Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Ведомственная целевая программа
"Оздоровление и охрана окружающей среды на территории Ямало-Ненецкого
автономного округа (2006-2008 гг.)"
(утв. постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа
от 22 декабря 2005 г. N 364-А)
Паспорт
ведомственной целевой программы "Оздоровление и охрана окружающей среды
на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (2006-2008 гг.)"
Наименование субъекта бюджетного планирования |
Департамент природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа |
Наименование Программы | Ведомственная целевая программа "Оздоровление и охрана окружающей среды на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (2006-2008 гг.)" (далее - Программа) |
Дата утверждения и номер соответствующего нормативного акта |
|
Номер и дата учета в департаменте экономики Ямало-Ненецкого автономного округа |
|
Цель и задачи | Реализация региональной политики в области охраны окружающей среды. Обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Решение основных задач направленных на стабилизацию экологической обстановки в автономном округе: - осуществление мер по охране и рациональному использованию природных ресурсов как компонентов окружающей природной среды; - предотвращение деградации и сохранение природных комплексов; - развитие сети особо охраняемых природных территорий регионального значения и территорий с уникальными природными ресурсами, сохранение биоразнообразия автономного округа; - охрана водных биологических ресурсов и объектов животного мира и среды их обитания; - формирование информационной базы данных по природным ресурсам, создание основы для ведения комплексного мониторинга за состоянием природных сред; - научное обеспечение развития системы охраны окружающей среды; - обеспечение экологической безопасности населения автономного округа |
Целевые индикаторы и показатели |
Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в разделе 3 настоящей Программы |
Характеристика программных мероприятий |
Характеристика программных мероприятий изложена в разделе 4 настоящей Программы |
Сроки реализации | 2006-2008 годы 1 этап: 2006 год; 2 этап: 2007 год; 3 этап: 2008 год |
Объем и источники финансирования |
Общий объем финансирования целевой Программы составляет 112 600 тыс.руб., в том числе по этапам: 1 этап - 46 800 тыс.руб.; 2 этап - 34 600 тыс.руб.; 3 этап - 31 200 тыс.руб.; Источником финансирования целевой Программы является окружной бюджет. Объемы финансирования Программы на период 2006-2008 годы могут быть скорректированы на этапе утверждения параметров окружного бюджета на очередной финансовый год. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы приведены в разделе 7 настоящей Программы. |
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Основные экологические проблемы и обоснование реализации
природоохранных мероприятий программным методом
Интенсивное развитие нефтегазового комплекса - освоение, ввод в действие и эксплуатация крупнейших нефтяных и газовых месторождений - существенно сказалось на экологической обстановке в автономном округе. Повсеместное распространение многолетнемерзлотных пород, низкая способность природных вод и почв к самоочищению (вследствие замедления микробиологических и иных процессов под воздействием низких температур), медленное самовосстановление экосистем определяют повышенную чувствительность природной среды, неустойчивость ландшафтов к антропогенным воздействиям, приводящим к существенному нарушению природной среды даже при относительно слабом воздействии.
Воздействие топливно-энергетического комплекса на природные комплексы прослеживается по ряду направлений:
- прямое изъятие ресурсов (углеводороды, поверхностные и артезианские воды, нерудные строительные материалы, древесина и другие);
- использование ресурсов (водные ресурсы, земельные ресурсы, ресурсы растительного и животного мира, рыбные ресурсы);
- поступление загрязняющих веществ в окружающую среду (выбросы в атмосферу, сбросы в водоемы и на рельеф, закачка сточных вод в подземные горизонты, отходы, шум и вибрации, электромагнитное излучение, тепловое и световое загрязнение и другие);
- изменение рельефа и ландшафта.
Масштабы воздействия на слабоустойчивые к антропогенному воздействию экологические системы ежегодно возрастают. Природные ресурсы все более активно вовлекаются в хозяйственный оборот, увеличивается антропогенная нагрузка на окружающую природную среду, возрастает количество источников негативного воздействия, особенно это характерно для промышленно развитых районов автономного округа.
Все эти факторы обуславливают необходимость формирования и реализации программных мероприятий, направленных на оздоровление окружающей среды в автономном округе, создание системы рационального природопользования, исходящей из ценностей всех компонентов природы.
Система рационального природопользования основывается на принципе соблюдения баланса интересов между активно развивающейся промышленностью, обеспечивающей социально-экономическое развитие территории и населением автономного округа, в особенности представителей коренных и малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни, который базируется на биологических ресурсах автономного округа и естественной среде обитания.
Принятая в Российской Федерации экологическая доктрина на 2003-2005 годы провозгласила, что стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение существующих природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.
