13 апреля 2012 г., 20 мая 2013 г.
В целях реализации государственной политики в области обеспечения продовольственной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую окружную долгосрочную целевую программу "Обеспечение продовольственной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2016 годы" (далее - Программа).
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 мая 2013 г. N 349-П в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения
2. Департаменту агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа (Кучеренко В.С.) ежегодно осуществлять корректировку мероприятий Программы и объёмов финансирования в соответствии с утверждёнными в окружном бюджете ассигнованиями на очередной финансовый год.
3. Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2012 года.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Мискевича Е.В.
Губернатор Ямало-Ненецкого |
Д.Н. Кобылкин |
Окружная долгосрочная целевая программа
"Обеспечение продовольственной безопасности Ямало-Ненецкого
автономного округа на 2012 - 2016 годы"
(утв. постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа
от 27 января 2012 г. N 62-П)
13 апреля 2012 г., 20 мая 2013 г.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 мая 2013 г. N 349-П в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт программы
Наименование Программы |
окружная долгосрочная целевая программа "Обеспечение продовольственной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2016 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки |
пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации"; подпункт 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; часть 1 статьи 17, статья 18 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"; абзац третий части 2 статьи 6 Федерального закона от 02 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"; приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28 июля 2010 года N 637 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли"; ежегодный доклад Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа о положении дел в Ямало-Ненецком автономном округе от 12 ноября 2010 года; часть 4 перечня основных мероприятий паспорта Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года, утверждённой приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 422; пункт 4 плана мероприятий по реализации Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года (одобрен на заседании рабочей группы от 24 декабря 2011 года N 9) по координации работы по реализации Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ; пункт 9 статьи 3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 июля 2011 года N 76-ЗАО "О торговой деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе"; Концепция продовольственной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2020 года, утверждённая распоряжением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 июля 2011 года N 430-РП |
Государственный заказчик-координатор |
департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа |
Государственный заказчик |
департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа |
Разработчик Программы |
департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа |
Цели и задачи Программы |
цель: развитие системы продовольственного обеспечения, гарантирующей наличие на продовольственном рынке качественных продуктов питания в необходимом объеме и ассортименте. Задачи: 1. Создание современной торговой инфраструктуры, позволяющей формировать необходимый запас продовольственных товаров и обеспечить своевременную доставку продовольственных товаров в населенные пункты Ямало-Ненецкого автономного округа. 2. Своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз региональной продовольственной безопасности. 3. Расширение ассортимента производимых в Ямало-Ненецком автономном округе продовольственных товаров. 4. Обеспечение качества и безопасности потребляемых и производимых в Ямало-Ненецком автономном округе пищевых продуктов. 5. Развитие заготовительной деятельности в сельской местности Ямало-Ненецкого автономного округа (мясо, рыба, ягоды, грибы, картофель). 6. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры |
Сроки и этапы реализации |
Программа реализуется в один этап, в период 2012 - 2016 годов |
Целевые индикаторы (показатели) реализации Программы |
1. Обеспеченность площадями в сельской местности для осуществления торговли в расчете на 1 000 человек. 2. Объем всех реализованных продовольственных товаров. 3. Индекс потребительских цен на продовольственные товары. 4. Объем отбора проб для исследования на санитарно-химические, физические и микробиологические показатели. 5. Объёмы регионального производства пищевой сельскохозяйственной и рыбной продукции. 6. Площадь вводимых пекарен. 7. Площадь вводимой окружной специализированной лаборатории. 8. Объёмы продукции заготовительной деятельности. 9. Вводимые площади логистического центра. 10. Обеспеченность транспортной инфраструктуры |
Перечень основных мероприятий Программы |
1. Проведение проектно-изыскательских работ по строительству объектов торгово-заготовительной инфраструктуры и специализированной лаборатории. 2. Строительство и приобретение объектов торгово-заготовительной инфраструктуры (торговые объекты, склады, овощехранилища, холодильные и морозильные камеры). 3. Мониторинг уровня продовольственной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа. Выборочные лабораторные исследования качества и безопасности поступающих в Ямало-Ненецкий автономный округ и производимых в Ямало-Ненецком автономном округе продовольственных товаров. 4. Развитие хлебопекарного производства и выпуска новых видов хлебопекарной продукции. 5. Строительство современной окружной специализированной лаборатории. 6. Развитие и поддержка деятельности по заготовке и переработке овощной продукции и дикорастущих ягод и грибов. 7. Передача посредством торгов объектов торгово-заготовительной инфраструктуры в пользование хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность. 8. Создание окружной системы централизованных поставок продовольственных товаров. Приобретение специализированного флота и транспортных средств для перевозки продовольственных товаров, оснащенных холодильным и морозильным оборудованием, а также предназначенного для осуществления торговли. 9. Создание логистического центра поставок, осуществляющего прием, хранение и поставки продовольственных товаров для нужд населения Ямало-Ненецкого автономного округа |
Объёмы финансирования |
финансирование Программы за счет средств окружного бюджета: в сумме - 2 874 300,00 тыс. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 172 840,00 тыс. рублей; 2013 год - 172 840,00 тыс. рублей; 2014 год - 172 840,00 тыс. рублей; 2015 год - 1 402 383,00 тыс. рублей; 2016 год - 953 397,00 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
реализация мероприятий в рамках Программы позволит: 1) достичь в сельских населенных пунктах по Ямало-Ненецкому автономному округу среднюю нормативную обеспеченность торговой площадью на 1 000 жителей, которая составит 413,60 ; 2) увеличить отбор проб от 4 055 до 5 055 посредством мониторинга уровня продовольственной безопасности используя выборочные лабораторные исследования; 3) увеличить производственные мощности на 3 700 посредством строительства пекарен; 4) осуществить строительство современной окружной специализированной лаборатории площадью 400 , позволит увеличить количество и качество лабораторных исследований в Ямало-Ненецком автономном округе; 5) создать окружную систему централизованных поставок продовольственных товаров и приобрести специализированный флот (2 единицы) и транспортные средства (1 единица) для перевозки продовольственных товаров, оснащенных холодильным и морозильным оборудованием, а также предназначенных для осуществления торговли; 6) создать логистический центр поставок площадью 3 600 для обеспечения бесперебойной доставки товара |
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 мая 2013 г. N 349-П в раздел I настоящей Программы внесены изменения
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Особенности организации потребительского рынка Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) обусловлены географическим положением, природно-климатическими условиями и уровнем развития транспортной инфраструктуры. Данное направление является одной из важнейших сфер экономической деятельности региона, обеспечивающей благополучие жизнедеятельности населения автономного округа. Состояние, структура, тенденции и динамика развития сферы торговли напрямую отражают социально-экономическую ситуацию в регионе.
По своему определению торговая сфера призвана обеспечивать бесперебойное снабжение населения автономного округа товарами и услугами, а также формировать определенную территориальную доступность жителей к объектам торговли. Физическая доступность продовольствия - уровень развития товаропроводящей инфраструктуры, при котором во всех населенных пунктах автономного округа обеспечивается возможность приобретения населением пищевых продуктов или организации питания в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления пищевых продуктов. Сохранность товарной массы во многих случаях зависит от соблюдения температурного режима. Соответственно наличие складских помещений со специальным режимом хранения, холодильного и морозильного оборудования является одним из гарантов качества продуктов.
Сельские населенные пункты с невысокой численностью населения зачастую характеризуются острым дефицитом торговых площадей. Данное обстоятельство объясняется тем, что для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, нецелесообразно с экономической точки зрения открывать торговые объекты в населенных пунктах с невысоким платежеспособным уровнем и с недостаточно развитыми социально-бытовой инфраструктурой и инженерным обустройством. Следует отметить, что основное население в таких поселениях составляют коренные малочисленные народы Севера, занимающиеся традиционными видами хозяйственной деятельности.
Одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию торгово-заготовительной деятельности на территории автономного округа, является недостаточно развитая инфраструктура, включающая в себя базовые инфраструктурные объекты, такие как дороги, порты, склады, торговые объекты, сети электроснабжения, что препятствует развитию инфраструктуры сектора торговли и, как следствие, отсутствие развитых логистических компаний, дистрибьюторов и оптовых поставщиков. К проблемам в области инфраструктуры можно отнести:
- недостаточно развитые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли;
- недостаточный уровень развития заготовительной деятельности;
- наличие большого числа посредников между производителями и торговыми организациями.
Отсутствие постоянного транспортного сообщения не позволяет в срок и в достаточном количестве осуществлять поставки необходимых товаров во многие населенные пункты автономного округа, что приводит к дефициту и, как следствие, к росту цен на отдельные группы товаров.
В сельской местности остается высокая доля малообеспеченного населения с доходами, не превышающими величину прожиточного минимума. По некоторым данным за порогом бедности находится каждый пятый сельский житель автономного округа. Все это приводит к отсутствию какой-либо заинтересованности бизнеса инвестировать финансовые средства в инфраструктуру сельских населенных пунктов, что в конечном итоге отражается на обеспечении населения качественными и безопасными продуктами питания.
Отсутствие в достаточном количестве объектов торгово-заготовительной инфраструктуры приводит к ухудшению продовольственной безопасности населения. Для повышения показателя безопасности в автономном округе требуется строительство 37 торговых объектов, строительство 37 пекарен, приобретение с установкой 37 единиц холодильных и морозильных емкостей, а также строительство 7 овощехранилищ.
Потребность в разрезе муниципальных образований в автономном округе
Наименование поселения |
Наименование объекта |
|||||
окружная специализированная лаборатория (единиц) |
логистический центр поставок (единиц) |
торговые объекты (единиц) |
пекарни (единиц) |
холодильные и морозильные емкости (единиц) |
овощехранилища (единиц) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Итого по автономному округу |
1 |
1 |
37 |
37 |
37 |
7 |
Красноселькупский район | ||||||
с. Ратта |
|
|
1 |
1 |
1 |
|
с. Толька |
|
|
1 |
1 |
1 |
|
фактория Киккиакки |
|
|
1 |
1 |
|
|
фактория Засольное |
|
|
1 |
1 |
|
|
фактория Сидоровск |
|
|
1 |
1 |
|
|
фактория Новая Часелька |
|
|
1 |
1 |
|
|
с. Красноселькуп |
|
|
|
|
1 |
1 |
Итого |
|
|
6 |
6 |
3 |
1 |
Надымский район | ||||||
с. Кутопьюган |
|
|
1 |
1 |
1 |
|
с. Ныда |
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
с. Нори |
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
Итого |
|
|
3 |
3 |
3 |
2 |
Приуральский район | ||||||
пос. Горнокнязевск |
|
|
1 |
|
|
|
пос. Зеленый Яр |
|
|
1 |
1 |
1 |
|
пос. Товопогол |
|
|
1 |
1 |
1 |
|
дер. Лаборовая |
|
|
1 |
1 |
1 |
|
с. Катравож |
|
|
1 |
|
1 |
|
пос. Щучье |
|
|
1 |
1 |
1 |
|
Итого |
|
|
6 |
4 |
5 |
|
Пуровский район | ||||||
с. Сывдарма |
|
|
1 |
1 |
1 |
|
с. Харампур |
|
|
1 |
1 |
1 |
|
с. Халясавэй |
|
|
|
|
1 |
|
пос. Ханымей |
|
|
|
|
1 |
|
с. Толька |
|
|
|
1 |
1 |
|
с. Самбург |
|
|
1 |
|
1 |
|
Итого |
|
|
3 |
3 |
6 |
|
Тазовский район | ||||||
с. Гыда |
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
с. Антипаюта |
|
|
1 |
1 |
1 |
|
с. Находка |
|
|
1 |
1 |
1 |
|
фактория Тадебяяха |
|
|
1 |
1 |
1 |
|
фактория Танамо |
|
|
1 |
1 |
1 |
|
фактория Юрибей |
|
|
1 |
1 |
1 |
|
Итого |
|
|
6 |
6 |
6 |
1 |
Шурышкарский район | ||||||
дер. Казым-Мыс |
|
|
1 |
1 |
1 |
|
с. Лопхари |
|
|
1 |
1 |
1 |
|
с. Овгорт |
|
|
1 |
1 |
1 |
|
дер. Ямгорт |
|
|
|
1 |
1 |
|
с. Восяхово |
|
|
|
1 |
|
|
дер. Усть-Войкары |
|
|
|
1 |
1 |
|
с. Питляр |
|
|
|
1 |
1 |
|
с. Шурышкары |
|
|
|
1 |
|
|
с. Азовы |
|
|
1 |
|
1 |
|
Итого |
|
|
4 |
8 |
7 |
|
Ямальский район | ||||||
с. Новый Порт |
|
|
1 |
|
1 |
1 |
с. Мыс Каменный |
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
фактория Усть-Юрибей |
|
|
1 |
1 |
|
|
фактория Харп |
|
|
1 |
1 |
|
|
с. Панаевск |
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
пос. Сюнай-Сале |
|
|
|
|
1 |
|
фактория Нейто |
|
|
1 |
1 |
1 |
|
с. Салемал |
|
|
1 |
1 |
1 |
|
фактория Порц-Яха |
|
|
1 |
1 |
|
|
Итого |
|
|
8 |
7 |
6 |
3 |
город Салехард | ||||||
пос. Пельвож |
|
|
1 |
|
1 |
|
г. Салехард |
1 |
|
|
|
|
|
Итого |
1 |
|
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
город Лабытнанги | ||||||
г. Лабытнанги |
|
1 |
|
|
|
|
Итого |
|
1 |
|
|
|
|
Сложная транспортная схема в муниципальных образованиях в автономном округе не является основанием для ухудшения продовольственной безопасности населения, а рациональные нормы потребления пищевых продуктов должны включать объем и соотношение, отвечающие современным научным принципам оптимального питания с учетом сложившихся структур и традиций питания большинства жителей региона.
Для обеспечения безопасности пищевых продуктов необходимо определять соответствие требованиям законодательства Российской Федерации продовольствия, в том числе импортируемого, на всех стадиях производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации. Требуется исключить бесконтрольное распространение пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных организмов и организмов, имеющих генетически модифицированные аналоги.
Мониторинг продовольственной безопасности автономного округа позволит вовремя реагировать на ход изменения ситуативных процессов. В результате увеличение объема отбора проб на санитарно-химические, микробиологические показатели и отбора проб для исследования по физическим показателям даст более точную картину исследуемой сферы деятельности. В данном направлении необходимо совершенствовать систему организации контроля безопасности пищевых продуктов, включая создание современной технической и методической базы для проведения исследований на должном качественном уровне. В области организации и управления обеспечением продовольственной безопасности необходимо осуществлять мониторинг, прогнозирование и контроль состояния продовольственной безопасности, для чего требуется обеспечить ведение мониторинга состояния продовольственной безопасности на территории автономного округа.
