Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Утвержден
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 29 апреля 2020 года N 524-П
Порядок
реализации отдельных мероприятий по содействию занятости населения
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет основные положения реализации государственными казенными учреждениями Ямало-Ненецкого автономного округа центрами занятости населения (далее - центр занятости населения, автономный округ) отдельных мероприятий по содействию занятости населения:
1.1.1. содействие и организация временной занятости (организация проведения оплачиваемых общественных работ; организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время; организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые; организация временного трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы (определенных в пункте 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости)));
1.1.2. организация стажировки выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в целях приобретения ими опыта работы, включая наставничество;
1.1.3. проект "Капитал молодого специалиста";
1.1.4. оказание содействия в трудоустройстве инвалидам молодого возраста;
1.1.5. оснащение рабочих мест для инвалидов и создание инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа к рабочим местам;
1.1.6. организация сопровождения при содействии занятости инвалидов;
1.1.7. содействие трудоустройству женщин, воспитывающих детей в возрасте от полутора до трех лет, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов;
1.1.8. организация стажировки женщин, в том числе женщин, воспитывающих детей в возрасте от полутора до трех лет, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование по направлению службы занятости;
1.1.9. содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
1.1.10. содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей регистрации и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;
1.1.11. профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность.
II. Содействие и организация временной занятости
2.1. Мероприятие по содействию и организации временной занятости включает в себя:
организацию проведения оплачиваемых общественных работ;
организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
организацию временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые;
организацию временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (определенных в пункте 2 статьи 5 Закона о занятости).
2.2. Реализация мероприятий, указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка, осуществляется в соответствии с:
Федеральным государственным стандартом государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ;
Федеральным государственным стандартом государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
Административным регламентом департамента занятости населения автономного округа по предоставлению государственной услуги "Организация проведения оплачиваемых общественных работ";
Административным регламентом департамента занятости населения автономного округа по предоставлению государственной услуги "Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые".
2.3. Отношения между центром занятости населения и работодателем регулируются договорами:
2.3.1. о совместной деятельности по организации и проведению временного трудоустройства граждан, в том числе общественных работ, в соответствии с административными регламентами, указанными в пункте 2.2 настоящего Порядка;
2.3.2. по предоставлению из окружного бюджета субсидий, заключение которых регулируется Порядком предоставления субсидий из окружного бюджета на реализацию отдельных мероприятий по содействию занятости населения.
2.4. При организации временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в приоритетном порядке обеспечивается трудоустройство следующих категорий граждан:
2.4.1. находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей, проживающих в малоимущих семьях, детей из многодетных и неполных семей;
2.4.2. из числа коренных малочисленных народов Севера;
2.4.3. состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел и комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.
2.5. Возмещение затрат работодателя, связанных с оплатой труда в период участия граждан во временных работах, осуществляется в порядке и сроки, установленные Порядком предоставления субсидий из окружного бюджета на реализацию отдельных мероприятий по содействию занятости населения.
2.6. Работодатель в рамках участия в мероприятиях, указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка:
2.6.1. организует временные рабочие места, определяет объекты (участки), объемы, сроки проведения работ и представляет в центр занятости населения сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей);
2.6.2. производит налоговые начисления на фонд оплаты труда на каждого гражданина пропорционально отработанному времени;
2.6.3. обеспечивает соблюдение трудовых прав и гарантий граждан, направленных центром занятости населения для участия во временных работах в соответствии с трудовым законодательством.
2.7. Период участия в мероприятии по содействию и организации временной занятости составляет не более трех месяцев.
III. Организация стажировки выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в целях приобретения ими опыта работы, включая наставничество
3.1. Стажировка организуется как производственная деятельность для приобретения опыта работы по полученной специальности в форме создания рабочих мест для студентов последних курсов и выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в соответствии с имеющейся специальностью (смежной профессией) на основании заключаемого срочного трудового договора.
Порядок участия граждан в мероприятии определяется приказом департамента занятости населения автономного округа.
3.2. К выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования относятся лица, завершившие обучение по образовательным программам, среднего и высшего профессионального образования, прошедшие итоговую аттестацию и получившие документы о соответствующем уровне образования, не имеющие стажа работы по приобретенной специальности (период участия во временных работах по направлению центра занятости населения, а также период работы до окончания профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования не учитывается), зарегистрированные в целях поиска подходящей работы либо в качестве безработных в течение 12 месяцев после завершения обучения (далее - участник мероприятия).
