Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Муниципальная целевая программа
"Развитие культуры города Ноябрьска на 2011 - 2015 годы"
(далее - Программа)
(утв. постановлением Администрации г. Ноябрьск
от 27 июля 2010 г. N П-1453)
25 февраля 2011 г.
Паспорт программы
Наименование Программы |
"Развитие культуры города Ноябрьска на 2011 - 2015 годы" |
Основания для разработки Программы |
Концепция окружной целевой программы "Культура Ямала (2011 - 2015 годы)"; Устав муниципального образования город Ноябрьск; распоряжение Главы города Ноябрьска от 29.08.2007 N Р-883 "Об организации мероприятий по разработке и утверждению долгосрочных муниципальных целевых программ"; постановление Главы города Ноябрьска от 23.01.2008 N П-59 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ" |
Заказчик Программы |
Администрация города Ноябрьска |
Разработчик Программы |
Управление культуры Администрации города Ноябрьска |
Сроки реализации Программы |
2011 - 2015 годы |
Координатор Программы |
Управление культуры Администрации города Ноябрьска |
Исполнители Программы |
Управление культуры Администрации города Ноябрьска, муниципальные учреждения культуры и учреждения дополнительного образования детей сферы культуры |
Цель Программы |
Осуществление комплекса мероприятий, направленных на обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни; обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям (достижениям культуры) и информационным ресурсам |
Основные задачи Программы |
1) сохранение и популяризация культурного наследия, совершенствование музейной деятельности; 2) обеспечение современных условий для информационно-библиотечного обслуживания населения; 3) обеспечение качества образования в сфере культуры и искусства, поддержка молодых дарований; 4) развитие народного творчества и традиционной культуры; 5) развитие кинематографии (расширение услуг по организации кинопоказа); 6) развитие кадрового потенциала, обеспечение его обновляемости; 7) проведение мероприятий по повышению качества муниципальных услуг, предоставляемых учреждениями культуры |
Важнейшие целевые показатели |
Для оценки эффективности реализации Программы будут использованы следующие целевые показатели и индикаторы: - число единиц хранения музейного фонда (ед.); - доля музейных предметов, занесенных в электронный каталог (%); - количество посетителей (чел.); - число организованных выставок; - число организованных экскурсий; - объем собственных баз данных библиотек (записей); - число зарегистрированных пользователей (чел.); - количество книговыдач (экз.); - количество посещений мероприятий библиотек (чел.); - число клубных формирований (ед.); - число участников клубных формирований (чел.); - количество культурно-досуговых мероприятий(ед.); - количество посетителей КДУ (чел.); - число кино-, видеосеансов (ед.); - количество посетителей на кино-, видеосеансах (чел.); - количество учащихся в ДШИ и ДМШ; - число приобретенных музыкальных инструментов; - число работников культуры, повысивших квалификацию |
Перечень основных мероприятий (с указанием нормативно-правового обоснования полномочий органов местного самоуправления) |
Приложение N 1 к Программе |
Объемы и источники финансирования |
Общая сумма финансирования реализации Программы за счет муниципального бюджета - 8 490 тыс. рублей, в том числе: - 2011 год - 1 698 тыс. рублей, - 2012 год - 1 698 тыс. рублей, - 2013 год - 1 698 тыс. рублей, - 2014 год - 1 698 тыс. рублей, - 2015 год - 1 698 тыс. рублей. Объемы финансирования Программы с разбивкой по разделам приведены в приложении N 2 к Программе |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит: - провести частичное улучшение материально-технической базы учреждений культуры города; - создать условия для обеспечения сохранности библиотечных, музейных и других фондов, ввести их в широкий культурный оборот; - обеспечить равный доступ населения к историческому и культурному наследию, в том числе и посредством современных коммуникационных технологий; - расширить спектр услуг учреждений культуры; - внедрить инновационные программы обучения, создать, сохранить и развить условия для выявления и поддержки молодых дарований; - повысить качество предоставления муниципальных услуг учреждениями культуры города, обеспечить исполнение требований стандартов муниципальных услуг |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Ежеквартальный и ежегодный мониторинг реализации Программы |
I. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена программа
Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития регионов на период до 2020 является улучшение условий жизни населения. Максимальная доступность для граждан культурных благ, состояние художественного образования являются основными показателями повышения качества жизни и развития культуры в городе в целом.
