Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
Правила
юридико-технического оформления проектов правовых актов Губернатора
Ямало-Ненецкого автономного округа и Правительства Ямало-Ненецкого
автономного округа
(утв. постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа
от 6 июня 2011 г. N 377-П)
Настоящие Правила юридико-технического оформления проектов правовых актов (постановлений и распоряжений) Губернатора и Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Правила, проекты правовых актов, автономный округ) устанавливают общие обязательные правила оформления проектов правовых актов.
Правила рассчитаны на практическое применение органами, обладающими правом вносить проекты правовых актов на рассмотрение Губернатора автономного округа и Правительства автономного округа, а также органами, наделенными правом инициировать указанные проекты при их подготовке.
Цель Правил заключается в обеспечении высокого качества подготовки правовых актов путем соблюдения единообразия в оформлении проектов правовых актов и использовании средств, правил и приемов юридической техники.
I. Структура проекта правового акта
1. Наименование правового акта должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать.
Наименование проекта правового акта должно отвечать на вопрос: "О чем издан правовой акт?" и начинаться с "О ..." или "Об ...".
2. Преамбула (введение) - самостоятельная часть проекта правового акта, предваряющая проект правового акта, определяющая его цели и задачи.
Преамбула не является обязательной. Она может отсутствовать в случае, если предписываемые действия не нуждаются в разъяснении.
Преамбула может начинаться устойчивыми формулировками: "В целях", "В соответствии", "В связи", "Во исполнение", "На основании" и т.п. Если правовой акт издается на основании другого документа, то в преамбуле указывается наименование этого документа в творительном падеже, его дата, номер и заголовок.
Преамбула:
- не содержит положения нормативного характера;
- не делится на статьи;
- не содержит легальные дефиниции (определение понятий, терминов);
- не содержит ссылки на другие правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием правового акта;
- не нумеруется;
- располагается непосредственно после наименования проекта правового акта.
Преамбула в тексте постановления Губернатора автономного округа завершается словом "постановляю", постановления Правительства автономного округа - "постановляет", которое печатается целиком на одной строке строчными буквами вразрядку насыщенным шрифтом.
3. Структура проекта правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.
4. Проект правового акта должен быть разделен на структурные элементы, которые упрощают пользование им, улучшают его внутреннее построение и систематизацию, осуществление ссылок, помогают быстро ориентироваться в нормативном материале.
Употребляются следующие структурные элементы проектов правовых актов:
- преамбула;
- раздел;
- пункт;
- подпункт;
- абзац;
- строка в таблице;
- графа в таблице;
- позиция;
- субпозиция;
- нумерационный заголовок.
В таблице к проектам правовых актов:
- заголовок;
- подзаголовок;
- наименование графы, строки;
- строки (если ненумерованные);
- пункты (если нумерованные);
- ярус.
4.1. Раздел:
имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
имеет наименование.
Обозначение и наименование раздела печатаются с прописной буквы по центру страницы с обозначением номера раздела, после которого ставится точка.
Наименование раздела печатается полужирным шрифтом.
4.2. Подраздел:
имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
имеет наименование.
Обозначение и наименование подраздела печатается с прописной буквы по центру страницы с обозначением номера подраздела, после которого ставится точка.
4.3. Пункт:
является основным структурным элементом текста правового акта;
имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами с точкой после него;
содержит одно или несколько нормативных или индивидуальных предписаний.
Пункты значительных по объему правовых актов могут объединяться в разделы или подразделы, которые подразделяются не менее чем на два структурных элемента.
Пункты, разделы в пределах всего правового акта должны иметь сквозную нумерацию. В исключительных случаях пункты каждого раздела правового акта могут иметь отдельную нумерацию в десятичной системе с точками между цифрами, составляющими номер, и после последней цифры, составляющей номер, согласно порядковому номеру раздела правового акта.
Пункт правового акта может иметь подпункты, образуемые абзацами, отделяемыми друг от друга точкой с запятой, и обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой либо арабскими цифрами в десятичной системе с точками между цифрами, составляющими номер, и после последней цифры, составляющей номер, либо строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
В исключительных случаях пункты и подпункты подразделяются на абзацы (не более пяти). Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на пункты, содержащие перечни основных понятий, используемых в проекте правового акта.
Обозначения абзацев при ссылках на них указываются словами.
Первым считается тот абзац, с которого начинается структурный элемент, в составе которого он находится. Далее абзацами являются все строки, начинающиеся с красной строки, вне зависимости от написания с прописной или строчной буквы, или начинающиеся со знака дефис или формулы, расположенной в центре строки.
5. Тексты проектов правовых актов излагаются в соответствии с нормами официально-делового стиля современного русского литературного языка.
