Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Регламенту
Законодательного Собрания
Ямало-Ненецкого
автономного округа
Правила
юридико-технического оформления законопроектов, представляемых
в Законодательное Собрание автономного округа
16 февраля 2011 г.
Настоящие Правила устанавливают общие обязательные правила оформления законопроектов, представляемых в Законодательное Собрание автономного округа, и законов, принимаемых Законодательным Собранием автономного округа.
I. Структура законопроекта
1. Наименование законопроекта должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать его содержание, предмет правового регулирования.
2. Преамбула (введение) - самостоятельная часть законопроекта, предваряющая законопроект, определяющая его цели и задачи.
Преамбула не является обязательной. Структурные единицы законопроекта не имеют преамбулы.
Преамбула не должна:
содержать самостоятельные нормативные предписания;
делиться на статьи;
содержать ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта;
содержать легальные дефиниции;
формулировать предмет регулирования законопроекта;
нумероваться.
3. Законопроект делится на следующие структурные единицы по нисходящей:
раздел;
глава;
статья.
Запрещается вводить структурную единицу "раздел", если в законопроекте нет глав.
Допускается деление крупных систематизированных законопроектов (например, проектов кодексов) на части, разделов - на подразделы.
4. Часть законопроекта обозначается словами "ЧАСТЬ ПЕРВАЯ", "ЧАСТЬ ВТОРАЯ" и может иметь наименование.
Обозначение и наименование части законопроекта печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.
Наименование части законопроекта печатается полужирным шрифтом.
5. Раздел:
имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
имеет наименование.
Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.
Наименование раздела печатается полужирным шрифтом.
6. Подраздел:
имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
имеет наименование.
Обозначение подраздела печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование подраздела печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера подраздела, после которого ставится точка.
7. Глава:
нумеруется арабскими цифрами;
имеет наименование.
Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.
8. Статья законопроекта:
является его основной структурной единицей;
имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
имеет наименование, но в отдельных указанных случаях может его не иметь.
Обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка.
Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.
Статья подразделяется на части.
Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой.
Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.
Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи подразделяются на абзацы (не более пяти). Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в законопроекте.
Деление частей в статье либо частей в разных статьях одного законопроекта и на пункты, и на абзацы, которые в тексте части будут следовать после двоеточия, не допускается.
Деление пунктов в частях статьи либо пунктов в разных статьях одного законопроекта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допускается.
9. Законопроекты о договорах (соглашениях), заключаемых органами государственной власти автономного округа с органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также международные договоры, не содержащие никаких правовых предписаний, оформляются в соответствии с общими правилами, применяемыми для законопроектов, содержащих статьи без наименования.
Постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 февраля 2011 г. N 413 в пункт 10 настоящего приложения внесены изменения
10. Законопроекты о внесении изменений в законодательные акты, а также законопроекты, содержащие перечни законодательных актов, признаваемых утратившими силу:
не имеют наименований статей;
делятся на пункты, нумеруемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой, или на абзацы, не имеющие обозначений;
делятся на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
11. Нумерация статей, глав, разделов и других структурных единиц законопроекта должна быть сквозной.
Запрещается изменять нумерацию частей, разделов, глав, статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц законодательного акта.
Запрещается изменять нумерацию частей статей, пунктов и буквенное обозначение подпунктов частей статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц статьи законодательного акта.
Если дополнения вносятся в конец законодательного акта, то продолжается имеющаяся нумерация частей, разделов, глав, статей.
Если дополнения вносятся в конец структурной единицы статьи, то продолжается имеющаяся нумерация.
Если законодательный акт дополняется новыми структурными единицами, то новые структурные единицы обозначаются дополнительно цифрами, помещаемыми над основными цифровыми или буквенными обозначениями.
12. В статьях о вступлении в силу законопроектов должно употребляться понятие "вступление в силу".
13. Понятие "введение в действие" употребляется только по отношению к кодексам. Самостоятельный закон автономного округа о введении в действие принимается только в отношении кодексов.
14. Запрещается включение в законопроект примечаний к статьям, главам, разделам, частям или законопроекту в целом.
15. Законопроекты могут иметь приложения, в которых помещаются различного рода перечни, таблицы, графики, тарифы, карты, образцы бланков, документов, схем и т.д.
