30 августа 2013 г.
В целях определения основных направлений совершенствования системы обучения государственных гражданских и муниципальных служащих Ямало-Ненецкого автономного округа постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских и муниципальных служащих Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2013 - 2020 годов.
2. Аппарату Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа (Соколова И.Б.) обеспечить реализацию Стратегии развития системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских и муниципальных служащих Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2013 - 2020 годов.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, руководителя аппарата Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Соколову И.Б.
Губернатор Ямало-Ненецкого |
Д.Н. Кобылкин |
Стратегия
развития системы дополнительного профессионального образования
государственных гражданских и муниципальных служащих
Ямало-Ненецкого автономного округа
на период 2013 - 2020 годов
(утв. постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа
от 24 декабря 2012 г. N 186-ПГ)
30 августа 2013 г.
Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 августа 2013 г. N 128-ПГ в раздел I настоящей Стратегии внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.
I. Введение
Государственная служба является одним из главных институтов современного государства. Модернизация экономической, политической и социальной сфер во многом зависит от профессиональной компетентности государственных гражданских служащих
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в числе ключевых показателей совершенствования системы государственного управления определено дальнейшее реформирование и развитие государственной гражданской службы, предусматривающее в том числе совершенствование кадровых процедур и внедрение новых принципов кадровой политики.
Важным аспектом полноценного и эффективного государственного и муниципального управления является укомплектованность штата органов государственной власти и местного самоуправления квалифицированными специалистами и постоянное повышение их профессионального мастерства в течение всего периода их служебной деятельности.
В соответствии с нормами федерального законодательства одним из приоритетных направлений формирования качественного кадрового состава является дополнительное профессиональное образование государственных гражданских и муниципальных служащих. В рамках этого направления необходимо обеспечить функционирование системы обучения кадров, направленной на непрерывную перспективную подготовку и эффективное использование имеющегося кадрового потенциала органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ), иных государственных органов автономного округа, органов местного самоуправления в автономном округе.
Одной из основных целей развития государственной гражданской службы автономного округа (далее - гражданская служба) является формирование высококвалифицированного кадрового состава гражданской службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развития гражданского общества и инновационной экономики.
Для достижения данной цели представляется необходимым решение следующих взаимосвязанных задач:
а) внедрение в практику работы органов государственной власти автономного округа и иных государственных органов автономного округа (далее - органы государственной власти) современных организационно-управленческих технологий и методов кадровой работы;
б) повышение эффективности профессионального обучения государственных гражданских служащих автономного округа (далее - гражданские служащие).
Схожие цели и задачи ставятся и в рамках совершенствования муниципальной службы автономного округа (далее - муниципальная служба).
В настоящее время в системе дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих автономного округа превалирует повышение квалификации.
Программы профессиональной переподготовки используются в меньшей мере, поскольку требуют привлечения значительных финансовых ресурсов. Имеет место недостаток модульных программ (2010 год - 0; 2011 год - 9%).
По оценкам гражданских служащих, обучавшихся по программам дополнительного профессионального образования за последние три года, 51% сотрудников отметили, что получили профессиональные знания и умения; 15% - расширили свой кругозор; 17,5% - получили информацию о последних тенденциях и современном опыте работы. Возможность общения с коллегами в ходе повышения квалификации оценили 7,5%.
Полученные результаты актуализировали необходимость совершенствования системы дополнительного профессионального образования гражданских и муниципальных служащих. Изучение мнения гражданских служащих по вопросам развития гражданской и муниципальной службы в автономном округе выявило также необходимость внедрения новых форм и видов обучения.
Являясь комплексной характеристикой, качество дополнительного профессионального образования выражает не только степень его соответствия профессиональным, социальным и личностным ожиданиям потребителя образовательной услуги, но и потребностям работодателя. Отсутствие обратной связи с представителем нанимателя, который отстранен от учебного процесса и не владеет информацией о результатах обучения направляемого специалиста, является сдерживающим фактором в развитии системы дополнительного профессионального образования гражданских и муниципальных служащих. Руководитель также не осуществляет оценку качества обучения, что снижает его заинтересованность в повышении квалификации гражданских служащих.
