13 октября 2011 г.
В целях реализации полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере ветеринарии в соответствии с постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июля 2010 года N 146-П "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2012 годы" (далее - Программа).
2. Службе ветеринарии Ямало-Ненецкого автономного округа (Листишенко А.А.) ежегодно осуществлять корректировку мероприятий и объёмов финансирования Программы в соответствии с ассигнованиями, утверждёнными в окружном бюджете на очередной финансовый год.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Кугаевского А.Н.
Губернатор Ямало-Ненецкого |
Д.Н. Кобылкин |
Ведомственная целевая программа
"Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия
на территории Ямало-Ненецкого автономного округа
на 2011 - 2012 годы"
(утв. постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа
от 1 ноября 2010 г. N 336-П)
13 октября 2011 г.
Паспорт
Наименование субъекта бюджетного планирования |
служба ветеринарии Ямало-Ненецкого автономного округа |
Наименование Программы |
Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2012 годы |
Цели и задачи Программы |
цель: обеспечение на территории Ямало-Ненецкого автономного округа эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия; задачи: организация и выполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и незаразных болезней животных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа; обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении, повышение качества животноводческой продукции; укрепление материально-технической базы учреждений государственной ветеринарной службы Ямало-Ненецкого автономного округа; внедрение высокоэффективных научно-обоснованных, экономически целесообразных методов и средств профилактики и терапии болезней животных |
Целевые индикаторы и показатели |
заболеваемость оленей бруцеллёзом; заболеваемость оленей цистицеркозами; экстенсивность поражения подкожным оводом; объёмы лабораторных исследований на бруцеллёз северных оленей; доля продукции оленеводства, не соответствующей требованиям качества и безопасности; доля охвата ветеринарными мероприятиями оленеводческих хозяйств населения Ямало-Ненецкого автономного округа; повышение квалификации ветеринарных врачей государственной ветеринарной службы Ямало-Ненецкого автономного округа |
Характеристика программных мероприятий |
укрепление материально-технической базы учреждений государственной ветеринарной службы Ямало-Ненецкого автономного округа; мероприятия по снижению заболеваемости инфекционными, инвазионными и другими массовыми незаразными болезнями животных; снижение численности популяции подкожного и носоглоточного оводов; транспортное обеспечение противоэпизоотических и лечебных мероприятий; ветеринарное обслуживание мелкотоварного животноводства; лабораторный контроль безопасности и качества продукции и сырья животного происхождения; повышение квалификации ветеринарных врачей государственной ветеринарной службы; нормативно-правовое обеспечение деятельности государственной ветеринарной службы Ямало-Ненецкого автономного округа; выполнение научно-исследовательских работ |
Сроки реализации |
2011 - 2012 годы |
Объёмы финансирования, всего: в том числе: текущая деятельность НИОКР |
общий объём финансирования 37 800 тыс. рублей, в том числе: 33 300 тыс. рублей; 4 500 тыс. рублей |
Перечень показателей, характеризующих результаты реализации Программы, ожидаемые конечные результаты |
выполнение мероприятий Программы позволит снизить заболеваемость животных особо опасными, карантинными заболеваниями и болезнями, создающими угрозу здоровью населения, наносящими значительный экономический ущерб; внедрение научных разработок и современных технологий, применение средств профилактики болезней животных позволит повысить объёмы и качество продукции оленеводства; применение средств профилактики и лечения заболеваний животных обеспечит безопасность продукции оленеводства в ветеринарно-санитарном отношении |
I. Характеристика проблемы (задачи), на решение которой
направлена Программа
Повышению продуктивности отраслей животноводства (оленеводство, пушное звероводство и скотоводство) на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) способствует профилактика и ликвидация инфекционных и инвазионных заболеваний.
С проведением мероприятий окружной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 - 2010 годы", координатором которой является департамент по развитию агропромышленного комплекса автономного округа, государственная ветеринарная служба автономного округа укрепила материально-техническую базу.
В соответствии с мероприятиями окружной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 - 2010 годы" для учреждений государственной ветеринарной службы автономного округа приобретены транспортные средства, лабораторное диагностическое оборудование, холодильное оборудование для хранения биопродукции. Приобретены средства идентификации (мечения) оленей, средства связи.
