В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 12 и пунктом 2 статьи 17 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 ноября 2010 года N 120-ЗАО "Об окружном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", в целях софинансирования полномочий в области лесных отношений Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую целевую программу ведомства "Проведение лесоустроительных работ в лесном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы" (далее - Программа).
2. Распределить бюджетные ассигнования в сумме 50 035 943 (пятьдесят миллионов тридцать пять тысяч девятьсот сорок три) рубля для финансирования Программы в 2011 году путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись окружного бюджета на 2011 год с уменьшением бюджетных ассигнований, предусмотренных аппарату Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа по разделу "Национальная экономика", подразделу "Другие вопросы в области национальной экономики", и увеличением бюджетных ассигнований департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа по разделу "Национальная экономика", подразделу "Лесное хозяйство" классификации расходов бюджетов.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Владимирова В.В.
Губернатор Ямало-Ненецкого |
Д.Н. Кобылкин |
Целевая программа ведомства
"Проведение лесоустроительных работ в лесном фонде Ямало-Ненецкого
автономного округа на 2011 - 2013 годы"
(утв. постановлением Правительства Ямало-Ненецкого
автономного округа от 20 июня 2011 г. N 420-П)
Паспорт программы
Наименование субъекта бюджетного планирования |
департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа |
Наименование программы |
целевая программа ведомства "Проведение лесоустроительных работ в лесном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы" (далее - Программа) |
Цели и задачи |
цель Программы - обеспечение исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа достоверной информацией о лесах и лесных ресурсах, а также разработка эффективной системы мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, направленной на их рациональное и неистощительное использование. Основные задачи: - определение количественных и качественных характеристик лесных насаждений; - определение научно-обоснованных мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов; - создание информационной базы данных по лесам, обеспечивающей ведение государственного лесного реестра, осуществление всех видов лесного мониторинга, формирование лесных участков для передачи их в аренду; - выявление на местности лесных участков всех видов использования лесов, независимо от юридического оформления права пользования; - создание тематических лесных карт на земли лесного фонда, отражающих таксационные характеристики покрытых и не покрытых лесом земель, нелесных земель, планируемые мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов; - создание актуальных документов лесного планирования (лесного плана Ямало-Ненецкого автономного округа и лесохозяйственных регламентов лесничеств) |
Целевые индикаторы и показатели |
1. Обеспеченность материалами таксации лесов. 2. Обеспеченность картографической документацией. 3. Обеспеченность необходимыми и экономически обоснованными мероприятиями по охране, защите и воспроизводству лесов |
Характеристика программных мероприятий |
таксация лесов и планирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на территории Ноябрьского, Таркосалинского, Красноселькупского, Ямальского и Надымского лесничеств. Составление таксационных описаний, ведомостей планируемых мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в пределах участковых лесничеств. Составление картографических материалов (лесных карт) в пределах участковых лесничеств и обзорной карты-схемы каждого лесничества. Создание совмещенных информационных и картографических баз данных на основе современных географических информационных систем. Установка в каждом участковом лесничестве автоматизированного рабочего места, предусматривающего использование современных лесных географических информационных систем. Обучение специалистов использованию современных лесных географических информационных систем. Внесение изменений в лесной план Ямало-Ненецкого автономного округа и в лесохозяйственные регламенты лесничеств на основе актуализированной информации о количественных и качественных характеристиках лесов и запроектированных мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов |
Сроки реализации |
2011 - 2013 годы |
Объём финансирования |
всего за счет средств окружного бюджета необходимо направить 641 823,043 тыс. рублей, в том числе по годам: 2011 год - текущая деятельность - 50 035,943 тыс. рублей; 2012 год - текущая деятельность - 251 147,884 тыс. рублей; 2013 год - текущая деятельность - 340 639,216 тыс. рублей |
Перечень показателей (индикаторов), характеризующих результаты реализации Программы |
- объем количественных и качественных характеристик лесных насаждений; - количество обоснованных мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов; - обеспеченность информационной базой данных по лесам, обеспечивающей ведение государственного лесного реестра; - количество выявленных на местности лесных участков всех видов использования лесов, независимо от юридического оформления права пользования; - обеспеченность тематическими лесными картами на земли лесного фонда; - наличие актуальных документов лесного планирования (лесного плана Ямало-Ненецкого автономного округа и лесохозяйственных регламентов лесничеств) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
ожидаемые конечные результаты реализации Программы: таксационные описания всех выделов - 414,9 тыс. штук; формы государственного лесного реестра - 5 комплектов; пояснительные записки к материалам лесоустройства - 5 штук; лесной план Ямало-Ненецкого автономного округа - 1 штука; лесохозяйственные регламенты лесничеств - 5 штук; электронная повыдельная база данных лесного фонда Ямало-Ненецкого автономного округа в разрезе лесничеств - 5 штук; совмещенная таксационно-картографическая база данных в разрезе лесничеств - 5 штук; планшеты лесоустроительные - 4869 штук; планы лесонасаждений - 14 штук; карты-схемы - 5 штук |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
1.1. Развернутая постановка проблемы, ее количественная оценка и анализ причин возникновения.
Леса обеспечивают условия жизни населения, устойчивую экологическую обстановку, а также стабильное экономическое развитие страны. Лесное законодательство Российской Федерации базируется на принципах устойчивого управления лесами, сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах с одновременным сохранением лесами их средообразующих, водоохранных, защитных, оздоровительных и иных полезных функций в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду. Под устойчивым управлением лесами понимается целенаправленное, долговременное, экономически выгодное и социально ответственное взаимоотношение человека и лесных экосистем. Использование сырьевой и не сырьевой полезности леса не должно вести к деградации или исчезновению не только лесов, но и отдельных видов древесных и кустарниковых пород, напочвенного покрова. Основа устойчивого управления лесами - поддержание в приемлемом для лесных экосистем и посильном для общества состоянии, как биологического разнообразия, так и продуктивности лесов.
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ) реализация приведенных выше основных принципов регулирования лесных отношений базируется на лесном планировании посредством разработки и реализации лесного плана субъекта Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов лесничеств. Эти основополагающие документы лесного планирования основываются на материалах лесоустройства.
Необходимость проведения на землях лесного фонда Ямало-Ненецкого автономного округа лесоустройства продиктована следующими первоочередными факторами.
Последнее очередное лесоустройство на землях лесного фонда Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) было проведено в 1995 - 2003 годах. Разновременность и давность проведения лесоустройства отрицательно сказывается на текущем планировании мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в соответствии с ЛК РФ. Также без актуализированной информации о лесном фонде невозможно своевременно и в полном объеме проектировать лесные участки под различные виды использования лесов, что напрямую влияет на доходность использования лесов.
