2 марта 2012 г.
В целях реализации полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа в области обращения с отходами Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую окружную долгосрочную целевую программу "Развитие системы обращения с твёрдыми бытовыми и промышленными отходами в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2012 - 2014 годов".
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 марта 2012 г. N 153-П настоящее постановление дополнено пунктом 1-1, распространяющимся на правоотношения, возникшие с 27 октября 2011 г.
1-1. Установить, что абзац двадцать девятый раздела V окружной долгосрочной целевой программы "Развитие системы обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2012 - 2014 годов" вступает в силу с 01 января 2013 года.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Мискевича Е.В.
Губернатор Ямало-Ненецкого |
Д.Н. Кобылкин |
Окружная долгосрочная целевая программа
"Развитие системы обращения с твёрдыми бытовыми и промышленными
отходами в Ямало-Ненецком автономном округе
на период 2012 - 2014 годов"
(утв. постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа
от 27 октября 2011 г. N 802-П)
2 марта 2012 г.
Паспорт программы
Наименование Программы |
"Развитие системы обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2012 - 2014 годов" (далее - Программа) |
Основание для разработки |
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"; Поручение Президента Российской Федерации от 29 марта 2011 года N Пр-781 |
Госзаказчик |
департамент энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа |
Разработчик Программы |
департамент энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа |
Цели и задачи Программы |
цель Программы: создание комплексной системы обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами (далее - ТБО, отходы) на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, позволяющей снизить антропогенную нагрузку на окружающую среду и улучшить экологическую ситуацию на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Задачи Программы: - формирование новой и совершенствование существующей нормативной правовой базы в сфере обращения с отходами; - создание организационных, технических и экономических условий для повышения качества услуг по сбору, транспортировке, хранению, переработке, утилизации (захоронению) отходов в Ямало-Ненецком автономном округе; - снижение объемов захоронения отходов путем модернизации инфраструктуры обращения с отходами, с внедрением раздельного сбора и сортировки отходов для вовлечения в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья; - повышение экологической культуры населения |
Сроки и этапы реализации |
Программа реализуется в 2012 - 2014 годах в один этап |
Целевые индикаторы (показатели) реализации Программы |
- доля использованных, обезвреженных и утилизированных отходов от общего количества образующихся отходов составит к 2014 году не менее 18%; - доля отходов, сбор которых осуществляется раздельно от общего количества образующихся отходов, составит не менее 5%; - количество городских и сельских населенных пунктов, охваченных системой сбора и вывоза отходов, составит не менее 35 ед.; - обустроено действующих объектов размещения отходов оборудованием экологически чистого складирования и термического сжигания - 9 шт.; - обустроено объектов размещения отходов мусоросортировочными комплексами - 3 шт. |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий Программы |
- формирование комплексного управления отходами, обеспечивающего экологически безопасное и экономически эффективное обращение с отходами; - выполнение работ и реализация мероприятий, направленных на устранение последствий незаконного обращения с отходами; - модернизация объектов размещения отходов, а также приобретение техники и оборудования, используемого для сбора, транспортировки, хранения, переработки, утилизации (захоронения) отходов с учетом применения новейших научно-технических достижений в Ямало-Ненецком автономном округе обращения с отходами |
Объемы финансирования |
объем финансирования за счет средств окружного бюджета составляет 550 000 тыс. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 190 000 тыс. рублей; 2013 год - 180 000 тыс. рублей; 2014 год - 180 000 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты Программы |
- формирование новой и усовершенствование существующей нормативной правовой базы в сфере обращения с отходами в Ямало-Ненецком автономном округе; - создание организационных, технических и экономических условий для повышения качества услуг по сбору, транспортировке, хранению и переработке (захоронению) отходов в Ямало-Ненецком автономном округе, в том числе за счет реализации 19 проектов по внедрению экологически и экономически эффективных схем обращения с отходами с применением новейших научно-технических достижений для населенных пунктов Ямало-Ненецкого автономного округа с численностью до 5 тыс. жителей; - снижение объемов захоронения отходов путем модернизации инфраструктуры обращения с отходами, с внедрением раздельного сбора и сортировки отходов для вовлечения в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья, на 40 тысяч тонн к 2014 году, в том числе за счет обустройства действующих объектов размещения отходов экологически чистым оборудованием, мусоросортировочными комплексами, весовыми пунктами контроля, приобретения специального оборудования для сортировки, сбора и утилизации отходов и специального автотранспорта; - привлечение инвестиций в сферу обращения с отходами, в том числе на основе механизма государственно-частного партнерства, за счет реализации проектов по строительству объектов размещения и утилизации (переработке) отходов; - повышение экологической культуры населения за счет публикаций, репортажей по информированию населения по вопросам обращения с отходами |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Интенсивное развитие экономики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) не учитывало воздействие на окружающую среду, в связи с чем накопилось значительное количество нерешенных проблем.
Одной из причин неблагоприятной экологической обстановки в автономном округе является отсутствие мест захоронения отходов, оборудованных в соответствии с экологическими нормами, комплексов по переработке отходов.
Рост промышленного производства, улучшение социальной базы населения автономного округа способствуют значительному росту отходов производства и потребления.
Программа разработана в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
1.1. Анализ проблем в области обращения с отходами в автономном округе
По статистическим данным, наличие накопленных отходов на объектах размещения коммунальных и промышленных отходов, расположенных на территории автономного округа, на начало отчетного 2009 года составило 682,5 тысяч тонн. За 2010 год на предприятиях и организациях автономного округа образовалось отходов в количестве 721,18 тыс. тонн.
Структура образующихся отходов производства и потребления на территории автономного округа на протяжении нескольких лет остается практически неизменной. К основным отходообразующим видам экономической деятельности относятся предприятия нефтегазового комплекса, в результате хозяйственной деятельности которых образуется 59% всех отходов. На втором месте по объемам образования отходов находятся предприятия жилищно-коммунального хозяйства, на долю которых приходится 13% отходов. На автотранспортных и строительных предприятиях образуется 11% и 9% отходов соответственно.
По данным Регионального кадастра отходов основная масса отходов (около 93%), образующихся на территории автономного округа, подлежит хранению и захоронению. Доля обезвреженных, используемых и утилизированных отходов составляет около 7%.
Причинами низкой доли переработки отходов является сложная транспортная схема, затрудняющая вывоз отходов и вторичного сырья за пределы автономного округа, и относительно небольшое количество предприятий по сбору и переработке отходов.
С 2000 по 2011 годы на территории автономного округа была сформирована минимально необходимая инфраструктура для размещения отходов: введены в эксплуатацию 8 полигонов в следующих муниципальных образованиях в автономном округе: город Салехард - 1, город Новый Уренгой - 2, город Ноябрьск - 3 (в том числе пос. Вынгапуровский, Западно-Ноябрьское месторождение), Надымский район - 2 (пос. Правохетинский, пгт Пангоды). Осуществляется санкционированная свалка на незавершенном строительством полигоне в г. Губкинском.