Современное понимание роли и значения культуры в решении данной задачи требует перехода к качественно новому развитию искусства и самодеятельного творчества, музейного и библиотечного дела, обеспечения равного доступа жителей муниципального образования к культурным ценностям и образованию в сфере искусства.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года проблемы предоставления качественного образования в сфере культуры, сохранение богатых национальных традиций обозначены как общегосударственные задачи, требующие безотлагательного решения.
Возросло социальное значение учреждений культуры, обеспечивающих досуг, поскольку там, где досуг населения организован на должном уровне, значительно снижен фактор социального неблагополучия (наркомания, алкоголизм, преступность). Заполняя досуг детей и подростков, эти подразделения формируют позитивное отношение к физически и социально здоровой жизни. Ориентированная на улучшение качества жизни населения политика муниципального образования требует соответствующего качества организации досуга.
Модернизация технического и технологического оснащения учреждений культуры становится насущной необходимостью, что, с одной стороны, вызвано естественным старением базы культуры, а с другой, - быстрым развитием высоких технологий в сфере материального оснащения учреждений культуры, формированием и принятием за основу высоких мировых стандартов в сфере культуры и искусства.
Основным ресурсом, обеспечивающим развитие отрасли, являются кадры. Повышение профессионального уровня и квалификации работников культуры позволит расширить спектр и улучшить качество оказания услуг, ускорить внедрение инновационных методов работы.
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления дополнительного образования детям, организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры, создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов; органы местного самоуправления городского округа имеют право на создание музеев. Реализация указанных задач в сфере культуры на уровне муниципального образования невозможна без дальнейшего повышения роли культуры в социально-экономическом развитии города.
Одним из наиболее эффективных способов решения проблем отрасли культуры является применение методов программно-целевого планирования, которое позволяет привлечь дополнительные финансовые средства для реализации целей государственной и муниципальной культурной политики.
Муниципальная целевая программа "Развитие культуры города Ноябрьска на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа) является логическим продолжением и развитием ранее действующей муниципальной целевой программы "Развитие культуры города Ноябрьска на 2008 - 2010 годы", утвержденной постановлением Главы города Ноябрьска от 09 ноября 2007 года N П-1514.
В городе сложилась и действует сеть муниципальных учреждений культуры, включающая 5 библиотек, объединенных в "Централизованную библиотечную систему", Музейный ресурсный центр с 3 структурными подразделениями (музеем изобразительных искусств, музеем городской истории, Детским музеем), Музей воинской славы, 6 учреждений клубного типа, Городской Центр ремесел, культурно-спортивный комплекс "Ямал", 3 учреждения дополнительного музыкального и художественного образования детей.
Большинство учреждений культуры города успешно адаптировались к изменившимся социально-экономическим условиям, внедрили новые формы обслуживания, расширили диапазон предоставляемых населению услуг.
Включенные в муниципальную целевую программу "Развитие культуры города Ноябрьска на 2008 - 2010 годы" проекты и комплексы мероприятий были направлены на решение системных проблем в сфере культурного развития, связанных с созданием условий для сохранения и развития культуры как фактора социально-экономического развития города, а также создание для населения городского округа равных возможностей доступа к культурным ценностям.
Исполнение мероприятий муниципальной целевой программы позволили за прошедший период времени значительно улучшить основные отраслевые показатели.
На 287 единиц произошел рост числа единиц хранения музейного фонда муниципальных музеев, который на сегодняшний день составляет 27 тысяч единиц хранения. В 2007 году в музейном электронном каталоге было учтено 71% от общего числа единиц хранения музейного фонда муниципальных музеев, за счет поддержки информационных технологий в практической деятельности музея (сопровождение музейной системы КАМИС) в 2009 году произошел рост данного показателя на 13%.
Программно-целевой метод позволил реализовать Музейную молодежную научно-практическую конференцию "Наше будущее - Ямал. Диалоги в музее", внедрить в работу инновационные методы работы с аудиторией (создание интерактивного мультимедийного диска).
В библиотечной отрасли средствами муниципальной целевой программы пополнена материально-техническая база библиотек. В рамках программы реализованы проекты по организации досуговой библиотечной среды.
Стабильным остается число читателей библиотек. Услугами общедоступных муниципальных библиотек пользуются 24% жителей города.
Ведущее место в обеспечении многообразия культурной жизни городского округа занимают учреждения культурно-досугового типа. На их базе осуществляют свою деятельность 112 клубных формирований (2007 год - 101 клубное формирование) с общим числом участников свыше 2 тыс. человек, двенадцать творческих коллективов имеют почетные звания "народный" и "образцовый". В рамках реализации Программы осуществлена поддержка самодеятельных коллективов.
