Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 35. Проверка соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, содержащихся в подписных листах
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 июня 2012 г. N 57-ЗАО в часть 1 статьи 35 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
1. Если кандидатом представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, соответствующая комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и их подписей, содержащихся в этих подписных листах.
2. Соответствующая комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, в соответствующие органы, которые обязаны в течение семи дней сообщить комиссии о результатах проверки.
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 ноября 2011 г. N 142-ЗАО в часть 3 статьи 35 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
3. Соответствующая комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, содержащихся в этих подписных листах, своим решением создает рабочую группу из числа членов комиссии с правом решающего голоса, привлеченных специалистов.
К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения (справки) экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения (справки) экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
В заключении (справке) эксперта указываются: дата, время и место производства экспертизы, основание производства экспертизы, фамилия, имя, отчество эксперта, его образование, специальность, стаж работы, при наличии - ученая степень и (или) ученое звание, занимаемая должность, вопросы, поставленные перед экспертом, объекты исследования и материалы, представленные для производства экспертизы, данные о лицах, присутствовавших при производстве экспертизы, содержание и результаты исследований с указанием примененных методик, выводы по поставленным перед экспертом вопросам и их обоснование.
Если при производстве экспертизы эксперт установит обстоятельства, которые имеют значение для принятия комиссией решения, но по поводу которых не были поставлены вопросы, то он вправе указать на них в своем заключении (справке).
Материалы, иллюстрирующие заключение (справку) эксперта (фотографии, схемы, графики и т.п.), в случае их наличия прилагаются к заключению (справке) и являются его неотъемлемой частью.
Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, комиссия вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей.
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 сентября 2009 г. N 62-ЗАО в часть 4 статьи 35 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
4. Проверке подлежат все подписи и соответствующие им сведения об избирателях, поставивших подписи, собранные в поддержку выдвижения кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, и представленные для его регистрации.
Абзац второй утратил силу.
См. текст абзаца второго части 4 статьи 35
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 июня 2012 г. N 57-ЗАО часть 5 статьи 35 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
5. При проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица. О соответствующей проверке должен извещаться кандидат, представивший установленное количество подписей избирателей.
6. Члены рабочей группы, указанной в части 3 настоящей статьи, в процессе проверки составляют ведомость проверки подписных листов. Форма ведомости проверки подписных листов устанавливается Избирательной комиссией автономного округа в соответствии с настоящим Законом.
По результатам проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.
7. Для первоначальной проверки достоверности сведений об избирателях, данных о лицах, осуществлявших сбор подписей, используется регистр избирателей, участников референдума ГАС "Выборы". В случае выявления сведений, не соответствующих действительности, а также при отсутствии в указанной системе сведений об избирателях или лицах, осуществлявших сбор подписей, по ним проводится дополнительная проверка в органах, осуществляющих регистрацию и учет граждан.
Для установления достоверности подписей избирателей и соблюдения порядка проставления лично самим избирателем в подписном листе дат внесения их подписей подписные листы могут направляться для проведения соответствующей проверки в специализированные учреждения и организации органов внутренних дел Российской Федерации или к ее проведению привлекаться соответствующие специалисты (эксперты), указанные в части 3 настоящей статьи.
Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, списка кандидатов, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в соответствующую комиссию.
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 июня 2012 г. N 57-ЗАО в часть 8 статьи 35 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
8. Если при проверке обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, действительной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 ноября 2011 г. N 142-ЗАО часть 9 статьи 35 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
9. Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения (справки) эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 ноября 2011 г. N 142-ЗАО часть 10 статьи 35 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
10. Недействительными признаются подписи избирателей, указанные в пункте 6.4 статьи 38 Федерального закона.
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 ноября 2011 г. N 142-ЗАО часть 11 статьи 35 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
11. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям Федерального закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "з", "и", "м" и "о" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона.
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 ноября 2011 г. N 142-ЗАО в часть 12 статьи 35 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
12. Специально оговоренные избирателем или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с подпунктами "з", "и", "м" и "о" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона.
Не могут быть признаны недействительными по причине отсутствия активного избирательного права на выборах подписи граждан Российской Федерации, не достигших на день внесения подписи возраста 18 лет, при условии, что указанные граждане будут обладать активным избирательным правом на выборах в день голосования.
Не могут быть признаны недействительными по причине отсутствия активного избирательного права на выборах подписи граждан Российской Федерации, обладавших активным избирательным правом на выборах на день внесения подписи, но снятых с регистрационного учета по месту жительства на территории соответствующего избирательного округа до проверки подписных листов.
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 июня 2012 г. N 57-ЗАО в часть 13 статьи 35 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
13. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Протокол составляется отдельно по каждому кандидату, подписывается членами соответствующей комиссии с правом решающего голоса, проводившими проверку, руководителем рабочей группы - членом комиссии с правом решающего голоса и представляется в соответствующую комиссию для принятия решения. К протоколу прилагаются ведомости проверки подписных листов, составленные в соответствии с частью 6 настоящей статьи, заключения (справки) экспертов, справки из органов внутренних дел и организаций, полученные по запросам соответствующей комиссии. Копия протокола передается кандидату не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата. Если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные пунктом 7 части 9 или пунктом 6 части 10 статьи 36 настоящего Закона, кандидат вправе получить в соответствующей комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов. Форма протокола устанавливается Избирательной комиссией автономного округа. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
14. В случае обнаружения при проверке избирательных документов и установленного порядка сбора подписей признаков правонарушения, влекущего за собой уголовную или административную ответственность, комиссия направляет в правоохранительные органы соответствующие документы и иные материалы для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.