Таким образом, в настоящее время в населенных пунктах автономного округа действует 8 полигонов отходов.
Из эксплуатации выведены два объекта размещения отходов:
- свалка в г. Лабытнанги (объект рекультивирован);
- свалка в пгт Харп (объект не рекультивирован).
В муниципальных образованиях в автономном округе (далее - муниципальные образования) действуют 18 санкционированных свалок, то есть объектов, имеющих документ о целевом отводе земельного участка. При этом только на 7 земельных участках под указанные свалки имеются санитарно-эпидемиологические заключения; 11 земельных участков соответствующих заключений не имеют.
29 свалок являются несанкционированными: в Приуральском районе - свалки в с. Харсаим, пгт Харп, с. Катравож; в Красноселькупском районе - в с. Ратта; в Тазовском районе - в с. Газ-Сале, с. Антипаюта, с. Гыда, с. Находка; в Пуровском районе - в пос. Ханымей, с. Халясавей; в Шурышкарском районе - свалки во всех населенных пунктах; в Надымском районе - в с. Нори, с. Кутопьюган; в Ямальском районе - в с. Панаевск, с. Мыс Каменный, с. Сеяха, с. Яр-Сале, с. Новый Порт, пос. Сюнай-Сале.
В автономном округе инфраструктура вторичной переработки отходов, как и в большинстве регионов Российской Федерации, находится в стадии формирования. В большинстве муниципальных образований отходы напрямую направляются на свалки и полигоны для захоронения без обработки и сортировки.
Сортировка мусора или селективный сбор отходов в автономном округе не ведется. Существуют приемные пункты вторсырья исключительно для черных и цветных металлов, полимерных материалов (пластмассы). Иная инфраструктура утилизации (переработки) отходов не развита.
По сведениям службы по тарифам автономного округа только 17 организаций коммунального комплекса предоставляют услуги в сфере утилизации (захоронения) отходов.
Генеральные схемы очистки разработаны в городах автономного округа: Муравленко, Губкинском, Лабытнанги, Ноябрьске. В настоящее время разработана и проходит согласование генеральная схема очистки территории Надымского района.
Муниципальные образования нуждаются в специализированной технике и оборудовании для сбора и вывоза мусора.
Для сбора отходов в настоящее время используются контейнеры преимущественно металлические: малоемкие (до 1,1 куб. м) и специальные (до 12 куб. м).
Реальную угрозу экологической безопасности автономного округа создает накопление биологических отходов, которые представляют непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды, здоровья человека и животных, поскольку могут содержать или представлять угрозу распространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней, что, как следствие, приведет к заболеваемости животных и людей.
К биологическим отходам относятся трупы животных, не соответствующая требованиям безопасности продукция животного происхождения, а также отходы, получаемые при переработке сырья животного происхождения.
Утилизация биологических отходов должна производиться на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах и в специализированных печах. Однако в наиболее отдаленных населенных пунктах автономного округа специализированные утилизационные заводы и печи зачастую отсутствуют.
Проблема биологических отходов приобретает все большую актуальность. Решение этой проблемы возможно только путем комплексного подхода на окружном уровне.
Анализ ситуации, связанной с обращением с биологическими отходами на территории автономного округа, не проводился. В настоящее время департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса автономного округа осуществляется сбор информации по данному направлению.
Динамика образования биологических отходов за 2010 год в сравнении с 2009 годом приведена в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателя |
Единица измерения |
2009 год |
2010 год |
% |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Образовано биологических отходов - всего, из них |
тыс. т |
0,629 |
0,650 |
103,34 |
уничтожено |
тыс. т |
0,451 |
0,468 |
103,77 |
размещено на объектах |
тыс. т |
- |
- |
|
Кроме того, необходим комплексный подход к утилизации медицинских отходов, под которыми понимают отходы, образующиеся в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур.
Особого внимания требуют медицинские отходы, которые опасны в эпидемиологическом отношении, поскольку содержат патогенные микроорганизмы и яйца гельминтов, а также могут быть загрязнены токсичными и радиоактивными веществами.
По данным департамента здравоохранения автономного округа, ежегодно в учреждениях здравоохранения образуется порядка 21 тонны медицинских отходов. Только в 8 из 37 учреждений здравоохранения автономного округа имеются установки по уничтожению медицинских отходов.
Для участковых больниц сельских территорий автономного округа приобретать и устанавливать утилизаторы не рационально, так как количество отходов крайне мало. Необходимы небольшие муфельные печи для уничтожения отходов класса Б, В.
Для нужд участковых больниц, врачебных амбулаторий сельских территорий необходимо решать вопрос приобретения специальных контейнеров для сбора и временного хранения медицинских отходов для их последующего уничтожения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2010 года N 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, однако, несмотря на это, в муниципальных образованиях из-за отсутствия централизованной сети сбора и переработки, плохой информированности и безответственности граждан отработанные компактные люминесцентные лампы (ртутьсодержащие) выбрасываются вместе с обычными бытовыми отходами с последующим размещением на полигонах (свалках) ТБО.
По информации Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по автономному округу на территории автономного округа функционирует 13 специализированных организаций, осуществляющих сбор, транспортировку, хранение и утилизацию ртутьсодержащих отходов в следующих муниципальных образованиях: город Салехард - 1, город Ноябрьск - 4, город Муравленко - 1, город Надым - 1, город Новый Уренгой - 6.
Ртутьсодержащие отходы относятся к I классу опасности (чрезвычайно опасные), в связи с чем условия их хранения не должны нарушать санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Нарушение правил обращения с отработанными ртутьсодержащими лампами может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.
Учитывая высокие темпы строительства объектов жилищного фонда и сноса ветхого и аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях, в последние годы возрастает объем строительных отходов, требующих утилизации.
Кроме того, в муниципальных образованиях существует проблема утилизации автотранспортных средств и их отходов: изношенных автопокрышек, кузовного лома и др. Неиспользуемый автотранспорт накапливается не только в жилом секторе, но и около автотранспортных предприятий.
Таким образом, основными причинами сложившейся ситуации в сфере обращения с твердыми бытовыми, медицинскими, биологическими, ртутьсодержащими отходами и строительным мусором на территории автономного округа являются:
- накопленные проблемы предшествующих периодов: значительное количество отходов, не утилизированных из-за отсутствия технологий переработки;
- устаревшая и не отвечающая современному состоянию технология сбора и переработки отходов;
- значительный износ технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами;
- недостаточный контроль за сферой образования отходов, отсутствие действенной системы учета и анализа потоков отходов на всех уровнях их образования, что приводит к несанкционированному размещению отходов в окружающей среде.
