В целях реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 года N Пр-1969, Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 сентября 2009 года N 75-ЗАО "О реализации на территории Ямало-Ненецкого автономного округа государственной научно-технической политики" Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую окружную долгосрочную целевую программу "Развитие научной деятельности Ямало-Ненецкого автономного округа в области археологии на 2012 - 2015 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Владимирова В.В.
Губернатор Ямало-Ненецкого |
Д.Н. Кобылкин |
Окружная долгосрочная целевая программа
"Развитие научной деятельности Ямало-Ненецкого автономного округа
в области археологии на 2012 - 2015 годы"
(утв. постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа
от 14 февраля 2012 г. N 77-П)
Паспорт программы
Наименование Программы |
окружная долгосрочная целевая программа "Развитие научной деятельности Ямало-Ненецкого автономного округа в области археологии на 2012 - 2015 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки |
подпункт "д" пункта 6, подпункт "ж" пункта 7, подпункт "д" статьи 8, подпункт "б" пункта 10 Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 года N Пр-1969 (далее - Основы государственной политики); пункт 12.4 комплексного плана мероприятий Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа и исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 декабря 2010 года N 413-РП |
Госзаказчик |
департамент по науке и инновациям Ямало-Ненецкого автономного округа |
Разработчик Программы |
департамент по науке и инновациям Ямало-Ненецкого автономного округа |
Цели и задачи Программы |
целью Программы является развитие научных исследований в области археологии по изучению истории Ямала и истории заселения арктических территорий. Задачами Программы являются: - научное изучение памятников археологии на территории Ямало-Ненецкого автономного округа; - научное обследование неизученных районов Ямало-Ненецкого автономного округа; - популяризация научной деятельности Ямало-Ненецкого автономного округа |
Сроки и этапы реализации |
Программа реализуется в 2012 - 2015 годах, без деления на этапы |
Целевые индикаторы (показатели) реализации Программы с указанием их целевых значений по годам реализации Программы |
- количество археологических находок (28 000 шт.); - доля площади вскрытого культурного слоя (3,08%); - количество разведанных археологических памятников Ямало-Ненецкого автономного округа (18 шт.); - доля площади разведанной территории (100% от планируемой); - количество изданных научных монографий, статей и научно-популярной литературы и продукции (17 шт.) |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий Программы |
Программа включает в себя три основных раздела, каждый из которых направлен на решение определенных задач: 1. Научные исследования: комплексные археологические и разведочные работы. 2. Популяризация научной деятельности Ямало-Ненецкого автономного округа. 3. Укрепление материально-технической базы государственного казённого учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Научный центр изучения Арктики" (далее - Научный центр) |
Объемы финансирования |
общий объем расходов окружного бюджета по финансированию Программы на период 2012 - 2015 годов составит 87 806 тыс. рублей, в том числе по видам расходов: текущая деятельность - 38 237 тыс. рублей; научно-исследовательские и опытно-конструкторские расходы - 49 569 тыс. рублей; в том числе по годам: 2012 год - 22 043 тыс. рублей; 2013 год - 20 797 тыс. рублей; 2014 год - 21 061 тыс. рублей; 2015 год - 23 905 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
в результате выполнения Программы предполагается получить следующие научные и общественно значимые результаты: - расширить территорию проведения научных исследований; - увеличить количество исследуемых памятников археологии; - пополнить научную базу новыми знаниями; - увеличить количество археологических находок |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Одним из стратегических приоритетов государственной политики Российской Федерации в Арктике, определенных в Основах государственной политики, является совершенствование системы государственного управления социально-экономическим развитием Арктической зоны Российской Федерации, в том числе за счет расширения фундаментальных и прикладных научных исследований в Арктике. Одной из основных мер по реализации государственной политики в области научных исследований и научного обеспечения деятельности в Арктической зоне Российской Федерации является проведение исследований в области истории, культуры и экономики региона.
Территория современного Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ), которую с древности считали "краем Земли" (буквальный перевод с ненецкого языка названия "Ямал") и которая до сих пор многими в России и за рубежом воспринимается лишь в контексте его сырьевых ресурсов, с давних пор является динамично развивающимся, контактным регионом. Здесь еще в глубокой древности возникли культуры, которые органично дополняют и обогащают общий багаж знаний и навыков циркумполярных культур планеты.
Наличие на территории автономного округа уникальных памятников археологии с замороженным культурным слоем, в котором сохраняются практически все остатки материальной культуры, в том числе изделия из органических материалов, дает богатейший источник для изучения истории традиционных культур и формирования хозяйственных, биологических и культурных адаптаций в условиях арктической и субарктической природной среды.
В автономном округе ежегодно проводятся научно-исследовательские работы по изучению памятников древней и средневековой истории. Исследуются наиболее яркие памятники, представляющие помимо массы научной информации уникальные артефакты для региональных музеев.