Таким образом, необходимость совершенствования системы обучения обусловлена имеющейся актуальной потребностью в профессионализации кадрового состава гражданской и муниципальной службы, повышении эффективности и производительности труда.
Кроме того, необходимо восполнять пробелы системообразующего характера в организации обучения, в системе управления обучением гражданских и муниципальных служащих и оптимизировать имеющийся механизм ресурсного обеспечения данной сферы деятельности.
Управление обучением гражданских и муниципальных служащих, как система, в настоящее время находится на стадии формирования. Имеются существенные недостатки в координации и соблюдении последовательности базовых процессов управления "формирование кадровой политики - планирование - обеспечение ресурсами - исполнение (непосредственно обучение) - контроль" при организации процесса обучения. Существующее положение дел не позволяет дать реальную оценку по ряду ключевых позиций: каких и сколько кадров нужно готовить, чему и где их учить, когда они будут востребованы и какие средства необходимы для их обучения.
Одним из главных недостатков дополнительного профессионального образования гражданских и муниципальных служащих в учебных заведениях является ориентация программ не на потребности гражданской и муниципальной службы, а на возможности имеющегося в наличии преподавательского состава. Нередко программы обучения страдают академизмом и отсутствием практической направленности. Как следствие, значительно снижается качество получаемых знаний и возникает вопрос целесообразности использования таких учебных программ в процессе обучения. При этом слабо используются действующий состав гражданских и муниципальных служащих, ведущие специалисты в различных отраслях экономики для передачи в рамках образовательного процесса накопленного практического опыта. В этой связи уже в ближайшей перспективе необходимо решить задачи по привлечению профессиональных кадров гражданской и муниципальной службы автономного округа к процессу обучения.
Кроме того, в качестве сдерживающих факторов развития системы обучения следует отметить и недостаточную активность в использовании информационных технологий при планировании, организации и проведении обучения.
Стратегия развития системы дополнительного профессионального образования гражданских и муниципальных служащих автономного округа (далее - Стратегия) направлена на устранение, решение проблем, недостатков и определяет основные направления совершенствования системы обучения и ожидаемые результаты выполнения планируемых мероприятий.
Нормативно-правовыми основами Стратегии являются:
- Федеральный закон от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации";
- Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон);
- Федеральный закон от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 261 "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)";
- нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам получения дополнительного профессионального образования гражданскими служащими Российской Федерации;
- Закон автономного округа от 29 марта 2005 года N 26-ЗАО "О государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа";
- Закон автономного округа от 22 июня 2007 года N 67-ЗАО "О муниципальной службе Ямало-Ненецкого автономного округа";
- постановление Администрации автономного округа от 15 октября 2009 года N 554-А "Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Реформирование и развитие государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2010 - 2013 годов";
- постановление Правительства автономного округа от 05 августа 2010 года N 161-П "Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Совершенствование и развитие муниципальной службы в Ямало-Ненецком автономном округе в 2011 - 2013 годах";
- нормативные правовые акты автономного округа по вопросам организации дополнительного профессионального образования и профессионального развития гражданских служащих.
II. Цель, задачи и принципы развития системы дополнительного
профессионального образования гражданских
и муниципальных служащих
Целью развития системы обучения гражданских и муниципальных служащих является повышение их профессионального уровня путем формирования и развития качественной системы обучения, отвечающей требованиям профессиональной гражданской и муниципальной службы, в соответствии с современными экономическими условиями и ресурсными возможностями государства.
Основными задачами совершенствования системы дополнительного профессионального образования гражданских и муниципальных служащих являются:
1) определение приоритетных направлений совершенствования системы дополнительного профессионального образования;
2) повышение качества и эффективности обучения;
3) создание необходимых условий для своевременного и соответствующего потребности ресурсного обеспечения системы дополнительного профессионального образования;
4) создание системы управления обучением;
5) совершенствование нормативно-правового обеспечения обучения.
