Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния сферы образования муниципального образования город Новый Уренгой
В муниципальной системе образования проведены серьезные структурные и содержательные изменения, направленные на выполнение стратегических документов: Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", утверждённой распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р, "Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года", утверждённой постановлением Законодательного Собрания ЯНАО от 14.12.2011 N 839.
Приоритетными направлениями деятельности системы образования муниципального образования город Новый Уренгой остается обеспечение государственных гарантий, доступности и равных возможностей обучающимся в получении общего и дополнительного образования.
В соответствии с основными направлениями образовательной политики России в условиях стабильного социально-экономического развития региона, муниципального образования город Новый Уренгой (далее - город Новый Уренгой), складывающейся в них демографической ситуации осуществляется эффективное функционирование и развитие муниципальной системы образования муниципального образования город Новый Уренгой. Последовательная политика Администрации города Новый Уренгой в сфере образования позволила достичь определенных результатов, которые характеризуют текущее состояние сферы образования города Новый Уренгой.
С 2009 года в рамках реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" осуществляется формирование новых типов учреждений: казенных, бюджетных и автономных. Данный процесс завершен в 2012 году. На начало 2013 года из 58 организаций, подведомственных Департаменту образования Администрации города Новый Уренгой, 17 осуществляли свою деятельность в статусе "автономных", 40 - в статусе "бюджетных". Изменение типа повлекло соответственно и изменение порядка финансового обеспечения деятельности образовательных организаций путем предоставления субсидий на выполнение муниципального задания на основе нормативов затрат и показателей качества образовательных услуг, что стимулировало организации к повышению эффективности использования финансовых ресурсов и повышению качества услуг.
Реализуется План действий ("дорожная карта") по ликвидации очереди детей 3 - 7 лет в дошкольные образовательные организации на 2012 - 2015 годы, в соответствии с которым будет обеспечен 100% охват детей в возрасте 3 - 7 лет дошкольным образованием к 2016 году.
Сеть образовательных организаций общего и дополнительного образования города Новый Уренгой в настоящее время обеспечивает потребности общества, но, учитывая демографическую ситуацию и миграционные процессы, необходимо строительство еще двух объектов образования: общеобразовательной организации в микрорайоне Оптимистов и здания детской экологической станции. Это положительно отразится на доступности и качестве предоставления образовательных услуг.
На протяжении ряда лет реализуется национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". С 2011 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) ежегодно утверждается комплекс мер по модернизации общего образования, включающий в себя мероприятия по обновлению содержания образования; совершенствованию учительского корпуса; поддержке и сопровождению работы с одаренными детьми; сохранению и укреплению здоровья обучающихся; совершенствованию школьной инфраструктуры; развитию самостоятельности образовательных организаций.
Успех новоуренгойского учительства нашел отражение в успешности обучающихся: все 100% выпускников средних общеобразовательных организаций в 2012 - 2013 учебном году получили аттестаты, 62 участника ЕГЭ показали высокие результаты выполнения экзаменационной работы, набрав от 90 баллов и выше, впервые в городе четыре выпускника получили максимально возможные 100 баллов.
В целях обеспечения доступности качественного образования развивается дистанционное обучение, сетевое взаимодействие общеобразовательных организаций, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Центр дистанционного образования детей-инвалидов, созданный на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 12", включен в реализацию государственной программы Российской Федерации "Доступная среда". По итогам окружного конкурса образовательных инициатив ему присвоен статус региональной инновационной площадки.
Наблюдается рост количества участников Всероссийской олимпиады школьников, а по итогам регионального этапа муниципальное образование город Новый Уренгой занимает четвертую позицию в рейтинге территорий Ямало-Ненецкого автономного округа. Полученные результаты показывают, что только планомерная работа педагогических работников и интенсивное профильное (предметное) обучение детей, проявивших выдающиеся способности, позволяют представлять муниципальную систему образования на региональных, всероссийских и международных уровнях.
В рамках совместной работы ООО "Газпром добыча Ямбург", ООО "Газпром добыча Уренгой" и Администрации города Новый Уренгой продолжается реализация программы "Я выбираю специальность!", в рамках которой запущен проект "Газпром - класс". Дальнейшее развитие данного проекта позволит создать необходимые условия для учебной, научно-исследовательской, практико-производственной, спортивно-воспитательной работы "Газпром-классов", разработать пакет документов, регламентирующих профориентационную деятельность среди обучающихся 8 - 9 классов общеобразовательных организаций города Новый Уренгой, как пропедевтической ступени реализуемого проекта. Конечной целью намерений Сторон является создание единой образовательно-технологической платформы в системе "Школа - ВУЗ - Градообразующее предприятие" не позднее 01.01.2015.
На базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 12" совместно с ГБУЗ ЯНАО "Новоуренгойская центральная городская больница" открыт медицинский класс, а на базе муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования "Межшкольный учебный комбинат "Эврика" - педагогические классы.
Начинается подготовительная работа с целью открытия классов банковского, экономического и архитектурно-строительного профилей, а также класса культуры и искусства. Эти масштабные проекты позволят, с одной стороны, реализовать новую идею, заложенную в федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" о сетевом взаимодействии образовательных организаций, с другой стороны, реализовывать профильное обучение с максимальным учетом пожеланий и поддержкой потенциальных работодателей, в-третьих, модернизировать образовательную среду с учетом потребностей и возможностей предприятий, организаций.
В муниципальном образовании город Новый Уренгой создано и успешно осуществляет свою деятельность единственное в Ямало-Ненецком автономном округе муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Кадетская средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации В.И. Шарпатова" (далее - МБОУ КСОШ). На всероссийском уровне команда кадетов в 2013 году стала призером военно-спортивной игры "Кадеты Отечества", которая проводилась в городе Наро-Фоминске на базе 4-ой отдельной Кантемировской танковой бригады имени Ю.В. Андропова. Кадеты МБОУ КСОШ заняли три призовых места.
