27 июня, 25 сентября 2008 г.
Принят постановлением Государственной Думы
Ямало-Ненецкого автономного округа 12 декабря 2007 г. N 1125
Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа |
Ю.В. Неелов |
г. Салехард
20 декабря 2007 г.
N 138-ЗАО
Окружная целевая программа
"Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком
автономном округе на 2008 - 2010 годы"
(утв. Законом Ямало-Ненецкого автономного округа "Об окружной целевой
программе "Развитие малого и среднего предпринимательства
в Ямало-Ненецком автономном округе на 2008 - 2010 годы")
27 июня, 25 сентября 2008 г.
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 сентября 2008 г. N 80-ЗАО в паспорт настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
Паспорт программы
Наименование Программы |
Окружная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2008 - 2010 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки |
Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ); постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 года N 249 "Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства"; постановление администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 мая 2007 года N 269-А "Об утверждении комплексного плана мероприятий администрации Ямало-Ненецкого автономного округа и исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2007 году"; распоряжение администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 октября 2007 года N 402-РА |
Государственный заказчик - координатор Программы |
Департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент экономики) |
Государственные заказчики |
Департамент экономики; департамент строительства автономного округа (в части капитального строительства и реконструкции объектов) |
Ответственные за выполнение мероприятий |
Департамент экономики; департамент строительства автономного округа |
Разработчик Программы |
Департамент экономики |
Цели и задачи Программы |
Основной целью является создание благоприятных условий, обеспечивающих: увеличение количества малых предприятий; увеличение численности и доходов населения, занятого на предприятиях малого и среднего бизнеса; занятость населения и развитие самозанятости, стимулирование граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности; рост объемов продукции (работ, услуг), выпускаемой малыми предприятиями; увеличение объемов налогов в доходах консолидированного бюджета автономного округа от субъектов малого и среднего предпринимательства; продвижение продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на рынки Российской Федерации и зарубежных стран. Задачи: совершенствование нормативной правовой базы в сфере развития малого и среднего предпринимательства; формирование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечивающей доступность необходимых финансовых и имущественных ресурсов, информационных, консультационных, маркетинговых и иных услуг; финансирование муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства; информационная, консультационная и научно-методическая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности; содействие развитию общественных организаций предпринимателей; содействие развитию межрегионального сотрудничества и выставочной деятельности; финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства |
Сроки и этапы реализации |
2008 - 2010 годы |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели по этапам реализации Программы |
Количество малых предприятий; среднесписочная численность работников, занятых на малых предприятиях; общий объем продукции, произведенной малыми предприятиями; объем налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет автономного округа |
Основные направления реализации мероприятий |
Совершенствование нормативной правовой базы в сфере развития малого и среднего предпринимательства; формирование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; финансирование муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства; информационная, консультационная и научно-методическая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности; содействие развитию общественных организаций предпринимателей; содействие развитию межрегионального сотрудничества и выставочной деятельности; финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем расходов окружного бюджета по финансированию Программы на период 2008 - 2010 годы составит 256 224 тыс. рублей, в том числе: 2008 год - 103 000 тыс. рублей; 2009 год - 85 224 тыс. рублей; 2010 год - 68 000 тыс. рублей. На финансирование Программы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. N 249 "Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" планируется привлечение средств федерального бюджета. Объем средств федерального бюджета, привлекаемых на софинансирование мероприятий за весь период реализации Программы, планируется в размере 99 млн рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации и показатели социально-экономической эффективности |
Реализация Программы за период 2008 - 2010 годы позволит увеличить: количество малых предприятий до 2,15 тыс. единиц; среднесписочную численность работников, занятых на малых предприятиях, до 23,5 тыс. работников; общий объем продукции, произведенный малыми предприятиями, до 26,8 млрд рублей; объем налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в бюджеты автономного округа составит 1140 млн рублей |
Раздел I. Характеристика проблем, на решение которых
направлена Программа
Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях реализации государственной политики Российской Федерации в сфере развития малого и среднего предпринимательства на территории автономного округа.
Роль и вклад малого и среднего предпринимательства в социально-экономическое развитие региона трудно переоценить. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
По состоянию на 1 января 2007 г. на территории автономного округа действовало 1839 малых предприятий и 11957 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. В расчете на 100 000 человек населения автономного округа приходится 344 малых предприятий, тогда как в среднем по Российской Федерации данный показатель составляет 720, а в странах Европейского Союза - более 2500 единиц.