Если к законопроекту имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака N. При ссылках на приложения в тексте законопроекта знак N также не указывается.
Юридическая сила приложений и законодательного акта, к которому они относятся, одинакова.
Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы после текста законопроекта без указания на регистрационный номер и дату подписания законодательного акта.
Наименование приложения располагается по центру страницы.
II. Порядок употребления ссылок
16. Ссылки в статьях на другие статьи, а также на ранее принятые законодательные акты разрешается применять только в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений.
17. Ссылки разрешается делать только на вступившие в силу (введенные в действие) законодательные акты. Ссылки на утратившие силу законодательные акты и законопроекты недопустимы.
18. При ссылке в законопроекте на законодательный акт указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид законодательного акта, дата его подписания, регистрационный номер и наименование законодательного акта.
При отсутствии номера законодательного акта указываются его вид, дата подписания и наименование законодательного акта.
Вид конкретного законодательного акта указывается с прописной буквы.
19. При неоднократных ссылках на один и тот же законодательный акт при первом его упоминании в скобках указывается его сокращенное наименование, которое будет использоваться в дальнейшем.
20. При ссылке на законодательный акт, который полностью был изложен в новой редакции, указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид законодательного акта и его наименование, а в скобках указываются вид законодательного акта, дата подписания и регистрационный номер законодательного акта, полностью изложившего данный законодательный акт в новой редакции.
21. При ссылке на кодекс дата подписания и регистрационный номер кодекса не указываются.
22. При ссылках на конкретную статью кодекса, состоящего из нескольких частей, номер части кодекса не указывается.
23. При ссылке не на весь законодательный акт, а только на его структурную единицу сначала указывается эта конкретная единица (начиная с наименьшей).
24. Обозначения разделов, глав, статей, частей, пунктов печатаются цифрами, обозначения подпунктов печатаются строчными буквами русского алфавита в кавычках.
25. Обозначения абзацев при ссылках на них указываются словами.
Первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится.
26. Ссылки на структурные единицы одного и того же законодательного акта оформляются, начиная с наименьшей структурной единицы.
27. Ссылки в законодательных актах могут даваться на законодательные акты высшей или равной юридической силы. Ссылки на конкретные нормативные правовые акты низшей юридической силы или их отдельные структурные единицы не допускаются.
28. В тексте законопроекта запрещены ссылки на нормативные предписания других законодательных актов, которые, в свою очередь, являются отсылочными.
III. Порядок указания официальных источников опубликования
Постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 февраля 2011 г. N 413 в пункт 29 настоящего приложения внесены изменения
29. Если в законодательный акт вносятся изменения или законодательный акт признается утратившим силу, то обязательно указываются источники его официального опубликования: газета "Красный Север" и (или) "Ведомости Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа".
30. При опубликовании текста законодательного акта, имеющего большой объем, в нескольких номерах газеты "Красный Север" и "Ведомостях Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа" в качестве официального источника опубликования указываются даты всех номеров газет (ведомостей), в которых был опубликован текст законодательного акта.
31. При внесении изменений в законодательный акт указываются:
источник официального опубликования законодательного акта;
источник официального опубликования законодательного акта в новой редакции (если она была);
источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в законодательный акт.
32. При внесении изменений в законодательный акт, признанный утратившим силу с даты, которая еще не наступила, наряду со всеми установленными источниками опубликования указывается также официальный источник опубликования законодательного акта, признавшего данный законодательный акт утратившим силу.
33. При приостановлении действия законодательного акта (полностью либо его части) указываются:
источник официального опубликования законодательного акта;
источник официального опубликования законодательного акта в новой редакции (если она была);
источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в законодательный акт.
34. При признании законодательного акта утратившим силу (полностью либо его части) указываются:
источник официального опубликования законодательного акта;
источник официального опубликования законодательного акта в новой редакции (если она была);
источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в законодательный акт.
IV. Внесение изменений в законодательные акты
35. Для приведения законодательных актов автономного округа в соответствие с вновь принятыми федеральным конституционным законом, федеральным законом или законом автономного округа, устранения множественности правовых норм по одним и тем же вопросам готовятся законопроекты о приведении законодательства в соответствие с вновь принимаемым законодательным актом путем внесения изменений в законодательные акты.
