Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Необходимость разработки муниципальной долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в городе Ноябрьске в 2010 - 2013 годах" вызвана резким ростом тяжести последствий ДТП на дорогах города.
Мероприятия по решению данной проблемы отражены в Федеральном законе от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", постановлении Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 100 "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах".
Проблема аварийности, связанная с автомобильным транспортом, (далее - аварийность) в последнее время приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
Ежегодно в ДТП страдает от 0,14% до 0,17% населения города. Всего за 5 лет в результате ДТП в городе погибло 54 человека и 856 получили различные травмы, из которых более половины - это люди наиболее активного трудоспособного возраста (от 20 до 40 лет).
Неизменно высоким остается уровень ДТП, регистрируемых в городе. Ежегодно в пределах городской черты совершается до 82% от общего количества ДТП, в которых люди получают различные травмы.
Основной причиной совершения ДТП по-прежнему является человеческий фактор, а именно, массовое пренебрежение и сознательное несоблюдение водителями и пешеходами правил дорожного движения, отсутствие должной ответственности, особенно со стороны владельцев автотранспорта.
Основными видами ДТП в городе являются наезд на пешеходов, несоблюдение очередности проезда через нерегулируемые перекрестки, а также столкновение и опрокидывание транспортных средств, наезд на препятствие или на стоящее транспортное средство.
Более 90% всех ДТП связаны с нарушениями правил дорожного движения водителями транспортных средств. Около 20% всех происшествий связаны с неправильным выбором скорости движения водителями транспортных средств. Из-за непредоставления преимущества в движении другим транспортным средствам совершается около 22% автопроисшествий. Вследствие выезда на полосу встречного движения регистрируется более 10% ДТП. Почти каждое восьмое ДТП совершают водители, находящиеся в состоянии опьянения.
Определяющее влияние на аварийность оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Удельный вес этих происшествий составляет более 80% от всех происшествий, связанных с несоблюдением водителями требований безопасности дорожного движения.
Значительной остается доля ДТП с участием детей. Анализ показывает, что в подавляющем большинстве дети страдают по вине взрослых: управление транспортным средством в состоянии опьянения, превышение скорости движения транспортных средств, выезд на полосу встречного движения, отсутствие специальных удерживающих устройств при перевозке детей, появление ребенка на проезжей части без сопровождения взрослых, а также отсутствие барьерных ограждений.
Негативное влияние на состояние с аварийностью в городе оказывают так называемые "молодые водители" - водители со стажем управления автотранспортом менее 3-х лет. Низкая дисциплина данной категории водителей, а порой и откровенное пренебрежение правилами дорожного движения стали причинами совершения каждого седьмого ДТП.
Сложная обстановка с аварийностью и наличие тенденций к дальнейшему ухудшению ситуации во многом определяются следующими факторами:
- постоянно возрастающая мобильность населения;
- уменьшение перевозок общественным транспортом и увеличение перевозок личным транспортом;
- быстрый рост численности автопарка легковых автомобилей, тем самым массовое включение в дорожное движение новых водителей;
- низкое качество подготовки водителей, приводящее к ошибкам в оценке дорожной обстановки, неудовлетворительная дисциплина, невнимательность и небрежность водителей при управлении транспортными средствами, а также массовое пренебрежение требованиями БДД со стороны участников дорожного движения;
- нарастающая диспропорция между увеличением количества автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки.
Уровень автомобилизации населения города значительно выше средне российского, на каждого 2,4 жителя города приходится 1 автомобиль.
За последние 5 лет впервые получили водительские удостоверения и влились в процесс дорожного движения 9 838 новых и не всегда опытных водителей. В то же время протяженность улично-дорожной сети остается практически неизменной.
Как следствие, увеличение плотности транспортных потоков и интенсивности движения (на 1 км дорог в городе - 249 единиц легковых автомобилей) и, в свою очередь, ухудшение условий дорожного движения, ухудшение экологической обстановки, увеличение количества заторов, что в целом оказывает негативное влияние на рост ДТП.
Движение автотранспорта по улицам происходит в неудовлетворительных условиях с точки зрения безопасности, возможности маневрирования и выбора скорости движения. Перекрестки исчерпали свою пропускную способность, и методами организации дорожного движения повысить ее невозможно.
Основными наиболее эффективными методами, значительно снижающими критический уровень загрузки, принятыми в мировой практике, являются инженерно-планировочные мероприятия:
- расширение проезжей части улиц,
- строительство транспортных развязок,
- перераспределение транспортных потоков за счет введения новых связей.
Они требуют больших финансовых затрат, сроки их окупаемости превышают нормативные, но позволят улучшить условия движения по городу на перспективу, увеличить скорость сообщения и снизить выбросы вредных веществ в атмосферу.
Чтобы добиться снижения социального и экономического ущерба от дорожной аварийности в условиях постоянного роста автомобилизации, необходим комплексный программно-целевой подход при осуществлении деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения как в масштабах государства в целом, так и на местном уровне.
Система обеспечения безопасности дорожного движения, сформированная без применения программно-целевого метода, характеризуется недостаточной комплексностью и отсутствием эффективного механизма координации действий городских структур, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения.
Практика принятия мер административного воздействия судами к водителям, допустившим грубые нарушения правил дорожного движения, предусматривающих в качестве административного наказания лишение права управления транспортными средствами, показала, что только 69,2% таких правонарушителей судебными решениями лишены права управления.
Сложившаяся критическая ситуация в области обеспечения безопасности дорожного движения в условиях отсутствия программно-целевого метода характеризуется наличием тенденций к ее дальнейшему ухудшению, что определяется следующими факторами:
- высокий уровень аварийности и тяжести последствий ДТП (в том числе детский травматизм);
- значительная доля людей наиболее активного трудоспособного возраста (26 - 40 лет) среди лиц, погибших в результате ДТП;
- продолжающееся ухудшение условий дорожного движения в городах;
- низкий уровень перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена следующими причинами:
- социально-экономическая острота проблемы;
- межотраслевой и межведомственный характер проблемы.
Применение программно-целевого метода позволит осуществить реализацию комплекса мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих количество ДТП с пострадавшими и количество лиц, погибших в результате ДТП.
Вместе с тем применение программно-целевого метода к решению проблемы повышения безопасности дорожного движения сопряжено с определенными рисками. Так, в процессе реализации Программы возможно выявление отклонений в достижении промежуточных результатов из-за несоответствия влияния отдельных мероприятий Программы на ситуацию в сфере аварийности их ожидаемой эффективности, обусловленного использованием новых подходов к решению задач в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В целях управления рисками в процессе реализации Программы предусматриваются:
- мониторинг выполнения Программы, регулярный анализ и при необходимости ежегодная корректировка показателей, а также мероприятий Программы;
- перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей, изменений во внешней среде.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.