Для сельскохозяйственных предприятий и оленеводов-частников за счёт мероприятий указанной программы были приобретены химиотерапевтические препараты, средства механизации для проведения обработок северных оленей, различные ветеринарные препараты. На базе государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Ямальский полярный агроэкономический техникум" проведены курсы ветеринарных помощников. Специалисты государственной ветеринарной службы автономного округа прошли курсы повышения квалификации.
Создана электронная эпизоотическая карта, которая позволит наглядно увидеть современную картину эпизоотического состояния территории автономного округа.
В оленеводстве автономного округа были достигнуты положительные результаты в повышении продуктивности животных и снижении заболеваемости северных оленей. Научные разработки позволили внедрить в оленеводство ряд новых препаратов для профилактики инвазионных болезней животных и усовершенствовать методики диагностики инфекционных заболеваний северных оленей.
Значение основных целевых индикаторов было достигнуто, по некоторым получен положительный результат, что говорит о высокой эффективности применения программно-целевого метода и осуществления программных мероприятий.
В отношении показателей целевых индикаторов в 2009 году выявилось снижение заболеваемости оленей бруцеллёзом на 0,3% от плановых показателей.
Заболеваемость оленей цистицеркозами снизилась по сравнению с 2008 годом, но не достигла плановых показателей.
Несмотря на отсутствие финансового обеспечения по мероприятию 1.13.5.3 "Снижение численности популяции подкожного и носоглоточного овода", экстенсивность инвазии подкожным оводом также снизилась на 10% от плановых показателей. Поставки противооводовых лекарственных средств осуществлялись за счёт средств федерального бюджета.
Объёмы лабораторных исследований в связи с улучшением материально-технической базы диагностических лабораторий по сравнению с плановыми показателями значительно увеличились, в том числе:
- на бруцеллёз северных оленей на 15% и составили 18234 пробы;
- на паразитарные заболевания рыб более чем в 4,9 раза выше плановых показателей.
Общий объём финансирования окружной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 - 2010 годы" в части обеспечения ветеринарного благополучия составил в 2008 - 2009 годы 20 401,5 тыс. рублей. При этом указанная программа была недофинансирована на 34 598,5 тыс. рублей.
Вместе с тем, несмотря на достигнутые результаты при выполнении мероприятий окружной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 - 2010 годы", проблемы остаются.
Восточная часть автономного округа неблагополучна по бруцеллёзу северных оленей - заболеванию, представляющему опасность для здоровья человека.
Некробактериоз северных оленей широко распространён на территории автономного округа. Это заболевание приносит немалый ущерб оленеводству - заболеваемость в 2009 году составила 1,3%, летальность - 4,6%. Экономические потери оленеводства, нанесённые этим заболеванием, составили более 10 млн. рублей.
Высока заболеваемость северных оленей цистицеркозами: в 2009 году заболевание выявлено у 6853 голов, что составляет 16% от обследованного поголовья. Окончательным хозяином возбудителей этой группы заболеваний являются оленегонные собаки и дикие плотоядные (песец, лисица, волк). Тесный контакт этих животных и северного оленя обеспечивает надёжный путь передачи возбудителей и серьёзно затрудняет профилактику этого природно-очагового заболевания. Значение каждого вида домашних и диких плотоядных в передаче цистицеркоза оленей не установлено. Общепринятые методы и средства предупреждения этих заболеваний не дают должного эффекта, а иногда приводят к рассеиванию возбудителя во внешней среде. Методы лечения этих заболеваний у оленей не разработаны.
Широкое распространение на территории автономного округа кишечных гельминтозов, главным образом цестодозов, является одной из причин резкого снижения продуктивности северных оленей, задержкой роста и развития молодняка, снижением плодовитости, повышенной восприимчивости к другим болезням. Некоторые виды цестод представляют опасность и для человека.
