам инновационной деятельности муниципальном образовании город Ноябрьск.
Источником получения информации о значениях данного показателя послужит административная информация департамента экономики Администрации города.
3) Обеспеченность документами стратегического планирования муниципального образования город Ноябрьск
где:
Страт. утв. - количество утвержденных документов стратегического планирования
Страт. необх. - общее количество документов стратегического планирования, необходимых к утверждению.
Источник получения информации о значениях данного показателя послужит административная информация департамента экономики.
4) Оборот розничной торговли на душу населения к предыдущему году в сопоставимых ценах
где:
Ко - оборот розничной торговли в денежном выражении на душу населения в отчетном периоде, рассчитывается по следующему алгоритму:
То - оборот розничной торговли в денежном выражении в отчетном периоде;
Чно - среднегодовая численность населения в отчетном периоде
И - индекс-дефлятор по обороту розничной торговли соответствующего года
Кп - оборот розничной торговли в денежном выражении на душу населения в году, предшествующему отчетному периоду, рассчитывается по следующему алгоритму:
Тп - оборот розничной торговли в денежном выражении в году, предшествующему отчетному периоду;
Чпо - среднегодовая численность населения в году, предшествующему отчетному периоду
Исходными данными для получения информации о значениях данного показателя послужит статистическая информация отчета социально-экономического положения городских округов и муниципальных районов Ямало-Ненецкого автономного округа территориального органа федеральной службы государственной статистики по ЯНАО.
5) Количество разработанных проектов в области градостроительной деятельности и развития городского пространства.
где:
Кп1 - количество разработанной документации по планировке территории объектов местного значения с начала реализации Программы
Кп2 - количество разработанной документации по планировке территории линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры с начала реализации Программы
Кп3 - количество разработанной документации по планировке территории в целях повышения качества и комфорта проживания в микрорайонах города с начала реализации Программы
Кп4 - количество разработанных проектов, направленных на создание единого архитектурно-художественного облика муниципального образования город Ноябрьск с начала реализации Программы
Кп5 - количество разработанных архитектурных проектов благоустройства территории г. Ноябрьска с начала реализации Программы
Источником получения информации о значениях данного показателя послужит административная информация УАиГ.
4. Методика оценки эффективности муниципальной программы
Оценка эффективности реализации Программы проводится ежегодно на основе интегральной оценки степени достижения показателей эффективности реализации Программы, а также входящих в ее состав программно-целевых инструментов и подпрограмм (далее - мероприятия муниципальной программы) с учетом объема средств местного бюджета, направленного на реализацию Программы. Оценка эффективности выполнения Программы проводится в целях оценки вклада Программы в развитие экономики муниципального образования город Ноябрьск.
=, где
- интегральная оценка степени достижения показателей эффективности реализации Программы с учетом достижения показателей эффективности реализации мероприятий Программы;
- оценка степени достижения показателей эффективности реализации Программы;
- общая оценка достижения показателей эффективности мероприятий Программы;
0,5 и 0,5 - весовые коэффициенты, присваиваемые (с учетом значимости) оценкам степени достижения показателей эффективности реализации Программы и мероприятий Программы, соответственно.
Оценка степени достижения показателей эффективности реализации Программы рассчитывается по формуле:
=, где
- оценка степени достижения показателей эффективности реализации Программы;
- относительное отклонение i-го показателя Программы;
- вес (относительная значимость) i-го показателя Программы;
n - количество показателей эффективности реализации Программы;
i - текущий номер показателя Программы, i = 1, 2,...n.
Общая оценка достижения показателей эффективности мероприятий Программы рассчитывается по формуле:
=, где
- общая оценка достижения показателей эффективности мероприятий Программы;
- оценка достижения показателей эффективности i-го мероприятия;
- вес i-го мероприятия;
m - количество мероприятий Программы;
i - текущий номер (вес) мероприятия Программы, i = 1, 2, ...n.
Оценка достижения показателей эффективности целевых программ ведомств проводится в соответствии с нормативным правовым актом Администрации города Ноябрьска об утверждении Положения об оценке эффективности целевых программ ведомств муниципального образования.
Оценка достижения показателей эффективности реализации i-ой Подпрограммы рассчитывается по формуле:
=, где
- оценка достижения показателей эффективности реализации Подпрограммы Программы;
- относительное отклонение i-го показателя Подпрограммы;
- вес (относительная значимость) i-го показателя Подпрограммы;
i - текущий номер показателя Подпрограммы, i = 1, 2,...n.
n - количество показателей эффективности реализации Подпрограммы.
Относительное отклонение i-го показателя эффективности реализации Программы (Подпрограммы) осуществляется путем сопоставления фактически достигнутых и плановых значений показателей эффективности реализации Программы (Подпрограммы) за отчетный период по следующим формулам:
для показателей, желаемой тенденцией развития которых является рост значений:
- относительное отклонение i-го показателя Программы (подпрограммы);
Ф - фактическое значение показателя;
П - плановое значение показателя.
для показателей, желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
Оценка объема средств местного бюджета, направленного на реализацию Программы (индекс затрат), осуществляется путем сопоставления фактических и плановых объемов финансирования Программы за отчетный период по формуле:
, где
ИЗ - индекс затрат;
- фактический объём затрат;
- плановый объём затрат.
Оценка эффективности реализации Программы производится по формуле:
Эмп=, где
Эмп - оценка эффективности реализации Программы;
- интегральная оценка степени достижения показателей эффективности реализации Программы с учетом достижения показателей эффективности реализации мероприятий Программы;
ИЗ - индекс затрат.
Источником информации о плановых значениях показателей эффективности реализации Программы, а также об объеме средств местного бюджета, направленном на реализацию Программы, является утвержденный вариант Программы в последней редакции на дату проведения оценки.
В целях оценки эффективности реализации муниципальной программы устанавливаются следующие критерии:
если значение показателя Эмп равно 0,85 и выше, то уровень эффективности реализации муниципальной программы оценивается как высокий;
если значение показателя Эмп от 0,70 до 0,85, то уровень эффективности реализации муниципальной программы оценивается как удовлетворительный;
если значение показателя Эмп ниже 0,70, то уровень эффективности реализации муниципальной программы оценивается как неудовлетворительный.
Достижение показателей эффективности реализации муниципальной программы в полном объеме (Эмп>= 1) свидетельствует об эффективной реализации муниципальной программы.
Постановлением Администрации муниципального образования г. Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 октября 2014 г. N П-1029 раздел 5 настоящего приложения изложен в новой редакции
5. Ожидаемые результаты реализации Программы
Планируемый вклад результатов Программы в экономическое развитие муниципального образования город Ноябрьск базируется, прежде всего, на успешном выполнении запланированных на период ее реализации целевых индикаторов и показателей, а также мероприятий в установленные сроки. Эффект такого выполнения в совокупности приведет к следующим результатам:
- количество бизнес-проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства с помощью мер финансовой поддержки, за период реализации Программы составит 24 единицы;
- количество инновационных проектов, реализуемых субъектами инновационной деятельности с помощью мер финансовой поддержки, за период реализации Программы составит 11 единиц;
- сохранение обеспеченности муниципального образования город Ноябрьск документами стратегического планирования на уровне 100%;
- увеличение оборота розничной торговли на душу населения до 100,5%;
- количества разработанных проектов в области градостроительной деятельности и развития городского пространства за период реализации Программы составит 25 единиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.