При подготовке текста следует соблюдать следующие общие правила:
- использовать общепринятые, понятные словосочетания, стандартные языковые обороты, традиционно употребляемые в письменной речи и имеющие строго определенное истолкование;
- применять только общепринятые или официально установленные сокращения;
- использовать термины в прямом общеизвестном значении. Иное их понимание должно быть специально оговорено в проекте;
- не допускать, чтобы термин имел несколько значений;
- не употреблять двусмысленные и нечетко сформулированные термины, допускающие разное истолкование, образные языковые средства, вызывающие множество индивидуальных смысловых ассоциаций;
- не использовать законодательные определения (дефиниции) в случаях, если понятия созданы в процессе переосмысления общеупотребительных слов с использованием специальной лексики; понятия оформлены с помощью слов, которые вследствие частого употребления в речи вызывают множественные смысловые ассоциации; понятия по-разному трактуются юридической наукой и правоприменительной практикой;
- если названия органов, учреждений, объектов либо понятий упоминаются в проекте несколько раз, то первый раз следует давать полное наименование, а затем в скобках сформулировать сокращенный вариант (по форме: "далее - ..."), который далее будет употребляться в тексте.
Например (здесь и далее примеры являются условными):
Ямало-Ненецкий автономный округ (далее - автономный округ)
6. Проекты правовых актов должны содержать:
- точные наименования исполнительных органов государственной власти автономного округа и организаций в соответствии с их положениями и учредительными документами, наименование должностей и фамилий должностных лиц, которым поручается исполнение задания;
- сроки исполнения заданий;
- поручение контроля за исполнением данного правового акта;
- указание о признании утратившими силу правовых актов либо их отдельных пунктов, если вновь принимаемый документ исключает действие ранее принятых.
7. Оформление проектов правовых актов (формат текста, размер шрифта, расположение текста на листе и т.п.) осуществляется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Правительстве автономного округа.
8. Пункты, которые включают управленческие действия, носящие распорядительный характер, начинаются с глагола в неопределенной форме и дополняются обозначением объекта действия.
Например:
1. Создать рабочую группу в составе ...
9. В качестве исполнителей в правовых актах указываются исполнительные органы государственной власти автономного округа или конкретные должностные лица.
Если поручение возлагается на исполнительный орган государственной власти автономного округа, то его наименование указывается в дательном падеже, а фамилия руководителя с инициалами печатается в скобках в именительном падеже (инициалы ставятся после фамилии).
Например:
3. Департаменту гражданской защиты и пожарной безопасности
Ямало-Ненецкого автономного округа (Булаев И.В.):
3.1. разработать и утвердить в новой редакции устав
государственного учреждения "Центр обеспечения деятельности
противопожарной службы Ямало-Ненецкого автономного округа и управления в
кризисных ситуациях" по согласованию с департаментом имущественных
отношений Ямало-Ненецкого автономного округа (Дормидонтова Л.Н.);
3.2. осуществить необходимые юридические действия, связанные с
внесением изменений в сведения о юридическом лице в соответствующем
налоговом органе;
3.3. осуществить организационно-штатные мероприятия, связанные с
сокращением штата и численности работников.
или
4. Департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа
(Свинцова А.П.) осуществлять финансирование мероприятий окружной целевой
программы "Комплексная программа развития системы образования
Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2015 годы" начиная с 01
января 2011 года согласно приложению к настоящему постановлению.
10. В целях осуществления контроля за исполнением правового акта в последнем пункте проекта правового акта должен быть указан член Правительства автономного округа, на которого возложен контроль за его исполнением, за исключением правовых актов, указанных в пункте 36 настоящих Правил.
11. В пунктах о вступлении в силу правового акта должны употребляться понятия: "вступление в силу", "распространяется на правоотношения". Пункт о порядке вступления в силу вводится в случае, если необходимо установить особый порядок вступления в силу данного правового акта, отличный от определенного действующим законодательством автономного округа.
12. Если правовой акт изменяет, отменяет или дополняет ранее изданный правовой акт или его отдельные структурные элементы, то один из пунктов проекта правового акта должен содержать ссылку на отменяемый правовой акт (структурный элемент правового акта) с указанием его вида, даты, номера и наименования.
Как правило, данный пункт в проекте правового акта размещается перед пунктом о возложении контроля за его исполнением на члена Правительства автономного округа.
В случае отмены либо признания утратившим силу правового акта (структурного элемента правового акта) в тексте проекта правового акта должен быть пункт, который начинается словами: "Отменить" либо "Признать утратившим силу".
13. Проекты правовых актов могут иметь приложения, в которых помещаются различного рода положения, программы, регламенты, планы, нормы, таблицы, графики, карты, схемы, изображения, образцы документов и т.д.