Основными принципами развития системы обучения гражданских служащих являются:
1) системность и научная обоснованность;
2) поэтапность и планомерность проводимых мероприятий;
3) централизованное управление системой обучения;
4) комплексность и согласованность общегосударственных и ведомственных мероприятий;
5) персональная ориентированность программ развития профессиональной компетентности;
6) активность и заинтересованность в самостоятельной деятельности участника программы в решении ее основных задач;
7) использование современных образовательных технологий, в первую очередь модульной системы организации образовательной деятельности и методов активизации образовательной деятельности обучающихся, ориентированных на определенную возрастную и профессиональную категорию слушателей;
8) непрерывность и преемственность профессионального образования;
9) организация учебного процесса вокруг решения реальных управленческих и профессиональных проблем и использование в этих целях различных форм и методов образовательной деятельности, ориентированных на развитие практического опыта управления;
10) междисциплинарный синтез различных систем знания и их использования для решения различных управленческих проблем;
11) активное использование имитационных тренингов и тренажеров с целью формирования практических навыков управленческой деятельности;
12) практическое участие в решении различных управленческих задач.
Представленные принципы предусматривают следующие требования к процессу дополнительного профессионального образования:
- должен быть осуществлен персональный целевой отбор образовательных модулей с учетом индивидуальных особенностей, управленческого и иного профессионального опыта участников программы;
- преимущественно должен быть реализован гибкий график обучения с накопительной системой выполненных учебных и практических заданий;
- необходимо на постоянной основе осуществлять индивидуальное консультирование участников программы по вопросам ее организации, содержанию и формам реализации;
- должны быть созданы необходимые организационные и методические условия для выполнения участниками программы групповых проектных, аналитических, экспертных и т.п. работ по актуальным управленческим проблемам;
- методическое обеспечение программы должно быть ориентировано на организацию самостоятельной учебной деятельности участников программы и на развитие у них практических навыков работы с различного рода системами профессиональной информации (разработка проектов, подготовка аналитических материалов, управленческих и нормативных документов, экспертных заключений, осуществление консультативной деятельности, подготовка инновационных и обучающих программ);
- некоторые виды учебных занятий должны быть организованы в виде различного рода развивающих, имитационных и ролевых "игр", с помощью которых можно было бы не только обобщить реальный управленческий опыт участников программы, но и научить их соответствующим нормам и моделям современной управленческой деятельности;
- все виды учебных практик (стажировки, участие в комиссиях и проверках, работа в качестве экспертов и консультантов, преподавание в системе повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, временное замещение соответствующих должностей и т.п.) должны рассматриваться в качестве обязательных учебных мероприятий, которые должны быть соответствующим образом организованны и их выполнение должно строго контролироваться;
- все зачетные мероприятия должны быть ориентированы не столько на оценку процесса обучения и установление меры и качества усвоения участниками программы соответствующих знаний, сколько на адекватную и объективную оценку уровня и качества овладения участником программы соответствующих личностных, социокультурных и предметно-профессиональных умений;
- в процессе преподавания должны принимать участие как сами участники программы, так и приглашенные в качестве экспертов действующие специалисты государственного и муниципального управления.
Основным принципиальным отличием учебного процесса в системе работы является создание такой единой многополярной образовательной среды, в которой участвуют не только преподаватели, консультанты, эксперты, но и руководители, включенные в резерв управленческих кадров. Вышестоящие руководители и консультанты включены в общеобразовательную среду с целью осуществления постановки задач, проблематизации, разработки общей стратегической направленности учебного процесса и контроля его эффективности.
Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 августа 2013 г. N 128-ПГ в раздел III настоящей Стратегии внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.
III. Основные направления развития системы обучения
гражданских и муниципальных служащих
1. Создание системы планирования дополнительного профессионального
образования на основе потребностей органов государственной
власти и местного самоуправления
Эффективность планирования дополнительного профессионального образования определяет его дальнейшую результативность и удовлетворенность участников качеством обучения. Обучение достигнет поставленных целей лишь при условии совпадения с реальными запросами и ожиданиями потребителей образовательных услуг (органов государственной власти и местного самоуправления, гражданских и муниципальных служащих).