Реализация данных ключевых направлений федеральной политики на территории автономного округа успешно осуществляется и уже сегодня имеют место положительные результаты. На данный момент завершен первый этап преобразований в области земельных отношений, который позволил вовлечь земельные ресурсы автономного округа в новые хозяйственно-экономические отношения, с учетом интересов коренных малочисленных народов Севера.
Земля является одной из основных природных сред, которая находится в обороте и подвержена прямому воздействию в связи с интенсивным освоением территории автономного округа, поскольку разработка и ввод в эксплуатацию месторождений углеводородов неизбежно влечет строительство объектов как социального, так и производственного назначения. Учитывая многофункциональность земель на территории автономного округа, проводятся работы по исследованию земель с целью выявления, учета и оценки запасов природных биологических ресурсов земельных угодий автономного округа.
Большое влияние на экологическую обстановку в регионе оказывают выбросы в атмосферу загрязняющих веществ. Основными загрязняющими веществами являются: сернистый ангидрид, окись углерода, окислы азота. Применяемые технологии добычи нефти обуславливают сжигание значительного объема газа на факельных установках, насчитывающих более 1000 единиц. Не в полной мере решен вопрос по оснащенности источников выбросов газоочистным оборудованием. Из 22,5 тысяч действующих организованных источников выбросов газоочистным оборудованием оснащено немногим более 100 единиц.
Рост благосостояния населения автономного округа также оказывает влияние на окружающую среду. Увеличение количества автотранспорта влечет за собой увеличение выбросов загрязняющих веществ. Объем ежегодных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от транспорта составляет более 130 тысяч тонн. При этом 78% приходится на долю автомобильного транспорта.
Вследствие нерационального использования водных объектов нередки случаи их загрязнения. Данные экологического мониторинга о состоянии водных объектов показывают, что практически все объекты водоснабжения - как поверхностные, так и подземные - подвергаются антропогенному и техногенному воздействию с различной степенью интенсивности. В связи со сложными климатическими условиями поверхностные воды нашего региона имеют низкую способность к самоочищению.
Поддержание экологического баланса водных объектов, их охрана от засорения или истощения невозможны без организации полного учета объектов воздействия. Регулирование процесса вовлечения водных ресурсов в хозяйственный оборот, в том числе и их учет, является одним из основных направлений региональной политики в области охраны окружающей природной среды.
Ежегодно увеличивается объем образования отходов. Существующие места размещения (захоронения) отходов производства и потребления в большинстве случаев не соответствуют требованиям природоохранного законодательства и зачастую являются несанкционированными. Так из 82 объектов, существующих в автономном округе, только 23 объекта построены с соблюдением норм природоохранного законодательства.
Сохранение биоразнообразия, ландшафтов, существующих экосистем также является актуальной задачей настоящего времени. Географическое положение и природные условия территории автономного округа способствовали формированию уникальных ландшафтов, своеобразию и богатству видов флоры и фауны.
Орнитофауна автономного округа насчитывает более 200 видов, количество которых с юга на север постепенно сокращается. Большая часть орнитофауны представлена перелетными птицами, из которых выделяются многочисленные группы птиц водных и околоводных биотипов: лебеди, гуси, казарки, утки, и др. В фауне млекопитающих насчитывается более 50 видов.
Сохранение видового разнообразия флоры и фауны региона становится одной из важнейших задач.
Остро стоит вопрос изучения и совершенствования охраны арктических видов животного мира.
Оценка состояния окружающей среды автономного округа по сравнению с другими регионами характеризует его как один из относительно "чистых" регионов Российской Федерации. Во многом эта оценка обусловлена принятием соответствующих мер со стороны исполнительных органов государственной власти автономного округа по созданию условий для обеспечения рационального природопользования, минимизации негативного воздействия на окружающую среду, обеспечения соблюдения интересов коренных и малочисленных народов Севера, проведения работ по разработке системы мониторинга животного мира и первоочередных мер по его охране. Указанная деятельность уже сегодня приносит свои плоды в виде стабилизации экологической ситуации в автономном округе, что в совокупности с развивающейся промышленностью является базисом для повышения уровня жизни населения автономного округа.
В тоже время данные мониторинга природной среды показывают, что в настоящее время решение задач природоохранного характера целесообразно осуществлять не локальным методом, а методом системного подхода.
Получение положительных результатов возможно только в рамках реализации программных мероприятий долгосрочного характера, которые предусматривают проведение научных исследований и конкретных работ, направленных на достижение определенной экономической эффективности. В целом Программа нацелена на предупреждение негативного воздействия на окружающую природную среду и ликвидацию последствий жизнедеятельности человека.