Удельный вес проб основных продуктов питания и продовольственного
сырья, не отвечающих гигиеническим нормам по микробиологическим
показателям на территории автономного округа в 2006 - 2010 годах
(сведения Управления Роспотребнадзора по ЯНАО)
|
|
|
|
|
|
% |
N п/п |
Наименование продукта |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Всего |
8,8 |
8,9 |
8,5 |
6,7 |
7,3 |
1.1. |
из них импортируемые |
6,5 |
8,0 |
2,4 |
5,9 |
1,7 |
1.1.1. |
Мясо и мясопродукты |
7,4 |
13,34 |
12,6 |
7,0 |
6,1 |
1.1.2. |
Птица и птицеводческие продукты |
6,0 |
7,9 |
4,5 |
4,8 |
5,1 |
1.1.3. |
Молоко, молочные продукты |
9,9 |
9,7 |
7,4 |
10,7 |
9,8 |
1.1.4. |
Рыба, рыбные продукты |
10,7 |
13,35 |
15,2 |
19,0, |
13,8 |
1.1.5. |
Хлебобулочные и мукомольно-крупяные изделия |
6,8 |
9,6 |
8,4 |
х |
х |
1.1.6. |
Хлебобулочные и кондитерские изделия |
х |
х |
х |
5,6 |
8,6 |
1.1.7. |
Мукомольно-крупяные изделия |
х |
х |
х |
2,5 |
0,0 |
1.1.8. |
Кулинарные изделия |
х |
х |
х |
5,5 |
6,6 |
1.1.9. |
Сахар |
11,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.1.10. |
Овощи, столовая зелень и бахчевые |
19,1 |
4,9 |
7,9 |
х |
х |
1.1.11. |
Овощи, столовая зелень |
х |
х |
х |
8,1 |
10,1 |
1.1.12. |
Напитки безалкогольные |
2,4 |
2,6 |
5,2 |
3,1 |
3,8 |
1.1.13. |
Продукты детского питания |
1,7 |
0,0 |
2,0 |
0,0 |
0,0 |
1.1.14. |
Консервы |
3,4 |
1,2 |
1,8 |
5,7 |
2,5 |
2. |
Показатель по Российской Федерации - всего |
5,88 |
5,78 |
5,14 |
4,63 |
0,00 |
2.1. |
из них импортируемые |
3,64 |
4,09 |
2,94 |
3,13 |
0,00 |
Сравнительный анализ отобранных проб основных продуктов питания показывает, что по многим видам продовольственных товаров количество выявленных проб, не отвечающих гигиеническим нормам, не уменьшилось. Вместе с тем количество импортируемых продуктов питания, не отвечающих гигиеническим нормам, тоже остается на достаточно высоком уровне. Это свидетельствует о низком уровне биологической безопасности продовольственных товаров, реализуемых на территории автономного округа.
Приоритетное направление продовольственной безопасности автономного округа - это гарантированное здоровое и сбалансированное питание населения. Для определения уровня продовольственной безопасности автономного округа и предотвращения поступления в автономный округ некачественной и опасной продукции необходимо проводить выборочные лабораторные исследования поступающих в автономный округ продовольственных товаров с последующим информированием населения автономного округа о результатах проведенных исследований. В 2010 году в автономном округе исследовано 4 055 проб пищевых продуктов по санитарно-химическим показателям. Для увеличения количества контрольно-надзорных мероприятий и качества исследований требуется создание современной окружной специализированной лаборатории, что позволит поднять уровень продовольственной безопасности.
Пищевая и перерабатывающая промышленность является одним из важнейших звеньев агропромышленного комплекса и ей принадлежит ведущая роль в решении проблемы обеспечения населения автономного округа продуктами питания. Современное состояние предприятий агропромышленного комплекса автономного округа находится в непростом экономическом положении и нуждается в постоянной государственной поддержке из бюджетов различных уровней.
В силу природно-климатических условий товародвижение производимых на территории автономного округа пищевых товаров не имеет нужного уровня динамичности, что негативно сказывается на доступности к данным товарам потребителей. Большое количество населения страдает от болезней, напрямую связанных с нарушением питания. Нарушение питания зачастую обусловлено малым потреблением витаминов, макро- и микроэлементов, качеством пищевых продуктов и продовольственного сырья, низким уровнем образования населения в вопросах здорового и рационального питания, а также недостаточностью питания среди малоимущих граждан.
Сравнительный анализ показателей собственного регионального производства и потребности населения в основных продуктах питания показывает, что специфика сельскохозяйственного производства и климатические условия автономного округа не позволяют в полной мере обеспечить население автономного округа всеми необходимыми продуктами питания. Вместе с тем следует отметить, что с учетом объемов вылова рыбы и производства мяса оленей населением, проживающим в сельской местности, объемы фактического регионального сельскохозяйственного производства несколько выше официальных показателей регионального производства, так как данные объемы не учитываются органами статистики в общем объеме регионального производства.
На территории автономного округа осуществляют деятельность 4 484 торговых объекта, в структуре которых 28,1% занимают объекты, реализующие продовольственные товары, 54,4% - непродовольственные и 17,5% - смешанные товары.
Количество торговых объектов в разрезе муниципальных образований
в автономном округе по состоянию на 01 января 2011 года
Муниципальное образование |
Всего |
Продовольственные |
Непродовольственные |
Со смешанным ассортиментом товаров |
|||
количество |
% |
количество |
% |
количество |
% |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Город Салехард |
320 |
74 |
23,13 |
225 |
70,31 |
21 |
6,56 |
Город Лабытнанги |
202 |
88 |
43,56 |
99 |
49,01 |
15 |
7,43 |
Город Муравленко |
212 |
97 |
45,75 |
85 |
40,09 |
30 |
14,15 |
Город Новый Уренгой |
573 |
213 |
37,17 |
247 |
43,11 |
113 |
19,72 |
Город Ноябрьск |
1 238 |
211 |
17,04 |
742 |
59,94 |
285 |
23,02 |
Город Надым |
714 |
152 |
21,29 |
532 |
74,51 |
30 |
4,20 |
Красноселькупский район |
53 |
5 |
9,43 |
7 |
13,21 |
41 |
77,36 |
Надымский район |
221 |
92 |
41,63 |
101 |
45,70 |
28 |
12,67 |
Приуральский район |
89 |
39 |
43,82 |
18 |
20,22 |
32 |
35,96 |
Пуровский район |
412 |
134 |
32,52 |
227 |
55,10 |
51 |
12,38 |
Тазовский район |
113 |
53 |
46,90 |
35 |
30,97 |
25 |
22,12 |
Шурышкарский район |
82 |
21 |
25,61 |
21 |
25,61 |
40 |
48,78 |
Ямальский район |
101 |
26 |
25,74 |
25 |
24,75 |
50 |
49,50 |
Всего по автономному округу |
4 484 |
1 263 |
28,17 |
2 438 |
54,37 |
783 |
17,46 |
При сравнении данных муниципальных образований в автономном округе можно отметить, что в городах автономного округа количество торговых объектов значительно больше, чем в сельской местности.
На территории автономного округа по состоянию на 01 января 2011 года осуществляют деятельность 71 оптовое предприятие.
Имеющихся предприятий оптовой торговли в автономном округе недостаточно, большее количество оптовых объектов сосредоточено в городах автономного округа, где хорошо развита транспортная инфраструктура.
Количество оптовых предприятий в разрезе муниципальных
образований в автономном округе
Муниципальное образование |
Оптовое предприятие |
|
количество по состоянию на 01.01.2011 |
площадь () |
|
1 |
2 |
3 |
Город Ноябрьск |
28 |
17 406,2 |
Город Новый Уренгой |
12 |
13 685,0 |
Город Надым и Надымский район |
11 |
2 871,3 |
Город Губкинский |
8 |
2 060,0 |
Город Муравленко |
4 |
2 563,2 |
Город Лабытнанги |
2 |
3 791,7 |
Город Салехард |
1 |
974,2 |
Пуровский район |
5 |
3 502,0 |
Тазовский район |
0 |
- |
Красноселькупский район |
0 |
- |
Ямальский район |
0 |
- |
Шурышкарский район |
0 |
- |
Приуральский район |
0 |
- |
Всего по автономному округу |
71 |
46 853,6 |
На территории автономного округа расположено 260 единиц складских хозяйств общей площадью 150 539 , 68 холодильных емкостей на 11 816 тонн, 31 овощехранилище емкостью 22 781 тонна.