1.2. Решение проблем в области обращения с отходами
в автономном округе
Решить проблему обращения с отходами в автономном округе возможно путем комплексного подхода в рамках Программы.
Комплексное решение основных проблем обращения с отходами в автономном округе программно-целевым методом позволит обеспечить согласование и реализацию мероприятий Программы и сократить временные и материальные затраты.
Отказ от решения указанных проблем программно-целевым методом приведет к:
- ухудшению экологической ситуации в муниципальных образованиях;
- ухудшению состояния и исчерпанию мощностей действующих объектов для размещения отходов;
- росту несанкционированных мест размещения отходов (свалок) и росту неконтролируемого процесса размещения отходов.
II. Основные цели и задачи Программы, целевые индикаторы и показатели,
позволяющие оценивать ход реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2012 - 2014 годы в один этап.
Целью Программы является создание комплексной системы обращения с отходами на территории автономного округа, позволяющей снизить антропогенную нагрузку на окружающую среду и улучшить экологическую ситуацию на территории автономного округа.
Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи:
- формирование новой и совершенствование существующей нормативной правовой базы в сфере обращения с отходами;
- создание организационных, технических и экономических условий для повышения качества услуг по сбору, транспортировке, хранению, переработке, утилизации (захоронению) отходов в автономном округе;
- снижение объемов захоронения отходов путем модернизации инфраструктуры обращения с отходами, с внедрением раздельного сбора и сортировки отходов для вовлечения в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья;
- повышение экологической культуры населения.
Достижение цели экологически безопасного и экономически эффективного обращения с ТБО на основе решения комплекса взаимоувязанных экологических, социальных и экономических задач возможно только на межведомственной основе с использованием программно-целевого метода.
Прогнозируемые основные целевые показатели реализации Программы приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Программы в области обращения с отходами в муниципальных образованиях отсутствуют.
Методика расчета целевых показателей (индикаторов) раскрыта в приложении N 2 к настоящей Программе.
III. Перечень программных мероприятий
Достижение поставленных целей Программы предусмотрено посредством реализации мероприятий, представленных в таблице 2.
Перечень
программных мероприятий окружной целевой программы "Развитие системы
обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами
в Ямало-Ненецком автономном округе на период
2012 - 2014 годов"
Таблица 2
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок выполнения |
Исполнитель |
Объём финансирования - всего (тыс. руб.) |
В том числе по годам |
||
2012 |
2013 |
2014 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Цель Программы: создание комплексной системы обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами на территории автономного округа, позволяющей снизить антропогенную нагрузку на окружающую среду и улучшить экологическую ситуацию на территории автономного округа | |||||||
Задача 1. Формирование новой и совершенствование существующей нормативной правовой базы в сфере обращения с отходами | |||||||
1.1. |
Разработка нормативных правовых актов автономного округа, направленных на реализацию Программы |
2012 - 2014 |
ДЭ и ЖКК ЯНАО |
- |
- |
- |
- |
1.2. |
Разработка типовых методических рекомендаций по: - организации сбора, вывоза, захоронения и переработки бытовых и промышленных отходов; - организации раздельного сбора и сортировки ТБО в муниципальных образованиях |
2012 - 2014 |
|
- |
- |
- |
- |
|
Итого по задаче 1 |
|
|
- |
- |
- |
- |
Задача 2. Создание организационных, технических и экономических условий для повышения качества услуг по сбору, транспортировке, хранению, переработке, утилизации (захоронению) отходов в автономном округе | |||||||
2.1. |
Разработка комплексной схемы обращения с отходами на региональном и муниципальном уровнях с учетом существующей и создаваемой инфраструктуры в области обращения с отходами, включая разработку (корректировку) генеральных схем очистки территорий муниципальных образований |
2012 |
ДЭ и ЖКК ЯНАО, ОМС |
- |
- |
- |
- |
2.2. |
Реализация проектов по внедрению схем экологически и экономически эффективной утилизации отходов с применением новейших научно-технических достижений для населенных пунктов автономного округа с численностью до 5 тыс. жителей |
2012 - 2014 |
ДЭ и ЖКК ЯНАО, ОМС |
- |
- |
- |
- |
|
Итого по задаче 2 |
|
|
- |
- |
- |
- |
Задача 3. Снижение объемов захоронения отходов путем модернизации инфраструктуры обращения с отходами, с внедрением раздельного сбора и сортировки отходов для вовлечения в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья | |||||||
3.1. |
Обустройство действующих объектов размещения отходов оборудованием экологически чистого складирования и термического сжигания (компакторами и инсинераторами) |
2012 - 2014 |
ДЭ и ЖКК ЯНАО, ОМС |
91 000 |
30 000 |
30 000 |
31 000 |
3.2. |
Обустройство объектов размещения отходов мусоросортировочными комплексами |
2012 - 2014 |
ДЭ и ЖКК ЯНАО, ОМС |
149 000 |
49 000 |
49 000 |
51 000 |
3.3. |
Обустройство объектов размещения отходов весовыми пунктами контроля |
2012 - 2014 |
ДЭ и ЖКК ЯНАО, ОМС |
35 000 |
10 000 |
15 000 |
10 000 |
3.4. |
Закупка и установка специального оборудования для совершенствования системы обращения с отходами (сортировочных конвейеров, прессов, сепараторов, измельчителей отходов) |
2012 - 2014 |
ДЭ и ЖКК ЯНАО, ОМС |
65 000 |
22 000 |
22 000 |
21 000 |
3.5. |
Закупка и установка специального оборудования для раздельного сбора отходов |
2012 - 2014 |
ДЭ и ЖКК ЯНАО, ОМС |
28 000 |
12 000 |
10 000 |
6 000 |
3.6. |
Закупка специализированного автотранспорта |
2012 - 2014 |
ДЭ и ЖКК ЯНАО, ОМС |
153 000 |
57 000 |
50 000 |
46 000 |
3.7. |
Закупка специального оборудования для демеркуризации ртутьсодержащих приборов и утилизации (термического уничтожения) различных промышленных, бытовых, биоорганических, медицинских и других отходов |
2012 - 2014 |
ДЭ и ЖКК ЯНАО, ОМС |
23 000 |
10 000 |
4 000 |
9 000 |
3.8. |
Ликвидация несанкционированных объектов размещения отходов |
2012 - 2014 |
ДЭ и ЖКК ЯНАО, ОМС |
6 000 |
- |
- |
6 000 |
|
Итого по задаче 3 |
|
|
550 000 |
190 000 |
180 000 |
180 000 |
Задача 4. Повышение экологической культуры населения | |||||||
4.1. |
Организация публикаций, репортажей по информированию населения по вопросам обращения с отходами |
2012 - 2014 |
ДЭ и ЖКК ЯНАО, ОМС |
- |
- |
- |
- |
|
Итого по задаче 4 |
|
|
- |
- |
- |
- |
|
Итого по Программе |
|
|
550 000 |
190 000 |
180 000 |
180 000 |
Список сокращений, принятых в таблице 2:
ДЭ и ЖКК ЯНАО - департамент энергетики и жилищно-коммунального комплекса автономного округа;
ОМС - органы местного самоуправления.