Удельный вес населения, принимающего участие в мероприятиях учреждений культурно-досугового и спортивного типа, за 2009 год увеличился на 46 тысяч человек. По сравнению с 2008 годом на 32% возросло количество проведенных культурно-досуговых и спортивных мероприятий. В 2009 году на 37% больше показано кино-, видеосеансов. В рамках действующей муниципальной целевой программы удалось реализовать значительные культурные проекты. Проведены кинофестивали "Синяя птица", "Классика на экране"; Клубный день пожилого человека, "Семейные праздники".
В рамках муниципальной целевой программы "Развитие культуры города Ноябрьска на 2008 - 2010 годы" реализованы мероприятия по развитию народных промыслов и ремесел, популяризации традиций декоративно-прикладного искусства и ремесел народов Севера. Приобретены сырье и оборудование для художественных мастерских.
Средствами муниципальной целевой программы "Развитие культуры города Ноябрьска на 2008 - 2010 годы" созданы условия для обеспечения медиатек на базе образовательных учреждений культуры. Сегодня в музыкальных школах и школе искусств обучается 1 711 человек, что составляет 17% от общего числа детей школьного возраста в городе (2008 год - 12%).
Выделенные средства на муниципальную целевую программу "Развитие культуры города Ноябрьска на 2008 - 2010 годы" не позволили в полном объеме удовлетворить потребность в приобретении музыкального инструментария для учреждений культуры дополнительного образования. Проведенный анализ имеющихся музыкальных инструментов показал, что музыкальный инструментарий имеет высокий процент износа. За счет средств муниципальной целевой программы "Развитие культуры города Ноябрьска на 2011 - 2015 годы" планируется приобретение музыкального инструментария для учреждений культуры дополнительного образования. Улучшение материально-технической базы учреждений культуры дополнительного образования - фактор качественного предоставления художественного образования.
Программа направлена на дальнейшее совершенствование системы управления сферой культуры города, повышение эффективности использования ресурсов культуры в целях социально-экономического развития, частичную модернизацию материально-технической базы учреждений культуры, обеспечение условий для развития национальной культуры, сохранения культурного многообразия, содействие активизации населения в участии в культурной жизни муниципального образования, расширение спектра и качества услуг, оказываемых населению города.
Программа определяет цели, основные направления, задачи реализации полномочий муниципального образования в сфере культуры, меры и механизмы, обеспечивающие стабильное функционирование и устойчивое развитие отрасли в соответствии с целями и задачами социально-экономического развития города Ноябрьска.
Актуальность муниципальной целевой программы, ее цели и задачи определяются исходя из наличия нерешенных в рамках предыдущей муниципальной целевой программы проблем по формированию и развитию творческих коллективов, по ресурсному обеспечению деятельности учреждений культуры, по информатизации учреждений культуры, по поддержке культурно-досуговых программ и проектов, по комплектованию, пополнению, защите музейных и библиотечных фондов, по модернизации учреждений культуры.
Отличие Программы от ранее действовавшей муниципальной целевой программы будет состоять в следующем:
1. Программа будет направлена на расширение муниципальных услуг в сфере культуры и доступность услуг культуры для всех категорий населения.
2. Программа ориентирована на обеспечение качества по утвержденным стандартам качества предоставления муниципальных услуг учреждениями культуры.
3. В рамках Программы планируется улучшить материально-техническую базу учреждений культуры, приоритет в этом отводится учреждениям культуры дополнительного образования в приобретении музыкального инструментария.
4. Внедрение новых информационных технологий для сохранения и развития традиционной народной культуры, накопленного культурного и духовного потенциала города (развитие музейных и библиотечных баз данных).
5. Направленность целей и задач, а также каждого мероприятия Программы на достижение результатов, оцениваемых основными целевыми индикаторами и показателями Программы.
II. Основные цели и задачи Программы
Выбор целей Программы основан на необходимости обеспечения доступности и разнообразия культурных услуг для всех групп населения города, создания благоприятных условий для творчества и самореализации в сфере культуры, внедрения новых информационных технологий.
Основными целями Программы являются:
- обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни;
- обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям (достижениям культуры).