Занятость на малых предприятиях на начало 2007 года составила 21,5 тысяч человек или 7,2% от экономически активного населения автономного округа, при среднероссийском показателе 17,8%, в странах Европейского Союза - 55%.
Объем продукции (работ, услуг), производимой малыми предприятиями автономного округа, в 2006 году составил 17065,2 млн рублей, а его доля в валовом региональном продукте автономного округа всего 3%, что является характерным для регионов, имеющих сильно выраженную энерго-сырьевую направленность. При этом в Российской Федерации данный показатель составляет 36%, а в странах Европейского Союза - 46%.
Специфика автономного округа, выражающаяся в сложных природно-климатических условиях, отдаленности от экономических центров Российской Федерации, сезонности транспортных путей внутри региона до большинства населенных пунктов, экономической неразвитостью сельскохозяйственных районов и моноотраслевой направленностью городов, оказывает существенное негативное влияние на процессы создания и функционирования малого предпринимательства, препятствуя его всестороннему развитию.
Анализ распределения численности занятых в малом бизнесе по территории региона показывает, что 91% от общего числа представителей малого бизнеса сосредоточен в городах автономного округа. В муниципальных районах, где большая часть населения представлена коренными малочисленными народами Севера, малое предпринимательство развито незначительно.
Распределение малого бизнеса по отраслям народного хозяйства в последние годы остается неизменным, наиболее привлекательными для малых предприятий по-прежнему являются такие отрасли, как строительство, торговля и транспорт. Остальные отрасли народного хозяйства в автономном округе выражены недостаточно, что свидетельствует о необходимости корректировки отраслевой структуры малого предпринимательства и оказания государственной поддержки развитию приоритетных для территорий видов деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" конкретные меры поддержки малого предпринимательства осуществляются посредством программ, с помощью которых органы власти могут обеспечить целенаправленность, скоординированность и эффективность действий, призванных улучшить условия развития данного сектора экономики.
В автономном округе государственная поддержка развития малого предпринимательства традиционно осуществляется программно-целевым методом. Первая программа была принята в 2000 году, в настоящее время завершается исполнение третьей программы государственной поддержки малого предпринимательства.
Всего с 2000 года на поддержку малого предпринимательства из окружного бюджета, с учетом 2007 года, фактически было выделено 127,5 млн рублей, что дало возможность добиться определенных положительных результатов в данном направлении.
В рамках оказания имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и в целях решения проблем муниципальных районов, где отсутствуют приспособленные для ведения торговой деятельности помещения, по программе поддержки малого предпринимательства были реализованы мероприятия по приобретению модульных секций для организации рынков, торговых павильонов, мест розничной торговли и общепита, в том числе в поселках Яр-Сале, Белоярск, Мужи, Харп, Тазовский, Вынгапуровский, Коротчаево и Лимбяяха. Таким образом, было создано приспособленных помещений для ведения бизнеса площадью 1200 кв. метров, на которых осуществляют свою деятельность более 42 предпринимателей.
Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства в автономном округе, в целях более эффективного использования и возможности аккумулирования бюджетных средств, предназначенных на поддержку предпринимательства, проводилась на возвратной основе с использованием различных кредитно-финансовых механизмов. За период 2005-2007 годы в рамках реализации мероприятия по финансированию проектов по приоритетным для территорий направлениям было выделено 19736,6 тыс. рублей. Профинансировано 29 инвестиционных проектов в сфере строительства, общепита, агропромышленного комплекса, производства полуфабрикатов, бытового обслуживания и оказания медицинских услуг. Осуществлялась компенсация процентной ставки по кредитам, полученным субъектами малого предпринимательства.
Несмотря на имеющиеся положительные результаты при осуществлении финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства в автономном округе до настоящего времени не получили должного развития лизинговые механизмы финансирования инвестиционных проектов малого предпринимательства, являющиеся для отраслей промышленности, транспорта и строительства наиболее предпочтительными.
Информационная и научно-методическая поддержка малого предпринимательства предоставлялась в виде ежегодного проведения выставки "Малый бизнес Ямало-Ненецкого автономного округа", конкурсов среди средств массовой информации на лучшее освещение деятельности субъектов малого предпринимательства, семинаров, круглых столов и других мероприятий информационного и методологического характера.