3.1. Формирование новой и совершенствование существующей нормативной
правовой базы в сфере обращения с отходами
Сформировавшаяся в автономном округе система правового регулирования обращения с отходами ориентирована главным образом на обеспечение экологической безопасности при обращении с отходами и не способствует притоку инвестиций в эту отрасль.
Сфера обращения с отходами в большинстве развитых стран представляет собой высокоразвитую, рентабельную и инвестиционно привлекательную отрасль производства. В отличие от этого в отечественных условиях лишь отдельные стадии обращения с отходами экономически выгодны и способны привлечь к участию инвесторов. В настоящее время к таким стадиям относятся сбор и транспортировка отходов от мест накопления.
В этой связи основной целью совершенствования правовой базы является упрощение и повышение эффективности механизмов управления потоками отходов, создание условий для развития бизнеса по их сбору, переработке и повторному использованию.
В ходе реализации предусмотренных Программой мероприятий в законодательстве автономного округа будут нормативно закреплены:
- приоритет переработки отходов перед их уничтожением;
- введение системы ответственности всех хозяйствующих субъектов за сбор и хозяйственное использование вторичных материальных ресурсов;
- обязательность сбора ТБО в муниципальных образованиях, предусматривающего их разделение на виды;
- обязательность предоставления в установленном порядке и доступность информации в сфере обращения с вторичными материальными ресурсами;
- меры экономического стимулирования деятельности, связанной с переработкой отходов и повторным вовлечением их в хозяйственный оборот, в том числе при реализации проектов в форме государственно-частного партнерства на основе концессионных соглашений.
3.2. Создание организационных, технических и экономических условий
для повышения качества услуг по сбору, транспортировке,
хранению, переработке, утилизации (захоронению)
отходов в автономном округе
Планируется утверждение комплексной схемы обращения с отходами на региональном и муниципальном уровнях.
В рамках реализации Программы будут разработаны:
- логистическая схема размещения объектов размещения, утилизации, переработки отходов и технической базы для организации услуг в сфере обращения с отходами, модернизации действующих объектов размещения отходов и ликвидации несанкционированных свалок (в том числе варианты строительства объектов размещения отходов на месте свалок на территории автономного округа);
- варианты технических совмещений отдельных технологических линий и производственных установок по переработке отходов в зависимости от потребности муниципальных образований, иных объектов размещения отходов и оборудования на основе анализа действующих объектов размещения отходов, а также проектируемых и строящихся в автономном округе в рамках программных мероприятий;
- обоснования организационных и технических мероприятий по переустройству санкционированных свалок в объекты размещения отходов, соответствующие требованиям действующего законодательства.
После разработки вышеуказанных документов предполагается корректировка и дополнение мероприятий Программы, предусматривающих строительство (модернизацию) объектов размещения, утилизации и переработки отходов.
Планируется реализация проектов по созданию и внедрению типовых схем экологически и экономически эффективной утилизации отходов с применением новейших научно-технических достижений для населенных пунктов автономного округа с численностью до 5 тыс. жителей.
3.3. Снижение объемов захоронения отходов путем модернизации
инфраструктуры обращения с отходами, с внедрением раздельного
сбора и сортировки отходов для вовлечения в хозяйственный
оборот в качестве вторичного сырья
3.3.1. Обустройство действующих объектов размещения отходов оборудованием экологически чистого складирования и термического сжигания (компакторами и инсинераторами).
В крупных и отдаленных населенных пунктах (с численностью менее 1000 человек) автономного округа для сбора ТБО, как правило, используется стандартная схема сбора ТБО, отходы накапливаются в контейнерах небольшого объема емкостью 1,1 куб. м и вывозятся на полигон или свалку.
Применение компакторов на полигонах ТБО муниципальных образований и пакетировочных прессов в наиболее заселенных микрорайонах городских поселений с численностью более 500 человек позволит сократить вывоз и захоронение отходов в 8 - 10 раз.
Термическое уничтожение отходов, по мнению многих экспертов, - достаточно эффективный и экологичный способ утилизации отходов. В нашем регионе, как и в целом в Российской Федерации, этому способу в настоящее время не уделяют должного внимания, а разработки в сфере термического уничтожения отходов ведут и вовсе единицы.
Одним из наиболее эффективных способов ликвидации отходов является сжигание на экологически безопасных установках. Учитывая сложившуюся в настоящее время транспортную схему автономного округа, термическая утилизация отходов представляется единственным оправданным решением для ликвидации значительного количества отходов, накопленных в настоящее время на территории автономного округа и планируемых к размещению в будущем. Основные преимущества метода сжигания: не требуется больших площадей, используются минимальные затраты на обслуживание. Кроме того, установку для сжигания можно построить непосредственно в месте образования отходов.
Компактные инсинераторы производительностью от 40 кг/ч и более размещаются в 20-футовых морских контейнерах ISO, что существенно упрощает их монтаж. Чтобы запустить такой инсинератор в работу, достаточно установить его на ровную поверхность, смонтировать дымовую трубу, топливный бак и подключить электроэнергию. Инсинератор работает без дыма и запаха, вся органика полностью дожигается, а концентрации вредных веществ в воздухе в рабочей зоне не превышают установленных норм.
С помощью инсинератора уничтожаются биологические, биоорганические и медицинские отходы, просроченные лекарства, краски, растворители, нефтезагрязненные грунты, лом тары, пластиковая и бумажная упаковка, контрафактная и конфискованная продукция, отходы фармацевтического производства, пленка. При уничтожении бытовых и промышленных отходов учитывается их состав и происхождение.
В рамках реализации Программы предусматривается закупка и установка на 9 действующих объектах размещения ТБО компакторов и инсинераторов.
В большинстве муниципальных образований установка компакторов и инсинераторов будет определена исходя из экологического зонирования, осуществленного на основании анализа данных по образованию и размещению отходов в автономном округе и логистической схемы размещения объектов.
Реализация мероприятия будет осуществляться посредством выделения муниципальным образованиям субсидий на конкурсной основе на приобретение компакторов и инсинераторов.
Условия и порядок предоставления межбюджетных субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований, определены в разделе V настоящей Программы.
3.3.2. Обустройство объектов размещения отходов мусоросортировочными комплексами.
В настоящее время сортировка ТБО является первым и зачастую самым важным этапом в нелегком деле поддержания экологического баланса. Именно сортировка ТБО позволяет их вторичное использование как источника сырья с минимальными экологическими потерями и сравнительно небольшими экономическими затратами, но и с прибылью для эксплуатирующей организации.