Достижение целей будет обеспечено решением следующих задач:
1) сохранение и популяризация культурного наследия, совершенствование музейной деятельности;
2) обеспечение современных условий для информационно-библиотечного обслуживания населения;
3) обеспечение качества образования в сфере культуры и искусства, поддержка молодых дарований;
4) развитие народного творчества и традиционной культуры;
5) развитие кинематографии (расширение услуг по организации кинопоказа);
6) развитие кадрового потенциала;
7) проведение мероприятий по повышению качества муниципальных услуг, предоставляемых учреждениями культуры.
Эффективность реализации Программы будет оцениваться по основным количественным и качественным целевым показателям, их сопоставлении с объемами затраченных средств на единицу полученного результата.
Достижение показателей возможно при запланированном уровне финансирования.
Для оценки эффективности реализации Программы будут использованы следующие целевые показатели и индикаторы:
- число единиц хранения музейного фонда (ед.);
- доля музейных предметов, занесенных в электронный каталог (%);
- количество посетителей (чел.);
- число организованных выставок;
- число организованных экскурсий;
- объем собственных баз данных библиотек (записей);
- число зарегистрированных пользователей (чел.);
- количество книговыдач (экз.);
- количество посещений мероприятий библиотек (чел.);
- число клубных формирований (ед.);
- число участников клубных формирований (чел.);
- количество культурно-досуговых мероприятий(ед.);
- количество посетителей КДУ (чел.);
- число кино-, видеосеансов (ед.);
- количество посетителей на кино-, видеосеансах (чел.);
- количество учащихся в ДШИ и ДМШ;
- число приобретенных музыкальных инструментов;
- число работников культуры, повысивших квалификацию.
Условием досрочного прекращения реализации Программы является прекращение финансирования данной Программы.
III. Перечень программных мероприятий
В приложении N 1 к данной Программе представлен комплекс мероприятий, сбалансированных по целям, задачам, срокам, исполнителям, объемам необходимых для их реализации финансовых ресурсов и их источникам. Расходы на реализацию мероприятий в 2011 - 2015 годах предусмотрены из средств местного бюджета КФСР 0806 КЦСР 7950600.
Мероприятия Программы сгруппированы функционально для решения выше поставленных задач по разделам.
Раздел 1. Сохранение и популяризация культурного наследия
муниципального образования. Совершенствование
музейной деятельности.
Совершенствование музейной деятельности является важным условием в сохранении культурного наследия. Музейный фонд муниципальных музеев города формируется с 1986 года, необходимо создать оптимальные условия для учета, хранения имеющихся экспонатов, для создания электронного каталога Ямало-Ненецкого автономного округа. В этом направлении Программой предусмотрена поддержка и установление комплексной автоматизированной музейной системы (КАМИС). В музеях города накоплен большой опыт реализации музейных проектов, проведение выставок и научно-практических конференций будет способствовать популяризации музейных коллекций и привлечению горожан в музеи города.
Раздел 2. Совершенствование системы информационно-библиотечного
обслуживания населения, комплектование и обеспечение
сохранности библиотечных фондов библиотек
городского округа.
В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 18.06.2007 N 326-рп "О создании Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина" в Национальной библиотеке Ямало-Ненецкого автономного округа создается электронный массив документов и баз данных будущего филиала регионального центра Президентской библиотеки в Ямало-Ненецком автономном округе. В составе электронного массива ведущую роль занимает сводный каталог библиотек округа. Приобретение и обновление лицензионного программного обеспечения (включая АПИБС "ИРБИС") будет способствовать развитию данного направления, а также предоставлению качественных информационных продуктов и услуг библиотек, эффективному и удобному для пользователей доступу к ресурсам. Планируется своевременное приобретение и обновление лицензионного ПО на весь компьютерный парк МУК "Централизованная библиотечная система", что позволит решить проблему бесперебойного функционирования компьютерного парка библиотек города, даст гарантию технической поддержки всего программного обеспечения со стороны фирм-разработчиков и обеспечит соблюдение законодательной базы РФ.
В библиотеках города накоплен опыт в проведении различных мероприятий, направленных на информационно-библиотечное обслуживание всех категорий населения. Организация встреч с общественными деятелями способствует мотивации духовного роста населения. Программа предусматривает реализацию дискуссионных площадок, развивающих коммуникативные навыки у молодежи, социальную активность пользователей библиотек.
Раздел 3. Создание условий для расширения многообразия
культурной жизни жителей городского округа.
Развитие кинематографии.
