Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Муниципальная целевая программа
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками
и их незаконному обороту на 2011 - 2014 годы"
(далее - Программа)
(утв. постановлением Администрации г. Ноябрьск
от 17 января 2011 г. N П-13)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
муниципальная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011 - 2014 годы" |
Основание для разработки |
Бюджетный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"; Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 июня 2003 года N 35-ЗАО "О профилактике наркомании и токсикомании в Ямало-Ненецком автономном округе"; постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 июля 2009 года N 381-А "Об утверждении окружной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 - 2014 годы"; Устав муниципального образования город Ноябрьск; постановление Администрации города от 30 сентября 2010 года N П-1813 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ" |
Заказчик - координатор Программы |
Управление по делам семьи и молодежи Администрации города Ноябрьска |
Заказчики |
Управление культуры Администрации города; управление по физической культуре и спорту Администрации города; департамент образования Администрации города; |
Ответственные за выполнение мероприятий |
Управление по информационной политике Администрации города; Антинаркотическая комиссия в муниципальном образовании город Ноябрьск; Ноябрьский межрайонный отдел Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Ямало-Ненецкому автономному округу; Управление внутренних дел по городу Ноябрьску; Линейный отдел внутренних дел на станции Ноябрьск; Государственное учреждение здравоохранения Ямало-Ненецкий окружной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями; муниципальное учреждение здравоохранения "Психоневрологический диспансер"; муниципальное учреждение "Центральная городская больница"; |
Цели и задачи Программы |
Целью Программы является дальнейшее развитие комплекса организационных, правовых, психолого-педагогических, медико-социальных условий стабилизации и снижения уровня распространения наркомании, формирование в обществе позитивного отношения к здоровому образу жизни и антинаркотического мировоззрения. Достижение этой цели осуществляется решением следующих основных задач: - координация деятельности отраслевых подразделений Администрации города, правоохранительных органов, общественных организаций; - формирование и реализация единой стратегии и тактики в межведомственном взаимодействии и совершенствование созданной системы профилактики наркомании в муниципальном образовании город Ноябрьск; - реализация комплекса мероприятий антинаркотической направленности среди различных категорий населения, прежде всего среди несовершеннолетних, молодежи и предупреждение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков; - снижение доступности наркотических средств и психотропных веществ для незаконного потребления; - внедрение новых методов и средств лечения, а также медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией; - организация целенаправленной информационно-просветительской работы с населением по антинаркотической пропаганде |
Сроки и этапы реализации |
Программа реализуется в один этап, в период 2011 - 2014 годов |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели по годам реализации Программы |
Целевые индикаторы реализации программы рассчитываются относительно соответствующих показателей 2010 года: - доля подростков и молодежи в возрасте от 11 до 26 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории лиц. Относительный вес целевого индикатора составляет - 0,2; - доля больных наркоманией с длительностью объективно подтвержденной ремиссии свыше трех лет по отношению к общему числу больных наркоманией. Относительный вес целевого индикатора составляет - 0,3; - доля впервые зарегистрированных в муниципальном образовании город Ноябрьск потребителей наркотических средств, в возрасте до 26 лет по отношению к общему числу лиц в возрасте до 26 лет; - охват учащихся образовательных учреждений в муниципальном образовании город Ноябрьск профилактическими образовательными и коррекционными программами по отношению к общему числу учащихся. Относительный вес целевого индикатора составляет - 0,2. |
Основные направления реализации мероприятий |
I. Организационные и правовые меры по противодействию злоупотреблению наркотиками. II. Профилактика злоупотребления наркотиками. III. Диагностика, лечение и реабилитация лиц, потребляющих наркотики без назначения врача |
Объемы финансирования |
Муниципальный бюджет (бюджет учреждений и ведомств - исполнителей мероприятий программы в рамках финансирования основной деятельности). Всего: 5 313 710 руб.: 2011 г. - 273 000 руб.; 2012 г. - 2 037 910 руб.; 2013 г. - 1 525 100 руб.; 2014 г. - 1 477 700 руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации |
- сокращение масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в муниципальном образовании город Ноябрьск среди молодежи; - снижение степени доступности наркотических средств и психотропных веществ в целях незаконного потребления; - увеличение количества подростков и молодежи в возрасте от 11 до 26 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия в сфере незаконного оборота наркотиков, по отношению к общей численности указанной категории лиц; - увеличение количества больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет свыше трех лет, по отношению к общему количеству лиц, состоящих на учете с диагнозом "наркомания"; - выявление фактического количества потребителей наркотических средств; - повышение уровня организации информационно-просветительской работы с населением по антинаркотической пропаганде; - развитие эффективного взаимодействия с общественными объединениями и традиционными религиозными конфессиями по вопросам профилактики наркомании |
I. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа
Одним из факторов незаконного оборота и потребления наркотиков является их доступность, которая формируется в социальной сфере по причине сравнительно низкого жизненного уровня населения среди малообеспеченных граждан, безработных, а также в среде молодежи. В силу своего географического расположения муниципальное образование город Ноябрьск не является транзитным коридором поставок наркотиков и используется наркобизнесом в качестве рынка сбыта и получения сверхприбыли. Все это способствует криминализации ситуации, росту масштабов незаконного оборота наркотиков.