Вместе с тем, очевидно, что для такой территории как автономный округ проведенные исследования недостаточны. Во-первых, география работ охватывает в основном северо-западные территории автономного округа, в то время как не достаточно изучен восток и северо-восток, а именно: полуостров Гыдан, в целом Тазовский район. Лишь единичные памятники археологии известны в Красноселькупском районе. Общая историческая картина, построенная без участия восточных районов автономного округа, таким образом, будет не полна. Во-вторых, все эти годы ощущалась слабая степень изученности памятников ранних эпох - камня и бронзы. Знания о первоначальных этапах заселения человеком Севера Западной Сибири не достаточны. Без изучения ранних эпох все выводы об истории развития культур на территории автономного округа будут лишены базового основания. В-третьих, проведение научных исследований на памятниках археологии является нерегулярным и нестабильным, вследствие чего научные работы проводятся на единичных памятниках (в 2010 году проведены исследования только на двух памятниках). Значительных результатов в научных работах можно достичь лишь при долговременных систематических исследованиях, которые должны осуществляться в течение нескольких лет. В-четвертых, немаловажной проблемой является эпизодичность мероприятий по популяризации научной деятельности автономного округа. Как следствие, малая информированность значительной части молодежи и взрослого населения о научной деятельности в целом. В-пятых, слабое материально-техническое обеспечение Научного центра не позволяет проводить научные исследования силами государственного учреждения, что снижает возможность развития научной деятельности.
Вышеизложенные проблемы и задачи свидетельствуют об актуальности и необходимости проведения работ, направленных на решение проблем в сфере научной деятельности в области археологии, программно-целевым методом.
Программно-целевой метод позволит комплексно подойти к решению проблем в развитии научной деятельности в области археологии, оптимизировать расходы окружного бюджета и обеспечить прозрачность расходования средств.
Полномочия департамента по науке и инновациям автономного округа в области научной деятельности закреплены следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и автономного округа:
Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ);
Устав (Основной закон) автономного округа;
Закон автономного округа от 25 сентября 2009 года N 75-ЗАО "О реализации на территории Ямало-Ненецкого автономного округа государственной научно-технической политики";
постановление Правительства автономного округа от 24 июня 2010 года N 85-П "О департаменте по науке и инновациям Ямало-Ненецкого автономного округа".
II. Основные цели и задачи Программы, целевые индикаторы (показатели),
позволяющие оценивать ход реализации Программы
Целью Программы является развитие научных исследований в области археологии по изучению истории Ямала и истории заселения арктических территорий.
Для достижения поставленной цели Программы необходимо решение следующих тактических задач:
1) научное изучение памятников археологии на территории автономного округа;
2) научное обследование неизученных районов автономного округа;
3) популяризация научной деятельности автономного округа.
Система целевых показателей (индикаторов), увязанная с программными
целями и задачами, решаемыми Программой
N п/п |
Наименование цели |
Наименование задачи |
Наименование индикатора/показателя |
Единица измерения |
Весовое значение индикатора/показателя |
Базовое значение индикатора/ показателя |
Целевые значения индикатора/показателя по годам реализации Программы |
|||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. |
Развитие научных исследований в области археологии по изучению истории Ямала и истории заселения арктических территорий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1. |
|
научное изучение памятников археологии на территории автономного округа |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1.1. |
|
|
количество археологических находок |
шт. |
0,25 |
2796 |
7000 |
13000 |
20000 |
28000 |
1.1.2. |
|
|
доля площади вскрытого культурного слоя |
% |
0,15 |
0,51 |
0,77 |
1,43 |
2,2 |
3,08 |
1.2. |
|
научное обследование неизученных районов автономного округа |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2.1. |
|
|
количество разведанных археологических памятников автономного округа |
шт. |
0,25 |
- |
6 |
12 |
15 |
18 |
1.2.2. |
|
|
доля площади разведанной территории |
% |
0,15 |
- |
33,3 |
66,7 |
83,3 |
100 |
1.3. |
|
популяризация научной деятельности автономного округа |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.3.1. |
|
|
количество изданных научных монографий, статей и научно-популярной литературы и продукции |
шт. |
0,2 |
1 |
2 |
7 |
12 |
17 |
Методика расчета значений целевых индикаторов и показателей Программы, позволяющих оценить эффективность ее реализации, приведена в приложении к настоящей Программе.
III. Перечень программных мероприятий
Для достижения поставленной цели и решения задач программные мероприятия сформированы в следующие разделы.
Раздел I. Научные исследования: комплексные археологические и разведочные работы.
Мероприятия раздела направлены на выполнение программных задач по научному изучению памятников археологии на территории автономного округа и научному обследованию неизученных районов автономного округа.
При заключении государственных контрактов технические задания на выполнение программных мероприятий данного раздела будут согласовываться с департаментом культуры автономного округа на предмет соблюдения требований законодательства по государственной охране объектов культурного наследия.
Составляющими направлениями мероприятий раздела являются:
1.1. Комплексные археологические работы.