Также на территории автономного округа распространены эдемагеноз и цефеномийоз северных оленей - болезни, вызываемые личинками подкожного и носоглоточного оводов. Этими заболеваниями поражается 10% оленей (2009 год). Одна личинка подкожного овода за период своей жизни в организме оленя приводит к недополучению 28 гр. мяса. Таким образом, потери продукции составляют около 4 кг на голову. Для того чтобы снизить численность популяции оводов на территории автономного округа в целом необходимо подвергать ранней химиотерапии как минимум 90% поголовья оленей. При таком объёме обработок можно прогнозировать снижение численности оводов на порядок спустя 3 - 4 года.
При осуществлении полномочий в области государственного ветеринарного надзора возникает немало правовых коллизий, требующих глубоких знаний юридических процедур, нормативных правовых документов в области не только надзора и ветеринарных, санитарных и технических правил и требований, но и имущественных отношений, судопроизводства, процессуальной и судебной практики. Территория автономного округа также не застрахована и от заноса особо опасных и карантинных инфекций. Эта проблема в последнее время становится актуальной. Поэтому в целях улучшения качества проведения государственного ветеринарного надзора, оказания ветеринарных услуг, проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и незаразных болезней животных на территории автономного округа важно регулярно проводить повышение квалификации ветеринарных врачей государственной ветеринарной службы, а также нормативно-правовой мониторинг законов автономного округа в сфере ветеринарии.
В связи с многоплановостью поставленных задач существует необходимость их решения на ведомственном уровне. Принятие ведомственной целевой программы "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2012 годы" (далее - Программа), которая является продолжением окружной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 - 2010 годы", позволит в полной мере осуществлять полномочия субъекта в области ветеринарии в соответствии с действующим законодательством.
II. Предложения по целям и задачам Программы. Предложения по целевым
индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход
реализации Программы по годам
Целью Программы является обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия автономного округа.
Для достижения поставленной цели Программы необходимо решить следующие задачи:
укрепление материально-технической базы учреждений государственной ветеринарной службы автономного округа;
внедрение высокоэффективных научно обоснованных, экономически целесообразных методов и средств профилактики и терапии болезней животных;
организация и выполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и незаразных болезней животных на территории автономного округа;
обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении и повышение качества продукции.
Эффективная реализация поставленных задач должна обеспечить население автономного округа безопасной в ветеринарно-санитарном отношении продукцией оленеводства. В оленеводческих хозяйствах будут внедрены передовые достижения науки, животные будут защищены от инфекционных и инвазионных болезней, что создаст условия для увеличения объёмов производства мяса оленины и повышения качества продукции.
Важнейшие целевые индикаторы реализации Программы приведены в таблице 1.
Таблица 1
Важнейшие целевые индикаторы реализации Программы
N п/п |
Целевые индикаторы |
Единица измерения |
2010 |
2011 |
2012 |
Весовое значение показателя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Заболеваемость северных оленей бруцеллёзом |
% |
0,2 |
0,2 |
0,15 |
0,2 |
2. |
Заболеваемость северных оленей цистицеркозами |
% |
15 |
12,5 |
10 |
0,2 |
3. |
Экстенсивность поражения подкожным оводом |
% |
20 |
10 |
10 |
0,15 |
4. |
Объёмы лабораторных исследований на бруцеллёз северных оленей |
проба |
18200 |
18200 |
18200 |
0,1 |
5. |
Доля продукции оленеводства, не соответствующей требованиям качества и безопасности |
% |
0,25 |
0,23 |
0,21 |
0,1 |
6. |
Доля специалистов из числа ветеринарных врачей, прошедших повышение квалификации |
% |
4,0 |
5,1 |
6,1 |
0,1 |
7. |
Доля охвата ветеринарными мероприятиями оленеводческих хозяйств населения |
% |
30 |
50 |
60 |
0,15 |
Методика оценки индикаторов Программы
Оценка эффективности Программы будет ежегодно производиться на основе использования целевых индикаторов и обеспечит мониторинг динамики изменений в сфере обеспечения эпизоотического благополучия за оцениваемый период с целью уточнения задач и мероприятий Программы.
Алгоритм расчёта значений целевых индикаторов
Заболеваемость оленей бруцеллёзом.
При расчёте значения целевого индикатора применяются данные о количестве положительно реагирующих проб сыворотки крови. Источник данных - отчёт ведомственного статистического наблюдения, форма N 1-ВЕТ-А "Лечебно-диагностические мероприятия".
