18 февраля 2010 г.
В целях реализации Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2008 года N 121-ЗАО "О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа", дальнейшего совершенствования систем прогнозирования и стратегического планирования Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие системы прогнозирования и стратегического планирования социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на 2010 - 2012 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Кима А.М.
Губернатор Ямало-Ненецкого |
Ю.В. Неёлов |
Ведомственная целевая программа
"Развитие системы прогнозирования и стратегического планирования
социально-экономического развития Ямало-Ненецкого
автономного округа на 2010 - 2012 годы"
(утв. постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа
от 11 ноября 2009 г. N 605-А)
18 февраля 2010 г.
Паспорт программы
Наименование субъекта бюджетного планирования |
департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамент) |
Наименование Программы |
ведомственная целевая программа "Развитие системы прогнозирования и стратегического планирования социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на 2010 - 2012 годы" (далее - Программа) |
Цели и задачи |
цель: создание условия для повышения точности прогнозирования, качества и обоснованности стратегического планирования социально-экономических процессов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ). Задачи: - разработка и корректировка документов стратегического планирования автономного округа; - разработка системы программ, планов и проектов, законов и нормативных правовых актов, необходимых для реализации комплексной программы развития социально-экономического развития автономного округа; - совершенствование технической, информационной, методической и кадровой поддержки процесса стратегического планирования |
Целевые индикаторы и показатели |
количество макроэкономических показателей с точностью прогнозирования более 20 процентов |
Характеристика программных мероприятий |
1. Разработка законов и нормативных правовых актов, необходимых в процессе стратегического планировании и исполнения стратегических документов. 2. Выполнение научно-исследовательских работ по: - основным тематическим разделам стратегии социально-экономического развития автономного округа в целях подготовки прогнозов и выработки стратегических приоритетов; - корректировки стратегии социально-экономического развития автономного округа; - разработке комплексной программы социально-экономического развития автономного округа. 3. Формирование и поддержка баз данных и аппаратно-программных средств, необходимых для мониторинга и прогнозирования социально-экономического развития автономного округа. 4. Изготовление и распространение типографской, видео- и иной продукции об автономном округе и стратегических документах автономного округа. 5. Организация и участие в форумах, семинарах и конференциях, посвящённых стратегическому планированию. 6. Организационное, ресурсное и кадровое обеспечение деятельности по стратегическому планированию |
Сроки реализации |
2010 - 2012 годы |
Объёмы финансирования, |
|
всего, в том числе: |
95000,0 тыс. рублей |
- текущая деятельность: |
27000,0 тыс. рублей |
- НИОКР: |
68000,0 тыс. рублей |
Перечень показателей, характеризующих результаты реализации Программы. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1. Формирование комплекса стратегических документов, предусмотренных законодательством автономного округа. 2. Количество макроэкономических показателей с точностью прогнозирования более 20 процентов - 10 ед. В результате реализации Программы будут исполнены основные положения Закона автономного округа от 25 декабря 2008 года N 121-ЗАО "О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа", начнёт действовать целостная система стратегического планирования, позволяющая более эффективно использовать государственные ресурсы на развитие автономного округа и повышение благосостояния населения автономного округа |
I. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа
В 2009 году Указом Президента Российской Федерации была создана правовая основа стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации, представляющая собой систему концептуальных положений по формированию основных направлений внешней и внутренней политики государства.
Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, сформировавшая систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Таким образом, с учётом утверждённой Правительством Российской Федерации 17 ноября 2008 года Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года была образована комплексная система стратегических целей и приоритетов Российской Федерации, подлежащая реализации на всей территории России федеральными и региональными органами государственной власти.
Система стратегического планирования предполагает формирование способов и средств достижения стратегических целей устойчивого развития, в связи с чем возникла необходимость создания на территории автономного округа полноценной системы стратегического планирования и механизмов реализации установленных стратегических целей и приоритетов. Система стратегического планирования в автономном округе начала создаваться в 2008 году, когда был принят основополагающий Закон автономного округа от 25 декабря 2008 года N 121-ЗАО "О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - Закон N 121-ЗАО). В этом же году постановлением Государственной Думы автономного округа от 14 ноября 2008 года N 1541 утверждена Стратегия социально-экономического развития автономного округа до 2020 года и постановлением Администрации автономного округа от 18 июня 2009 года N 343-А утверждена Схема территориального планирования автономного округа.