Программой предусматривается изучение археологических памятников в различных районах автономного округа. В результате исследований будут даны географическая и природная характеристики памятников, проведены изыскания о промысловой фауне, хозяйственных занятиях населения в прошлом и настоящем. Сделаны выводы об истории заселения по археологическим и фольклорным данным, письменным источникам.
В рамках данного раздела Программой предусматривается реализация следующих мероприятий:
1.1.1. Комплексные археологические исследования древнего святилища Усть-Полуй. Археологам крайне редко предоставляется возможность изучать памятник, который бы возник и функционировал в качестве святилища, ведь, как правило, археологи имеют дело со стоянками, поселениями, могильниками. Именно это обстоятельство в сочетании с природно-географическими условиями обусловило исключительный характер находок. Без преувеличения сегодня можно констатировать, что аналогий усть-полуйским вещам из дерева и бересты столь глубокой древности ни на территории автономного округа, ни всей Западной Сибири не известно. Получаемые в ходе исследований данные позволят построить аргументированные гипотезы об образе жизни, хозяйстве, мировоззрении, технологиях аборигенного населения. Местоположение уникального древнего памятника в черте г. Салехарда в полной мере способствует успешной популяризации привлекательности региона как для проживания, так и для туристического посещения.
1.1.2. Комплексные археологические исследования памятника-поселения эпохи энеолита - раннего бронзового века (Приуральский район). Для полноценных исторических реконструкций сложной ситуации конца III - II тыс. до н.э. не хватает полноценно исследованных археологических источников. Материалы данного памятника представляют "переходный" период от энеолита к раннему бронзовому веку. В результате исследований будет получен научный и вещевой материал, который позволит прояснить ключевые моменты древней истории региона в III - II тыс. до н.э.
1.1.3. Комплексные археологические исследования Войкарского городка. Памятник археологии Войкарский городок содержит культурные слои с XIII по XIX века. Находки и сооружения, обнаруженные во время раскопок, дают возможность представить себе развитие традиционной культуры, народного искусства и ремесел на протяжении семи столетий. Исследования западносибирского средневекового города позволят с наибольшей полнотой реконструировать материальную и духовную культуру аборигенного населения региона в эпоху средневековья.
1.1.4. Комплексные археологические исследования города Мангазея XVII в. Мангазея - первый русский город Заполярья, основанный в 1601 году. Мангазея была административным центром уезда и служила основным поставщиком в казну ценной пушнины. Исследования показали, что Мангазея была не только перевалочным пунктом для купцов и добытчиков пушнины, как представлялось по письменным источникам, а городом, куда приезжали надолго, обзаводились семьями, занимались различными ремеслами, животноводством и т.д. Исследование русского города позволит более глубоко изучить и воссоздать историю и культуру русского населения региона XVII в. - периода официального освоения региона Россией.
1.1.5. Комплексные археологические исследования Надымского городка XV - XVI вв. Городок основан в конце XII века и был резиденцией вождя военно-политического объединения нескольких территориальных общин. Здесь проживали предки современных ханты, тундровых и лесных ненцев. Исследование средневекового города позволит сделать выводы об истории возникновения, функциях, хозяйственных занятиях населения, истории архитектуры в эпоху средневековья.
1.1.6. Комплексные археологические исследования городища Бухта Находка XII - XIV вв. Данный памятник является самым северным укрепленным поселением аборигенных жителей Арктики, известным в настоящее время. Исследования данного памятника позволят детально изучить и воссоздать историю и культуру аборигенного населения тундровой субарктической территории Западной Сибири периода XII - XIV веков.
1.1.7. Комплексные археологические исследования памятника Ет-то 1, Ет-то 2 (Пуровский район). Реконструкция древнейших этапов первобытной истории на территории автономного округа (эпоха камня, переход к раннему металлу) невозможна без изучения таких памятников как Ет-то 1, Ет-то 2. Это поселение и камнеобрабатывающая мастерская, единственные памятники первобытной истории, известные к настоящему времени на территории автономного округа. Исследования данного памятника позволят изучить древнейшую историю автономного округа.
1.1.8. Комплексные археологические исследования памятника Пямоли-Яха 4 (Пуровский район). Стоянка Пямоли-Яха 4 является памятником первобытной истории, на котором не проводились стационарные исследования. Археологические работы на данном памятнике позволят провести комплексное исследование процессов освоения древним человеком равнинных районов севера Западной Сибири.
1.1.9. Комплексные археологические исследования памятника Улова-2 (Пуровский район). Памятник Улова-2 включает поселение раннего бронзового века и остатки культового места железного века. Археологические работы на данном памятнике позволят реконструировать древнейшие этапы первобытной истории на территории автономного округа.
1.2. Разведочные работы.
Разведочные работы представляют собой комплекс мероприятий, направленный на детальное научное обследование малоизученных и неизученных районов автономного округа, с целью обнаружения и первоначального научного изучения.
