Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Программа
повышения эффективности управления общественными (муниципальными) финансами в муниципальном образовании город Ноябрьск на период до 2018 года
(утв. постановлением Администрации города от 24 июля 2015 г. N П-823)
1. Общие положения
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах и решениями заседания Государственного совета Российской Федерации от 04 октября 2013 года по вопросу повышения эффективности бюджетных расходов Правительством Российской Федерации утверждена Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, определяющая основные направления деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в указанной сфере.
Согласно пункту 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года N 2593-р, утверждающего Программу повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами, на период до 2018 года в Ямало-Ненецком автономном округе разработана и утверждена распоряжением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 марта 2015 года N 135-РП Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами в Ямало-Ненецком автономном округе на период до 2018 года.
С целью исполнения пункта 3 распоряжения Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 марта 2015 года N 135-РП разработана Программа повышения эффективности управления общественными (муниципальными) финансами в муниципальном образовании город Ноябрьск на период до 2018 года.
Разработка программы повышения эффективности управления общественными (муниципальными) финансами в муниципальном образовании город Ноябрьск (далее - муниципальное образование, Программа) на период до 2018 года обусловлена:
- необходимостью обеспечения соответствия бюджетной политики муниципального образования принципам управления общественными финансами, формируемым на федеральном и окружном уровнях;
- необходимостью соответствия системы управления общественными финансами муниципального образования приоритетам социально-экономического развития муниципального образования, Ямало-Ненецкого автономного округа;
- сохранением качества управления муниципальными финансами на высоком уровне в соответствии с мониторингом и оценкой качества управления муниципальными финансами, проводимым финансовым органом Ямало-Ненецкого автономного округа.
2. Характеристика задач, на решение которых направлена Программа
Сформулированные цели и задачи требуют продолжения и углубления бюджетных реформ с выходом системы управления общественными финансами на качественно новый уровень.
Стоящие перед муниципальным образованием задачи повышения эффективности управления муниципальными финансами носят комплексный характер. Их решение требует тесной координации всех органов местного самоуправления муниципального образования.
2.1. Бюджет муниципального образования.
В структуре доходов бюджета муниципального образования доминирует финансовая помощь из окружного бюджета, на которую приходится более 70% от общего объема доходов бюджета.
Доля доходной части бюджета города Ноябрьска за счет налоговых и неналоговых доходов составила в 2011 году 27%, в 2012 году 26%, в 2013 году 28%, в 2014 - 29%.
За последние четыре года налоговые доходы, в связи с внесением изменений в бюджетное законодательство, влияющих на исполнение местного бюджета, претерпели значительное изменение, что повлияло на снижение налоговых поступлений. Так, налоговые доходы в 2011 году составили 2 284 млн. рублей, а в 2014 году - 1 859 млн. рублей.
Структура неналоговых доходов показывает, что поступление происходит неравномерно, в 2012 году произошло снижение к уровню 2011 года на 55%, в 2013 году к 2012 году и в 2014 году к 2013 году неналоговые доходы увеличились на 39% и на 105% соответственно.
Показатели доходов местного бюджета представлены в таблице 1.
Таблица 1
Доходы местного бюджета в 2011 - 2014 годах
(млн. руб.) | ||||
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Налоговые доходы |
2 284 |
2 011 |
2 128 |
1 859 |
Неналоговые доходы |
790 |
357 |
496 |
1 018 |
Безвозмездные поступления, в том числе: |
8 435 |
6 797 |
6 790 |
7 098 |
Финансовая помощь |
8 360 |
6 905 |
6 824 |
7 140 |
Итого |
11 509 |
9 165 |
9 414 |
9 975 |
Постоянное и планомерное проведение мероприятий, направленных на пополнение доходной части местного бюджета, исполнение которых осуществляют главные администраторы (администраторы) доходов бюджета муниципального образования, позволило обеспечить дополнительными неналоговыми поступлениями в 2012 - 2014 годах в сумме 26 млн. рублей.
Кроме того, для эффективной работы по реализации мер, направленных на расширение собственной налоговой базы и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет, а также в целях снижения недоимки по платежам в бюджет, координации межведомственного взаимодействия в целях обеспечения полной и своевременной уплаты обязательных платежей налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территории города Ноябрьска, укрепления финансовой дисциплины при использовании муниципального имущества, работает Межведомственная комиссия по мобилизации источников доходов бюджета муниципального образования город Ноябрьск, созданная постановлением Администрации города от 30 июля 2013 года N П-920.
Основным налоговым источником доходов местного бюджета является налог на доходы физических лиц, неналоговым источником - доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (таблица 2).
Таблица 2
Налоговые и неналоговые доходы местного бюджета в 2011 - 2014 годах
(млн. руб.) | ||||
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Налог на доходы физических лиц |
1 846 |
1 511 |
1 606 |
1 310 |
Налоги на совокупный доход |
341 |
407 |
412 |
407 |
Налоги на имущество |
56 |
73 |
87 |
108 |
Прочие налоговые доходы |
41 |
20 |
23 |
34 |
Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности |
317 |
202 |
283 |
715 |
Прочие неналоговые доходы |
473 |
155 |
213 |
303 |
Итого |
3 074 |
2 368 |
2 624 |
2 877 |
За рассматриваемый период поступление налога на доходы физических лиц характеризовалось снижением: в 2014 году поступление налога снизилось на 23% по сравнению с 2011 годом.
Более стабильную положительную динамику демонстрируют поступления по налогам на совокупный доход и по налогам на имущество (земельный налог и налог на имущество физических лиц).
Таблица 3
Структура
основных налоговых источников местного бюджета в 2011 - 2014 годах
(%) | ||||
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Налог на доходы физических лиц |
60 |
64 |
61 |
46 |
Налоги на совокупный доход |
11 |
17 |
16 |
14 |
Налоги на имущество |
2 |
3 |
3 |
4 |
Прочие налоговые доходы |
1 |
1 |
1 |
1 |
Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности |
11 |
9 |
11 |
25 |
Прочие неналоговые доходы |
15 |
6 |
8 |
10 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
100 |
По данным, приведенным в таблице 3, видно, что доля налога на доходы физических лиц до 2014 года составляла более половины налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (более 60%), а по итогам 2014 года снизилась и составила менее половины (46%). Доля налогов на совокупный доход в структуре налоговых и неналоговых доходов значительно ниже, чем налог на доходы физических лиц. Доля местных налогов (земельный налог и налог на доходы физических лиц) незначительна и составляет в среднем 3% ежегодно.
На неналоговые доходы в среднем приходится чуть больше 26% налоговых и неналоговых доходов местного бюджета. Основная часть приходится на доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Первоочередной целью налоговой политики было создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Среди основных направлений, по которым развивалась налоговая политика города Ноябрьска, выделялись приоритетные направления, такие как:
1) совершенствование налогового администрирования и повышение уровня собираемости налогов;
2) активизация работы по сбору имущественных налогов с физических лиц;
3) повышение качества механизмов использования муниципальной собственности.
В ходе реализации налоговой политики осуществляется работа по оптимизации местных налоговых льгот.
На территории муниципального образования налоговые льготы по местным налогам предоставляются в соответствии с решениями Городской Думы от 21 ноября 2013 года N 632-Д "О ставках земельного налога на территории муниципального образования город Ноябрьск"; от 20 ноября 2014 года N 37-Д "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования город Ноябрьск".
