Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовка раздела I "Цели, задачи и показатели деятельности
субъекта бюджетного планирования"
В разделе I Доклада должна быть представлена структура целей и тактических задач субъекта бюджетного планирования, подведомственных ему получателей средств окружного бюджета (далее - программно-целевая структура), дающая ясное представление об основных значимых для социально-экономического развития автономного округа целях его деятельности, направлениях и механизмах реализации этих целей в виде графических схем согласно приложениям NN 10, 11 к настоящим Методическим рекомендациям.
Программно-целевая структура бюджетного планирования состоит из:
- целей субъекта бюджетного планирования;
- тактических задач, формируемых для реализации цели;
- целей бюджетных целевых программ;
- показателей деятельности.
Цели субъекта бюджетного планирования должны соответствовать приоритетам государственной политики и способствовать достижению (вносить вклад в достижение одной или нескольких) стратегических целей развития автономного округа в плановом периоде. Примерный перечень стратегических целей автономного округа, рекомендуемый для подготовки Докладов, приведён в приложение N 9 к настоящим Методическим рекомендациям. Указанный перечень не является исчерпывающим и (или) жёстко предопределённым и может быть дополнен (скорректирован) субъектами бюджетного планирования.
В целях оценки деятельности субъекта бюджетного планирования для каждой цели должен быть установлен коэффициент веса (относительной значимости). Сумма данных коэффициентов по всем целям субъекта бюджетного планирования должна быть равна единице.
В целях оценки степени достижения целей субъекта бюджетного планирования для каждой тактической задачи должен быть определён коэффициент веса (относительной значимости). Сумма данных коэффициентов по всем тактическим задачам для достижения конкретной цели должна быть равна единице.
Для каждой цели и тактической задачи приводятся значения основных показателей деятельности субъекта бюджетного планирования, характеризующих достижение этой цели и тактической задачи в отчётном и плановом периодах, а также их целевые значения по форме согласно приложению N 1 к настоящим Методическим рекомендациям. Для каждого показателя должен быть определён вес (относительная значимость) этого показателя для данной цели (задачи). Сумма весов показателей, характеризующих достижение данной цели (решение данной задачи), должна быть равна единице.
Субъект бюджетного планирования должен сформулировать свои цели применительно лишь к тем целям стратегического развития автономного округа, которые имеют прямое отношение к подведомственным сферам его деятельности.
Совокупность целей должна охватывать все направления деятельности субъекта бюджетного планирования. Количество целей субъекта бюджетного планирования, как правило, не должно превышать пяти, и они должны быть выделены при заполнении соответствующих форм.
Для каждой цели должны быть приведены ссылки на нормативные правовые акты, определяющие основные государственные функции, отнесённые к компетенции субъекта бюджетного планирования: Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов автономного округа, нормативных правовых актов автономного округа, приоритетов социально-экономического развития автономного округа и т.д.
Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать:
терминов, понятий и выражений, которые допускают произвольное или неоднозначное толкование;
указаний на иные цели, задачи, эффекты или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели;
описания путей, средств и методов достижения цели.
Правильно сформулированная система целей должна содержать набор актуальных потребностей населения автономного округа, отражённых в основных направлениях социально-экономического развития автономного округа, и не должна зависеть от средств их достижения.
Выбор конкретных путей, средств и методов достижения целей осуществляется при формировании тактических задач и подготовке бюджетных целевых программ.
Тактические задачи формируются для конкретизации отдельных направлений достижения цели, в рамках которых предусматривается получение количественно измеримых общественно значимых результатов в течение определённого периода времени или к определённому сроку. Следует избегать постановки задач, направленных на обеспечение деятельности самого субъекта бюджетного планирования.
Сроки решения каждой из тактических задач или период времени, за который планируется получение соответствующих общественно значимых результатов, определяются в рамках сроков достижения цели (как правило, на срок до трёх лет, по истечении которого будет производиться анализ достигнутых результатов и установление целевых значений на следующий период).
Совокупность тактических задач (как правило, от трёх до семи для каждой цели) должна охватывать все направления деятельности субъекта бюджетного планирования по достижению соответствующей цели. Выделение тактических задач должно производиться с учётом необходимости обеспечения подотчётности и ответственности за их реализацию в рамках установленной структуры органов исполнительной власти автономного округа и в соответствии с возложенными на них функциями.
При постановке тактических задач рекомендуется избегать неконкретных формулировок "создание условий для..." в связи со сложностью оценки в дальнейшем уровня создания данных условий и в связи с этим уровня решения поставленных тактических задач.
При разработке системы показателей (индикаторов), тактических задач следует учитывать показатели реализации конкретных бюджетных целевых программ, реализуемых в целях решения тактических задач субъекта бюджетного планирования, а также руководствоваться принципами:
минимизации количества планируемых (отчётных) показателей при сохранении полноты информации и своевременности её представления. Как правило, по каждой задаче должно быть приведено не более трёх показателей. В случае использования большего их числа необходимо разделить показатели на основные и дополнительные;
использования показателей конечных общественно значимых результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей за счёт оказания им субъектом бюджетного планирования и подведомственными ему получателями средств окружного бюджета государственных услуг (далее - показатели конечных результатов).
Использование показателей непосредственных результатов деятельности, характеризующих объём и качество государственных услуг, оказанных субъектом бюджетного планирования и подведомственными ему получателями средств окружного бюджета внешним потребителям, допускается только при обосновании невозможности применения показателей конечных результатов.