По данным государственного лесного реестра площадь лесов, переданных в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, а также для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов составляет в автономном округе более 47 тыс. га. Учитывая мониторинг этих и других земель лесного фонда (мониторинг пожарной опасности в лесах, лесопатологический мониторинг, мониторинг использования земель), проводимый Федеральным агентством лесного хозяйства, эти данные являются заниженными и требуют тщательной проверки и уточнения, которые возможны только при натурном лесоустройстве с использованием материалов аэрофотосъемки и космосъемки высокого разрешения 2010 - 2011 годов.
Данные государственного лесного реестра необходимо привести в соответствие с данными земельного баланса в части лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях населенных пунктов, землях сельскохозяйственного назначения. С этой целью целесообразно проведение лесоустройства также особо охраняемых природных территорий, городских лесов и лесов на землях иных категорий.
В соответствии с федеральными законами от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и N 217-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" с 01 января 2012 года предоставление гражданам и юридическим лицам лесных участков в аренду в составе земель лесного фонда осуществляется с проведением государственного кадастрового учета недвижимого имущества. На территории автономного округа выполнение указанных работ было начато в 2008 году, и в настоящее время на государственный кадастровый учет уже поставлено 13,3 млн. га, что составляет 42% от общей площади земель лесного фонда автономного округа. В результате выполнения указанной работы возникла необходимость приведения материалов лесоустройства в соответствие с данными государственного кадастрового учета.
По данным государственного лесного реестра, с использованием материалов последнего лесоустройства, площадь защитных лесов автономного округа составляет 13016,9 тыс. га (40%), эксплуатационных лесов - 19262,1 тыс. га (60%). Среди защитных лесов преобладают ценные леса и, главным образом, лесотундровые зоны - 11273,9 тыс. га. Суммарно на долю нерестоохранных полос и запретных полос по берегам рек приходится 1060,4 тыс. га. Следует отметить, что запретные полосы по берегам рек выделены в соответствии с постановлениями Правительства СССР 40 - 60-х годов прошлого века по наиболее крупным водным артериям и их притокам. Одной из основных задач лесоустройства является установление совместно с департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса автономного округа (далее - департамент) водоохранных зон вдоль всех водных объектов в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
Поскольку документы лесного планирования разрабатывались на основании прежних материалов лесоустройства, требуется по окончанию комплекса лесоустроительных работ внесение изменений в лесохозяйственные регламенты лесничеств, а затем и в лесной план автономного округа.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1007 "Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон" в процессе лесоустроительных работ необходимо произвести анализ наличия зеленых и лесопарковых зон вокруг населенных пунктов, соответствия их площади и численности проживающего населения.
В результате проведения лесоустроительных работ будет возможна оценка лесных ресурсов для целей планирования и размещения предприятий для заготовки и переработки древесины.
По результатам комплекса всех лесоустроительных работ подлежат корректировке отдельные формы государственного лесного реестра как основы его дальнейшего ведения.
1.2. Оценка соответствия проблемы стратегическим целям и тактическим задачам субъекта бюджетного планирования.
В соответствии с ЛК РФ отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, согласно статье 83 ЛК РФ в регионы переданы следующие полномочия:
1) разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
2) предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов;
3) выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;
4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществление мер пожарной безопасности), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;
5) ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации;
6) осуществление на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 ЛК РФ, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 ЛК РФ;
7) установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, и перечня должностных лиц, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах.
Таким образом, Российская Федерация, делегировав основные полномочия по управлению лесными ресурсами органам государственной власти субъектов Российской Федерации, заинтересована в экономически эффективном, социально ответственном и экологически оправданном использовании лесов. Данная стратегическая задача может быть решена только путем поэтапного освоения лесов с расстановкой приоритетных задач каждого региона в отдельности.
Указанные составляющие устойчивого управления лесами базируются на информации о лесах и лесных ресурсах - материалах лесоустройства.
Для условий автономного округа, находящегося в интенсивной зоне работы предприятий топливно-энергетического комплекса, с одной стороны, и низкой транспортной инфраструктуры и малопродуктивной древесной растительности, с другой стороны, важной задачей становится оптимизация наиболее характерных для автономный округа видов использования лесов. Прозрачность высокодоходных арендных отношений, таких, как, использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, обеспечивается, в первую очередь, посредством достоверной актуальной информации о лесах и лесных ресурсах.
Вместе с тем, нельзя отрицать и того фактора, что расчетная лесосека, как научно-обоснованная норма ежегодной рубки леса, на территории автономного округа составляет 7,8 млн. куб. м, в том числе 6,0 млн. куб. м - по хвойному хозяйству, что при росте производительных сил региона на базе нефтегазового комплекса даст возможность развивать инвестиционную деятельность и для лесозаготовительной, и деревообрабатывающей промышленности.
Изложенное выше позволяет сделать вывод, что проведение лесоустройства в 2011 - 2013 годах на всей территории автономного округа является одной из первоочередных тактических задач для повышения доходности региона за счет земель лесного фонда, сохранения их ресурсного потенциала и глобального экологического значения в регулировании баланса углерода.
1.3. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы на ведомственном уровне.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2007 года N 377 "О правилах проведения лесоустройства" проектирование лесничеств и лесопарков, а также закрепление на местности местоположения их границ, проектирование эксплуатационных лесов, резервных лесов, ценных лесов, особо защитных участков лесов и закрепление на местности местоположения их границ обеспечиваются Федеральным агентством лесного хозяйства. Данная работа выполнена Рослесхозом в 2008 - 2009 годах.
Согласно этому же постановлению другие виды лесоустроительных действий (таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположение их границ) обеспечиваются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также арендаторами лесных участков.
В этой связи и с учетом аргументов предыдущих подразделов данной Программы целесообразность проведения лесоустроительных работ в автономном округе не вызывает сомнений.
1.4. Отличие предлагаемой к разработке Программы от ранее действующей аналогичной программы.
Ранее программа лесоустроительных работ в лесах автономного округа не разрабатывалась.
II. Предложения по целям и задачам Программы. Предложения по целевым
индикаторам и показателям, позволяющим оценивать
ход реализации Программы по годам
2.1. Характеристика целей и задач Программы.
Цель Программы - обеспечение департамента достоверной информацией о лесах и лесных ресурсах, а также разработка эффективной системы мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, направленной на их рациональное и неистощительное использование.
Для достижения данной цели необходимо выполнение следующих основных задач:
- определение количественных и качественных характеристик лесных насаждений;
- определение научно-обоснованных мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов;
- создание информационной базы данных по лесам, обеспечивающей ведение государственного лесного реестра, осуществление всех видов лесного мониторинга, формирование лесных участков для передачи их в аренду;
- выявление на местности лесных участков всех видов использования лесов независимо от юридического оформления права пользования;
- создание тематических лесных карт на земли лесного фонда, отражающих таксационные характеристики покрытых и не покрытых лесом земель, нелесных земель, планируемые мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов;
- создание актуальных документов лесного планирования (лесного плана автономного округа и лесохозяйственных регламентов лесничеств).