3.3. Применительно к настоящим мероприятиям наставничество - форма воспитания и профессиональной подготовки молодежи непосредственно на рабочем месте в организации.
При прохождении стажировки к выпускникам может быть прикреплен наставник - работник, осуществляющий стажировку выпускников в рабочее время на основании приказа работодателя.
При оформлении наставничества в трудовой договор работника, который будет выступать в роли наставника, необходимо внести (с его согласия) дополнения в части возложения на него дополнительных обязанностей и установления доплаты (надбавки) за наставничество.
3.4. Отношения между центром занятости населения и работодателем регулируются договорами:
3.4.1. о совместной деятельности по организации стажировки выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в целях приобретения им опыта работы, включая наставничество;
3.4.2. по предоставлению из окружного бюджета субсидий, заключение которых регулируется Порядком предоставления субсидий из окружного бюджета на реализацию отдельных мероприятий по содействию занятости населения.
3.5. Для заключения договора, указанного в подпункте 3.4.1 пункта 3.4. настоящего Порядка:
3.5.1. работодатели:
3.5.1.1. представляют в центр занятости населения:
- заявление о предоставлении государственной услуги содействия в подборе необходимых работников;
- паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий; документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, лица без гражданства (для работодателей - физических лиц при личном обращении, впервые обратившихся);
- бланк "Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)" с указанием типа занятости "стажировка" (если работодатель не размещал предварительно сведения о потребности в работниках в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система)).
В случае если работодатель на основании информации о вакансиях, размещенных им в информационно-аналитической системе, обратился с использованием информационно-аналитической системы в центр занятости населения за предоставлением государственной услуги, информация о работодателе, а также сведения о потребности в работниках поступают в автоматическом режиме в регистр получателей государственных услуг.
Работодатель вправе по собственной инициативе представить сведения о государственной регистрации юридического лица/индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре юридических лиц или в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;
3.5.1.2. заключают с центром занятости населения договор о совместной деятельности;
3.5.1.3. определяют наставников и организуют временные рабочие места для стажировки;
3.5.1.4. заключают с выпускником на период стажировки срочный трудовой договор;
3.5.1.5. при приеме на стажировку выпускника, направленного центром занятости населения, в пятидневный срок возвращают в центр занятости населения направление на работу с указанием дня его приема на работу. В случае отказа выпускнику, направленному центром занятости населения, в приеме на стажировку делают в направлении на работу отметку о дне явки и причине отказа и возвращают его выпускнику;
3.5.1.6. знакомят выпускника с наставником, содержанием программы стажировки, с ожидаемыми результатами ее прохождения и процедурой оценки результатов применения выпускником профессиональных компетенций;
3.5.1.7. обеспечивают выпускнику, участвующему в стажировке, условия труда, соответствующие правилам и нормам охраны труда, а также соблюдение государственных гарантий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3.5.2. центр занятости населения:
3.5.2.1. вносит в регистр получателей государственных услуг представленные сведения о работодателе и о вакансиях или свободных рабочих местах для временных работ, организуемых для стажировки;
3.5.2.2. проводит анализ профессионально-квалификационного состава выпускников, состоящих на регистрационном учете в центре занятости населения;
3.5.2.3. заключает с работодателями договоры о совместной деятельности;
3.5.2.4. информирует выпускников об условиях организации и проведения стажировки, сроках начала и окончания работ, уровне оплаты труда, месте проведения и характере временных работ, социальных гарантиях, предусмотренных действующим законодательством;
3.5.2.5. предлагает выпускнику перечень временных рабочих мест, организованных для стажировки, и осуществляет совместно с ним подбор вариантов трудоустройства;
3.5.2.6. на основании выбранного выпускником варианта трудоустройства оформляет и выдает ему направление на работу;
3.5.2.7. уведомляет выпускника о необходимости представления в центр занятости населения выданного направления на работу с отметкой работодателя о результатах собеседования.
3.6. Выпускники, завершившие участие в стажировке, имеют право на повторное обращение в центр занятости населения за получением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы в порядке, установленном Законом о занятости.
3.7. Для участия в стажировке между участником мероприятия и работодателем заключается срочный трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством, копия которого в течение 10 рабочих дней после его заключения представляется работодателем в центр занятости населения. Одновременно в указанный срок работодателем представляется копия приказа о возложении на работника функций наставника.
3.8. В случае прекращения участия в мероприятии до истечения срока действия договора, указанного в пункте 3.4 настоящего Порядка, центр занятости населения направляет на стажировку другого участника мероприятия в пределах срока действия заключенного договора.