Главной проблемой в развитии предпринимательства в автономном округе остается недостаточно развитая инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства, поэтому важнейшей задачей в сфере развития предпринимательства на территории автономного округа остается дальнейшее формирование инфраструктуры, обеспечивающей доступность необходимых финансовых и имущественных ресурсов, информационных, консультационных, маркетинговых и иных услуг. Одним из наиболее эффективных инструментов поддержки в данном направлении является создание бизнес-инкубаторов, поскольку именно они дают возможность, во-первых, заложить основы новой генерации малых предприятий, во-вторых, поддержать уже действующих предпринимателей, в-третьих, образовать среду, направленную на содействие развитию предпринимательства.
В целях решения проблемы отсутствия свободных государственных и муниципальных помещений, пригодных для размещения бизнес-инкубаторов, в рамках реализации Окружной целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства в автономном округе на 2005-2007 годы было начато мероприятие по строительству зданий бизнес-инкубаторов в городах автономного округа. В 2006 году были выполнены проектно-изыскательские работы для строительства бизнес-инкубаторов в городах Ноябрьск, Муравленко, профинансировано приобретение здания для организации бизнес-инкубатора в Пуровском районе и произведена компенсация затрат по строительству здания для размещения бизнес-инкубатора в городе Губкинском. Поэтому основные средства новой Программы будут направлены на завершение ранее принятых обязательств по строительству бизнес-инкубаторов в городах Ноябрьск, Муравленко и дальнейшее создание бизнес-инкубаторов в городах Салехард, Надым.
Деятельность субъектов малого предпринимательства остается во многом зависимой от эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, так как решение большей части вопросов по созданию благоприятной среды для развития малого предпринимательства находится в их ведении и компетенции. По-прежнему высокими остаются административные барьеры на пути развития малого предпринимательства, нуждается в упорядочении сфера контроля и надзора за деятельностью предпринимателей. С учетом быстро меняющегося законодательства в различных сферах не сформировано в полном объеме нормативно-правовое обеспечение деятельности предпринимательства.
Субъекты малого предпринимательства нередко сталкиваются с проблемами, возникающими из монополистического положения на рынке отдельных крупных и средних предприятий, в том числе в сфере транспорта, связи и жилищно-коммунального комплекса. Необходимо общее развитие предпринимательской и конкурентной среды на территории автономного округа, внедрение механизмов, ограничивающих монополистическую деятельность крупных и средних предприятий.
Крайне низкими остаются объемы производства малых форм хозяйствования в сфере агропромышленного комплекса. Основное производство обеспечивают крупные хозяйства, зачастую являющиеся неэффективными и высоко затратными.
Предпринимательские структуры все еще слабо включаются в решение проблем социально-экономического развития муниципальных образований. Для субъектов малого предпринимательства автономного округа характерны низкие взаимные интеграционные процессы. Так, далеко не во всех муниципальных образованиях и населенных пунктах действуют общественные объединения и союзы предпринимателей, мало используются возможности кредитной кооперации.
Существенным негативным фактором развития предпринимательства является отсутствие в большинстве муниципальных образований автономного округа собственных программ поддержки малого предпринимательства, отсутствие приоритетных направлений в проведении политики развития предпринимательства.
Таким образом, комплексно анализируя социально-экономическое положение автономного округа, его финансовую и рыночную инфраструктуру, можно сделать вывод, что экономическая и правовая среда в автономном округе недостаточно благоприятна для развития малого предпринимательства. Сложилась ситуация, при которой развитие малого предпринимательства, особенно в приоритетных направлениях и в производственной сфере, может происходить лишь при условии получения целенаправленного содействия и координации со стороны государственных и муниципальных структур.
В то же время малое предпринимательство, как основополагающий сектор экономики в странах с рыночными отношениями, способно в силу своей активности, адаптивности и самоорганизации, при должной государственной политике регулирования и поддержки обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект. Поэтому активизация действий органов власти в части поддержки развития малого предпринимательства является в настоящее время более чем актуальной, а нерешенность назревших проблем в этой области в дальнейшем может существенно затормозить экономическое развитие региона.
Становление свободного и социально ответственного предпринимательства указано Президентом Российской Федерации в Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 г. как стратегическое направление государственной политики Российской Федерации. Особо отмечена важность в социально-экономическом развитии России малого предпринимательства, необходимость поддержки его развития.
Очевидно, что для ускорения темпов экономического роста автономного округа, ликвидации дисбаланса в развитии территорий, борьбы с бедностью и развития инноваций нужно стимулировать создание новых малых предприятий, повышать их конкурентоспособность, увеличивать занятость работников в секторе малого и среднего предпринимательства.
