Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к Положению
о порядке отбора
инвестиционных проектов
для включения в Программу
по государственной поддержке
инвестиционной деятельности
предприятий и организаций
на территории
Ямало-Ненецкого
автономного округа
Количественные критерии
отбора инвестиционных проектов
I. Основные положения оценки финансовой и бюджетной эффективности
инвестиционного проекта
1.1. Основным условием обеспечения финансовой эффективности инвестиционного проекта является окупаемость инвестиций в период реализации проекта с учетом стоимости капитала во времени. Влияние структуры капитала учитывается через стоимость капитала, задействованного в инвестиционном проекте.
1.2. Все параметры, описывающие инвестиционный проект, должны быть сведены в финансовую модель инвестиционного проекта, включающую связанные прогнозные отчетные формы, - отчет о прибылях и убытках, балансовый отчет и отчет о движении денежных средств, выполненные на срок прямого прогнозирования денежных потоков. Указанные отчеты составляются на основании установленных форм бухгалтерской отчетности. Результатом построения финансовой модели инвестиционного проекта должны являться временные ряды показателей, требующихся для оценки финансовой, бюджетной и экономической эффективности инвестиционного проекта.
1.3. Все риски (в том числе сырьевые, ценовые, валютные, проектные) должны быть учтены в параметрах финансовой модели.
1.4. Расчет показателей финансовой и бюджетной эффективности инвестиционного проекта осуществляется на основе цен и валютных курсов, сложившихся по состоянию на 1 января года, в котором подается заявка на предоставление государственной поддержки для реализации инвестиционного проекта.
II. Критерии финансовой эффективности инвестиционного проекта
2.1. Оценка финансовой эффективности осуществляется на основе построения финансовой модели инвестиционного проекта.
2.2. Критерий чистой приведенной стоимости (Net Present Value, NPV). Под чистой приведенной стоимостью инвестиционного проекта понимаются приведенные к моменту времени 0 с использованием средневзвешенной стоимости капитала прогнозные размеры свободных денежных потоков инвестиционного проекта в период (0, T) и прав собственности на бизнес на момент времени T.
Применение критерия основано на расчете показателя NPV:
FCF V
T t T
NPV = FCF + SUM ---------------- + ---------------,
0 t=1 t T
П (1 + WACC ) П (1 + WACC )
i=1 i t=1 t
где: FCF - свободный денежный поток в периоде t,
FCF.t_0 - свободный денежный поток на начало реализации инвестиционного проекта;
WACC_t - средневзвешенная требуемая доходность капитала, инвестированного в инвестиционный проект, на начало периода t, в годовом исчислении;
V_T - оценка стоимости активов, созданных в ходе осуществления инвестиционного проекта на момент времени T;
T - момент времени, ограничивающий срок прямого прогнозирования свободных денежных потоков инвестиционного проекта.
2.3. Применение критерия внутренней нормы доходности (Internal Rate of Return, IRR) основано на расчете показателя IRR (с учетом использования государственной поддержки), удовлетворяющего следующему уравнению:
FCF V
T t T
NPV(IRR) = 0 <-> FCF + SUM ---------------- + -------------- = 0
0 t=1 t T
(1 + IRR) (1 + IRR)
2.4. В каждом периоде FCF_t = OCF_t + ICF_t, где OCF_t - операционный денежный поток инвестиционного проекта в периоде t, а ICF_t, - инвестиционный денежный поток в периоде t.
Таким образом, оценка эффективности инвестиционного проекта предполагает для каждого периода t = 0,...,T оценку операционного и инвестиционного денежных потоков инвестиционного проекта.
2.5. Средневзвешенная требуемая доходность капитала, инвестированного в инвестиционный проект, на начало периода t, - WACC_t - рассчитывается следующим образом:
E D
t t t t
WACC = r ------------ + r ------------,
t e D + E d D + E
t t t t
где: r.t_e - средневзвешенная стоимость собственного капитала инвестиционного проекта на начало периода t,
r.t_d - средневзвешенная стоимость заемных источников капитала инвестиционного проекта на начало периода t;
E_t - величина собственного капитала на начало периода t;
D_t - величина заемных источников капитала на начало периода t.
t
N
e t t
SUM (e x E )
t i=1 i i
r = ----------------------------,
e t
N
e t
SUM E
i=1 i
где N.t_e - число инвесторов-участников инвестиционного проекта на начало периода t, t = 1...T;
E.t_i - чистая (за вычетом изъятий) сумма инвестиций, осуществленных i-м инвестором-участником на начало периода t с начала реализации инвестиционного проекта (сумма оплаченного уставного капитала, принадлежащего i-му инвестору-участнику на начало периода t);
e.t_i - требуемая i-м инвестором-участником доходность инвестиций на начало периода t.
t
N
d t t
SUM (d x D )
t i=1 i i
r = --------------------------,
d t
N
d t
SUM D
i=1 i
где N.t_d - число кредиторов инвестиционного проекта на начало периода t, t = 1..T;
D.t_i - чистая (за вычетом возврата) сумма кредитов, выданных i-м кредитором на начало периода t (сумма задолженности оператора инвестиционного проекта перед i-м кредитором на начало периода t);
d.t_i - требуемая i-м кредитором процентная ставка по выданным кредитам на начало периода t.
