Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Положение
об организации мониторинга наркоситуации на территории
Ямало-Ненецкого автономного округа
на 2010 - 2014 годы
(утв. постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа
от 10 июня 2010 г. N 30-П)
Под мониторингом проникновения наркотических и психотропных веществ на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - мониторинг) понимается система регулярного наблюдения, сбора и анализа информации о наркоситуации, социально-экономическом развитии Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) и муниципальных образований в автономном округе.
Главная цель мониторинга - информационно-аналитическое обеспечение деятельности Правительства автономного округа, руководителей исполнительных органов государственной власти автономного округа (далее - ИОГВ) и органов местного самоуправления в автономном округе (далее - ОМСУ) в процессе решения задач комплексного анализа проникновения наркотических и психотропных средств на территории автономного округа и проведения антинаркотической деятельности.
Основные цели мониторинга:
- получение объективных данных о складывающейся наркоситуации на территории автономного округа;
- анализ результатов мониторинга;
- обоснованный выбор приоритетных направлений деятельности по ослаблению влияния наркоситуации на социально-экономическое развитие автономного округа;
- своевременное выявление и прогнозирование возникающих в автономном округе проблемных ситуаций жизнедеятельности на почве незаконного проникновения наркотических средств;
- решение задачи оптимального расходования средств бюджета и других материальных ресурсов автономного округа.
I. Задачи, решаемые при организации мониторинга
Основными задачами, решаемыми при организации мониторинга, являются:
1.1. Систематическое совершенствование и уточнение состава показателей, объективно отражающих наркоситуацию и социально-экономическое развитие автономного округа и его территорий, методик их расчета и критериев оценки степени наркотизации населения автономного округа.
1.2. Формирование текущих значений показателей наркоситуации и социально-экономического развития автономного округа в территориальном и отраслевом разрезе на средствах автоматизированной информационной системы мониторинга наркоситуации в автономном округе (далее - ИАС "Антинар ЯНАО"), выполнение необходимых расчетных операций и представление полученных результатов в базу данных ИАС "Антинар ЯНАО".
1.3. Сбор текущих значений показателей наркоситуации и социально-экономического развития автономного округа по перечню показателей мониторинга, их верификация и консолидация в базе данных ИАС "Антинар ЯНАО".
1.4. Регламентированное получение необходимой информации по показателям мониторинга из Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по автономному округу (далее - Ямалстат).
1.5. Аналитическая обработка и обобщение данных на инструментальных средствах ИАС "Антинар ЯНАО", расчет значений обобщенных и интегральных показателей, анализ, оценка и прогнозирование показателей и процессов проникновения и противодействия наркотикам среди населения автономного округа.
1.6. Оценка степени наркотизации населения автономного округа.
1.7. Моделирование и прогнозирование процессов проникновения наркотиков и психотропных веществ на территорию автономного округа, выявление возможных тенденций, поиск альтернатив в решении проблемных вопросов, моделирование возможных последствий и ущерба.
1.8. Повышение обоснованности государственной политики по борьбе с наркотиками на территории автономного округа.
1.9. Представление Правительству автономного округа, руководителям ИОГВ и ОМСУ информационно-справочных, презентационных и информационно-аналитических материалов с результатами оценки наркоситуации в автономном округе и его территориальных образований и предложениями по противодействию проникновению наркотиков в среду населения автономного округа.
II. Показатели мониторинга и социально-экономического развития
автономного округа
2.1. Перечень показателей мониторинга формируется как набор показателей, характеризующих непосредственно проблему проникновения наркотиков и психотропных веществ среди населения автономного округа и противодействия этому явлению, так и практически все сферы жизнедеятельности автономного округа, в той или иной степени взаимосвязанные с проблемой наркотизации общества. Перечень включает в себя набор показателей Мониторинга, в том числе первичные показатели, что позволяет осуществлять расчетные операции для определения текущих значений оценочных показателей. В перечне также указываются органы власти, представившие первичную информацию.
2.2. Перечень показателей мониторинга ежегодно формируется департаментом по молодежной политике автономного округа (далее - департамент по молодежной политике), рассматривается и обсуждается антинаркотической комиссией автономного округа по мере необходимости.
III. Порядок сбора и обработки информации о наркоситуации
в автономном округе
3.1. Для формирования государственных информационных ресурсов, характеризующих наркоситуацию на территории автономного округа, используется государственная и ведомственная статистика, формируемая в рамках функционирования ИАС "Антинар ЯНАО" и Ямалстатом.
3.2. Первичные данные о текущих значениях показателей мониторинга в отраслевом и территориальном разрезе формируются в соответствии с перечнем показателей мониторинга в рамках ИАС "Антинар ЯНАО". На средствах ИАС "Антинар ЯНАО" осуществляется обобщение информации по разделам мониторинга.