В рамках данного направления представляется необходимым разработать и внедрить технологию выявления образовательных запросов органов государственной власти и органов местного самоуправления в автономном округе. Такая технология должна выявлять запросы как "среднесрочные", рассчитанные на период реализации от одного года до трех лет, так и "оперативные", возникающие в связи изменением нормативной базы в соответствующих сферах деятельности, повышением требований к уровню квалификации служащих, необходимостью оперативного освоения новых способов решения профессиональных задач, приобретения практических навыков и умений, а также вызванные конкретными поручениями федерального (регионального) уровня и требующие реализации в кратчайшие сроки. При этом необходимо учитывать сроки подготовки конкурсной документации, документации об аукционе, запроса котировок, контрактов, договоров и иных документов для оказания услуг, а также сроки, необходимые для размещения государственного и муниципального заказов.
Особо следует отметить, что изучение "среднесрочных" образовательных потребностей необходимо проводить при формировании заявок на обучение на очередной финансовый год, тогда как "оперативные" образовательные потребности должны изучаться ежеквартально.
2. Создание условий для своевременного и соответствующего потребности
ресурсного обеспечения дополнительного профессионального
образования гражданских и муниципальных служащих
Инвестиции в сферу обучения и развития персонала являются одним из основных показателей эффективности менеджмента как в частном секторе, так и в системе государственного и муниципального управления.
Своевременное и соответствующее потребности ресурсное обеспечение является необходимым условием стабильности и поступательного развития системы обучения гражданских и муниципальных служащих. Проблема недостаточного финансирования является одной из ключевых проблем развития современной системы дополнительного профессионального образования гражданских и муниципальных служащих.
К примеру, на протяжении ряда лет объем финансирования государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих не соответствует потребности в обучении, в связи с чем требования к периодичности прохождения повышения квалификации, установленные Федеральным законом, систематически не выполняются. Схожая ситуация имеет место и на муниципальном уровне.
По существу, сегодня необходимо разработать новый устойчивый механизм ресурсного обеспечения, в первую очередь в области финансирования обеспечения системы обучения.
Целесообразным представляется нормативное закрепление экономических нормативов стоимости образовательных услуг по профессиональной переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих автономного округа.
Таким образом, будут обеспечены правовые основания для достижения финансового обеспечения ежегодной потребности в повышении квалификации гражданских и муниципальных служащих.
3. Создание системы управления качеством дополнительного
профессионального образования гражданских
и муниципальных служащих
Качество дополнительного профессионального образования является комплексной характеристикой и выражает степень его соответствия федеральным государственным требованиям, потребностям работодателя, социальным и личностным ожиданиям потребителя образовательной услуги.
Целесообразным представляется использование следующих критериев, по которым объективно можно оценить качество полученного дополнительного профессионального образования:
1. Удовлетворенность специалиста, прошедшего обучение, качеством полученных знаний, умений, навыков. Оценка по данному критерию проводится путем анкетирования слушателей сразу по окончании обучения.
2. Возможность реализации на практике предложений специалиста по усовершенствованию его деятельности или результаты выполнения специального задания (поручения).
3. Удовлетворенность руководителя результативностью обучения специалиста, прошедшего обучение.
Непосредственный руководитель заполняет анкету оценки результативности обучения через определенное время после завершения обучения (от 1 до 3 месяцев).
Результаты оценки качества обучения по всем приведенным критериям необходимо учитывать при планировании дополнительного профессионального образования на очередной год, а также доводить до сведения учебных заведений, проводивших обучение.
4. Внедрение инновационного подхода к процессу проведения учебных
занятий в рамках дополнительного профессионального образования
Можно выделить два основных подхода к процессу проведения учебных занятий в системе дополнительного профессионального образования:
- "информирующее обучение", нацеленное на передачу знаний, а также формирование определенных умений и навыков;
- "инновационное обучение", ориентированное на раскрытие и развитие потенциала обучающегося, а также формирование определенных личных и деловых качеств.