2.6. Срок прямого прогнозирования денежных потоков инвестиционного проекта (прогнозный период) принимается равным длительности государственного долгосрочного прогнозирования (10 лет).
2.7. Оценка стоимости активов, созданных в ходе осуществления инвестиционного проекта на момент времени T, выражается в оценке стоимости прав собственности на бизнес в момент T. Достоверность оценки будущей рыночной стоимости указанных прав на момент времени T подтверждается заключением специалиста в области инвестиций участника инвестиционного проекта.
2.8. Инвестиционный проект признается соответствующим критерию финансовой эффективности в случае, если подтвержденное значение показателя чистой приведенной стоимости инвестиционного проекта, рассчитанного с учетом использования государственной поддержки, положительно и внутренняя норма доходности, рассчитанная с учетом использования государственной поддержки, превышает средневзвешенную стоимость капитала инвестиционного проекта за период (1..T):
T
SUM WACC x (E + D )
-------- t=1 t t t
WACC = --------------------------
T T
SUM (E + D )
t=1 t t
2.9. Наряду с показателями чистой приведенной стоимости инвестиционного проекта и внутренней нормы доходности также рассчитываются:
2.9.1. Период окупаемости инвестиционного проекта T_~. Расчет данного показателя осуществляется из условия:
~ FCF
~ T t
NPV(T) = 0 <-> FCF + SUM ------------------------- = 0
0 t=1 t
П (1 + WACC )
i=1 i
При этом предполагается, что все инвестиции к моменту Т_~ фактически осуществлены.
2.9.2. Удельная финансовая эффективность инвестиционного проекта RFA.
NPV
RFA = ----------------------------,
Inv
T t
SUM ---------------
t=1 t
П (1 + пи )
i=1 i
где пи_i - среднегодовой темп инфляции в i-м периоде (на основе данных Прогноза Минэкономразвития);
Inv_t - суммарный объем инвестиций, осуществленных всеми участниками инвестиционного проекта (инвесторами, кредиторами и государством) в инвестиционный проект в периоде t.
Предельные значения по периоду окупаемости инвестиционного проекта и его удельной финансовой эффективности не устанавливаются, и данные показатели носят справочный характер.
III. Критерий бюджетной эффективности инвестиционного проекта
3.1. Бюджетная эффективность инвестиционного проекта оценивается через сопоставление объема инвестиций из средств Фонда в инвестиционный проект и всей совокупности доходов федерального бюджета, а также возникающих благодаря реализации инвестиционного проекта экономий в расходах федерального бюджета. В случае предоставления за счет средств Фонда государственной поддержки в форме государственных гарантий в качестве оттоков средств Фонда учитываются платежи по исполнению государственной гарантии исходя из обеспеченного ею обязательства.
3.2. Дисконтированный бюджетный денежный поток, генерируемый инвестиционным проектом в период t (BCF_t), определяется следующим образом:
direct indirect
TCF + TCF + EBE + NonTaxRev
t t t t
BCF = ------------------------------------------------------------,
t - t
(1 + r)
где: TCF.direct_t - прямой налоговый денежный поток периода t - обусловленные реализацией инвестиционного проекта налоговые поступления в бюджеты всех уровней в течение периода t напрямую от бизнеса инвестиционного проекта. Оценка данного показателя производится на основе данных производственной программы инвестиционного проекта, прогнозной структуры активов бизнеса проекта инвестиционного и действующего налогового законодательства, а также действующих на момент расчета нормативов отчислений налоговых доходов в бюджеты всех уровней;
TCF.indirect_t - косвенный налоговый денежный поток периода t - обусловленные реализацией инвестиционного проекта налоговые поступления в бюджеты всех уровней в течение периода t от экономических агентов, не являющихся инвесторами или участниками инвестиционного проекта. Оценка данного показателя производится с использованием данных об объемах макроэкономических эффектов, полученных при расчете экономической эффективности инвестиционного проекта и действующего налогового законодательства, а также действующих на момент расчета нормативов отчислений налоговых доходов в бюджеты всех уровней;
ЕВЕ_t - экономия расходов федерального бюджета, возникающая в периоде t в результате реализации инвестиционного проекта. Данная величина складывается из расходов, запланированных в федеральном бюджете, необходимость осуществления которых отпадет в случае реализации инвестиционного проекта. Оценка экономии расходов бюджетов всех уровней производится на период бюджетного планирования (1-3 года) на основе данных инвестиционной и производственной программ инвестиционного проекта. В случае, если реализация инвестиционного проекта повлечет дополнительные расходы федерального бюджета, не покрываемые за счет средств Фонда, данный показатель уменьшается на величину дополнительных расходов. В случае, если реализация инвестиционного проекта не повлечет ни дополнительных расходов, ни экономии расходов бюджетов всех уровней, показатель ЕВЕ принимается равным нулю.