Проект правового акта должен иметь соответствующие пункты правового акта со ссылками на эти приложения. Ссылки в тексте на приложения к данному акту оформляются словом "приложение", символом "N" и номером приложения (при наличии более одного приложения). Может быть указано наименование приложения, которое должно быть идентичным указанному в самом приложении.
Юридическая сила приложений и проекта правового акта, к которому они относятся, одинакова.
Например:
1. Утвердить:
1.1. Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия
на ребенка согласно приложению N 1;
1.2. Порядок исчисления величины среднедушевого дохода, дающего
право на получение ежемесячного пособия на ребенка, согласно приложению
N 2.
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 06 июня 2011 года N 377-П
Положение
о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка
14. Приложения к правовому акту являются неотъемлемой его частью.
В приложении на первом его листе в правом верхнем углу страницы пишут "Приложение" с указанием вида правового акта, его даты и регистрационного номера (нумерационный заголовок).
Например:
Приложение N 2
к постановлению Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 18 декабря 2010 года N 701-П
Каждому приложению в составе документа присваивается уникальный номер арабскими цифрами в порядке возрастания.
Если приложение одно, то порядковый номер не указывается.
Например:
Приложение
к постановлению Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 18 декабря 2010 года N 701-П
При наличии в тексте проекта правового акта формулировки "Утвердить" (прилагаемое Положение, состав комиссии, перечень мероприятий и т.д.) на самом приложении в правом верхнем углу располагается слово "Утвержден" ("Утверждена", "Утверждены" или "Утверждено"), согласованное в роде и числе с видом утверждаемого документа (Положение - "Утверждено", программа - "Утверждена", мероприятия - "Утверждены"), со ссылкой на утверждающий правовой акт в творительном падеже, его даты, номера.
Например:
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 18 декабря 2010 года N 701-П
15. В положении (правилах, инструкции и т.д.) основной текст делится на разделы, которые должны иметь названия. Разделы подразделяются на подразделы, пункты, подпункты и абзацы при их наличии. Разделы нумеруются римскими цифрами, подразделы - арабскими цифрами. Нумерация пунктов производится арабскими цифрами, подпункты могут иметь буквенную или цифровую нумерацию, а также делиться на абзацы, не имеющие обозначений.
В положении (правилах, инструкции и т.д.) раздел "Общие положения" является первым. В разделе "Общие положения" указываются основания разработки, основное назначение правового акта и сфера его распространения.
Наименования разделов, подразделов печатаются с прописной буквы по центру страницы.
Наименование разделов печатается полужирным шрифтом.
16. При наличии более чем одного приложения к приложению правового акта они нумеруются.
В тексте на самом приложении к приложению проекта правового акта в правом верхнем углу располагается слово "Приложение" с указанием наименования приложения к правовому акту без ссылки на утверждающий данное приложение правовой акт.
Например:
Приложение N 1
к Положению о противопожарной службе
Ямало-Ненецкого автономного округа
17. Употребление буквы "е".
Имена собственные (фамилии, имена, отчества, географические названия, названия предприятий и организаций и т.д.) пишутся с употреблением буквы "е", если ее написание подтверждено документально, например: Семенов А.В.
В остальных случаях буква "е" может употребляться в написании слов в соответствии с орфографическими правилами русского языка.
II. Порядок употребления ссылок
18. Ссылки в пунктах на другие пункты, а также на ранее принятые нормативные правовые акты разрешается применять только в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений.
19. Ссылка осуществляется только на действующее законодательство, договоры, соглашения и иные документы. Ссылки на утратившие силу нормативные правовые акты и проекты правовых актов не допустимы.
При этом указываются следующие реквизиты в следующей последовательности: вид правового акта, дата подписания, регистрационный номер и наименование.
20. При неоднократных ссылках на один и тот же нормативный правовой акт при первом его упоминании в скобках указывается его сокращенное наименование, которое будет использовано в дальнейшем.
21. При ссылке не на весь нормативный правовой акт, а только на его структурный элемент сначала указывается этот конкретный элемент (начиная с наименьшего).
22. Ссылки на правовые акты о внесении изменений в действующие правовые акты, а также на правовые акты низшей юридической силы или их отдельные структурные элементы не допускаются. Ссылки на конкретные правовые акты низшей юридической силы или их отдельные структурные элементы не допускается.
III. Оформление табличных приложений к проектам правовых актов
23. Таблица - форма представления текста, в котором характеризуются несколько объектов по ряду признаков. Табличные тексты применяются в отчетно-статистических, бухгалтерских, банковских, организационно-распорядительных документах (структура и штатная численность, штатное расписание, план работы, перечень и т.п.).
24. При оформлении табличных приложений в правом верхнем углу размещается нумерационный заголовок.
