Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Программа "Безопасный район" направлена на профилактику правонарушений, проявлений терроризма и экстремизма, гармонизацию межэтнических и межкультурных отношений, профилактику ксенофобии, укрепление толерантности, обеспечение безопасности дорожного движения на территории муниципального образования город Надым, на территории муниципального образования Надымский район.
Общеизвестно, что уровень преступности, общественной и личной безопасности граждан, их защищенности от угроз различного характера является одним из ведущих факторов, влияющих на все сферы общественной жизни, в том числе на социально-экономическое развитие муниципального образования Надымский район, его инвестиционную привлекательность, а также уровень доверия жителей к органам местного самоуправления, правоохранительным органам и иным органам государственной власти.
В общей структуре зарегистрированной преступности широкое распространение и абсолютное преобладание по-прежнему имеют преступные посягательства корыстного характера. Так, на долю краж и грабежей приходится около трети всех зарегистрированных преступлений.
На протяжении последних лет одним из важнейших факторов, оказывающих негативное влияние на состояние общественной безопасности, является уровень подростковой преступности.
В настоящее время к осуществлению деятельности по профилактике правонарушений в пределах своей компетенции привлекаются структурные подразделения Администрации муниципального образования Надымский район и территориальные органы федеральных органов государственной власти. Координацию их работы и деятельности других субъектов системы профилактики правонарушений осуществляют соответствующие межведомственные комиссии в муниципальном образовании Надымский район.
Администрация муниципального образования Надымский район в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами в пределах своей компетенции обладают следующими правами:
1) принимает муниципальные правовые акты в сфере профилактики правонарушений;
2) создает координационные органы в сфере профилактики правонарушений;
3) принимает меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
4) обеспечивает взаимодействие лиц, участвующих в профилактике правонарушений, на территории муниципального образования;
5) осуществляет профилактику правонарушений в формах профилактического воздействия, предусмотренных пунктами 1, 7 - 10 части 1 статьи 17 Федерального закона от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации";
6) реализует иные права в сфере профилактики правонарушений.
Формирование в муниципальном образовании Надымский район системы профилактики правонарушений, активизация деятельности правоохранительных органов, успешная реализация большинства мероприятий подпрограммы 1 "Комплексные меры по профилактике правонарушений на территории муниципального образования город Надым, на территории муниципального образования Надымский район" муниципальной программы муниципального образования город Надым, муниципального образования Надымский район "Безопасный район" позволили в определенной мере улучшить криминогенную обстановку на территории муниципального образования Надымский район. Ее современное состояние можно определить как стабильное с рядом положительных тенденций.
В целях профилактики правонарушений и преступлений на территории муниципального образования Надымский район предусмотрены оперативно-профилактические мероприятия, направленные на выявление правонарушений несовершеннолетних граждан, миграционного законодательства, законодательства в области оборота оружия, предупреждения рецидивной и групповой преступности, профилактики семейного неблагополучия: "Внимание, дети", "Нетрезвый водитель", "Оружие", "Розыск", "Газовое оружие", "Нелегал 2017", "Автобус", "Быт", "Микроучасток", "Семья", "Улица", "Ночной город".
Требования сегодняшнего дня по обеспечению безопасности населения муниципального образования Надымский район заставляют постоянно совершенствовать систему профилактики правонарушений и принимать дополнительные меры по противостоянию преступности. Тем более, что в этом направлении деятельности еще остается нерешенным ряд проблем: незначительные тенденции изменения количества правонарушений среди несовершеннолетних, а также ранее судимых, потенциальная возможность совершения преступлений террористической и экстремистской направленностей, миграционная преступность и др.
Проблема преступности одними усилиями правоохранительных органов решена быть не может. Необходима комплексная система профилактической работы, активное привлечение граждан к охране общественного порядка, правовое воспитание молодежи. В связи с этим и разработана подпрограмма "Комплексные меры по профилактике правонарушений на территории муниципального образования город Надым, на территории муниципального образования Надымский район". В целях эффективного решения задач по профилактике правонарушений, обеспечению личной и имущественной безопасности граждан, охраны общественного порядка необходимо объединение усилий и координация действий органов местного самоуправления и правоохранительных органов.
Для этого требуется программно-целевой подход, сосредоточение усилий на приоритетных направлениях профилактики правонарушений, проведение ряда организационных мероприятий, а также финансовая поддержка деятельности по профилактике правонарушений.
Системный подход к мерам, направленным на предупреждение, выявление, устранение причин и условий, способствующих терроризму и экстремизму, является одним из важнейших условий улучшения социально-экономической ситуации в Надымском районе.
Для реализации такого подхода разработана подпрограмма 2 "Комплексные меры по профилактике терроризма и экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактике ксенофобии, укрепления толерантности на территории муниципального образования Надымский район" (далее - подпрограмма), направленная на профилактику терроризма и экстремизма, предусматривающая максимальное использование потенциала местного самоуправления и других субъектов в сфере профилактики правонарушений.
Необходимость подготовки настоящей подпрограммы и последующей ее реализации вызвана также тем, что современная ситуация в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации остается напряженной. Терроризм все больше приобретает характер реальной угрозы для безопасности жителей всех регионов.
Общая ситуация в сфере национальных отношений на территории Надымского района на сегодняшний день характеризуется как относительно неконфликтная. Непосредственные факты национальной розни или проявления национальной нетерпимости отмечаются, но имеют бытовые корни, которые могут служить источником потенциального конфликта на национальной почве.