Недостаточное количество объектов торгово-заготовительной инфраструктуры негативно отражается на качестве и объемах реализуемой продукции.
Одним из основных показателей, характеризующих степень развития сферы торговли, является обеспеченность населения площадью торговых объектов на 1 000 жителей.
Средняя фактическая обеспеченность торговой площадью по автономному округу на 1 000 жителей составляет 559,00 , при этом в разрезе муниципальных образований в автономном округе данный показатель значительно ниже в муниципальных образованиях, имеющих сложную транспортную схему. Фактическая средняя обеспеченность по муниципальным районам на 30% ниже, чем по автономному округу.
Фактическая обеспеченность
торговыми площадями и нормативы минимальной обеспеченности населения
площадью торговых объектов в автономном округе
( на 1 000 человек) | |||||
N п/п |
Городские округа, муниципальные районы |
Фактическая обеспеченность населения автономного округа торговой площадью по состоянию на 01 января 2011 года |
Норматив min обеспеченности населения S торговых объектов по продаже продовольственных товаров |
Норматив min обеспеченности населения S торговых объектов по продаже непродовольственных товаров |
Суммарный норматив min обеспеченности населения S торговых объектов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Город Новый Уренгой |
918,90 |
190,00 |
432,00 |
622,00 |
2. |
Город Ноябрьск |
658,82 |
180,00 |
410,00 |
590,00 |
3. |
Город Салехард |
859,90 |
154,00 |
351,00 |
505,00 |
4. |
Город Губкинский |
978,90 |
182,00 |
415,00 |
597,00 |
5. |
Город Муравленко |
444,80 |
133,00 |
302,00 |
435,00 |
6. |
Город Лабытнанги |
584,80 |
181,00 |
413,00 |
594,00 |
|
Средняя обеспеченность по городам |
741,02 |
171,00 |
390,00 |
561,00 |
7. |
Надымский район и город Надым, в том числе |
709,40 |
181,00 |
413,00 |
594,00 |
7.1. |
Надымский район |
549,00 |
174,66 |
397,65 |
572,31 |
8. |
Пуровский район и город Тарко-Сале, в том числе |
466,70 |
136,00 |
310,00 |
446,00 |
8.1. |
Пуровский район |
425,74 |
129,00 |
295,00 |
424,00 |
9. |
Тазовский район |
383,50 |
123,00 |
279,00 |
402,00 |
10. |
Ямальский район |
300,30 |
112,00 |
256,00 |
368,00 |
11. |
Шурышкарский район |
341,40 |
123,00 |
280,00 |
403,00 |
12. |
Приуральский район |
200,80 |
86,00 |
197,00 |
283,00 |
13. |
Красноселькупский район |
424,06 |
135,00 |
308,00 |
443,00 |
|
Средняя обеспеченность по муниципальным районам |
403,74 |
131,00 |
298,00 |
429,00 |
|
Средняя обеспеченность по муниципальным районам без гг. Надым и Тарко-Сале |
374,97 |
126,09 |
287,52 |
413,60 |
|
Средняя обеспеченность по автономному округу |
559,40 |
167,00 |
381,00 |
548,00 |
|
По Российской Федерации (базовый показатель) |
|
159,00 |
362,00 |
521,00 |
Одним из гарантов продовольственной безопасности населения является производство хлебобулочной продукции. В области хлебопечения есть ряд проблем, таких как ветхое и аварийное, не соответствующее санитарным гигиеническим нормам состояние зданий хлебопекарен, в которых эксплуатируется оборудование с большим сроком износа. В результате производится узкий ассортимент хлебобулочной продукции, а частые перебои в работе пекарен из-за выходящего из строя эксплуатируемого оборудования приводят к перебоям в обеспечении населения. Еще одна проблема - это полное отсутствие производства и реализации хлеба и хлебобулочных изделий в отдельных населенных пунктах.
Для обеспечения должного качества выпускаемой и реализуемой населению хлебобулочной продукции необходимо соблюдение условий хранения муки как основного сырья. Как правило, в пекарнях отсутствуют складские или имеются приспособленные, но не соответствующие установленным стандартам, помещения.
Создать условия для выпуска широкого ассортимента хлебобулочной продукции, в том числе и изделий с лечебно-профилактическими свойствами, а также специальных видов консервированного хлеба с длительными сроками хранения для нужд кочующего населения, можно только при реализации мероприятий, направленных на модернизацию и строительство пекарен.
Производители хлеба
на территории автономного округа
(сведения муниципальных образований в автономном округе)
Наименование организационно-правовой формы по производству хлеба |
Количество предприятий |
Соотношение (%) |
1 |
2 |
3 |
Муниципальные унитарные предприятия (МУП) |
6 |
5,7 |
Общества с ограниченной ответственностью (ООО) |
40 |
37,7 |
Индивидуальные предприниматели |
38 |
35,8 |
Открытое акционерное общество (ОАО) |
5 |
4,7 |
Пекарни, принадлежащие потребительской кооперации |
13 |
12,3 |
Сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК) |
1 |
0,9 |
Государственное унитарное предприятие (ГУП) |
2 |
1,9 |
Торговая фирма (ТФ) |
1 |
0,9 |
Всего |
106 |
100,0 |
В основном предприятия по производству хлеба представлены обществами с ограниченной ответственностью. Наличие предприятий по производству хлеба муниципальной и государственной формы собственности является определенным гарантом стабильности производства и бесперебойного обеспечения населения хлебной продукцией, так как предприятия иных форм собственности при возникновении убыточности производства ликвидируются. Бизнес не проявляет заинтересованности инвестирования финансовых средств в производство со слабым прогнозом прибыли или ее полным отсутствием. Соответственно социальная направленность производства будет гарантировать обеспеченность населения автономного округа хлебом.
В торговых предприятиях в результате недостаточного объема продукции местных сельскохозяйственных товаропроизводителей сложилась негативная ситуация прежде всего из-за отсутствия четко выстроенной логистической схемы в отношениях между производством и реализацией. В результате снижается рентабельность как производителей продукции, так и торговых предприятий.
Недостаточные объемы производства необходимых продуктов питания приводят к снижению потребления и, как следствие, к значительному отклонению от рациональных норм питания.
Бюджетные ассигнования (статья 21 Закона автономного округа от 25 ноября 2011 года N 125-ЗАО "Об окружном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (принят Законодательным Собранием автономного округа 16 ноября 2011 года)) на заготовку дикоросов (ягод) из окружного бюджета на 2012 год предусмотрены в сумме 3 730 тыс. рублей, которые отнесены к традиционным видам хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. Несмотря на это, на территории автономного округа слабо развиты механизмы поддержки данного направления, вследствие чего хозяйствующие субъекты заготовкой дикоросов занимаются в малых объемах. Учитывая большой невостребованный потенциал природных ресурсов автономного округа, а также возможность трудозанятости местного населения для сбора дикоросов, выращивания картофеля, развитие данных направлений нуждается в государственной поддержке и имеет явную социальную направленность. Ввиду того что заготовка дикоросов осуществляется в отдаленных сельских населенных пунктах и имеет большую степень затрат по хранению и транспортировке заготовленной продукции, механизм государственной поддержки должен предусматривать субсидирование части затрат на заготовленную продукцию. В целях содействия развитию заготовительной деятельности на территории автономного округа необходима разработка государственной поддержки данного направления с возмещением части затрат на единицу заготовленной продукции.
