В целях всестороннего учета интересов народов, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, поддержания духа межнационального общения и обеспечения взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной национальной политики Ямало-Ненецкого автономного округа.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления использовать положения Концепции государственной национальной политики Ямало-Ненецкого автономного округа при осуществлении социально-экономической и национальной политики на территории муниципального образования в Ямало-Ненецком автономном округе, проведении мероприятий в рамках сотрудничества с политическими партиями, движениями, общественными и национальными объединениями граждан.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, руководителя аппарата Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Соколову И.Б.
Губернатор Ямало-Ненецкого |
Д.Н. Кобылкин |
Концепция
государственной национальной политики Ямало-Ненецкого автономного округа
(утв. постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа
от 3 августа 2012 г. N 630-П)
I. Общие положения
Концепция государственной национальной политики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Концепция, автономный округ) представляет собой систему принципов и приоритетов, определяющих направления деятельности по целенаправленному объединению усилий органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе, общественных объединений, созданных по национальному признаку, и иных институтов гражданского общества, средств массовой информации в вопросах гармонизации межэтнических отношений, профилактики ксенофобии и этнического экстремизма, дальнейшего формирования институтов гражданского общества и поддержания гражданского согласия в автономном округе.
Концепция направлена на поддержание духа межнационального общения и ориентирована на создание условий, позволяющих каждому народу, проживающему на территории автономного округа, сохранить национальное достоинство, самосознание и осуществлять свободное развитие.
Актуальность целей и задач Концепции определяются необходимостью выработки научно обоснованной политики органов государственной власти автономного округа в сфере национальной (этнической) политики.
Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным законом) автономного округа, законами автономного округа, Стратегией социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 14 декабря 2011 года N 839 (далее - Стратегия).
II. Общая характеристика ситуации в сфере межэтнических отношений
на территории автономного округа
На территории Ямала, которая составляет 769,3 тыс. кв. км, проживают более 540 тысяч человек, то есть 0,7 человек на один квадратный километр. Но при этом автономный округ занимает III место в России по объему налогов, поступающих в федеральный бюджет. На Ямале добывается 80% всего природного газа страны (одна пятая часть мировой добычи) и около 8% российской нефти и газоконденсата.
Ямал сегодня - это стабильный, динамично развивающийся регион, где заложен прочный фундамент дальнейшего социально-экономического развития, позволяющий строить масштабные планы на будущее. Разработанная в автономном округе Стратегия увязывает развитие топливно-энергетического комплекса с формированием новых отраслей региональной экономики, необходимых для современной жизни.
По данным переписи населения 2010 года численность коренных малочисленных народов Севера в автономном округе составила более 41 тысячи человек, в том числе ненцев - около 30,0 тысяч человек, ханты - 9,5 тысяч человек, селькупов - 2,0 тысячи человек.
Коренные малочисленные народы Севера проживают в основном в сельской местности. Из них около 40% ведут традиционный кочевой образ жизни. На начало 2003 года численность кочующего населения составляла 13,3 тысяч человек (2669 хозяйств), на 01 января 2008 года - 14,4 тысяч человек (3008 хозяйств), а на начало 2011 года - 14,8 тысяч человек (3166 хозяйств), что на 2,8% больше по сравнению с 2008 годом и на 11,3% больше по сравнению с 2003 годом. Рост численности кочующего населения говорит о социальной стабильности и заинтересованности коренного населения в ведении традиционного образа жизни.
В целях обеспечения гарантий и прав коренных малочисленных народов Севера в автономном округе реализуются как федеральные правовые акты, так и правовые акты автономного округа. На сегодняшний день автономный округ является одним из ведущих субъектов Российской Федерации по уровню сформированной законодательной базы в отношении коренных малочисленных народов Севера. На основе уставных норм сформирована законодательная база, включающая более 40 законов автономного округа, позволяющих гарантировать соблюдение прав коренных малочисленных народов Севера.
На Ямале соединились судьбы многих народов и этнических общностей. Совместными усилиями они поднимали экономику, осваивали новые месторождения, возводили города и поселки, расширяли горизонты культуры родного края.