3.3. Обобщенные данные о текущих значениях показателей мониторинга поступают в департамент по молодежной политике и после автоматизированной проверки на достоверность (верификация) размещаются в базе данных ИАС "Антинар ЯНАО".
3.4. В департаменте по молодежной политике осуществляется обобщение всех показателей мониторинга, их автоматизированная обработка, а также выполняются различные расчетные операции.
3.5. Используемые в мониторинге государственные информационные ресурсы должны отвечать следующим требованиям:
актуальность - отражение объекта предметной области на оперативном временном интервале;
верификация - возможность установления подлинности информации, ее проверки на достоверность;
достаточность объемов информации для последующей ее аналитической обработки;
достоверность - соответствие представляемой информации реальному состоянию отображаемых объектов предметной области;
своевременность - представление данных строго в заданные сроки;
отчетность - обязательное документирование информации в установленном виде (электронном и бумажном);
официальность - используемая информация должна носить официальный характер с обязательной идентификацией ее источника и должностного лица;
полнота представления и хранения заданных объемов информации;
ретроспективность - совместимость форматов и единиц измерения данных для их накопления в базе данных ИАС "Антинар ЯНАО" в исторической ретроспективе.
3.6. Информация поступает в департамент по молодежной политике в установленные сроки в электронном виде: по единой телекоммуникационной сети органов власти автономного округа, по электронной почте и курьером - на магнитных носителях, причем обменные файлы заверяются электронной цифровой подписью ответственного должностного лица или при отсутствии возможности электронного обмена на бумажных носителях, также заверенных подписью должностного лица: по факсимильной связи и курьером.
3.7. Должностные лица ИОГВ и ОМСУ - источников информации, чьими подписями заверяется представляемая информация, несут ответственность за соблюдение требований, предъявляемых к государственным информационным ресурсам, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и автономного округа.
3.8. Конечное накопление информации для мониторинга осуществляется в базе данных ИАС "Антинар ЯНАО". Сведения по показателям мониторинга представляются по состоянию:
на 1 апреля текущего года - за I-й квартал;
на 1 июля текущего года - за первое полугодие;
на 1 октября текущего года - за 9 месяцев;
на 1 января года, следующего за отчетным, - за прошедший год.
3.9. Сроки представления информации в ИАС "Антинар ЯНАО" определяются Регламентом информационно-аналитического взаимодействия в системе мониторинга наркоситуации.
3.10. Получение информации по населению автономного округа и муниципальным образованиям организуется на основе соглашения об информационном взаимодействии с Ямалстатом в сроки, определенные данным соглашением, с последующей рассылкой данных в ИОГВ и ОМСУ автономного округа.
3.11. Вся информация, накапливаемая в процессе сбора информации о наркоситуации в автономном округе в базе данных ИАС "Антинар ЯНАО", подлежит обязательному резервированию и защите от несанкционированного доступа в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
IV. Организация работ по анализу результатов мониторинга
4.1. Общее руководство организацией работ по анализу результатов мониторинга осуществляет департамент по молодежной политике. Для рассмотрения, согласования и предварительного утверждения результатов мониторинга создается межведомственная рабочая группа (далее - рабочая группа). Численность, персональный состав и порядок работы рабочей группы определяется нормативным правовым актом Правительства автономного округа.
4.2. На средствах ИАС "Антинар ЯНАО" осуществляется обобщение всех объемов информации по показателям мониторинга, ее автоматизированная обработка, выполняются расчетные операции по определению интегральных значений показателей, вычисление индексных значений, рейтингов в отраслевом и территориальном разрезе, операции сопоставления текущих и целевых значений, вычисление уровней достижения нормативных значений. По результатам аналитической работы с данными мониторинга осуществляется разработка проектов информационно-справочных, презентационных и информационно-аналитических материалов и их представление в рабочую группу, а после рассмотрения рабочей группой - в антинаркотическую комиссию и Правительство автономного округа.
4.3. Для обеспечения возможности дополнительного анализа и связи результатов мониторинга с мнением жителей могут проводиться социологические опросы населения автономного округа или отдельных его территорий по тематике наркомании.
4.4. Деятельность рабочей группы обеспечивает реализацию следующих функций:
4.4.1. предварительное рассмотрение результатов мониторинга, разработка предложений по проведению дополнительных аналитических исследований наиболее проблемных результатов в масштабе автономного округа или отдельных его территорий;
4.4.2. рассмотрение предложений Правительства автономного округа, руководителей ИОГВ и ОМСУ по внесению изменений в постановление Правительства автономного округа "Об организации мониторинга проникновения наркотических и психотропных веществ на территории Ямало-Ненецкого автономного округа", Положение об организации мониторинга, перечень показателей мониторинга и методики расчета показателей, подготовку согласованных предложений для Правительства автономного округа по внесению обоснованных изменений в перечисленные документы;
4.4.3. рассмотрение и согласование окончательных вариантов информационно-справочных, презентационных и информационно-аналитических материалов, представляемых в Правительство автономного округа и для ознакомления населения автономного округа.