Современные технические решения компоновки линий в составе комплексов обработки ТБО не только позволяют высокоэффективно отсортировывать различные виды полезных вторичных материалов, но и, благодаря удачному сочетанию российских конвейеров и европейского основного технологического прессового оборудования, позволяют добиться максимальной эффективности и надежности при разумных первоначальных капиталовложениях. Возможность использования высокомощных прессов для "хвостов", которые формируют брикеты весом до 1200 кг, позволяет не только уменьшить транспортные расходы на вывоз "хвостов" для захоронения на полигоны, но и в несколько раз увеличить эффективность как уже существующих, так и новых площадей.
Применение высокомощных (от 100 тонн и выше) специальных прессов позволяет проводить прессование так называемых "хвостов" (остатков ТБО после сортировки) в высокоплотные брикеты, дополнительно упакованные в герметичную полиэтиленовую упаковку.
Данная технология позволяет резко уменьшить скорость заполнения площади полигона, т.е. дефицитные земельные участки, выделяемые под захоронение мусора, будут служить в 5 - 10 раз дольше, чем при обычном в настоящее время "насыпном методе" захоронения.
Герметичная полиэтиленовая упаковка брикета "хвостов" позволит многократно уменьшить количество ядовитых стоков (через прессованный мусор не проходят атмосферные осадки). Также исключается воздействие кислорода, соответственно, гарантировано многократное снижение вероятности выделения высокотоксичного биогаза - полигоны из прессованных тюков не горят, не дымят, что благотворно сказывается на экобалансе любой территории.
Примерный состав мусоросортировочного комплекса:
- подающий конвейер (ТБО с мусоровозов поступает на подающий конвейер, где проходит отбор крупногабаритного мусора);
- сепаратор (отделяет мелкую фракцию отходов, не используемую для продажи);
- сортировочный конвейер (сортировка и отбор вторсырья: картона, бумаги, пластика);
- магнитный сепаратор (отделяет черный и цветные металлы);
- пресс-контейнер (компактирование остатков ТБО после сортировки - "хвостов" для вывоза на полигон);
- подающий конвейер (для подачи в пресс отсортированных полезных материалов);
- основной автоматический пресс (для прессования вторсырья в брикеты).
Реализация мероприятия будет осуществляться посредством выделения муниципальным образованиям субсидий на конкурсной основе на приобретение мусоросортировочных комплексов.
Условия и порядок предоставления межбюджетных субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований, определены в разделе V настоящей Программы.
В рамках реализации Программы планируется закупка и установка 3 мусоросортировочных комплексов.
3.3.3. Обустройство объектов размещения отходов весовыми пунктами контроля.
Передача отходов предприятиями на переработку позволит снизить плату хозяйствующими субъектами за негативное воздействие на окружающую среду, оказываемое ими.
Передача отходов лицам, осуществляющим утилизацию, переработку, сортировку, захоронение бытовых отходов, будет осуществляться по весовым показателям. В связи с этим предполагается обустроить пунктами весового контроля 17 объектов размещения отходов (действующих полигонов и санкционированных свалок).
Реализация мероприятия будет осуществляться посредством выделения муниципальным образованиям субсидий на конкурсной основе на обустройство действующих полигонов ТБО весовыми пунктами контроля.
Условия и порядок предоставления межбюджетных субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований, определены в разделе V настоящей Программы.
3.3.4. Закупка и установка специального оборудования для совершенствования системы обращения с отходами.
В целях совершенствования и развития системы обращения с отходами в рамках Программы предполагается осуществить следующее.
Для автономного округа оптимальным и достаточным является организация смешанной системы вывоза твердых бытовых и промышленных отходов, при которой мусороперегрузочные станции устанавливаются там, где это экономически целесообразно, а часть отходов вывозится напрямую.
Для минимизации транспортных расходов часть отходов вывозится по двухэтапной схеме с использованием мусороперегрузочных станций. Отходы перегружаются с уплотнением в контейнеры большой емкости, которые вывозятся специализированным транспортом. В целом по автономному округу необходимо дополнительно создать 10 мусороперегрузочных станций и контейнерных площадок. Расположение мусороперегрузочных станций будет определяться в соответствии с разработанной логистической схемой размещения объектов технической базы.
Основой станции перегруза будет являться пресс-контейнер (компактор), к которому крепится закрытый контейнер объемом 30 - 40 .
Компактор прессует отходы в контейнер, при этом объем отходов уменьшается от 8 до 10 раз (в зависимости от морфологии отходов).
Заполненный контейнер на полигон вывозит машина с системой "мультилифт". При самых пессимистичных расчетах в контейнер объемом 30 помещается 150 неуплотненных отходов. Для вывоза 150 на полигон потребуется около 10 машин, перевозящих контейнеры объемом 8 . При использовании станции перегруза 150 вывезет на полигон одна машина с системой "мультилифт" в контейнере 30 .
При этом сокращается количество машин, затратная часть стоимости услуги по транспортировке отходов и другие расходы.
Строительство мусороперегрузочных станций позволит качественно улучшить систему вывоза бытовых отходов, а также достичь синергетического, экономического эффекта при транспортировке отходов на большие расстояния.
Участки размещения объектов сбора, временного хранения, утилизации и захоронения отходов, схемы удаления отходов и мусора населенных пунктов должны отвечать требованиям природоохранного и санитарного законодательства и согласовываться в установленном порядке.
Соответствующую экологическим требованиям площадку с установленным на ней контейнером (бункером) большой емкости (от 8 до 20 ), оснащенным системой "мультилифт", предполагается размещать в местах образования стихийных свалок. Места дислокации пунктов сбора и временного накопления отходов, маршруты и графики их вывоза, экономически обоснованные тарифы будут определены по итогам разработки генеральных схем очистки территорий муниципальных образований. Предполагается, что к 2014 году с учетом данного подхода услугами по сбору и вывозу отходов будут обеспечены не менее 7 населенных пунктов автономного округа.
В целях вторичного использования отдельных составляющих ТБО применяются мусоросортировочные линии, которые устанавливаются вблизи или на полигонах. Производительность линий может составлять от 10 до 120 тыс. тонн ТБО в год (от 1 до 15 тонн отсортированных отходов в час), которые комплектуются различным дополнительным оборудованием под заказ.
В зависимости от объема сортируемых отходов линию могут обслуживать от 5 до 16 работников.
Применение мусоросортировочной линии актуально как для больших городов, так и небольших поселений.
Дополнительно мусоросортировочная линия может укомплектовываться:
- предварительным измельчителем для отходов;
- магнитным сепаратором;
- контейнерами для отсортированных отходов;
- прессом для запрессовки "хвостов" и отсортированных материалов.
Реализация мероприятия будет осуществляться посредством выделения муниципальным образованиям субсидий на конкурсной основе на закупку и установку специального оборудования.
