Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально - экономического развития муниципального образования город Ноябрьск
Одной из стратегических целей социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск является развитие человеческого потенциала.
По состоянию на 01 января 2013 года численность населения муниципального образования город Ноябрьск составила 108 087 человек, из них 26 888 человек являются получателями различного вида пенсий, что составляет четвертую часть населения города.
Сравнительный анализ численности получателей государственных пенсий за последние 5 лет позволяет сделать вывод о значительном увеличении численности пенсионеров (на 22,8%).
Категории |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Численность пенсионеров -всего, чел. |
21 901 |
23 850 |
24 810 |
25 994 |
26 888 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
численность инвалидов, чел. |
3955 |
3901 |
3925 |
4083 |
4157 |
из них численность детей-инвалидов, чел. |
318 |
324 |
308 |
336 |
364 |
Социальная защита населения является одним из приоритетных направлений социальной политики муниципального образования город Ноябрьск (далее - муниципальное образование). Существующая в настоящее время система социальной поддержки населения предусматривает широкий спектр мер, направленных на повышение уровня жизни граждан, нуждающихся в поддержке: по причине нетрудоспособности, в связи с достижением пожилого возраста, в связи с инвалидностью, трудной жизненной ситуацией, низким доходом, наличием несовершеннолетних детей, многодетностью и т.п.
Гражданам, проживающим в муниципальном образовании и относящимся к отдельным льготным категориям, меры социальной поддержки предоставляются в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа и нормативно-правовыми актами муниципального образования. Полномочия в сфере предоставления мер социальной поддержки населения не входят в круг полномочий органов местного самоуправления. Вместе с тем существует потребность в организации дополнительных мероприятий, направленных на социальную поддержку отдельных категорий населения. Реализация этих мероприятий программным методом позволяет обеспечить актуальные на сегодняшний день потребности отдельных категорий граждан: оказание адресной материальной помощи малоимущим и социально незащищенным категориям граждан, организацию оздоровления отдельных категорий населения, обеспечение инвалидов, детей-инвалидов различными видами реабилитационных услуг, создание условий для сохранения жизненной активности, реализации внутреннего потенциала граждан пожилого возраста, инвалидов и детей-инвалидов. То есть за счет средств местного бюджета реализуются муниципальные подпрограммы, входящие в состав данной муниципальной программы, направленные на организацию дополнительных мер социальной поддержки населения, проживающего в муниципальном образовании.
Муниципальная программа разработана в направлении политики Ямало-Ненецкого автономного округа в отношении адресной социальной поддержки нетрудоспособных, малоимущих и социально не защищенных граждан и включает в себя комплекс мер, направленных на обеспечение их социальной стабильности.
Цель и задачи муниципальной программы направлены на повышение уровня и качества жизни, обеспечение социальной стабильности отдельных категорий граждан, повышение доступности и качества социальных услуг, направленных на медико-социальную, профессиональную и социокультурную реабилитацию инвалидов и детей-инвалидов, формирование доступной среды жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями.
Реализуемая в муниципальном образовании подпрограмма "Социальная поддержка отдельных категорий граждан" на 2014 - 2025 годы включает в себя комплекс мер, предусматривающих материальную и моральную поддержку нетрудоспособного населения, формирование условий для улучшения качества жизни граждан пожилого возраста, повышения степени их социальной защищенности.
Положение пожилых людей по наиболее общим социально-демографическим характеристикам свидетельствует о наличии основных проблем пожилых граждан в муниципальном образовании: неудовлетворительное состояние здоровья, малообеспеченность части лиц старшего поколения, а также граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, одиночество.
В структуре численности населения, проживающего в муниципальном образовании, немалую долю занимают инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны (далее - инвалиды и ветераны ВОВ), труженики тыла, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", вдовы погибших (умерших) участников ВОВ, не вступившие в повторный брак, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками, родители военнослужащих, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву. Их численность превышает 300 человек и составляет 1,1% от численности пенсионеров города. Это люди, прошедшие войну, пережившие блокаду Ленинграда, тяготы фашистских концлагерей, восстанавливающие разрушенное народное хозяйство страны, ценой невероятных напряжений завоевавшие судьбоносную Победу. Наш исторический долг - проявление заботы и повышенного внимания к их проблемам. Муниципальной программой предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки данных категорий граждан, направленные на повышение качества жизни и активное долголетие.
В связи с повышением уровня заболеваемости населения и обострением проблемы продолжительности жизни особое внимание со стороны органов местного самоуправления уделяется вопросам обеспечения санаторно-курортным лечением неработающих пенсионеров и инвалидов, работников организаций, детей, нуждающихся в особой заботе государства. Инвалиды, нуждающиеся в санаторно-курортном лечении, получают возможность реализовать данную потребность не только через Фонд социального страхования. Муниципальная программа предусматривает возможность обеспечения инвалидов санаторно-курортным лечением, не выезжая за пределы Ямало-Ненецкого автономного округа. Кроме того, значительная часть работающего населения, проживая на Крайнем Севере много лет, зачастую не имеет возможности получения санаторно-курортного лечения. В первую очередь это относится к работникам бюджетной сферы. Поэтому значимой поддержкой для населения муниципального образования является дополнительная помощь, гарантированная Администрацией города Ноябрьска, в осуществлении оздоровления отдельных категорий граждан.