Все общеобразовательные организации муниципального образования город Новый Уренгой подключены к сети Интернет, из них 25% имеют широкополосный Интернет не менее 2 Мбит/сек, что позволяет применять на уроках современные образовательные ресурсы. Реализация проекта Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа "Школа Ямала - территория WiFi" позволила обеспечить всех второклассников общеобразовательных организаций мобильными компьютерами для организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества.
Дополнительное образование объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка и способно решить целый комплекс задач, в том числе выровнять стартовые возможности развития личности ребенка. В целях дальнейшего развития воспитания (с учетом рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной организации, "Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013 - 2020 годы"), дополнительного образования, организации досуга детей, преодоления межведомственной разобщенности, имеющейся на муниципальном уровне, необходимо в 2013 - 2015 годах предпринять ряд мер:
- в общеобразовательных организациях разработать комплексный план мероприятий по развитию воспитательной компоненты;
- для совершенствования дополнительного образования, организации досуга детей, преодоления межведомственной разобщенности, имеющейся на муниципальном уровне, в 2013 - 2015 годах предстоит:
- создать муниципальную предметную Школу для развития одаренных детей на основе сетевого взаимодействия;
- активизировать формы дополнительного образования старшеклассников с целью формирования опыта участия в реальных социальных проектах;
- консолидировать усилия дополнительного, профессионального и общего образования для развития практики технического творчества, поскольку технологическое образование - общая задача в условиях смены технологического уклада;
- создать муниципальную модель дополнительного образования детей, основанную на сетевом взаимодействии с общим и профессиональным образованием. Это позволит продолжить развитие системы оценки качества дополнительного образования и воспитания через разработку и внедрение инструментов оценки и анализа результатов.
Обновление технологического оборудования позволило совершенствовать организацию школьного питания:
- открыта школьная базовая столовая, укомплектованная специализированными линиями по производству полуфабрикатов высокой степени готовности (мяса, рыбы и овощей);
- школьные столовые переведены на выполнение доготовочных функций;
- выведены из штатных расписаний общеобразовательных организаций работники школьных столовых.
Совершенствование организации питания не может быть завершено на данном этапе без изменения дизайна помещений столовых с оснащением их современными автоматизированными линиями раздачи готовой продукции, внедрения безналичной оплаты питания, что требует комплексного подхода и привлечения финансовых средств.
Во исполнение указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" принимаются меры по повышению привлекательности педагогической профессии и уровня оплаты труда педагогических работников образовательных организаций. Так, по результатам работы в данном направлении за декабрь 2012 года средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций составила 79 523 руб. или 124,3% к целевому показателю (средняя заработная плата по экономике региона) декабря 2012 года, а по дошкольным образовательным организациям - 59 360 руб. или 87% к целевому показателю (средняя заработная плата в сфере общего образования) декабря 2012 года.
В соответствии с постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.12.2012 N 1160-П "О поэтапном повышении заработной платы работников бюджетной сферы в Ямало-Ненецком автономном округе до 2018 года" определены целевые ориентиры для педагогических работников общего и дополнительного образования, перечень мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда. Решение поставленных задач предусматривает планомерную систематическую работу по разработке необходимой нормативной базы, формирование достоверной статистической отчетности и мониторинга уровня оплаты труда.
Задача совершенствования педагогического корпуса, стимулирования качественного труда педагогических работников предполагает не только сохранение средней заработной платы, но и повышение профессиональной мотивации педагогических работников в условиях совершенствования системы оплаты труда, в части взаимосвязи роста заработной платы с качеством предоставления образовательных услуг. Для решения поставленной задачи совершенствуется система повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, использования информационно-коммуникационных технологий и современного учебного оборудования. В течение трех последних лет проведено обучение 80% педагогических работников, руководителей образовательных организаций. Предстоит продолжить формирование индивидуальных программ профессионального развития и повышения квалификации педагогов на базе ведущих образовательных организаций высшего образования.
Деятельность управления опеки и попечительства Департамента образования Администрации города Новый Уренгой в ходе конкурсного отбора признана лучшей в Ямало-Ненецком автономном округе (приказ Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.11.2012 N 213).
За последние три года наблюдается положительная динамика устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи. По данным за первое полугодие текущего года 27 детей проживают в 17 приемных семьях (в 2010 году - 5 детей в 3 семьях), но имеются и случаи возврата детей. Для исключения подобных ситуаций необходимо улучшить качество подготовки потенциальных приемных родителей и создать систему профессионального сопровождения приемных родителей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка.
Приоритетными направлениями являются:
- завершение выполнения мероприятий Плана действий ("дорожная карта") по ликвидации очереди детей 3 - 7 лет в дошкольные образовательные организации в 2012 - 2015 годы, в соответствии с которым будет обеспечен 100% охват детей в возрасте 3 - 7 лет дошкольным образованием;
- оптимизация муниципальной системы образования путем:
- совершенствования сети подведомственных образовательных организаций посредством реорганизации и введения новых объектов;
- расширения вариативности предоставления профильного образования через организацию сетевого взаимодействия и сотрудничества с социальными партнерами;
- интеграции общего и дополнительного образования;
- реализация комплекса мер по развитию инфраструктуры образовательных организаций для формирования условий доступности, открытости и прозрачности их деятельности;
- внедрение инновационных механизмов управления для обеспечения качества образования;
- обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями;
- создание условий для возвращения детей, оставшихся без попечения родителей, в родные семьи.
Реализация указанных приоритетов позволит достичь повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина - цель Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.