2.2. Характеристика целевых индикаторов.
2.2.1. Обеспеченность материалами таксации лесов. Показателем индикатора является наличие актуализированных таксационных описаний во всех участковых лесничествах, лесничествах и департаменте в одном экземпляре по каждому из адресов.
2.2.2. Обеспеченность картографической документацией. Показателем индикатора является наличие планшетов на каждое участковое лесничество в участковом лесничестве и лесничестве, планов лесонасаждений на каждое участковое лесничество в участковом лесничестве, лесничестве и департаменте, тематических карт-схем на каждое лесничество в лесничестве и департаменте в одном экземпляре по каждому из адресов.
2.2.3. Обеспеченность необходимыми и экономически обоснованными мероприятиями по охране, защите и воспроизводству лесов. Показателем индикатора является наличие в участковых лесничествах, лесничествах и департаменте комплектов соответствующих ведомостей мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в одном экземпляре по каждому из адресов.
2.3. Характеристика показателей для реализации целей и задач Программы.
2.3.1. Объем количественных и качественных характеристик лесных насаждений.
Настоящий показатель характеризует следующие данные:
а) таксационная характеристика всех выделов (лесных участков) в пределах участковых лесничеств, отражающая их месторасположение, количественные (площади и запасы) и качественные (порода, ее параметры, включая товарность, подрост, подлесок, почвы и др.) показатели. Показатель представляется по форме приложения N 13 к Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации (далее - МПР РФ) от 06 февраля 2008 года N 31 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" (далее - Лесоустроительная инструкция);
б) уточненные данные о площади покрытых лесом земель автономного округа с учетом стихийных бедствий, антропогенного воздействия на лесную среду и воспроизводства лесов. Показатель представляется по форме приложений NN 1, 2 к приказу МПР РФ от 20 июля 2007 года N 188 "Об утверждении Порядка представления в Федеральное агентство лесного хозяйства документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр";
в) уточненные данные о запасах лесных насаждений с учетом выбытия лесов, их воспроизводства и естественного прироста. Показатель представляется по форме приложения N 4 к приказу МПР РФ от 20 июля 2007 года N 188 "Об утверждении Порядка представления в Федеральное агентство лесного хозяйства документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр".
2.3.2. Количество обоснованных объемов мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Настоящий показатель характеризует необходимые и экономически - обоснованные объемы работ по охране, защите и воспроизводству лесов, определяющие занятость местного населения в лесном секторе экономики автономного округа. Показатель представляется по форме приложения N 14 к Лесоустроительной инструкции.
2.3.3. Обеспеченность информационной базой данных по лесам, обеспечивающей ведение государственного лесного реестра.
Настоящий показатель характеризует следующие данные:
а) электронная повыдельная база данных, служащая основой для периодического внесения изменений в данные государственного лесного реестра на уровне: участковое лесничество - лесничество - автономный округ;
б) актуализированная информационная основа для формирования лесных участков с их последующим предоставлением гражданам и юридическим лицам для различных видов использования.
Данные представляются в виде лицензионного программного продукта с разработанной информационной базой данных по лесам и лесным ресурсам автономного округа в среде ГИС MapInfo в количестве не менее 30 единиц.
2.3.4. Доля выявленных на местности лесных участков всех видов использования лесов независимо от юридического оформления права пользования.
Настоящий показатель характеризует следующие данные:
а) уточненные данные по всем лесным участкам, характеризующим фактическое месторасположение объектов топливно-энергетического комплекса. Показатель представляется по форме соответствующего виду использования лесов одного из приложений к приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России) от 08 февраля 2010 года N 32 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" (с обязательным примечанием "фактически располагаемый объект, участок");
б) оценка эффективности и качества проводимых лесохозяйственных мероприятий и работ по рекультивации лесных участков после разработки месторождений полезных ископаемых. Показатель представляется по форме приложения N 48 к приказу Минсельхоза России от 08 февраля 2010 года N 32 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" (с соответствующими обоснованными выводами и заключением);
в) оценка воздействия использования лесов для разработки месторождений полезных ископаемых и эксплуатации линейных объектов на прилегающие участки лесных и нелесных земель.
Показатель представляется по форме приложения N 64 к приказу Минсельхоза России от 08 февраля 2010 года N 32 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" (с соответствующими обоснованными выводами и заключением).
2.3.5. Обеспеченность тематическими лесными картами на земли лесного фонда.
Настоящий показатель характеризует следующие данные:
а) наличие планшетов на каждое участковое лесничество в участковом лесничестве и лесничестве;
б) наличие планов лесонасаждений на каждое участковое лесничество в участковом лесничестве, лесничестве и департаменте;
в) наличие тематических карт-схем на каждое лесничество в лесничестве и департаменте.
2.3.6. Обеспеченность актуальными документами лесного планирования (лесохозяйственными регламентами лесничеств и лесным планом автономного округа).
Настоящий показатель характеризует следующие составляющие:
а) разработка актуальных лесохозяйственных регламентов на каждое лесничество;
б) внесение изменений в лесной план автономного округа на основе актуализированной информации о количественных и качественных характеристиках лесов и запроектированных мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Все данные (документы) представляются согласно требованиям Лесоустроительной инструкции.
2.4. Относительная значимость показателей для реализации целевой программы ведомства.
Долевое значение (относительная значимость) показателей для достижения целевой программы ведомства приводится в таблице 1.
