Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Методика
формирования штатных расписаний окружных государственных
образовательных учреждений
(утв. постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа
от 20 марта 2008 г. N 114-А)
Введение
Методика формирования штатных расписаний для окружных государственных образовательных учреждений (далее - Методика) разработана в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) с целью унификации подходов к определению штатной численности различных категорий работников окружных государственных образовательных учреждений (далее - ГОУ).
Методика предназначена для использования руководителями ГОУ при формировании штатных расписаний и определении численности работников разных категорий в ГОУ различных типов (видов).
Основные понятия, используемые в Методике:
штатное расписание образовательного учреждения - это организационно-распорядительный документ, утверждаемый руководителем ГОУ, в котором отражается структура учреждения определенного типа и вида, содержится перечень должностей с указанием их количества и размеров должностных окладов, размеров надбавок и доплат по конкретным должностям;
расчетные индикаторы ставок по виду ГОУ (далее - РИС) - показатели (измерители), позволяющие определять доли ставок по категориям работников в штатном расписании ГОУ, приходящиеся на одного обучающегося (воспитанника) в определенных типе и виде образовательного учреждения;
структурные индикаторы ставок для нетипового учреждения (далее - СИС) - показатели (измерители), выраженные в долях ставок категорий работников по отношению к количеству ставок отраслевых специалистов и позволяющие определять структуру штатных расписаний учреждения;
типовые ГОУ - все образовательные учреждения, деятельность которых регламентирована одним или несколькими утвержденными Типовыми положениями и для которых возможна унификация при формировании штатных расписаний;
нетиповые ГОУ - образовательные учреждения, деятельность которых не может быть регламентирована Типовыми положениями в силу специфики их деятельности (уникальности) и (или) особой значимости для развития системы образования автономного округа;
инфраструктурный объект (служба, подразделение) ГОУ (далее - ИСО) - это один или несколько объектов (служб, структурных подразделений), обеспечивающих специфическую обслуживающую функцию, характерную для определенного типа (вида) ГОУ или предоставляющее специфическую образовательную услугу для обучающихся (воспитанников) из других ГОУ за счет средств бюджета автономного округа.
I. Общие положения
Штатное расписание ГОУ формируется в зависимости от типа и вида образовательного учреждения, категории и групп должностей.
В целях определения наименования должностей при формировании штатного расписания в ГОУ следует руководствоваться перечнем должностей по категориям работников ГОУ согласно приложению N 1 к настоящей Методике.
Положения настоящей Методики распространяются и на малокомплектные ГОУ, в отношении которых действуют все нормы и показатели расчетных индикаторов, установленные для типовых образовательных учреждений. В иных случаях малокомплектные образовательные учреждения могу быть отнесены к нетиповым учреждениям и утверждены в данном статусе соответствующим нормативным актом и внесением в Перечень нетиповых образовательных учреждений.
Штатное расписание ГОУ может формироваться в несколько этапов на основе следующих методов:
- метода структурных индикаторов;
- метода расчетных индикаторов;
- нормативного метода;
- функционального метода.
Для типовых ГОУ применяются метод расчетных индикаторов, нормативный метод, функциональный метод.
В целях реализации Методики определены 13 типов ГОУ в соответствии с их Типовыми положениями, утвержденные соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации, и нетиповые ГОУ. Для использования в Методике каждый тип обозначен цифрой и имеет соответствующую аббревиатуру (сокращения), указанные в нижеследующей таблице.
Таблица обозначений типов ГОУ для использования в Методике
Таблица 1
Номер | Наименование типа | Количество видов образовате- льных учреждений в данном типе |
Аббревиатура (сокращение) соответству- ющего образовате- льного учреждения |
Тип N 1 | Дошкольные образовательные учреждения (далее - ОУ) |
6 видов | ДОУ |
Тип N 2 | ГОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста |
3 вида | ДОУ-НШ |
Тип N 3 | Общеобразовательные учреждения (организации) Вечерние сменные ГОУ |
9 видов (в т.ч. вечерние школы) |
ОШ ВШ |
Тип N 4 Тип N 4.1 |
Общеобразовательные школы-интернаты ОУ кадетская школа и школа-интернат |
4 вида 2 вида |
ОШ-И ОШ-ИК |
Тип N 5 | Санаторная школа-интернат | 1 вид | ОШ-С |
Тип N 6 | ОУ (О) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
5 видов | ОУС-ДД |
Тип N 7 | Специальные (коррекционные) ОУ (О) для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии |
3 вида с отклонениями в развитии |
СОУ-К |
Тип N 8 | Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением |
2 вида с девиантным поведением |
СОУ-Д |
Тип N 9 | ОУ (О) дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). ОУ (О) дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) физкультурно-спортивной направленности |
10 видов | УДОД УДОД ФСН |
Тип N 10 | ОУ (О) для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи |
5 видов | ОУ-Центр |
Тип N 11 | Межшкольный учебный комбинат | 1 вид | МУК |
Тип N 12 | ОУ начального профессионального образования |
3 вида | УНПО |
Тип N 13 | ОУ среднего профессионального образования |
2 вида | УСПО |
Прочие | Нетиповые ОУ | Нетиповые |
Примечание.