Например:
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 22 января 2011 года N 208-П
или
Приложение
к Порядку формирования и утверждения
окружных стандартов стоимости
жилищно-коммунальных услуг
Далее размещается наименование таблицы, что является тематическим заголовком.
Например:
ПЕРЕЧЕНЬ
оборудования, поставляемого на экспорт в 2011 году
В таблице обязательными являются заголовки граф.
Например:
N п/п |
Наименование оборудования |
Единица измерения |
Количество - всего |
В том числе |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
В конце заголовка графы точка не ставится, даже если предложение не закончено (поставляется за счет; в том числе). Сокращение слов в заголовке граф не допускается.
Заголовки граф следует писать в единственном числе.
Например: наименование мероприятия, единица измерения, срок
исполнения, форма документа.
25. Таблицы имеют два уровня членения текста: вертикальный - графы и горизонтальный - строки. Обобщенные наименования признаков в таблице составляют заголовок и подзаголовки граф, а наименования объектов - заголовок и подзаголовки строк таблицы.
Графа в таблице является основным структурным элементом.
26. Графы таблиц должны быть пронумерованы. Если таблица печатается более чем на одной странице, на последующих страницах заголовочная часть таблицы или номера граф повторяются.
27. Заголовки граф пишутся с прописных букв, а подзаголовки - со строчных, если они составляют одно целое с заголовком, т.е. поясняют его. Если подзаголовок имеет самостоятельное значение, то он пишется с прописной буквы. Точки в заголовках и подзаголовках строк не проставляются.
Заголовки и подзаголовки граф и строк таблицы выражаются именем существительным в именительном падеже единственного числа. В заголовках и подзаголовках строк и граф употребляются только общепринятые или официально установленные сокращения.
28. В одноярусной таблице все заголовки граф пишутся с прописной буквы.
Например:
Таблица 1
N п/п |
Наименование продукции |
Единица измерения |
2011 год - всего |
В том числе первое полугодие |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
|
|
|
|
В двух- и многоярусной таблице заголовки верхнего яруса графы пишутся с прописной буквы, а заголовки второго, третьего и т.д. ярусов пишутся со строчной буквы, если они грамматически подчинены заголовку верхнего яруса графы.
Например:
Таблица 2
N п/п |
Наименование завода |
Объем капитальных вложений (млн. руб.) |
Генеральный подрядчик |
|||
2010 год - всего |
в том числе объем строительно-монтажных работ |
2011 год - всего |
в том числе объем строительно-монтажных работ |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
|
|
|
|
|
|
Заголовки второго, третьего и т.д. ярусов графы пишутся с прописной буквы, если они грамматически не подчинены стоящему над ними заголовку графы.
Например:
Таблица 3
N п/п |
Наименование автоматических регуляторов |
Исполнитель и сроки выполнения работ |
|
Разработка технической документации |
Производство первой промышленной серии |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
|
|
|
29. В таблице во всех строках графы 1 или графы 2 при наличии графы "N п/п" текст пишется с прописной буквы. Во всех остальных графах текст излагается со строчной буквы, за исключением собственных наименований.
Знаки препинания ставятся только внутри предложения. В строке таблицы после слов "Итого", "Всего" двоеточие не ставится.
Цифровые величины при перечислении (если есть дробные числа) разделяются точкой с запятой (1,2; 5,1; 6,3).
В заголовке графы таблицы, предусматривающей указание на единицы измерения, наименование единиц измерения следует писать в родительном падеже множественного числа, в скобках.
Например:
Таблица 4
N п/п |
Наименование оборудования |
Количество (штук) |
Завод-изготовитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Установки для мойки крупы, подлежащей переработке - всего, в том числе |
4 |
завод "Металлист" |
производительностью 2 т/ч |
2 |
||
2. |
Установки для дробления крупы |
12 |
завод "Заря" |
|
Итого |
16 |
|
30. В таблице ссылка на сноску может быть обозначена звездочкой или цифрой. Сноски могут быть даны как на каждой странице, где есть ссылки на сноску, так и в конце таблицы. После знака сноски текст сноски начинается с прописной буквы. В конце текста сноски ставится точка.
Примечание дается в конце приложения. Если есть сноски, то примечания даются перед сносками.
Например:
Таблица 5
(тыс. штук)
N п/п |
Наименование тракторов |
2010 год |
2011 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Тракторы - всего, из них |
60 |
65*) |
гусеничные тракторы Т-74 |
42 |
35 |
|
тракторы Т-150 - всего, в том числе колесные тракторы |
18 |
30 |
|
Т-150К |
17 |
20 |
|
Т-150 |
1 |
2 |
Примечания.