36. Внесением изменений считается:
замена слов, цифр;
исключение слов, цифр, предложений;
исключение структурных единиц не вступившего в силу законодательного акта;
новая редакция структурной единицы законодательного акта;
дополнение структурной единицы статьи законодательного акта новыми словами, цифрами или предложениями;
дополнение структурными единицами законодательного акта;
приостановление действия законодательного акта или его структурных единиц;
продление действия законодательного акта или его структурных единиц;
признание утратившими силу структурных единиц законодательного акта либо статьи.
37. Одновременно с законопроектами, устанавливающими новое правовое регулирование, на рассмотрение Законодательного Собрания автономного округа необходимо внести самостоятельные законопроекты о законодательных актах или их структурных единицах, подлежащих изменению. Наличие в законопроектах, устанавливающих новое правовое регулирование, статей, содержащих внесение изменений в законодательные акты или их структурные единицы, не допускается.
Исключение составляют законопроекты об окружном бюджете на соответствующий год и законопроекты о средствах государственных внебюджетных фондов, в которых допускается наличие статей о приостановлении действия или о продлении действия законодательных актов или их структурных единиц.
38. Внесение изменений в законодательные акты оформляется самостоятельным законодательным актом, в котором, в свою очередь, изменения, вносимые в каждый законодательный акт, оформляются самостоятельными статьями.
39. При одновременном внесении в законодательный акт изменений и признании утратившими силу структурных единиц данного законодательного акта положения о внесении изменений и об утрате силы могут располагаться в одной статье. При этом вносимые изменения и положения об утрате силы излагаются последовательно (постатейно).
40. При внесении изменений в законодательный акт обязательно указание на вид акта, дату подписания акта, его регистрационный номер (если он есть), наименование, а также на соответствующие источники его официального опубликования.
41. Независимо от конкретного содержания законопроекта, то есть независимо от того, имеются ли в тексте законопроекта замена слов, цифр, исключение слов, цифр или предложений, исключение структурных единиц не вступившего в силу законодательного акта, новая редакция структурной единицы законодательного акта, дополнение структурной единицы статьи законодательного акта новыми словами, цифрами или предложениями либо дополнение структурных единиц в законодательный акт, наименование законодательного акта всегда содержит только слово "изменение" в соответствующем числе.
То же правило действует в отношении абзаца первого каждой статьи, если статья содержит два или более изменения.
42. При внесении изменений в одну или две (не более) статьи законодательного акта наименование законопроекта необходимо конкретизировать.
43. Изменения всегда вносятся только в основной законодательный акт.
Вносить изменения в основной законодательный акт путем внесения изменений в изменяющий его законодательный акт не допускается.
44. Внесение в основной законодательный акт правовых норм временного характера не допускается.
При необходимости установить временное (отличающееся от общеустановленного) правовое регулирование по определенным вопросам принимается самостоятельный законодательный акт.
45. При внесении изменений в законодательные акты соответствующий текст заключается в кавычки.
46. Вносимые в законодательный акт изменения должны излагаться последовательно (постатейно) с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения.
47. При внесении изменений в кодексы, состоящие из нескольких частей, принятых различными законодательными актами, в обязательном порядке указывается часть кодекса, в которую вносятся изменения.
48. При дополнении законодательного акта статьей, главой, разделом, находящимися на стыке соответственно глав, разделов, частей, указывается точное месторасположение дополняемых статьи, главы, раздела со ссылкой на соответствующую главу, раздел, часть законодательного акта.
49. Внесение изменений в обобщенной форме в законодательный акт (в том числе замена слов и словосочетаний с использованием формулировки "по тексту") запрещается.
Каждое изменение должно быть оформлено отдельно с указанием конкретной структурной единицы законодательного акта, которая изменяется.
Исключение составляет только внесение изменений в обобщенной форме в одну статью законодательного акта или ее структурную единицу, если в эту статью или ее структурную единицу никакие другие изменения не вносятся, а заменяемые слово или слова везде употреблены в одном и том же числе и падеже.
Постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 февраля 2011 г. N 413 в пункт 50 настоящего приложения внесены изменения
50. Если в статье законодательного акта необходимо произвести замену слова или слов в нескольких случаях и заменяемое слово или слова употреблены в разных числах и падежах либо в одном и том же числе, но в разных падежах, а другие изменения в эту статью или ее структурную единицу не вносятся, то заменяемые слова указываются в именительном падеже единственного числа с указанием на то, что они заменяются словами в соответствующих числе и (или) падеже.
51. При внесении изменения в законодательный акт сначала указывается, какая структурная единица изменяется, потом указывается характер изменений. Внесение изменений в законодательный акт оформляется, начиная с наименьшей структурной единицы.
52. При внесении дополнений в статью, часть статьи, пункт, подпункт, абзац указываются слова, после которых это дополнение должно находиться.
Постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 февраля 2011 г. N 413 пункт 53 настоящего приложения изложен в новой редакции
53. В случае если дополняется словами структурная единица статьи законодательного акта и это дополнение должно находиться в конце данной структурной единицы, то слова, после которых это дополнение должно находиться, не указываются.
При этом знак препинания, употребленный в конце дополняемой структурной единицы, сохраняется без указания на него после внесенного дополнения.
Постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 февраля 2011 г. N 413 в пункт 54 настоящего приложения внесены изменения
54. Внесение нескольких изменений в различные структурные единицы статьи законодательного акта оформляется отдельными пунктами, подпунктами, абзацами.
55. При дополнении статьи законодательного акта частями, пунктами или подпунктами, которые необходимо расположить соответственно в конце статьи, пункта или подпункта, в обязательном порядке указываются порядковые номера дополняемых частей, пунктов или подпунктов.
Необходимая в ряде таких случаев замена знака препинания осуществляется при подготовке текущей редакции законодательного акта (без оговорки в тексте законопроекта).
56. В целях сохранения структуры статьи:
1) дополнение абзацами производится только в конец соответствующей структурной единицы;
2) при необходимости между уже имеющимися абзацами включить новый абзац дается новая редакция той структурной единицы статьи законодательного акта, к которой относится абзац;
3) при признании абзаца утратившим силу пересчет последующих абзацев не производится. Утративший силу абзац участвует в подсчете абзацев при последующем внесении изменений в данную структурную единицу.
Постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 февраля 2011 г. N 413 в пункт 57 настоящего приложения внесены изменения
57. Новая редакция законодательного акта не допускается.
Законодатель принимает новый законодательный акт с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего законодательного акта в случаях, если:
в законодательный акт вносятся изменения, требующие переработки законодательного акта по существу, не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных единиц;
после внесения изменений сохраняют значение только отдельные структурные единицы законодательного акта, причем частично;
необходимо внести изменения в законодательный акт, признанный утратившим силу в неотделимой части;
в законодательный акт вносятся изменения, затрагивающие почти все его структурные единицы.
58. Структурная единица законодательного акта излагается в новой редакции в случаях, если:
необходимо внести существенные изменения в данную структурную единицу;
неоднократно вносились изменения в текст структурной единицы законодательного акта.
59. Изложение структурной единицы законодательного акта в новой редакции не является основанием для признания утратившими силу всех промежуточных редакций данной структурной единицы.
60. При необходимости внести изменение в приложение, изложив его в новой редакции, текст новой редакции приложения включается в текст изменяющего законодательного акта и не является его приложением (за исключением законов об окружном бюджете).
61. При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин "цифры".
62. При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин "слова".
63. Если в законопроекте одновременно со статьями о внесении изменений в законодательные акты содержится статья с перечнем законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, то наличие такой статьи обязательно должно быть отражено в наименовании законопроекта.
V. Перечень законодательных актов, подлежащих признанию
утратившими силу
64. Для приведения законодательных актов в соответствие с вновь принятым федеральным конституционным законом, федеральным законом или законом автономного округа, устранения множественности норм по одним и тем же вопросам готовятся законопроекты о приведении законодательства в соответствие с вновь принимаемым законодательным актом путем признания законодательных актов (их структурных единиц) утратившими силу.
65. В перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются:
1) законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу полностью. При этом отдельными позициями указывается как сам законодательный акт, так и все законодательные акты, которыми в текст основного законодательного акта ранее вносились измене
<< Статья 122 Статья 122 |
||
Содержание Постановление Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 мая 2009 г. N 1757 "О Регламенте Законодательного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.