Таблица 1
Целевые индикаторы и показатели реализации Программы
Цель |
Задача |
Наименование мероприятия |
Показатель (индикатор) |
Источник получения информации для расчета показателя (индикатора) |
Единица измерения |
Весовое значение показа-теля |
2011 год* |
2012 год* |
2013 год* |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Обеспечение департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса автономного округа достоверной информацией о лесах и лесных ресурсах, а также разработка эффективной системы мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, направленной на их рациональное и неистощительное использование |
Определение количественных и качественных характеристик лесных насаждений и научно обоснованных объемов мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов |
Таксация лесов и проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на территории лесничеств(1). Составление таксационных описаний, ведомостей проектируемых мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в пределах участковых лесничеств(2) |
объем количественных и качественных характеристик лесных насаждений(1) |
таксационные описания всех выделов |
тыс. шт. выделов |
0,25 |
38,6 |
231,7 |
414,9 |
количество обоснованных объемов мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов(2) |
таксационные описания всех выделов |
тыс. шт. выделов |
0,10 |
38,6 |
231,7 |
414,9 |
|||
Разработка актуальных документов лесного планирования |
Лесное планирование (внесение изменений в лесной план автономного округа и в лесохозяйственные регламенты лесничеств на основе актуализированной информации о количественных и качественных характеристиках лесов и запроектированных мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов)(6) |
обеспеченность актуальными документами лесного планирования (лесохозяйственными регламентами лесничеств и лесным планом автономного округа)(6) |
лесной план автономного округа, лесохозяйственные регламенты лесничеств |
млн. гектар |
0,15 |
0 |
13,9 |
31,6 |
|
Обеспечение информационной базой данных по лесам, обеспечивающей ведение государственного лесного реестра, осуществление всех видов лесного мониторинга, формирование лесных участков для передачи их в аренду |
Создание совмещенных информационных и картографических баз данных на основе современных ГИС-технологий(4) |
обеспеченность информационной базой данных по лесам, обеспечивающей ведение государственного лесного реестра(3) |
электронная повыдельная база данных, автоматизированное рабочее место (далее - АРМ) лесничего |
% |
0,20 |
12 |
40 |
100 |
|
Установка в каждом участковом лесничестве автоматизированного рабочего места, предусматривающего использование современных лесных геоинформационных систем, включая обучение специалистов(5) |
|
|
|
|
|
|
|
||
Выявление на местности лесных участков всех видов использования лесов независимо от юридического оформления права пользования |
Таксация лесов и проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на территории лесничеств(1) |
доля выявленных на местности лесных участков всех видов использования лесов независимо от юридического оформления права пользования(4) |
совмещенная таксационно-картографическая база данных |
% |
0,15 |
- |
- |
- |
|
Создание тематических лесных карт на земли лесного фонда, отражающих таксационные характеристики покрытых и не покрытых лесом земель, нелесных земель, проектируемые мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов |
Составление картографических материалов (лесных карт) в пределах участковых лесничеств и обзорной карты-схемы каждого лесничества(3) |
обеспеченность тематическими лесными картами на земли лесного фонда(5) |
планшеты лесоустроительные, планы лесонасаждений и карты-схемы |
% |
0,15 |
12 |
40 |
100 |
|
|
Итого |
|
|
|
|
1,00 |
|
|
|
Примечание.
* Нарастающим итогом.
Методика расчета показателей (индикаторов) результативности Программы
1. Объем количественных и качественных характеристик лесных насаждений (К, тыс. шт. выделов) определяется как сумма количества лесоустроительных выделов в пределах лесоустроительного квартала, на которые сформирована таксационная характеристика.
,
где:
К - объем количественных и качественных характеристик лесных насаждений (общее количество лесотаксационных выделов);
К1 ... Кn - количество лесотаксационных выделов в пределах лесоустроительного квартала (1 ... n), на которые сформирована таксационная характеристика.
2. Количество обоснованных объемов мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов (М, тыс. шт. выделов) определяется как сумма количества лесотаксационных выделов в пределах лесоустроительного квартала, на которые запланированы мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов.
,
где:
М - количество обоснованных объемов мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов;
М1 ... Мn - количество лесотаксационных выделов в пределах лесоустроительного квартала (1 ... n), на которые запланированы мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов.
3. Обеспеченность информационной базой данных по лесам, обеспечивающей ведение государственного лесного реестра (Б, %), определяется как отношение количества информационных баз данных лесничеств по лесам, обеспечивающих ведение государственного лесного реестра сформированных в отчетном году, к количеству информационных баз данных лесничеств по лесам, обеспечивающих ведение государственного лесного реестра всего автономного округа.
,
где:
Б - обеспеченность информационной базой данных по лесам, обеспечивающей ведение государственного лесного реестра;
- количество информационных баз данных лесничеств по лесам, обеспечивающих ведение государственного лесного реестра сформированных в отчетном году;
- количество информационных баз данных лесничеств по лесам, обеспечивающих ведение государственного лесного реестра всего автономного округа.
4. Доля выявленных на местности лесных участков всех видов использования лесов независимо от юридического оформления права пользования (В, %) определяется как отношение количества выявленных на местности лесных участков всех видов использования лесов в отчетном году к общему количеству лесотаксационных выделов, сформированных в отчетном году.
,
где:
В - доля выявленных на местности лесных участков всех видов использования лесов независимо от юридического оформления права пользования;
- количество выявленных на местности лесных участков всех видов использования лесов в отчетном году (тыс. штук);
К - общее количество лесотаксационных выделов, сформированных в отчетном году (тыс. штук).
5. Обеспеченность тематическими лесными картами на земли лесного фонда (Т, %) определяется как отношение количества комплектов тематических лесных карт на земли лесного фонда, сформированных в отчетном году, к количеству комплектов тематических лесных карт на земли лесного фонда автономного округа.
,
где:
Т- обеспеченность тематическими лесными картами на земли лесного фонда;
- количество комплектов тематических лесных карт на земли лесного фонда, сформированных в отчетном году (компл.);
- количество комплектов тематических лесных карт на земли лесного фонда автономного округа (компл.).
6. Обеспеченность актуальными документами лесного планирования (лесохозяйственными регламентами лесничеств и лесным планом автономного округа) (П, млн. гектар), определяется как сумма площадей лесничеств, на которые сформированы актуальные документы лесного планирования (нарастающим итогом).
,
где:
П - обеспеченность актуальными документами лесного планирования;
- площадь лесничеств, на которые сформированы актуальные документы лесного планирования за отчетный 2011 год;
- площадь лесничеств, на которые сформированы актуальные документы лесного планирования за отчетный 2012 год;
- площадь лесничеств, на которые сформированы актуальные документы лесного планирования за отчетный 2013 год.
Источник данных для расчета всех 6 индикаторов представлен в таблице 1 (графа 5).
Периодичность расчета индикаторов - ежегодно.
Органом, ответственным за сбор данных для оценки индикаторов (показателей), является департамент.
Сроки и порядок сбора данных для расчета индикаторов следующие: до 15 января следующего за отчетным годом департамент запрашивает и получает необходимые данные у исполнителя работ в виде отчета.
Сроки и порядок представления индикаторов ответственному за реализацию целевой программы ведомства следующие: по состоянию на 31 декабря отчетного года департамент до 20 января следующего за отчетным годом готовит и направляет сводный отчет в Правительство автономного округа.
2.5. Ход реализации Программы по годам.
По годам Программа реализуется следующим образом:
N п/п |
Показатели |
Учетная единица |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1. |
Все показатели реализации Программы |
участковое лесничество |
5 |
8 |
14 |
2. |
Актуализированные лесохозяйственные регламенты лесничеств |
лесничество |
0 |
2 |
5 |
3. |
Актуализированный лесной план автономного округа |
автономный округ |
- |
- |
1 |
III. Перечень и описание программных мероприятий
3.1. Таксация лесов и проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на территории Ноябрьского, Таркосалинского, Красноселькупского, Ямальского и Надымского лесничеств в соответствии со статьей 68 ЛК РФ являются одними из основных составляющих лесоустроительных действий.