1. Объем поставок тракторов при необходимости может быть уточнен
заводом-изготовителем.
2. Срок поставки тракторов может быть уточнен ведомством.
<*> Включая производство по кооперации.
31. Числа, одно-, двух- или многострочные текстовые элементы в графах ровняются по первой (верхней) строке таблицы.
Например:
Таблица 6
(штук)
N п/п |
Наименование оборудования |
2010 год |
2011 год |
Завод-изготовитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Агрегатные станки |
5 |
5 |
Московский завод "Станкоагрегат" |
Линии для обработки редукторов рулевого управления, модель ЛМ-533 |
2 |
2 |
Московский завод автоматических линий |
IV. Внесение изменений в ранее принятые правовые акты
32. Внесение изменений в правовой акт осуществляется путем принятия органом, его принявшим, другого правового акта того же вида, если иное не установлено федеральным законодательством и (или) законодательством автономного округа.
Изменения вносятся только в основной правовой акт. Вносить изменения в основной правовой акт путем внесения изменений в изменяющий его правовой акт не допустимо.
33. Внесение изменений предполагает:
- замену цифр, слов, предложений, структурного элемента;
- дополнение цифрами, словами, предложениями;
- исключение цифр, слов, предложений;
- изложение структурного элемента в новой редакции;
- дополнение новым структурным элементом;
- признание структурного элемента утратившим силу;
- включение в состав либо исключение из состава какого-либо коллегиального органа.
34. Независимо от конкретного содержания проекта правового акта, т.е. независимо от того, имеются ли в тексте проекта правового акта замена слов, цифр, исключение слов, цифр или предложений, новая редакция структурного элемента правового акта, дополнение структурного элемента правового акта новыми словами, цифрами или предложениями либо дополнение структурных элементов в правовой акт, наименование правового акта всегда содержит только слово "изменение" в соответствующем числе ("О внесении изменения ..." или "О внесении изменений ...").
35. В зависимости от конкретных вносимых изменений наименование проекта правового акта излагается в соответствующей редакции:
35.1. в случае внесения изменений в правовой акт или в правовой акт и приложение (приложения) к нему наименование проекта правового акта должно содержать наименование вида документа, дату и номер правового акта (без указания его наименования), в который вносятся изменения.
Например:
О внесении изменений в постановление Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 20 октября 2010 года N 20-П
35.2. при внесении изменений в приложение к правовому акту либо утвержденное правовым актом приложение наименование проекта правового акта должно содержать точное наименование приложения, в которое вносятся изменения.
Например:
О внесении изменений в Инструкцию по делопроизводству
в Правительстве Ямало-Ненецкого автономного округа
35.3. при внесении изменений в один структурный элемент текста правового акта, приложения к правовому акту или в приложение(я) к приложению правового акта наименование проекта правового акта следует конкретизировать.
Например:
О внесении изменения в пункт 1 постановления Губернатора
Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 октября 2010 года N 20-ПГ
О внесении изменений в пункт 2
Правил обязательного медицинского страхования населения
Ямало-Ненецкого автономного округа
О внесении изменения в приложение N 2
к окружной целевой программе "Культура Ямала
(2011 - 2015 годы)"
35.4. при внесении изменений в два и более приложения к правовому акту наименование проекта правового акта должно начинаться со слов "О внесении изменений в приложения NN ...", т.е. с указанием порядковых номеров приложений к правовому акту, в которые вносятся изменения.
При этом в случае внесения изменений в приложения к правовому акту, которые непосредственно утверждены данным правовым актом, наименование правового акта должно в обязательном порядке содержать указание на утверждение.
Например:
О внесении изменений в приложения NN 2, 5, 7, утвержденные
постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа
от 04 февраля 2010 года N 56-П
В исключительных случаях, когда не все имеющиеся приложения к правовому акту утверждены данным правовым актом, а только являются его приложениями, наименование правового акта должно начинаться со слов "О внесении изменений в приложения NN 1, 2, 3 к постановлению ....".
Например:
О внесении изменений в приложения NN 2, 3, 5, 6, 8 к постановлению
Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа
от 04 февраля 2009 года N 56-А
35.5. при внесении изменений в два и более правовых акта наименование проекта правового акта должно начинаться со слов "О внесении изменений в некоторые...".
Например:
О внесении изменений в некоторые постановления Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
При этом в случае внесения изменений в некоторые правовые акты, регламентирующие одни и те же правоотношения, наименование проекта необходимо конкретизировать.
Например:
О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Губернатора
Ямало-Ненецкого автономного округа по вопросам предоставления субсидий
36. В правовом акте, предусматривающем внесение изменений в другой правовой акт, пункт о возложении контроля за его исполнением на члена Правительства автономного округа не указывается.