,
где:
ЗБ - % заболеваемости оленей;
КПИ - количество проб, исследованных на бруцеллёз;
КПР - количество положительно реагирующих проб.
Заболеваемость оленей цистицеркозом.
При расчёте данного индикатора применяются данные о количестве туш, поражённых цистицеркозом, выявленных при проведении ветеринарно-санитарной экспертизы. Источник данных - отчёт ведомственного статистического наблюдения, форма N 5-ВЕТ "Сведения о ветеринарно-санитарной экспертизе сырья и продукции животного происхождения".
,
где:
ЗЦ - % больных цистицеркозом оленей;
КТПЦ - количество туш, поражённых цистицеркозом;
КТПЭ - количество туш, подвергнутых экспертизе.
Экстенсивность поражения подкожным оводом.
При расчёте данного индикатора применяются данные о количестве выявленных животных, поражённых эдемагенозом. Источник данных - отчёты ведомственного статистического наблюдения, форма N 5-ВЕТ.
,
где:
Э - % экстенсивность поражения оленей эдемагенозом;
КПШ - количество поражённых шкур эдемагенозом;
КШЭ - количество шкур, подвергнутых экспертизе.
Объёмы лабораторных исследований на бруцеллёз.
При расчёте данного индикатора учитываются среднестатистические данные ежегодно проводимых исследований проб сыворотки крови. Источник данных - ведомственные статистические наблюдения, форма N 4-ВЕТ. "Сведения о работе ветеринарной лаборатории".
Доля продукции оленеводства, не соответствующей требованиям качества и безопасности.
При расчёте данного индикатора применяются данные о количестве утилизированной продукции. Источник данных - отчёты ведомственного статистического наблюдения, форма N 5-ВЕТ.
,
где:
ПП - % продукции оленеводства, не соответствующей требованиям качества и безопасности;
У - количество утилизированной (уничтоженной) продукции;
ОКП - общее количество продукции, подвергнутой экспертизе.
Доля специалистов из числа ветеринарных врачей, прошедших повышение квалификации.
,
где:
ПК - % ветеринарных врачей, прошедших повышение квалификации;
ОС - количество ветеринарных врачей государственной ветеринарной службы согласно штатному расписанию;
КС - количество ветеринарных врачей, прошедших курсы повышения квалификации.
Доля охвата ветеринарными мероприятиями оленеводческих хозяйств населения.
,
где:
ОХ - % оленеводческих хозяйств населения, охваченных ветеринарными мероприятиями;
ОВМ - количество хозяйств, охваченных профилактическими лечебными и ветеринарно-санитарными мероприятиями;
ОХН - общее количество хозяйств населения.
Источник данных - отчёт ведомственного статистического наблюдения, формы N 1-ВЕТ-А, N 1-ВЕТ-Г, отчёт территориального органа Федеральной службы статистического наблюдения по автономному округу.
III. Перечень и описание программных мероприятий
Программа включает в себя комплекс мероприятий, (перечень программных мероприятий представлен в приложении N 1 к настоящей Программе), направленных на укрепление материально-технической базы учреждений государственной ветеринарной службы автономного округа и обеспечение здоровья животных (северные олени, оленегонные собаки). Всё это в конечном итоге послужит обеспечению населения автономного округа качественной и безопасной в ветеринарно-санитарном отношении продукцией и оградит население от зооантропонозов.
В связи с отдалённостью коралей в Тазовском и Ямальском районах для проведения противобруцеллёзных и других профилактических мероприятий доставка ветеринарных специалистов для проведения работ во время убойной компании (взятие крови, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы) осуществима только при помощи авиатранспорта (вертолётом). Поэтому в мероприятия Программы закладываются средства на авиационные полёты.
Приобретение снегоходной техники и вездеходов на шинах низкого давления для отделов государственного учреждения "Новоуренгойский центр ветеринарии", государственного учреждения "Салехардский центр ветеринарии", государственного учреждения "Ноябрьский центр ветеринарии" позволит охватить противобруцеллёзными мероприятиями большее количество оленеводов-частников в Тазовском, Приуральском, Красноселькупском, Пуровском районах.