Законом N 121-ЗАО установлены основы стратегического планирования в автономном округе, система отношений и стратегических документов, посредством принятия и исполнения которых реализуются стратегические цели развития автономного округа. Создание полноценной, действующей системы стратегического планирования в автономном округе направлено на формирование долгосрочных решений и позволит:
- обеспечить стабильность в обществе;
- укрепить государственную и общественную безопасность;
- улучшить качество жизни населения;
- устойчиво развиваться экономике автономного округа;
- повысить конкурентоспособность региона.
Действующие в настоящее время в автономном округе методики прогнозирования основных макроэкономических показателей социально-экономического развития автономного округа в целях разработки проекта окружного бюджета путём индексирования и экспертных оценок не дают необходимой точности расчётов. Также недостаточно автоматизирована база данных статистических показателей, необходимая для анализа социально-экономических процессов, что затрудняет аналитическую работу.
Высокий уровень стратегического планирования на среднесрочную и долгосрочную перспективу требует внесения ежегодных корректировок в основные стратегические документы. Кроме этого, учитывая масштабность и значимость регионального стратегического пакета документов, требуется надлежащий уровень их проработки с участием научно-исследовательских институтов.
Поэтому органам власти и местного самоуправления автономного округа предстоит сформировать полноценную систему постоянного мониторинга и прогноза социально-экономического развития автономного округа, позволяющего своевременно отслеживать изменения, происходящие в мире и России, гибко и своевременно реагировать на новые вызовы времени путём внесения корректировок в стратегические документы автономного округа и последующей концентрации ресурсов на решении проблем в экономике и социальной сфере.
Создание полноценной действующей системы стратегического планирования потребует:
- создание программно-аппаратных комплексов по мониторингу и прогнозу событий в социально-экономической жизни региона с учётом событий в России и мире;
- подготовку высококвалифицированных кадров в органах государственной власти автономного округа и муниципальных образований;
- подготовку нормативно-правовой базы по формированию и исполнению стратегических документов, контроля и ответственности за их исполнение;
- привлечение научно-исследовательских институтов, экспертных организаций для формирования прогнозов и приоритетов.
Решение данных проблем на настоящем этапе наиболее эффективно может быть осуществлено в рамках ведомственной целевой программы.
II. Цели и задачи Программы
Создание целостной системы стратегического управления социально-экономическим развитием автономного округа позволит повысить качество среднесрочного и долгосрочного прогнозирования и соответственно качество, своевременность и оперативность принимаемых исполнительными органами государственной власти управленческих решений, обеспечить эффективность выполнения поставленных стратегических целей и тактических задач на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Поэтому целью Программы является создание условий для повышения точности прогнозирования, качества и обоснованности стратегического планирования социально-экономических процессов на территории автономного округа.
Задачи Программы:
1. Разработка и корректировка документов стратегического планирования автономного округа. В рамках данной задачи Департаменту необходимо осуществить:
- разработку долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов по основным тематическим разделам стратегии социально-экономического развития автономного округа;
- корректировку стратегии социально-экономического развития автономного округа, в т.ч. системы стратегических целей и важнейших направлений (приоритетов) социально-экономической политики органов государственной власти автономного округа;
- разработку комплексной программы социально-экономического развития автономного округа.
2. Разработка системы программ, планов и проектов, законов и нормативных правовых актов, необходимых для реализации комплексной программы развития социально-экономического развития автономного округа.
Действующая правовая база автономного округа в сфере стратегического планирования ограничивается принятым Законом N 121-ЗАО и несколькими нормативными правовыми актами. В то же время для полноценного включения в процесс всех субъектов стратегического планирования, сбора и обработки информации необходима разработка регламентов, устанавливающих соответствующие механизмы и сроки. Кроме того, реализация стратегических целей должна происходить посредством принятия документов, обязательных для исполнения и обеспечивающих выделение необходимых ресурсов.
После разработки комплексной программы социально-экономического развития автономного округа необходимо будет привести в соответствие с установленными в ней приоритетами действующие и проектируемые к разработке программы, проекты и планы, формируемые в органах власти автономного округа и местного самоуправления, обеспечить ресурсное наполнение программных мероприятий.
3. Совершенствование технической, информационной, методической и кадровой поддержки процесса стратегического планирования.