Целью "информирующего" обучения является передача определенных знаний, умений и навыков для того, чтобы служащий мог эффективно работать в известных и повторяющихся ситуациях, для развития способностей решать поставленные задачи. Этот подход особенно эффективен для передачи новых знаний, обновления знаний и адаптации лиц, впервые поступивших на государственную (муниципальную) службу, а также предназначен для поддержания существующей системы деятельности.
"Инновационное" обучение подразумевает ориентацию на перспективу, подготовку к работе в новых условиях. Разработке инновационных обучающих программ должен предшествовать прогноз возможных изменений в различных областях жизни и сферах деятельности.
"Инновационное" обучение, как правило, имеет дело с проблемами, которые могут оказаться настолько уникальными, что конкретные варианты решения данных проблем еще не известны и сама формулировка которых может вызывать споры и сомнения. Поэтому "инновационному" обучению зачастую не уделяется должное внимание.
В большинстве случаев учебный процесс в рамках традиционного образования ориентирован на "информационное" обучение. Однако качественное и эффективное развитие профессионально-управленческого потенциала современных работников возможно только путем "инновационного" обучения.
Специфика "инновационного" обучения предполагает использование целой совокупности активных форм и методов обучения, таких как:
- сообщение систематизированной информации;
- разбор ситуаций из профессиональной деятельности слушателей;
- дискуссии по проблемным вопросам;
- ситуационные задачи;
- мозговой штурм;
- самодиагностика;
- ролевые игры;
- деловые игры;
- презентации;
- кейс-стади.
Наиболее полно данные методы обучения реализуются в такой форме учебной работы, как семинар-тренинг, в связи с этим представляется целесообразным использовать данную форму в качестве составляющей курсов повышения квалификации.
5. Усиление практической направленности профессионального обучения
кадров гражданской и муниципальной службы
Методика обучения гражданских и муниципальных служащих наряду с традиционными методами "лекция - семинар" предполагает методы активного обучения, в центре которых сам слушатель, его участие с упором на формирование навыков. Необходимость сохранения теоретических дисциплин очевидна, однако важность привития навыков и обучения используемым технологиям в последнее время является наиболее актуальной. Обучение гражданских и муниципальных служащих должно исходить из принципа "знания не вытесняются, а дополняются целым набором навыков и умений, необходимых для практической деятельности".
Методика активного обучения предусматривает реализацию небольших исследовательских проектов, требующих навыков сбора информации, анализа данных, постановки целей, решения задач, принятия решения, написание доклада, его защиты и т.д. В целях большей практической направленности в процессе обучения гражданских и муниципальных служащих необходимо уделять внимание обсуждению конкретных проблем и моделированию конкретных ситуаций в форме деловых и ролевых игр, других интерактивных методов обучения.
Абзац третий утратил силу с 1 сентября 2013 г.
См. текст абзаца третьего подраздела 5 раздела III
Деятельность гражданских и муниципальных служащих направлена как на обеспечение функционирования государства, так и на оказание услуг населению. Поэтому особое внимание нужно обратить на обучение тех гражданских и муниципальных служащих, от которых непосредственно зависит объем и качество предоставляемых услуг, а также тех, кто непосредственно осуществляет контакт с населением. Особенно это актуально для сельской местности. Существует необходимость разработки специальной программы обучения муниципальных служащих, работающих в сельской местности.
Нельзя не отметить, что профессиональный уровень преподавателей является решающим фактором качественного и эффективного обучения.
Для придания большей практической направленности и повышения качества обучения к участию в курсах повышения квалификации необходимо привлекать гражданских и муниципальных служащих с высоким профессиональным уровнем и большим практическим опытом в качестве экспертов в конкретной сфере.
Указанные меры позволят в короткие сроки обновить преподавательский состав и поднять обучение гражданских и муниципальных служащих на качественно новый уровень, усилив его практическую направленность.
В целях обеспечения надлежащего уровня профессионального развития гражданских и муниципальных служащих в органах государственной власти и местного самоуправления автономного округа необходимо сформировать систему внутренней подготовки кадров, предусматривающую обучение на системной основе служащих непосредственно в органе государственной власти (органе местного самоуправления).
