Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа
Приоритетом в развитии транспортной инфраструктуры Надымского района, учитывая планы социально-экономического развития всего Ямало-Ненецкого автономного округа, является развитие сети автомобильных дорог, железнодорожного, автомобильного, внутреннего водного и воздушного транспорта для обеспечения необходимого уровня мобильности населения и транспортной доступности района и его населенных пунктов для всех категорий граждан.
В Надымском районе в целом развиваются все виды транспорта - автомобильный, железнодорожный, воздушный и речной.
1.1. Автомобильный транспорт
Всего на территории Надымского района находится 722,9 км автомобильных дорог общего пользования. Существующая сеть автомобильных дорог Надымского района как по своей протяженности, так и по состоянию не удовлетворяет потребности в автомобильных перевозках. Она складывалась нетипично, и необходимость строительства дорог была вызвана освоением нефтегазовых месторождений.
На территории Надымского района находятся межселенные автомобильные дороги с твердым покрытием, связывающие все поселения района кроме сел Ныда, Нори, Кутопьюган. При этом, в настоящее время регулярные пассажирские перевозки на межселенной территории Надымского района не осуществляются, в связи с тем, что дорожная сеть не соответствует установленным законом требованиям. Внутриквартальные дороги с твердым покрытием имеются во всех поселениях за исключением сел Нори, Кутопьюган.
Межселенные автодороги в собственности муниципального образования Надымский район отсутствуют.
Автомобильная дорога Новый Уренгой - Надым - Салехард является частью дороги окружного значения Сургут - Салехард, которая находится в стадии строительства. Строительство осуществляет Департамент транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа. Протяженность участка автодороги Новый Уренгой - Надым 225,337 км., строящейся автодороги Надым - Салехард ориентировочно 330 км. В настоящее время на данных участках ведется модернизация дорожного полотна и активное строительство. На участке Новый Уренгой - Надым автодороги Сургут - Салехард, дорога введена в эксплуатацию по первой стадии, также сдан в эксплуатацию мост через реку Правая Хетта. На участке Надым - Салехард работы осуществляются на четырех участках: укладывается земляное полотно, восстанавливаются углы поворотов трассы, определяются границы (оси) искусственных сооружений.
В 2011 году началось строительство мостового перехода через реку Надым, ориентировочная дата ввода объекта в эксплуатацию 2015 год. В настоящее время движение через реку Надым осуществляется по понтонно-мостовой переправе.
Кроме указанного дорожного коридора Новый Уренгой - Надым - Салехард, на территории Надымского района имеется ряд межпромысловых дорог и вдольтрассовая автодорога с твердым бетонным покрытием вдоль центрального направления магистральных газопроводов.
ООО "Газпром трансгаз Югорск" осуществляет обслуживание межселенных и внутриквартальных дорог на территории Надымского района, которые находятся в собственности ООО "Газпром трансгаз Югорск": участок автодороги Уренгой - Надым - Советский (п. Ягельный, п. Лонгъюган, п. Приозерный); автодорога КС Приозерная - КС Лонгюганская; автодорога КС Хасырейская - п. Пангоды; автодорога КС Пангодинская - п. Пангоды; внутриквартальные дороги в поселках Заполярный, Правохеттинский, Ягельный, Приозерный, Лонгъюган.
ООО "Газпром добыча Надым" осуществляет обслуживание межселенных дорог на территории Надымского района, которые находятся в собственности ООО "Газпром добыча Надым": радиальная автодорога п. Пангоды - УКПГ 9 (п. Заполярный); автодорога Ямсовей - примыкание к автодороге п. Пангоды - ж/д ст. Ныда. ООО "Газпром добыча Ямбург" осуществляет обслуживание автодороги ГП 15 - ЯНГКМ (п. Ямбург).
В целях организации транспортного сообщения с удаленными и труднодоступными селами Ныда, Кутопьюган и Нори в зимнее время осуществляется строительство автомобильных зимников и организация разовых проходок транспорта повышенной проходимости.
Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа осуществляется строительство автомобильного зимника Салехард - Надым, протяженностью около 330 км.