В муниципальном образовании оценка эффективности налоговых льгот по местным налогам проводится в соответствии с постановлением Администрации города от 17 июля 2014 года N П-755 "Об утверждении Методики оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам".
Эффективность предоставленных в соответствии с нормативными актами муниципального образования налоговых льгот оценивалась с учетом показателей бюджетной, социальной и экономической эффективности.
По проведенной оценке эффективности налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц пересмотрены льготы, и установлены только социально значимые льготы.
Предоставление налоговых льгот обеспечивает оказание муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства, социально незащищенных слоев населения, оптимизацию расходов местного бюджета за счет исключения встречных потоков денежных средств.
В 2011 году, в связи с предоставлением льгот по местным налогам, на основании решения Городской Думы от 20 ноября 2014 года N 37-Д "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования город Ноябрьск" в бюджет муниципального образования не поступило почти 8 млн. рублей, что составило 14% объема поступлений по местным налогам, в 2012 году - 7 млн. рублей, в 2013 году - 15 млн. рублей или 10% и 17% от общей суммы доходов по местным налогам соответственно. В 2015 году выпадающих доходов от предоставления льгот по местным налогам планируется в размере 15 млн. рублей (таблица 4).
Таблица 4
Объем
недополученных доходов по местным налогам в местный бюджет в результате действия налоговых льгот, установленных представительным органом муниципального образования
млн. руб. | ||||
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Налог на имущество физических лиц |
2 |
1 |
1 |
1 |
Земельный налог |
6 |
6 |
14 |
14 |
Итого |
8 |
7 |
15 |
15 |
Источником информации о недополученных доходах по местным налогам в местный бюджет послужили сведения, представленные Межрайонной инспекцией ФНС России N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Из таблицы 4 видно, что физические лица стабильно используют свое право на льготы по налогу на имущество физических лиц. Льгота по земельному налогу за 2013 - 2014 годы увеличилась, что связано с увеличением налоговой базы, связанной с переоценкой кадастровой стоимости с 2012 года.
Муниципальное образование является получателем финансовой помощи из окружного бюджета, в том числе дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов.
Межбюджетные отношения в Ямало-Ненецком автономном округе регулируются Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 декабря 2009 года N 104-ЗАО "О межбюджетных отношениях в Ямало-Ненецком автономном округе", в соответствии с которым в бюджеты муниципальных образований на постоянной основе переданы налоговые доходы от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащие зачислению в окружной бюджет.
В ходе исполнения местного бюджета в 2011 году совокупный объем межбюджетных трансфертов составил 8 360 млн. рублей. В 2012 году общий объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых из окружного бюджета, снизился на 1 455 млн. рублей по сравнению с 2011 годом в основном за счет снижения объема субсидий на 1 048 млн. рублей, в 2013 году составил 6 824 млн. рублей, в 2014 году - 7 140 млн. рублей (таблица 5).
Таблица 5
Объем
межбюджетных трансфертов из окружного бюджета в 2011 - 2014 годах
(млн. руб.) | ||||
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Дотации |
3 466 |
3 000 |
2 861 |
2 182 |
Субсидии |
2 656 |
1 608 |
1 305 |
761 |
Субвенции |
2 142 |
2 295 |
2 657 |
4 181 |
Иные межбюджетные трансферты |
96 |
2 |
1 |
16 |
Итого |
8 360 |
6 905 |
6 824 |
7 140 |
Отдельные государственные полномочия Ямало-Ненецкого автономного округа передаются органам местного самоуправления и финансируются посредством предоставления субвенций в рамках соответствующих законов Ямало-Ненецкого автономного округа, принимаемых в соответствии с требованиями Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
По данным за 2011 - 2014 годы, в структуре межбюджетных трансфертов доля субвенций увеличилась с 26% до 59%, при этом резко снизилась доля субсидий (с 23% до 11%) и иных межбюджетных трансфертов (с 2% до 0,2%).
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы является первоочередным условием достижения цели и решения задач Программы.
Для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования город Ноябрьск осуществляются следующие меры:
- реализация мероприятий, направленных на увеличение доходной части местного бюджета в соответствии с постановлением Администрации города от 04 апреля 2014 года N П-346 "Об утверждении Плана мероприятий по увеличению доходов бюджета муниципального образования город Ноябрьск на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов";
- совершенствование методики проведения оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот;
- минимизация долговой нагрузки на бюджет муниципального образования город Ноябрьск.
Замедление темпов экономического роста сказывается на параметрах местного бюджета (таблица 6). С 2011 года снижается темп роста доходов.
Таблица 6
Основные параметры местного бюджета в 2011 - 2014 годах
(млн. рублей) | ||||
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Доходы |
11 509 |
9 165 |
9 414 |
9 975 |
Темп роста (снижения) доходов к уровню предыдущего года (%) |
141 |
80 |
103 |
106 |
Безвозмездные поступления |
8 435 |
6 797 |
6 790 |
7 098 |
Расходы |
10 596 |
10 046 |
9 664 |
10 065 |
Темп роста расходов к уровню предыдущего года (%) |
136 |
95 |
96 |
104 |
Дефицит (-), профицит (+) |
913 |
-880 |
-250 |
-91 |
За период с 2011 по 2014 годы расходы бюджета муниципального образования уменьшились на 530,8 млн. рублей.
Изменения во внутренней структуре бюджета муниципального образования связаны с изменениями в законодательстве Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа в части разграничения полномочий между уровнями государственной власти и органов местного самоуправления, при этом традиционно наибольшую долю расходов составляют расходы на социальную сферу (образование, культура, здравоохранение, социальная политика, физическая культура и спорт) (таблица 7).
Таблица 7
Структура
расходов бюджета муниципального образования по разделам функциональной классификации расходов бюджетов в 2011 - 2014 годах
Наименование раздела функциональной классификации расходов бюджетов |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
||||
Расходы бюджета (млн. руб.) |
Структура (%) |
Расходы бюджета (млн. руб.) |
Структура (%) |
Расходы бюджета (млн. руб.) |
Структура (%) |
Расходы бюджета (млн. руб.) |
Структура (%) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Общегосударственные вопросы |
420,6 |
4 |
612,8 |
6,1 |
683,1 |
7,1 |
707,6 |
7 |
Национальная оборона |
0,3 |
0,003 |
0,4 |
0,004 |
0,4 |
0,004 |
0,03 |
0,001 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
474,3 |
4,5 |
90,6 |
0,9 |
112,6 |
1,2 |
99,7 |
1 |
Национальная экономика |
335,2 |
3,2 |
504,6 |
5,0 |
459,9 |
4,8 |
751,8 |
7,5 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1 219,3 |
11,5 |
2 121,1 |
21,1 |
1 379,6 |
14,3 |
1 237,3 |
12,3 |
Охрана окружающей среды |
3,2 |
0,03 |
5,7 |
0,06 |
2,7 |
0,03 |
1,8 |
0,02 |
Образование |
3 557,6 |
33,6 |
4 034,7 |
40,2 |
4 388,5 |
45,4 |
4 422,9 |
43,9 |
Культура, кинематография |
289,6 |
2,7 |
352,3 |
3,5 |
470,0 |
4,8 |
493,1 |
4,9 |
Здравоохранение |
1 671,9 |
15,8 |
13,5 |
0,1 |
5,3 |
0,05 |
9,4 |
0,09 |
Социальная политика |
2 275,2 |
21,4 |
1 833,5 |
18,3 |
1 718,9 |
17,8 |
1 930,4 |
19,2 |
Физическая культура и спорт |
198,6 |
1,9 |
304,4 |
3,0 |
275,5 |
2,9 |
257,8 |
2,6 |
Средства массовой информации |
150,4 |
1,4 |
172,2 |
1,7 |
167,3 |
1,7 |
153,6 |
1,5 |
Итого расходов |
10 596,2 |
100 |
10 045,8 |
100 |
9 663,8 |
100 |
10 065,4 |
100 |
С 01 января 2012 года:
- финансовое обеспечение деятельности милиции общественной безопасности на основании Закона Российской Федерации от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" отнесено к полномочиям Российской Федерации;
- муниципальные учреждения здравоохранения переданы в государственную собственность Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствии с распоряжением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 мая 2011 года N 207-РП "О плане мероприятий по приему в государственную собственность Ямало-Ненецкого автономного округа муниципальных учреждений здравоохранения".
