Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа
от 15 октября 2001 г. N 636
"О департаменте образования Администрации Ямало-Ненецкого
автономного округа"
В соответствии с постановлением Губернатора автономного округа от 23 апреля 2001 г. N 286 "О мерах по совершенствованию структуры Администрации автономного округа", постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Положение, структуру и штатную численность в количестве 38 единиц департамента образования Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа.
2. Постановление Губернатора автономного округа от 11 мая 2000 г. N 353 "Об утверждении Положения, структуры и штатной численности департамента образования Администрации автономного округа" считать утратившим силу.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора автономного округа Мещерина А.Л.
Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа |
Ю.В.Неелов |
Положение
о департаменте образования Администрации Ямало-Ненецкого
автономного округа
(утв. постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа
от 15 октября 2001 г. N 636)
I. Общие положения
1.1. Департамент образования Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент) является окружным государственным органом управления образованием, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере общего, профессионального и дополнительного образования (далее - сфера образования) в автономном округе.
Департамент входит в структуру Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономного округа). Руководители и специалисты департамента являются государственными служащими автономного округа.
Департамент координирует деятельность в сфере образования других структурных подразделений Администрации автономного округа.
1.2. Департамент обладает правами юридического лица, имеет свой расчетный и иные счета в банковских учреждениях, печать с изображением Герба автономного округа и своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и бланки.
Выступает от своего имени истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде в соответствии с действующим законодательством.
Местонахождение департамента:
629008, Ямало-Ненецкий автономный округ,
г.Салехард, ул.Чубынина, 35.
1.3. Департамент в своей деятельности руководствуется Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом (Основным законом) автономного округа, законами автономного округа, постановлениями Губернатора автономного округа и распоряжениями Администрации автономного округа и настоящим Положением.
1.4. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Министерством образования Российской Федерации, Государственной Думой автономного округа, структурными подразделениями Администрации автономного округа, органами местного самоуправления, муниципальными органами управления образованием, общественными объединениями, научными учреждениями и другими организациями.
1.5. Департамент подотчетен в своей деятельности Губернатору Ямало-Ненецкого автономного округа.
II. Основные задачи департамента
Основными задачами департамента являются:
2.1. Осуществление государственной и региональной политики в области образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан на образование в соответствии с их потребностями, интересами, способностями и возможностями.
2.2. Определение и осуществление комплекса мер, направленных на стабилизацию, укрепление и развитие образовательной системы автономного округа с учетом региональных особенностей, национально-культурных и исторических традиций населения автономного округа.
2.3. Создание условий для разработки, введения и реализации национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов.
2.4. Определение стратегии развития и координации деятельности муниципальных органов управления образованием, государственных и муниципальных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии в целях обеспечения непрерывности и преемственности процесса образования.
2.5. Совершенствование подходов к финансовому и материальному обеспечению системы образования за счет оптимизации расходов бюджетных ассигнований, привлечения внебюджетных источников, организации фондов развития образования.
2.6. Разработка и реализация совместно с органами местного самоуправления автономного округа комплекса мер по социально-правовой защите, обеспечению охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образования.
2.7. Содействие развитию учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования в интересах удовлетворения рынка труда автономного округа, образовательных потребностей граждан, в интересах повышения научного потенциала высших учебных заведений, иных профессиональных учреждений автономного округа.
2.8. Реализация кадровой политики в области образования, организация и совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, содействие повышению социального статуса работников образования.
2.9. Содействие активизации и развитию международного сотрудничества образовательных и научных учреждений автономного округа и муниципальных органов управления образованием.
III. Основные функции департамента
Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
3.1. Реализует в пределах своей компетенции государственную и региональную политику в области образования.
3.2. Осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития системы образования в автономном округе, обоснование ее целей и приоритетов с учетов социокультурных особенностей.
3.3. Разрабатывает региональную программу развития образования в автономном округе, целевые окружные программы, направленные на реформирование системы образования с учетом национальных, социально-экономических, экологических, культурных, демографических, географических и других особенностей автономного округа.
3.4. Разрабатывает в пределах своей компетенции и вносит в установленном порядке законопроекты и иные нормативные правовые акты автономного округа, регулирующие отношения в системе образования автономного округа.
3.5. Разрабатывает предложения по формированию окружного бюджета в части расходов на образование, в том числе на закупку учебников и учебно-методических пособий, из перечня рекомендованных Министерством образования России, соответствующих фондов стабилизации и развития образования.
3.6. Принимает участие в разработке окружных региональных нормативов финансирования образования.
3.7. Организует разработку национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов и в рамках своей компетенции создает условия для его реализации.
3.8. Обеспечивает контроль над реализацией законодательства Российской Федерации и автономного округа в сфере образования, федерального и окружного компонента государственных образовательных стандартов.