В летние месяцы олени испытывают постоянное беспокойство от нападения кровососущих насекомых и имаго оводов, лишающее их возможности полноценного использования пастбищного корма. Экономический ущерб, причиняемый насекомыми-вредителями оленеводства, складывается из потерь упитанности, увеличении показателя яловости важенок, снижения устойчивости оленей к болезням (в частности, к некробактериозу), жизнеспособности телят, снижения питательной ценности мяса и качества кожевенного сырья. Оводы и гнус представляют большую опасность ещё и как переносчики возбудителей многих инфекционных и инвазионных болезней. Поэтому защита северных оленей от вредных насекомых является необходимым звеном в технологии содержания этих животных. Для выполнения этого мероприятия необходимо приобрести противооводовые препараты и оборудование для их применения (средств механизации).
Важную роль в ведении отгонного оленеводства играет оленегонная (пастушья) собака. Приобретение антгельминтиков, вакцин для оленегонных собак позволит уменьшить риск заболевания оленей цистицеркозами и инфекционными заболеваниями.
Приобретение ветеринарных медикаментов для лечения некробактериоза северных оленей, создаст условия для увеличения объёмов производства мяса оленины и повышения качества продукции за счёт проведения профилактических и лечебных мероприятий.
Безопасность и качество продукции и сырья животного происхождения обеспечивается путём проведения лабораторных исследований. Направлениями лабораторных исследований будут не только диагностика инфекционных и инвазионных заболеваний, но и проведение мониторинга остатков химических веществ и иных исследований по критериям безопасности продукции животного происхождения в связи с требованиями ЕС.
Для предотвращения завоза инфекционных заболеваний в автономный округ с кормами растительного и животного происхождения, используемых в звероводстве и животноводстве, необходимо проводить мониторинг доброкачественности и безопасности кормов.
В связи с существующей угрозой распространения в Российской Федерации особо опасных заболеваний и в соответствии с решением Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации "О мерах по организации межведомственного взаимодействия по обеспечению общественной безопасности при проведении карантинных мероприятий в условиях эпидемий и эпизоотий" необходимо создать пополняемый запас оборудования и материалов, используемых для ликвидации вспышек особо опасных и карантинных болезней всех видов животных.
В рамках мероприятия по ветеринарному обслуживанию мелкотоварного животноводства для оленеводов будут приобретены ветеринарные аптечки, медикаменты, шприцы и другое необходимое оборудование для оказания лечебной и профилактической помощи животным.
Курсы повышения квалификации для оленеводов будут направлены на совершенствование знаний, необходимых в деятельности помощников ветеринаров, изучение наиболее часто встречающиеся заболевания животных, их диагностику, методы лечения и профилактики, оказание методической помощи оленеводам в организации и проведении сезонных ветеринарных мероприятий, практическое освоение полученных теоретических знаний с использованием медикаментов и оборудования. Курсы планируется провести на базе Полярного агроэкономического техникума с участием специалистов службы ветеринарии. В целях более эффективного расходования бюджетных средств возможно проведение курсов непосредственно в районных центрах автономного округа.
Важным условием обеспечения безопасности продукции является повышение квалификации ветеринарных специалистов по вопросам ведения государственного ветеринарного надзора (контроля), оказания ветеринарных услуг, ветеринарно-санитарной и судебной экспертиз, а также мониторинг и разработка нормативных правовых актов в автономном округе в сфере ветеринарии.
Для успешного решения задач, определяемых Программой, необходимо научное сопровождение программных мероприятий.
В целях оздоровления оленеводческих хозяйств от бруцеллёза северных оленей необходимо оптимизировать систему контроля за эпизоотическим благополучием и использовать существующие и усовершенствованные методы бактериологической диагностики. Для этого необходимо провести научно-исследовательскую работу по теме "Оптимизация системы мониторинга эпизоотического благополучия на территории природных очагов бруцеллёза северных оленей".