6. Повышение роли кадровых служб и ответственности руководителей органов
государственной власти и местного самоуправления в вопросах обучения
Значительная роль в успешном функционировании системы обучения принадлежит кадровым службам органов государственной власти, на которые в соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона возложена непосредственная организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров гражданской службы. В процессе организации кадровые службы выполняют следующие функции:
- определение лиц, подлежащих обучению;
- участие в составлении индивидуальных планов профессионального развития гражданских служащих, контроль за их исполнением;
- планирование обучения и формирования программ профессионального развития в соответствии с потребностью органа государственной власти и гражданских служащих в обучении;
- организация обучения на рабочих местах в рамках внутренней подготовки;
- оценка эффективности пройденного обучения, учет результатов обучения и повышения квалификации при аттестации гражданских служащих;
- мониторинг результативности служебной деятельности прошедших обучение гражданских служащих.
Повышение роли кадровых служб органов государственной власти в системе обучения гражданских служащих необходимо осуществить за счет:
1) выпуска серии методических рекомендаций "Библиотека кадровика";
2) регулярного повышения квалификации руководителей и специалистов кадровых служб.
Повышение ответственности руководителей органов государственной власти и местного самоуправления автономного округа в сфере организации обучения подчиненных представляется возможным решить путем привлечения их к процессу планирования и оценки эффективности обучения, а также путем ознакомления с результатами учета посещаемости занятий и итоговой аттестации.
7. Научное обеспечение дополнительного профессионального образования
Научное обеспечение обучения является важным условием реализации реформы обучения. Создание научно-методической базы позволит создать условия для внесения в управленческую культуру творческой атмосферы и формирования у гражданских и муниципальных служащих стимулов для новаций и даст им действенные средства для повышения эффективности государственного управления в целом.
Содержательный учебный процесс невозможен без системного проведения исследовательских работ по фундаментальным теоретическим и прикладным проблемам государственного и муниципального управления.
Научно-практические новации, черпаемые из зарубежного опыта, также нуждаются в адаптации к российским условиям.
Для проведения научно-исследовательских работ в сфере государственного и муниципального управления, системы развития дополнительного профессионального образования будет привлекаться профессорско-преподавательский состав ведущих отечественных учебных заведений и сотрудники компаний, специализирующихся на подготовке персонала.
8. Использование информационных технологий в решении вопросов
планирования, организации и контроля в системе дополнительного
профессионального образования гражданских служащих
В целях создания единого централизованного информационного хранилища данных о формировании, размещении и исполнении государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих планируется создание автоматизированной информационной системы "Дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - АИС "ДПО"), которая позволит автоматизировать процессы сбора, обработки и анализа данных в сфере дополнительного профессионального образования гражданских служащих.
Функции АИС "ДПО":
- планирование, учет и контроль за сроками проведения учебных курсов, семинаров, "круглых столов" и конференций, иных форм обучения гражданских служащих;
- формирование проекта государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих на планируемый финансовый год;
- формирование состава учебных групп на основании потребности, хранение информации о получении дополнительного профессионального образования гражданскими служащими;
- осуществление мониторинга исполнения государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих;
- обобщение и обработка итоговых сведений об исполнении государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих за отчетный период, формирование соответствующих отчетных материалов.
Для модернизации используемых форм обучения необходимо проведение анализа практики применения и способов внедрения в профессиональное обучение гражданских служащих новых электронных, компьютерных, web-ориентированных образовательных технологий, в том числе изучение возможностей внедрения системы on-line обучения муниципальных служащих сельских поселений.
IV. Основные мероприятия, предусмотренные Стратегией
В рамках реализации Стратегии планируется реализация следующих мероприятий:
- разработка и внедрение методики выявления среднесрочных и оперативных образовательных запросов органов государственной власти и местного самоуправления;
- разработка проекта нормативного правового акта автономного округа, закрепляющего механизм финансирования дополнительного профессионального образования;
- внедрение методики оценки качества занятий в системе дополнительного профессионального образования государственных гражданских и муниципальных служащих, а также лиц, включенных в резерв управленческих кадров;
- включение семинаров-тренингов в содержание программ повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих в качестве обязательного элемента;
- выпуск серии методических рекомендаций для специалистов кадровых подразделений "Библиотека кадровика";
- повышение квалификации специалистов кадровых подразделений;
- обеспечение информирования руководителей органов государственной власти и местного самоуправления о результатах учета посещаемости и итоговой аттестации государственных гражданских служащих, проходивших повышение квалификации;
- проведение научных исследований в сфере государственного и муниципального управления, в сфере управления и подготовки персонала;
- разработка АИС "ДПО".