3.9. Осуществляет в пределах своей компетенции информационное обеспечение деятельности муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений, организует разработку примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин, и издание учебников и учебно-методических пособий, нормативных документов в пределах своей компетенции.
3.10. Содействует развитию негосударственных образовательных учреждений.
3.11. Осуществляет функции учредителя в отношении подведомственных государственных образовательных учреждений в пределах предоставленных полномочий.
3.12. Осуществляет непосредственное руководство подведомственными государственными образовательными учреждениями.
3.13. Устанавливает для профессиональных подведомственных образовательных учреждений ежегодно контрольные цифры приема на обучение всех категорий обучающихся (формирует государственный заказ).
3.14. Устанавливает порядок приема учащихся, студентов и воспитанников в подведомственные образовательные учреждения.
3.15. Определяет порядок и условия предоставления педагогическим работникам подведомственных образовательных учреждений длительного, сроком до одного года, отпуска после 10 лет непрерывной преподавательской работы.
3.16. Осуществляет контроль исполнения законодательства о защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления, ведет региональный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3.17. Оказывает методическую и консультационную помощь муниципальным органам опеки и попечительства.
3.18. Организует содействие в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, проживающих на территории автономного округа или на территории иных субъектов Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
3.19. Организует проведение научно-педагогических конференций, симпозиумов, совещаний, семинаров, выставок и конкурсов в сфере образования, в том числе смотров, конкурсов, олимпиад и иных соревнований среди школьников автономного округа.
3.20. Осуществляет в установленном порядке аттестацию дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных коррекционных образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, учреждений дополнительного образования, вновь созданных экспериментальных образовательных учреждений на территории автономного округа.
3.21. Осуществляет аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений всех форм собственности, расположенных на территории автономного округа, за исключением высших профессиональных образовательных учреждений.
3.22. Осуществляет лицензирование образовательных учреждений на территории автономного округа, за исключением лицензирования на право ведения образовательной деятельности по программам высшего профессионального и послевузовского образования.
3.23. Осуществляет контроль исполнения учреждениями и организациями нормативов и показателей, зафиксированных в лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданных департаментом, а также высших учебных заведений и их филиалов в пределах полномочий, переданных Министерством образования Российской Федерации.
3.24. Организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образования, формирует региональный заказ на педагогические кадры в соответствии с потребностями образовательных учреждений в автономном округе.
3.25. Осуществляет согласование назначения руководителей муниципальных органов управления образованием в автономном округе.
3.26. Разрабатывает в пределах своей компетенции нормативную правовую базу, обеспечивающую функционирование и развитие сферы образования в автономном округе.
3.27. Осуществляет в установленном порядке финансирование и контроль финансово-хозяйственной деятельности подведомственных государственных образовательных учреждений.
3.28. Осуществляет в установленном порядке сбор, обработку, анализ и представление государственной статистической отчетности в сфере образования, обеспечивает ее достоверность.
3.29. Представляет в Министерство образования Российской Федерации в установленном порядке оперативную отчетность о ходе комплектования учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
3.30. Обеспечивает формирование и развитие современной информационной базы системы образования на основе компьютерных коммуникаций.
3.31. Проводит работу по созданию и развитию системы непрерывного образования, содействует открытию новых специальностей и специализаций, развитию дистанционных форм и методов обучения.
3.32. Осуществляет меры по развитию сети специальных коррекционных образовательных учреждений и учреждений, оказывающих социально-педагогическую поддержку и реабилитацию несовершеннолетних.
3.33. Осуществляет организационно-методическое обеспечение хода реализации федеральных и окружных программ в сфере образования.
3.34. Создает и организует работу Главной аттестационной комиссии по аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений в автономном округе.
3.35. Участвует в реализации совместных программ автономного округа с Тюменской областью в сфере образования.
3.36. Организует подготовку кадров с высшим профессиональным образованием для нужд автономного округа.
3.37. Развивает связи и сотрудничество с другими субъектами Российской Федерации в области образования.
3.38. Осуществляет ведомственный контроль исполнения законодательства, нормативных правовых документов в области охраны труда и техники безопасности в системе образования автономного округа.
3.39. Рассматривает в установленном законодательством Российской Федерации порядке письма, обращения и предложения руководителей образовательных учреждений и иных организаций, а также заявления, обращения, жалобы граждан.
3.40. Ведет прием граждан по личным вопросам, обеспечивает выполнение их законных требований.
3.41. Организует хранение, учет и обеспечение государственных и муниципальных образовательных учреждений автономного округа бланками документов строгой отчетности, в том числе документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, осуществляет контроль над их использованием.
3.42. Осуществляет инспектирование муниципальных органов управления образованием и муниципальных образовательных учреждений системы образования в автономном округе, за исключением высших учебных заведений.