Задача работы - определить возможности проведения послеубойной экспертизы туш и органов северных оленей с признаками, характерными для бруцеллёза при хроническом течении болезни и отсутствии клинических признаков и отбора биоматериала для лабораторного исследования. Будут определены факторы, способствующие сохранению природных очагов бруцеллёза, проведены испытания в производственных условиях методов серологического и бактериологического контроля. По результатам таких исследований можно будет определить заболеваемость оленей бруцеллёзом, источники инфекции, факторы передачи возбудителя, характерные для оленеводства автономного округа. Целью работы является разработка проекта рекомендаций по оптимизации системы мониторинга эпизоотического благополучия на территории природных очагов бруцеллёза и в угрожаемой зоне.
Научно-исследовательская работа "Оптимизация системы диагностики некробактериоза северных оленей" позволит получить новые научные данные об этиологических факторах некробактериоза. Доказано, что эффективность противоэпизоотических мероприятий против некробактериоза зависит от объективности диагностики и своевременного проведения профилактических мероприятий. В связи с этим возникает необходимость и целесообразность усовершенствовать комплекс дифференциальных диагностических исследований и оптимизировать систему диагностики и профилактики некробактериоза.
Логическим завершением этой работы станет разработка проекта рекомендаций по диагностике некробактериоза с использованием современных, инновационных методов исследований, что позволит улучшить санитарное и экологическое состояние пастбищ и водоёмов, уменьшить ущерб от заболеваний и падежа животных.
Основная цель научно-исследовательской работы "Защита северных оленей от имагинальных цестодозов" - определить тенденции распространения кишечных заболеваний, причинами которых являются гельминты, паразитирующие у северного оленя, установить видовую принадлежность, что позволит подобрать современные наиболее эффективные противоцестодные средства, внедрение которых приведёт к увеличению экономического эффекта от проводимых противопаразитарных мероприятий в оленеводстве.
Важным мероприятием по оздоровлению оленеводческих хозяйств от инвазионных болезней является проведение эколого-биологического мониторинга и коррекция иммунного статуса оленей. В ходе реализации научно-исследовательской работы "Разработка методов коррекции иммунного статуса животных с целью профилактики инвазионных болезней северных оленей" будут реализованы инновационные решения, заключающиеся в объединении теоретических и практических разработок по оздоровлению хозяйств от инвазионных болезней путём коррекции иммунного статуса оленей. В рамках работы планируются инновационные мероприятия, предполагающие проведение скрининга иммуностимуляторов, разработки и апробации новых средств иммунокоррекции, отработки режимов применения наиболее перспективных средств.
Реализация указанных мероприятий позволит улучшить эпизоотическую обстановку в оленеводческих хозяйствах автономного округа, получить дополнительную прибыль и повысить рентабельность производства.
Для этих целей планируется привлечь научно-исследовательские учреждения.
Научные работы, проводимые в оленеводческих хозяйствах, будут направлены на поддержание и обеспечение эпизоотического благополучия на территории автономного округа.
IV. Сроки реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2011 - 2012 годы.
V. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности решения проблемы
Экономическим последствием реализации Программы станет укрепление материально-технической базы учреждений государственной ветеринарной службы автономного округа, что позволит повысить эффективность и объёмы предоставления государственных услуг и исполнение полномочий субъекта Российской Федерации в сфере ветеринарии.
Экономический эффект складывается из предотвращённого ущерба в результате проведённых мероприятий, стоимости дополнительной продукции и сырья животного происхождения, полученных в результате применения средств, обладающих стимулирующим и профилактическим действиями, снижения затрат трудовых и материальных средств за счёт применения более эффективных средств и методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний животных, технических устройств, а также форм организации труда ветеринарных работников, экономически обоснованных объёмов профилактических, оздоровительных и лечебных мероприятий.
Оздоровление оленеводческих хозяйств от бруцеллёза северных оленей позволит получить экономический эффект в виде предотвращённого ущерба от переболевания и падежа северных оленей до 21 млн. рублей в год (при расчётной цене 1 кг оленины в 180 рублей). Помимо этого, оздоровление хозяйств от этого заболевания позволит свободно перемещать животных внутри хозяйства, продавать оленей и вывозить за пределы муниципального образования и автономного округа, вести племенную работу.
Организация ветеринарного обслуживания мелкотоварного животноводства также повысит экономический эффект. В частности, своевременная профилактика оводовых инвазий предотвратит ущерб от недополученного мяса в размере 336 рублей на одного оленя при стоимости обработки, производимой владельцем животного, не более 30 рублей.