В ходе полевых экспедиционных работ будет осуществляться обследование наиболее перспективных в археологическом плане районов. При обнаружении археологических памятников осуществляется их топографическая съемка, фотофиксация, обмеры.
В рамках данного раздела Программой предусматривается реализация следующих мероприятий:
1.2.1. Проведение археологических разведочных работ на территории Красноселькупского района. Представляется целесообразным сосредоточить усилия по историко-культурному изучению района в среднем течении р. Таз на отрезке с. Красноселькуп - граница с Тазовским районом, поскольку это территория с относительно высоким уровнем судоходства и перспективами промышленного освоения.
1.2.2. Проведение археологических разведочных работ в западной части Шурышкарского района. Данные исследования позволят детально изучить процессы социальной и культурной адаптации коренного населения Северо-Западной Сибири в эпоху установления на этой территории Российской государственности, особенности взаимодействия различных этносов в период активных контактов, а также выявить и ввести в научный оборот ряд значимых памятников археологии на ранее слабоизученной территории Шурышкарского района.
1.2.3. Проведение археологических разведочных работ исторических населенных пунктов XVII века в устье рек Собь и Полуй.
Археологическое изучение автономного округа акцентировалось на памятниках древней истории. В связи с этим долгое время выявление исторических населенных пунктов как русского, так и аборигенного населения в бассейне р. Обь не производилось. Несмотря на попытки, предпринимаемые исследователями в последние годы, так и не выявлены: Обдорская (Собская) таможенная застава в устье р. Собь, Обдорский городок (острог, пункт ясачного сбора) в устье р. Полуй, Полуйский (зимний) городок, Гындин (обдорского князя Гынды Моликова) городок - резиденция князей Обдорского княжества. Кроме того, р. Собь является древнейшей транспортной артерией, связывавшей север Западной Сибири с Европейским Севером России.
1.2.4. Проведение археологических разведочных работ в бассейне р. Таз.
Археологическое изучение восточной части автономного округа по причине труднодоступности территории носило эпизодический характер и акцентировалось на обследовании окрестностей населенных пунктов. В связи с этим протяженные участки рек оставались без внимания специалистов. Бассейн р. Таз не является исключением. С археологической точки зрения регион представляет особый интерес, т.к. с эпохи средневековья он был контактной зоной нескольких современных этносов: ненцев, селькупов и энцев. Кроме того, именно в нижнем течении р. Таз располагался опорный центр русского освоения Восточной Сибири XVII в. - Мангазея, близ которой проходили транспортные пути на Енисей. Вместе с тем Красноселькупский район остается одним из малоизученных в археологическом плане. На его территории известно не многим более десяти объектов. Первоочередное обследование требует наиболее перспективные места с точки зрения наличия памятников археологии. В частности район р. Русская (Луцияха) - урочище Надомара.
1.2.5. Проведение археологических разведочных работ на побережье бухты Находка.
Археологических памятников, расположенных на побережье Карского моря, известно немного. Основная масса памятников выявлена по берегам водоемов на внутреннем пространстве полуострова Ямал. Существование нескольких памятников археологии и нежилого национального поселка Бухта Находка предполагает возможность наличия серии других объектов, например, помимо древних стоянок, культовых и погребальных памятников аборигенного населения.
1.2.6. Проведение археологических разведочных работ Нижнего Приобья.
Необходимость проведения данных работ обусловлена недостаточностью данных о памятниках эпохи бронзы. Проведение исследований позволит восполнить пробелы в знаниях и сделать выводы о первоначальных этапах заселения человеком севера Западной Сибири.
1.2.7. Проведение археологических разведочных работ в районе нижнего течения р. Юрибей.
Проведение работ на данной территории обусловлено тем, что по предварительным данным район является перспективным в плане обнаружения большого количества памятников археологии. Также необходимость проведения археологических работ связана с тем, что эта территория находится в зоне активного промышленного освоения.
1.2.8. Проведение археологических разведочных работ на территории Гыданского полуострова.
Необходимо проведение археологической разведки на территории полуострова Гыдан (северо-восток автономного округа) для полного воссоздания истории развития культур на территории автономного округа и общей исторической картины.
1.2.9. Проведение археологических разведочных работ на территории Тазовского района.
Необходимо проведение археологического обследования на востоке автономного округа, т.е. на территории Тазовского района для полного воссоздания истории развития культур на территории автономного округа и общей исторической картины.
Раздел II. Популяризация научной деятельности автономного округа.
Мероприятия раздела направлены на выполнение программных задач по популяризации научной деятельности автономного округа.
Мероприятия раздела способствуют популяризации научной деятельности, которая ведется на археологических памятниках автономного округа в регионах Российской Федерации, странах циркумполярного региона и других, связанных с автономным округом теми или иными видами сотрудничества. Данные мероприятия содействуют развитию международного и межрегионального сотрудничества в сферах научной и научно-технической деятельности, разработки и реализации научных и научно-технических программ и проектов, а также позиционируют автономный округ как активно развивающийся регион в сфере науки.