3. Основные цели и задачи Программы
3.1 Целевые индикаторы и показатели выполнения Программы
Таблица 1
N п/п |
Задача | Направление мероприятия |
Индикатор бюджетной услуги |
1. | Формирование экологического мировоззрения подрастающего поколения |
Выступление в средствах массовой информации |
Количество статей (единицы) |
Подготовка энциклопедического справочника "Озера Ямало-Ненецкого автономного округа" |
Справочник (вид) |
||
2. | Обеспечение экологической безопасности населения автономного округа |
Оценка экологической ситуации в автономном округе |
Количество отчетных документов, программ (единицы) |
Разработка и создание базы данных Ямало-Ненецкого автономного округа по учету, контролю и управлению потоками отходов производства и потребления |
Количество отчетов и баз данных (единицы) |
||
3. | Научное обеспечение по ведению мониторинга за объектами окружающей среды, ведению Красной книги Ямало-Ненецкого автономного округа |
Разработка проектов и системы мониторинга особо охраняемых природных территорий Ямало-Ненецкого автономного округа |
Количество проектов и документов по мониторингу (единицы) |
Ведение Красной книги Ямало-Ненецкого автономного округа |
Количество протоколов заседания комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения объектам животного и растительного мира на территории Ямало-Ненецко- го автономного округа (единицы) |
||
Комплексная гидрогеологическая, инженерно-геологичес- кая и геоэкологическая съемка территории (г. Надым) |
Количество отчетов (единицы) |
||
4. | Предотвращение деградации и сохранение природных комплексов |
Проведение научно-исследовательс- ких работ "Восстановление растительности выгоревших оленьих пастбищ лесотундры Ямало-Ненецкого автономного округа" |
Количество отчетов (единицы) |
5. | Формирование информационной базы данных по природным ресурсам для ведения комплексного мониторинга за состоянием природных сред |
Сбор, обработка, интеграция и загрузка информационных данных, данных по кадастру животного мира Шурышкарского района |
База данных (справочная, векторные слои, архив) (вид) |
6. | Развитие сети особо охраняемых природных территорий регионального значения и территорий с уникальными природными ресурсами, сохранение биоразнообразия автономного округа |
Развитие и благоустройство особо охраняемых природных территорий (заказников окружного значения Горнохадатинский, Мессо-Яхинский, Полуйский, Полярно-Уральский, Пякольский, Собты-Юганский, Ямальский, Верхне-Полуйский), геологического памятника природы "Харбейский" |
Количество мероприятий (единицы) |
7. | Государственный экологический контроль |
Патрулирование особо охраняемых природных территорий, государственный экологический контроль за объектами хозяйственной и иной деятельности (контроль, облет) |
Количество вылетов (единицы) |
Проведение организационных мероприятий - совещаний, семинаров, выставок, государственной экологической экспертизы проектных документов |
Количество (единицы) |
3.2. Сроки решения целевых задач и реализации Программы
Таблица 2
N п/п |
Задача | Направление мероприятия |
Показатель эффективности выполнения Программы |
||||
индикатор | 2006 год |
2007 год |
2008 год |
всего | |||
1. | Формирование экологического мировоззрения подрастающего поколения |
Выступление в средствах массовой информации |
Количество статей (единицы) |
1 | - | - | 1 |
Подготовка энциклопеди- ческого справочника "Озера Ямало-Ненец- кого автономного округа" |
Вид справочника (эл. вариант, вариант на бумажном носителе (единицы) |
2 | - | - | 2 | ||
2. | Обеспечение экологической безопасности населения автономного округа |
Оценка экологической ситуации в автономном округе |
Количество отчетных документов, программ (единицы) |
1 |
1 |
- | 1 1 |
Разработка и создание базы данных Ямало-Ненец- кого автономного округа по учету, контролю и управлению потоками отходов производства и потребления |
Количество: - отчетов - баз данных (единицы) |
1 | 1 | - 1 |
2 1 |
||
3. | Научное обеспечение по ведению мониторинга за объектами окружающей среды, ведению Красной книги Ямало-Ненецкого автономного округа |
Разработка проектов и системы мониторинга особо охраняемых природных территорий окружного значения |
Количество проектов (единицы) |
3 | 2 | 2 | 7 |
Ведение Красной книги Ямало-Ненец- кого автономного округа |
Количество протоколов заседания комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезнове- ния объектам животного и раститель- ного мира на территории Ямало-Нене- цкого автономного округа (единицы) |
1 | 1 | 1 | 3 | ||
Комплексная гидрогеологи- ческая, инженерно-ге- ологическая и геоэкологиче- ская съемка территории (г. Надым) |
Количество отчетов (единицы) |
1 | - | - | 1 | ||
4. | Предотвращение деградации и сохранение природных комплексов |
Проведение научно-иссле- довательских работ "Восстановле- ние растительнос- ти выгоревших оленьих пастбищ лесотундры Ямало-Ненец- кого автономного округа" |