Достижение стратегических целей в немалой степени будет зависеть от достоверности расчётов основных макроэкономических показателей, таких как валовой региональный продукт, индекс промышленного производства, объём инвестиции в основной капитал и другие показатели. Показатели используются для оценки общей эффективности функционирования экономики и, следовательно, для определения достигнутого успеха и состоятельности мер экономической политики, проводимой в регионе. В то же время методик прогнозирования данных показателей нет. Статистические данные поступают с опозданием в 2 года. Решение данной задачи потребует создание электронных баз данных статистики, совершенствование методики мониторинга социально-экономического развития автономного округа, а также привлечение к работе научных центров для разработки методик, повышение уровня квалификации специалистов, осуществляющих работу по стратегическому планированию в автономном округе.
III. Описание ожидаемых результатов реализации Программы
Основным критерием оценки эффективности выполнения Программы является качественная подготовка документов по стратегическому планированию социально-экономического развития.
Эффективная реализация поставленных задач позволит сформировать качественный пакет стратегических документов социально-экономического развития региона, позволяющий оценить основные проблемы эффективности функционирования региональной экономики, социальной сферы, инфраструктуры и демографии, своевременно вносить необходимые изменения в принятые стратегические документы, уточнять ключевые риски и конкурентные преимущества социально-экономического развития автономного округа.
В результате Программа позволит создать целостную систему стратегического управления социально-экономическим развитием автономного округа, позволяющую более эффективно использовать государственные ресурсы на развитие автономного округа и повышение благосостояния населения.
Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели реализации Программы |
Единица измере- ния |
Удельный вес, % |
Плановый период | ||
2010 год |
2011 год | 2012 год | |||
Степень выполнения годовых прогнозов, в том числе: |
|||||
Индекс промышленного производства |
% | 0,30 | 85 | 90 | 95 |
Объём инвестиций (в основной капитал) за счёт всех источников финансирования |
% | 0,30 | 85 | 90 | 95 |
Среднегодовой индекс потребительских цен |
% | 0,20 | 85 | 90 | 95 |
Денежные доходы населения | % | 0,20 | 85 | 90 | 95 |
IV. Перечень и описание программных мероприятий
1. Разработка законов и нормативных правовых актов, необходимых в процессе стратегического планирования и исполнения стратегических документов.
Одним из основных мероприятий Программы, способствующим развитию системы прогнозирования и стратегического планирования, является разработка и совершенствование правовой базы автономного округа в сфере стратегического планирования. Развитие правовой базы будет осуществляться на протяжении всего периода реализации Программы и направлено на создание условий для качественного и своевременного составления стратегических документов.
Важным звеном в реализации стратегических приоритетов автономного округа будет являться их бюджетная обеспеченность, в связи с чем планируется участвовать в реализуемой Министерством финансов Российской Федерации Программе реформирования региональных финансов субъектов Российской Федерации.
2. Выполнение научно-исследовательских работ. Предусматривается несколько направлений научно-исследовательских работ.
2.1. Выполнение научно-исследовательских работ по основным тематическим разделам стратегии социально-экономического развития автономного округа в целях подготовки прогнозов и выработки стратегических приоритетов. Законом N 121-ЗАО предусмотрено 28 основных тематических разделов, в то же время их перечень может быть расширен при необходимости.
В целях формирования стратегических планов необходимо осуществить разработку долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов по основным тематическим разделам стратегии социально-экономического развития автономного округа в разрезе муниципальных образований в автономном округе.
2.2. Выполнение научно-исследовательских работ по корректировке стратегии социально-экономического развития автономного округа, в т.ч. системы стратегических целей и важнейших направлений (приоритетов) социально-экономической политики органов государственной власти автономного округа будет производиться с учётом полученных результатов по прогнозам развития ситуации по основным тематическим разделам стратегии.
Стратегия формируется для законодательного закрепления долгосрочных, качественно определённых и обоснованных направлений развития автономного округа, системы стратегических целей и важнейших направлений (приоритетов) социально-экономической политики органов государственной власти автономного округа по обеспечению социально-экономического развития автономного округа в долгосрочном периоде и решению проблем экономики и социальной сферы автономного округа. Стратегия способствует консолидации государственных, муниципальных, общественных и частных ресурсов, усилий и инициатив по развитию автономного округа.
Корректировка Стратегии социально-экономического развития автономного округа на период до 2020 года с учётом последних изменений в общественно-политической и экономической сферах позволит более качественно подготовить Программу социально-экономического развития автономного округа до 2020 года.
2.3. Выполнение научно-исследовательских работ по разработке комплексной программы социально-экономического развития автономного округа. Формирование программы будет осуществляться на основании скорректированной стратегии на период до 2020 года.