2.1. Создание научной продукции.
В ходе работ предполагается продолжить выпуск серии коллективных монографий. Планируется выпуск монографических исследований по результатам изучения базовых археологических памятников автономного округа, а именно:
2.1.1. Подготовка к публикации и издание монографии "Мангазея. Городская усадьба заполярного города".
2.1.2. Приобретение оригинал-макета и издание монографии "Надымский городок в конце XVI - первой трети XVIII вв. История и материальная культура".
2.1.3. Подготовка к публикации и издание коллективной монографии, посвященной результатам изучения святилища Усть-Полуй. В течение 2014 - 2015 годов предполагается выпустить первые два тома: том 1. "История изучения и полевые исследования". Подготовка к изданию данного тома будет завершена к 2013 году. Том 2. "Керамический комплекс Усть-Полуя". Подготовка к изданию данного тома будет завершена к концу 2014 года.
2.1.4. Подготовка к публикации и издание монографии "Полуйский городок. История и материальная культура XVI - XVII вв.".
2.1.5. Подготовка к публикации и издание монографии Федоровой Н.В. "Север Западной Сибири в железном веке по материалам древнего и средневекового искусства".
2.1.6. Подготовка к публикации и издание сборника "Археология Арктики".
Данная научная литература будет использована среди ученых как Российской Федерации, так и автономного округа, среди преподавателей вузов и средних учебных заведений, среди студентов и учеников, а также среди широких кругов населения.
Следующие мероприятия:
2.1.7. Создание альбомов по искусству региона "Искусство Усть-Полуя".
2.1.8. Создание альбомов по искусству региона "Искусство эпохи средневековья" позволят наглядно показать красоту и самобытность искусства региона, красочные альбомы будут вызывать интерес не только в России, но и за рубежом.
Мероприятия по созданию научно-популярных фильмов об археологических памятниках позволят вызвать интерес не только в научных кругах России и зарубежных стран, но и у разных слоев населения, особенно у детей и юношества:
2.1.9. Создание научно-популярного фильма о памятнике федерального значения "Городище (жертвенное место) Усть-Полуй".
2.1.10. Создание научно-популярного фильма о Войкарском Городке.
2.1.11. Создание научно-популярного фильма о городе Мангазея XVII в.
2.1.12. Создание научно-популярного фильма о Надымском городке XV - XVI вв.
2.2. Организация научных мероприятий.
2.2.1. Проведение международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию открытия памятника археологии федерального значения "Древнее святилище Усть-Полуй", предполагает обсуждение истории открытия памятника, проблемы его интерпретации, хронологии культурных связей, возможностей реставрации выявленных предметов, а также музеефикации этого археологического объекта.
2.2.2. Проведение всероссийского полевого научного семинара в рамках исследования русского города Мангазея обусловлено тем, что в настоящее время Мангазея является единственным памятником русской археологии на Крайнем Севере России, где ведутся планомерные масштабные археологические исследования. Полевой семинар организовывается для принятия совместного решения группой специалистов задач по наиболее полноценному изучению культурного слоя и методам музеефикации материалов археологических раскопок.
2.2.3. Проведение всероссийского полевого научного семинара в рамках исследования Войкарского городка предусматривает обсуждение коллекции археологических артефактов и вопросов восстановления истории и культуры местного населения.
2.2.4. Проведение всероссийского полевого научного семинара в рамках исследования памятника Горный Самотнел 1 предполагает обсуждение материалов памятника, вопросов истории развития эпохи раннего металла и других проблем древней истории региона.
2.2.5. На научно-практической конференции "Вопросы возникновения и развития культур народов Российского Севера в Арктике" планируется подвести итоги четырехлетних научных археологических исследований, проведенных в автономном округе в рамках настоящей Программы. Будут сделаны выводы о достижении поставленных целей и задач Программы, эффективности ее реализации. Предполагается обсудить перспективы дальнейших научных археологических исследований на Ямале, а также накопившиеся проблемы, связанные с проведением исследований в современных условиях. Материалы конференции будут опубликованы в ведущих научных изданиях Российской Федерации.
Раздел III. Укрепление материально-технической базы Научного центра.
В рамках данного раздела предусматривается укрепление материально-технической базы подведомственного департаменту по науке и инновациям автономного округа Научного центра, в целях выполнения программных задач по научному изучению памятников археологии на территории автономного округа и научному обследованию неизученных районов автономного округа.
Укрепление материально-технической базы предусматривает приобретение научного, экспедиционного и коммуникационного оборудования, программного обеспечения для организации научных исследований.