Для нетиповых ГОУ применяются метод структурных индикаторов, нормативный метод, функциональный метод.
II. Методы формирования штатного расписания ГОУ
2.1. Метод расчетных индикаторов является унифицированной моделью расчета штатной численности для различных типов и видов ГОУ, основанной на применении расчетных индикаторов ставок, определяющих доли ставок по категориям работников на одного обучающегося (воспитанника) ГОУ.
Расчетные индикаторы позволяют определить количество ставок штатного расписания по категории работников или по подгруппам категорий. Категории работников (групп должностей), ставки по которым определяются на основе метода расчетных индикаторов, указаны в приложении N 2 к настоящей Методике.
В случае если в структуре ГОУ находится несколько структурных подразделений различных типов и (или) видов образовательных учреждений, количество работников определяется с использованием нескольких расчетных индикаторов (по соответствующим типам (видам) образовательных учреждений).
С помощью метода расчетных индикаторов устанавливается количество работников ГОУ по трем категориям работников (кроме рабочих).
Количество работников соответствующего типа и вида образовательного учреждения определяется путем умножения соответствующего расчетного индикатора на количество обучающихся (воспитанников) в образовательном учреждении.
2.2. Метод структурных индикаторов применяется для определения структуры штатного расписания нетиповых ГОУ, подведомственных уполномоченному исполнительному органу государственной власти автономного округа в области образования (далее - уполномоченный орган), утвержденным правовым актом автономного округа.
Структурные индикаторы определяют долю работников нетипового ГОУ, подведомственного уполномоченному органу, категории "руководители", "специалисты" и "служащие" по отношению к численности профильных специалистов данных учреждений, устанавливаемой главным распорядителем средств ГОУ.
Количество профильных специалистов определяется главным распорядителем средств окружного бюджета, в ведении которого находится ГОУ в соответствии с его уставной деятельностью и утвержденным учебным планом (планом-заказом).
2.3 Нормативный метод применяется для расчета штатной численности по категориям должностей в ГОУ, количество которых напрямую зависит от норм труда.
С помощью нормативного метода устанавливается количество работников (ставок) ГОУ по категориям (группам должностей) в соответствии с приложением N 3 к настоящей Методике.
2.3.1. Руководители.
Расчет ставок для должности руководителя первого уровня (директор, ректор и пр.) определяется по норме "одна ставка руководителя первого уровня на одно учреждение".
2.3.2. Специалисты.
Расчет ставок педагогических работников государственного образовательного учреждения, работников категории "специалисты" подгрупп 1, 2 (приложение N 3 к настоящей Методике) определяется путем деления количества часов по учебному плану на норму рабочего времени, установленную для данных работников.
Количество ставок по должности "воспитатель" по разным типам и видам ГОУ определяется согласно приложению N 5.1 к настоящей Методике.
Количество ставок по должности "мастер производственного обучения" для учреждений начального профессионального образования определяется согласно приложению N 5.2 к настоящей Методике.
Количество ставок по должности "лаборант" (для реализации учебного плана в части специальных дисциплин) в ГОУ начального и среднего профессионального образования определяется согласно приложению N 5.3 к настоящей Методике. При этом следует иметь в виду, что ставки по должности "лаборант" для кабинетов физики, химии, биологии входят в расчетное число ставок по расчетным индикаторам.
2.3.3. Рабочие.
Перечень должностей по рабочим профессиям, указанным в пункте 3 приложения N 3 к настоящей Методике, и нормы для формирования ставок по категории рабочие, определены в приложениях NN 6, 6.1 - 6.7 к настоящей Методике.
2.3.4. Инфраструктурные объекты.
Количество ставок для реализации деятельности служб (подразделений), отнесенных к инфраструктурным объектам (таблица 2), определяется по нормативному методу в соответствии с приложением N 7 к настоящей Методике.
По инфраструктурным объектам ставки устанавливаются только в том случае, если данный объект аттестован соответствующей комиссией и данный факт зарегистрирован соответствующим документом (решение комиссии, аттестат, сертификат и пр.).