Настоящая Программа разработана для возможности комплексного решения целей и задач при реализации государственной политики Российской Федерации в сфере развития малого и среднего предпринимательства на территории автономного округа. Программа основывается на направлениях, заданных Концепцией государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, утвержденной 19 декабря 2001 г. Госсоветом Российской Федерации, принципах и приоритетах, зафиксированных в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы) и положениях Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)
Формы и виды поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки, осуществляются исполнительными органами государственной власти автономного округа в соответствии с полномочиями, предусмотренными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", порядком и условиями, предусмотренными настоящей Программой и иными законами и нормативными правовыми актами автономного округа.
Эффективность реализации Программы будет оцениваться по показателям (индикаторам), характеризующим результативность развития малого и среднего предпринимательства путем сравнения плановых и фактических показателей статистической отчетности в соответствии с приложением 1 к Программе.
Программа реализуется в один этап в течение 2008-2010 годов. Данный период позволит в большей мере осуществить реализацию основной задачи Программы, а именно - формирование целостной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в автономном округе.
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2008 г. N 67-ЗАО в настоящий раздел внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
Раздел II. Основные цели и задачи Программы
Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в автономном округе является частью государственной социально-экономической политики Российской Федерации и представляет собой совокупность правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение реализации целей, установленных Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Основной целью Программы является создание благоприятных условий, обеспечивающих:
увеличение количества малых предприятий;
увеличение численности и доходов населения, занятого на предприятиях малого и среднего бизнеса;
занятость населения и развитие самозанятости, стимулирование граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности;
рост объемов продукции (работ, услуг), выпускаемой малыми предприятиями;
увеличение объема налогов в доходах консолидированного бюджета автономного округа от субъектов малого и среднего предпринимательства;
продвижение продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на рынки Российской Федерации и зарубежных стран.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
совершенствование нормативной правовой базы в сфере развития малого и среднего предпринимательства;
формирование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечивающей доступность необходимых финансовых и имущественных ресурсов, информационных, консультационных, маркетинговых и иных услуг;
финансирование муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
информационная, консультационная и научно-методическая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности;
содействие развитию общественных организаций предпринимателей;
содействие развитию межрегионального сотрудничества и выставочной деятельности;
финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
Необходимо отметить, что для достижения целей в области социально-экономического развития автономного округа, в том числе и создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, расширены рамки действующей программы поддержки предпринимательства и сформированы самостоятельные, специализированные направления поддержки для отдельных категорий хозяйствующих субъектов и отраслей в зависимости от существующих проблем. Поэтому, помимо настоящей Программы, на территории автономного округа действуют другие программы, в рамках которых реализуются направления поддержки, рекомендованные Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Оказание поддержки хозяйствам в сфере агропромышленного комплекса на территории автономного округа, в том числе и субъектам малого и среднего предпринимательства, проводится в рамках реализации окружной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006-2010 годы". Финансовая поддержка сельскохозяйственных производителей, организаций агропромышленного комплекса, крестьянских (фермерских) хозяйств, организаций потребкооперации, сельскохозяйственных потребительских кооперативов будет осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами администрации автономного округа.
Поддержка в области инноваций и промышленного производства осуществляется в рамках реализации ведомственной целевой программы "Формирование единого инвестиционного и инновационного климата Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2006-2008 гг.", утвержденной постановлением администрации автономного округа от 24 января 2006 г. N 23-А.
Поддержка возрождения и популяризации декоративно-прикладного искусства и ремесел коренных малочисленных народов Севера, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, на территории автономного округа осуществляется в рамках реализации окружной целевой программы "Культура Ямала (2006-2010 годы)", утвержденной Законом автономного округа от 27 июня 2006 г. N 29-ЗАО, и окружной целевой программы "Культура, язык, традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008-2011 годы".
Финансовая поддержка производителей хлеба осуществляется в соответствии с Законом автономного округа от 6 октября 2006 г. N 47-ЗАО "О государственной поддержке производителей хлеба в Ямало-Ненецком автономном округе и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по поддержке производителей хлеба" на основании постановления администрации автономного округа от 22 февраля 2007 г. N 74-А "О порядке и условиях предоставления государственной поддержки производителям хлеба".
В целях обеспечения занятости населения и развития самозанятости на территории автономного округа принята "Окружная целевая программа содействия занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008-2010 годы", утвержденная Законом автономного округа от 4 мая 2007 г. N 57-ЗАО.