3.9. Период участия в стажировке по договору, указанному в подпункте 3.4.2 пункта 3.4 настоящего Порядка, составляет не более 6 месяцев. Участник мероприятия, прошедший в предыдущем году стажировку, период которой составил менее 3 месяцев, при необходимости может быть повторно направлен для участия в указанном мероприятии в следующем году.
3.10. В платежных поручениях на перечисление средств на возмещение затрат работодателю по договору, указанному в подпункте 3.4.2 пункта 3.4 настоящего Порядка, центр занятости населения указывает целевое направление их расходования.
IV. Проект "Капитал молодого специалиста"
4.1. Проект "Капитал молодого специалиста" организуется в целях постоянного трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, проживающих на территории автономного округа.
Порядок участия граждан в мероприятии определяется приказом департамента занятости населения автономного округа.
К числу выпускников профессиональных образовательных организаций относятся также граждане, призванные по окончании профессиональной образовательной организации для прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, в течение года после увольнения с военной службы.
4.2. В целях применения настоящего раздела используются следующие основные понятия:
капитал молодого специалиста - средства окружного бюджета, предоставляемые работодателю для возмещения затрат на заработную плату трудоустроенных выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;
сертификат на получение капитала молодого специалиста (далее - сертификат) - документ, содержащий данные о его владельце (Ф.И.О., паспортные данные, место жительства), присвоенной квалификации и получении диплома учебного заведения (серия, номер, дата выдачи), подтверждающий право работодателя, принявшего на работу выпускника, на возмещение затрат на заработную плату трудоустроенных выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в течение 6 месяцев, выдаваемый выпускнику;
выпускники - граждане, проживающие на территории автономного округа, завершившие обучение по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования, прошедшие итоговую аттестацию и получившие документ о соответствующем уровне образования, с даты выдачи которого до даты обращения в центр занятости населения прошло не более одного года, не имеющие стажа работы по полученной специальности (период участия во временных работах по направлению центра занятости населения, а также период работы до окончания профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования не учитывается), зарегистрированные в целях поиска подходящей работы либо признанные в установленном порядке безработными.
4.3. В целях обеспечения учета лиц, получивших сертификат, центрами занятости населения осуществляется формирование и ведение регистра получателей сертификата (далее - регистр).
Формирование и ведение сводного регистра осуществляется департаментом занятости населения автономного округа на основании локального акта департамента занятости населения автономного округа.
Сведения о лицах, содержащиеся в регистре, являются персональными данными, конфиденциальность которых обеспечивается в установленном порядке.
Центры занятости населения ежегодно, не позднее 20 января года, следующего за отчетным периодом, представляют регистр в департамент занятости населения автономного округа.
4.4. Необходимыми условиями для получения сертификата являются:
а) заявление выпускника о выдаче сертификата;
б) наличие положительного решения комиссии о выдаче сертификата;
в) приказ центра занятости населения о выдаче сертификата;
г) подтверждение работодателя о наличии рабочего места для трудоустройства выпускника в виде подачи сведений о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей).
4.5. Заявление выпускника о выдаче сертификата рассматривается комиссией, состав которой утверждается приказом директора центра занятости населения.
Заседания комиссии проводятся в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления выпускника о выдаче сертификата.
4.6. Комиссией выносится решение о выдаче (отказе в выдаче) сертификата с обязательным уведомлением выпускника в течение 3 рабочих дней со дня заседания комиссии любым способом, позволяющим подтвердить получение уведомления.
4.7. Основанием для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата является:
отсутствие статуса "выпускник профессиональной образовательной организации" либо "выпускник образовательной организации высшего образования";
отсутствие сведений о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) для трудоустройства в рамках проекта "Капитал молодого специалиста".
4.8. Выпускник, получивший сертификат, при трудоустройстве на постоянную работу подает его работодателю с заявлением о приеме на работу или при заключении трудового договора (соглашения).
4.9. Работодатель, принявший на работу выпускника, имеющего сертификат, в течение 5 рабочих дней уведомляет об этом центр занятости населения, выдавший сертификат, путем представления направления на работу с указанием дня приема выпускника на работу, копии приказа о приеме на работу (или копии трудового договора).
4.10. При выполнении условий, установленных в пункте 4.9 настоящего Порядка, сертификат считается активизированным.