К инфраструктурным объектам (службам, подразделениям) образовательного учреждения относятся:
Таблица 2
N п/п |
Наименование объекта |
1. | Баня |
2. | Бассейн |
3. | Бухгалтерия (для ОУ на финансовой самостоятельности) |
4. | Гараж (автохозяйство) |
5. | Здравпункт (в закрытых и открытых спец. школах) |
6. | Загородные объекты (лагерь, летняя база отдыха, дача) |
7. | Концертный (театральный) зал |
8. | Логопедический пункт |
9. | Медиотека (фильмотека) |
10. | Медицинский кабинет (оборудованный) |
11. | Медицинская служба для детских домов и интернатов |
12. | Мерзлотник |
13. | Музей |
14. | Общежитие |
15. | Пункт охраны (при наличии оборудованного помещения - видеокамеры и пр.) |
16. | Ресурсный центр (в т.ч. опорные центры по различным видам спорта, направлениям) |
17. | Санаторий-профилакторий для ОУ НПО, СПО |
18. | Специализированное спортивное сооружение (футбольное поле, теннисный корт, трамплин, каток, автодром и т.д.) |
19. | Стойбище |
20. | Столовая (кухня) |
21. | Тепло-, техноцентр |
22. | Теплица |
23. | Учебно-консультационный пункт |
24. | Учебное хозяйство (учебно-опытный участок, эколого-биологический участок) |
25. | Учебные корабли, катера, самолеты и др. учебная техника |
26. | Центр наркологической профилактики, Центр психологической реабилитации |
27. | Центр информатизации образования (компьютерный центр) |
Перечень ИСО не является исчерпывающим и может быть дополнен (изменен) при соответствующих организационных изменениях в ГОУ, введении новых функций и пр.
2.4. Функциональный метод применяется как итоговый метод для формирования штатного расписания, т.е. не для расчета численности, а для определения адекватной должности (профессии) согласно должностным (функциональным) обязанностям работников (приложение N 4 к настоящей Методике). При этом используются тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников государственных образовательных учреждений.
III. Этапы формирования штатных расписаний ГОУ
Этапы формирования штатного расписания различаются в зависимости от типа и вида образовательного учреждения.
3.1 Формирование штатного расписания типовых ГОУ.
Формирование штатного расписания типового ГОУ проводится в три этапа.
Первый этап формирования штатного расписания типового ГОУ проводится по методу расчетных индикаторов.
Цель первого этапа - определить количество ставок работников в штатном расписании образовательного учреждения, приходящиеся на одного обучающегося с использованием расчетных индикаторов, утвержденных нормативным правовым актом автономного округа.
Количество работников соответствующего типа, вида образовательного учреждения определяется путем умножения соответствующего расчетного индикатора на количество обучающихся (воспитанников) образовательного учреждения.
С помощью метода расчетных индикаторов устанавливается количество работников государственного образовательного учреждения, категории "руководители", "специалисты", установленных в приложении N 1 к настоящей Методике.
В том случае, если в структуре образовательного учреждения определенного типа существует несколько типов и (или) видов ОУ, расчет по каждому типу (виду) ОУ ведется по расчетным индикаторам соответствующего типа (вида).
Второй этап формирования штатного расписания ГОУ проводится по нормативному методу.
Нормативный метод применяется для расчета штатной численности по категориям должностей ГОУ, количество которых напрямую зависит от норм труда.
Цель второго этапа - определить количество штатных единиц по должностям категории "специалисты", количество ставок рабочих, а также штатная численность работников инфраструктурных объектов (служб, подразделений) ГОУ, установленных в приложениях к настоящей Методике.
Третий этап формирования штатного расписания ГОУ проводится по функциональному методу.
Цель третьего этапа - определить наименование должностей служащих и профессий рабочих, по рассчитанному количеству штатных единиц в соответствии с функциональными обязанностями работников ГОУ, связанными с реализацией функций (направлений деятельности) учреждения и его уставных задач.
При определении наименования должностей по штатной численности работников ГОУ используется сначала метод расчетных индикаторов и нормативный метод, а затем функциональный.
3.2. Этапы формирования штатных расписаний нетиповых государственных (муниципальных) образовательных учреждений и прочих организаций.
Первый этап формирования штатного расписания ГОУ проводится по нормативному методу.
Цель первого этапа - определить количество штатных единиц по должностям категории "профильные специалисты".
По этому же методу определяются количество ставок рабочих (приложения NN 6 - 6.7 к настоящей Методике) и штатная численность работников инфраструктурных объектов (служб, подразделений) ГОУ при их наличии (приложение N 7 к настоящей Методике).
Второй этап формирования штатного расписания ГОУ проводится по методу структурных индикаторов, утвержденных нормативным правовым актом автономного округа.
С помощью структурных индикаторов определяют количество работников нетипового ГОУ, категории "руководители", "специалисты" и "служащие". Расчет производится путем умножения структурного индикатора на численность ставок профильных специалистов данных учреждений, устанавливаемых главным распорядителем средств образовательного учреждения.
Третий этап формирования штатного расписания ГОУ проводится по функциональному методу.
Цель третьего этапа - определить наименование должностей служащих и профессий рабочих по рассчитанному количеству штатных единиц в соответствии с функциональными обязанностями работников ГОУ, связанными с реализацией функций (направлений деятельности) учреждения и его уставных задач.
IV.Особые условия
4.1.Типовые структурные подразделения в нетиповом учреждении.
В нетиповом образовательном учреждении (организации) руководитель также может использовать все три метода для расчета ставок по категориям работников на отдельные структурные подразделения по соответствующим расчетным индикаторам.
4.2. Экспериментальные площадки.
В том случае, если образовательное учреждение имеет статус федеральной или окружной экспериментальной площадки, уполномоченным органом могут быть введены дополнительные к расчетным по настоящей Методике ставки. Ставки вводятся на время проведения эксперимента.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.