Перечень программных мероприятий
N п/п |
Мероприятие Программы |
Объём финансирования (тыс. рублей) |
||||||
всего |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||
I. Научные исследования: комплексные археологические и разведочные работы | ||||||||
1.1. Комплексные археологические работы | ||||||||
1.1.1. |
Комплексные археологические исследования древнего святилища Усть-Полуй |
4624 |
832 |
1159 |
1283 |
1350 |
||
1.1.2. |
Комплексные археологические исследования памятника-поселения эпохи энеолита - раннего бронзового века (Приуральский район) |
4780 |
880 |
1200 |
1300 |
1400 |
||
1.1.3. |
Комплексные археологические исследования Войкарского городка |
7300 |
1700 |
1800 |
1900 |
1900 |
||
1.1.4. |
Комплексные археологические исследования города Мангазея XVII в. |
5250 |
1050 |
1300 |
1400 |
1500 |
||
1.1.5. |
Комплексные археологические исследования Надымского городка XV - XVI вв. |
3850 |
1050 |
1300 |
0 |
1500 |
||
1.1.6. |
Комплексные археологические исследования городища Бухта Находка XII - XIV вв. |
3950 |
1050 |
0 |
1400 |
1500 |
||
1.1.7. |
Комплексные археологические исследования памятника Ет-то 1, Ет-то 2 (Пуровский район) |
6600 |
1900 |
1600 |
1600 |
1500 |
||
1.1.8. |
Комплексные археологические исследования памятника Пямоли-Яха 4 (Пуровский район) |
828 |
|
|
828 |
|
||
1.1.9. |
Комплексные археологические исследования памятника Улова-2 (Пуровский район) |
1000 |
|
|
|
1000 |
||
|
Итого |
38182 |
8462 |
8359 |
9711 |
11650 |
||
1.2. Разведочные работы | ||||||||
1.2.1 |
Проведение археологических разведочных работ на территории Красноселькупского района |
1087 |
487 |
600 |
|
|
||
1.2.2. |
Проведение археологических разведочных работ в западной части Шурышкарского района |
900 |
400 |
500 |
|
|
||
1.2.3. |
Проведение археологических разведочных работ исторических населенных пунктов XVII века в устье рек Собь и Полуй |
910 |
410 |
500 |
|
|
||
1.2.4. |
Проведение археологических разведочных работ в бассейне р. Таз |
2070 |
410 |
510 |
550 |
600 |
||
1.2.5. |
Проведение археологических разведочных работ на побережье бухты Находка |
410 |
410 |
|
|
|
||
1.2.6. |
Проведение археологических разведочных работ Нижнего Приобья |
1100 |
500 |
600 |
|
|
||
1.2.7. |
Проведение археологических разведочных работ в районе нижнего течения р. Юрибей |
970 |
|
970 |
|
|
||
1.2.8. |
Проведение археологических разведочных работ на территории Гыданского полуострова |
2200 |
|
|
1100 |
1100 |
||
1.2.9. |
Проведение археологических разведочных работ на территории Тазовского района |
900 |
|
|
|
900 |
||
|
Итого |
10547 |
2617 |
3680 |
1650 |
2600 |
||
|
Всего по разделу |
48729 |
11079 |
12039 |
11361 |
14250 |
||
II. Популяризация научной деятельности автономного округа | ||||||||
2.1. Создание научной продукции | ||||||||
2.1.1. |
Подготовка к публикации и издание монографии "Мангазея. Городская усадьба заполярного города" |
1900 |
|
400 |
1500 |
|
||
2.1.2. |
Приобретение оригинал-макета и издание монографии "Надымский городок в конце XVI - первой трети XVIII вв. История и материальная культура" |
1800 |
300 |
1500 |
|
|
||
2.1.3. |
Подготовка к публикации и издание монографии "Полуйский городок. История и материальная культура XVI - XVII вв." |
1840 |
340 |
1500 |
|
|
||
2.1.4. |
Подготовка к публикации и издание коллективной монографии, посвященной результатам изучения святилища Усть-Полуй |
3000 |
|
|
1500 |
1500 |
||
2.1.5. |
Подготовка к публикации и издание монографии Федоровой Н.В. "Север Западной Сибири в железном веке по материалам древнего и средневекового искусства" |
1500 |
|
|
|
1500 |
||
2.1.6 |
Подготовка к публикации и издание сборника "Археология Арктики" |
2200 |
500 |
200 |
1500 |
|
||
2.1.7. |
Создание альбомов по искусству региона "Искусство Усть-Полуя" |
1500 |
|
1500 |
|
|
||
2.1.8. |
Создание альбомов по искусству региона "Искусство эпохи средневековья" |
1500 |
|
|
1500 |
|
||
2.1.9. |
Создание научно-популярного фильма о памятнике федерального значения "Городище (жертвенное место) Усть-Полуй" |
1000 |
1000 |
|
|
|
||
2.1.10. |
Создание научно-популярного фильма о Войкарском городке |
1500 |
|
1500 |
|
|
||
2.1.11. |
Создание научно-популярного фильма о городе Мангазея XVII в. |
1700 |
|
|
1700 |
|
||
2.1.12. |
Создание научно-популярного фильма о Надымском городке XV - XVI вв. |
1500 |
|
|
|
1500 |
||
|
Итого |
20940 |
2140 |
6600 |
7700 |
4500 |
||
2.2. Организация научных мероприятий | ||||||||
2.2.1. |
Проведение международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию открытия памятника археологии федерального значения "Древнее святилище Усть-Полуй" |
4800 |
4800 |
|
|
|
||
2.2.2. |
Проведение всероссийского полевого научного семинара в рамках исследования русского города Мангазея |
1400 |
|
1400 |
|
|
||
2.2.3. |
Проведение всероссийского полевого научного семинара в рамках исследования Войкарского городка |
2000 |
|
|
2000 |
|
||
2.2.4. |
Проведение всероссийского полевого научного семинара в рамках исследования памятника Горный Самотнел 1 |