Количество отчетов (единицы) |
1 | - | - | 1 |
5. | Формирование информационной базы данных по природным ресурсам для ведения комплексного мониторинга за состоянием природных сред |
Сбор, обработка, интеграция и загрузка информацион- ных данных, данных по кадастру животного мира Шурышкарского района |
База данных (справоч- ная, векторные слои, архив) (вид) |
эл. вид. |
эл. вид |
эл. вид |
эл. вид |
6. | Развитие сети особо охраняемых природных территорий регионального значения и территорий с уникальными природными ресурсами, сохранение биоразнообразия автономного округа |
Развитие и благоустройс- тво особо охраняемых природных территорий заказников окружного значения (Горнохадати- нский, Мессо-Яхинс- кий, Полуйский, Полярно-Ура- льский, Пякольский, Собты-Юганс- кий, Ямальский, Верхне-Полуй- ский), геологическо- го памятника природы "Харбейский" |
Количество мероприятий (единицы) |
1 | 1 | ||
7. | Государственный экологический контроль |
Патрулирова- ние особо охраняемых природных территорий, государствен- ный экологический контроль за объектами хозяйственной и иной деятельности (контроль, облет) |
Количество вылетов (единицы) |
5 | 6 | 8 | 19 |
Проведение организацион- ных мероприятий - совещаний, семинаров, выставок, государствен- ной экологической экспертизы проектных документов |
Количество (единицы) |
3 | 4 | 5 | 11 |
4. Программные мероприятия
4.1. Экологическое образование и воспитание населения
автономного округа
Целью данного мероприятия является формирование экологической культуры и бережного отношения к окружающей среде у подрастающего поколения и взрослого населения автономного округа. В рамках мероприятия планируется проведение программных мероприятий, согласованных с департаментом образования Ямало-Ненецкого автономного округа, в целях проведения массовых мероприятий экологического характера. Ознакомления широкой общественности о природе родного края, ее богатстве и умении ее защитить и сохранить для будущих поколений.
В 2006 году планируется представить широкому кругу общественности (через окружные средства массовой информации) информацию природоохранной тематики. С 2007 года мероприятия планируется проводить в рамках программных мероприятий согласованных с департаментом образования Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствии с утвержденной программой "Экологическое образование населения на 2007-2008 гг.".
4.2. Оценка экологической ситуации в автономном округе
Стратегической целью государственной политики в области экологии, провозглашенной Экологической доктриной Российской Федерации, является сохранение природных систем, поддержание их целостности для устойчивого развития общества, повышения уровня жизни населения, улучшения здоровья и демографической ситуации в стране.
Успешное проведение государственной экологической политики в Ямало-Ненецком автономном округе зависит от реализации целевых программ экологической направленности.
Социально-экологические процессы, происходящие в автономном округе, отражают тенденции, характерные в целом для России, но при этом имеют региональную специфику. Природные условия проживания населения на территории автономного округа относятся к категории малоблагоприятных, а местами неблагоприятных. Интенсивное промышленное освоение региона, связанное с разработкой месторождений углеводородов, создает опасность для уникальной и легко ранимой природы Крайнего Севера, налагающей повышенные требования к нормам антропогенного воздействия.
25 ноября 2004 года на заседании Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа рассмотрен вопрос об экологической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе и принято решение о разработке окружной целевой программы по приведению экологически опасных объектов в автономном округе (очистные сооружения, полигоны-свалки отходов, поглощающие скважины) в соответствие с санитарными нормами и правилами.
Данное мероприятие и разработка программы могут быть реализованы на основе проведения научно-исследовательских работ, оценки экологической ситуации в автономном округе. Разработка Программы вызвана тем, что несмотря на принимаемые меры по охране окружающей среды, экологической защите флоры и фауны, водных ресурсов экологическая ситуация остается сложной. Антропогенное воздействие на окружающую среду, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, размещение не санкционированных свалок, ежегодное увеличение отходов производства и потребления, а также отсутствие системы их утилизации, способствует ухудшению состояния окружающей среды, что оказывает опосредованное воздействие на здоровье населения автономного округа. Реализацию данных мероприятий целесообразно провести в течение 2006-2007 года.
В 2006-2007 году запланировано выполнение работы по теме "Оценка экологической ситуации в округе".