С 01 января 2014 года из полномочий муниципального образования исключены и отнесены к полномочиям Ямало-Ненецкого автономного округа:
- обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2013 года N 55-ЗАО "Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе";
- ежемесячное пособие неработающим пенсионерам в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 ноября 2006 года N 62-ЗАО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе".
В настоящее время бюджетные ассигнования на исполнение принимаемых расходных обязательств включаются в местный бюджет на конкурсной основе при условии обеспечения доходами в полном объеме бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств.
Конкурсное распределение бюджета принимаемых расходных обязательств содействует формированию конкурентной среды в бюджетной сфере, при этом из круга предложений выбираются самые эффективные, и бюджетные ассигнования выделяются с учетом приоритетов и целей развития муниципального образования (постановление Администрации города от 16 августа 2012 года N П-1062 "Об утверждении Положения о разработке прогноза социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск и проекта бюджета муниципального образования город Ноябрьск на очередной финансовый год и плановый период").
По-прежнему актуальной является необходимость повышения эффективности расходов местного бюджета, а также формирование расходных обязательств с учетом их результативности.
Перед Администрацией города Ноябрьска стоят серьезные задачи по минимизации неустойчивости доходной базы и созданию защитных механизмов, гарантирующих безусловное выполнение действующих расходных обязательств вне зависимости от объёмов финансовой помощи из окружного бюджета.
В целях укрепления стабильности бюджетной системы необходимо проводить бюджетную политику, направленную на повышение эффективности управления общественными финансами, обеспечивая долгосрочную сбалансированность местного бюджета, безусловное выполнение принятых расходных обязательств и переориентацию бюджетных ассигнований на реализацию приоритетных направлений.
В системе управления муниципальными финансами одним из ключевых инструментов является долговая политика. С 2013 года муниципальное образование не имеет муниципального долга и с 2010 года не осуществляет муниципальных заимствований (таблица 8, 9).
Таблица 8
Сведения
о долговых обязательствах муниципального образования в 2011 - 2014 годах
(млн. рублей) | ||||
Наименование показателя |
По состоянию на 01 января |
|||
2011 года |
2012 года |
2013 года |
2014 года |
|
Муниципальный долг, в т.ч. |
56 |
0 |
0 |
0 |
муниципальные гарантии |
56 |
0 |
0 |
0 |
Таблица 9
Информация
о муниципальных заимствованиях в 2011 - 2014 годах
(млн. рублей) | |||||
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|
Муниципальные заимствования, в т.ч. |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
кредиты от кредитных организаций |
0 |
0 |
0 |
0 |
2.2. Применение программно-целевого метода в бюджетном планировании.
Принятые в последние годы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях стратегические документы создали все предпосылки для перехода на программно-целевой принцип организации деятельности органов местного самоуправления, разработки и реализации муниципальных программ и формирования программных бюджетов.
В муниципальном образовании были приняты нормативные правовые акты и методические материалы, необходимые для разработки проектов муниципальных программ и перехода к программному формату бюджета, а именно:
- распоряжение Администрации города от 23 мая 2013 года N Р-506 "Об утверждении перечня муниципальных программ муниципального образования город Ноябрьск";
- постановление Администрации города от 11 сентября 2013 года N П-1168 "Об утверждении Порядка разработки, реализации, оценки эффективности и корректировки муниципальных программ муниципального образования город Ноябрьск";
- постановление Администрации города от 01 августа 2012 года N П-976 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении, реализации и оценке эффективности ведомственных целевых программ".
Проделанная Администрацией города Ноябрьска работа по переходу на новую модель управления по результатам и программный принцип формирования бюджета позволила сформировать бюджет муниципального образования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, в структуре 13-ти муниципальных программ, охватывающих все направления деятельности Администрации города Ноябрьска, а доля непрограммных расходов местного бюджета не превышает 2%.
На ведомственном уровне в муниципальном образовании используется еще один инструмент программно-целевого метода бюджетного планирования (далее - программно-целевой метод) - доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, Положение о которых утверждено постановлением Администрации города от 24 декабря 2013 года N П-1710 "Об основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования муниципального образования город Ноябрьск с использованием программно-целевых методов бюджетного планирования и мерах по повышению результативности бюджетных расходов".
Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года N 2593-р, определено, что ключевой предпосылкой для интеграции в среднесрочной перспективе государственных программ в единую систему стратегического планирования может стать установление предельных объемов ( "потолков") расходов по каждой государственной (муниципальной) программе на весь срок ее реализации в бюджетных стратегиях субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
В настоящее время муниципальные программы разработаны и утверждены на очередной год и плановый период. Необходимо разработать муниципальные программы на долгосрочный период, при этом, предельный объем финансирования муниципальных программ за пределами планового периода следует устанавливать с учетом параметров прогноза социально-экономического развития, изменением потребностей в объемах муниципальных услуг и обеспечением достижения стратегических целей социально-экономического развития муниципального образования.
Федеральный закон от 04 октября 2014 года N 283-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 30 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" установил, что долгосрочное бюджетное планирование осуществляется на основе бюджетного прогноза, который должен содержать показатели финансового обеспечения государственных (муниципальных) программ на период их действия.
Кроме того, составление местного бюджета должно основываться, в том числе на муниципальных программах (проектах муниципальных программ, проектах изменений указанных программ).
Необходимо проанализировать и, при необходимости, усовершенствовать действующую в муниципальном образовании систему стратегического планирования с учетом тесной взаимосвязи с инструментами программно-целевого планирования.
Возможные изменения в действующих стратегических направлениях и ориентирах одновременно повлекут за собой и необходимость внесения изменений в муниципальные программы, в том числе в части тесной координации задач, мер и инструментов их решения, а также показателей достижения результатов.
Учитывая, что применение муниципальных программ в качестве основного инструмента для достижения целей и основы для бюджетного планирования находится на начальном этапе, необходимо продолжить доработку нормативной и методической базы по разработке муниципальных программ в части совершенствования их структуры.
Решение изложенных задач будет способствовать внедрению в практику муниципальных программ как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов.
2.3. Практика предоставления муниципальных услуг.