Необходимость разработки муниципальной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011 - 2014 годы" вызвана тем, что современная ситуация продолжает оставаться напряженной и характеризуется сохранением негативных тенденций в сфере незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Численность населения автономного округа составляет более 542 тыс. человек, из которых 29% в возрасте от 18 до 34 лет проживает в городах, являющихся центрами добычи газа и нефти, стратегически важными объектами для округа и Российской Федерации. Основной незаконный сбыт наркотических средств происходит в муниципальных образованиях: город Ноябрьск, город Новый Уренгой, город Надым и Надымский район, где расположены стратегические объекты нефтегазового комплекса.
Наибольшее количество лиц (79,4%), состоящих на профилактическом учете за употребление наркотических средств с вредными последствиями, проживает в этих же муниципальных образованиях автономного округа: в городе Ноябрьске - 380 (36,2%), в городе Новом Уренгое - 291 (27,7%), в Надымском районе - 162 (15,4%).
Динамика заболеваемости на 100 тыс. населения в муниципальном образовании город Ноябрьск выражена в следующих процентных показателях: 2010 г. (1 кв.) - 13,53; 2009 г. - 53,4; 2008 г. - 30,9; 2007 г. - 51,8, а также общее число учтенных потребителей наркотиков: 2010 г. (1 кв.) - 827 чел., в т.ч. 1 несовершеннолетний; 2009 г. - 810 чел., в т.ч. 1 несовершеннолетний; 2008 г. - 825 чел., в т.ч. 2 несовершеннолетних; 2007 г. - 879 чел., несовершеннолетних нет.
Данные показатели говорят о волнообразном развитии процесса наркотизации. Следует учитывать значительное несоответствие реальной и официальной численности потребителей наркотиков (в 8 - 10 раз).
Это свидетельствует о необходимости межведомственного подхода в решении проблемы, который обеспечит координацию и согласованность действий различных субъектов антинаркотической деятельности в сфере профилактики наркомании и токсикомании. Масштабы и отрицательный вектор развития проблемной ситуации обуславливает необходимость решения данной проблемы не только в рамках текущего финансирования.
Предусмотренные Программой мероприятия решают межведомственные задачи, которые не могут быть реализованы в рамках отраслевого финансирования. Межведомственный характер решения поставленных задач достигается за счет того, что каждое мероприятие имеет форму проекта, в реализации которого задействовано максимальное количество субъектов антинаркотической деятельности по профилактике наркомании и токсикомании.
Комплекс запланированных мероприятий предполагает наличие целей, задач, методов решения, ожидаемых результатов, методику их оценки и способствует реализации целей и задач настоящей Программы.
Практикой доказано, что сосредоточение усилий исключительно только на одном из направлений антинаркотической деятельности не позволяет получить устойчивый положительный эффект, на который рассчитана Программа в целом. Поэтому необходима комплексная и системная реализация всех направлений, а именно первичной, вторичной и третичной профилактики в целом. И это является менее затратным и более эффективным подходом, чем проведение отдельно взятых мероприятий обособленно по каждому из трех определяющих направлений.