В рамках данной работы планируется провести комплексную оценку состояния территории на основе системного анализа, интегральных оценок состояния окружающей среды, здоровья населения и ценностных характеристик территории.
В результате проведенных работ в 2006 году будет собрана и проанализирована имеющаяся информация по экологической обстановке, состоянию здоровья населения автономного округа. Определена достаточность и качество имеющихся материалов, а также необходимость детальных дополнительных исследований.
В 2007 году планируется определить основные приоритеты, нацеленные на обеспечение экологической безопасности населения автономного округа, подготовлен базис для разработки экологической программы "Обеспечение экологической безопасности населения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа", которая на основе полученных материалов может быть разработана в 2007 году и представлена на согласование и утверждение в установленном порядке.
4.3. Разработка и создание базы данных Ямало-Ненецкого автономного
округа по учету, контролю и управлению потоками отходов производства
и потребления
В 2006-2008 годах планируется разработка и создание базы данных по учету, контролю и управлению потоками отходов производства и потребления.
Комплекс работ предусматривает проведение следующих мероприятий:
1. Изучение всей имеющейся документации по объектам размещения отходов, ранжирование объектов по степени экологической опасности.
2. Составление программы (плана) экологического аудита объектов размещения отходов.
3. Экологический аудит с натурным обследованием всех объектов размещения отходов
4. Аудиторское заключение по каждому из обследованных объектов, разработка рекомендаций по обеспечению экологической безопасности мест размещения отходов (Обоснование возможности продления сроков эксплуатации объектов размещения отходов, проектный срок эксплуатации которых закончился или заканчивается в ближайшие 2-3 года, или необходимости ликвидации и рекультивации объектов. Рекомендации по созданию или совершенствованию систем защиты окружающей среды объектов размещения отходов и технологии складирования отходов. Предложения по созданию систем экологического мониторинга на действующих и ликвидируемых объектах.)
5. Создание и наполнение электронной базы данных, для ведения мониторинга текущего состояния объектов размещения отходов, для поддержки принятия решений по функционированию системы обращения с отходами Ямало-Ненецкого автономного округа.
4.4. Проведение научно-исследовательских работ "Восстановление
растительности выгоревших оленьих пастбищ лесотундры
Ямало-Ненецкого автономного округа"
На территории автономного округа оленьи пастбища составляют более 50% от общей площади земель автономного округа. Ежегодно в результате пожаров выгорает около 3 000 га земель автономного округа. Восстановление происходит в течение многих десятилетий, а иногда не происходит вообще. Учитывая, что для автономного округа оленьи пастбища являются ценным природным ресурсом необходимым для жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера необходимо провести научно-исследовательские работы по изучению восстановления данного ресурса. Растительность районов Крайнего Севера значительно отличается по видовому составу от растительности других широт Российской Федерации и ей необходимо более длительный период по восстановлению, к тому же методы восстановления наукой только изучаются и внедряются. Соответственно учитывая интенсивное освоение территории автономного округа и ежегодный ущерб в результате лесных и тундровых пожаров, целесообразно провести научные исследования, направленные на восстановление растительности выгоревших оленьих пастбищ лесотундры Ямало-Ненецкого автономного округа.
4.5. Разработка проектов и системы мониторинга особо охраняемых
природных территорий окружного значения (Ямальский Собты-Юганский,
Полуйский заказники)
Данные мероприятия могут быть реализованы в течение 3-х лет, так как предусматривают проведение полевых, камеральных работ и подготовку проектов по заказникам регионального значения (Горно-Хадаттинский, Мессо-Яхинский, Собты-Юганский, Полуйский, Полярно-Уральский, Ямальский, Пякольский).
Проведение вышеперечисленных работ позволит получить полную характеристику особо охраняемых природных территорий (рельеф, климат, гидрология, почвы, растительность, животный мир и т.д.), материалы внутрихозяйственного землеустройства территории, материалы по обоснованию численности инспекторского отдела, осуществляющего охрану биоресурсов охраняемых территорий. В рамках проекта будут разработаны рекомендации по размещению кордонов, рекомендации по формированию материально-технической базы, рекомендации по ведению мониторинга за объектами окружающей среды особо охраняемых природных территорий автономного округа, разработать рекомендации по развитию туризма, если это не противоречит режиму заказника и не нанесет территории экологический ущерб.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и автономного округа органы исполнительной власти автономного округа уполномочены обеспечить организацию, охрану и использование особо охраняемых природных территорий, как природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное значение. Это может быть реализовано на основе научно-исследовательских работ, которые позволят сохранить редкие и исчезающие виды флоры и фауны и рационально распорядится территорией, обеспечив при этом ее сохранность.