Необходимость введения дополнительной меры социальной поддержки по оказанию материальной помощи гражданам в связи с трудной жизненной ситуацией, вызвана большим количеством обращений об оказании материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, доход которых превышает прожиточный минимум. В рамках действующего законодательства оказать материальную помощь таким гражданам не представляется возможным.
Реализация мероприятий оказания материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, содействует снижению социального неравенства, смягчению негативных последствий бедности и сохранению уровня социальной защищенности граждан в условиях кризисных явлений.
Выражая общественное признание за особо выдающиеся заслуги перед муниципальным образованием в области экономики, науки, культуры, образования, спорта, охраны здоровья, ведения городского хозяйства, обеспечения общественной безопасности, других сферах деятельности, направленной на обеспечение благополучия и процветания муниципального образования, муниципальной программой предусмотрено обеспечение гарантий гражданам, удостоенным звания "Почетный гражданин города Ноябрьска" (далее - почетные граждане города Ноябрьска).
Особое внимание в городе уделяется работе по социализации граждан старшего поколения, созданию условий для сохранения жизненной активности, реализации внутреннего потенциала. Ветераны войны, инвалиды привлекаются к активному участию в жизни общества через общественные объединения города.
В целях создания доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, устранения или наиболее полной компенсации утраченных физических возможностей, социальной интеграции инвалидов в муниципальном образовании реализуется подпрограмма "Социальная поддержка инвалидов" на 2014 - 2025 годы.
В настоящее время 3,8% населения города являются получателями пенсии по инвалидности, что значительно ниже общероссийского показателя (9,7% населения России имеют инвалидность). В муниципальном образовании последовательно проводится работа по социальной поддержке инвалидов и детей-инвалидов. Однако, несмотря на принимаемые меры социальной поддержки инвалидов, сопровождающиеся значительными, ежегодно возрастающими объемами финансирования из бюджетов всех уровней, остается нерешенной важнейшая социальная задача создания равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, информации и связи. Подписание Российской Федерацией в 2008 году Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН от 13 декабря 2006 года, фактически утвердило ее принципы как базовые при реализации политики в отношении инвалидов. Поэтому задача формирования безбарьерной среды для маломобильных групп населения относится к приоритетам развития сложившейся системы социальной поддержки населения. В данный комплекс входят вопросы оборудования жилых помещений специальными устройствами и приспособлениями для компенсации утраченных навыков самообслуживания, транспортного обслуживания лиц с ограниченными возможностями. В городе проживают 4157 человек с ограничениями в здоровье, из них 3793 человека - инвалиды и 364 человека - дети-инвалиды. Среди них инвалиды-колясочники составляют 157 человек, слабовидящие и слепые - 22 человека, глухие и слабослышащие - 159 человек. Таким образом, формирование доступной среды жизнедеятельности инвалидов является одной из первостепенных задач, стоящих перед органами местного самоуправления.
Анализируя распределение граждан, впервые признанных инвалидами, по формам болезней, среди взрослого населения можно отметить преобладающие болезни системы кровообращения (40,9%), злокачественные новообразования (18,9%), болезни костно-мышечной системы (11,4%), психические расстройства (6,8%), болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (4,3%).
Среди детей в возрасте до 18 лет, впервые признанных инвалидами, преобладающими болезнями являются врожденные аномалии: пороки развития (26,7%), психические расстройства и расстройства поведения (24,4%), болезни нервной системы (17,8%), болезни эндокринной системы (8,9%).
Реализуемая в муниципальном образовании подпрограмма "Социальная поддержка инвалидов" на 2014 - 2025 годы включает в себя комплекс дополнительных мер, предусматривающих охват инвалидов различными видами реабилитационных услуг, оказываемых социальными службами, оздоровительными учреждениями города, объединяет различные структуры и ведомства для решения одной общей задачи - обеспечения инвалидов равными возможностями в реализации гражданских, экономических и иных прав.
Муниципальной программой предусмотрена организация медико-социальной, профессиональной и социокультурной реабилитации инвалидов. В целях повышения эффективности реабилитации инвалидов в подпрограмму "Социальная поддержка инвалидов" на 2014 - 2025 годы включены мероприятия по внедрению в деятельность муниципального бюджетного учреждения "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - МБУ "ЦСО") инновационных технологий и методик работы по реабилитации, социальной адаптации инвалидов, а также расширению спектра социальных услуг, предоставляемых инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.
Накопленный опыт использования программно-целевого метода, наличие нерешенных проблем, а также социально-экономическая ситуация в городе подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы, направленной на материальную и моральную поддержку нетрудоспособного населения, формирование условий для улучшения положения граждан пожилого возраста, инвалидов, повышения степени их социальной защищенности, улучшение качества жизни, реабилитацию, социальную адаптацию инвалидов, интеграцию их в общество.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.