NonTaxRev.t_t - доходы от использования государственного, муниципального имущества, создаваемого в ходе реализации инвестиционного проекта. Данный показатель рассчитывается в зависимости от формы государственной поддержки следующим образом:
- при государственной поддержке в форме софинансирования - как сумма доходов соответственного бюджета от эксплуатации создаваемых в рамках инвестиционного проекта объектов инфраструктуры в периоде t;
- при государственной поддержке в форме направления средств в уставные капиталы юридических лиц - как сумма дивидендов по акциям оператора инвестиционного проекта, находящимся в собственности государства, в периоде t.
При государственной поддержке в форме предоставления государственных гарантий показатель NonTaxRev_t в расчете BCF_t не учитывается (принимается равным нулю).
- r - требуемая доходность на вложение капитала из средств бюджета. Значение показателя r устанавливается комиссией.
3.3. В качестве показателя бюджетной эффективности используется индекс бюджетной эффективности PI_B:
T
SUM BCF
t=1 t
PI = -----------------,
B IF
Inv
где Inv.IF - объем государственной поддержки (в том числе предоставление государственных гарантий).
Инвестиционный проект признается соответствующим критерию бюджетной эффективности в случае, если подтвержденное значение индекса бюджетной эффективности PI_B превышает 1.
При предоставлении государственной поддержки в форме направления средств в уставные капиталы юридических лиц и в форме софинансирования инвестиционный проект также должен обеспечить государству требуемую доходность на вложение капитала из государственных средств r.
IV. Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта
4.1. Экономическая эффективность инвестиционного проекта оценивается по его способности влиять на формирование ВРП экономики и обеспечивать динамику экономического роста.
4.2. Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта основана на учете макроэкономических эффектов региона, сопровождающих реализацию инвестиционного проекта на стадии реализации инвестиционной программы инвестиционного проекта и при реализации производственной программы инвестиционного проекта. Под макроэкономическими эффектами, сопровождающими реализацию инвестиционного проекта, понимаются доходы, формирующиеся в экономике в результате прямого и косвенного влияния инвестиционного проекта на процесс образования доходов.
4.3. Длительность временного периода, на котором осуществляется оценка макроэкономических эффектов, соответствует длительности периода Прогноза социально-экономического развития региона.
4.4. В составе макроэкономических эффектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта, выделяют прямой и косвенный макроэкономические эффекты.
4.4.1. Прямой макроэкономический эффект (ПМЭ) от реализации инвестиционного проекта оценивается как объем ВРП, обусловленный непосредственным влиянием реализуемого инвестиционного проекта на формирование показателей по счету использования ВРП: объема поставок на внутренний рынок потребительских товаров и услуг, экспорта и импорта.
Оценка прямого макроэкономического эффекта от реализации инвестиционного проекта в периоде t осуществляется по формуле:
t t t t t t
ПМЭ = ВВП = ИОК + В - (Ииок + Их ),
ип ип ип ип ип
где: ВВП.t_ип - объем ВВП в году t, прямо связанный с реализацией инвестиционного проекта:
ИОК.t_ип - объем инвестиций в основной капитал, планируемый в рамках инвестиционного проекта в году t. Данный показатель рассчитывается для объектов, вводимых в эксплуатацию в течение расчетного периода;
В.t_ип - стоимость товарной продукции инвестиционного проекта, производимой на созданных объектах инвестиционного проекта (оцененная в ценах покупателей) в году t;
Ииок.t_ип - расходы на закупки импортной продукции для реализации инвестиционного проекта в году t;
Их.t_ип - расходы на закупки импортных товаров, предназначенных для использования в инвестиционном проекте в году t;
При расчете ПМЭ.t используется допущение, что в краткосрочном периоде спрос на отечественную продукцию, порождаемый инвестиционной и производственной составляющей инвестиционного проекта, может быть удовлетворен за счет имеющихся ресурсов отечественных производителей.