1655 |
|
|
|
1655 |
||
2.2.5. |
Проведение научно-практической конференции "Вопросы возникновения и развития культур народов Российского Севера в Арктике" |
3500 |
|
|
|
3500 |
||
|
Итого |
13355 |
4800 |
1400 |
2000 |
5155 |
||
|
Всего по разделу |
34295 |
6940 |
8000 |
9700 |
9655 |
||
III. Укрепление материально-технической базы Научного центра | ||||||||
3.1. |
Приобретение научного, экспедиционного и коммуникационного оборудования, программного обеспечения для организации научной деятельности в автономном округе |
4782 |
4024 |
758 |
|
|
||
|
Итого |
4782 |
4024 |
758 |
|
|
||
|
Всего |
87806 |
22043 |
20797 |
21061 |
23905 |
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Программа реализуется в 2012 - 2015 годах. Потребность в финансовых ресурсах составляет 87 806 тыс. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 22 043 тыс. рублей, 2013 год - 20 797 тыс. рублей, 2014 год - 21 061 тыс. рублей, 2015 год - 23 905 тыс. рублей.
Привлечение внебюджетных средств и средств федерального бюджета для реализации Программы не предполагается.
V. Порядок и условия предоставления субсидий на иные цели
государственным учреждениям
Субсидии государственным автономным и бюджетным учреждениям, не являющимся получателями бюджетных средств (далее - субсидии), предоставляются на реализацию мероприятий Программы на основании соглашений между государственным заказчиком Программы и подведомственным ему государственным учреждением (далее - соглашение).
Размер субсидии определяется в соответствии с методикой расчета. Методика расчета субсидии выражается формулой:
,
где:
S - объем субсидии государственного учреждения;
Pm1, Pm2 ... n - расходы на проведение мероприятий (1, 2 ... n).
Общий объем субсидии определяется стоимостью проведенных мероприятий в соответствии со сметой расходов.
Соглашение о предоставлении субсидии должно определять:
- перечень мероприятий и объем их финансирования;
- размер субсидий, сроки и порядок их перечисления;
- порядок отчетности об использовании средств субсидии;
- порядок возврата неизрасходованной части субсидии и средств субсидии, израсходованной не по целевому назначению;
- ответственность сторон за нецелевое использование субсидий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- порядок расторжения и изменения соглашения и иные условия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
VI. Условия предоставления и методика расчета межбюджетных субсидий
Программой не предусмотрено предоставление субсидий из окружного бюджета в местные бюджеты муниципальных образований.
VII. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Эффективность данной Программы определяется социальным эффектом.
Федеральным законом N 127-ФЗ определено, что одним из основных принципов государственной научно-технической политики является признание науки социально значимой отраслью.
Реализация Программы позволит развивать научные исследования для получения качественно новых знаний о древних и традиционных культурах региона в принципиально новых экономических, социально-политических и информационных условиях и требованиях современной России. Развитие основано на увеличении площади исследуемой территории, на планировании долговременных и систематических исследованиях, которые будут проводиться с использованием информационных и компьютерных технологий, в принципиально новых организационных и экономических формах. Все это в совокупности, безусловно, отражает начало качественно нового этапа в развитии археологии Ямала.
В результате реализации мероприятий Программы будут получены новые знания, которые будут вводиться в научный оборот путем выхода в свет научной литературы: монографий, сборников и статей, а также в результате обмена знаний, информацией и мнениями среди представителей научного сообщества. Создание альбомов и научно-популярных фильмов популяризируют научную деятельность, проводимую в автономном округе. Укрепление материально-технической базы будет способствовать проведению научных исследований и непосредственно применяться в археологических и разведочных работах.
Реализация Программы позволит:
- расширить территорию проведения научных исследований (в результате проведения разведочных работ будут обследованы территории, ранее не изученные, площадь разведанной территории будет составлять 2 700 кв. м);
- увеличить количество исследуемых памятников археологии (количество увеличивается за счет увеличения исследуемых известных памятников археологии (9 памятников) и выявленных памятников археологии (18 памятников);
- увеличить количество археологических находок (планируется увеличить на 28 000 шт.);
- пополнить научную базу новыми знаниями (в результате работ будут получены научные отчеты (45 шт.) и научная литература и продукция: монографии, сборники, научно-популярные фильмы (17 шт.);
- позиционировать автономный округ как активно развивающийся регион в сфере науки;
- повысить интерес молодежи к науке, к занятиям научной деятельностью.