Проведение вышеуказанных работ осуществляется согласно требованиям Лесоустроительной инструкции.
В зависимости от интенсивности ведения лесного хозяйства и использования лесов, выражающихся в среднем размере таксационного выдела (степени их дробности), таксация лесов производится по 1, 2 и 3 разрядам. Чем ниже средняя величина таксационного выдела, тем выше разряд таксации лесов и, соответственно, большая трудоемкость выполняемых работ и наоборот. Вместе с тем, на территории одного лесничества могут применяться разные разряды таксации лесов, поскольку объективно не вся территория лесничества осваивается равномерно.
Лесоустроительные работы в части таксации лесов на территории автономного округа необходимо проводить по 2 и 3 разрядам точности. Распределение площади лесного фонда автономного округа по разрядам лесоустройства приведено в приложении N 1 к настоящей Программе.
Ежегодные объемы таксации лесов в пределах лесничеств и соответствующих разрядов приведены в таблице.
Лесничество |
Год л/у |
Площадь (тыс. га) |
2 разряд |
3 разряд |
Ноябрьское* |
2011 - 2012 |
2936,7 |
532,5 |
2404,2 |
Красноселькупское |
2011 - 2012 |
9907,4 |
677,9 |
9229,5 |
Таркосалинское |
2013 |
4531,0 |
908,9 |
3622,1 |
Ямальское |
2013 |
6921,2 |
386,1 |
6535,1 |
Надымское |
2013 |
6266,5 |
185,0 |
6081,5 |
Итого |
|
30562,8 |
2690,4 |
27872,4 |
Примечание.
* За исключением Ноябрьского участкового лесничества, лесоустройство которого проведено в 2010 году.
Площадь работ по 2 разряду составит 2690,4 тыс. га или 8,8% общей площади работ в рамках Программы. Это, как правило, территории с относительно высокой лесистостью, где средняя площадь таксационных выделов составляет 20 - 25 га, и они могут быть перспективными с точки зрения промышленной заготовки древесины.
Площадь работ по 3 разряду составит 27872,4 тыс. га или 91,2% общей площади работ в рамках Программы. Это, как правило, территории за пределами лицензионных участков, в отдалении от населенных пунктов, в зоне отсутствия транспортной инфраструктуры. Произрастающие здесь насаждения низкопроизводительны, носят островной характер и перемежаются значительным количеством озер и болот. Естественно, такие насаждения имеют невысокую коммерческую ценность и выполняют, в первую очередь, климаторегулирующую и средообразующую роль.
При таксации лесов используются измерительные приборы для определения параметров растущих деревьев, возраста и густоты их расположения, как правило, это высотомеры, лазерные дальномеры и полнотомеры. Ориентирование в лесу и фиксация географических координат границ таксационных выделов, кварталов и смежных землепользователей осуществляется с помощью приемников GPS или ГЛОНАСС.
В качестве технической основы при таксации лесов используются космические снимки разрешения не ниже 2,5 м на местности или соответствующего масштаба аэрофотоснимки. При этом предполагается проведение согласованных закупок космических снимков в интересах обеспечения деятельности органов государственной власти автономного округа в соответствии с мероприятиями долгосрочной целевой программы "Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 27 декабря 2010 года N 530-П.
Таксация лесов осуществляется способами, обеспечивающими нормативную точность определения таксационных показателей лесных насаждений.
Допускаются 4 основных способа таксации леса: глазомерный, глазомерно-измерительный, дешифровочный и актуализации.
Требования к подробности и точности таксации лесов определяются их целевым назначением и географическим расположением, степенью изученности, интенсивностью использования и ведения лесного хозяйства.
В зависимости от площади объекта лесоустройства, развития на его территории путей транспорта, наличия арендованных лесных участков и разнообразия лесорастительных условий таксация защитных и эксплуатационных лесов может выполняться одним или всеми способами, указанными выше.
Наиболее точные и детальные способы таксации лесов должны применяться в лесничествах и лесных участках, в которых ведется интенсивное использование лесов и осуществляются регулярные мероприятия по их охране, защите и воспроизводству.
Все данные таксации лесов независимо от применяемого способа заносятся в карточки таксации, которые вместе с фотоабрисами являются основными полевыми документами. На их основе формируются все картографические и лесотаксационные материалы объекта лесоустройства.
Проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов выполняется одновременно с таксацией лесов и является завершающим этапом проведения работ на конкретном лесном участке, от которого зависит его вовлечение в хозяйственный оборот.
Мероприятия по охране лесов от пожаров включают в себя проектирование минерализованных противопожарных полос, противопожарных разрывов, барьеров и опушек, противопожарных водоемов, шлагбаумов и аншлагов, а также определение класса природной пожарной опасности в зависимости от лесорастительных условий и произрастающего древостоя.
Мероприятия по защите лесов от вредителей и болезней леса включают в себя проектирование выборочных и сплошных санитарных рубок, уборку захламленности и сухостоя, обработку поврежденных насаждений химическими и биологическими средствами защиты растений, огораживание муравейников, установку гнездовий для птиц и др.
Мероприятия по воспроизводству лесов включают в себя комплекс действий, направленных на восстановление площадей после вырубок, гарей, участков после законченной разработки месторождений полезных ископаемых. Они подразделяются на естественное, искусственное и комбинированное лесовосстановление. Для условий автономного округа приоритетными является первый и последний из приведенных способов. Это такие мероприятия, как сохранение при рубке жизнеспособного подроста ценных пород, минерализация почвы, оставление семенников и семенных куртин при рубке, незначительный подсев семян в не возобновившиеся прогалины.
Также к воспроизводству относятся и мероприятия по уходу за лесами, направленные на повышение их продуктивности (запаса) и хозяйственной ценности (хвойные насаждения). Это такие мероприятия, как уход за лесами, проведение осветлений, прочисток, прореживаний и проходных рубок. В незначительной степени могут быть запроектированы и рубки реконструкции.
3.2. Составление таксационных описаний, ведомостей проектируемых мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в пределах участковых лесничеств.
По результатам полевых таксационных работ в камеральный период с использованием соответствующего программного продукта составляются таксационные описания по форме приложения N 13 к Лесоустроительной инструкции. Это основной документ, которым определяется детальная количественная и качественная характеристика каждого таксационного выдела - первичной учетной единицы организационного устройства земель лесного фонда. Таксационные выделы, в свою очередь, объединяются в лесные кварталы.
Основным требованием к качеству таксационных описаний является полное соответствие содержания данным карточки таксации, а также взаимоувязка всех таксационных показателей выдела (тип лесорастительных условий, класс бонитета, высота главной породы и яруса, полнота, запас).