Прямой макроэкономический эффект инвестиционного проекта оценивается для каждого года прогнозного периода. Оценка строится в текущих ценах соответствующего года (ПМЭ.t) и в сопоставимых ценах предыдущего года (ПМЭ.t_с).
Перевод ПМЭ.t в сопоставимые цены предыдущего года осуществляется поэлементно прямым счетом.
t t t t t t-1 t t-1 t
ПМЭ = (ИОК - Ииок ) / Ид + SUMNв x Pв + (SUMNэ x Pэ - SUMNи
c ип ип и j j j j j
t-1 t-1
x Pи ) x k ,
j
где: Ид.t_и - индекс цен на инвестиции в основной капитал, задаваемый в Прогнозе социально-экономического развития для года t;
Nв.t_j - объем продукции инвестиционного проекта вида j, реализуемой на внутреннем рынке в году t в натуральном выражении;
Nэ.t_j - объем продукции инвестиционного проекта вида j, реализуемой на экспорт в году t в натуральном выражении;
Nи.t_j - объем закупок импортной продукции вида j в натуральном выражении в году t для нужд производственной программы инвестиционного проекта;
Pв(t-1)_j - внутренние цены покупателей на продукцию вида j в году t-1
Pэ(t-1)_j - контрактные цены на экспортируемую продукцию вида j в году t-1 (в оценке в т.ч. долларах США);
Pи(t-1)_j - контрактные цены на импортируемую продукцию вида j в году t-1 (в оценке в т.ч. долларах США);
k(t-1) - среднегодовой курс доллара США к российскому рублю в году t-1.
4.4.2. Косвенный макроэкономический эффект (КМЭ) - дополнительные отходы, образующиеся в экономике под влиянием использования прямых входящих в состав ПМЭ доходов участников хозяйственной деятельности (населения, предприятий, государства) на покупки российских потребительских и инвестиционных товаров и услуг.
КМЭ оценивается как объем ВРП, формирующийся под влиянием мультипликатора дохода в процессе использования денежных средств, полученных субъектами экономической деятельности в рамках прямого макроэкономического эффекта (за вычетом выплат иностранным кредиторам и иностранным инвесторам проекта), на приобретение отечественных товаров и услуг.
Формула расчета КМЭ имеет следующий общий вид:
t t t t t-1 t-1 t-1
КМЭ = (ПМЭ - Зк ) x М x k1 + (ПМЭ - Зк ) x М x k2 +
t-2 t-2 t-2
(ПМЭ - Зк ) x М x k3,
1 1 1 1
при этом КМЭ = (ПМЭ - Зк ) x М x k1;
2 2 2 2 1 1 1
КМЭ = (ПМЭ - Зк ) x М x k1 + (ПМЭ - Зк ) x М x k2,
где ПМЭ.t - результаты расчета годовых объемов ПМЭ в текущих ценах соответствующего года;
Зк.t - объем выплат иностранным кредиторам и иностранным инвесторам инвестиционного проекта в соответствующем году;
k1, k2, k3 - коэффициенты, характеризующие распределение объемов КМЭ, связанного с ПМЭ расчетного года, во времени с учетом скорости оборота денег в экономике (k1 + k2 + k3 = 1).
М.t - оценки годовых значений мультипликатора дохода, формирующиеся на основе данных Прогноза социально-экономического развития. Мультипликатор дохода М является индикатором, характеризующим способность каждой единицы полученного дохода формировать дополнительный доход в экономике.
t t t
М = m / (1 - m ),
где m.t - коэффициент возвратности дохода в периоде t.
Значения коэффициента возвратности дохода m.t устанавливаются на прогнозный период Минэкономразвития России на основе данных Прогноза социально-экономического развития с учетом прогнозируемого изменения импортозависимости экономики, склонности субъектов хозяйствования к инвестированию в отечественное производство, динамики доходов населения и бюджетной системы и их расходов на оплату товаров и услуг. При расчете экономической эффективности используется действующий на момент расчета и опубликованный Минэкономразвития России прогноз коэффициентов возвратности дохода m.t .
Объем КМЭ.t оценивается в текущих ценах прогнозных лет (КМЭ.t) и в и в сопоставимых ценах предыдущего года (КМЭ.t). Перевод КМЭ.t в сопоставимые цены предыдущего года осуществляется методом дефлятирования. В качестве индекса дефлятора используется средневзвешенное (с учетом прогнозных долей конечного потребления и валового накопления основного капитала в объеме ВВП) значение прогнозного индекса потребительских цен и индекса-дефлятора по инвестициям в основной капитал.