В целях сокращения административного регулирования, препятствующего развитию предпринимательства, дебюрократизации экономики и координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на территории автономного округа реализуется окружная целевая программа "Административная реформа в Ямало-Ненецком автономном округе на 2006-2008 годы".
Поэтому при разработке настоящей Программы и определении перечня мероприятий, подкрепленных финансированием, такие направления поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, как финансовая, имущественная поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества и сельского хозяйства не были включены в перечень программных мероприятий.
Основные приоритеты отданы одному из важнейших направлений поддержки - формированию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, без реализации которого невозможно оказание полноценной и разносторонней поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории автономного округа.
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 сентября 2008 г. N 80-ЗАО в раздел III настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
Раздел III. Перечень программных мероприятий
Мероприятия, указанные в приложении 2 к Программе, разработаны исходя из возможности решения поставленных задач в области развития малого и среднего предпринимательства на территории автономного округа, с учетом финансовых ресурсов, выделяемых на финансирование Программы, и полномочий, закрепленных за органами государственной власти Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ.
1. Раздел "Совершенствование нормативной правовой базы в сфере
развития малого и среднего предпринимательства"
В рамках реализации данного направления планируется:
разработка Закона автономного округа "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе";
разработка рекомендаций для органов местного самоуправления по вопросам осуществления поддержки малого и среднего предпринимательства;
разработка и совершенствование механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства.
2. Раздел "Формирование инфраструктуры поддержки малого
и среднего предпринимательства"
Данный раздел включает в себя основное мероприятие Программы "Создание и содействие развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе строительство и приобретение помещений для создания бизнес-инкубаторов, а также их оснащение", на реализацию которого в целом будет направлено более 90% всех средств Программы.
Строительство и приобретение бизнес-инкубаторов предоставляет возможность создания сети бизнес-инкубаторов как целостной инфраструктуры поддержки предпринимательства, которая будет предоставлять комплекс услуг по становлению и развитию малых, вновь созданных и находящихся на ранней стадии развития субъектов малого бизнеса. Средства Программы будут направлены на завершение строительства бизнес-инкубаторов в городах Ноябрьске, Муравленко, на строительство бизнес-инкубаторов в городах Салехарде, Надыме, приобретение и оснащение бизнес-инкубатора в городе Новом Уренгое.
Созданные бизнес-инкубаторы в рамках Программы будут оснащены необходимым для ведения деятельности оборудованием - офисной мебелью, электронно-вычислительной техникой, программным обеспечением, периферийными устройствами, копировально-множительным оборудованием, связью. Будет обеспечен доступ к коммунальным услугам.
3. Раздел "Финансирование муниципальных программ развития субъектов
малого и среднего предпринимательства"
В целях более эффективного использования средств окружного бюджета и активизации деятельности органов местного самоуправления в сфере развития и поддержки предпринимательства софинансирование муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства планируется осуществлять на конкурсной основе по итогам реализации мероприятия "Финансирование муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства по результатам проведенного конкурса". Приоритетными направлениями поддержки муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства станут:
создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе создание механизмов микрофинансирования, грантовая поддержка начинающим предпринимателям;
информационная и консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства;
поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности.
4. Раздел "Информационная, консультационная и научно-методическая
поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства"
Опыт развития отечественного предпринимательства убедительно показывает, что наряду с необходимостью финансовой и имущественной поддержки малого бизнеса все большее значение приобретает обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства необходимыми информационными ресурсами для развития предпринимательской деятельности и ведения цивилизованного бизнеса. Решение данной проблемы возможно только при наличии комплексной системы создания и распространения деловой и общеэкономической информации, для этого в рамках данного направления запланировано мероприятие "Создание и сопровождение информационной базы для субъектов малого и среднего предпринимательства в сети Интернет".
В целях обеспечения информационно-консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории автономного округа и повышения их уровня грамотности запланировано мероприятие "Проведение семинаров для субъектов малого и среднего предпринимательства по актуальным вопросам финансово-хозяйственной деятельности".
5. Раздел "Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности"
В целях формирования положительного имиджа предпринимательской деятельности, устранения стереотипов негативного отношения отдельных социальных слоев населения к предпринимательству, пропаганды общественного движения предпринимателей как эффективного способа самоорганизации среднего класса и повышения уровня информированности населения о положительном опыте работы в области малого предпринимательства в автономном округе предусмотрены следующие мероприятия:
проведение окружного конкурса между средствами массовой информации на лучшее освещение предпринимательской деятельности и телепередач;
подготовка и издание сборника "Малый и средний бизнес Ямала".