37. В зависимости от вносимых изменений текст проекта правового акта имеет соответствующую структурную форму:
37.1. изменения оформляются в тексте правового акта в случае, если в правовой акт или в правовой акт и (или) приложение к нему вносятся одно или два изменения;
37.2. изменения оформляются в тексте правового акта в случае, если в правовой акт или в правовой акт и (или) приложение к нему вносятся три изменения, при этом текстовой объем проекта правового акта не превышает формата А-4;
37.3. изменения оформляются приложением к правовому акту в случае, если в правовой акт и (или) приложение к нему вносятся:
а) более двух изменений, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 37.2 настоящих Правил;
б) три изменения, но объем проекта правового акта превышает формат А-4;
в) изменения в таблицу, какой-либо перечень, состав коллегиального органа либо изложение их в новой редакции;
г) одно изменение, вносимое в отдельный структурный элемент правового акта (например: раздел), текстовой объем которого превышает формат А-4.
38. Если в правовой акт вносится только одно изменение, то его нумерация не производится.
39. Недопустимо изменять нумерацию пунктов, буквенное или цифровое обозначение подпунктов правового акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных элементов правового акта.
Дополняемым структурным элементам, которые включаются в текст правового акта до последнего структурного элемента того же вида, присваиваются порядковые номера предшествующих им структурных элементов того же вида с помещением над указанными номерами дополнительных порядковых номеров, начиная с первого, либо добавлением к указанным номерам через дефис дополнительных порядковых номеров, начиная с первого.
Например:
, 8-1.
Дополняемым структурным элементам, которые включаются в текст правового акта после последнего структурного элемента того же вида, присваиваются номера, следующие за номером последнего.
Например:
постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от...
N... "..." дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:
"2-1. ...";
или
пункт 16 дополнить подпунктом г-1 следующего содержания:
"г-1) ...;".
40. При внесении изменений в структурные элементы правового акта либо признании их утратившими юридическую силу изменение внутренней нумерации в правовом акте не допустимо. При внесении изменений в структурные элементы правового акта подсчет ведется с учетом признанных утратившими юридическую силу структурных элементов данного правового акта.
41. При одновременном внесении в правовой акт изменений и признании утратившими силу структурных единиц данного правового акта вносимые изменения и признание утратившими силу должны быть изложены последовательно с указанием конкретного структурного элемента, в который вносятся изменения и признаются утратившими силу.
Например:
1. Внести в постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного
округа от ... N ___... "..." следующие изменения:
1.1. в пункте 1 слова "..." заменить словами "...";
1.2. подпункт 6.1 пункта 6 дополнить словами "...";
1.3. в пункте 7:
а) слова "..." исключить;
б) слово "..." заменить словом "...";
1.4. пункт 8 признать утратившим силу;
1.5. подпункт 9.2 пункта 9 изложить в следующей редакции:
"9.2. ...".
При этом в случае признания утратившим силу одного из структурных элементов правового акта, перечисленных в пункте 4 настоящих Правил, наименование правового акта должно начинаться со слов "О признании утратившим силу ...".
Например:
О признании утратившим силу пункта 2.6 Положения о департаменте
государственного заказа и торговли Ямало-Ненецкого
автономного округа
42. Внесение изменений в обобщенной форме в проект правового акта, в том числе замена слов и словосочетаний с использованием формулировки "по тексту" запрещается.
Каждое изменение должно быть оформлено отдельно с указанием конкретного структурного элемента.
43. Если в пункте правового акта необходимо произвести замену слова или слов в нескольких случаях и заменяемое слово или слова употреблены в разных числах и падежах либо в одном и том же числе, но в разных падежах, а другие изменения в этот структурный элемент не вносятся, то заменяемые слова указываются в именительном падеже единственного числа с указанием на то, что они заменяются словами в соответствующих падежах и числе.
Например:
В пункте 1 постановления Администрации Ямало-Ненецкого автономного
округа от 14 августа 2008 года N 432-А "О мерах по совершенствованию
организации контроля в исполнительных органах государственной власти
Ямало-Ненецкого автономного округа" слова "Государственная Дума" в
соответствующем падеже заменить словами "Законодательное Собрание" в
соответствующем падеже.
44. Вносимые в правовой акт изменения должны излагаться последовательно с указанием конкретного структурного элемента, в который вносятся изменения.
45. При внесении изменения в правовой акт сначала указывается, какой структурный элемент изменяется, потом указывается характер изменений. Внесение изменений в правовой акт следует оформлять начиная с наименьшего структурного элемента. Наименование структурного элемента указывается полностью (без сокращения).
Например:
абзац второй подпункта 1.3 пункта 1 дополнить предложением
следующего содержания: "..."
или
в подпункте "в" пункта 2 слова "..." заменить словами "..."