Археологические памятники являются источниками пополнения коллекций выставочных экспозиций, т.е. являются базой для развития туризма как сферы экономики, непосредственно влияющие на доходы округа и занятость населения.
Кроме того, реализация мероприятий Программы приведет к повышению роли Российской Федерации в вопросе освоения Арктики, повышению инвестиционной привлекательности автономного округа.
Интегральная оценка эффективности Программы, проведенная в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 10 марта 2011 года N 110-П "Об оценке эффективности окружных и ведомственных целевых программ Ямало-Ненецкого автономного округа", составила 65 баллов.
Приложение
к окружной долгосрочной
целевой программе
"Развитие научной деятельности
Ямало-Ненецкого автономного
округа в области археологии
на 2012 - 2015 годы"
Методика
расчета индикаторов (показателей) реализации окружной долгосрочной
целевой программы "Развитие научной деятельности Ямало-Ненецкого
автономного округа в области археологии на 2012 - 2015 годы"
1. Количество археологических находок.
Исходные данные.
При расчете значения целевого показателя применяются данные о количестве найденных археологических находок. Источник данных - коллекционные описи музейных предметов научных отчетов по результатам археологических работ за отчетный год.
Алгоритм расчета целевого индикатора.
Значение целевого индикатора рассчитывается путем суммирования количества археологических находок за отчетный год.
Базовое значение показателя определяется по результатам археологических исследований, проведенных согласно плану научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за 2010 год.
2. Доля площади вскрытого культурного слоя.
Исходные данные.
Значение целевого показателя определяется как отношение площади вскрытого культурного слоя к общей площади исследуемых памятников археологии:
,
где:
Д - доля площади вскрытого культурного слоя;
ПВК - площадь вскрытого культурного слоя за отчетный год (кв. м);
ОПП - общая площадь исследуемых памятников археологии (кв. м). Общая площадь исследуемых памятников археологии составляет 135 100 кв. м.
Источник данных - научные отчеты по результатам археологических работ за отчетный год.
Базовое значение показателя определяется как отношение площади вскрытого культурного слоя в результате проведенных исследований по плану научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за 2010 год (700 кв. м) к общей площади исследуемых памятников археологии.
При расчете показателя в системе показателей (индикаторов) учитывалась средняя площадь вскрытого культурного слоя - 150 кв. м на одно археологическое исследование.
3. Количество разведанных археологических памятников автономного округа.
Исходные данные.
При расчете значения целевого индикатора применяются данные о количестве разведанных памятников археологии автономного округа. Источник данных - научные отчеты по результатам археологической разведки.
Алгоритм расчета целевого индикатора.
Значение целевого индикатора рассчитывается путем суммирования количества разведанных памятников археологии автономного округа за отчетный год.
Базовое значение показателя определяется по результатам археологических исследований по плану научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за 2010 год.
4. Доля площади разведанной территории.
Исходные данные.
Значение целевого показателя определяется как отношение площади разведанной территории к общей площади, на которой планируется проведение разведочных работ:
,
где:
Д - доля площади разведанной территории;
ПР - площадь разведанной территории с начала реализации Программы (кв. м);
ОП - общая площадь, на которой планируется проведение разведочных работ (кв. м). Данная площадь составляет 2 700 кв. м.
Источник данных - научные отчеты по результатам археологических разведочных работ за отчетный год.
Базовое значение показателя определяется как отношение площади разведанной территории в результате проведенных исследований по плану научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за 2010 год к общей площади, на которой планируется проведение разведочных работ.
5. Количество изданных научных монографий, статей и научно-популярной литературы и продукции.
Исходные данные.
При расчете значения целевого индикатора применяются данные о количестве изданных научных монографий, статей и научно-популярной литературы и продукции. Источник данных - отчетная документация департамента по науке и инновациям автономного округа.
Алгоритм расчета целевого индикатора.
Значение целевого индикатора рассчитывается путем суммирования количества изданных научных монографий и научно-популярной литературы за отчетный год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 февраля 2012 г. N 77-П "Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Развитие научной деятельности Ямало-Ненецкого автономного округа в области археологии на 2012 - 2015 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 20 февраля 2012 г., спецвыпуск N 10
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 апреля 2014 г. N 245-П настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 января 2014 г. N 50-П
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 18 декабря 2013 г.
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 сентября 2013 г. N 771-П
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 июля 2013 г. N 554-П
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 марта 2013 г. N 209-П
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 марта 2013 г. N 160-П
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2012 г. N 1121-П
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 апреля 2012 г. N 242-П