В 2012 году завершился переходный период реформирования муниципальных учреждений и формирования нового механизма оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг и работ, предусмотренного Федеральным законом от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Администрацией города Ноябрьска выполнены требования по оптимизации сети муниципальных учреждений в соответствии с положениями указанного Федерального закона.
Основные результаты первого этапа реализации реформы учреждений:
- разработка и принятие нормативных правовых актов муниципального образования, позволяющих реализовывать реформу;
- внедрение новых форм финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений;
- публикация сведений о муниципальных учреждениях.
Реестр муниципальных услуг муниципального образования город Ноябрьск утвержден постановлением Администрации города от 19 мая 2015 года N П-618.
Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями муниципального образования город Ноябрьск, утвержден постановлением Администрации города от 21 июля 2014 года N П-762. Установленные требования применяются при формировании муниципальных заданий на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
Постановлением Администрации города от 15 октября 2014 года N П-1060 "О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации города от 03 марта 2014 года N П-196 "О формировании и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания" Положение о формировании и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания содержит методические рекомендациями по определению нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и содержание муниципального имущества в соответствии с муниципальным заданием. Порядок определения нормативных затрат утверждается для одной либо нескольких однотипных муниципальных услуг (работ), включенных в реестр муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями муниципального образования город Ноябрьск.
Таким образом, применяемый порядок позволяет увязать объем финансового обеспечения деятельности учреждения с объемом оказываемых данным учреждением муниципальных услуг, а также проанализировать различия в финансовом обеспечении учреждений, оказывающих одинаковые услуги. Переход к расчету нормативных затрат на основе единых (групповых) значений нормативных затрат, используемых при расчете объема субсидий на выполнение муниципального задания с использованием корректирующих показателей, создает стимулы для сокращения издержек на оказание муниципальных услуг.
На местном уровне в целях повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений предлагается:
- продолжить комплекс мероприятий по оптимизации структуры бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования учреждений в организации иной организационно-правовой формы;
- расширить практику привлечения к оказанию муниципальных услуг негосударственных организаций;
- внедрить в учреждениях систему оплаты труда работников, ориентированную на повышение качества оказываемых муниципальных услуг, с применением принципов "эффективного контракта".
На 2014 - 2016 годы приоритетным направлением бюджетной политики Российской Федерации является постепенный переход на формирование государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов их финансового обеспечения. При этом за субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями сохранятся полномочия по внесению предложений о дополнении или детализации данного перечня, а также по определению объема расходов на оказание соответствующих государственных (муниципальных) услуг.
В целях реализации данных нововведений субъектам бюджетного планирования муниципального образования необходимо активизировать работу по дальнейшему совершенствованию нормативной правовой базы соответствующей отрасли в части, касающейся формирования и выполнения муниципального задания, а также определения нормативных затрат на оказание муниципальных услуг.
Необходимо усилить контроль за размещением информации о муниципальных учреждениях на официальном сайте "www.bus.gov.ru" в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
В рамках продолжения реформы муниципальных учреждений необходимо проводить работу по существенному сокращению доли неэффективных расходов. Этого можно достичь, в том числе, за счет более обоснованного планирования и распределения средств на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), более рационального и экономного использования бюджетных средств учреждениями, передачи оказания (выполнения) части муниципальных услуг (работ) в рыночный сектор (при перепрофилировании или ликвидации соответствующих учреждений).
2.4. Совершенствование системы внутреннего муниципального финансового контроля.
В соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", важным нововведением стало определение сферы государственного (муниципального) финансового контроля, введение понятий внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. В связи с этим финансовый контроль был переориентирован с простой проверки соблюдения требований целевого использования на проверку эффективности использования выделяемых бюджетных средств.
Внутренний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью органов муниципального финансового контроля.
Под понятием "внутренний контроль" понимается процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:
- эффективность и результативность своей деятельности;
- достоверность и своевременность бухгалтерской отчетности;
- соблюдение применяемого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни.
Полномочия органа внутреннего муниципального финансового контроля возложены на департамент финансов Администрации города Ноябрьска.
Единые требования к осуществлению внутреннего финансового контроля установлены Порядком осуществления департаментом финансов Администрации города Ноябрьска полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю, утвержденным постановлением Администрации города от 14 мая 2014 года N П-465.
В соответствии с пунктом 12 статьи 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Федеральный закон от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
На основании части 11 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ и части 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением Администрации города от 10 июня 2014 года N П-603 утверждён Порядок осуществления контроля за соблюдением Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" органом внутреннего муниципального финансового контроля" (далее - Порядок осуществления контроля), предусматривающий реализацию полномочий, определённых частью 8 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ.
Развитие системы финансового контроля в муниципальном образовании продолжится в направлении контроля эффективности и результативности бюджетных расходов, включающего контроль экономической обоснованности, правомерности и эффективности использования финансовых ресурсов, анализ результативности их использования.
Для этого необходимо выработать единую методику осуществления внутреннего муниципального финансового контроля, обеспечить координацию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и аудита, усовершенствовать систему мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета, внедрить систему мониторинга и анализа качества контрольной деятельности органов внутреннего муниципального контроля на основе установленных количественных показателей эффективности.
Для реализации данных направлений развития внутреннего финансового контроля необходимо соблюдение принципов финансового контроля, которые определяют общие правила и целенаправленность контрольной деятельности в финансовой сфере. Основными принципами муниципального финансового контроля являются следующие: законность, независимость, объективность, гласность, ответственность, разграничение функций и полномочий, системность.
2.5. Повышение открытости и прозрачности управления общественными финансами.
В муниципальном образовании в целях привлечения общественности к бюджетному процессу ежегодно проводятся публичные слушания по проекту решения Городской Думы "О бюджете муниципального образования город Ноябрьск на очередной финансовый год и на плановый период" и проекту решения Городской Думы "Об утверждении годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования город Ноябрьск за отчетный финансовый год" с участием населения муниципального образования в соответствии с решением Городской Думы от 21 ноября 2013 года N 629-Д "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Ноябрьск".
В целях обеспечения доступного информирования граждан муниципального образования актуальная информация о формировании и ходе исполнения бюджета муниципального образования, о его основных параметрах размещается на официальном сайте Администрации города Ноябрьска "www.admnoyabrsk.ru" во вкладке "Муниципальные финансы" информационно-коммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, наиболее сильными сторонами управления финансами муниципального образования являются:
- внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления;
- проведение мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами доходов, главными распорядителями средств бюджета;
- переход к расчету нормативных затрат на оказание муниципальных услуг на основе единых значений с использованием корректирующих показателей.
В качестве основных проблем в сфере управления муниципальными финансами рассматриваются:
- недостаточное количество стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов;
- несовершенство оценки экономических последствий принимаемых решений;
- нестабильность доходной базы местного бюджета;
- недостаточное количество стимулов для повышения эффективности организации предоставления муниципальных услуг;
- необходимость совершенствования системы финансового контроля;
- отсутствие долгосрочной сбалансированности местного бюджета;
- низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
3. Цели, задачи и условия реализации Программы
С учетом новых задач и приоритетов в сфере управления общественными финансами, установленных на федеральном и окружном уровнях, а также сформулированных на период до 2018 года стратегических целей и задач социально-экономического развития муниципального образования, требуется продолжение и углубление бюджетных реформ с выходом системы управления муниципальными финансами на качественно новый уровень.