Необходимость решения проблемы программно-целевым методом обусловлена социальной значимостью, наличием устойчивой ситуации, оказывающей негативное долгосрочное воздействие на социально-экономические показатели в автономном округе, для изменения (преодоления) которых необходимы целенаправленные и скоординированные действия в направлении формирования, развития эффективного потребительского рынка, а также повышения уровня социальной защищенности населения автономного округа.
Полномочия департамента агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия автономного округа по разработке и реализации региональных программ развития торговли установлены согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Решение описанных проблем соответствует функциям департамента агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия автономного округа. Разработка и реализация региональных программ осуществляется в соответствии с пунктами 2.1.55 и 3.1.4 постановления Правительства автономного округа от 12 декабря 2012 года N 1030-П "О департаменте агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа".
II. Основные цели и задачи Программы, целевые индикаторы (показатели),
позволяющие оценивать ход реализации Программы
Основной целью Программы является развитие системы продовольственного обеспечения, гарантирующей наличие на продовольственном рынке качественных продуктов питания в необходимом объеме и ассортименте.
Для достижения поставленных целей предусмотрено решение следующих задач:
1) создание современной торговой инфраструктуры, позволяющей формировать необходимый запас продовольственных товаров и обеспечить своевременную доставку продовольственных товаров в населенные пункты автономного округа;
2) своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз региональной продовольственной безопасности;
3) расширение ассортимента производимых в автономном округе продовольственных товаров;
4) обеспечение качества и безопасности потребляемых и производимых в автономном округе пищевых продуктов;
5) развитие заготовительной деятельности в сельской местности автономного округа (мясо, рыба, ягоды, грибы, картофель);
6) развитие транспортно-логистической инфраструктуры.
Целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценивать ход реализации Программы, определены в приложении N 2 к настоящей Программе, а методика расчета показателей целевых индикаторов в приложении N 1 к настоящей Программе.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 мая 2013 г. N 349-П в раздел III настоящей Программы внесены изменения
III. Перечень программных мероприятий
Решение определённых Программой задач позволит в течение 2012 - 2016 годов создать на территории автономного округа торгово-заготовительную инфраструктуру, а также наладить бесперебойное обеспечение населенных пунктов автономного округа необходимыми товарами для чего, соответственно, потребуется реализация намеченных мероприятий:
1) проведение проектно-изыскательских работ по строительству объектов торгово-заготовительной инфраструктуры и специализированной лаборатории;
2) строительство и приобретение объектов торгово-заготовительной инфраструктуры (торговые объекты, склады, овощехранилища, холодильные и морозильные камеры);
3) мониторинг уровня продовольственной безопасности автономного округа. Выборочные лабораторные исследования качества и безопасности поступающих в автономный округ и производимых в автономном округе продовольственных товаров;
4) развитие хлебопекарного производства и выпуска новых видов хлебопекарной продукции;
5) строительство современной окружной специализированной лаборатории;
6) развитие и поддержка деятельности по заготовке и переработке овощной продукции и дикорастущих ягод и грибов;
7) передача посредством торгов объектов торгово-заготовительной инфраструктуры в пользование хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность на конкурсной основе;
8) создание окружной системы централизованных поставок продовольственных товаров. Приобретение специализированного флота и транспортных средств для перевозки продовольственных товаров, оснащенных холодильным и морозильным оборудованием, а также предназначенного для осуществления торговли;
9) создание логистического центра поставок, осуществляющего прием, хранение и поставки продовольственных товаров для нужд населения автономного округа.
Развитие системы продовольственного обеспечения населения зависит от строительства и ввода в эксплуатацию объектов торгово-заготовительной инфраструктуры.
Государственным заказчиком в процессе строительства и ввода в эксплуатацию вышеперечисленных объектов будет выступать департамент строительства и жилищной политики автономного округа.
Учитывая схожие территориальные и социально-экономические характеристики населенных пунктов, строительство объектов торгово-заготовительной инфраструктуры планируется осуществлять по типовым проектам.
Проектная мощность
объектов торгово-заготовительной инфраструктуры в разрезе
каждого населённого пункта
Наименование поселения |
Наименование объекта |
|||||||||
окружная специализированная лаборатория |
логистический центр поставок |
торговые объекты |
пекарни |
овощехранилища |
||||||
количество (мощность 400 ) |
год |
количество (мощность 3600 ) |
год |
количество (мощность 130 ) |
год |
количество (мощность 100 ) |
год |
количество (мощность 700 ) |
год |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Итого по автономному округу |
1 |
|
1 |
|
37 |
|
37 |
|
7 |
|
Красноселькупский район | ||||||||||
с. Ратта |
|
|
|
|
1 |
2015 |
1 |
2015 |
|
|
с. Толька |
|
|
|
|
1 |
2015 |
1 |
2015 |
|
|
фактория Киккиакки |
|
|
|
|
1 |
2015 |
1 |
2015 |
|
|
фактория Засольное |
|
|
|
|
1 |
2015 |
1 |
2015 |
|
|
фактория Сидоровск |
|
|
|
|
1 |
2015 |
1 |
2015 |
|
|
фактория Новая Часелька |
|
|
|
|
1 |
2015 |
1 |
2015 |
|
|
с. Красноселькуп |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2015 |
Итого |
|
|
|
|
6 |
|
6 |
|
1 |
|
Надымский район | ||||||||||
с. Кутопьюган |
|
|
|
|
1 |
2015 |
1 |
2015 |
|
|
с. Ныда |
|
|
|
|
1 |
2015 |
1 |
2015 |
1 |
2015 |
с. Нори |
|
|
|
|
1 |
2015 |
1 |
2015 |
1 |
2015 |
Итого |
|
|
|
|
3 |
|
3 |
|
2 |
|
Приуральский район | ||||||||||
пос. Горнокнязевск |
|
|
|
|
1 |
2015 |
|
|
|
|
пос. Зеленый Яр |
|
|
|
|
1 |
2015 |
1 |
2015 |
|
|
пос. Товопогол |
|
|
|
|
1 |
2015 |
1 |
2015 |
|
|
дер. Лаборовая |
|
|
|
|
1 |
2015 |
1 |
2015 |
|
|
с. Катравож |
|
|
|
|
1 |
2015 |
|
|
|
|
пос. Щучье |
|
|
|
|
1 |
2015 |
1 |
2015 |
|
|
Итого |
|
|
|
|
6 |
|
4 |
|
|
|
Пуровский район | ||||||||||
с. Сывдарма |
|
|
|
|
1 |
2015 |
1 |
2015 |
|
|
с. Харампур |
|
|
|
|
1 |
2015 |
1 |
2015 |
|
|
с. Халясавэй |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пос. Ханымей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с. Толька |
|
|
|
|
|
|
1 |
2015 |
|
|
с. Самбург |
|
|
|
|
1 |
2015 |
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
3 |
|
3 |
|
|
|
Тазовский район | ||||||||||
с. Гыда |
|
|
|
|
1 |
2015 |
1 |
2015 |
1 |
2015 |
с. Антипаюта |
|
|
|
|
1 |
2015 |
1 |
2015 |
|
|
с. Находка |
|
|
|
|
1 |
2015 |
1 |
2015 |
|
|
фактория Тадебяяха |
|
|
|
|
1 |
2015 |
1 |
2015 |
|
|
фактория Танамо |
|
|
|
|
1 |
2016 |
1 |
2015 |
|
|
фактория Юрибей |
|
|
|
|
1 |
2016 |
1 |
2015 |
|
|
Итого |
|
|
|
|
6 |
|
6 |
|
1 |
|
Шурышкарский район | ||||||||||
дер. Казым-Мыс |
|
|
|
|
1 |
2016 |
1 |
2015 |
|
|
с. Лопхари |
|
|
|
|
1 |
2016 |
1 |
2015 |
|
|
с. Овгорт |
|
|
|
|