Учитывая повышенный уровень безработицы среди молодежи, а также стремление молодежи заниматься предпринимательской деятельностью, ее уровень мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, следует развивать молодежное предпринимательство. В связи с этим запланировано мероприятие "Содействие развитию молодежного предпринимательства. Разработка образовательных программ, организация обучения молодежи на курсах по программам развития предпринимательской инициативы".
6. Раздел "Содействие развитию общественных
организаций предпринимателей"
В последние годы при реализации государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства огромная роль отводится общественным объединениям предпринимателей. Налаженные связи между различными объединениями позволяют более эффективно решать общие задачи и отстаивать интересы определенных групп и слоев предпринимателей. Необходимо организовать диалог между объединениями, выражающими интересы определенных групп предпринимателей, и органами государственной власти и местного самоуправления.
Деловое сотрудничество органов государственной власти с общественными объединениями предпринимателей должно стать одной из составляющих широкого спектра мер, обеспечивающих создание на территории автономного округа благоприятных условий и здоровой социально-психологической атмосферы для реализации предпринимательских инициатив, профилактики и преодоления проблем, возникающих при взаимодействии власти и бизнеса. Их совместная работа должна стать основой плодотворных отношений, работы над реализацией общественно значимых инициатив, комплексных мероприятий и совместных социальных проектов в сфере развития малого предпринимательства.
Вместе с тем многие объединения предпринимателей испытывают проблемы и трудности. В частности, далеко не все предприниматели готовы к совместным действиям и предпочитают свои проблемы решать индивидуально. Объединениям предпринимателей недостает опыта в организации деятельности, ресурсов, опытных консультантов для отстаивания интересов предпринимателей. Поэтому при реализации политики развития предпринимательства объединения предпринимателей необходимо рассматривать не только в качестве соисполнителей, но и в качестве объектов поддержки.
Учитывая положения Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ, в Программе предусмотрено мероприятие по содействию в развитии общественных организаций предпринимателей "Поддержка и пропаганда деятельности некоммерческих общественных организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства" и мероприятие "Создание и организация обеспечения деятельности Совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе", в рамках реализации которого планируется создание совещательного органа - Совета по развитию малого и среднего предпринимательства в автономном округе, главной целью которого является возможность участия представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства на территории автономного округа.
7. Раздел "Содействие развитию межрегионального сотрудничества
и выставочной деятельности"
В целях пропаганды достижений малого и среднего бизнеса, содействия продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на рынки Российской Федерации запланированы мероприятия "Проведение ежегодной выставки "Малый и средний бизнес Ямала" и "Участие в региональных и федеральных мероприятиях поддержки малого и среднего предпринимательства. Организация деловых миссий и изучение передового опыта".
8. Раздел "Финансовая поддержка субъектов малого
и среднего предпринимательства"
Для целей обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам, развития системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, основанных на кредитных договорах, договорах займа и лизинга, планируется проведение мероприятий по реализации механизмов частно-государственного партнерства, направленных на формирование региональных гарантийных фондов (фондов поручительств) по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства.
9. Раздел "Имущественная поддержка субъектов малого
и среднего предпринимательства"
Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны государства имеет важное значение для поддержания и развития малого бизнеса.
В целях стимулирования развития малого и среднего предпринимательства в автономном округе, обеспечения процесса развития имущественными ресурсами планируется формирование перечней имущества, находящегося в государственной собственности Ямало-Ненецкого автономного округа для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.
В данный перечень будет включено имущество, использование которого возможно в производственной деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства на территории автономного округа.
Условия предоставления и использования данного имущества будут определяться соответствующим положением, утвержденным постановлением администрации автономного округа.
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 сентября 2008 г. N 80-ЗАО в раздел IV настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
Раздел IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Основным источником финансирования Программы является бюджет автономного округа. Планируемый объем средств окружного бюджета на весь срок реализации Программы составляет 256 224 тыс. рублей, в том числе по годам:
2008 г. - 103 000 тыс. рублей;
2009 г. - 85224 тыс. рублей;
2010 г. - 68000 тыс. рублей.