Сегодня автономный округ является полиэтническим субъектом Российской Федерации - на территории автономного округа в соответствии с переписью населения 2010 года проживают представители более 200 национальностей. По результатам переписи населения оказалось непропорционально большое количество людей, не указавших свою национальность, - более 29000 человек (5,8%). По-прежнему наиболее многочисленными являются русские (61,7%), украинцы (9,7%), татары (5,6%) и башкиры (1,7%), коренные и малочисленные народы Севера в совокупности составляют 7% населения. В эмпирической оценке количества представителей народов Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии и официальных данных существуют серьезные расхождения.
В общей совокупности представители данных народов составляют более 35000 человек или 7% населения автономного округа. В целом представительство данной группы по переписным данным выросло в 1,4 раза с 25000 в 2002 году. Значительно, по сравнению с переписью 2002 года, возросло число представителей следующих народов Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии: азербайджанцы с 8353 до 9290, выходцы из Дагестана с 7518 до 13045 (кумыки с 2613 до 4466, лезгины с 1260 до 1878, ногайцы с 1708 до 3479, аварцы 584 до 897, даргинцы с 496 до 767), чеченцы с 2222 до 2429, выходцы из Средней Азии с 3583 до 6260 человек (таджики с 583 до 1482, узбеки с 979 до 1775, киргизы с 572 до 1471, казахи 1532).
В автономном округе осуществляют свою деятельность национальные общественные объединения. Наблюдения показывают, что на первоначальном этапе, в 90-х и начале 2000-х годов, национальные организации создавали выходцы из национальных республик России и представители коренных народов Севера. Представители данных национальностей были более многочисленны и сплочены. Так, в 1989 году была создана одна из самых крупных общественных организаций на Ямале "Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа "Ямал - потомкам!", которая позднее образовала свои отделения во всех муниципальных образованиях в автономном округе. Татары и башкиры, объединившись с азербайджанцами, создали в 1996 году Тюркскую национально-культурную автономию автономного округа.
На современном этапе интеграционные процессы охватили не столь многочисленные диаспоры - армян, киргизов, таджиков, чувашей, казахов. Определенный толчок к развитию формы национально-культурной автономии дало принятие регионального закона "О государственной поддержке национально-культурных автономий в Ямало-Ненецком автономном округе": к двум ранее существовавшим автономиям с законодательно установленными гарантиями поддержки национального развития добавилось еще четыре.
Также на территории автономного округа активно действует Обско-Полярное отдельское (окружное) казачье общество Сибирского войскового казачьего общества, объединяющее 11 местных казачьих обществ (1 станичное, 4 городских и 6 хуторских). Кроме того, в автономном округе осуществляют свою деятельность 7 общественных организаций казаков.
В автономном округе наблюдается значительный миграционный прирост населения. Больше всего иностранных работников прибывает из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Украины, Молдовы, Турции.
На территории автономного округа по состоянию на 01 января 2012 года зарегистрировано 67 религиозных организаций. Деятельность большинства из них направлена на сохранение социальной стабильности, духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи, развитие толерантности и укрепление гражданского мира и межконфессионального согласия в обществе.
Органы государственной власти автономного округа и органы местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе уделяют особое внимание вопросам межэтнических отношений, которые нашли отражение в Стратегии и окружных долгосрочных целевых программах и целевых программах ведомств.
В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 11 февраля 2011 года (г. Уфа) в автономном округе принят Комплексный план действий по гармонизации межэтнических отношений. Создана постоянно действующая рабочая группа по гармонизации межэтнических отношений, в которую вошли представители национальных общин и религиозных организаций.
Для координации работы органов государственной власти автономного округа и институтов гражданского общества в сфере межэтнических и государственно-конфессиональных отношений создан и активно действует Консультативный совет по вопросам этноконфессиональных отношений и профилактики экстремизма при Правительстве автономного округа. Подобные совещательные органы действуют и в муниципальных образованиях в автономном округе.