1 |
2016 |
1 |
2016 |
|
|
дер. Ямгорт |
|
|
|
|
|
|
1 |
2016 |
|
|
с. Восяхово |
|
|
|
|
|
|
1 |
2016 |
|
|
дер. Усть-Войкары |
|
|
|
|
|
|
1 |
2016 |
|
|
с. Питляр |
|
|
|
|
|
|
1 |
2016 |
|
|
с. Шурышкары |
|
|
|
|
|
|
1 |
2016 |
|
|
с. Азовы |
|
|
|
|
1 |
2016 |
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
4 |
|
8 |
|
|
|
Ямальский район | ||||||||||
с. Новый Порт |
|
|
|
|
1 |
2016 |
|
|
1 |
2015 |
с. Мыс Каменный |
|
|
|
|
1 |
2016 |
1 |
2016 |
1 |
2016 |
фактория Усть-Юрибей |
|
|
|
|
1 |
2016 |
1 |
2016 |
|
|
фактория Харп |
|
|
|
|
1 |
2016 |
1 |
2016 |
|
|
с. Панаевск |
|
|
|
|
1 |
2016 |
1 |
2016 |
1 |
2016 |
пос. Сюнай-Сале |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
фактория Нейто |
|
|
|
|
1 |
2016 |
1 |
2016 |
|
|
с. Салемал |
|
|
|
|
1 |
2016 |
1 |
2016 |
|
|
фактория Порц-Яха |
|
|
|
|
1 |
2016 |
1 |
2016 |
|
|
Итого |
|
|
|
|
8 |
|
7 |
|
3 |
|
город Салехард | ||||||||||
пос. Пельвож |
|
|
|
|
1 |
2016 |
|
|
|
|
г. Салехард |
1 |
2015 - 2016 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
1 |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
город Лабытнанги | ||||||||||
г. Лабытнанги |
|
|
1 |
2015 - 2016 |
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Мониторинг уровня продовольственной безопасности - это прежде всего выборочные лабораторные исследования качества и безопасности продовольственных товаров, поступающих в автономный округ и производимых в автономном округе, а также проведение работы по сбору достоверной информации о качестве товаров в предприятиях потребительской сферы с целью повышения качества жизни населения автономного округа, как основы социальной стабильности общества. Мониторинг предприятий потребительской сферы положительно отразится на снижении количества поступающих некачественных и опасных продовольственных товаров в розничные торговые сети автономного округа.
Обеспечение развития хлебопекарного производства на основе внедрения современных технологий гарантированно снимет риски продовольственной безопасности, а также позволит наладить выпуск новых видов ассортимента хлебопекарной продукции.
Создание окружной специализированной лаборатории, оснащенной современным оборудованием, позволяющим проводить широкий спектр лабораторных исследований, обеспечит качество и безопасность товаров, поступающих на территорию автономного округа.
Существует четыре неотъемлемых права потребителя: право на безопасность, право на информацию, право на выбор и право быть услышанным. К этим базовым потребительским правам были добавлены еще четыре, также признанные мировым сообществом: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду. Достижение всех обозначенных прав потребителей и прежде всего право на безопасность можно реализовать при проведении лабораторных исследований поступающих в регион и произведенных в автономном округе продовольственных товаров.
В заготовительной деятельности на территории автономного округа требуется разработка механизма логистической схемы организации сбора, транспортировки, хранения и реализации дикоросов.
Развитие торгово-заготовительной инфраструктуры предполагает разработку мероприятий по передаче в пользование объектов торгово-заготовительной инфраструктуры хозяйствующим субъектам на момент приобретения или ввода в эксплуатацию данного имущества. В данном аспекте следует учесть конкурсную основу при передаче объектов в пользование. Механизм и условия конкурсного распределения имущества в пользование будут проводиться в соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 года N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса", а также с учетом Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и других нормативных актов, отражающих данный вопрос.
Департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия автономного округа будет являться балансодержателем всех построенных объектов и приобретенного имущества при реализации настоящей Программы.
Повышение транспортной доступности отдаленных территорий для гарантированного и относительно равномерного по времени продовольственного снабжения населения автономного округа обеспечит увеличение физической доступности к продовольственным товарам. Как следствие, все большую актуальность приобретает проблема отсутствия специализированного флота и изотермического вагона (секции из 5) для перевозки продовольственных товаров, оснащенных холодильным и морозильным оборудованием. Обеспеченность транспортными средствами позволит снизить затраты за счет использования логистической схемы формирования партий, хранения, доставки, переработки и реализации товаров. Схемы маршрутов ориентированы на обслуживание территорий муниципальных образований в автономном округе. Особое внимание будет уделено отдаленным сельским поселениям и работа флота будет выстроена с учетом технических возможностей плавсредств и судоходной обстановки акватории Обского бассейна с охватом населенных пунктов автономного округа.
Появится возможность организации обратных централизованных поставок произведенных продовольственных товаров на территории автономного округа на основе внедрения современных технологий производства, переработки и хранения пищевой сельскохозяйственной продукции в населенные пункты по маршрутам следования, что обеспечит гарантированный сбыт продукции потребителям автономного округа.
С учетом диспропорции размещения торговых объектов на территории автономного округа требуется создание и развитие окружной логистической компании, выполняющей основные функции по перевалке и хранению поступающего в регион груза, а также доставке и реализации поступающих и производимых в автономном округе продовольственных товаров (мясо, рыба, ягоды, грибы, и др.).
Перечень мероприятий представлен в приложении N 3 к настоящей Программе.
Обоснование расходов окружного бюджета:
подпункт 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства";
Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";
Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года, утвержденная приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 422;
Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";
Концепция продовольственной безопасности автономного округа на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства автономного округа от 28 июля 2011 года N 430-РП.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Программа реализуется в 2012 - 2016 годах. Финансирование мероприятий осуществляется за счет окружного бюджета. Объем финансирования составляет 2 874 300,00 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 год - 172 840,00 тыс. рублей;
2013 год - 172 840,00 тыс. рублей;
2014 год - 172 840,00 тыс. рублей;
2015 год - 1 402 383,00 тыс. рублей;
2016 год - 953 397,00 тыс. рублей.
Программой не предусматривается привлечение средств федерального бюджета и внебюджетных источников.
V. Условия предоставления и Методика расчета межбюджетных субсидий
Предоставление межбюджетных субсидий муниципальным образованиям в автономном округе в рамках Программы не планируется.
VI. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Эффективность реализации Программы будет оцениваться по показателям (индикаторам), характеризующим развитие системы продовольственного обеспечения, гарантирующей наличие на продовольственном рынке качественных продуктов питания в необходимом объеме и ассортименте, путем сравнения плановых и фактических показателей, в том числе статистической отчетности.