Условия и порядок предоставления межбюджетных субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований, определены в разделе V настоящей Программы.
В рамках реализации Программы планируется приобретение 21 единицы специального оборудования.
3.3.5. Закупка и установка специального оборудования для раздельного сбора отходов.
Проекты по внедрению раздельного сбора отходов будут реализовываться в муниципальных образованиях, в которых функционируют объекты по переработке основных видов вторичного сырья в товарную продукцию.
На первоначальном этапе планируется обеспечить раздельный сбор макулатуры, пластика и стекла.
Для реализации мероприятия планируется приобретение 600 контейнеров, оснащенных специальными крышками, и обустройство площадок под контейнеры.
Реализация указанных проектов будет проходить в 3 муниципальных образованиях, выбранных на конкурсной основе.
Условия и порядок предоставления межбюджетных субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований, определены в разделе V настоящей Программы.
3.3.6. Закупка специализированного автотранспорта.
Для обеспечения повышения качества предоставления услуг по сбору, вывозу ТБО требуется замена и дополнительное приобретение специализированного автотранспорта.
В рамках реализации Программы планируется выделение субсидий муниципальным образованиям на закупку 49 единиц специализированного автотранспорта.
Условия и порядок предоставления межбюджетных субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований, определены в разделе V настоящей Программы.
3.3.7. Закупка специального оборудования для демеркуризации ртутьсодержащих приборов и утилизации (термического уничтожения) различных промышленных, бытовых, биоорганических, медицинских и других отходов.
Решение проблемы утилизации люминесцентных ламп, утилизации ртутьсодержащих приборов представляется в создании надежного, компактного и недорогого оборудования, позволяющего проводить их экологически безопасную демеркуризацию. Примером данного оборудования являются вибропневматические установки, принцип действия которых основан на разделении ртутных ламп на главные составляющие: стекло, металлические цоколи и ртутьсодержащий люминофор. Очищенные от ртути стеклобой и металлические цоколи (алюминиевые и стальные) могут быть использованы как вторичное сырье.
Под медицинскими отходами (далее - отходы ЛПУ) понимаются все виды отходов, образующихся в больницах, поликлиниках, диспансерах, станциях скорой медицинской помощи, станциях переливания крови, учреждениях длительного ухода за больными, научно-исследовательских институтах и учебных заведениях медицинского профиля, ветеринарных лечебницах, аптеках, фармацевтических производствах, оздоровительных учреждениях, санитарно-профилактических учреждениях, учреждениях судебно-медицинской экспертизы, медицинских лабораториях.
Для снижения негативного воздействия отходов ЛПУ на окружающую природную среду и создания благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципальных образований могут применяться малогабаритные передвижные установки, предназначенные для утилизации (термического уничтожения) различных промышленных, бытовых, биоорганических, медицинских и других отходов непосредственно в местах их образования.
В процессе изготовления установки на производственной базе проводится обучение обслуживающего персонала, что позволяет очень легко запустить установку без привлечения поставщика и правильно ее эксплуатировать. Обучение персонала производится бесплатно. Перед приобретением оборудования потенциальные клиенты могут ознакомиться с работой установки на действующем предприятии, получить необходимые сертификационные документы для предварительного согласования в местных контролирующих органах и даже провести пробное сжигание отходов, утилизация которых вызывает сомнение.
Реализация мероприятия будет осуществляться посредством выделения муниципальным образованиям субсидий на конкурсной основе на закупку установок для демеркуризации ртутьсодержащих приборов и малогабаритных передвижных установок для утилизации (термического уничтожения) отходов.
Условия и порядок предоставления межбюджетных субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований, определены в разделе V настоящей Программы.
В рамках Программы планируется приобретение 23 единиц данного оборудования.
3.3.8. Ликвидация несанкционированных объектов размещения отходов.
В рамках реализации настоящей Программы планируется выделение муниципальным образованиям субсидий на конкурсной основе на проведение мероприятий по ликвидации несанкционированных объектов размещения отходов (свалки мусора на территории населенных пунктов, вблизи мест массового отдыха граждан (парки, скверы, водоемы и т.п.)).
Условия и порядок предоставления межбюджетных субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований, определены в разделе V настоящей Программы.
В рамках Программы планируется ликвидация 6 несанкционированных объектов размещения отходов.
3.4. Повышение экологической культуры населения
Повышение экологической культуры населения планируется обеспечивать посредством организации информирования населения по вопросам, касающимся деятельности в сфере обращения с отходами (публикация материалов в печатных средствах массовой информации, участие в телерадиопередачах и т.д.).
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Объем средств на реализацию Программы за счет средств окружного бюджета устанавливается ежегодно законом автономного округа о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В целом на реализацию Программы на период 2012 - 2014 годов предусмотрен объем финансирования на сумму 550 000 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 год - 190 000 тыс. рублей;
2013 год - 180 000 тыс. рублей;
2014 год - 180 000 тыс. рублей.
Кроме того, в ходе реализации Программы возможно привлечение внебюджетных средств организаций, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами, а также средств федерального бюджета, выделяемых в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, с последующей корректировкой Программы.
V. Условия предоставления и методика расчета межбюджетных субсидий
Настоящий раздел определяет условия и порядок предоставления межбюджетных субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий Программы.
Субсидии, передаваемые в бюджеты муниципальных образований, предоставляются на основании соглашений с муниципальными образованиями (с указанием обязательств по отчетности и контролю и с приложением перечня мероприятий, по которым предполагается финансирование из окружного бюджета).
Размер межбюджетной субсидии определяется в соответствии с методикой расчета и по результатам конкурса заявок, проводимого департаментом энергетики и жилищно-коммунального комплекса автономного округа 1 раз в год.
Методика расчета межбюджетной субсидии выражается формулой:
,
где:
- объем субсидии бюджету соответствующего (i)-го муниципального образования;
- расходы на проведение мероприятий (1, 2 ... n), определяемых по результатам конкурса, учитывая критерии и условия предоставления межбюджетных субсидий, установленные департаментом энергетики и жилищно-коммунального комплекса автономного округа, приоритетность расходов и объем муниципальных услуг, оказываемых в рамках указанных мероприятий;
C - расходы на строительство (модернизацию) объектов размещения, переработки, утилизации отходов соответствующего (i)-го муниципального образования, включенные в Программу в соответствии с Адресной инвестиционной программой автономного округа.
Условия предоставления межбюджетных субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий Программы по строительству (модернизации) объектов размещения, переработки, утилизации отходов, определяются отдельными нормативными правовыми актами автономного округа в соответствии с Правилами формирования и реализации Адресной инвестиционной программы автономного округа, утвержденными постановлением Правительства автономного округа от 08 июля 2010 года N 100-П.