Целью Программы является повышение эффективности управления общественными финансами в муниципальном образовании для обеспечения финансовой устойчивости и сбалансированности местного бюджета в долгосрочной перспективе как основы достижения приоритетов и целей социально-экономического развития города.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) реализовать меры по обеспечению финансовой устойчивости бюджета муниципального образования;
Задача будет решаться путем реализации комплекса мероприятий по приоритетному направлению "Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета". Мероприятия будут направлены на обеспечение долгосрочной сбалансированности местного бюджета.
2) завершить полноценное внедрение программно-целевых методов управления в бюджетный процесс;
Задача будет решаться путем реализации мероприятий в составе приоритетного направления "Модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления". Реализация мероприятий по данному направлению позволит внедрить в бюджетный процесс механизмы, обеспечивающие увязку бюджетных расходов и предполагаемых конечных результатов развития соответствующей социально-экономической сферы на долгосрочный период.
3) реализовать меры по совершенствованию системы финансового контроля;
Роль финансового контроля в создании адекватной современным экономическим условиям системы управления финансами трудно переоценить, в связи с этим большое значение приобретает необходимость совершенствования финансового контроля с целью повышения его действенности и эффективности, то есть увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления контроля положительных результатов намеченным целям с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и так далее).
Проведению работы в данном направлении будет способствовать дальнейшее совершенствование муниципального финансового контроля и контроля в сфере размещения заказов, ориентированные не только на выявление, но и на предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации.
Указанные меры будут реализовываться в рамках выполнения задачи по обеспечению эффективности внутреннего муниципального финансового контроля.
4) реализовать меры по повышению эффективности бюджетных расходов;
Задача будет решаться путем реализации комплекса мероприятий по приоритетному направлению "Повышение эффективности бюджетных расходов". Реализация мероприятий позволит оптимизировать функционирование органов местного самоуправления, сформировать систему стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов, повысить обоснованность планирования и распределения средств на оказание муниципальных услуг.
5) повысить открытость и прозрачность управления муниципальными финансами.
Задача будет решаться путем реализации мероприятий по приоритетному направлению "Повышение открытости и прозрачности управления муниципальными финансами", которые будут направлены на повышение открытости бюджета муниципального образования, вовлечение гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств, обеспечение прозрачности деятельности участников сектора муниципального управления.
Решение перечисленных задач будет осуществляться в рамках формирующейся в настоящее время с учетом новых требований законодательства о стратегическом планировании системы документов муниципального стратегического планирования, а также принятых нормативных правовых актов муниципального образования с учетом изменений бюджетного законодательства Российской Федерации.
Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках соответствующих муниципальных программ муниципального образования в пределах средств, предусмотренных соответствующему главному распорядителю бюджетных средств на соответствующий финансовый год.
4. Приоритетные направления Программы
Исходя из текущей экономической ситуации, задач, озвученных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, а также приоритетов в сфере управления общественными финансами, установленных программными документами Ямало-Ненецкого автономного округа, достижение поставленной цели Программы будет осуществляться посредством решения задач Программы по следующим направлениям:
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета;
- модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления;
- мобилизация доходов бюджета;
- совершенствование муниципального финансового контроля;
- повышение эффективности бюджетных расходов;
- повышение открытости и прозрачности управления муниципальными финансами.
4.1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации в качестве одной из основных задач бюджетной политики в 2014 - 2016 годах указано обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы как базового принципа ответственной бюджетной политики при безусловном исполнении всех обязательств государства и выполнении задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года.
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования главной целью ставит обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе формирования и развития конкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических требований.
Необходимым условием достижения этой цели является наличие сбалансированной бюджетной системы с обоснованной оценкой ресурсного потенциала муниципального образования, а также эффективной деятельности исполнительных органов местного самоуправления.
Основой для формирования и определения целей социально-экономического развития является бюджетная и налоговая политика, которая позволяет определить задачи, связанные с обеспечением социальной и экономической стабильности.
Первоочередными целями налоговой политики остается создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Среди основных направлений, по которым развивается налоговая политика, выделяются приоритетные направления, такие как:
1) совершенствование налогового администрирования и повышение уровня собираемости налогов;
2) активизация работы по сбору имущественных налогов с физических лиц;
3) повышение качества механизмов использования муниципальной собственности.
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости местного бюджета будет осуществляться за счет реализации комплекса мер, направленных на повышение качества:
- управления бюджетными доходами путем реалистичного прогнозирования на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу;
- проведения оценки эффективности предоставления налоговых льгот на регулярной основе;
- управления муниципальным долгом муниципального образования путем исключения долговых обязательств.
С принятием Федерального закона от 04 октября 2014 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" с 01 января 2015 года на территории муниципального образования решением Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск от 20 ноября 2014 года N 37-Д введен налог на имущество физических лиц, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, который должен стать существенным источником дохода местного бюджета.
Кроме того, Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" Налоговый кодекс дополнен главой 33 "Торговый сбор", и после принятия соответствующего федерального закона органам местного самоуправления предстоит масштабная работа по введению на территориях муниципальных образований торгового сбора, который будет дополнительным источником дохода местных бюджетов.
Необходимость обеспечения сбалансированности бюджета муниципального образования в сложившихся условиях предъявляет также дополнительные требования к качеству бюджетного планирования.
Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" устанавливает новые требования к документам стратегического планирования и прогнозирования, которые необходимо учитывать при корректировке стратегических документов муниципального образования.
Прогнозы социально-экономического развития муниципального образования, как на среднесрочный, так и на долгосрочный периоды, будут разрабатываться на периоды и сроки в соответствии с требованиями законодательства о стратегическом планировании.
При этом прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный период будет разрабатываться с учетом основных направлений бюджетной политики и основных направлений налоговой политики. Данные изменения планируется включить в Положение о разработке прогноза социально-экономического развития муниципального образования и проекта местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
В связи с принятием Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" в муниципальном образовании будет разработан ряд нормативных правовых актов, определяющих порядок разработки и корректировки муниципальных документов стратегического планирования, а также осуществления мониторинга и контроля их реализации, после принятия соответствующих нормативных правовых актов Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2014 года N 891-РП "Об утверждении плана подготовки документов стратегического планирования Ямало-Ненецкого автономного округа, определённых Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
Ряд новаций напрямую зависит от решений, принимаемых и реализуемых на федеральном и окружном уровнях. В связи с этим необходимо обеспечить синхронизацию работы по приведению системы документов стратегического планирования муниципального образования с окружным планом разработки документов стратегического планирования.
В соответствии с Федеральным законом от 04 октября 2014 года N 283-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 30 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" долгосрочное бюджетное планирование должно осуществляться путем формирования бюджетного прогноза субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, а также бюджетного прогноза муниципального образования. При этом бюджетный прогноз муниципального образования должен содержать показатели финансового обеспечения муниципальных программ на период их действия.
Долгосрочное бюджетное прогнозирование позволит выявить и проанализировать последствия существующих трендов в демографии и развитии экономики, а также оценить долгосрочные последствия реализации тех или иных экономических рисков. Оно дает возможность реагировать на финансовые вызовы и риски на более ранних этапах, что, в свою очередь, позволит избежать необходимости вносить резкие изменения в бюджетно-налоговую политику в будущем.