Таблица 1
Транспортная обеспеченность населенных пунктов Надымского района
по состоянию на 01.01.2011 года
N |
|
Всего по Надымскому району |
п. Заполярный |
п. Пангоды |
с. Кутопьюган |
п. Лонгъюган |
с. Ныда |
с. Нори |
п. Правохеттинский |
п. Приозерный |
п. Ягельный |
п. Ямбург |
г. Надым |
1 |
Протяженность автомобильных дорог всего, в том числе с твердым покрытием, (км.) |
722,971* |
7,5 |
22,6 |
3,9 |
10,3 |
5 |
0 |
8,5 |
13,6 |
5,8 |
4,1 |
104,26 |
2 |
Отремонтировано дорог (км) |
97,4** |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2,47 |
3 |
Затрачено средств на строительство и ремонт дорог - всего (тыс. руб) |
609850,7*** |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25429,85 |
4 |
Транспортное удаление, (км) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- от ближайшей ж/д станции |
|
207,00 |
102,00 |
376,00 |
500,0 |
241,00 |
313,00 |
169,00 |
461,00 |
371,0 |
325,00 |
241,00 |
|
- от ближайшего аэропорта |
|
207,00 |
102,00 |
142,00 |
264,0 |
241,00 |
79,00 |
73,00 |
214,00 |
124,0 |
325,00 |
8,00 |
|
- от речного порта (причала) |
|
224,00 |
119,00 |
136,00 |
279,0 |
258,00 |
73,00 |
58,00 |
229,00 |
139,0 |
6,00 |
9,00 |
|
п. Заполярный - ближайший аэропорт в г. Новый Уренгой |
||||||||||||
|
п. Пангоды - ближайший аэропорт в г. Новый Уренгой |
||||||||||||
|
с. Ныда - ближайший аэропорт в г. Новый Уренгой |
* - разница в сумме общей протяженности дорог - межселенная территория;
** - разница в сумме - ремонт дорог, расположенных на межселенной территории;
*** - разница в сумме - ремонт дорог, расположенных на межселенной территории
1.2. Характеристика железнодорожного транспорта
По территории Надымского района проходят железные дороги: Новый Уренгой - Пангоды - Надым и Новый Уренгой - Ямбург.
Железная дорога Новый Уренгой - Пангоды - Надым была начата строительством в 1985 году, но в 1989 приостановлена, в настоящее время ведется ее достройка. Железная дорога Новый Уренгой - Ямбург была начата в 1984 году, находится в стадии достройки, хотя по дороге производится доставка грузов и вахтовиков для обслуживания Ямбургского газового месторождения.
Участки Новый Уренгой - Надым и Новый Уренгой - Ямбург находятся в стадии незавершенного строительства, их основное назначение сегодня - доставка грузов для обеспечения эксплуатации и обустройства нефтегазовых месторождений в северной части Надым - Пур - Тазовского региона, линейной части магистральных газопроводов и снабжение населения этого района. Большинство перевозимых грузов - это оборудование для строительства газопроводов, щебень для возведения автомобильных дорог, товары народного потребления, газоконденсат, дизельное топливо, бензиновые фракции и др.
Помимо достройки и восстановления железной дороги Новый Уренгой - Надым, в настоящее время активно реализуются мероприятия по строительству железной дороги Надым - Салехард. Строительство дороги является частью федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России", регионального проекта "Урал промышленный - Урал Полярный". Вместе со строительством железной дороги Обская - Бованенково и моста через реку Обь она станет основой по созданию новой минерально-сырьевой базы промышленности на Полярном и Приполярном Урале. Кроме очевидных экономических плюсов от реализации проекта, ожидаются и значительные положительные изменения в социальной сфере: обеспечение транспортной доступности между крупнейшими населенными пунктами - Салехард, Надым - создание новых рабочих мест, увеличение доходов в местный бюджет, повышение уровня жизни населения.
Заказчиком - застройщиком выступает ФГУП "Единая группа заказчика Федерального Агентства железнодорожного транспорта", подрядчиком по проектированию - ООО "УралСтройТехнологии".