Для участия в конкурсе муниципальные образования направляют заявки на участие в реализации мероприятий Программы в адрес департамента энергетики и жилищно-коммунального комплекса автономного округа на очередной финансовый год с 15 января до 01 марта текущего года (на бумажном и электронном носителях).
Форма и перечень документов, прилагаемых к заявке, утверждаются приказом департамента энергетики и жилищно-коммунального комплекса автономного округа ежегодно и доводятся до муниципальных образований вместе с информационными письмами, публикуются на сайте www.jkh-yamal.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Конкурс объявляется приказом департамента энергетики и жилищно-коммунального комплекса автономного округа.
Заявки, поступившие по истечении срока или оформленные не в соответствии с утвержденной формой, к рассмотрению не принимаются.
Отбор заявок для включения в проект перечня мероприятий Программы на очередной финансовый год осуществляется конкурсной комиссией.
Конкурсная комиссия действует на основании положения, утвержденного приказом департамента энергетики и жилищно-коммунального комплекса автономного округа. В состав конкурсной комиссии входят руководители и специалисты департамента энергетики и жилищно-коммунального комплекса автономного округа, департамента экономики автономного округа, департамента строительства и жилищной политики автономного округа.
Решение конкурсной комиссии оформляется протоколом и подписывается председателем и секретарем комиссии.
Оценка и отбор заявок осуществляется конкурсной комиссией в соответствии со следующими критериями:
1) специфичность - соответствие мероприятия целям и задачам Программы;
2) эффективность - способность мероприятия оказать существенное влияние на организацию (развитие) системы обращения с отходами территории, региона, а также в целом способствовать достижению числовых значений показателей и индикаторов Программы;
3) реалистичность бюджета, обоснованность запрашиваемых средств;
4) наличие софинансирования из местных бюджетов (представление документальных подтверждений о наличии софинансирования) - не менее 5% от объема финансирования проекта;
5) инновационность - мероприятия должны предусматривать применение новейших научно-технических достижений, новых подходов к решению проблем в области обращения с отходами. Мероприятия, связанные с развитием уже существующих подходов, также допустимы, но при условии, что в них вносятся новые элементы, не запланированные и не использовавшиеся ранее;
6) измеримость - результаты мероприятия должны быть четко сформулированы.
Условиями предоставления межбюджетных субсидий являются:
- наличие необходимой нормативно-правовой базы для реализации мероприятий аналогичных долгосрочных муниципальных целевых программ;
- наличие аналогичных долгосрочных муниципальных целевых программ и предоставление обязательства муниципального образования по их финансированию;
- наличие утвержденных программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, предусматривающих строительство (модернизацию) объектов размещения, переработки, утилизации отходов;
Абзац двадцать девятый настоящего раздела вступает в силу с 1 января 2013 г.
- наличие утвержденных инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию объектов размещения, переработки, утилизации отходов;
- соблюдение органами местного самоуправления муниципальных образований (далее - органы местного самоуправления) бюджетного законодательства Российской Федерации (в том числе требований статей 92.1 и 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации по соблюдению предельного размера дефицита местного бюджета и объема муниципального долга) и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В случае изменения объема финансирования Программы в процессе формирования проекта окружного бюджета на очередной финансовый год и плановый период комиссия корректирует распределение средств окружного бюджета, передаваемых в бюджеты муниципальных образований в форме межбюджетных субсидий на реализацию Программы, пропорционально первоначальному распределению.
Департамент энергетики и жилищно-коммунального комплекса автономного округа как госзаказчик-координатор Программы осуществляет контроль за целевым использованием межбюджетных субсидий муниципальными образованиями. Муниципальные образования несут ответственность за нецелевое использование межбюджетных субсидий.
В случае установления факта нецелевого использования финансовых средств Программы муниципальное образование обязано в месячный срок вернуть в окружной бюджет средства, израсходованные не по целевому назначению.
VI. Порядок и условия предоставления субсидий на иные цели
государственным учреждениям
Передача субсидий на иные цели государственным учреждениям в рамках Программы не планируется.
VII. Оценка социально-экономической эффективности Программы
В результате реализации мероприятий Программы будет получен социальный, экономический и экологический эффект.
Социальный и экономический эффекты:
- повышение культурного уровня населения в сфере обращения с отходами;
- создание новых предприятий (организаций, производств) в сфере обращения с отходами и дополнительных рабочих мест;
- создание комплексной системы хозяйствования в сфере обращения с отходами.
Экологический эффект:
- улучшение санитарного состояния территорий и окружающей среды в муниципальных образованиях;
- увеличение переработки отходов в 2014 году к уровню 2011 года на 35,17 тыс. тонн/год.
В приложении N 1 к настоящей Программе приведены индикаторы, которые в количественном выражении могут характеризовать результаты реализации Программы.
По результатам реализации программных мероприятий ожидается:
- формирование новой и усовершенствование существующей нормативной правовой базы в сфере обращения с отходами в автономном округе;
- создание организационных, технических и экономических условий для повышения качества услуг по сбору, транспортировке, хранению и переработке (захоронению) отходов в автономном округе, в том числе за счет реализации 19 проектов по внедрению экологически и экономически эффективных схем обращения с отходами с применением новейших научно-технических достижений для населенных пунктов автономного округа с численностью до 5 тыс. жителей;
- снижение объемов захоронения отходов путем модернизации инфраструктуры обращения с отходами, с внедрением раздельного сбора и сортировки отходов для вовлечения в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья на 40 тысяч тонн в 2014 году, в том числе за счет:
обустройства 9 действующих объектов размещения отходов оборудованием экологически чистого складирования и термического сжигания;
обустройства 3 объектов размещения отходов мусоросортировочными комплексами;
обустройства 17 объектов размещения отходов весовыми пунктами контроля;
приобретения 21 единицы специального оборудования для совершенствования системы обращения с отходами (сортировочных конвейеров, прессов, сепараторов, измельчителей отходов);
приобретения 600 единиц специального оборудования для раздельного сбора ТБО;
приобретения 49 единиц специализированного автотранспорта;
приобретения 23 единиц специального оборудования для демеркуризации ртутьсодержащих приборов и утилизации (термического уничтожения) различных промышленных, бытовых, биоорганических, медицинских и других отходов.
Кроме того, экономические направления развития системы обращения с отходами могут быть дополнены деятельностью индустрии переработки ТБО и вторичного сырья.
Дополнительный экономический эффект от реализации Программы будет получен за счет увеличения налоговых поступлений в окружной бюджет от организаций, участвующих в ее реализации.
По результатам оценки эффективности окружных целевых программ, проведенной в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 10 марта 2011 года N 110-П "Об оценке эффективности окружных и ведомственных целевых программ Ямало-Ненецкого автономного округа", интегральная оценка эффективности проекта Программы составила 75,0 баллов.