Используемые показатели должны в максимально возможной степени соответствовать следующим требованиям:
адекватность: показатель (группы показателей) должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи;
точность: погрешности измерения не должны приводить к искажённому представлению о результатах деятельности субъекта бюджетного планирования;
объективность: не допускается использование показателей, улучшение отчётных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел, используемые показатели должны в наименьшей степени создавать стимулы для субъектов бюджетного планирования и подведомственных ему получателей бюджетных средств к искажению результатов их деятельности;
достоверность: способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки программы;
однозначность: определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей;
экономичность: получение отчётных данных должно производиться с минимально возможными затратами, применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих программах сбора информации;
сопоставимость: выбор показателей следует осуществлять, исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды и с показателями, используемыми для оценки прогресса в решении сходных (смежных) задач, а также с показателями, используемыми в международной практике;
своевременность и регулярность: отчётные данные должны поступать со строго определённой периодичностью и с незначительным временным периодом между моментом сбора информации и сроком её использования (для использования в целях мониторинга отчётные данные должны представляться не реже 1 раза в год и, как правило, не более чем через 2 - 3 месяца после окончания отчётного периода);
уникальность: показатели достижения цели не должны представлять собой объединение нескольких показателей, характеризующих решение отдельных, относящихся к этой цели задач.
В число используемых показателей, характеризующих деятельность субъекта бюджетного планирования, должны включаться показатели, характеризующие уровень удовлетворённости потребителей государственных услуг, оказываемых (финансируемых) субъектом бюджетного планирования, объёмом и качеством потребляемых услуг, а также показатели, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 года N 322 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", распоряжением Администрации автономного округа от 16 июля 2009 года N 273-РА "Об утверждении списка заместителей Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, ответственных за представление информации для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа".
В ходе определения и разработки методик расчёта показателей, характеризующих достижение целей и решение задач, необходимо исходить из тех государственных функций субъекта бюджетного планирования, которые установлены в утверждённом Положении о нём, а также располагаемой ведомственной статистики и информации, представляемой Федеральной службой государственной статистики.
Сводные показатели выполнения тактических задач субъекта бюджетного планирования (приложение N 1 к настоящим Методическим рекомендациям) должны соответствовать основным показателям реализации конкретных программ, непрограммной деятельности, реализуемых в целях решения тактических задач (приложения NN 5, 6 к настоящим Методическим рекомендациям).
Например:
Стратегическая цель развития автономного округа (согласно приложению N 9 к настоящим Методическим рекомендациям):
Повышение уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей населения.
Подцель стратегической цели развития автономного округа (согласно приложению N 9 к настоящим Методическим рекомендациям):
Обеспечение потребности в услугах культуры и духовное развитие.
Цели департамента культуры автономного округа:
Цель 1. Обеспечение прав на доступ к культурным ценностям населения автономного округа (коэффициент веса цели 0,5)
Показатели:
- среднее количество посещений музеев на 1000 жителей (вес показателя 0,4);
- среднее количество пользователей библиотек на 1000 жителей (вес показателя 0,4);
- среднее число посещений кино- и видеосеансов на 1000 жителей (вес показателя 0,2).
Задача 1.1. Создание и поддержка государственных музеев (коэффициент веса тактической задачи 0,5)
(подпункт 2.1.2 Положения о департаменте культуры автономного округа, утверждённого постановлением Администрации автономного округа от 4 сентября 2008 года N 468-А).
Показатели:
- число единиц хранения музейного фонда (вес показателя 0,3);
- доля музейных предметов, занесённых в электронный каталог (вес показателя 0,2);
- количество посещений музея (вес показателя 0,4);
- число участников массовых мероприятий (вес показателя 0,1).
Задача 1.2. Расширение информационно-библиотечных услуг (коэффициент веса тактической задачи 0,3)
(подпункт 2.1.1 Положения о департаменте культуры автономного округа, утверждённого постановлением Администрации автономного округа от 4 сентября 2008 года N 468-А).
Показатели:
- объём собственных баз данных (вес показателя 0,3);
- обновляемость фондов (вес показателя 0,2);
- число зарегистрированных посещений пользователей (вес показателя 0,5).
Задача 1.3. Развитие кинематографии (коэффициент веса тактической задачи 0,2)
(подпункт 2.1.9 Положения о департаменте культуры автономного округа, утверждённого постановлением Администрации автономного округа от 4 сентября 2008 года N 468-А) и т.д.
Показатели:
- посещаемость киносеансов (коэффициент веса показателя 0,6) и т.д.
В Докладе субъекта бюджетного планирования должны быть представлены методики по расчёту показателей целей и задач.
Кроме того, необходимо указать источник информации.
Методика представляется по форме согласно приложению N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
В Докладе следует привести обоснование уровня целевого значения каждого из показателей, установленного на конец планового периода (приложение N 2).
При обосновании целевых значений показателей необходимо по возможности сопоставлять их не только с текущим значением, но использовать межрегиональные сравнения.
Целевые значения показателей могут устанавливаться с учётом и на основе:
значений показателя за прошлые периоды;
метода прямого счёта, когда целевое значение устанавливается на уровне, означающем, что проблема, породившая какую-то задачу, полностью решена;
показателей аналогичных программ;
значений аналогичных показателей в развитых регионах, межрегиональных рейтингов и других показателей, применяемых для межрегиональных сопоставлений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.