Реализация мероприятий в рамках Программы позволит:
1) достичь в сельских населенных пунктах по автономному округу среднюю нормативную обеспеченность торговой площадью на 1 000 жителей, которая составит 413,60 . Строительство и приобретение объектов торгово-заготовительной инфраструктуры (торговые объекты, склады, овощехранилища, холодильные и морозильные камеры) позволит создать необходимые условия для реализации Программы;
2) мониторинг уровня продовольственной безопасности автономного округа. Выборочные лабораторные исследования качества и безопасности поступающих в автономный округ и производимых в автономном округе продовольственных товаров позволят при внедрении данной системы повысить уровень безопасности потребляемых и производимых продуктов, планомерно увеличив отбор проб от 4 055 до 5 055, удерживая данный показатель, а при возможности увеличивая его;
3) строительство пекарен позволит увеличить производственные мощности на 3 700 , а также развить хлебопекарное производство и выпуск новых видов хлебопекарной продукции. В основном сельские хлебопекарни выпускают на сегодняшний день один или два вида продукции, а новые здания и оборудование позволят увеличить ассортимент изготавливаемой продукции от шести до десяти видов;
4) строительство современной окружной специализированной лаборатории площадью 400 . Права потребителей сегодня достаточно уязвимы особенно на здоровую окружающую среду и возмещение ущерба. Не секрет, что продовольственная безопасность с высокоразвитой системой определения качества продукции будет являться определенным барьером и гарантом по недопущению поступления некачественной и опасной продукции на потребительский рынок автономного округа;
5) создать окружную систему централизованных поставок продовольственных товаров и приобрести специализированный флот (2 единицы) и транспортные средства (1 единица) для перевозки продовольственных товаров, оснащенных холодильным и морозильным оборудованием, а также предназначенных для осуществления торговли. Система централизованных поставок позволит гарантированно обеспечить удовлетворение спроса на качественные и безопасные товары в широком ассортименте, в пределах ценовой и территориальной доступности;
6) создать логистический центр поставок площадью 3 600 , осуществляющий прием, хранение и поставки продовольственных товаров для нужд населения автономного округа. Создание логистического центра поставок позволит формировать партии груза для нужд населения, обеспечивая бесперебойную доставку товара, а это сократит товарные потери, создаст условия оптимального хранения и перевалки продовольствия, что положительно отразится на безопасности товарной массы, а также уменьшит нагрузку в ценообразовании в пределах 15 - 20%.
Приложение N 1
к окружной долгосрочной
целевой программе"Обеспечение продовольственной
безопасности Ямало-Ненецкого
автономного округа
на 2012 - 2016 годы"
Методика
расчёта показателей целевых индикаторов
20 мая 2013 г.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 мая 2013 г. N 349-П в пункт 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Значение целевого индикатора "обеспеченность площадями в сельской местности для осуществления торговли в расчете на 1 000 человек" является абсолютной величиной (единица измерения - на 1 000 человек).
Источник данных: Концепция продовольственной безопасности автономного округа на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства автономного округа от 28 июля 2011 года N 430-РП.
2. Значение целевого индикатора "объем всех реализованных продовольственных товаров" является абсолютной величиной (единица измерения - млн. рублей).
Источник данных: данные Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Концепция продовольственной безопасности автономного округа на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства автономного округа от 28 июля 2011 года N 430-РП.
3. Значение целевого индикатора "индекс потребительских цен на продовольственные товары" является абсолютной величиной (единица измерения - в % к предыдущему году).
Источник данных: данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по автономному округу, Концепция продовольственной безопасности автономного округа на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства автономного округа от 28 июля 2011 года N 430-РП.
4. Значение целевого индикатора "объем отбора проб для исследования на санитарно-химические, физические и микробиологические показатели" является абсолютной величиной (единица измерения - проба).
Источник данных: определение показателей на основании государственного доклада санитарно-эпидемиологической обстановки за 2006 - 2010 годы.
5. Значение целевого индикатора "объёмы регионального производства пищевой сельскохозяйственной и рыбной продукции" является абсолютной величиной (единица измерения - тонн).
Источник данных: Концепция продовольственной безопасности автономного округа на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства автономного округа от 28 июля 2011 года N 430-РП.
6. Значение целевого индикатора "площадь вводимых пекарен" является абсолютной величиной (единица измерения - ).
Источник данных: определение показателей на основании планируемых к вводу в эксплуатацию пекарен.
7. Значение целевого индикатора "площадь вводимой окружной специализированной лаборатории" является абсолютной величиной (единица измерения - ).
Источник данных: определение показателей на основании планируемых к вводу в эксплуатацию площадей окружной специализированной лаборатории.
8. Значение целевого индикатора "объёмы продукции заготовительной деятельности" является абсолютной величиной (единица измерения - тонн).
Источник данных: Концепция продовольственной безопасности автономного округа на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства автономного округа от 28 июля 2011 года N 430-РП.
9. Значение целевого индикатора "вводимые площади логистического центра" является абсолютной величиной (единица измерения - ).
Источник данных: определение показателей на основании планируемых к вводу в эксплуатацию площадей логистического центра.
10. Значение целевого индикатора "обеспеченность транспортной инфраструктуры" является абсолютной величиной (единица измерения - единиц).
Источник данных: определение количественных показателей на основании планируемых к приобретению транспортных средств.
Приложение N 2
к окружной долгосрочной
целевой программе"Обеспечение продовольственной
безопасности Ямало-Ненецкого
автономного округа
на 2012 - 2016 годы"
Система
целевых показателей (индикаторов), увязанная с программными целями
и задачами, решаемыми окружной долгосрочной целевой программой
"Обеспечение продовольственной безопасности Ямало-Ненецкого
автономного округа на 2012 - 2016 годы"
N п/п |
Наименование цели |
Наименование задачи |
Наименование индикатора/ показателя |
Единица измерения |
Весовое значение индикатора/ показателя |
Базовое значение индикатора/ показателя |
Целевое значение индикатора/ показателя по годам реализации Программы |
||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1. |
Развитие системы продовольственного обеспечения, гарантирующей наличие на продовольственном рынке качественных продуктов питания в необходимом объеме и ассортименте |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1. |
|
создание современной торговой инфраструктуры, позволяющей формировать необходимый запас продовольственных товаров и обеспечить своевременную доставку продовольственных товаров в населенные пункты автономного округа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1.1. |
|
|
обеспеченность площадями в сельской местности для осуществления торговли в расчете на 1000 человек |
на 1000 человек |
0,10 |
на начало 2011 года - 403,74 |
418,9 |
434,1 |
449,3 |
464,5 |
479,7 |
1.1.2. |
|
|
объем всех реализованных продовольственных товаров |
млн. рублей |
0,09 |
на начало 2011 года - 45401 |
46309 |
47217 |
48125 |
49033 |
49941 |
1.1.3. |
|
|
индекс потребительских цен на продовольственные товары |
в % к предыдущему году |
0,09 |
на начало 2011 года - 112,1 |
110,0 |
109,8 |
109,6 |
109,4 |
109,2 |
1.2. |
|
своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз региональной продовольственной безопасности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2.1. |
|
|
объем отбора проб для исследования на санитарно-химические, физические и микробиологические показатели |
проба |
0,09 |
отбор проб в 2010 году - 4055 |
4705 |
4905 |
4955 |
5055 |
5055 |
1.3. |
|
расширение ассортимента производимых в автономном округе продовольственных товаров |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.3.1. |
|
|
объёмы регионального производства пищевой сельскохозяйственной и рыбной продукции |
тонн |
0,09 |
на начало 2011 года молоко и молочные продукты в пересчёте на молоко - 1892 |
1911 |
1930 |
1949 |
1968 |
1988 |
на начало 2011 года рыба и рыбопродукты - 9400 |
9494 |
9589 |
9685 |
9782 |
9880 |
||||||
на начало 2011 года мясо всех видов - 7490 |
7565 |
7641 |
7717 |
7794 |
7872 |
||||||
1.4. |
|
обеспечение качества и безопасности потребляемых и производимых в автономном округе пищевых продуктов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.4.1. |
|
|
площадь вводимых пекарен |
0,09 |
нет данных (потребность) |
|
|
|
2400 |
