Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена программа
Расширение образовательного пространства как открытой динамичной системы, ориентированной на формирование конкурентоспособной личности, обладающей навыками проектирования собственной профессиональной карьеры, модернизация российского и регионального образования обусловливает необходимость развития и внедрения инновационных форм обучения, изменения содержательной, методической и технологической составляющих обучения и воспитания подрастающего поколения, что актуализирует проблемы развития самой системы образования.
Реализация Концепции окружной долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2015 годы", утвержденной распоряжением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.07.2010 N 94-РП, предусматривает проведение на муниципальном уровне мероприятий следующей направленности:
- реализация инновационной модели общего образования на основе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";
- содействие развитию профессионального мастерства педагогических руководящих кадров;
- введение инновационных механизмов управления качеством образования.
Программа развития системы образования города Ноябрьска на 2011 - 2015 годы разработана в соответствии с:
- Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании";
- распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1663-р "Об основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года";
- национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации (поручение от 04.02.2010 N Пр-271);
- основными положениями Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, 2009 г.;
- концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 163-р;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
- основными положениями ежегодного доклада Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа о положении дел в Ямало-Ненецком автономном округе, 2009 г.;
- постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.12.2009 N 1990 "О стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года";
- законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 31.01.2000 N 6-ЗАО "Об образовании в ЯНАО";
- распоряжением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.07.2010 N 94-РП "Об утверждении и разработке Концепции окружной целевой программы "Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2015 годы".
Для достижения приоритетов долгосрочного социально-экономического развития города необходим переход к стратегии инновационного развития образования, которая опирается на одно из главных конкурентных преимуществ - человеческий капитал. Главным фактором успешности инновационного развития становится человек, способный творчески применять полученные знания и сформированные в ходе обучения способы деятельности, а также участвовать в процессе создания и использования новых знаний и технологий. Такого человека может подготовить только эффективная, ориентированная в будущее система образования.
В этой связи становится очевидным необходимость модернизации муниципальной системы образования, как условия для формирования инновационной экономики, основы социального развития общества и фактора благополучия граждан. Именно поэтому сфера образования является одним из главных приоритетов в деятельности органов местного самоуправления.
Система образования города Ноябрьска переживает этап серьезных структурных и содержательных изменений в соответствии с направлениями образовательной политики России, закрепленными в Концепции социально-экономического развития России и Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года, комплексном плане формирования и реализации современной модели образования в Российской Федерации на 2009 - 2012 годы и на плановый период до 2012 года, национальной образовательной инициативе "Наша новая школа".
Муниципальная долгосрочная целевая программа "Развитие системы образования города Ноябрьска на 2011 - 2015 годы" является продолжением городской целевой программы "Развитие системы образования города Ноябрьска до 2010 года". Благодаря мерам, принятым в рамках реализации действующей целевой программы, а также в соответствии с национальным проектом "Образование" создана основа для решения задач, направленных на усиление социокультурной роли образования.
Вместе с тем, при всех качественных изменениях, достигнутых в ходе реализации предыдущих муниципальных целевых программ, система образования города в основном решает задачи обеспечения актуального состояния экономики города. В ситуации реиндустриализации экономики - перевода производства на рельсы новейшей техники, а общества - на гуманитарные технологии, связанные с достижениями научно-технической и гуманитарно-технологической революции, образование становится важнейшей сферой социально-экономического развития. Это задает и новые требования к образовательной системе в области опережающей разработки технологий развития человеческого потенциала.
Приоритет реализации технологий, связанных с развитием человеческого потенциала территории, переводит образование из обеспечивающей сферы в область управления развитием.
Проблема построения эффективной системы образования должна решаться с учетом специфики уровней образования: дошкольного - как базового для обеспечения равных стартовых возможностей при получении общего образования и школьного - как ключевого в формировании необходимых компетенций (повышение мобильности, развитие аналитического мышления, формирование техник самоорганизации и самоопределения, в том числе развитие лидерства).
В системе образования города в последние годы сложились тенденции и подходы к созданию условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг. Однако не все звенья образования в полной мере соответствуют требованиям инновационного социально-ориентированного развития города.
Реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" вызывает необходимость системного проектирования как стратегии, так и тактики развития муниципальной системы образования. Учитывая перечисленные обстоятельства, проект Национальной образовательной инициативы становится содержательной платформой разработки нового поколения тактических и стратегических документов, определяющих направленность и характер развития муниципальной системы образования на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Перед системой образованием встают новые проблемы, требующие решения.
Данная Программа направлена на достижение цели: удовлетворение современных потребностей каждого жителя и общественности города Ноябрьска качественным образованием.
Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Модернизация содержания образования.
2. Повышение воспитательного потенциала образовательных учреждений всех типов и видов.
3. Обновление педагогических кадров и непрерывное совершенствование профессионального мастерства педагогических и руководящих кадров.
4. Введение инновационных механизмов управления качеством образования.
Достижение поставленной в Программе стратегической цели и решение соответствующих задач требуют применения эффективных механизмов и методов преодоления противоречий и проблем в образовании.