В связи с этим необходимо проанализировать, а по результатам анализа усовершенствовать действующую в муниципальном образовании систему бюджетного планирования, обеспечив ее связь с системой стратегического планирования в долгосрочной перспективе, а также взаимоувязку с инструментами программно-целевого планирования.
Таким образом, повысится обоснованность принимаемых стратегических решений с точки зрения требуемых бюджетных и иных ресурсов, стратегические ориентиры развития муниципального образования будут четко определять приоритетные направления расходования бюджетных средств.
Исходя из вышеизложенного, необходимо разработать бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период на основе разработанной окружным центром методики.
Указанные мероприятия будут реализовываться в рамках муниципальной программы муниципального образования город Ноябрьск "Управление муниципальными финансами муниципального образования город Ноябрьск на 2014 - 2017 годы", утвержденной постановлением Администрации города от 28 октября 2013 года N П-1385 и муниципальной программы муниципального образования город Ноябрьск "Формирование устойчивого экономического развития муниципального образования город Ноябрьск на 2014 - 2017 годы", утвержденной постановлением Администрации города от 26 ноября 2013 года N П-1546.
4.2. Модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления.
В соответствии с программно-целевыми принципами составление бюджета происходит на основе обеспечения взаимосвязи между общественно значимыми конечными результатами и бюджетными ресурсами, направляемыми на программную деятельность органов местного самоуправления для обеспечения достижения поставленных перед ними целей. Реализация программно-целевого подхода осуществляется посредством муниципальных программ, которые должны стать основным инструментом стратегического управления и обеспечить концентрацию использования бюджетных средств на наиболее важных направлениях социально-экономического развития муниципального образования. Для этого необходимо, чтобы механизмы реализации социально-экономической политики муниципального образования имели надежное, точно просчитанное финансовое обеспечение.
Решение данной проблемы возможно путем интеграции муниципальных программ в единую систему стратегического планирования. Ключевой предпосылкой для этого может стать установление в бюджетном прогнозе муниципального образования на долгосрочный период предельных объемов расходов по каждой муниципальной программе на весь срок ее реализации. При установлении предельных объемов расходов по муниципальным программам необходимо учитывать параметры прогноза социально-экономического развития.
При этом объем бюджетных ассигнований по муниципальным программам должен определяться в рамках объективных возможностей местного бюджета, с учетом оценки достигнутых и ожидаемых результатов в соответствующей сфере деятельности по итогам реализации муниципальных программ. Недопустимо формирование муниципальных программ, исходя из сложившейся структуры расходов конкретного ведомства с применением метода индексации. Основой формирования муниципальной программы должна стать стратегическая составляющая, а бюджетная составляющая лишь определяет финансовые возможности по достижению тех или иных результатов.
Предельные объемы расходов по муниципальным программам позволят определить среднесрочные приоритеты в распределении бюджетных расходов, создать стимулы для ответственных исполнителей по выявлению и использованию резервов для перераспределения расходов и, следовательно, повышения эффективности использования бюджетных средств.
Улучшение качества муниципальных программ и расширение их использования в бюджетном планировании повысит обоснованность бюджетных ассигнований на этапе их формирования, обеспечит их большую прозрачность для общества и наличие более широких возможностей для оценки их эффективности.
В свою очередь, бюджетное планирование (определение объема бюджетных средств на реализацию муниципальных программ) в дальнейшем будет зависеть исключительно от оценки эффективности реализации соответствующей муниципальной программы. Неэффективные программы будут сокращены, или реализация отдельных подпрограмм или мероприятий будет прекращена.
Указанные мероприятия будут реализовываться в рамках муниципальной программы муниципального образования город Ноябрьск "Управление муниципальными финансами муниципального образования город Ноябрьск на 2014 - 2017 годы", утвержденной постановлением Администрации города от 28 октября 2013 года N П-1385, и муниципальной программы муниципального образования город Ноябрьск "Формирование устойчивого экономического развития муниципального образования город Ноябрьск на 2014 - 2017 годы", утвержденной постановлением Администрации города от 26 ноября 2013 года N П-1546.
Возможные изменения в нормативную и методологическую базу по разработке и реализации муниципальных программ повлекут за собой и необходимость внесения изменений в муниципальные программы.
4.3. Совершенствование муниципального финансового контроля.
Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности.
Финансовый контроль - это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.
Муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью органов муниципального финансового контроля.
Целью муниципального финансового контроля является обеспечение законности, целевого характера, результативного и эффективного использования средств бюджета муниципального образования город Ноябрьск и муниципального имущества, обеспечения прозрачности и эффективности деятельности муниципальных учреждений и предприятий, снижения рисков совершения ошибок и нарушений, повышения ответственности руководителей за нарушение бюджетного законодательства в части нецелевого использования бюджетных средств и невыполнения муниципальных заданий.
Для реализации мер по совершенствованию муниципального финансового контроля необходимо:
- внедрить единые принципы осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и аудита;
- внедрить единые принципы деятельности субъектов внутреннего муниципального финансового контроля в отношении закупок для муниципальных нужд в целях эффективного использования бюджетных средств;
- усилить контроль за выполнением муниципальных программ, а также оценки результативности их исполнения;
- использовать возможности взаимодействия с правоохранительными и другими органами, осуществляющими контроль;
- в целях недопущения нанесения ущерба бюджету, наносимого различными нарушениями при использовании бюджетных средств, развивать формы предварительного контроля на этапах принятия бюджета, муниципальных программ;
- обеспечить доступность результатов муниципального финансового контроля как для органов исполнительной власти, так и для населения города;
- использовать новые информационные технологии, которые позволят в реальном масштабе времени контролировать доходы и расходы каждого получателя бюджетных средств;
- обеспечить внедрение механизмов финансового контроля, направленных на предотвращение нарушений при расходовании бюджетных средств, с одновременным усилением персональной ответственности конкретных должностных лиц, допустивших нарушения требований законов и иных нормативных актов.
Совершенствование финансового контроля будет препятствовать нарушению законности финансовой деятельности муниципальных учреждений и предприятий, содействовать обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.
Основные мероприятия будут реализовываться в рамках муниципальной программы "Управление муниципальными финансами муниципального образования город Ноябрьск на 2014 - 2017 годы", утвержденной постановлением Администрации города от 28 октября 2013 года N П-1385.
4.4. Повышение эффективности бюджетных расходов.
Управление расходами представляет собой важную часть бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, составления и исполнения бюджета в части расходов, а также контролем за его исполнением.
В рамках данного направления будет продолжено проведение бюджетной политики, выстроенной на принципах ответственности и предсказуемости. Исчерпание возможностей для наращивания общего объема расходов местного бюджета требует перераспределения средств в пользу приоритетных направлений и проектов, а также особенно тщательного подхода к принятию новых расходных обязательств.
Субъекты бюджетного планирования в обязательном порядке должны определить приоритетные расходные обязательства, позволяющие достичь наилучших результатов, в том числе в долгосрочном периоде. При этом основной вектор при отборе приоритетных направлений принимаемых обязательств должен быть направлен на реализацию мероприятий государственной политики в социальной сфере, сформулированных в Указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах в качестве одной из проблем отмечен низкий уровень финансово-экономических обоснований решений, приводящих к новым расходным обязательствам. Отсутствие требований к содержанию финансово-экономических обоснований проектов нормативных правовых актов затрудняет оценку целесообразности и последствий принятия проектов нормативных правовых актов с финансово-экономической точки зрения.