Эффективным механизмом решения проблемы является программно-целевой метод планирования деятельности с четким определением целей и задач Программы, выбором перечня скоординированных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотиков, и их согласованность с реальными возможностями окружного бюджета и бюджета муниципального образования город Ноябрьск.
Использование программно-целевого метода в решении рассматриваемой проблемы позволяет минимизировать потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах для достижения поставленных целей, обеспечивает их достижение в сроки, определенные в настоящей Программе.
Для решения этих задач в муниципальном образовании город Ноябрьск с 2002 года успешно реализуются антинаркотические окружные целевые программы и с 2008 года муниципальная целевая программа.
Проводимая в рамках этих программ деятельность правоохранительных органов, работа медицинских учреждений и социальных институтов существенно минимизирует вред, наносимый наркобизнесом интересам государства. Это выражается в ощутимом сокращении рядов потенциальных наркопотребителей и соответственно в замедлении темпов прироста количества наркобольных и, как следствие, увеличении количества социально и экономически активного населения муниципального образования город Ноябрьск. В свою очередь сохранение трудовых ресурсов способствует дальнейшему развитию экономики, стабилизации и оздоровлению демографической ситуации.
По итогам данной работы на территории муниципального образования город Ноябрьск за последние годы наметились позитивные тенденции в улучшении наркоситуации в целом, а именно:
- уменьшилось количество лиц, состоящих на учете с диагнозом "наркомания" (2006 год - 464 человека; 2007 год - 475 человек; 2008 год - 445 человек; 2009 год - 448 человек);
- количество смертей, связанных с передозировкой наркотиками, неуклонно убывает за последние три года (2005 год - 5 человек; 2006 год - 6 человек; 2007 год - 12 человек; 2008 год - 2 человека; 2009 год - 2 человека);
- снизилось количество вызовов на станцию скорой медицинской помощи по поводу наркозависимости (2006 год - 130; 2007 год - 122; 2008 год - 45; 2009 год - 49);
Проведение профилактических медицинских мероприятий оказало влияние на увеличение числа лиц, находящихся в ремиссии, и позволило снизить показатели наркозависимости на территории муниципального образования город Ноябрьск.
Анализ хода реализации программных мероприятий позволяет говорить об эффективности реализации Программы согласно целевым индикаторам:
- доля несовершеннолетних подростков и молодежи в возрасте от 11 до 26 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории лиц составляет 5,1% из них:
- количество вовлеченных в профилактические мероприятия от 11 до 26 лет составляет 1 446 человек;
- доля больных наркоманией, прошедших лечение, длительность ремиссии у которых составляет не менее 3 лет, по отношению к общему числу лиц, прошедших лечение и реабилитацию составляет 3,13%, из них:
- больные наркоманией, прошедшие лечение и реабилитацию, с ремиссией не менее 3-х лет составляет 14 человек.
С целью раннего выявления наркопотребителей, а также для всех граждан, проходящих медицинское освидетельствование при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу, проводится тестирование иммуно-хроматографическим экспресс-тестами на содержание наркотических веществ в организме. Лиц, употребляющих наркотики, в 2009 году при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу не выявлено.
Таким образом, реализация на территории муниципального образования город Ноябрьск муниципальной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту 2008 - 2010 гг." способствовала постановке и развитию эффективной работы в рамках профилактики незаконного потребления психоактивных веществ и мотивации на здоровый образ жизни в городском социуме.
II. Основные цели и задачи Программы
Основные цели и задачи Программы определены исходя из необходимости создания основ для дальнейшего развития антинаркотической активности молодежи и необходимых предпосылок для активного вовлечения молодых граждан муниципального образования город Ноябрьск в борьбу с наркотизацией. Реализация Программы потребует от всех участников антинаркотической деятельности разработки и конкретных действий, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач, что соответствует основным направлениям социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск.
Основной целью Программы является сокращение масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ на территории муниципального образования город Ноябрьск, формирование в обществе позитивного отношения к здоровому образу жизни и антинаркотического мировоззрения.