Комплексная программа социально-экономического развития автономного округа представляет собой систему стратегических целей и показателей эффективности деятельности органов государственной власти автономного округа по обеспечению социально-экономического развития автономного округа, задач, которые должны быть решены для достижения закреплённых в стратегии целей, а также перечень мероприятий, направленных на решение указанных задач, представляющий собой систему программ, проектов и планов, подлежащих реализации.
3. Формирование и поддержка баз данных и аппаратно-программных средств, необходимых для мониторинга и прогнозирования социально-экономического развития автономного округа.
Учитывая, что прогнозирование социально-экономических процессов требует анализа большого количества данных, требуется создание автоматизированных систем для хранения и эффективного использования их в процессе стратегического планирования и прогнозирования. Планируется на базе современного программно-аппаратного комплекса создать систему сбора показателей социально-экономического процессах и их последующего анализа.
4. Изготовление и распространение типографской, видео- и иной продукции об автономном округе и стратегических документах автономного округа.
Реализация мероприятия направлена на информационное обеспечение деятельности органов власти автономного округа по стратегическому планированию, подготовку и издание документов стратегического планирования, книг, брошюр и другой типографской и видеопродукции о стратегических планах по развитию автономного округа.
5. Организация и участие в форумах, семинарах и конференциях, посвящённых стратегическому планированию.
В целях повышения информированности органов власти автономного округа о методах и результатах стратегического планирования в регионе и Российской Федерации, изменениях в федеральном законодательстве и его применении, планируется участие органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в форумах, семинарах и конференциях, посвящённых стратегическому планированию.
6. Организационное, ресурсное и кадровое обеспечение деятельности по стратегическому планированию.
В целях повышения эффективности деятельности по стратегическому планированию необходимо повышение квалификации сотрудников, обучение их новейшим технологиям, развитие технической базы по подготовке информационных и презентационных материалов.
Реализация мероприятия будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Перечень программных мероприятий приведён в таблице 1.
Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 февраля 2010 г. N 85-А настоящая таблица изложена в новой редакции
Таблица 1
(тыс.руб.)
N п/п |
Наименование программного мероприятия |
2010 | 2011 | 2012 | Всего |
1. | Разработка законов и нормативных правовых актов, необходимых в процессе стратегического планировании и исполнения стратегических документов |
5500,0 | 500,0 | 6000,0 | |
2. | Выполнение научно-исследовательских работ: в том числе: |
50000,0 | 15000,0 | 65000,0 | |
2.1. | по основным тематическим разделам стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа в целях подготовки прогнозов и выработки стратегических приоритетов |
||||
2.2. | по корректировке стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа |
50000,0 | 50000,0 | ||
2.3. | по разработке комплексной программы социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа |
15000,0 | 15000,0 | ||
3. | Формирование и поддержка баз данных и аппаратно-программных средств, необходимых для мониторинга и прогнозирования социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа |
10000,0 | 5000,0 | 15000,0 | |
4. | Изготовление и распространение типографской, видео- и иной продукции о Ямало-Ненецком автономном округе и стратегических документах Ямало-Ненецкого автономного округа |
2000,0 | 1000,0 | 3000,0 | |
5. | Организация и участие в форумах, семинарах и конференциях, посвящённых стратегическому планированию |
4000,0 | 500,0 | 4500,0 | |
6. | Организационное, информационное, ресурсное и кадровое обеспечение деятельности по стратегическому планированию |
1000,0 | 500,0 | 1500,0 | |
Итого | 50000,0 | 22500,0 | 22500,0 | 95000,0 |
V. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы - 3 года, с 2010 года по 2012 год.
VI. Перечень имущества, приобретаемого в рамках Программы
В рамках Программы за счёт средств окружного бюджета будут осуществляться научно-исследовательские работы, приобретаться программное обеспечение и аппаратные средства, подлежащие оформлению в государственную собственность автономного округа.
VII. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
Оценка эффективности расходования бюджетных средств будет осуществляться по следующим показателям:
1) формирование полного комплекса стратегических документов, предусмотренных законодательством;
2) количество макроэкономических показателей с точностью прогнозирования более 20 процентов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 ноября 2009 г. N 605-А "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие системы прогнозирования и стратегического планирования социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на 2010 - 2012 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 19 ноября 2009 г., спецвыпуск N 132
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2012 г. N 1150-П
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 января 2012 г. N 11-П
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 декабря 2011 г. N 1022-П
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 сентября 2011 г. N 665-П
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 августа 2011 г. N 603-П
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 июля 2011 г. N 533-П
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 мая 2011 г. N 318-П
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 января 2011 г. N 40-П
Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 февраля 2010 г. N 85-А