При формировании системы анализа эффективности бюджетных расходов основное внимание будет уделено следующим направлениям:
- повышение объективности и качества бюджетного планирования;
- формирование бюджетных параметров, исходя из четкой приоритизации и необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности их исполнения;
- повышение эффективности распределения бюджетных средств, ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств с учетом их социально-экономической значимости;
- повышение качества финансово-экономического обоснования решений, предлагаемых к принятию.
Организация бюджетного процесса на основе программно-целевых методов управления предъявляет новые требования к инструментам финансового менеджмента как в органах местного самоуправления, так и на уровне муниципальных учреждений.
Финансовый менеджмент главных распорядителей средств местного бюджета должен стать процессом, встроенным в их деятельность, охватывающим все элементы бюджетного процесса: составление и исполнение бюджета во взаимосвязи с процедурами закупок для муниципальных нужд, учет и отчетность, финансовый контроль и аудит.
В ходе финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств должны приниматься эффективные управленческие решения о распределении средств, обеспечении адресного, экономного и результативного использования бюджетных средств, направляемых на мероприятия, осуществляемые структурными подразделениями главных распорядителей бюджетных средств, а также на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), осуществляемых подведомственными им муниципальными учреждениями.
В связи с этим возникает необходимость в модернизации системы мониторинга качества финансового управления, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, для использования ее результатов при оценке деятельности органов местного самоуправления. На основании результатов итоговой оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств должны разрабатываться рекомендации, направленные на повышение качества финансового управления, а также формироваться ежегодный рейтинг главных распорядителей бюджетных средств (с размещением на официальном сайте Администрации города Ноябрьска в информационно-коммуникационной сети "Интернет").
Развитие системы мониторинга качества финансового менеджмента должно быть направлено не только на дополнение и уточнение системы количественных показателей, характеризующих степень отлаженности бюджетных процедур, механизмов внутреннего финансового контроля, состояние бюджетной дисциплины, но и на обязательный учет показателей, характеризующих результативность бюджетных расходов в отчетном периоде.
Совершенствование финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств должно включать:
- повышение качества финансового менеджмента за счет стимулирования деятельности органов местного самоуправления по достижению наилучших результатов;
- доработку методики финансового менеджмента с учетом наработанного опыта, новаций в системе управления муниципальными финансами, а также необходимости решения новых задач, в том числе в целях повышения эффективности бюджетных расходов;
- размещение на официальном сайте Администрации города Ноябрьска в информационно-коммуникационной сети "Интернет" результатов мониторинга качества финансового управления главных распорядителей бюджетных средств;
- формирование по результатам оценки сводного рейтинга главных распорядителей бюджетных средств.
Структурным подразделениям Администрации города Ноябрьска, осуществляющим функции и полномочия учредителя муниципальных бюджетных и (или) автономных учреждений, необходимо разработать и утвердить ведомственные перечни муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями в качестве основных видов деятельности в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
Учитывая, что с 2014 года местный бюджет формируется по программному принципу, основные параметры муниципальных заданий должны быть включены в состав соответствующих муниципальных программ в качестве целевых показателей их исполнения.
Формирование и утверждение муниципального задания предполагает установление контроля за его выполнением. В связи с этим требуется разработать и утвердить методические рекомендации по осуществлению контроля за исполнением муниципального задания.
Одновременно с этим в целях развития конкуренции при размещении муниципальных заданий на конкурсной основе субъектам бюджетного планирования местного бюджета следует рассмотреть вопрос возможности участия в них негосударственных (немуниципальных) организаций. Нужно исключить все имеющиеся препятствия к доступу негосударственных (немуниципальных) организаций к оказанию населению муниципальных услуг. Рост конкуренции позволит не только обеспечить экономное и рациональное использование бюджетных средств, но и создаст стимулы для повышения качества этих услуг.
В рамках выполнения Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года в муниципальном образовании была проделана значительная работа по повышению заработной платы работников бюджетного сектора. Учитывая, что данные вопросы носят не разовый характер, а реализуются в долгосрочной перспективе, необходимо уделить особое внимание системе совершенствования оплаты труда в бюджетном секторе.
Сопоставляя уровень оплаты труда в разных отраслях экономики, необходимо оценивать не только непосредственно заработную плату, но и различные льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые работодателем, соотнося их с фактической занятостью работника.
При этом необходимо исходить из принципа, что оплата труда работников бюджетного сектора должна быть не выше уровня, после которого негосударственные (немуниципальные) организации в других отраслях экономики не смогут конкурировать с заработной платой бюджетного сектора.
В муниципальном образовании будет продолжена работа по переходу и внедрению механизма "эффективного контракта". Повышение оплаты труда должно быть обусловлено кардинальным повышением эффективности оказания муниципальных услуг (выполнения работ), установлением прямой зависимости уровня оплаты труда в отраслях бюджетной сферы от качества оказываемых муниципальных услуг (выполняемых работ). При этом в отношении каждого работника уточняются и конкретизируются его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, устанавливается размер стимулирующих выплат за их выполнение, условия осуществления выплат стимулирующего и компенсационного характера излагаются в форме, понятной работнику учреждения и работодателю и исключающей неоднозначное толкование этих условий.
Кроме того, структурным подразделениям Администрации города Ноябрьска, осуществляющим функции и полномочия учредителей муниципальных учреждений, в рамках перехода к "эффективному контракту" необходимо активнее внедрять инструменты, повышающие прозрачность оплаты труда руководителей данных муниципальных учреждений, позволяющие установить зависимость заработной платы руководителя от качества работы самого учреждения и средней заработной платы его персонала.
Также в целях оптимизации расходов на оплату труда необходимо определить предельную долю расходов на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда муниципального учреждения.
В связи с изложенным необходимо реализовать мероприятия:
- по внедрению в учреждениях систем оплаты труда работников с применением принципов "эффективного контракта";
- по совершенствованию методов расчета финансового обеспечения муниципального задания, учитывающих характер конкретных работ и услуг, а также территориальные и иные особенности их предоставления;
- по проведению мониторинга результатов и эффектов от реализации реформы учреждений (разработка отраслевых показателей эффективности деятельности учреждений, подготовка информации об учреждениях для размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
- по совершенствованию порядка формирования, утверждения и контроля за выполнением муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), мониторинга выполнения муниципальных заданий.
Указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года установлены количественные ориентиры реализации государственной политики в отдельных сферах, тем самым определена необходимость ориентации деятельности органов местного самоуправления на достижение конечных общественно значимых результатов. Обеспечение такой ориентации на результат может быть достигнуто путем более активного внедрения механизмов управления по результатам в деятельность органов местного самоуправления.
В целях повышения эффективности использования средств бюджета в сфере управления мероприятия будут направлены на совершенствование муниципального управления, инвентаризацию полномочий и функций главных распорядителей бюджетных средств. Это должно привести к оптимизации состава и полномочий органов местного самоуправления, централизации учетных процедур, что за счет определения необходимых и устранения избыточных функций, а также сокращения дублирования функций и полномочий позволит сконцентрировать средства местного бюджета на приоритетных направлениях, повысить результативность, адресность и целевой характер в использовании бюджетных средств.