Помимо средств окружного бюджета, на реализацию мероприятий Программы по строительству и оснащению бизнес-инкубаторов, а также на финансирование муниципальных программ планируется привлечение средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. N 249 "Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства". Объем средств федерального бюджета, привлекаемый на софинансирование мероприятий за весь период реализации Программы, планируется в размере 99 млн рублей.
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 сентября 2008 г. N 80-ЗАО в раздел V настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
Раздел V. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Эффективность реализации Программы будет оцениваться по количественным показателям (индикаторам), характеризующим результативность развития малого предпринимательства путем сравнения плановых и фактических показателей статистической отчетности. Предлагаемые показатели (индикаторы) результативности Программы приведены в таблице 1.
Успешная реализация Программы позволит добиться существенного сдвига в создании благоприятных условий для развития предпринимательства в автономном округе. Количество малых предприятий должно превысить уровень 2,15 тыс. единиц. Среднесписочная численность работников, занятых на малых предприятиях, достигнет 23,5 тыс. человек. Общий объем продукции, производимой малыми предприятиями, увеличится до 26,8 млрд рублей. Сумма налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет автономного округа возрастет с 864 млн рублей до 1140 млн рублей.
Мероприятие по созданию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включающее строительство и приобретение зданий под размещение бизнес-инкубаторов, на которое планируется направить основную часть средств Программы, позволит создать 5 бизнес-инкубаторов, 4500 кв. метров дополнительных площадей и 350 новых рабочих мест для начинающих предпринимателей.
Таблица 1
N п/п |
Показатели (индикаторы) | Едини- ца изме- рения |
Базо- вый уро- вень (2007 год) |
Планируемое значение | ||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
||||
1 | Показатели результативности развития малого и среднего предпринимательства |
|||||
1.1 | Количество малых предприятий | тыс. ед. |
1,9 | 2,00 | 2,08 | 2,15 |
1.2 | Среднесписочная численность работников, занятых на малых предприятиях |
тыс. чел. |
21,5 | 21,9 | 22,7 | 23,5 |
1.3 | Общий объем продукции, произведенной малыми предприятиями |
млрд руб. |
19,7 | 22,3 | 25,0 | 26,8 |
1.4 | Объем налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет автономного округа |
млн руб. |
864 | 968 | 1055 | 1140 |
Достижение указанных показателей возможно при запланированном уровне финансирования Программы за счет средств окружного бюджета. Действие факторов политического или макроэкономического характера, способных оказать отрицательное влияние на результаты реализации Программы или же сделать реализацию Программы нецелесообразной, не учитываются. В то же время при возникновении таких факторов реализация Программы может быть прекращена досрочно.
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 сентября 2008 г. N 80-ЗАО в раздел VI настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
Раздел VI. Условия предоставления и методика расчета
межбюджетных субсидий
Субсидии, передаваемые в бюджеты муниципальных образований автономного округа, предоставляются на основании соглашений с муниципальными образованиями автономного округа (с указанием обязательств по отчетности и контролю и с приложением перечня мероприятий, по которым предполагается софинансирование из окружного бюджета).
Размер межбюджетной субсидии определяется в соответствии с методикой расчета и по результатам конкурса, проводимого департаментом экономики.
Методика расчета межбюджетной субсидии выражена формулой:
MS = P + P + ... + P + C , где
i m1 m2 mn i
MS_i - объем субсидии бюджету соответствующего (i-го) муниципального
образования автономного округа;
P_m1, Р_m2, ..., Р_mn - расходы на проведение мероприятий (1, 2 ...n) муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, определяемых по результатам конкурса согласно постановлению администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 мая 2008 года N 232-А "О финансировании муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства", учитывая критерии и условия предоставления межбюджетных субсидий, установленные департаментом экономики;
С_i - расходы на капитальное строительство и приобретение объектов соответствующего муниципального образования автономного округа.
Приложение 1
к окружной целевой программе
"Развитие малого и среднего
предпринимательства
на 2008-2010 годы"
Методика
оценки эффективности Программы
Эффективность реализации Программы будет оцениваться по количественным показателям (индикаторам), характеризующим результативность развития малого предпринимательства, указанным в таблице 1 Программы, путем сравнения плановых и фактических показателей статистической отчетности.
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 сентября 2008 г. N 80-ЗАО настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Закона
Приложение 2
к окружной целевой программе
"Развитие малого и среднего
предпринимательства
на 2008-2010 годы"
Перечень
мероприятий окружной целевой программы "Развитие малого и среднего
предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном
округе на 2008-2010 годы"
27 июня, 25 сентября 2008 г.