Разработка и внедрение высокоэффективных методов профилактики и лечения некробактериоза позволит предотвращать потери продукции на сумму до 40 млн. рублей.
Оздоровление оленеводческих стад от финноза оленей позволит улучшить в целом качество производимой оленины, что приведёт к увеличению выручки от реализации мяса на 15 млн. рублей.
Повышение квалификации ветеринарных специалистов государственной ветеринарной службы и оленеводов будет способствовать также снижению ущерба, наносимого заболеваниями животных, трудозатрат при проведении мероприятий, повышение эффективности самих противоэпизоотических мероприятий.
Экономический эффект от проведения программных мероприятий будет возрастать с увеличением эффективности сельскохозяйственного производства в автономном округе.
Социальный эффект реализации Программы выразится в обеспечении населения качественной и безопасной в ветеринарно-санитарном отношении продукцией, снижении риска заражения людей, занятых в оленеводстве и перерабатывающей промышленности, инфекционными и инвазионными заболеваниями. Учитывая значительную опасность для человека цистицеркозов северных оленей, снижение заболеваемости оленей до 10% приведёт к резкому уменьшению количества случаев эхинококкоза и других цистицеркозов и тениидозов среди тундрового и поселкового населения. Снижение заболеваемости оленей бруцеллёзом до значения 0,15% также уменьшает вероятность заражения бруцеллёзом тундрового населения.
Охрана территории автономного округа от заноса особо опасных болезней животных, снижение заболеваемости животных, как результат, улучшение санитарного состояния пастбищ и водоёмов позволит улучшить экологическое состояние территорий традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
На реализацию Программы и на отклонение значений показателей мероприятий Программы может оказать влияние недостаточное финансирование, а также влияние природно-климатических, социально-экономических и других факторов.
Изменение климатических условий - обильные осадки зимой, затяжная холодная весна - приведёт к снижению резистентности организма животных и повышению восприимчивости животных к различным заболеваниям.
Очень жаркое лето сопровождается массовым лётом оводов, что ведёт к повышению экстенсивности поражения подкожным оводом. Кровососущие насекомые (комары, мошки, слепни, мокрецы) вызывают беспокойство животных, поедаемость корма ухудшается, отсюда возникает снижение мясной продуктивности. Кроме того, насекомые являются переносчиками возбудителей ряда инфекционных и инвазионных болезней.
Погодные условия могут также повлиять и на проведение диагностических, лечебно-профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий в оленеводстве.
Техногенные факторы, связанные с интенсивным освоением северных территорий компаниями топливно-энергетического комплекса, нарушение традиционных маршрутов каслания оленей на пастбища являются предрасполагающими факторами для развития заболеваний.
Немаловажную роль играет и человеческий фактор. Несвоевременная обработка животных против подкожного и носоглоточного оводов повысит экстенсивность поражения оленей. Несоблюдение техники проведения дегельминтизации оленегонных собак приведёт к повышению заболеваемости оленей цистицеркозом, что повлияет на продуктивность и качество получаемой продукции.
Необходимо также учитывать напряжённую эпизоотическую ситуацию в других регионах Российской Федерации, что создаёт угрозу заноса и распространения особо опасных и карантинных инфекций на территории автономного округа.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 октября 2011 г. N 731-П в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 1
к ведомственной целевой программе"Обеспечение эпизоотического
и ветеринарно-санитарного
благополучия на территории
Ямало-Ненецкого
автономного округа
на 2011 - 2012 годы"
Перечень
мероприятий ведомственной целевой программы "Обеспечение
эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия
на территории Ямало-Ненецкого автономного округа
на 2011 - 2012 годы" по направлениям
расходования средств
13 октября 2011 г.