В условиях развития современного общества особого внимания требует профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде. Молодежная среда имеет ряд особенностей: высокая подверженность радикальным идеям, обусловленная отсутствием сформировавшейся жизненной позиции, целостной системы ценностей; конфликтный характер переходного возраста; максимализм, склонность к применению крайних форм протеста; неспособность в полной мере осознать последствия предпринимаемых действий.
Молодежь представляет собой социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой с экономической и социальной точек зрения. Нередко формирующийся у молодых людей комплекс социальных обид принимает форму этнически окрашенного протеста, что создает благоприятные условия для роста на этой почве разного рода этно-, мигрантофобий. В этих условиях проникновение в молодежную среду экстремистских взглядов и идей может привести, как показывает опыт, к трагическим последствиям - применению насилия в отношении мигрантов, иностранных граждан.
Подпрограмма 2 направлена на укрепление толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия.
В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности государства.
Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в образовательные организации.
Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры, уважения прав других людей.
Подпрограмма 2 нацелена на последовательное внедрение методов обучения культуре межэтнического общения и на распространение инновационных образовательных технологий, способствующих преодолению границ этнокультурной изоляции и дистанции внутришкольного сообщества.
Приоритетное внимание уделяется вопросам повышения уровня подготовки учащихся в области межкультурной коммуникации. Особое место в работе данной сферы занимает профилактическая и пропагандистская работа, ориентированная на формирование компетентных в вопросах межкультурных отношений личностей, открытых к восприятию "других", конструктивно относящихся к складывающемуся в образовательном учреждении многообразию культурных, религиозных, языковых традиций, способных предупреждать конфликты, возникающие на почве этнокультурных различий, или разрешать их ненасильственными средствами.
В образовательных организациях немало делается для того, чтобы сформировать у детей и молодежи установки на позитивное восприятие этнического и конфессионального многообразия, интерес к другим культурам, уважение присущих им ценностей, традиций, своеобразия образа жизни их представителей. Существующая система работы с обучающимися в значительной степени направлена на воспитание толерантного сознания и поведения, неприятие национализма, шовинизма и экстремизма.
Вместе с тем, система образования не обеспечивает всего комплекса мер, реализация которых могла бы эффективно формировать у дошкольников, школьников и студентов основы толерантного мировоззрения.
Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы.
Подпрограмма по профилактике терроризма и экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактике ксенофобии, укрепления толерантности призвана укрепить основы и систематизировать методы долгосрочного процесса формирования толерантного сознания и поведения.
Терроризм и экстремизм оказывают негативное влияние на все сферы общественной жизни, состояние правопорядка, личной и общественной безопасности граждан. Их проявления вызывают социальную напряженность, влекут затраты населения, организаций и предприятий на ликвидацию прямого и косвенного ущерба от преступных деяний.
Принятие профилактических мер, направленных на решение проблемы предупреждения, выявления и устранения причин и условий, способствующих экстремизму и терроризму, позволит эффективно решать задачи социально-экономического развития.
По этим причинам местное самоуправление является базовым звеном в реализации комплекса мер по профилактике и пресечению проявлений терроризма и экстремизма. От того, насколько работа в этом направлении эффективна, напрямую зависит стабильность, позитивность и управляемость общественно-политической ситуации на территории муниципального образования.
Исполнение мероприятий, предусмотренных подпрограммой, позволит решить наиболее острые проблемы в части создания положительных тенденций повышения уровня антитеррористической устойчивости муниципального образования Надымский район, что в результате окажет непосредственное влияние на укрепление общей безопасности.
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей в основном трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети.
Современный уровень обеспечения автомобилями в муниципальном образовании Надымский район и муниципальном образовании город Надым в расчете влечёт за собой большое количество дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) с пострадавшими.
Основной причиной совершения ДТП является так называемый "человеческий фактор", низкая дисциплина водителей транспортных средств и пешеходов. Умышленное игнорирование требований правил дорожного движения водителями транспортных средств, таких как: нарушение скоростного режима, нарушение правил обгона, выезд на полосу встречного движения, проезд пешеходных переходов, несоблюдение очередности проезда. Одной из причин совершения ДТП, также является отсутствие необходимых знаний о правилах поведения на дороге у детей дошкольного и школьного возраста.
Самым распространенным видом дорожно-транспортных происшествий является столкновение транспортных средств. Определяющую роль в ситуации с аварийностью играет человеческий фактор.
Наезды на пешеходов являются третьим по распространению видом ДТП на территории Надымского района. Опрокидывание транспортных средств на втором месте.
Основными видами неудовлетворительных дорожных условий, сопутствующих совершению ДТП, являются дефекты покрытия, низкие сцепные качества, недостаточное освещение автомобильных дорог и неровность их покрытия.
В этих условиях, учитывая складывающуюся тенденцию продолжающегося роста ДТП и количества пострадавших в них, увеличение числа правонарушений, связанных с управлением транспортом в состоянии опьянения, нарушений скоростного режима движения, происшествий по вине водителей автобусов, пренебрежения к требованиям Правил дорожного движения, необходимо обеспечить решение стоящих проблем путем решения вопросов финансового обеспечения реализации мероприятий подпрограммы.
В результате реализации программных мероприятий ожидается достижение показателей, которые будут характеризовать повышение уровня безопасности жителей муниципального образования Надымский район.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.