3.43. Определяет с участием заинтересованных структурных подразделений Администрации автономного округа, территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти в автономном округе перечень профессий и специальностей, по которым ведется профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях автономного округа.
3.44. Присваивает статус экспериментальной площадки образовательным учреждениям в автономном округе.
3.45. Создает банк данных о педагогических инновациях в округе.
3.46. Инициирует создание в установленном порядке окружных фондов стабилизации и развития сферы образования.
3.47. Организует финансирование муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений.
3.48. Освещает состояние окружной системы образования через средства массовой информации.
3.49. Осуществляет иные функции, отнесенные к ведению департамента.
IV. Права департамента
Департамент для решения стоящих перед ним задач и возложенных обязанностей имеет право:
4.1. Разрабатывать законопроекты, вносить предложения по дополнению или изменению действующих законов автономного округа по вопросам, отнесенным к компетенции департамента в порядке, установленном Уставом (Основным законом) автономного округа.
4.2. Согласовывать назначение и увольнение руководителей муниципальных органов управления образованием, вносить предложения главам муниципальных образований автономного округа по освобождению от должности руководителей муниципальных органов управления образованием.
4.3. Осуществлять в установленном порядке финансирование и контроль над финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных образовательных учреждений.
4.4. Осуществлять контроль деятельности подведомственных образовательных учреждений, в случае нарушения ими законодательства Российской Федерации в области образования и (или) устава учреждения, своим предписанием приостанавливать в этой части их деятельность до решения суда.
4.5. Приостанавливать в установленном порядке предпринимательскую деятельность подведомственных образовательных учреждений, осуществляемую в ущерб основной образовательной деятельности и (или) с нарушением действующего законодательства и уставов этих учреждений.
4.6. Инспектировать муниципальные органы управления образованием и муниципальные образовательные учреждения, входящие в систему образования автономного округа, по исполнению ими законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и автономного округа в области образования.
4.7. Осуществлять оперативное руководство и контроль над соблюдением законодательства Российской Федерации и автономного округа в области образования учреждениями начального, среднего профессионального образования, независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности, за исключением средних специальных учебных заведений федерального значения.
4.8. Осуществлять проверку органов местного самоуправления автономного округа, в части соблюдения и исполнения законодательства по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4.9. Выносить обязательные к исполнению предписания по устранению, выявленных в ходе инспектирования, нарушений законодательства Российской Федерации и автономного округа.
4.10. Устанавливать сроки аттестационного периода выпускников общеобразовательных школ округа, а также сроки их повторной государственной (итоговой) аттестации.
4.11. Создавать в установленном порядке комиссии, экспертные советы, временные научные (творческие) коллективы и рабочие группы для решения вопросов развития образования, включая лицензирование образовательной деятельности.
4.12. Выдавать или отказывать в выдаче лицензии на право ведения образовательной деятельности образовательным учреждениям по заключению экспертной комиссии иным организациям, осуществляющим образовательную деятельность на территории автономного округа.
4.13. Осуществлять проверки соблюдения образовательными учреждениями, иными учреждениями, организациями и предприятиями контрольных нормативов и показателей, установленных в выдаваемых департаментом лицензиях, на право ведения образовательной деятельности. При установлении нарушений этих лицензионных условий предпринимать меры к их устранению, вплоть до изъятия лицензии.
4.14. Запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений Администрации автономного округа, органов местного самоуправления и организаций, независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, расположенных на территории автономного округа, сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления возложенных на департамент задач и функций.
4.15. Владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, закрепленным за департаментом в пределах прав, установленных законодательством.
4.16. Открывать текущие счета в банковских учреждениях.
4.17. Распоряжаться в установленном порядке финансовыми ресурсами в пределах средств, предусмотренных окружным бюджетом на содержание подведомственных образовательных учреждений, подготовку специалистов с высшим образованием и развитие системы образования автономного округа в целом.
4.18. Распоряжаться в установленном порядке поступающими финансовыми средствами из других бюджетных источников (федерального, муниципальных).
4.19. Привлекать для осуществления своей деятельности, предусмотренной настоящим Положением, в порядке, установленном законодательством, дополнительные финансовые средства, в том числе за счет проведения экспертных, аттестационных и аккредитационных процедур, целевых взносов, спонсорской помощи, безвозмездных поступлений физических и юридических лиц и распоряжаться ими.
4.20. Заключать договоры и соглашения в пределах полномочий департамента.
4.21. Использовать бланки официальных документов, печати и штампы с изображением Герба автономного округа и собственным наименованием структурного подразделения Администрации автономного округа в соответствии с требованиями Госстандарта.
4.22. Выдавать служебные удостоверения государственным служащим государственной службы автономного округа, работающим в департаменте.
4.23. Представлять к награждению государственными наградами Российской Федерации, наградами Министерства образования Российской Федерации, наградами автономного округа работников системы образования автономного округа.