Наряду с упразднением избыточных функций должен идти процесс введения новых функций, помогающих эффективно решать общественные задачи, с недопущением появления новых избыточных функций. Это также потребует изменения нормативной правовой базы и проведения организационных мероприятий.
Другой составляющей оптимизации функций органов местного самоуправления является разработка и обеспечение широкого применения аутсорсинга - механизма выведения определенных видов деятельности за рамки полномочий путем заключения контрактов с внешними исполнителями на конкурсной основе. Мировой опыт свидетельствует, что аутсорсинг позволяет повысить эффективность осуществления административно-управленческих процессов, более эффективно контролировать издержки деятельности, фокусировать внимание органов местного самоуправления на основной деятельности, повысить качество услуг, обеспечить доступность новых технологий, сократить капитальные затраты, сократить число административного и управленческого персонала, что приводит к существенной экономии бюджетных средств.
В рамках данного направления будут решены задачи по разработке критериев выявления административных и управленческих процессов, подлежащих аутсорсингу, созданию перечня функций и видов деятельности, не подлежащих аутсорсингу, разработке и внедрению комплексной прозрачной системы учета расходов на внутреннее обеспечение исполнения функций структурными подразделениями, разработке типовых процедур и технологий проведения аутсорсинга, разработке процедур и механизмов контроля эффективности аутсорсинга и мониторинга выполнения условий контрактов.
В целях оптимизации функций органов местного самоуправления необходимо осуществить комплекс мер, направленных на повышение эффективности системы закупок для муниципальных нужд, в том числе по формированию системы обоснования расходов на закупку товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд в целях прогнозирования и перспективного планирования соответствующих расходов местного бюджета.
Кроме того, актуальным становится внедрение показателей оценки эффективности и результативности деятельности муниципальных служащих, направленное на повышение заинтересованности в результатах и качестве работы. Оценка результативности деятельности муниципальных служащих будет проводиться с целью повышения прозрачности служебной деятельности, что будет достигнуто путем увязки показателей результативности деятельности с уровнем оплаты труда. Разработка показателей оценки эффективности и результативности деятельности муниципальных служащих будет осуществлена на основе анализа соотношения финансовых и трудовых ресурсов с выполняемыми функциями, что приведет к повышению эффективности управления.
Указанные мероприятия направления "Повышение эффективности бюджетных расходов" будут реализовываться в рамках всех муниципальных программ муниципального образования город Ноябрьск:
- "Повышение эффективности деятельности Администрации города Ноябрьска на 2014 - 2017 годы", утвержденной постановлением Администрации города от 15 ноября 2013 года N П-1516;
- "Управление муниципальными финансами муниципального образования город Ноябрьск на 2014 - 2017 годы", утвержденной постановлением Администрации города от 28 октября 2013 года N П-1385;
- "Развитие образования на территории муниципального образования город Ноябрьск на 2014 - 2017 годы", утвержденной постановлением Администрации города от 14 ноября 2013 года N П-1498;
- "Развитие молодежной политики на 2014 - 2017 годы", утвержденной постановлением Администрации города от 01 ноября 2013 года N П-1426;
- "Повышение уровня и качества жизни, обеспечение социальной стабильности отдельных категорий граждан муниципального образования город Ноябрьск на 2014 - 2017 годы", утвержденной постановлением Администрации города от 11 ноября 2013 года N П-1478;
- "Сохранение и развитие культуры города Ноябрьска на 2014 - 2017 годы", утвержденной постановлением Администрации города от 08 ноября 2013 года N П-1444;
- "Развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни населения в г. Ноябрьске на 2014 - 2017 годы", утвержденной постановлением Администрации города от 31 октября 2013 года N П-1419;
- "Повышение уровня жизнеобеспечения муниципального образования город Ноябрьска на 2014 - 2017 годы", утвержденной постановлением Администрации города от 13 ноября 2013 года N П-1497;
- "Совершенствование управления муниципальной собственностью и улучшение жилищных условий граждан, проживающих на территории муниципального образования город Ноябрьск на 2014 - 2017 годы", утвержденной постановлением Администрации города от 08 ноября 2013 года N П-1476;
- "Формирование устойчивого экономического развития муниципального образования город Ноябрьск на 2014 - 2017 годы", утвержденной постановлением Администрации города от 26 ноября 2013 года N П-1546;
- "Повышение уровня здоровья и безопасности условий жизни населения города Ноябрьска на 2014 - 2017 годы", утвержденной постановлением Администрации города от 03 декабря 2013 года N П-1588;
- "Обеспечение строительства, реконструкции и ремонта объектов в муниципальном образовании город Ноябрьск на 2014 - 2017 годы", утвержденной постановлением Администрации города от 11 ноября 2013 года N П-1482;
- "Развитие информационного общества на 2014 - 2017 годы", утвержденной постановлением Администрации города от 01 ноября 2013 года N П-1420.
4.5. Повышение открытости и прозрачности управления муниципальными финансами.
Современное развитие отношений в сфере финансов предъявляет новые требования к составу, качеству и стандартам обмена информацией о финансовой деятельности органов местного самоуправления. Просто осуществлять свою деятельность и выполнять возложенные на органы местного самоуправления задачи сегодня недостаточно.
Повышение информированности населения и заинтересованных сторон о происходящих этапах бюджетного процесса способствуют повышению прозрачности системы управления муниципальными финансами, повышению ответственности органов местного самоуправления за реализацию проводимой ими бюджетной политики, обеспечению эффективного, оперативного и устойчивого управления муниципальными финансами.
В целях реализации принципа прозрачности и открытости бюджета и обеспечения полного и доступного информирования граждан о бюджетном процессе в муниципальном образовании в 2012 году была подготовлена и выпущена иллюстрированная брошюра "Плановые показатели бюджета муниципального образования город Ноябрьск на 2013 год". Указанная брошюра позволила гражданам ознакомиться с основными целями, задачами и приоритетными направлениями бюджетной политики, обоснованиями бюджетных расходов, планируемыми на 2013 год в муниципальном образовании. Информация о доходной части бюджета города, структуре расходов, бюджетных программах была предоставлена различным группам населения в удобной и доступной форме.
На основании изложенного необходимо совершенствование развития раздела "Муниципальные финансы" на официальном сайте Администрации города Ноябрьска в информационно-коммуникационной сети "Интернет" путем формирования и размещения упрощенной и доступной информации о течении бюджетного процесса, используя более наглядные материалы в виде слайдов, схем, внедрение инфографики в официальные документы финансовой направленности.
5. Управление реализацией Программы
Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках Плана мероприятий по реализации Программы, представленном в следующем разделе.
Мероприятия Программы в соответствии с планом мероприятий по реализации Программы могут быть включены в состав детализированных перечней мероприятий подпрограмм муниципальных программ.
Общая координация, методическое сопровождение и контроль за реализацией Программы возлагается на департамент финансов Администрации города Ноябрьска. Руководство реализацией Программы по направлениям деятельности возлагается на заместителей Главы Администрации, координирующих соответствующие сферы муниципального управления.
Для решения вышеуказанных проблем требуются согласованные и скоординированные усилия всех органов местного самоуправления.
6. План мероприятий программы
Реализовать мероприятия Программы и достичь намеченных конкретных результатов возможно в соответствии с четко определенным Планом по реализации мероприятий Программы, утвержденным настоящим постановлением Администрации города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.