Предыдущая практика реализации целевых программ показала эффективность использования программно-целевого метода. В условиях ограниченности финансовых средств, программно-целевой метод позволяет сконцентрировать их на главных, прорывных направлениях и максимально эффективно управлять ими в соответствии с приоритетами муниципальной политики в сфере образования. Данный подход особенно актуален в период осуществления широкомасштабных мероприятий, направленных на модернизацию образования.
Программа является организационной основой муниципальной политики города Ноябрьска в области образования и определяет стратегию приоритетного развития муниципальной системы образования и меры ее реализации. Предлагаемая Программа предназначена для системы дошкольного, начального, основного, среднего (полного) общего и дополнительного образования.
Программа представляет собой комплекс различных мероприятий, обеспечивающих достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед системой образования города в 2011 - 2015 годах. Подобная форма представления содержания Программы (комплекс мероприятий, увязанных с задачами) наиболее соответствует целям инновационного изменения образовательной системы и ее подсистем, позволяет финансировать программные мероприятия на основе "ранжирования" задач (приоритетов). Мероприятия Программы носят комплексный характер; обеспечивают общие подходы и взаимосвязь целей и задач, стоящих перед системой образования города Ноябрьска в 2011 - 2015 годах; согласованы по срокам, а также по ресурсам, необходимым для их осуществления. Реализация мероприятий Программы направлена на все субъекты системы образования, органы местного самоуправления, что позволит проводить единую образовательную политику, обеспечить формирование единого образовательного и информационного пространства. При этом мероприятия определены, исходя из приоритетов долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципального образования город Ноябрьск, очередности их реализации с учетом ресурсных возможностей на региональном и муниципальном уровнях, результатов реализации проектов и программ последних лет. Сочетание единой муниципальной политики, направленной на повышение качества образования, ориентированного на экономику знаний, с федеральными, региональными моделями ее реализации позволят обеспечить интеграцию интересов государства, округа и города.
Ряд мероприятий по поддержке и развитию опорных точек будут реализованы в ходе выполнения определенных проектов с привлечением к их исполнению на конкурсной основе образовательных учреждений города всех видов и типов. Это позволит обеспечить рациональное использование средств муниципального бюджета. Большинство задач в рамках указанных направлений деятельности являются сквозными и будут реализовываться в масштабах всей системы образования города, детализируясь по уровням образования, имеющим свои специфические проблемы.
Отказ от применения программно-целевого метода лишает управление соответствующих преимуществ, а также означает отказ от использования в системе образования города любых целевых программ. В то же время в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" целевые программы развития образования являются организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования.
Стратегической целью городской целевой программы развития системы образования города Ноябрьска до 2010 года стало создание условий для обеспечения современного образования, соответствующего изменяющимся социально-экономическим преобразованиям города, округа.
Для достижения этой цели решался комплекс задач, направленных на создание условий для совершенствования и содержания технологий образования, внедрение системы управления качеством, повышение ресурсного обеспечения.
Программа стала основным документом, определявшим приоритетные направления деятельности образовательных учреждений города в течение пяти лет. Поставленные в ранее действующей программе цель и задачи, запланированные результаты, в основном, достигнуты.
Оценка хода и результатов реализации программы "Развитие системы образования города Ноябрьска до 2010 года" показала, что в последние годы система образования города, включающая 49 образовательных учреждений, в том числе: 30 дошкольных, 16 общеобразовательных учреждений, 2 учреждения дополнительного образования детей и 1 детский дом, динамично развивается, внедряя в образовательный процесс современные технологии, требования в оценке знаний, вариативность программ, новые финансово-экономические механизмы.
Оценка эффективности управления реализацией Программы "Развитие системы образования города Ноябрьска до 2010 года" позволяет сделать следующие выводы:
- одной из характерных черт системы образования является вариативность и дифференцированность сети образовательных учреждений, что позволяет расширить условия выбора жителям города образовательных программ с учетом их интересов и потребностей;
- незначительно повысился уровень академических показателей качества образования за счет достижения достаточно высокого уровня участия в региональных олимпиадах и конкурсах, роста числа выпускников-медалистов, уровня поступаемости в учреждения профессионального образования, снижения выбытия из школ и второгодничества;
- создана система раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им специальной помощи, создания для них адаптивно-развивающей среды;
- обновлены структура и содержание дошкольного образования за счет введения программ кратковременного пребывания детей в детском саду;
- ускорился процесс обновления содержания образования при помощи расширения тем и перечня учебных курсов, использования исследовательской и проектной деятельности как средств интеграции содержания образования;
- активизировалось внедрение новых форм и технологий организации образовательного процесса, обеспечивающих учение детей на основе их собственной мотивации и ответственности, использования информационных и компьютерных технологий в виде мультимедийных курсов, мульти- и видеотек, электронных ресурсов и образовательных порталов;
- происходит обогащение образования активными формами обучения: конференциями, проектами, фестивалями - для формирования ключевых компетенций и включения учащихся в процессы мыследеятельности, необходимые школе будущего;
- формируется система дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- положено начало формированию целостной системы физического воспитания, включающей урочную и внеурочную деятельность;
- обновляется материально-техническая, учебно-методическая и информационная база образовательных учреждений, повышенное внимание уделяется проблеме противопожарной и антитеррористической безопасности;
- развиваются новые формы государственно-общественного управления образованием, обеспечивающие взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления, образовательных учреждений, общественных организаций;
- обеспечен программно-целевой и проектный подход в организации деятельности учреждений;
- формируется муниципальная система оценки качества образования.