4.24. Выступать в установленном действующим законодательством порядке соучредителем образовательных учреждений в автономном округе.
4.25. Принимать на себя отдельные полномочия Министерства образования Российской Федерации на основе заключенных соглашений между Администрацией автономного округа о передаче и осуществления части полномочий Министерством образования Российской Федерации.
V. Руководство и структура департамента
5.1. Структура департамента определяется в соответствии с его задачами, функциями и спецификой деятельности и утверждается Губернатором автономного округа. В зависимости от условий, объемов и направлений работы может изменяться в пределах установленной численности и фонда оплаты труда.
5.2. Департамент возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Губернатором автономного округа по согласованию с федеральным органом управления образования.
5.3. В состав департамента входят:
а) управление общего среднего образования:
- отдел инспекционно-аналитической работы;
- отдел регионально-национального образования и охраны прав детства;
- отдел лицензирования, аттестации и государственной аккредитации;
- отдел воспитательной работы и дополнительного образования.
б) управление профессионального образования, информационного и материально-технического обеспечения:
- отдел профессионального образования;
- отдел экономического анализа, планирования и статистики;
- отдел правового и кадрового обеспечения.
5.4. Начальник департамента имеет заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности Губернатором автономного округа, по представлению начальника департамента, по согласованию с заместителем Губернатора автономного округа, курирующим деятельность департамента.
5.5. Начальник департамента:
5.5.1. Назначает и увольняет руководителей подведомственных образовательных учреждений, заключает и расторгает трудовые контракты, разрабатывает и утверждает их должностные инструкции.
5.5.2. Осуществляет руководство департаментом на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на департамент задач и функций.
5.5.3. Вносит в установленном порядке на рассмотрение Губернатора автономного округа проекты нормативных правовых документов по вопросам, входящим в компетенцию департамента.
5.5.4. Распределяет обязанности между заместителями начальника департамента.
5.5.5. Утверждает положения о структурных подразделениях департамента.
5.5.6. Назначает и увольняет работников департамента, применяет к ним меры поощрения и дисциплинарного воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа.
5.5.7. Утверждает смету расходов на содержание подведомственных образовательных учреждений в пределах, установленных на соответствующий период бюджетных ассигнований.
5.5.8. Утверждает в установленном порядке уставы подведомственных образовательных учреждений, назначает и освобождает от должности руководителей этих учреждений, заключает и расторгает контракты с ними, применяет к ним меры поощрения и дисциплинарного воздействия в соответствии с действующим законодательством.
5.5.9. Издает в пределах своей компетенции приказы, утверждает инструкции, дает указания, обязательные к исполнению работниками департамента, проверяет их исполнение.
5.5.10. Представляет в установленном порядке:
- работников сферы образования, в том числе работников департамента к государственным, ведомственным почетным званиям и наградам;
- поощряет обучающихся, воспитанников и работников подведомственных образовательных учреждений.
5.5.11. Осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации, автономного округа, настоящим Положением.
5.5.12. Издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения, иные нормативные акты, не противоречащие законодательству, обязательные к исполнению муниципальными органами управления образованием и образовательными учреждениями автономного округа.
5.6. В департаменте образуется коллегия в составе:
- начальника департамента (председатель коллегии) и его заместителей, входящих в нее по должности;
- руководителей структурных подразделений и специалистов департамента;
- руководителей ведущих образовательных учреждений, ученых и общественных деятелей. Положение о коллегии и ее состав утверждается начальником департамента.
5.7. Коллегия является совещательным органом и рассматривает на своих заседаниях основные вопросы, отнесенные к компетенции департамента. Решения коллегии оформляются протоколами и проводятся в жизнь приказами начальника департамента.
5.8. При департаменте могут создаваться различные общественные советы из числа руководителей, ведущих специалистов и преподавателей, учащихся образовательных учреждений, ученых и представителей общественности.
5.9. Финансирование расходов на содержание департамента, его структурных подразделений осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных в бюджете автономного округа на содержание органов исполнительной власти автономного округа.
5.10. Расходы департамента по осуществлению деятельности, связанной с экспертизой учреждений и организаций для получения лицензий на право осуществления образовательной деятельности, возмещаются за счет средств соискателей лицензии.
VI. Реорганизация и ликвидация департамента
Реорганизация или ликвидация департамента, изменения и дополнения настоящего Положения, осуществляются постановлением Губернатора автономного округа в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и автономного округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 октября 2001 г. N 636 "О департаменте образования Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа"
Текст постановления опубликован в "Сборнике постановлений и распоряжений Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа", октябрь 2001 г., N 10
Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 сентября 2005 г. N 140-А настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 декабря 2002 г. N 365 (в редакции постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 марта 2003 г. N 69)