Работы планируется провести в следующие сроки:
- 2006 год (Ямальский, Полуйский, Собты-Юганский государственные биологические заказники);
- 2007 год (Полярно-Уральский, Горно-Хадатинский государственные биологические заказники);
- 2008 год (Мессо-Яхинский, Пякольский государственные биологические заказники).
4.6. Комплексная гидрогеологическая, инженерно-геологическая
и геоэкологическая съемка территории (г. Надым)
Неблагоприятные геологические явления, связанные с подтоплением зданий и сооружений города Надым грунтовыми водами послужили основанием для проведения геологических изысканий на озерах, протоках, ручьях, расположенных вокруг города, для определения их возможного прохождения под отсыпными грунтами.
Работа проводиться с 2003 года поэтапно. По состоянию на 01 января 2005 года выполнен практически полный цикл основных работ. Подготовлена проектно сметная документация, выполнены работы по сбору и систематизации исходных материалов, проведено полевое эколого-геохимическое и инженерно-геологическое обследование территории города и прилежащих районов; обследованы фундаменты зданий по факту просадки и деформации, осуществлено бурение контрольных скважин, взятые пробы и проведен их анализ. Всего от общего объема выполнено 70% работ. В 2005 году работы не проводились из-за отсутствия лимитов финансирования.
В связи с тем, что полученная информация носит предварительный характер, работу необходимо завершить и получить окончательные результаты исследований криогенной обстановки, оценить качество песков долины р. Надым, оценить радиационный фон территории, с учетом исследований дикоросов, подвести итоги по геоэкологическому состоянию территории.
4.7. Подготовка энциклопедического справочника "Озера Ямало-Ненецкого
автономного округа"
Проблема комплексного изучения озер в настоящее время приобретает все большую актуальность, в связи с тем, что эти водоемы располагают значительными водными, рыбными и другими ценными природными ресурсами, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности человека. Особенно озера востребованы при освоении нефтегазовых месторождений. Значительная часть водоемов имеет промышленные запасы сапропелей (высококачественное и экологически чистое органическое удобрение, ценная подкормка для животных). Экспедиционные исследования озер проводились с целью выявления биолого-продуктивных показателей водоемов (кормовая база, состав ихтиофауны, газовый режим).
В настоящей книге будут приведены морфологические характеристики, основные черты гидрологического и гидрохимического режима озер, гидробиологические особенности водоемов. Справочник планируется оформить иллюстрациями, чтобы он был востребован широкому кругу общественности.
Данная работа была начата в 2002 году и не завершена из-за отсутствия лимита финансирования. В 2006 году работу целесообразно завершить.
4.8. Кадастр животного мира Шурышкарского района (II этап)
Работы по созданию научно практической продукции "Кадастр животного мира Шурышкарского района" начаты в 2005 году Всероссийским научно-исследовательским институтом охраны природы. В течение 2005 года проведены полевые работы и подготовлен необходимый материал для проведения в 2006 году камеральных работ и получения научной продукции. Проведение работ по Шурышкарскому району позволит создать научно-практическую продукцию "Кадастр животного мира Шурышкарского района" и в целом завершить работы по созданию кадастра животного мира Ямало-Ненецкого автономного округа в разрезе муниципальных образований. Полученный материал имеет практическое применение при отчуждении земель под объекты нефтегазового комплекса. До начала производства работ землепользователи оформляют отвод земельных участков и возмещают ущерб животному миру. Оценка вреда и исчисление размера ущерба от уничтожения объектов животного мира или нарушения среды их обитания проводится на основе данных кадастра животного мира по каждому конкретному земельному участку.
4.9. Формирование территориального банка данных по природным ресурсам
Ямало-Ненецкого автономного округа
Формирование территориального банка данных по блоку "Природные ресурсы" начато в 2002 году. Исполнителем работ является ОАО "СибНАЦ", который осуществляет обработку полученных материалов, подготовку и загрузку информации в базу данных Ямало-Ненецкого автономного округа. В 2006 году планируется завершить работы по всем муниципальным районам автономного округа.
Работы проводятся в целях реализации основных направлений региональной политики в области земельных отношений, в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Полученная информация о природно-ресурсном потенциале территории автономного округа позволит рационально распоряжаться ресурсами автономного округа, обеспечивать возмещение ущерба нанесенного окружающей среде, вести учет и своевременно принимать решения, направленные на стабилизацию экологической обстановки в автономном округе.