Проектируемый участок Салехард - Надым протяженностью 356 километров расположен в пределах ЯНАО и проходит по территории Надымского и Приуральского районов. Новое железнодорожное полотно частично располагается на месте существующей полуразрушенной дороги, построенной в 1949 - 1953 гг. (так называемой 501-й стройки ГУЛАГа). Площадь дороги составит 1 870 гектаров. На линии будут открыты три станции: Салехард, Надым, Татаринцево, - на которых предусматривается строительство комплекса зданий и сооружений. Получены также технические условия для строительства вокзала.
При согласовании проекта строительства были учтены следующие вопросы: дорога будет обходить Надым с северной стороны города и выйдет на мост через реку Надым; объекты, связанные с историческим наследием, будут максимально сохранены, гарантировано обеспечение минимального воздействия проектируемых объектов на экосистему. Что касается последнего, то, по словам проектировщиков, в этом направлении строго соблюдены все нормы и правила, до минимума сведено негативное влияние на экологию района через осуществление природоохранных мероприятий.
Строящаяся железная дорога предназначена как для пассажирских, так и для грузовых перевозок. Основной транзитный грузопоток в западном направлении будет представлен перевозками жидких углеводородов для экспорта в страны Европы и в Америку через морские порты северо-запада. В восточном направлении пойдут грузы, необходимые для обустройства и эксплуатации нефтегазовых месторождений.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.2. Воздушный транспорт
Воздушный транспорт занимает особое положение в Надымском районе. При огромной, почти неосвоенной, северной территории и очаговом характере расселения населения авиация приобретает большое значение для перевозки пассажиров, почты, срочных грузов и медицинского обслуживания населения.
Ввиду больших расстояний между населенными пунктами и промышленными объектами Надымского района авиаперевозки играют весьма важную роль в транспортной системе. Для жителей населенных пунктов Ныда, Нори, Кутопьюган авиационный транспорт является единственным постоянным средством связи с районным центром.
На территории Надымского района функционируют три аэропорта - Надым, Ныда и Ямбург.
Аэропорт Надым - аэропорт в Ямало-Ненецком автономном округе, расположенный в 9 км юго-восточнее Надыма. Аэропорт имеет допуск к приему самолетов типа 3 и 4 классов (ИЛ-76, ТУ-154, ТУ-134, АН-12, АН-24-26, ЯК-42, ИЛ-18, ЯК-40, Боинг, Эйрбас-320, CRJ-200).
Отправку и прием пассажиров на территории Надымского района осуществляет ОАО "Надымское авиапредприятие". Аэропорт города Надыма связан воздушными линиями с городами округа, области и России: Москва, Уфа, Екатеринбург, Самара, Краснодар, Санкт-Петербург, Тюмень, Новосибирск, Салехард.
Оборудование и взлетно-посадочная полоса аэропорта позволяет принимать самолеты любого типа. Федеральное агентство воздушного транспорта разрешило аэропорту прием и обслуживание самолетов типа Боинг-737 - (серии 400, 500, 700, 800), А-319, А-320.
Перевозки пассажиров на местных воздушных линиях осуществляется вертолетами ОАО АТК "Ямал" в национальные села Надымского района по маршрутам:
- "Надым - Ныда - Нори - Кутопьюган - Надым" (регулярные перевозки);
- "Надым - Кутопьюган - Нори - Ныда - Надым" (регулярные перевозки);
- Надым - Медвежье - Надым (на период отсутствия переправы через реку Надым);
- Надым - Старый Надым (на период отсутствия переправы через реку Надым).
Аэропорт Ямбург - самый северный аэропорт в Ямало-Ненецком автономном округе. Через аэропорт проходит ежегодно около 100 тысяч пассажиров.
Статус: класс "В", принимает лайнеры Ту-154, Ил-76ТД, Ан-74 и все типы вертолетов. Взлетно-посадочная полоса: 2430 м длиной и 42 м шириной. На самолетах Ту-154, Ту-134, Як-42, Як-40, Л-410 из Ямбурга совершаются рейсы в Москву, Белгород, Краснодар, Уфу, Екатеринбург, Тюмень, Надым, Салехард. Вертолеты типа Ми-8 и Ми-26 летают на Мыс Каменный, Тазовский, Заполярный, Новый Уренгой, Газ-Сале и другие оперативные точки. Площадь аэровокзала - 500 кв. м.