Учитывая значительный духовный, экономический и природно-ресурсный потенциал автономного округа, стабильную базу межнационального согласия, выработку и осуществление региональной национальной политики, следует рассматривать как необходимое условие полноправного социально-экономического, политического и культурного развития автономного округа.
III. Принципы реализации государственной национальной политики
на территории автономного округа
Принципами реализации государственной национальной политики на территории автономного округа являются:
укрепление гражданского единства, повышение общественного правосознания, усиление внимания государства и структур гражданского общества к вопросам гармонизации отношений народов, проживающих на территории автономного округа;
обеспечение условий для равноправной интеграции граждан любой этнической принадлежности в общероссийское социально-экономическое и культурное пространство;
запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
учет положения доминирования русского этноса по численности, его особой роли в решении задач укрепления межнационального согласия, стабилизации этнополитической обстановки в регионе;
содействие развитию национальных культур и языков народов, проживающих на территории автономного округа;
взаимодействие с национально-культурными автономиями, общественными объединениями, созданными по национальному признаку, другими институтами гражданского общества;
своевременное и мирное разрешение межнациональных противоречий и конфликтов;
запрещение деятельности, направленной на проявление неуважения к традициям, исторически и этнокультурно сложившимся в автономном округе;
участие религиозных, общественных объединений, этнических диаспор и национально-культурных автономий в противодействии ксенофобии и экстремистской деятельности;
содействие социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов, находящихся на территории автономного округа.
IV. Основные цели и задачи реализации государственной национальной
политики на территории автономного округа
Основными целями реализации государственной национальной политики на территории автономного округа являются:
укрепление единства российской нации;
обеспечение условий для полноправного социального и национально-культурного развития народов, проживающих на территории автономного округа;
формирование гражданской солидарности через развитие межэтнической и межконфессиональной интеграции на основе духовных и нравственных устоев российского общества.
Основными задачами реализации государственной национальной политики на территории автономного округа являются:
создание соответствующей правовой базы, организационных и материальных условий для регулирования национальных отношений в автономном округе;
сохранение единства этнокультурного и языкового разнообразия, борьба с ксенофобией, идеями и практикой экстремизма, этнического и расового превосходства и исключительности;
создание условий для национальной самореализации народов, проживающих на территории автономного округа, формирование их общероссийской гражданской и духовной общности;
содействие развитию и сохранению культурного богатства народов, проживающих на территории автономного округа, включая охрану и поддержку объектов материального и духовного наследия, таких как народные традиции, обычаи, ремесла, художественные промыслы, традиционное хозяйство коренных малочисленных народов Севера, а также памятники культурного наследия, охраняемые законодательством Российской Федерации;
создание и обеспечение равных условий для социального и этнокультурного развития народов, проживающих на территории автономного округа;
формирование в ямальском сообществе духовно-нравственной атмосферы уважения прав человека, непримиримости к проявлениям расизма, ксенофобии и экстремизма на этнической и религиозной почве, взаимного уважения национальных и религиозных традиций;
воспитание гражданского патриотизма и межнациональной солидарности.