В таблицу изменения вносятся следующим образом:
при внесении изменений в пункты:
в пункте 1 графы "Единица измерения" слова "рублей" исключить;
или
в пунктах 128, 129, 134, 135 графы "Источник информации" слова
"Рособразование" заменить словами "Минобрнауки России"
при внесении изменений в строки:
в наименовании строки "квартал" графы "Потребность в
финансировании, руб." слово "квартал" заменить словом "год"
46. При внесении дополнений в структурный элемент указываются слова, после которых это дополнение должно находиться.
Например:
пункт 2.4 раздела II после слов "..." дополнить словами "..."
47. В случае если дополняется словами пункт правового акта и это дополнение должно находиться в конце данного пункта, знак препинания, употребленный в конце дополняемой структурной единицы, сохраняется без указания на него после внесенного дополнения.
Например:
пункт "..." дополнить словами "..."
48. Внесение нескольких изменений в различные структурные единицы раздела приложения правового акта оформляется отдельными абзацами, подпунктами, пунктами.
Например:
1. В наименовании, пунктах 1, 2 слова "..." исключить.
2. В Положении..., утвержденном указанным постановлением:
1) в пункте 2:
а) в подпункте 2.4 слова "..." заменить словами "...";
б) подпункт 2.5 после слов "..." дополнить словами "...";
2) раздел V дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7. ...".
3. В приложении к Положению:
а) пункты 69 - 72 изложить в следующей редакции:
"69. ...
..."
49. При дополнении раздела приложения правового акта пунктами или подпунктами, которые необходимо расположить соответственно в конце пункта или подпункта, в обязательном порядке указываются порядковые номера дополняемых пунктов или подпунктов.
Например:
Раздел I дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. ..."
или
пункт 6 раздела IV дополнить подпунктом 6.4 следующего содержания:
"6.4. ...".
50. В целях сохранения структуры пункта:
1) дополнение абзацами производится только в конец соответствующего структурного элемента;
2) при необходимости между уже имеющимися абзацами включить новый абзац дается новая редакция того структурного элемента, к которому относится абзац;
3) при признании абзаца утратившим силу пересчет последующих абзацев не производится. Утративший силу абзац участвует в подсчете абзацев при последующем внесении изменений в данный структурный элемент.
51. Новая редакция правового акта не допускается.
Принятие нового правового акта с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего правового акта осуществляется в случаях, если:
1) в правовой акт вносятся изменения, требующие переработки правового акта по существу, не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных элементов;
2) меняется концепция проекта правового акта либо вносятся изменения в более чем одну треть его пунктов;
3) необходимо изменение наименования правового акта;
4) после внесения изменений сохраняют значение только отдельные структурные элементы правового акта, причем частично;
5) необходимо внести изменения в правовой акт, признанный утратившим силу в неотделимой части.
52. Структурный элемент правового акта излагается в новой редакции в случаях, если:
- необходимо внести существенные изменения в данный структурный элемент;
- неоднократно вносились изменения в текст структурного элемента правового акта.
53. Изложение структурного элемента правового акта в новой редакции не является основанием для признания утратившими силу всех промежуточных редакций данного структурного элемента.
54. При необходимости изложения приложения правового акта в новой редакции нумерационный заголовок оформляется следующим образом:
Приложение
к постановлению Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 25 августа 2010 года N 117-П
(в редакции постановления
Правительства Ямало-Ненецкого
автономного округа
от 06 июня 2011 года N 377-П)
55. При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин "цифры".
Например:
цифры "12, 14, 125" заменить цифрами "13, 15, 126".
56. При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин "слова".
Например:
слова "в 50 раз" заменить словами "в 100 раз".
57. При необходимости внесения изменений в составы комиссий, советов и т.д. текст проекта правового акта необходимо излагать в следующем порядке:
1) включение нового члена состава с указанием должности;
2) внесение изменений в наименования должностей действующих членов составов (при наличии);
3) исключение лица из состава без указания его должности.
Например:
1. Внести в состав комиссии ...., утвержденный постановлением
Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 мая 2002 года N
144, следующие изменения:
1.1. включить в состав Комиссии следующих лиц:
Иванова И.И. |
- |
заместитель Председателя Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа |
Тарасова С.И. |
- |
заместитель начальника управления государственного реформирования департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа |
или
1.1. включить в состав Комиссии Иванову И.И. - заместителя
Председателя Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного
округа;
1.2. позицию:
"Петрова А.В. |
- |
начальник _" |
заменить позицией следующего содержания:
"Петрова А.В. |
- |
(новая должность)"; |
1.3. исключить из состава Комиссии Сидорова С.С.
V. Перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу
58. В целях систематизации нормативных правовых актов автономного округа, в связи с изданием новых правовых актов и признанием утратившими силу отдельных правовых актов, отдельных положений готовится перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу.
59. В перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются:
а) правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу полностью. При этом отдельными позициями указывается как сам правовой акт, так и все правовые акты, которыми в текст основного правового акта ранее вносились изменения;
б) правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу частично, т.е. если утрачивает силу не весь правовой акт, а только его отдельные структурные элементы (все нумерованные структурные элементы правового акта, в том числе абзацы). При этом отдельными позициями указывается как сам структурный элемент правового акта, так и все правовые акты (их структурные элементы), которыми в текст данного структурного элемента ранее вносились изменения.
60. Перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, может быть отдельным пунктом в проекте правового акта, устанавливающем новое правовое регулирование, а также может быть самостоятельным проектом правового акта.
Оформление одновременного внесения изменений в правовой акт и признания утратившим силу структурных элементов этого же правового акта производится в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.
61. Перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, должен быть юридически обоснованным и исчерпывающе полным, с тем чтобы не был упущен ни один правовой акт, не соответствующий действующему законодательству Российской Федерации и автономного округа, и не были включены для признания утратившими силу ни один правовой акт или его часть, сохраняющие свое действие.
62. При включении каждого правового акта в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, должны быть указаны вид правового акта, дата его подписания, номер, наименование правового акта.
63. При признании утратившим силу правового акта в перечень правовых актов одного вида включаются в виде отдельных позиций все правовые акты, которыми в разное время в основной правовой акт вносились изменения.
64. При признании утратившим силу нормативного правового акта органа государственной власти, в настоящее время не существующего, признание его утратившим силу осуществляется тем органом государственной власти, к компетенции которого на день возникновения такой необходимости относится решение вопросов, урегулированных в признаваемом утратившим силу нормативном правовом акте.
65. Если в правовом акте остался один структурный элемент после того, как остальные утратили силу, и он подлежит признанию утратившим силу, то необходимо признавать утратившим силу весь правовой акт полностью, а не один структурный элемент.
66. Правовые акты в перечне правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, располагаются в хронологическом порядке (по дате их подписания). В пределах одной и той же даты регистрации правовые акты располагаются в соответствии с их номерами в возрастающем порядке.
67. В перечни правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, следует включать не только правовые акты, которые действовали до принятия нового правового акта, но также правовые акты по данному вопросу, которые ранее фактически утратили силу либо поглощены последующими правовыми актами, но не были признаны утратившими силу в установленном порядке.
68. В перечни правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, не включаются правовые акты (нормы) временного характера, срок действия которых истек. Правовые акты (нормы) временного характера в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только в том случае, если срок их действия не истек.
69. Если подлежащий признанию утратившим силу структурный элемент содержит указание на приложение, которое соответственно должно утратить силу, то в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается только этот структурный элемент, а приложение отдельно не указывается, хотя оно тоже считается утратившим силу.
70. Если в структурном элементе правового акта наряду с утверждением приложения содержатся указания, касающиеся других вопросов, сохраняющих свое действие, а приложение подлежит признанию утратившим силу полностью, то в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается этот структурный элемент только в части, относящейся к приложению.
71. Если приложение не может быть признано полностью утратившим силу, то в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только структурные элементы приложения.
72. Если правовой акт еще не вступил в силу, а необходимость в нем отпала, применяется термин "отменить".
VI. Порядок применения настоящих Правил
73. Проекты правовых актов, устанавливающие новое правовое регулирование, оформляются в соответствии с настоящими Правилами.
В проекты правовых актов, подготовка которых осуществлялась в соответствии с настоящими Правилами, изменения вносятся также в соответствии с настоящими Правилами.
Признание утратившими силу какого-либо структурного элемента таких проектов правовых актов или признание правового акта утратившими силу полностью производится в соответствии с настоящими Правилами.
74. На правовые акты, которые были приняты до утверждения настоящих Правил, но не противоречат им, также распространяется действие настоящих Правил.
75. В отношении ранее принятых правовых актов, не полностью отвечающих требованиям настоящих Правил, они будут применяться в той части, в какой это допустимо без изменения или нарушения их формы и содержания (например, без учета разработанной настоящими Правилами структуры пункта).
При ссылках на структурные элементы существующих правовых актов, внесении в них изменений и признании утратившими силу структурных элементов правовых актов следует применять те обозначения структурных элементов, которые уже используются в данных правовых актах.
76. Указанные в пункте 75 настоящих Правил положения применяются на период действия правовых актов, которые приняты до утверждения настоящих Правил и не отвечают их требованиям.
Данное исключение распространяется только на случаи невозможности применения положений настоящих Правил.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.