N п/п |
Наименование мероприятия |
Затраты на реализацию программных мероприятий, тыс. рублей |
||
итого |
2011 год |
2012 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Текущая деятельность | ||||
1. |
Укрепление материально-технической базы учреждений государственной ветеринарной службы |
|
|
|
1.1. |
Приобретение снегоходов |
1 880,0 |
1 280,0 |
600,0 |
1.2. |
Приобретение вездеходов на шинах низкого давления (Трэкол) |
5 300,0 |
2 700,0 |
2 600,0 |
2. |
Мероприятия по снижению заболеваемости инфекционными, инвазионными и массовыми незаразными болезнями животных |
|
|
|
2.1. |
Приобретение средств дегельминтизации для оленегонных собак |
500,0 |
200,0 |
300,0 |
2.2. |
Приобретение химиотерапевтических средств для лечения некробактериоза |
400,0 |
200,0 |
200,0 |
2.3. |
Приобретение вакцин против чумы оленегонных собак |
500,0 |
250,0 |
250,0 |
2.4. |
Проведение мониторинговых лабораторных исследований |
800,0 |
400,0 |
400,0 |
2.5. |
Создание пополняемого запаса оборудования и материалов, используемых для ликвидации вспышек особо опасных и карантинных заболеваний животных |
1 520,0 |
720,0 |
800,0 |
3. |
Снижение численности популяции подкожного и носоглоточного оводов |
|
|
|
3.1. |
Приобретение химиотерапевтических препаратов |
4 000,0 |
2 000,0 |
2 000,0 |
3.2. |
Приобретение средств механизации |
700,0 |
350,0 |
350,0 |
4. |
Лабораторный контроль безопасности и качества продукции и сырья животного происхождения. Мониторинг остатков химических веществ |
1 700,0 |
100,0 |
1 600,0 |
5. |
Транспортное обеспечение противоэпизоотических и лечебных мероприятий |
7 900,0 |
3 900,0 |
4 000,0 |
6. |
Повышение квалификации ветеринарных врачей государственной ветеринарной службы |
1 100,0 |
500,0 |
600,0 |
7. |
Нормативно-правовое обеспечение деятельности государственной ветеринарной службы автономного округа |
1000,0 |
500,0 |
500,0 |
8. |
Ветеринарное обслуживание мелкотоварного животноводства |
|
|
|
8.1. |
Оснащение мелкотоварного оленеводства медикаментами и оборудованием |
3 600,0 |
1 800,0 |
1 800,0 |
8.2. |
Курсы повышения квалификации для оленеводов |
2 400,0 |
1 200,0 |
1 200,0 |
|
Итого по разделу "Текущая деятельность" |
33 300,0 |
16 100,0 |
17 200,0 |
НИОКР |
|
|||
1. |
Выполнение научно-исследовательских работ |
|
|
|
1.1. |
Научно-исследовательская работа "Оптимизация системы мониторинга эпизоотического благополучия на территории природных очагов бруцеллёза северных оленей" |
2 000,0 |
1000,0 |
1 000,0 |
1.2. |
Научно-исследовательская работа "Защита северных оленей от имагинальных цестодозов" |
600,0 |
0 |
600,0 |
1.3. |
Научно-исследовательская работа "Разработка методов коррекции иммунного статуса животных с целью профилактики инвазионных болезней северных оленей" |
1 400,0 |
700,0 |
700,0 |
1.4. |
Научно-исследовательская работа "Оптимизация системы диагностики некробактериоза северных оленей" |
500,0 |
0 |
500,0 |
|
Итого по разделу "НИОКР" |
4 500,0 |
1 700,0 |
2 800,0 |
|
Всего |
37 800,0 |
17 800,0 |
20 000,0 |
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 октября 2011 г. N 731-П в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 2
к ведомственной целевой программе"Обеспечение эпизоотического
и ветеринарно-санитарного
благополучия на территории
Ямало-Ненецкого
автономного округа
на 2011 - 2012 годы"
Перечень
имущества, приобретаемого в рамках ведомственной целевой программы
за счёт средств окружного бюджета в 2011 году, подлежащего оформлению
в государственную собственность Ямало-Ненецкого автономного
округа, с указанием наименования имущества, источников
финансирования, конечного пользователя и условий
его передачи (закрепления)
13 октября 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 ноября 2010 г. N 336-П "Об утверждении ведомственной целевой программы "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2012 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 11 ноября 2010 г., спецвыпуск N 142
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 марта 2012 г. N 156-П
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 декабря 2011 г. N 951-П
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 октября 2011 г. N 731-П