4.5. Руководители ИОГВ И ОМСУ, представляющие исходную информацию по мониторингу, организуют и контролируют:
4.5.1. сбор исходной информации для расчета текущих значений показателей мониторинга от подведомственных организаций, органов государственной статистики, своевременность представления данных в ИАС "Антинар ЯНАО";
4.5.2. анализ и интерпретацию в рамках своих предметов ведения утвержденных результатов мониторинга в целях подготовки соответствующих решений по стабилизации и улучшению наркоситуации на территории автономного округа.
V. Основные методы обработки данных и прогнозирования, реализуемые
на инструментальных средствах ИАС "Антинар ЯНАО"
В целях реализации современной методологии анализа результатов мониторинга на инструментальных средствах ИАС "Антинар ЯНАО" реализуются следующие методы и подходы обработки информации, анализа и прогнозирования динамики показателей (групп показателей):
5.1. методы верификации исходной информации и расчетных данных.
Используются два основных метода верификации данных по полной выборке значений каждого показателя для всех районов:
- количественный подход к выявлению выбросов - правило двух сигм, позволяющий отнести к выбросам те значения выборки, которые выходят за границы двух стандартных отклонений вокруг выборочного среднего;
- метод проверки статистической гипотезы на наличие выбросов, позволяющий определить является ли выбросом из полной выборки конкретное значений показателя;
5.2. методы обработки и анализа информации:
Установленный на рабочих местах специалистов по анализу инструментарий обеспечивает:
- разведочный анализ показателей мониторинга;
- вычисление агрегированных показателей на основе первичных;
- построение временных рядов показателей наркомании и сфер жизнедеятельности автономного округа и его территорий;
- выявление и анализ причинно-следственных связей между процессами наркомании и жизнедеятельности автономного округа и его территорий;
- установление причин анализируемой динамики показателей мониторинга;
- моделирование отдельных частных процессов наркоситуации в масштабе социально-экономического развития автономного округа;
- среднесрочное прогнозирование развития наркоситуации в автономном округе;
- решение прямых аналитических задач типа "Что будет, если...?";
- формирование макета информационно-аналитических материалов по результатам мониторинга, прогнозирования и выполненных исследований в табличном, графическом и анимационном виде;
5.3. методы расчета уровней достижения нормативных значений интегральных оценок:
- метод взвешенного суммирования;
- метод сравнения вектора цели с вектором результата.
VI. Методика разработки и представления отчетных материалов
6.1. Разработку всех отчетных материалов по результатам мониторинга осуществляет департамент по молодежной политике.
6.2. В качестве отчетных материалов по результатам анализа данных мониторинга на средствах ИАС "Антинар ЯНАО" разрабатываются:
информационно-справочные материалы;
презентационные материалы;
информационно-аналитические материалы.
6.3. Разработка информационно-справочных, презентационных и информационно-аналитических материалов (далее - ИАМ) осуществляется в электронном виде, а их представление - как в электронном виде, так и на бумажных носителях.
6.4. Периодичность разработки ИАМ по результатам мониторинга:
по итогам I квартала, полугодия и 9 месяцев - экспресс-анализ по отдельным разделам мониторинга;
по итогам года - аналитические справки по всем разделам мониторинга.
6.5. Сроки разработки ИАМ определяются сроками отчетности по мониторингу, видами разрабатываемых ИАМ, требованиями заказчиков к их составу и объемам анализируемой информации и временем на подготовку соответствующих ИАМ.
Все ИАМ разрабатываются в течение не более двух недель.
6.6. Разработка всех видов ИАМ может осуществляться с привлечением экспертов, являющихся специалистами в соответствующих направлениях мониторинга. В качестве экспертов могут привлекаться специалисты ИОГВ и ОМСУ, ученые и сотрудники научных и образовательных учреждений автономного округа, представителей силовых структур. Состав экспертных групп формируется департаментом по молодежной политике.
6.7. Рассылка ИАМ осуществляется:
- в аппарат антинаркотической комиссии автономного округа в полном объеме на бумажном носителе;
- в Правительство автономного округа - в электронном виде и на бумажном носителе;
- руководителям ИОГВ и ОМСУ - в электронном виде.
6.8. Все материалы, разработанные в рамках мониторинга, размещаются в базе данных ИАС "Антинар ЯНАО", к которой обеспечивается удаленный доступ специалистов и руководителей ИОГВ и ОМСУ в автономном округе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.