Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
Главы
муниципального образования
Надымский район
от 8 октября 2008 г. N 791
Порядок
проведения экспертизы проектов муниципальных нормативных
правовых актов муниципального образования Надымский
район на коррупциогенность
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в целях выявления коррупционных факторов в проектах муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования Надымский район (далее по тексту - проекты муниципальных нормативных правовых актов) и устанавливает процедуру проведения экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов на коррупциогенность.
1.2. Антикоррупционная экспертиза проводится с целью устранения из муниципальных нормативных правовых актов коррупциогенных факторов и является мерой предупреждения коррупционных действий.
1.3. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные термины и понятия:
а) экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов на коррупциогенность (далее по тексту - антикоррупционная экспертиза) - деятельность, направленная на выявление в тексте проекта муниципального нормативного правового акта коррупциогенных факторов;
б) коррупциогенность проекта муниципального нормативного правового акта - наличие в проекте муниципального нормативного правового акта одного или нескольких коррупциогенных факторов;
в) коррупциогенный фактор - нормативная правовая конструкция (отдельное нормативное предписание или их совокупность), которая сама по себе или во взаимосвязи с иными нормативными положениями либо управленческими обыкновениями создает риск совершения субъектами, реализующими нормативные предписания, коррупционных действий;
г) коррупционные действия - действия лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы муниципального образования Надымский район, должности в муниципальных учреждениях и предприятиях, иных организациях, являющихся субъектом правоприменения, направленные на незаконное получение денежного вознаграждения, имущества, имущественных прав и иных имущественных благ с использованием должностных полномочий, а равно действия граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) и организаций, направленные на незаконное предоставление указанным должностным лицам или в их интересах иным лицам денежных средств, имущества, имущественных прав и иных имущественных благ.
2. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы
2.1. Антикоррупционной экспертизе подлежат носящие нормативный характер проекты решений Районной Думы муниципального образования Надымский район (далее по тексту - Районная Дума), вносимые на рассмотрение Районной Думы Главой муниципального образования Надымский район (далее по тексту - Глава района), постановления и распоряжения Главы района.
2.2. Обязательным является проведение антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов, касающихся реализации избирательных прав и права на референдум; муниципальной службы; бюджетного процесса; кредитования и эмиссии ценных бумаг; приватизации муниципального имущества.
2.3. Требования, установленные пунктом 2.1. настоящего Порядка, не распространяются на проекты муниципальных нормативных правовых актов, связанных с утверждением договоров и соглашений муниципального образования Надымский район, программ социально-экономического развития муниципального образования Надымский район, долгосрочных целевых программ муниципального образования Надымский район, проектов решений Районной Думы о бюджете и отчете о его исполнении, признании муниципальных нормативных правовых актов утратившими силу, приостановлении их действия.
2.4. Антикоррупционная экспертиза проводится правовым управлением Администрации муниципального образования Надымский район (далее по тексту - правовое управление) с привлечением, в случае необходимости, иных структурных подразделений Администрации муниципального образования Надымский район (далее по тексту - Администрация района).
2.5. По результатам антикоррупционной экспертизы в случае выявления в проекте муниципального нормативного правового акта наличия одного или нескольких коррупциогенных факторов правовое управление готовит заключение о результатах антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта.
2.6. В заключении о результатах антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта должно содержаться подробное описание выявленных коррупциогенных факторов со ссылками на нормативные предписания и структурные элементы текста нормативного правового акта, в которых они закреплены, а также способы их устранения или нейтрализации.
2.7. Заключение о результатах антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта направляется Главе района как председателю межведомственного Совета при Главе муниципального образования Надымский район по противодействию коррупции (далее по тексту Совет) для рассмотрения на заседании Совета.
2.8. При вынесении заключения о результатах антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового на заседание Совета, принятие муниципального нормативного правового акта приостанавливается.
2.9. Решение, принятое на заседании Совета по рассмотрению заключения о результатах антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта, обязательно для исполнения и внесения, в случае необходимости, изменений в проект муниципального нормативного правового акта.
3. Содержание антикоррупционной экспертизы
3.1. Не являются предметом антикоррупционной экспертизы следующие дефекты проектов муниципальных нормативных правовых актов:
1) юридические коллизии нормативных предписаний, содержащихся в одном муниципальном нормативном правовом акте либо в различных муниципальных нормативных правовых актах, в том числе несоответствие содержания нормативных предписаний положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу;
2) нарушение установленной процедуры принятия, подписания, опубликования проекта муниципального нормативного правового акта;
3) нарушение установленной формы муниципального нормативного правового акта;
4) нарушение требований юридико-технического качества муниципального нормативного правового акта.
Выявление названных дефектов проекта муниципального нормативного правового акта является предметом правовой экспертизы.
3.2. В случае выявления в ходе антикоррупционной экспертизы дефектов проекта муниципального нормативного правового акта, указанных в пункте 3.1.1. настоящего Порядка, лицо, проводящее антикоррупционную экспертизу, указывает на них как на обстоятельства, создающие условия для возможного возникновения коррупциогенных факторов.
3.3. Дефекты муниципального нормативного правового акта, связанные с пробелами в нормативных предписаниях и нарушением требований юридико-технического качества, сами по себе не являются коррупциогенными факторами, однако могут рассматриваться в качестве индикатора их наличия.
3.4. При проведении антикоррупционной экспертизы необходимо выявлять наличие следующих коррупциогенных факторов:
3.4.1. Наличие в муниципальном нормативном правовом акте нескольких возможных вариантов решений (действий) без точного определения основания для принятия одного из них.
Пределы свободного усмотрения субъектов правоприменения должны быть ограничены. В проекте муниципального нормативного правового акта должны быть установлены четкие варианты решений, компетенции органа (должностного лица, руководителя муниципального учреждения), основания и условия принятия того или иного решения.
3.4.2. Наличие явных пробелов в установлении положений, отражающих полномочия органа местного самоуправления, должностных лиц или иных субъектов правоприменения.
Проект муниципального нормативного правового акта должен точно отражать компетенцию должностных лиц, органов управления и руководителей муниципальных учреждений. Если реализация этого требования в проекте невозможна или нецелесообразна, то в нем должно содержаться положение о разработке проектов соответствующих муниципальных нормативных правовых актов, которые необходимы для его реализации (с указанием их характера и сроков подготовки).
3.4.3. Нарушение единства прав и обязанностей должностных лиц, муниципальных служащих, руководителей муниципальных учреждений и муниципальных предприятий.
В проекте муниципального нормативного правового акта фиксация полномочия органа ("может и должен") не должна подменяться перечнем его прав ("может" и "вправе", но не должен). В проекте муниципального нормативного правового акта недопустима подмена терминов, обозначающих одновременно возможность и обязательность действий субъекта правоприменения ("осуществляет", "рассматривает", "принимает" и т.п.), терминами, отражающими одну лишь возможность решения или действия ("может", "вправе" и т.д.). В муниципальном нормативном правовом акте должна быть установлена четкая связь между зафиксированными в нем субъективными правами гражданина, правами юридического лица и соответствующими обязанностями органа местного самоуправления, что позволит исключить отказ в реализации их прав под предлогом отсутствия законных полномочий.
3.4.4. Наличие одинаковых полномочий у субъектов правоприменения одного и того же органа местного самоуправления (организации) без четкого разграничения их компетенции.
Если за принятие одного решения отвечают несколько должностных лиц Администрации района, руководителей муниципальных учреждений, муниципальных предприятий и при этом отсутствует четкое разграничение их компетенции, то снижению коррупциогенности проекта муниципального нормативного правового акта служит закрепление в нем принципа "одного окна", когда все необходимые согласования для вынесения окончательного решения по заявлению заинтересованного физического или юридического лица должностные лица Администрации муниципального образования Надымский район осуществляют самостоятельно.
3.4.5. Отсутствие положений об ответственности должностных лиц, иных субъектов правоприменения.
В случае если в проекте муниципального нормативного правового акта содержатся предписания, устанавливающие обязанности должностных лиц или муниципальных служащих, руководителей муниципальных учреждений, руководителей муниципальных предприятий, то в нем должны быть указаны санкции за их неисполнение (при условии, что такие санкции отсутствуют в действующем законодательстве). Если же соответствующие санкции или вид ответственности (уголовная, административная, иные виды ответственности) предусмотрены нормативными правовыми актами и муниципальными правовыми актами, в проекте необходимо отразить это обстоятельство.
3.4.6. Установление явно завышенных требований, предъявляемых к физическому или юридическому лицу, которые необходимы для предоставления им конкретного права.
Не допускается в проекте муниципального нормативного правового акта устанавливать требования, которые выходят за разумно допустимый уровень. Например, приведен "открытый" перечень оснований предоставления права; основанием для отказа выступает "представление сведений, не соответствующих действительности", то есть без указания, в чем именно это выражается, или "представление сведений не в полном объеме", то есть без конкретизации сведений, отсутствие которых исключает положительное решение вопроса.
3.4.7. Использование двусмысленных или неустоявшихся терминов, формулировок с неясным содержанием.
Не допускается в проекте муниципального нормативного правового акта устанавливать нормы с нечетким указанием условий, при которых субъект правоприменения правомочен принимать определенные решения, а также содержащие отсылку к несуществующим нормам права. Например, "в случае необходимости", "при наличии достаточных оснований", "согласно установленному порядку", хотя он отсутствует. Не допускается использование в проекте муниципального нормативного правового акта норм, допускающих расширительное толкование компетенции уполномоченного органа (должностного лица, руководителя муниципального учреждения) при наличии следующих формулировок: "принимает решения по отдельным вопросам", "по ряду вопросов вправе принимать решения единолично", "обладает иными полномочиями", иные аналогичные формулировки.
3.4.8. Отсутствие конкурсных процедур (если они явно целесообразны).
В случае, когда на получении одного определенного права претендуют несколько лиц, необходимо закрепление норм, предусматривающих состязательный характер: установление проведения конкурсов, аукционов.
3.4.9. Использование норм с бланкетной или отсылочной диспозицией при возможности сформулировать конкретное нормативное предписание.
Необходимо сформулировать конкретное нормативное предписание. Не допускается установление норм в проектах муниципальных нормативных правовых актов, которые содержат отсылку к норме, которая в свою очередь отсылает к другой норме либо к еще не принятым нормативным правовым актам Российской Федерации, автономного округа, муниципальным правовым актам муниципального образования Надымский район.
3.4.10. Иные факторы, которые могут привести к коррупциогенности муниципального нормативного правового акта.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы муниципального образования Надымский район от 8 октября 2008 г. N 791 "О проведении экспертизы проектов... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.