4.5. Совокупный макроэкономический эффект (СМЭ.t) от реализации инвестиционного проекта оценивается как сумма прямого и косвенного макроэкономического эффекта, связанного с реализацией инвестиционного проекта, и характеризует объем ВРП, обусловленный реализацией инвестиционного проекта в периоде t:
t t t
СМЭ = ПМЭ + КМЭ
4.6. Годовой индекс экономической эффективности инвестиционного проекта Э.t_r характеризует влияние инвестиционного проекта на рост ВРП и оценивается по соотношению совокупного макроэкономического эффекта в ценах предыдущего года к объему ВРП предыдущего года, рассчитанного в условиях отказа от реализации инвестиционного проекта:
t t ^t-1
Э = СМЭ / ВРП ,
r с
где ВРП(^t-1) - объем ВРП предыдущего года в текущих ценах в условиях t-1) - объем ВРП предыдущего года в текущих ценах в условиях отказа от реализации инвестиционного проекта.
^t t t
ВРП = ВРП - СМЭ ,
где ВРП.t - прогнозируемый объем ВРП периода t в текущих ценах (на основе данных Прогноза социально-экономического развития).
Совокупный макроэкономический эффект в ценах предыдущего года СМЭ.t_с рассчитывается как сумма прямого и косвенного макроэкономических эффектов, оцененных в сопоставимых ценах предыдущего года.
4.7. В качестве основного показателя экономической эффективности инвестиционного проекта используется интегральный индикатор экономической эффективности инвестиционного проекта Э_Т, характеризующий часть суммарного за все годы расчетного периода прогнозируемого реального объема ВРП экономики, которая может быть обеспечена реализацией инвестиционного проекта. Интегральный индикатор экономической эффективности инвестиционного проекта рассчитывается как соотношение суммы годовых реальных объемов СМЭ и суммы годовых объемов ВРП, приведенных к сопоставимому виду с использованием индексов реальной динамики, оцениваемых в макроэкономическом прогнозе:
1 Т j j-1 ^t Т j t
Э = 100 x (Э + SUM Э П I ) / SUM П I ,
T г j=2 г i=1 j=1 t=1
где t и j - индексы рассматриваемых лет прогнозного периода;
I.t - индекс экономического роста в периоде t по данным Прогноза социально-экономического развития;
I(^t) - индекс экономического роста в периоде t при условии отказа от реализации инвестиционного проекта,
t ^t ^t-1
I = ВРП / ВРП
с
где ВРП(^t)_с - оценка ВРП(^t) в сопоставимых ценах предыдущего года,
^t t t t-1 t t
ВРП = ВРП - СМЭ = ВРП x I - СМЭ
с с с с
Инвестиционный проект признается соответствующим критерию экономической эффективности в случае, если подтвержденное значение интегрального индикатора экономической эффективности Э_Т превышает 0,01%.
4.8. Наряду с интегральным индикатором экономической эффективности проекта также рассчитывается показатель макроэкономической эффективности инвестиций, характеризующий прирост ВРП на единицу инвестиций, осуществленных в инвестиционный проект:
t
T СМЭ
SUM ----------------
t=1 t
П (1 + пи )
i=1 i
PI = Inv
GDP T t
SUM -----------
t=1 t
П (1 + пи )
i=1 i
V. Требования к информационному обеспечению расчетов
по оценке количественных показателей эффективности
5.1. Финансовая модель, описывающая инвестиционный проект, и временные ряды используемых в ней данных должны обеспечивать потребности модели при оценке финансовой, бюджетной и экономической эффективности инвестиционного проекта на срок, соответствующий длительности Прогноза, и содержать основные характеристики инвестиционной и производственной программы инвестиционного проекта (в том числе объемы производства в натуральном и стоимостном выражении, объемы и цены реализации на внутреннем и внешнем рынке, объемы инвестиций в основной капитал, объемы привлеченных кредитов и график их погашения, объемы закупок импортной продукции в рамках реализации инвестиционной и производственной программы).
5.2. При оценке всех видов эффективности инвестиционного проекта должны использоваться данные основного (умеренно-оптимистического) сценария Прогноза на момент осуществления оценки эффективности инвестиционного проекта.
5.3. Все задаваемые прогнозные данные, необходимые для оценки эффективности инвестиционного проекта (в том числе Прогноз социально-экономического развития), публикуются на сайте Ямало-Ненецкого автономного округа и Минэкономразвития России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.