Таксационные описания представляются в участковые лесничества, лесничества и департамент в конце года по одному экземпляру в каждый из адресов.
По результатам проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в камеральный период с использованием соответствующего программного продукта составляются соответствующие ведомости проектируемых мероприятий согласно приложению N 14 к Лесоустроительной инструкции.
Помимо этого каждое проектируемое мероприятие должно найти свое отражение в таксационных описаниях выделов.
Основным требованием к качеству ведомостей является их соответствие данным полевых обследований, фактической характеристике участков, целевому назначению лесов и параметрам Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2007 года N 417, Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414, Правил лесовосстановления, утвержденных приказом МПР РФ от 16 июля 2007 года N 183, и Правил ухода за лесами, утвержденных приказом МПР РФ от 16 июля 2007 года N 185.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления Правительства Российской Федерации N 417 следует читать как "от 30 июня 2007 года"
Ведомости проектируемых мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов представляются в участковые лесничества, лесничества и департамент в конце года по 1 экземпляру в каждый из адресов.
3.3. Составление картографических материалов (лесных карт) в пределах участковых лесничеств и обзорной карты-схемы каждого лесничества.
В соответствии с Лесоустроительной инструкцией таксационные описания лесотаксационных выделов должны иметь картографическое сопровождение в виде лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений.
Лесоустроительный планшет является основной лесной картой, составленной на геодезической или топографической основе. Планы лесонасаждений участковых лесничеств и карты-схемы лесничеств являются тематическими лесными картами.
Геодезической основой для составления лесоустроительных планшетов могут служить:
- ведомости координат или геодезические журналы окружных границ и планшетных рамок, составленные предыдущим лесоустройством или полученные в результате выполнения работ по межеванию в процессе проведения лесоустроительных работ в объекте;
- ведомости координат границ, установленных при постановке на кадастровый учет в процессе межевания землепользований по смежеству с землями объекта лесоустройства;
- координаты пунктов государственной триангуляционной сети и полигонометрии, находящихся на территории устраиваемого объекта;
- координаты границ лесных участков, переданных в аренду;
- координаты границ населенных пунктов, расположенных по смежеству или среди земель объекта лесоустройства;
- данные о границах муниципальных образований, субъектов Российской Федерации в виде каталога координат или в виде границы, нанесенной на топографические карты;
- материалы съемок спутникового геопозиционирования (данные GPS-определений).
Топографической основой для составления лесоустроительных планшетов могут быть:
- топографические карты;
- лесоустроительные планшеты или планы предыдущего лесоустройства;
- ортофотопланы, изготовленные способом фотограмметрической обработки материалов, фотографической или цифровой аэрокосмической съемки;
- другие картографические источники, в том числе планы внутрихозяйственного землеустройства, материалы топографо-изыскательских работ и инженерных изысканий.
Масштаб применяемых топографических карт (фотокарт) и других материалов, применяемых для изготовления планово-картографических материалов, составляемых при лесоустройстве, должен соответствовать масштабу изготавливаемых лесоустроительных планшетов и планов лесонасаждений, указанных в приложении N 18 к Лесоустроительной инструкции.
Требования к картографическим материалам, составляемым при лесоустройстве, приведены в приложении N 19 к Лесоустроительной инструкции.
Лесоустроительные планшеты и планы лесонасаждений участковых лесничеств представляются в участковые лесничества, лесничества и департамент в конце года по 1 экземпляру в каждый из адресов, а карты-схемы лесничеств - только во второй и третий адреса.
3.4. Создание совмещенных информационных и картографических баз данных на основе современных географических информационных систем.
По завершению камеральных работ в части составления таксационных описаний и картографических материалов на базе информационно-программного комплекса ЛесГис для каждого участкового лесничества будут созданы совмещенные таксационные и картографические базы данных. Единая информационная база данных, объединяющая базы данных по каждому участковому лесничеству, будет сформирована по автономному округу в целом.
Цифровые лесные карты позволяют в интерактивном режиме обновлять графическую информацию о происходящих изменениях в лесном фонде и отдельных выделах с одновременной регистрацией количественных и качественных характеристик в соответствующих ведомостях, таблицах и данных государственного лесного реестра.
Любая информация по заданным признакам и параметрам из совмещенной базы данных в виде обновленной лесной карты, ведомости или таксационного описания выдается фрагментарно, на бумажном носителе или формируется в электронном формате.
Совмещенные информационные и картографические базы данных представляются в участковые лесничества, лесничества и департамент в количестве, соответствующем количеству АРМ.
3.5. Установка в каждом участковом лесничестве АРМ, предусматривающего использование современных лесных географических информационных систем. Обучение специалистов использованию современных лесных географических информационных систем.
По окончанию формирования совмещенных информационных и картографических баз данных в каждом участковом лесничестве, лесничестве и департаменте необходимо создать АРМ в количестве не менее 30 единиц (из расчета: по одному АРМ в каждом участковом лесничестве, по 2 - в каждом лесничестве, и 5 - в департаменте).
Главнейшим преимуществом наличия работоспособного адаптированного к задачам отрасли программного обеспечения и совмещенных баз данных является возможность ведения государственного лесного реестра, производить из него выписки, своевременно представлять требуемую информацию в федеральный орган в области лесных отношений и получать аналитические формы. Это, в свою очередь, позволит с минимальными трудозатратами интегрировать систему ведения государственного лесного реестра автономного округа в общероссийскую систему.
Также наличие материалов лесоустройства в электронном виде позволит получать актуальную и достоверную информацию о качественных и количественных характеристиках насаждений, вести архив движения земель лесного фонда по категориям земель и категориям защитных лесов, с помощью региональных моделей актуализировать запас насаждений на естественный прирост.
Силами исполнителя работ, располагающего высококвалифицированными специалистами, планируется обучение всех сотрудников департамента, лесничеств и участковых лесничеств, профессиональные обязанности которых непосредственно соприкасаются с планированием, контролем, охраной, защитой и воспроизводством лесов.
3.6. Внесение изменений в лесной план автономного округа и в лесохозяйственные регламенты лесничеств на основе актуализированной информации о количественных и качественных характеристиках лесов и запроектированных мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Как указывалось в разделе I, основными документами лесного планирования являются лесной план автономного округа и лесохозяйственные регламенты пяти лесничеств. Поскольку они базируются на материалах лесоустройства, по окончанию работ в соответствии с принятым графиком ежегодно в каждом из лесничеств, предполагается внесение изменений в лесохозяйственные регламенты.
Эта норма согласуется с приказом МПР РФ от 19 апреля 2007 года N 106 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений".