V. Реализация Стратегии и контроль за ходом выполнения
предусмотренных мероприятий
Организацию и контроль за выполнением предусмотренных Стратегией мероприятий осуществляет аппарат Губернатора автономного округа.
Реализацию предусмотренных Стратегией мероприятий осуществляют государственное казенное учреждение автономного округа "Кадровый ресурсный центр государственной и муниципальной службы Ямало-Ненецкого автономного округа", органы государственной власти и местного самоуправления.
VI. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
В ходе реализации Стратегии должны быть достигнуты следующие результаты:
- внедрение в систему профессионального обучения и дополнительного профессионального образования гражданских и муниципальных служащих новых современных образовательных и информационных технологий;
- создание системы управления качеством обучения;
- создание устойчивого механизма адекватного ресурсного обеспечения системы обучения;
- подготовка предложений по разработке и внедрению в практику профессионального обучения гражданских и муниципальных служащих новых современных электронных, компьютерных, web-ориентированных образовательных технологий, системы on-line обучения;
- автоматизация процессов формирования, исполнения и контроля за исполнением государственного заказа на дополнительное профессиональное образование;
- повышение эффективности профессионального обучения гражданских и муниципальных служащих.
Наряду с перечисленными одним из главных результатов должно стать повышение эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку, как уже было отмечено, именно "укомплектованность штата органов государственной власти и местного самоуправления квалифицированными специалистами и постоянное повышение их профессионального мастерства является важным аспектом полноценного и эффективного государственного и муниципального управления".
VII. Применение положений Стратегии при организации обучения
муниципальных служащих автономного округа
В рамках взаимосвязи гражданской и муниципальной службы, предусмотренной статьей 5 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", основные положения Стратегии будут рекомендованы органам местного самоуправления для использования при организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих.
VIII. Заключение
Стратегия определяет основные задачи и направления развития системы дополнительного профессионального образования гражданских и муниципальных служащих на ближайшие годы.
Успешная реализация Стратегии позволит придать процессу совершенствования системы обучения последовательный и согласованный характер, поднять обучение на новый качественный уровень и привести его в соответствие с реальными потребностями органов государственной власти автономного округа в обучении кадров.
Совершенствование обучения гражданских и муниципальных служащих будет во многом зависеть от возможности выделения необходимых финансовых средств. Построение устойчивой системы соответствующего ресурсного обеспечения является важнейшим условием реформирования дополнительного профессионального образования служащих в автономном округе.
Создание системы обучения гражданских и муниципальных служащих, отвечающей современным требованиям к уровню квалификации персонала, - первостепенная задача нынешнего этапа реформирования всей системы государственного и муниципального управления. Последовательная реализация мероприятий реформы требует скоординированной работы органов государственной власти в центре и на местах, причем решающее значение будет иметь заинтересованность в ее успехе руководителей всех степеней.
В настоящей Стратегии определены ключевые направления совершенствования системы обучения гражданских и муниципальных служащих, которые должны придать формирующейся системе стройный и устойчивый характер. В зависимости от изменений социально-экономической обстановки в автономном округе и в системе государственного и муниципального управления указанные направления будут корректироваться и уточняться.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2012 г. N 186-ПГ "Об утверждении Стратегии развития системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских и муниципальных служащих Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2013 - 2020 годов"
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 26 декабря 2012 г., спецвыпуск N 109/6
Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 мая 2019 г. N 68-ПГ настоящее постановление признано утратившим силу с 30 мая 2019 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 апреля 2014 г. N 50-ПГ
Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 августа 2013 г. N 128-ПГ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.