Достижение намеченной цели посредством реализации тактических задач будет иметь стратегическое значение для решения актуальных вопросов обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства, создание условий для успешной реализации позитивной социально-экономической политики в муниципальном образовании город Ноябрьск.
Исходя из вышеизложенного, основными задачами, решаемыми данной Программой, являются:
- формирование и реализация единой стратегии и тактики в межведомственном взаимодействии и совершенствование созданной системы профилактики наркомании;
- реализация комплекса мероприятий антинаркотической направленности среди различных категорий населения, прежде всего среди несовершеннолетних, молодежи;
- предупреждение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;
- снижение доступности наркотических средств и психотропных веществ для незаконного потребления;
- внедрение новых методов и средств лечения, а также медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией;
- организация целенаправленной информационно-просветительской работы с населением по антинаркотической пропаганде.
Реализация Программы осуществляется в один этап.
В социальной сфере реализация программных мероприятий позволит создать благоприятные условия для возвращения к нормальной жизни и трудоустройства лиц, прошедших лечение и реабилитацию, что косвенным образом позволит стимулировать мотивацию на здоровый образ жизни, будет способствовать моральному и физическому оздоровлению населения.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели рассчитываются относительно соответствующих показателей 2010 года:
- доля подростков и молодежи в возрасте от 11 до 26 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории лиц;
- доля больных наркоманией с длительностью объективно подтвержденной ремиссии свыше трех лет по отношению к общему числу больных наркоманией;
- доля впервые зарегистрированных в муниципальном образовании город Ноябрьск потребителей наркотических средств в возрасте до 26 лет по отношению к общему числу лиц в возрасте до 26 лет;
- доля учащихся образовательных учреждений муниципального образования город Ноябрьск, прошедших обучение по профилактическим программам, должна составлять - 50%, к концу 2014 года - 70%.
Таким образом, реализация мероприятий Программы обеспечит действенный результат в области активизации усилий общества по противодействию наркоугрозе.
III. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Источником финансирования Программы являются средства бюджета муниципального образования город Ноябрьск.
В данной Программе предусмотрено увеличение объемов финансирования проводимых социально значимых инновационных профилактических мероприятий.
Расходы на реализацию мероприятий Программы в 2011 - 2014 годах будут уточняться при формировании окружной долгосрочной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 - 2014 годы" на очередной финансовый год и плановый период.
Общий объем финансирования Программы на четыре года составляет 5 313 710 рублей, в том числе по годам:
2011 год - 273 000 рублей;
2012 год - 2 037 910 рублей;
2013 год - 1 525 100 рублей;
2014 год - 1 477 700 рублей.
IV. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Оценка социально-экономической эффективности Программы осуществляется по целевым индикаторам.
Программа носит социальный характер, результаты реализации ее мероприятий будут оказывать влияние на различные стороны жизни муниципального образования город Ноябрьск и общества на протяжении длительного времени. В частности она позволит добиться следующих позитивных изменений в муниципальном образовании город Ноябрьск:
1. В экономической сфере:
- снижение ущерба от злоупотребления наркотиками, уменьшение затрат бюджета муниципального образования город Ноябрьск, направляемых на стационарное и амбулаторное лечение потребителей наркотиков;
- увеличение числа трудоспособного населения, что косвенно повлияет на рост валового внутреннего продукта;
- уменьшение количества финансовых средств населения муниципального образования город Ноябрьск, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков.
2. В медицинской сфере:
- снижение заболеваемости гепатитами B и C, ВИЧ-инфекцией наркотическим путем;
- уменьшение числа летальных исходов от передозировки наркотиками (в т.ч. среди молодежи);
- уменьшение случаев временной нетрудоспособности граждан по различным соматическим заболеваниям и травмам, связанным с употреблением наркотических и психоактивных веществ.
3. В социальной сфере:
- снижение криминализации общества, выражающееся в снижении числа преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;
- формирование системы моральных ценностей;
- воспитание у подростков и молодежи негативного отношения к употреблению наркотических средств;
- увеличение числа подростков и молодежи, выбравших здоровый образ жизни.
4. В политической сфере:
- увеличение политической активности молодежи;
- формирование активной жизненной позиции;
- увеличение числа участников различных детских и молодежных объединений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.