V. Основные направления реализации государственной национальной
политики на территории автономного округа
Реализация государственной национальной политики на территории автономного округа осуществляется по следующим основным направлениям:
а) в государственно-правовой сфере:
совершенствование законодательной базы автономного округа в сфере межнациональных отношений;
создание целостной системы управления национальными и конфессиональными процессами в автономном округе;
осуществление контроля над соблюдением законодательства в области государственной национальной политики;
объединение усилий органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе и институтов гражданского общества, направленных на утверждение в общественном сознании представителей всех народов, проживающих на территории автономного округа, ценностей гуманизма, отвечающих традициям солидарности и межнационального согласия;
формирование механизмов урегулирования проблемных ситуаций, принятие мер по профилактике конфликтных ситуаций в сфере межэтнических отношений на местном уровне, гибкий учет национальных и культурных запросов жителей органами местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе;
выработка и реализация комплексных мер раннего предупреждения межнациональной напряженности и связанных с ней проявлений экстремизма, национализма и ксенофобии;
оказание правовой, организационной и иной помощи национальным общественным объединениям в осуществлении их уставной деятельности по решению вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования и национальной культуры;
обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих развитию межэтнического общения, поддержанию стабильной обстановки в сфере межэтнических отношений, внедрению в социальную практику норм толерантного сознания и добрососедства;
осуществление государственной поддержки национально-культурных автономий и других национальных общественных объединений, в том числе национальных молодежных и детских организаций, содействие их развитию;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров государственных гражданских и муниципальных служащих, специализирующихся в области межэтнических отношений и национальной политики;
осуществление мер, направленных на эффективное использование трудового и этнокультурного потенциала мигрантов в социально-экономическом развитии автономного округа, а также мер по их интеграции в гражданское общество автономного округа;
ведение постоянного мониторинга ситуации в сфере межэтнических отношений на территории автономного округа;
взаимодействие с иными субъектами Российской Федерации, иностранными государствами по улучшению социально-экономического и этнокультурного развития народов России и иных этнических общностей, проживающих на территории автономного округа;
проведение государственной политики на рынке труда, обеспечивающей баланс между трудоустройством жителей автономного округа и привлечением трудовых мигрантов как из других регионов России, так и из-за рубежа;
б) в социально-экономической и культурно-образовательной сферах:
последовательная работа с национальными и религиозными объединениями, диаспорами, землячествами, этническими группами и мигрантами, ведение аналитического мониторинга в целях разработки социально ориентированных проектов, направленных на оптимизацию миграционных потоков, межэтническую интеграцию, воспитание культуры межнационального общения, поддержание в автономном округе мира и гражданского согласия;
осуществление поддержки проектов в деле пропаганды толерантности и совершенствование системы мер, направленных на формирование установок толерантного поведения у всех слоев населения автономного округа и прежде всего у молодежи;
проведение профилактической работы с молодежью и подростками по формированию межэтнической толерантности, по профилактике национализма, ксенофобии и экстремизма, по недопущению их вовлечения в деятельность экстремистских организаций, использующих религиозную и националистическую пропаганду;
обеспечение защиты прав и законных интересов граждан всех национальностей при формировании и реализации государственной политики по наиболее важным вопросам экономического и социального развития автономного округа;
распространение знаний об истории и культуре народов, проживающих на территории автономного округа;
внедрение в образовательных учреждениях специальных психолого-педагогических программ и технологий по формированию установок толерантного сознания среди детей и подростков;
подготовка и проведение обучающих мероприятий по профилактике этнического экстремизма и развитию норм толерантного сознания для специалистов в сфере массовых коммуникаций, образования и культуры, государственных и муниципальных служащих, работников правоохранительных органов, представителей национальных общественных объединений и молодежи;
в) в информационной, культурно-просветительской и научной сферах:
государственная поддержка, стимулирование информационных проектов и создание медийной продукции, направленной на пропаганду укрепления единства российской нации, сохранения самобытности народов России, гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений;
проведение целенаправленной информационно-правовой деятельности по формированию позитивного восприятия в обществе языкового и культурного многообразия и недопущению эскалации противоправных действий в этой сфере;
формирование и развитие ямальского информационного пространства для распространения идей духовной и культурной общности российского народа, российского патриотизма, межнационального согласия;
освещение в средствах массовой информации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе в области межэтнических отношений на территории автономного округа;
противодействие распространению в средствах массовой информации и сети Интернет радикальных и экстремистских идей;
формирование культуры пользователя сети Интернет в сфере межэтнических отношений;
поддержка средств массовой информации на языках народов, проживающих в автономном округе;