Как показали результаты анкетирования, SWOT-анализ, Программа сыграла важную роль, стимулируя участников на активизацию инновационной деятельности педагогических коллективов.
О достигнутых результатах свидетельствуют значения показателей эффективности реализации программы, превышающие плановые:
- процент охвата детей в возрасте 5 - 7 лет предшкольным образованием увеличился до 95%, что выше планового на 25%;
- все школы города реализуют новые ФГОС начального общего образования;
- во всех школах введено со 2-го класса раннее изучение иностранного языка и информатики;
- 60% обучающихся старших классов охвачены профильными программами;
- 100% обучающихся охвачено предпрофильной подготовкой;
- все школы города подключены к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- до 84% повысился процент охвата детей услугами дополнительного образования;
- все образовательные учреждения имеют свои программы развития;
- до 100% увеличилось количество муниципальных образовательных учреждений, имеющих управляющие советы, обладающих комплексом управленческих решений;
- во всех образовательных учреждениях введена практика публичной отчетности;
- на 40% увеличилось число образовательных учреждений, имеющих свои сайты.
Таким образом, в целом, можно сделать вывод о достижении ожидаемых результатов в ходе реализации Программы.
Результаты интенсивной экспериментально-проектной деятельности, подготовка педагогических и управленческих кадров создали благоприятные условия для дальнейшего последовательного развития муниципальной системы образования, достижения высокого качества образовательных результатов и формирования интеллектуального капитала в сфере развития человеческих ресурсов.
Вместе с тем, как показала оценка хода и результатов реализации Программы, существует ряд проблем, требующих решения с применением программно-целевого метода:
- не в полной мере обеспечена доступность дошкольного образования, развитие сети дошкольных образовательных учреждений не поспевает за ростом числа детей дошкольного возраста, вызванного ростом рождаемости;
- не произошло значительного повышения качества образовательных результатов в массовой практике;
- результаты единого государственного экзамена начинают вызывать серьезную озабоченность как основных потребителей системы, так и широкой педагогической общественности;
- организация предпрофильной подготовки и профильного обучения не обеспечивает должного учета интересов обучающихся и их родителей;
- общее образование недостаточно интегрировано с дополнительным, с точки зрения поставленных перед ним целей по выявлению и развитию индивидуальных способностей обучающихся;
- сохраняется тенденция феминизации и старения кадров, меньше половины педагогов дошкольных образовательных учреждений имеют высшее образование;
- реальный уровень квалификации значительной части педагогов не позволяет в современной ситуации обеспечить достаточное качество формирования в процессе обучения и воспитания инновационного типа мышления и инновационного стиля поведения у большинства обучающихся и переход к образованию на компетентностной основе;
- низкий уровень мотивации работников отрасли к участию в инновационных проектах, осуществляемых в рамках модернизации системы образования;
- недостаточна эффективность системы образования в духовно-нравственном и патриотическом воспитании обучающихся, развитии социальной и культурной компетентности личности, формировании человека и гражданина;
- требуют особого внимания проблемы перехода от системы мероприятий в работе с талантливыми детьми к созданию многопрофильной системы выявления и сопровождения творчества талантливых детей; сегодня эта деятельность в основном сведена к выявлению одаренных детей путем проведения олимпиад и конкурсов разного уровня и предметной направленности;
- недостаточно развита система общего и дополнительного образования в части поддержки научно-технического творчества, инженерно-конструкторской и изобретательской деятельности;
- сохраняется диспропорция образовательного уровня педагогов по типам и видам образовательных учреждений;
- формы и способы управления образовательными учреждениями не соответствуют требованиям современного менеджмента;
- новая система оплаты труда слабо влияет на повышение статуса педагога в современном обществе и улучшение качества образовательных услуг;
- сохраняется тенденция снижения здоровья детей по мере прохождения ступеней образования;
- увеличивается количество детей, находящихся в социально опасном положении;
- существующие условия организации учебно-воспитательного процесса многих учреждений не соответствует современным требованиям. Почти половина образовательных учреждений нуждаются в обновлении учебно-наглядных пособий, современных оборудованных кабинетов;
- требует постоянного обновления и развития учебное оснащение образовательного процесса в связи с динамикой совершенствования информационно-коммуникационных технологий;
- не сформированы механизмы принятия обоснованных, эффективных управленческих решений на основе достоверных, постоянно обновляющихся данных о состоянии образовательного учреждения и муниципальной системы образования в целом.
Необходимость решения стратегических целей развития образования, невозможность решать стоящие проблемы изолированно в отдельных образовательных учреждениях, принятие федеральной и окружной целевых программ развития образования, необходимость широкого взаимодействия в решении этих задач органов местного самоуправления, образовательных учреждений, общественных объединений требуют разработки новой долгосрочной программы развития системы образования города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.