4.10. Патрулирование особо охраняемых природных территорий,
государственный экологический контроль за объектами хозяйственной
и иной деятельности автономного округа (контроль, облет)
Реализация данных мероприятий проводится ежегодно в целях реализации полномочий органов исполнительной власти, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации. В рамках данной статьи планируются финансирование облетов нерестовых рек, особо охраняемых природных территорий и близлежащих к ним территорий с целью оперативного контроля по соблюдению особого режима природопользования, охраны биоресурсов, флоры и фауны в соответствии с действующим законодательством. Проведения контроля в местах нереста сиговых рыб, пресечения случаев возможного браконьерства.
4.11 Ведение Красной книги Ямало-Ненецкого автономного округа
Данные мероприятия проводятся департаментом природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствии с полномочиями, предусмотренными Положением о департаменте, а также во исполнение постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 января 2004 г. N 3 "О ведении Красной книги Ямало-Ненецкого автономного округа".
Данные средства планируется направить на проведение заседания комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения объектам животного и растительного мира на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Средства по данному мероприятию будут израсходованы в соответствии со сметой, утвержденной в установленном порядке.
4.12 Проведение организационных мероприятий-совещаний, семинаров,
выставок, государственной экологической экспертизы
проектных документов
Средства планируются направить на проведение заседаний, совещаний, семинаров, выставок. Проведение государственной экологической экспертизы документов нормативного характера, проектов, подлежащих реализации и внедрению на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Финансирование данного мероприятия будет осуществляться в пределах сметы расходов, утвержденной в установленном порядке.
4.13 Развитие и благоустройство особо охраняемых природных территорий
заказников окружного значения (Горнохадатинский, Мессо-Яхинский,
Полуйский, Полярно-Уральский, Пякольский, Собты-Юганский, Ямальский,
Верхне-Полуйский), геологического памятника природы "Харбейский"
Целесообразность организации (благоустройства) особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории автономного округа очевидна, если учесть интенсивное развитие автономного округа. В результате освоения территории автономного округа усилилось как прямое, так и опосредованное давление на биологические ресурсы автономного округа. В целях обеспечения контроля за степенью антропогенных изменений в природе и их последствий необходимо сохранить эталоны нетронутых биогеоценозов на территории автономного округа. Решать эти жизненно важные для человечества задачи, а также и целый ряд других (научных, воспитательных) призваны особо охраняемые территории. В настоящее время на территории автономного округа создано 7 региональных заказников, которые предназначены для обеспечения сохранения одних видов природных ресурсов, при ограниченном использовании других. Реализация мероприятий по благоустройству природоохранных территорий регионального значения планируется в рамках данной ведомственной программы в течение 2006-2008 годов.
5. Ресурсное обеспечение программных мероприятий
Источником финансирования Программы является окружной бюджет. Общие затраты на реализацию программных мероприятий составляют 112600 тыс.руб., в том числе по годам:
- 2006 год - 46 800 тыс.руб.;
- 2007 год - 34 600 тыс.руб.;
- 2008 год - 31 200 тыс.руб.
6. Механизм реализации Программы и контроль за ее исполнением
Механизм реализации Программы предусматривает применение широкого спектра экономических и организационных мер.
Программа разработана с учетом доходной части окружного бюджета на 2006 год и ближайшей перспективы.
Расчет финансовых затрат на осуществление программных мероприятий проведен с использованием методов экспертной оценки, нормативного и балансового методов.
Средства окружного бюджета привлекаются для финансирования мероприятий с учетом их характера по всем направлениям Программы через систему бюджетных факторов.
Финансирование работ по Программе из окружного бюджета будет осуществляться целевым назначением через главного распорядителя кредитов - департамент природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа.
В перечень основных мероприятий по реализации программы, проводимых в 2006-2008 годах, являющийся неотъемлемой частью настоящей Программы, могут вноситься корректировки в зависимости от увеличения или уменьшения окружного бюджета.
Мероприятия Программы главным образом реализуются путем заключения государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Правовым основанием для размещения государственных контрактов в сфере природо- и недропользования являются Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 мая 2003 г. N 23-ЗАО "О государственном заказе Ямало-Ненецкого автономного округа" и постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 января 2002 г. N 15 "О проведении торгов (конкурсов) на заключение государственных контрактов в сфере природо- и недропользования на территории Ямало-Ненецкого автономного округа".
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в соответствии с постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 июля 2005 г. N 53-А "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ".
Заказчик анализирует ход реализации Программы и представляет ежеквартально в департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа статистическую и аналитическую информацию о ходе реализации Программы.
Заказчик участвует в экспертных проверках хода реализации Программы и по результатам экспертных проверок готовит для внесения в Администрацию Ямало-Ненецкого автономного округа предложения о целесообразности продолжения работ по реализации и финансированию Программы.
7. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели
социально-экономической эффективности
Таблица 3
N п/п |
Задача | Направление мероприятия |
Индикатор бюджетной услуги |
Показатель эффективности выполнения Программы |
1. | Формирование экологического мировоззрения подрастающего поколения |
Выступление в средствах массовой информации |
Количество статей (единицы) |
1 статья экологической тематики |
Подготовка энциклопедического справочника "Озера Ямало-Ненецкого автономного округа" |
Тираж справочника. Подготовка справочника на электронном носителе |
Распростране- ние информации о природе родного края, сведений об озерах Ямало-Ненецко- го автономного округа |
||
2. | Обеспечение экологической безопасности населения автономного округа |
Оценка экологической ситуации в округе |
Количество отчетных документов, количество программ (единицы) |
Отчет (рекомендации по основным направлениям региональной политики в области охраны окружающей среды), программа |
Разработка и создание базы данных Ямало-Ненецкого автономного округа по учету, контролю и управлению потоками отходов производства и потребления |
Количество: отчетов баз данных (единицы) |
2 отчета 1 база данных, обеспечивающая ведение учета и управления в области обращения с отходами |
||
3. | Научное обеспечение по ведению мониторинга за объектами окружающей среды, ведению Красной книги Ямало-Ненецкого автономного округа |
Разработка проектов и системы мониторинга особо охраняемых природных территорий окружного значения |
Количество проектов (единицы) |
7 проектов, ведение мониторинга в соответствии с нормативными документами |
Ведение Красной книги Ямало-Ненецкого автономного округа |
Количество протоколов заседания комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения объектам животного и растительного мира на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (единицы) |
3 протокола заседания Комиссии, с привлечением научного потенциала |
||
Комплексная гидрогеологиче- ская, инженерно-геологи- ческая и геоэкологическая съемка территории (г. Надым) |
Количество отчетов (единицы) |
Завершение работ, подготовка рекомендаций по экологической оценке территории, отчет |
||
4. | Предотвращение деградации и сохранение природных комплексов |
Проведение научно-исследова- тельских работ "Восстановление растительности выгоревших оленьих пастбищ лесотундры Ямало-Ненецкого автономного округа" |
Количество отчетов (единицы) |
1 научный отчет с перечнем рекомендаций по восстановлению оленьих пастбищ автономного округа |
5. | Формирование информационной базы данных по природным ресурсам, создание основы для ведения комплексного мониторинга за состоянием природных сред |
Сбор, обработка, интеграция и загрузка информационных данных, данных по кадастру животного мира Шурышкарского района |
База данных (справочная, векторные слои, архив) (единицы) |
Завершение работ по тех.заданию 2002-2005 гг., сбор и загрузка обновленной информации |
6. | Развитие сети особо охраняемых природных территорий регионального значения и территорий с уникальными природными ресурсами, сохранение биоразнообразия автономного округа |
Развитие и благоустройство особо охраняемых природных территорий заказников окружного значения (Горнохадатинский, Мессо-Яхинский, Полуйский, Полярно-Уральский, Пякольский, Собты-Юганский, Ямальский, Верхне-Полуйский), геологического памятника природы "Харбейский" |
Количество мероприятий (единицы) |
Благоустройст- во особо охраняемых природных территорий окружного значения, в соответствии с разработанными проектами ООПТ |
7. | Государственный экологический контроль |
Патрулирование особо охраняемых природных территорий, государственный экологический контроль за объектами хозяйственной и иной деятельности (контроль, облет) |
Количество вылетов (единицы) |
19 вылетов, экологический контроль территории автономного округа, реализация полномочий органов государствен- ной власти автономного округа |
Проведение организационных мероприятий- совещаний, семинаров, выставок, государственной экологической экспертизы проектных документов |
Количество (единицы) |
11 документов подтверждающих реализацию мероприятий организацион- ного характера |
Реализация Программы позволит улучшить экологическую обстановку в автономном округе, снизить уровень антропогенного воздействия на окружающую среду, предотвратить деградацию природных комплексов. Мероприятия Программы позволят снизить опосредованное воздействие на окружающую среду, что положительно скажется на социальном эффекте в части снижения уровня заболеваемости населения, улучшения условий труда и отдыха, сохранения природных ресурсов.
Реализация Программы также позволит:
- создать систему учета и регулирования обращения с отходами производства и потребления;
- внедрить научно обоснованные схемы размещения отходов;
- создать условия для защиты редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира;
- обеспечить охрану водных биологических ресурсов и объектов животного мира и среды их обитания;
- создать условия для развития и функционирования сети особо охраняемых природных территорий регионального значения и территорий с уникальными природными ресурсами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.