адресная поддержка этнокультурных интересов через работу общественных советов при органах власти и местного самоуправления;
разработка и принятие мер профилактики и борьбы со всеми формами проявления ксенофобии, этнической, религиозной, расовой и иных форм дискриминации, включая распространение практики государственной и общественной экспертиз публикаций, теле- и радиопрограмм, пропагандирующих национальную и религиозную рознь;
издание научно-публицистических и информационно-просветительских материалов, способствующих развитию толерантного сознания населения автономного округа, духа добрососедства народов, проживающих на территории автономного округа, а также материалов по профилактике экстремистских проявлений на национальной почве;
повышение квалификации сотрудников средств массовой информации с целью профессионального освещения этнической проблематики, передачи им необходимых знаний, формирования умений и навыков, воспитание толерантной системы ценностей и толерантного сознания;
расширение культурного обмена между автономным округом и иными субъектами Российской Федерации в сфере межэтнических отношений;
государственная поддержка деятельности традиционных российских религиозных организаций, направленной на предупреждение и разрешение межнациональных конфликтов, пропаганду межнационального мира и веротерпимости;
обеспечение поддержки миротворческой деятельности всех конфессий автономного округа, учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, признание роли традиционных религий в воспитании чувства уважения и доверия между народами;
содействие конструктивному диалогу между религиозными организациями, действующими на территории автономного округа;
поддержка деятельности национально-культурных общественных объединений и организаций, направленной на укрепление межэтнических отношений, противодействие экстремизму, национализму, ксенофобии;
оказание организационной и иной поддержки национально-культурным общественным объединениям в их деятельности по сохранению и развитию культурной самобытности народов Российской Федерации и иных этнических общностей, проживающих на территории автономного округа;
проведение научных исследований по диагностике и прогнозированию рисков в этнополитической и этноконфессиональной сферах автономного округа, подготовка на их основе рекомендаций органам государственной власти и органам местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе, необходимых для принятия обоснованных решений по предупреждению межэтнических и межнациональных конфликтов;
г) в сфере государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера:
постоянное совершенствование правовой базы защиты исконной среды обитания, традиционных видов хозяйственной деятельности и традиционного образа жизни, прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера;
обеспечение реализации прав коренных малочисленных народов Севера на биологические ресурсы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
осуществление мероприятий по защите исконной среды обитания и традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, сохранению и развитию их языка, культуры, традиций и обычаев;
содействие развитию традиционных и современных форм самоорганизации коренных малочисленных народов Севера;
развитие общин коренных малочисленных народов Севера и организаций, независимо от форм собственности как структурных формирований, обеспечивающих возрождение традиционного уклада жизни, духовное возрождение и развитие коренных малочисленных народов Севера;
содействие проведению этнологических экспертиз для обеспечения соблюдения принципа свободного, предварительного и осознанного согласия коренных малочисленных народов Севера на осуществление промышленной деятельности.
VI. Механизмы реализации государственной национальной политики
на территории автономного округа
Механизм реализации государственной национальной политики предусматривает:
формирование единой системы реализации государственной национальной политики как на уровне органов государственной власти, так и на уровне органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе, а также создание инфраструктуры, обеспечивающей национально-культурные потребности народов, проживающих на территории автономного округа;
участие в разработке и реализацию федеральных целевых программ в области государственной национальной политики;
разработку и реализацию окружных и муниципальных планов мероприятий, окружных долгосрочных целевых программ и муниципальных целевых программ по гармонизации межэтнических отношений, оказание поддержки проектам национально-культурных автономий по сохранению и развитию культуры, изучению родного языка, сохранению самобытности народов, проживающих на территории автономного округа;
разработку и реализацию программ поддержки равенства языковых и культурных меньшинств в сфере культурного, языкового развития и образования;
создание в рамках соответствующих институциональных структур консультативных или совещательных органов, способных служить каналами взаимодействия между государственной властью и национальными и религиозными объединениями, диаспорами, землячествами, этническими группами;
заключение соглашений между заинтересованными органами государственной власти, органами местного самоуправления в муниципальных образованиях в автономном округе и общественными объединениями по вопросам сотрудничества в сфере межэтнических отношений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 августа 2012 г. N 630-П "Об утверждении Концепции государственной национальной политики Ямало-Ненецкого автономного округа"
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 13 августа 2012 г., спецвыпуск N 64
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 апреля 2019 г. N 349-П настоящее постановление признано утратившим силу с 10 апреля 2019 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 декабря 2013 г. N 1011-П
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 августа 2013 г. N 714-П
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 июня 2013 г. N 419-П