Приложение N 1
к окружной долгосрочнойцелевой программе"Развитие системы обращения
с твёрдыми бытовыми
и промышленными отходами
в Ямало-Ненецком автономном
округе на период
2012 - 2014 годов"
Прогнозируемые основные целевые показатели
окружной долгосрочной целевой программы "Развитие системы обращения
с твёрдыми бытовыми и промышленными отходами в Ямало-Ненецком
автономном округе на период 2012 - 2014 годов"
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Весовое значение индикатора/ показателя |
Базовое значение индикатора/ показателя |
В том числе по годам |
||
2012 |
2013 |
2014 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Цель Программы: создание комплексной системы обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами на территории автономного округа, позволяющей снизить антропогенную нагрузку на окружающую среду и улучшить экологическую ситуацию на территории автономного округа | |||||||
1.1. |
Доля использованных, обезвреженных и утилизированных отходов от общего количества образующихся отходов |
% |
0,05 |
7 |
7 |
11 |
18 |
1.2. |
Доля отходов, сбор которых осуществляется раздельно от общего количества образующихся отходов |
% |
0,05 |
0 |
0 |
2 |
5 |
1.3. |
Количество городских и сельских населенных пунктов, охваченных системой сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отходов |
ед. |
0,1 |
0 |
5 |
15 |
15 |
Задача 2. Создание организационных, технических и экономических условий для повышения качества услуг по сбору, транспортировке, хранению, переработке, утилизации (захоронению) отходов в автономном округе | |||||||
2.1. |
Количество реализованных проектов по внедрению экологически и экономически эффективных схем обращения с отходами с применением новейших научно-технических достижений для населенных пунктов автономного округа с численностью до 5 тыс. жителей |
шт. |
0,1 |
0 |
5 |
7 |
7 |
Задача 3. Снижение объемов захоронения отходов путем модернизации инфраструктуры обращения с отходами, с внедрением раздельного сбора и сортировки отходов для вовлечения в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья | |||||||
3.1. |
Количество обустроенных действующих объектов размещения отходов оборудованием экологически чистого складирования и термического сжигания |
шт. |
0,2 |
0 |
3 |
3 |
3 |
3.2. |
Количество обустроенных объектов размещения отходов мусоросортировочными комплексами |
шт. |
0,3 |
0 |
1 |
1 |
1 |
3.3. |
Количество обустроенных объектов размещения отходов весовыми пунктами контроля |
шт. |
0,1 |
0 |
5 |
7 |
5 |
3.4. |
Количество ликвидированных несанкционированных объектов размещения отходов |
ед. |
0,1 |
0 |
- |
- |
6 |
Приложение N 2
к окружной долгосрочнойцелевой программе"Развитие системы обращения
с твёрдыми бытовыми
и промышленными отходами
в Ямало-Ненецком автономном
округе на период
2012 - 2014 годов"
Методика
расчётов основных показателей (индикаторов) окружной долгосрочной
целевой программы "Развитие системы обращения с твёрдыми
бытовыми и промышленными отходами в Ямало-Ненецком
автономном округе на период 2012 - 2014 годов"
N п/п |
Показатель (индикатор) |
Источник исходных данных |
Методика расчёта показателя (индикатора) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Доля использованных, обезвреженных и утилизированных отходов от общего количества образующихся отходов |
отчет об использованных, обезвреженных и утилизированных отходах в муниципальном образовании*. Источник данных: - органы местного самоуправления; - организации коммунального комплекса, оказывающие услуги по размещению, переработке, утилизации отходов |
определяется как отношение использованных, обезвреженных и утилизированных отходов на территориях муниципальных образований к общему количеству образующихся отходов на территориях муниципальных образований |
2. |
Доля отходов, сбор которых осуществляется раздельно от общего количества образующихся отходов |
отчет о раздельном сборе и сортировке ТБО в муниципальном образовании*. Источник данных: - органы местного самоуправления; - организации коммунального комплекса, оказывающие услуги по размещению, переработке, утилизации отходов |
определяется как отношение раздельно собранных организациями коммунального комплекса отходов на территориях муниципальных образований к общему количеству образующихся и вывезенных отходов на объекты размещения, переработки, утилизации отходов муниципальных образований |
3. |
Количество городских и сельских населенных пунктов, охваченных системой сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отходов |
отчет о количестве городских и сельских населенных пунктов, охваченных системой сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отходов*. Источник данных: - органы местного самоуправления |
при расчете значения целевого показателя применяются данные отчетности органов местного самоуправления |
4. |
Количество реализованных проектов по внедрению экологически и экономически эффективных схем обращения с отходами с применением новейших научно-технических достижений для населенных пунктов автономного округа с численностью до 5 тыс. жителей |
отчет о количестве городских и сельских населенных пунктов, охваченных системой сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отходов*. Источник данных: - органы местного самоуправления |
при расчете значения целевого показателя применяются данные отчетности органов местного самоуправления |
5. |
Количество обустроенных действующих объектов размещения отходов оборудованием экологически чистого складирования и термического сжигания |
отчет о количестве городских и сельских населенных пунктов, охваченных системой сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отходов*. Источник данных: - органы местного самоуправления |
при расчете значения целевого показателя применяются данные отчетности органов местного самоуправления |
6. |
Количество обустроенных объектов размещения отходов мусоросортировочными комплексами |
отчет о количестве городских и сельских населенных пунктов, охваченных системой сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отходов*. Источник данных: - органы местного самоуправления |
при расчете значения целевого показателя применяются данные отчетности органов местного самоуправления |
7. |
Количество обустроенных объектов размещения отходов весовыми пунктами контроля |
отчет о количестве городских и сельских населенных пунктов, охваченных системой сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отходов*. Источник данных: - органы местного самоуправления |
при расчете значения целевого показателя применяются данные отчетности органов местного самоуправления |
8. |
Количество ликвидированных несанкционированных объектов размещения отходов |
отчет о количестве городских и сельских населенных пунктов, охваченных системой сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отходов*. Источник данных: - органы местного самоуправления |
при расчете значения целевого показателя применяются данные отчетности органов местного самоуправления |
Примечание.
* Данные по форме, утвержденной приказом департамента энергетики и жилищно-коммунального комплекса автономного округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 октября 2011 г. N 802-П "Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Развитие системы обращения с твёрдыми бытовыми и промышленными отходами в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2012 - 2014 годов"
Абзац двадцать девятый раздела V окружной долгосрочной целевой программы "Развитие системы обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2012 - 2014 годов" вступает в силу с 1 января 2013 г.
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 3 ноября 2011 г., спецвыпуск N 67/1
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 апреля 2014 г. N 245-П настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 г. N 1116-П
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 октября 2013 г. N 882-П
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 мая 2013 г. N 328-П
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2012 г. N 1106-П
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 октября 2012 г. N 901-П
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2012 г.
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 июля 2012 г. N 582-П
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 мая 2012 г. N 371-П
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 марта 2012 г. N 153-П
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 27 октября 2011 г.