(тыс. руб.)
п | Наименование мероприятий | 2008 год |
2009 год |
2010 год |
Всего |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Совершенствование нормативной правовой базы в сфере развития малого и среднего предпринимательства (ст. 2 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ) |
||||
1.1 | Разработка Закона автономного округа "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе" |
||||
1.2 | Разработка рекомендаций для органов местного самоуправления по вопросам осуществления поддержки малого и среднего предпринимательства |
||||
1.3 | Разработка и совершенствование механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства |
||||
2 | Формирование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ) |
||||
2.1 | Создание и содействие развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе |
86 500 |
78 224 |
61 000 |
225 724 |
2.1.1 | Строительство бизнес-инкубаторов и их оснащение |
23 500 | 78 224 | 61 000 | 162 724 |
2.1.2 | Приобретение помещений для создания бизнес-инкубаторов и их оснащение (г. Новый Уренгой) |
63 000 |
63 000 |
||
3 | Финансирование муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 7 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ) |
||||
3.1 | Финансирование муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства по результатам проведенного конкурса |
12 500 |
2 500 |
2 500 |
17 500 |
4 | Информационная, консультационная и научно-методическая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 4 ч. 1 ст. 10, ст. 19, ст. 20, п. 3 ст. 21 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ) |
||||
4.1 | Создание и сопровождение информационной базы для субъектов малого и среднего предпринимательства в сети Интернет |
||||
4.2 | Проведение семинаров для субъектов малого и среднего предпринимательства по актуальным вопросам финансово-хозяйственной деятельности |
300 |
300 |
300 |
900 |
5 | Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности (п. 6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ) |
||||
5.1 | Проведение окружного конкурса между средствами массовой информации на лучшее освещение предпринимательской деятельности и телепередач |
300 |
300 |
300 |
900 |
5.2 | Подготовка и издание сборника "Малый и средний бизнес Ямала" |
300 | 300 | ||
5.3 | Содействие развитию молодежного предпринимательства. Разработка образовательных программ, организация обучения молодежи на курсах по программам развития предпринимательской инициативы |
500 |
500 |
500 |
1 500 |
6 | Содействие развитию общественных организаций предпринимателей (п. 3, п. 12 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ) |
||||
6.1 | Создание и организация обеспечения деятельности Совета по развитию малого и среднего предпринимательства в автономном округе |
200 |
200 |
200 |
600 |
6.2 | Поддержка и пропаганда деятельности некоммерческих общественных организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства |
200 |
200 |
200 |
600 |
7 | Содействие развитию межрегионального сотрудничества и выставочной деятельности (п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ) |
||||
7.1 | Проведение ежегодной выставки "Малый и средний бизнес Ямала" |
2000 | 2000 | 2000 | 6000 |
7.2 | Участие в региональных и федеральных мероприятиях поддержки малого и среднего предпринимательства. Организация деловых миссий и изучение передового опыта |
500 |
700 |
500 |
1700 |
8 | Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (ст. 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ) |
||||
8.1 | Реализация механизмов частно-государственного партнерства, направленных на формирование региональных гарантийных фондов (фондов поручительств) по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства |
300 | 200 | 500 | |
9 | Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ) |
||||
9.1 | Формирование перечней имущества для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства |
||||
Итого из средств окружного бюджета |
103 000 | 85 224 | 68 000 | 256 224 | |
в том числе | |||||
капитальные | 86 500 | 77 224 | 60 000 | 223 724 | |
текущие | 16 500 | 8 000 | 8 000 | 32 500 | |
Дополнительный источник финансирования (федеральный бюджет) | |||||
1 | Создание и содействие развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе строительство бизнес-инкубаторов |
26750 |
39112 |
30500 |
96 362 |
2 | Финансирование муниципальных программ поддержки малого предпринимательства |
1250 |
1250 |
2 500 |
|
Итого средств, привлекаемых из федерального бюджета |
26 750 | 40362 | 31750 | 98862 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 декабря 2007 г. N 138-ЗАО "Об окружной целевой программе "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2008-2010 годы"
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 г.
Текст Закона опубликован в газете "Красный Север" от 28 декабря 2007 г., спецвыпуск N 124-125
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 февраля 2009 г. N 7-ЗАО настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2008 г. N 125-ЗАО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 сентября 2008 г. N 80-ЗАО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2008 г. N 67-ЗАО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона