В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 августа 2002 года N 254 "О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации", приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 апреля 2003 года N 190 "Об утверждении отраслевого стандарта "Отделение диализа. Общие требования по безопасности", приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2010 года N 243н "Об организации оказания специализированной медицинской помощи":
1. Утвердить прилагаемую Концепцию окружной долгосрочной целевой программы "Развитие и совершенствование организации заместительной почечной терапии для больных хронической почечной недостаточностью в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011 - 2013 годы" (далее - Концепция).
2. Департаменту здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа (Зуйков Е.Г.) разработать окружную долгосрочную целевую программу "Развитие и совершенствование организации заместительной почечной терапии для больных хронической почечной недостаточностью в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011 - 2013 годы" (далее - Программа) в соответствии с Концепцией.
3. Определить государственным заказчиком Программы - департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа.
4. Определить общий объем финансирования Программы в 2011 - 2013 годах за счет средств окружного бюджета в объеме 147 174 тыс. рублей, в том числе по годам:
2011 год - 41 000 тыс. рублей;
2012 год - 49 949 тыс. рублей;
2013 год - 56 225 тыс. рублей.
5. Опубликовать настоящее распоряжение в окружных средствах массовой информации.
6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Бучкову Т.В.
Губернатор Ямало-Ненецкого |
Д.Н. Кобылкин |
Концепция
окружной долгосрочной целевой программы "Развитие и совершенствование
организации заместительной почечной терапии для больных хронической
почечной недостаточностью в Ямало-Ненецком автономном округе
на 2011 - 2013 годы"
(утв. распоряжением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа
от 09 декабря 2010 г. N 370-РП)
Термины и сокращения
Гемодиализ (ГД) - процедура, очищающая кровь пациента от уремических токсинов, избавляющая его от избыточной жидкости, исправляющая кислотно-щелочное равновесие и электролитный состав крови. При этой процедуре кровь пациента протекает через специальный фильтр по одну сторону пористой полупроницаемой синтетической мембраны, а по другую сторону мембраны через фильтр протекает специально созданный аппаратом диализирующий раствор. Уремические токсины, избыточная жидкость и электролиты, покидают кровь через поры мембраны в силу законов диффузии и конвекции, бикарбонат диализирующего раствора регулирует равновесие состава крови. Процедура обычно выполняется в течении 4 - 5 часов 3 раза в неделю или чаще.
Гемодиафильтрация (далее - ГДФ) - это метод очищения крови, в котором удачно сочетаются гемодиализ и гемофильтрация. При ГДФ за относительно короткое время (3 - 4 часа) удается эффективное выведение, как мелких молекул, так и средних и более крупных, накоплению которого придается решающее значение в возникновении таких поздних осложнений гемодиализа, как амилоидоз. Во время процедуры ГДФ одновременно с диализом (выведение низкомолекулярных соединений за счет разности осмотического давления) происходит фильтрация крови через высокопроницаемую мембрану под действием гидростатического давления. За время процедуры удаляется до 15 - 20 литров ультрафильтрата. На современных аппаратах приготовление стерильного апирогенного замещающего раствора происходит непосредственно во время процедуры.
Хрониодиализ - пожизненная заместительная почечная терапия.
I. Характеристика проблемы, обоснование соответствия решаемой проблемы
и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития Ямало-Ненецкого автономного округа
Неуклонное увеличение числа больных с хронической почечной недостаточностью при высокой стоимости жизнеобеспечивающей заместительной почечной терапии делает проблему лечения почечной недостаточности одной из наиболее актуальных в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ). При этом рост количества больных с почечной недостаточностью соответствует общемировым тенденциям и объясняется, в первую очередь, расширением спектра заболеваний почек, прежде всего в связи с общим старением населения, увеличением заболеваемости сосудистыми нефропатиями и сахарным диабетом, а так же повышением продолжительности жизни диализных больных за счет повышения качества процедуры гемодиализа в последние годы.
Как показывают данные международной статистики, в течение последних 15 лет в мире количество больных, страдающих хронической почечной недостаточностью и получающих заместительную почечную терапию, возросло в 4 раза. Количество больных хронической почечной недостаточностью (далее - ХПН), находящихся на заместительной почечной терапии (далее - ЗПТ), по автономному округу выросло с 37 в 2006 году до 72 человек в 2010 году. За 5 лет число больных, нуждающихся в гемодиализе, увеличилось практически вдвое, не считая умерших (26 человек).
По прогнозам, количество больных ХПН, нуждающихся в ЗПТ, увеличится и к 2013 году составит 117 человек. Такая динамика свидетельствует о необходимости увеличения количества гемодиализных отделений и обеспечения их необходимым количеством расходных материалов для организации полноценной работы по оказанию квалифицированной медицинской помощи.
При функционировании 4 гемодиализных отделений на 20 аппаратов, в ГУЗ "Салехардская окружная клиническая больница" (далее - СОКБ), в центральной городской больнице (далее - ЦГБ) г. Ноябрьска, в ЦГБ г. Новый Уренгой, в ЦГБ г. Надыма, планируется открытие новых отделений в городах Тарко-Сале и Губкинский, которые также необходимо обеспечить расходными материалами для проведения процедур.
В настоящее время в автономном округе стоит задача создания единой системы организации гемодиализной помощи. Следует отметить, что приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2010 года N 243н "Об организации оказании специализированной медицинской помощи" утвержден Порядок организации оказании специализированной медицинской помощи (далее - Порядок), который устанавливает правила организации оказания специализированной медицинской помощи на территории Российской Федерации.
Кроме того, из 4 действующих на данный момент в автономном округе отделений гемодиализа только 2 имеют в штате врачей нефрологов, что сказывается на качестве оказываемой специализированной медицинской помощи и существенно ограничивает возможность своевременного выявления больных ХПН.
Необходимость решения перечисленных проблем соответствует целям и задачам Стратегии социально-экономического развитии автономного округа до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 09 декабря 2009 года N 1990, Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1.
II. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
Целесообразность использования программно-целевого метода при решении проблемы развития и совершенствования организации заместительной почечной терапии для больных хронической почечной недостаточностью в автономном округе очевидна.
Решение проблемы по усовершенствованию и развитию гемодиализной помощи в автономном округе с использованием программно-целевого метода обеспечит стабилизацию основных показателей при лечении больных ХПН, в том числе показателей инвалидности и смертности. Решение поставленных вопросов программно-целевым методом обусловлено:
- социальной значимостью проблемы, наличием устойчивой тенденции, оказывающей негативное долгосрочное воздействие на социально-экономическую ситуацию в автономном округе, для преодоления которой необходимы целенаправленные и скоординированные действия окружных и муниципальных органов управления;
- необходимостью разработки и реализации комплекса мероприятий, увязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам выполнения и исполнителям.
III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации
в рассматриваемой сфере без использования
программно-целевого метода
Число больных ХПН по автономному округу по состоянию на 15 сентября 2010 года составило 72 человека. К концу 2013 года число больных, нуждающихся в заместительной почечной терапии, составит 117 человек, что, в свою очередь, повлечет за собой необходимость в расширении диализной службы автономного округа.
Сопутствующие заболевания у больных, находящихся на диализе, определяют тяжесть их состояния и прогноз лечения в долгосрочной перспективе. Наиболее частой сопутствующей патологией являются сердечно-сосудистые заболевания. Диализ замещает лишь выделительную функцию почки у больных с терминальной хронической почечной недостаточностью, и соответственно определяет необходимость проведения процедуры гемодиализа. Следует отметить актуальность проведения процедуры гемодиафильтрации у больных с сердечно-сосудистой патологией и повсеместное ее внедрение в лечебную практику в долгосрочной перспективе.
Доля процедур гемодиафильтрации (ГДФ) по автономному округу составляет 7% от общего числа процедур гемодиализа. В центральном регионе России значение этого показателя составляет около 20% от общего числа процедур, что соответствует общемировому стандарту. Необходимо отметить, что данный показатель является индикатором качества лечения заместительной почечной терапии, повышение его значения свидетельствует об улучшении качества жизни пациентов и, соответственно, увеличении продолжительности их жизни.
Последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении указанных проблем может быть:
- разобщенность и децентрализация диализной службы автономного округа в последующие годы, что отодвинет данный вид помощи от достижения уровня общемирового стандарта;
- останется нерешенной проблема введения единого регистра больных с хронической почечной недостаточностью;
- останется низкой обеспеченность врачами нефрологами и расходными материалами для проведения процедур гемодиализа, что отрицательно скажется на своевременной диагностике данного заболевания, на качестве лечения больных и продолжительности жизни пациентов.
IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ
и рисков, возникающих при различных вариантах
решения проблемы
При решении проблемы развития и совершенствования организации заместительной почечной терапии для больных хронической почечной недостаточностью в автономном округе программно-целевым методом возможны 2 варианта, отличающиеся объемами финансирования.
Первый вариант - финансовое обеспечение реализации Программы в заявленных объемах.
Утверждение Программы при таком объеме финансирования позволит достичь запланированных значений целевых индикаторов и показателей реализации Программы в 2011 - 2013 годах.
Основные целевые индикаторы и показатели реализации Программы при первом варианте финансирования приведены в приложении N 1 к настоящей Концепции.
Вариант второй - принятие Программы с уменьшенным объемом финансирования (от 50 до 80 процентов заявленного объема финансирования).
При сокращении объемов финансирования не будут решены проблемы в полном объеме, что приведет к росту заболеваемости, инвалидности и смертности и сокращению продолжительности жизни больных с хронической почечной недостаточностью.
Основные целевые индикаторы и показатели реализации Программы при втором варианте финансирования приведены в приложении N 2 к настоящей Концепции.
Вместе с тем, выполнению поставленных задач могут помешать риски, возникающие под воздействием социально-экономических проблем, которые в перспективе могут снизить эффективность предпринимающихся действий и повлекут увеличение расходов в будущем.
К их числу можно отнести, в частности, развитие в стране социально-экономического кризиса, который может привести к негативным сдвигам в состоянии здоровья населения.
V. Предложения по государственным заказчикам
В качестве государственного заказчика Программы предлагается определить департамент здравоохранения автономного округа.
VI. Предложения по целям и задачам Программы. Предложения по целевым
индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации
Программы по годам
Целью Программы является повышение продолжительности и качества жизни больных хронической почечной недостаточностью.
Задачей Программы является повышение доступности и качества заместительной почечной терапии.
Система показателей и индикаторов, позволяющая оценить эффективность реализации Программы, увязанная с решаемыми тактическими задачами, методика расчета значений показателей приведены в приложениях NN 1 и 1.1 к настоящей Концепции.
VII. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом и предложения по основным направлениям финансирования, мероприятиям Программы
Программа реализуется в период с 2011 по 2013 годы в соответствии с тактической задачей. Программа предусматривает реализацию следующих мероприятий:
1. Приобретение и поставка расходного материала для проведения процедур гемодиализа в лечебно-профилактические учреждения автономного округа:
- государственное учреждение здравоохранения "Салехардская окружная клиническая больница" г. Салехард;
- муниципальное учреждение здравоохранения "Центральная районная больница" г. Надым, Надымский район;
- муниципальное учреждение здравоохранения "Центральная городская больница" г. Новый Уренгой;
- муниципальное учреждение здравоохранения "Центральная городская больница" г. Ноябрьск;
- муниципальное учреждение здравоохранения "Городская больница" г. Губкинский;
- муниципальное учреждение "Таркосалинская центральная районная больница".
2. Создание единого регистра больных хронической почечной недостаточностью.
3. Обеспечение соответствующих отделений учреждений здравоохранения врачами-нефрологами.
Перечень мероприятий, предлагаемых к реализации, с указанием сроков и объемов финансирования, приведен в приложении N 3 к настоящей Концепции.
VIII. Предложения по объёмам и источникам финансирования Программы
Финансирование программных мероприятий осуществляется за счет средств окружного бюджета.
Всего - 147 174 тыс. рублей, в том числе по годам:
2011 год - 41 000 тыс. рублей;
2012 год - 49 949 тыс. рублей;
2013 год - 56 225 тыс. рублей.
Привлечение средств федерального бюджета и внебюджетных источников в рамках Программы не предусмотрено.
IX. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности решения проблемы
Решение поставленных задач позволит повысить качество оказываемой медицинской помощи, снизить смертность среди больных хронической почечной недостаточностью, а также повысить качество жизни пациентов.
В результате реализации мероприятий, предусмотренных Программой, к 2013 году в автономном округе планируется стопроцентное обеспечение больных хронической почечной недостаточностью заместительной почечной терапией.
Создание единого регионального регистра позволит систематизировать информацию о количестве больных хронической почечной недостаточностью, что в свою очередь будет способствовать оценке качества оказываемой медицинской помощи больным с хронической почечной недостаточностью, а также планирование финансовых средств на эти цели.
Введение в штат нефролога будет способствовать раннему выявлению больных с хронической почечной недостаточностью и своевременному направлению больных на лечение, что приведет к улучшению качества жизни больных, страдающих хронической почечной недостаточностью.
По результатам оценки, проведенной в соответствии с постановлением Администрации автономного округа от 06 августа 2009 года N 439-А "Об оценке эффективности окружных целевых программ и оценке результативности окружных и ведомственных целевых программ Ямало-Ненецкого автономного округа", комплексный критерий целесообразности решения проблемы программно-целевым методом составляет 32 бала.
X. Нормативно-правовое обоснование полномочий органов государственной
власти в решении проблемной ситуации
Правовой основой реализации Программы является федеральное законодательство и законодательство автономного округа.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 разработка, утверждение и реализация региональных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, лекарственному обеспечению, санитарно-гигиеническому образованию населения и по другим вопросам в области охраны здоровья граждан относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.33 Положения о департаменте здравоохранения автономного округа, утвержденного постановлением Губернатора автономного округа от 02 июля 2010 года N 142-ПГ "О департаменте здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа", департамент здравоохранения автономного округа осуществляет государственные функции в области разработки и реализации региональных программ.
Обеспечение реализации мероприятий Программы централизованно, через государственного заказчика определяется нормативными правовыми документами о реализации полномочий по организации специализированной медицинской помощи, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 04 июля 2003 года N 95-ФЗ), установившего, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится организация оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, туберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях.
Статьей 40 "Основ законодательства об охране здоровья граждан" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) установлено, что специализированная медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий.
Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи (за исключением федеральных специализированных медицинских организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с Основами законодательства об охране здоровья граждан является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Приложение N 1
к Концепции окружной долгосрочной
целевой программы "Развитие
и совершенствование организации
заместительной почечной терапии
для больных хронической почечной
недостаточностью в Ямало-Ненецком
автономном округе на 2011 - 2013 годы"
Основные целевые индикаторы и показатели
реализации Программы (первый вариант финансирования)
Показатели |
Единица измерения |
Весовое значение показателя |
Базовые показатели -2010 года |
Значения показателей |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Обеспеченность больных хронической почечной недостаточностью заместительной почечной терапией |
% |
0,6 |
94,3 |
100 |
100 |
100 |
2. Доля процедур гемодиафильтрации (ГДФ) в общем числе проведённых процедур заместительной почечной терапии |
% |
0,4 |
7 |
16 |
18 |
20 |
Приложение N 1.1
к Концепции окружной долгосрочной
целевой программы "Развитие
и совершенствование организации
заместительной почечной терапии
для больных хронической почечной
недостаточностью в Ямало-Ненецком
автономном округе на 2011 - 2013 годы"
Наименование показателя: Обеспеченность больных хронической почечной недостаточностью заместительной почечной терапией.
Единица измерения |
% |
|||
Определение показателя |
Обеспеченность больных хронической почечной недостаточностью заместительной почечной терапией |
|||
Алгоритм формирования показателя |
Z/Y х 100 |
|||
Наименования и определения базовых показателей |
Буквенное обозначение в формуле расчёта |
Орган исполнительной власти (организация) - источник информации |
Метод сбора информации, индекс формы отчётности |
Объект и единица наблюдения |
Количество больных хронической почечной недостаточностью |
Y |
государственные и муниципальные учреждения здравоохранения |
1 |
форма N 36; 12 |
Количество больных хронической почечной недостаточностью обеспеченных заместительной почечной терапией |
Z |
государственные и муниципальные учреждения здравоохранения |
1 |
форма N 36; 12 |
Наименование показателя: Доля процедур гемодиафильтрации (ГДФ) в общем числе проведённых процедур заместительной почечной терапии.
Единица измерения |
% |
|||
Определение показателя |
Доля процедур гемодиафильтрации (ГДФ) в общем числе проведённых процедур заместительной почечной терапии |
|||
Алгоритм формирования показателя |
W/L х 100 |
|||
Наименования и определения базовых показателей |
Буквенное обозначение в формуле расчёта |
Орган исполнительной власти (организация) - источник информации |
Метод сбора информации, индекс формы отчётности |
Объект и единица наблюдения |
Количество процедур гемодиализной фильтрации |
W |
государственные и муниципальные учреждения здравоохранения |
1 |
форма N 36; 12 |
Общее количество процедур заместительной почечной терапии |
L |
государственные и муниципальные учреждения здравоохранения |
1 |
форма N 36; 12 |
Приложение N 2
к Концепции окружной долгосрочной
целевой программы "Развитие
и совершенствование организации
заместительной почечной терапии
для больных хронической почечной
недостаточностью в Ямало-Ненецком
автономном округе на 2011 - 2013 годы"
Основные целевые индикаторы и показатели реализации Программы
(второй вариант финансирования)
Показатели |
Единица измерения |
Весовое значение показателя |
Базовые показатели 2010 года |
Значения показателей |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Обеспеченность больных хронической почечной недостаточностью заместительной почечной терапией |
% |
0,6 |
94,3 |
50 |
50 |
50 |
2. Доля процедур гемодиафильтрации (ГДФ) в общем числе проведённых процедур заместительной почечной терапии |
% |
0,4 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Приложение N 3
к Концепции окружной долгосрочной
целевой программы "Развитие
и совершенствование организации
заместительной почечной терапии
для больных хронической почечной
недостаточностью в Ямало-Ненецком
автономном округе на 2011 - 2013 годы"
Перечень
мероприятий по реализации Программы
Мероприятие |
Распределение средств (тыс. руб.) |
||||
всего |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Окружная долгосрочная целевая программа "Развитие и совершенствование организации заместительной почечной терапии для больных хронической почечной недостаточностью в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011 - 2013 годы" | |||||
Цель: Повышение продолжительности и качества жизни больных хронической почечной недостаточностью | |||||
1. Приобретение расходного материала для проведения процедур гемодиализа |
147 174 |
41 000 |
49 949 |
56 225 |
|
2. Создание единого регистра больных хронической почечной недостаточностью |
не требует финансирования |
||||
3. Обеспечение соответствующих отделений учреждений здравоохранения врачами - нефрологами |
не требует финансирования |
||||
Текущие расходы |
147 174 |
41 000 |
49 949 |
56 225 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью Программы является повышение продолжительности и качества жизни больных хронической почечной недостаточностью.
Задачей Программы является повышение доступности и качества заместительной почечной терапии.
При решении проблемы развития и совершенствования организации заместительной почечной терапии для больных хронической почечной недостаточностью в ЯНАО программно-целевым методом возможны 2 варианта, отличающиеся объемами финансирования:
Первый вариант - финансовое обеспечение реализации Программы в заявленных объемах.
Утверждение Программы при таком объеме финансирования позволит достичь запланированных значений целевых индикаторов и показателей реализации Программы в 2011 - 2013 годах.
Вариант второй - принятие Программы с уменьшенным объемом финансирования (от 50 до 80 процентов заявленного объема финансирования).
При сокращении объемов финансирования не будут решены проблемы в полном объеме, что приведет к росту заболеваемости, инвалидности и смертности и сокращению продолжительности жизни больных с хронической почечной недостаточностью.
В качестве государственного заказчика предлагается определить департамент здравоохранения ЯНАО.
Финансирование программных мероприятий осуществляется за счет средств окружного бюджета.
Всего - 147 174 тыс. рублей, в том числе по годам: 2011 год - 41 000 тыс. рублей; 2012 год - 49 949 тыс. рублей; 2013 год - 56 225 тыс. рублей.
Распоряжение Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 декабря 2010 г. N 370-РП "Об утверждении Концепции и разработке окружной долгосрочной целевой программы "Развитие и совершенствование организации заместительной почечной терапии для больных хронической почечной недостаточностью в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011 - 2013 годы"
Текст распоряжения опубликован в газете "Красный Север" от 11 декабря 2010 г., спецвыпуск N 158/2