Аэропорт Ныда - аэропорт в селе Ныда используется для организации перевозок пассажиров и грузов на местных воздушных линиях. Здание аэропорта построено в 1973 году, реконструировано в 1997 году. Площадь 2-х этажного здания составляет 193 кв. м.
Взлетно-посадочная площадка предназначена для транспортных полетов и авиационных работ, площадь - 625 кв. м. Вертолетами типа Ми-8 и Ми 8-МТВ выполняются рейсы: "Надым - Ныда - Нори - Кутопьюган - Надым", "Надым - Кутопьюган - Нори - Ныда - Надым".
Обслуживающей организацией аэропорта в селе Ныда является муниципальное унитарное предприятие "Управление энергоснабжения и инженерных сетей".
1.3. Речной транспорт
На территории Надымского района находится речной порт на реке Надым (два грузовых района - Левобережный и Правобережный). В настоящее время ранее обслуживающая речной порт организация ОАО "Надымский речной порт" свою деятельность не осуществляет и находится в стадии ликвидации.
Левобережный грузовой район расположен на левом берегу реки на участке 120,3 - 124 км и включает 6 причалов, представляющих собой вертикальную стенку в виде металлического шпунта общей длиной 590 м, построенных в искусственно созданном ковше. Правобережный грузовой район расположен на участке 119 - 113,1 км вдоль правого берега. В его составе три причала протяженностью 380 метров в виде вертикальной стенки из металлического шпунта.
Исходя из изложенного выше, учитывая комплекс существующих проблем, а также программный метод решения вопросов развития транспортной инфраструктуры и пассажирского транспорта на уровне Ямало-Ненецкого автономного округа, решение поставленных задач на территории Надымского района возможно только программно-целевым методом, что также подтверждается положительными результатами, достигнутыми при реализации муниципальной долгосрочной целевой программы "Развитие транспортной инфраструктуры и пассажирского транспорта на территории муниципального образования Надымский район на 2009 - 2011 годы".
За время реализации муниципальной долгосрочной целевой программы "Развитие транспортной инфраструктуры и пассажирского транспорта на территории муниципального образования Надымский район на 2009 - 2011 годы" общий объем финансирования из местного бюджета составил: 162 252 тыс. рублей, в том числе по годам: 2009 г. - 37 489 тыс. руб.; 2010 г. - 36 328 тыс. руб.; 2011 г. - 88 435 тыс. руб.
В рамках Программы в течение 2009 - 2011 годов было обеспечено надлежащее содержание вертолетных площадок в национальных селах Ныда, Кутопьюган и Нори, что позволило организовать круглогодичное транспортное сообщение. В среднем за один год осуществлялась перевозка 8 тысяч человек.
Администрацией муниципального образования Надымский район совместно с Администрацией муниципального образования село Нори проведена работа, по результатам которой, в соответствии с постановлением Администрации муниципального образования село Нори, в собственность муниципального образования село Нори принята вертолетная площадка, расположенная в селе, что обеспечит дальнейшее содержание и ремонт вертолетной площадки в необходимых объемах.
Организовано содержание автовокзала в городе Надыме, обеспечены межселенные пассажирские автобусные перевозки, авиаперевозки населения на местных воздушных линиях, разовые проходки автомобильным транспортом повышенной проходимости до сел Нори и Кутопьюган (в зимний период времени).
Проведен комплекс мероприятий по реконструкции и модернизации Промбазы МУП "Автотранспортное предприятие" в городе Надыме (устройство крыши, усиление ферм, связей).
Нормативно-правовое обоснование полномочий органов местного самоуправления в решении проблемной ситуации: Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.07.2011 года N 470-П "Об утверждении стратегии социальной интеграции инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе до 2020 года", постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.04.2009 года N 136-А "О порядке предоставления субсидий из окружного бюджета организациям воздушного и внутреннего водного транспорта".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.