1300 |
|
1.4.2. |
|
|
площадь вводимой окружной специализированной лаборатории |
0,09 |
нет данных (потребность) |
|
|
|
|
400 |
|
1.5. |
|
развитие заготовительной деятельности в сельской местности автономного округа (мясо, рыба, ягоды, грибы, картофель) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.5.1. |
|
|
объёмы продукции заготовительной деятельности |
тонн |
0,09 |
ягода 2009 год - 5 тонн |
5 |
5 |
10 |
15 |
20 |
грибы - 0 |
|
|
1 |
2 |
3 |
||||||
картофель - 0 |
|
|
3 |
5 |
7 |
||||||
мясо - 0 |
|
|
10 |
15 |
20 |
||||||
рыба - 0 |
|
|
10 |
15 |
20 |
||||||
1.6. |
|
развитие транспортно-логистической инфраструктуры |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.6.1. |
|
|
вводимые площади логистического центра |
0,09 |
нет данных (потребность) |
|
|
|
|
3600 |
|
1.6.2. |
|
|
обеспеченность транспортной инфраструктуры |
единиц |
0,09 |
изотермический вагон (секция 5) |
|
1 |
|
|
|
специализированные суда, нет данных (потребность) |
1 |
|
1 |
|
|
Приложение N 3
к окружной долгосрочной
целевой программе"Обеспечение продовольственной
безопасности Ямало-Ненецкого
автономного округа
на 2012 - 2016 годы"
Перечень
программных мероприятий и затраты на их реализацию
N п/п |
Наименование задачи |
Наименование мероприятия |
Объём бюджетных ассигнований (тыс. рублей) |
|||||
всего |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Создание современной торговой инфраструктуры, позволяющей формировать необходимый запас продовольственных товаров и обеспечить своевременную доставку продовольственных товаров в населенные пункты автономного округа |
проведение проектно-изыскательских работ по строительству объектов торгово-заготовительной инфраструктуры и специализированной лаборатории |
28550,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
28550,00 |
0,00 |
строительство и приобретение объектов торгово-заготовительной инфраструктуры (торговые объекты, склады, овощехранилища, холодильные и морозильные камеры) |
1276200,00 |
0,00 |
54000,00 |
57000,00 |
763200,00 |
402000,00 |
||
передача посредством торгов объектов торгово-заготовительной инфраструктуры в пользование хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность |
в рамках текущего финансирования |
|||||||
2. |
Своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз региональной продовольственной безопасности |
мониторинг уровня продовольственной безопасности автономного округа. Выборочные лабораторные исследования качества и безопасности поступающих в автономный округ и производимых в автономном округе продовольственных товаров |
29040,00 |
4290,00 |
5610,00 |
13140,00 |
3003,00 |
2997,00 |
3. |
Обеспечение качества и безопасности потребляемых и производимых в автономном округе пищевых продуктов |
развитие хлебопекарного производства и выпуска новых видов хлебопекарной продукции |
453250,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
294000,00 |
159250,00 |
строительство современной окружной специализированной лаборатории |
116660,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
31710,00 |
84950,00 |
||
4. |
Развитие заготовительной деятельности в сельской местности автономного округа (мясо, рыба, ягоды, грибы, картофель) |
развитие и поддержка деятельности по заготовке и переработке овощной продукции и дикорастущих ягод и грибов |
в рамках текущего финансирования |
|||||
5. |
Расширение ассортимента производимых в автономном округе продовольственных товаров |
создание окружной системы централизованных поставок продовольственных товаров. Приобретение специализированного флота и транспортных средств для перевозки продовольственных товаров, оснащенных холодильным и морозильным оборудованием, а также предназначенного для осуществления торговли |
384480,00 |
168550,00 |
113230,00 |
102700,00 |
0,00 |
0,00 |
6. |
Развитие транспортно-логистической инфраструктуры |
создание логистического центра поставок, осуществляющих прием, хранение и поставки продовольственных товаров для нужд населения автономного округа |
586120,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
281920,00 |
304200,00 |
|
Итого |
2874300,00 |
172840,00 |
172840,00 |
172840,00 |
1402383,00 |
953397,00 |
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 апреля 2012 г. N 273-П настоящая Программа дополнена приложением N 4
Приложение N 4
к окружной долгосрочной
целевой программе"Обеспечение продовольственной
безопасности Ямало-Ненецкого
автономного округа
на 2012 - 2016 годы"
Перечень
мероприятий окружной долгосрочной целевой программы "Обеспечение
продовольственной безопасности Ямало-Ненецкого автономного
округа на 2012 - 2016 годы" на 2012 год
N п/п |
Наименование госзаказчика, мероприятие, состав мероприятия |
Всего (тыс. руб.) |
В том числе (тыс. руб.) |
||||||||||||||
ведомственные расходы |
межбюджетные субсидии, подлежащие передаче в бюджеты муниципальных образований |
в том числе по муниципальным образованиям |
|||||||||||||||
город Салехард |
город Лабытнанги |
город Новый Уренгой |
город Ноябрьск |
город Муравленко |
город Губкинский |
Надымский район |
Шурышкарский район |
Приуральский район |
Ямальский район |
Тазовский район |
Пуровский район |
Красноселькупский район |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
|
Окружная долгосрочная целевая программа "Обеспечение продовольственной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2016 годы" |
172840,00 |
172840,00 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Департамент государственного заказа и торговли автономного округа |
172840,00 |
172840,00 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Мониторинг уровня продовольственной безопасности автономного округа. Выборочные лабораторные исследования качества и безопасности поступающих в автономный округ и производимых в автономном округе продовольственных товаров |
4290,00 |
4290,00 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Создание окружной системы централизованных поставок продовольственных товаров. |
168550,00 |
168550,00 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приобретение специализированного флота и транспортных средств для перевозки продовольственных товаров, оснащенных холодильным и морозильным оборудованием, а также предназначенного для осуществления торговли |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 апреля 2012 г. N 273-П настоящая Программа дополнена приложением N 5
Приложение N 5
к окружной долгосрочной
целевой программе"Обеспечение продовольственной
безопасности Ямало-Ненецкого
автономного округа
на 2012 - 2016 годы"
Перечень
имущества, приобретаемого в рамках окружной долгосрочной целевой
программы "Обеспечение продовольственной безопасности Ямало-Ненецкого
автономного округа на 2012 - 2016 годы" за счет средств окружного бюджета
в 2012 году и подлежащего оформлению в государственную
собственность Ямало-Ненецкого
автономного округа
N п/п |
Номер мероприятия в перечне |
Наименование объекта государственной собственности автономного округа |
Стоимость единицы имущества (тыс. руб.) |
Пользователь имущества |
Условия передачи (закрепления) имущества за пользователем |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Мероприятие N 10 (создание окружной системы централизованных поставок продовольственных товаров. Приобретение специализированного флота и транспортных средств для перевозки продовольственных товаров, оснащенных холодильным и морозильным оборудованием, а также предназначенного для осуществления торговли) |
самоходное рефрижераторное судно, грузоподъемностью 100 тонн, с организацией на борту магазина и условиями транспортировки продукции заготовительной деятельности (1 единица) |
117240,00 |
государственное унитарное предприятие автономного округа "Ямалгосснаб" |
хозяйственное ведение |
2. |
Мероприятие N 10 (создание окружной системы централизованных поставок продовольственных товаров. Приобретение специализированного флота и транспортных средств для перевозки продовольственных товаров, оснащенных холодильным и морозильным оборудованием, а также предназначенного для осуществления торговли) |
изотермический вагон (рефрижератор), оборудованный холодильно-отопительным оборудованием и с помещениями для обслуживающего персонала |
51310,00 |
государственное унитарное предприятие автономного округа "Ямалгосснаб" |
хозяйственное ведение |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 января 2012 г. N 62-П "Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Обеспечение продовольственной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2016 годы"
Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г.
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 2 февраля 2012 г., спецвыпуск N 7/1
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 апреля 2014 г. N 245-П настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 августа 2013 г. N 689-П
Изменения вступают в силу с момента вступления в силу постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа "О внесении изменений в постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 января 2012 года N 62-П"
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 августа 2013 г. N 682-П
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 мая 2013 г. N 349-П
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 апреля 2012 г. N 273-П