Внести изменения необходимо практически во все разделы и таблицы лесохозяйственных регламентов лесничеств, включая площадные данные категорий земель лесного фонда, разделение территории автономного округа по лесорастительным зонам и лесным районам, расчетную лесосеку, ежегодные объемы рубок в средневозрастных, приспевающих, спелых и перестойных насаждениях при уходе за лесами, объемы санитарно-оздоровительных мероприятий, воспроизводства лесов, параметры разрешенного использования лесов при различных видах использования.
После завершения корректировки лесохозяйственных регламентов лесничеств вносятся соответствующие изменения в лесной план автономного округа.
Необходимо отметить, что в составе выходной документации также будут формы NN 1 - 4 документированной информации государственного лесного реестра, которые затем послужат базовой основой их ведения и своевременного представления в федеральный орган исполнительной власти в области лесных отношений.
3.7. Обоснование потребности в ресурсах для реализации Программы.
Общие потребности в ресурсах для реализации Программы по годам в пределах лесничеств представлены в нижеприведенной таблице.
Для удобства практического использования материалов лесоустройства в участковых лесничествах, планирования работ в целом по автономному округу и составления отчетности ежегодно работы будут проводиться в границах лесничеств. Очередность вовлечения в таксацию лесов лесничеств определена департаментом.
Финансирование Программы по годам в пределах лесничеств
Наименование лесничества |
Общая площадь по государственному лесному реестру на 01.01.2010 (тыс. га) |
Размер финансирования за счет Программы (млн. руб.) |
Год проведения лесоустройства |
1 |
2 |
3 |
4 |
Ноябрьское (Муравленковское участковое лесничество) |
1 200 |
37,0 |
2011 |
Красноселькупское (часть - для лесопромышленного комплекса) |
20 |
0,9 |
2011 |
Красноселькупское (приобретение КСМ) |
- |
12,1 |
2011 |
Ноябрьское (Вынгапуровское участковое лесничество) |
1 737 |
53,9 |
2012 |
Красноселькупское (часть) |
9 887 |
197,2 |
2012 |
Таркосалинское |
4 531 |
122,1 |
2013 |
Ямальское |
6 921 |
115,9 |
2013 |
Надымское |
6 267 |
102,6 |
2013 |
Всего |
30 563 |
641,8 |
- |
Таким образом, на первом этапе работы будут выполнены на площади 1220 тыс. га с затратами в размере 50 035, 943,0 тыс. руб. (2011 год), на втором этапе - на площади 11 624 тыс. га с затратами 251 147,884 тыс. руб. (2012 год), на третьем этапе - на площади 17 719 тыс. га с затратами 340 639,216 млн. руб. (2013 год).
В приложении N 2 к настоящей Программе приведено финансирование Программы по годам с указанием мероприятий, подлежащих финансированию.
IV. Сроки реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2011 - 2013 годы.
V. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности решения проблемы
5.1. Экономическая эффективность использования земель лесного фонда (лесной доход).
Экономическая эффективность использования земель лесного фонда (лесной доход) характеризуется динамикой поступлений платежей от использования лесов в бюджетную систему Российской Федерации относительно 1 га земель лесного фонда (рублей/га).
За 2009 год платежи от всех видов использования лесов по автономному округу во все уровни бюджетной системы Российской Федерации составили 324,2 млн. руб. При этом около 90% платежей связано с арендой лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, а также для строительства и эксплуатации линейных объектов. Данные государственного лесного реестра, представленного субъектом Российской Федерации в Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) за 2009 год, учитывают аренду лесных участков по статье 43 Лесного кодекса Российской Федерации (использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых) на площади 31247 га, что на 1509 га превышает данные за 2008 год, по статье 45 (использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов) - на площади 15458 га, что на 11056 га превышает данные за 2008 год.
Мониторинг земель, используемых для разработки месторождений полезных ископаемых, проводимый Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхозом) в 2007 - 2008 годах на территории автономного округа и Ханты-Мансийского автономного округа, показал, что между официальной статистикой и фактическим месторасположением объектов топливно-энергетического комплекса имеется существенная разница, заключающаяся в:
- неучтенных площадях (не менее 30%);
- искажении их привязки на местности (показываются, как проходящие и расположенные по нелесным землям, а фактически пересекающие покрытые лесом земли - до 20%);
- неверном указании целевого назначения лесов (эксплуатационные леса вместо требуемых защитных лесов - 10%).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" минимальные ставки по указанным выше видам использования лесов для автономного округа составляют 2229 руб./га для хвойных насаждений и 2176 руб./га - для мягколиственных насаждений. С учетом повышающих коэффициентов для лесотундровых зон, особо защитных участков лесов, водоохранных зон вдоль рек эти ставки увеличатся до 9 тыс. руб./га. Расчеты показывают, что только по разнице между учтенными и неучтенными площадями (ориентировочно более 11 тыс. га), фактически используемыми для добычи полезных ископаемых и занятыми линейными объектами, бюджет может ежегодно пополняться на сумму около 100 млн. руб.
Указанное выше постановление дифференцирует размеры ставок платы за единицу площади лесного участка в зависимости от категории земель лесного фонда (покрытые лесом, не покрытые лесом, нелесные земли, хвойные или мягколиственные древостои), и ставки варьируют от 13,4 тыс. руб./га до 1,1 тыс. руб./га. По данной причине с учетом проведенного мониторинга и экспертного анализа ежегодное недопоступление платежей в бюджетную систему Российской Федерации составляет около 60 млн. руб.
Согласно лесному плану автономного округа, утвержденному Губернатором автономного округа, ежегодный прирост площадей под объекты топливно-энергетического комплекса (месторождения и линейные объекты) будет составлять примерно 2519 га. Используя новые материалы лесоустройства, основанные на географических информационных системах, удастся устранить систематическую ошибку при нанесении и фиксации объектов. Более точное определение месторасположения объектов (новых лесных участков) позволит ежегодно пополнять бюджет на сумму примерно 6 - 10 млн. рублей.
Правилами установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года N 17, определено, что установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. Прежде водоохранные зоны не были учтены лесоустройством и в государственном лесном реестре отсутствуют. В этой связи расчеты арендной платы по покрытым лесом землям, расположенными вдоль рек, могут применяться только по тем рекам, где установлены запретные или нерестоохранные полосы. А они выделены только по крупным рекам. Для того чтобы обозначить водоохранные зоны в материалах лесоустройства по всем водным объектам, необходимо принять соответствующие решения Правительства автономного округа. Это позволит по лесным участкам, входящим в водоохранную зону, применять поправочный коэффициент 4, а не 2 (как для эксплуатационных лесов), что увеличит ставки и, соответственно, платежи. Вместе с выделением и уточнением особо защитных участков лесов по этим причинам платежи могут увеличиться на 16 - 18 млн. рублей.
Таким образом, с учетом приведенных факторов бюджеты всех уровней ежегодно будут дополнительно получать порядка 190 млн. рублей.
Лесной доход - это доля платежей за использование лесов, приходящаяся на единицу площади земель лесного фонда или:
,
где
ЛД - лесной доход;
П - платежи во все уровни бюджета;
С - субвенции из федерального бюджета;
ЛФ - общая площадь земель лесного фонда.
По состоянию на 01 января 2010 года ежегодный размер лесного дохода для территории автономного округа составлял 6,2 руб./га. С учетом выявленного при лесоустройстве резерва поступлений платежей и за минусом стоимости лесоустроительных работ при их периодичности раз в 10 лет чистый лесной доход увеличится и составит, соответственно, 10,4 руб./га, т.е. вырастет на 68%.
К указанному обоснованию экономической эффективности необходимо добавить, что лесоустройство является наиболее действенным инструментом управления лесами, а периодичность его проведения раз в 10 лет проверена многолетним опытом ведения лесного хозяйства в Российской Федерации и подтверждена зарубежной практикой, а увеличение этого срока сказывается на всех ступенях производственной деятельности, включая экологию, управление, и экономику.
5.2. Продуктивность лесов.
Продуктивность лесов характеризуется динамикой общего среднего прироста насаждений на 1 га покрытых лесом земель (куб. м/га).
На территории лесного фонда автономного округа преобладают низкопроизводительные естественные насаждения хвойных и мягколиственных пород. Так, древостои 5 - 5б классов бонитета составляют 85% общей площади покрытых лесом земель. И хотя хвойные, т.е. более качественные и высокопроизводительные насаждения занимают 78% покрытых лесом земель, общий средний прирост составляет всего 0,6 куб. м/га. Этот показатель зафиксирован на дату передачи полномочий субъекту Российской Федерации по материалам предыдущего лесоустройства.
В результате предстоящих лесоустроительных работ, учитывающих естественный рост насаждений за последние 10 - 15 лет, динамику гарей и погибших насаждений, комплекс мероприятий по воспроизводству лесов, по предварительной экспертной оценке данный лесоводственный показатель составит 0,6 - 0,8 куб. м/га.
Повышению продуктивности лесов будет способствовать развитие транспортной инфраструктуры региона, а также омолаживание насаждений путем постепенной замены перестойных насаждений на более молодые и перспективные для быстрого роста.
В результате проведения комплекса лесоустроительных работ будут созданы необходимые условия для принятия департаментом эффективных управленческих решений в области использования и контроля за лесными ресурсами.
Приложение N 1
к целевой программе ведомства
"Проведение лесоустроительных работ
в лесном фонде Ямало-Ненецкого
автономного округа на 2011 - 2013 годы"
Распределение
площади лесного фонда автономного округа по разрядам лесоустройства
Наименование лесничества |
Наименование участкового лесничества |
Разряд устройства (п. 55 Инструкции) |
Способ устройства (п. 63 Инструкции) |
Устраиваемая площадь (га) |
Финансовый результат (тыс. руб.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Ноябрьское |
Муравленковское |
|
приобретение КСМ |
|
1 441 |
Ноябрьское |
Муравленковское |
2 |
глазомерный |
217 610 |
9 863 |
Ноябрьское |
Муравленковское |
3 |
глазомерный с элементами актуализации |
383 405 |
17 378 |
Ноябрьское |
Муравленковское |
3 |
дешифровочный и актуализации |
599 014 |
8 303 |
Ноябрьское |
Вынгапуровское |
|
приобретение КСМ |
|
2 085 |
Ноябрьское |
Вынгапуровское |
2 |
глазомерный |
314 935 |
14 274 |
Ноябрьское |
Вынгапуровское |
3 |
глазомерный с элементами актуализации |
554 880 |
25 150 |
Ноябрьское |
Вынгапуровское |
3 |
дешифровочный и актуализации |
866 921 |
12 016 |
Всего |
|
|
|
2 936 765 |
90 510 |
Таркосалинское |
Все участковые лесничества |
|
приобретение КСМ |
|
5 485 |
Таркосалинское |
Все участковые лесничества |
2 |
глазомерный |
908 868 |
41 194 |
Таркосалинское |
Все участковые лесничества |
3 |
глазомерный с элементами актуализации |
812 294 |
36 817 |
Таркосалинское |
Все участковые лесничества |
3 |
дешифровочный и актуализации |
2 809 795 |
38 945 |
Всего |
|
|
|
4 530 957 |
122 441 |
Красноселькупское |
Все участковые лесничества |
|
приобретение КСМ |
|
12 145 |
Красноселькупское |
Толькинское участковое лесничество (часть - для лесопромышленного комплекса) |
2 |
глазомерно-измерительный |
20 000 |
906 |
Красноселькупское |
Все |
2 |
глазомерный |
657 945 |
29 821 |
Красноселькупское |
Все |
3 |
глазомерный с элементами актуализации |
1 255 882 |
56 923 |
Красноселькупское |
Все |
3 |
дешифровочный и актуализации |
7 973 586 |
110 517 |
Всего |
|
|
|
9 907 413 |
210 312 |
Ямальское |
Все участковые лесничества |
|
приобретение КСМ |
|
7 835 |
Ямальское |
Все участковые лесничества |
2 |
глазомерный |
386 102 |
17 500 |
Ямальское |
Все участковые лесничества |
3 |
глазомерный с элементами актуализации |
|
0 |
Ямальское |
Все участковые лесничества |
3 |
дешифровочный и актуализации |
6 535 104 |
90 579 |
Всего |
|
|
|
6 921 206 |
115 914 |
Надымское |
Все участковые лесничества |
|
приобретение КСМ |
|
7 444 |
Надымское |
Все участковые лесничества |
2 |
глазомерный |
185 014 |
8 386 |
Надымское |
Все участковые лесничества |
3 |
глазомерный с элементами актуализации |
80 200 |
3 635 |
Надымское |
Все участковые лесничества |
3 |
дешифровочный и актуализации |
6 001 343 |
83 181 |
Всего |
|
|
|
6 266 557 |
102 646 |
Итого |
|
|
|
30 562 898 |
641 823 |
Приложение N 2
к целевой программе ведомства
"Проведение лесоустроительных работ
в лесном фонде Ямало-Ненецкого
автономного округа на 2011 - 2013 годы"
Финансирование
целевой программы ведомства "Проведение лесоустроительных работ
в лесном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа
на 2011 - 2013 годы" по годам
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 июня 2011 г. N 420-П "Об утверждении целевой программы ведомства "Проведение лесоустроительных работ в лесном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 24 июня 2011 г., спецвыпуск N 35
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2012 г. N 1114-П
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 сентября 2011 г. N 659-П
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 августа 2011 г. N 588-П