Мероприятия данного раздела направлены на создание в учреждениях культурно-досугового типа города Ноябрьска условий для обеспечения свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни. Для организации досуга населения необходимо расширение спектра услуг учреждений культуры посредством поддержки проектов и программ в области культурно-досуговой деятельности. Важным условием качества предоставляемых услуг является развитие кадрового потенциала отрасли. Проведение модернизации материально-технической базы культурно-досуговых учреждений и поддержка творческих коллективов и клубных формирований будет способствовать развитию самодеятельного народного творчества, национальных культур, национальных традиций.
Раздел 4. Сохранение и развитие системы дополнительного
образования, поддержка молодых дарований.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года проблема предоставления качественного образования в сфере культуры обозначена как общегосударственная задача, требующая безотлагательного решения. Для учреждений культуры дополнительного образования детей необходимо приобретение музыкальных инструментов и методической литературы, так как имеющийся ресурс на настоящий момент имеет большой процент износа. Ощутимым результатом реализации мероприятий данного раздела будет улучшение условий для качественного образования в сфере культуры.
Раздел 5. Совершенствование системы управления сферой
культуры города Ноябрьска.
Для повышения качества обслуживания жителей города проведены мероприятия по созданию системы стандартизации в сфере культуры. В 2009 году постановлениями Администрации города утверждены административные регламенты по исполнению муниципальных функций управления культуры, Реестр муниципальных услуг, разработаны проекты стандартов качества. Эти базовые документы позволят горожанам достоверно и в полном объеме получить информацию о формах работы учреждений культуры с населением и выбрать варианты для реализации своего таланта, интеллекта и творчества. Стандартизация отрасли культуры способствует эффективному расходованию бюджетных средств, предусматривает проведение мониторинга общественного мнения по вопросам культуры с привлечением специалистов. Проведение мониторинга будет направлено на изучение удовлетворенности населения предоставляемыми учреждениями культуры услугами и на изучение спроса на услуги в отрасли культуры. Организация и проведение конкурсов профессионального мастерства, информационно-методическое обеспечение отрасли является одним из условий повышения качества предоставления муниципальных услуг учреждениями культуры.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Источниками финансирования Программы являются средства бюджета муниципального образования город Ноябрьск на соответствующий финансовый год. Расходы на реализацию мероприятий в 2011 - 2015 годах уточняются при формировании бюджета на соответствующий год.
Общая сумма финансирования реализации Программы за счет муниципального бюджета - 8 490 тыс. рублей, в том числе:
- 2011 год - 1 698 тыс. рублей,
- 2012 год - 1 698 тыс. рублей,
- 2013 год - 1 698 тыс. рублей,
- 2014 год - 1 698 тыс. рублей,
- 2015 год - 1 698 тыс. рублей.
Для достижения приоритетных целей и задач финансирование проектов, включенных в Программу, будет осуществляться дополнительно к бюджетному финансированию текущей деятельности учреждений культуры.
Управление культуры Администрации города Ноябрьска ежегодно при формировании бюджета на очередной финансовый год проводит уточнение плана мероприятий с учетом реальных возможностей бюджета муниципального образования город Ноябрьск и исходя из оценки эффективности осуществления мероприятий, составленной на основании отчетов ответственных за выполнение того или иного мероприятия лиц.
Управление культуры Администрации города Ноябрьска осуществляет контроль за реализацией Программы на основе ежеквартального и ежегодного мониторинга.
Объемы финансирования Программы с разбивкой по разделам приведены в приложении N 2 к Программе.
V. Критерии оценки эффективности Программы
Особенностью сферы культуры является то, что основные результаты культурной деятельности выражаются, как правило, в отложенном социальном эффекте, проявляются в изменении ценностных ориентаций и норм поведения, увеличении интеллектуального и творческого потенциала и сказываются на модернизации всего общества.
Реализация муниципальной целевой программы позволит получить многогранный социальный эффект и позитивные последствия во многих сферах культурной жизни города. Программа даст возможность укрепить ресурсную базу организаций культуры, что позволит в условиях новых экономических отношений создать возможность дальнейшего их развития.
Улучшение качества предоставляемых населению культурных услуг скажется на их востребованности. В свою очередь, активизация участия жителей в культурной жизни города будет способствовать снижению социальной напряженности, развитию творческих способностей и направлению социальной энергии в созидательное русло.
Методика оценки эффективности Программы будет заключаться в анализе основных целевых показателей, их сопоставлении с объемами затраченных средств на единицу полученного результата. Коме того, Программа включает проведение регулярной оценки эффективности деятельности учреждений культуры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.