4.11. Выпускник, не воспользовавшийся полученным сертификатом при трудоустройстве, уведомляет об этом центр занятости населения в течение 15 рабочих дней с даты его выдачи. При этом сертификат аннулируется (считается недействительным), о чем вносятся соответствующие сведения в регистр.
В случае утери (порчи) выданного сертификата центр занятости населения выдает владельцу сертификата дубликат, о чем вносит соответствующую запись в регистр.
4.12. Трудовые отношения работодателя и выпускника, имеющего сертификат, осуществляются на общих основаниях в порядке, определенном трудовым законодательством, с обязательным условием о выплате работодателем заработной платы не менее размера, установленного Порядком финансирования и расходования бюджетных средств на мероприятия по содействию занятости населения.
Выпускник, имеющий сертификат, принимается на постоянную работу без испытательного срока.
По истечении срока действия сертификата (6 месяцев) трудовые отношения работодателя и выпускника продолжаются на общих основаниях.
4.13. Возмещение работодателю затрат на выплату заработной платы выпускнику осуществляется на основе договора, заключенного между центром занятости населения и работодателем в соответствии Порядком предоставления субсидий из окружного бюджета на реализацию отдельных мероприятий по содействию занятости населения.
4.14. Перечисление средств на возмещение работодателю затрат на выплату заработной платы выпускнику осуществляется в соответствии с Порядком предоставления субсидий из окружного бюджета на реализацию отдельных мероприятий по содействию занятости населения.
4.15. В случае расторжения трудового договора ранее шестимесячного срока сертификат считается закрытым с даты увольнения и не подлежит восстановлению.
V. Оказание содействия в трудоустройстве инвалидам молодого возраста
5.1. Сопровождаемое содействие занятости инвалидов молодого возраста - оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду молодого возраста при его трудоустройстве, создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя.
Порядок участия граждан в мероприятии определяется приказом департамента занятости населения автономного округа.
Под понятием инвалид молодого возраста понимается инвалид в возрасте от 18 до 44 лет.
Оформление надомного труда осуществляется работодателем в соответствии со статьями 310 - 312 Трудового кодекса Российской Федерации, если надомный труд используется в этой организации как форма хозяйствования.
5.2. Мероприятие, указанное в пункте 5.1 настоящего Порядка, включает:
5.2.1. взаимодействие департамента занятости населения автономного округа с центрами занятости населения, с органами государственной власти автономного округа, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, в т.ч. при реализации планов мероприятий, направленных на решение вопросов занятости выпускников из числа инвалидов молодого возраста, разработанных образовательными организациями высшего и среднего профессионального образования, а также федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, в том числе в рамках федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов", в целях реализации мероприятий, направленных на сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве;
5.2.2. участие в конкурсе профессионального мастерства "Абилимпикс" в автономном округе, а также в Национальном конкурсе профессионального мастерства "Абилимпикс";
5.2.3. подготовку предложений для включения мероприятий по сопровождению инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в региональную программу (подпрограмму);
5.2.4. информационное обеспечение в сфере реализации мероприятий, направленных на сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве;
5.2.5. организацию взаимодействия участников, реализующих мероприятия, направленные на сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве, в целях оказания помощи инвалидам молодого возраста в освоении трудовых обязанностей;
5.2.6. установление сроков осуществления мероприятий, направленных на сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве, с учетом рекомендаций, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА), в зависимости от уровня его профессиональной подготовки, индивидуальных способностей и опыта предыдущей профессиональной деятельности;
5.2.7. подготовку предложений в части модернизации информационно-аналитической системы "Общероссийская база вакансий "Работа в России", в том числе создания дополнительных сервисов для работодателей и инвалидов молодого возраста, направленных на повышение услуг в сфере занятости, а также иного функционала, направленного на повышение качества и доступности услуг по трудоустройству инвалидов молодого возраста;
5.2.8. анализ вакансий, в том числе на квотируемые рабочие места (информация о которых доступна в системе "Работа в России"), и проведение необходимых консультаций с работодателями для подбора возможных предложений по трудоустройству инвалида молодого возраста;
5.2.9. персонифицированный учет выпускников из числа инвалидов молодого возраста с учетом их переезда в другой субъект Российской Федерации, передачу этих данных в соответствующие субъекты Российской Федерации (в частности, в случае, если иногородний выпускник из числа инвалидов молодого возраста по окончании обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, планирует переезд в целях трудоустройства и дальнейшего проживания в другой субъект Российской Федерации);
5.2.10. взаимодействие с инвалидом молодого возраста с целью уточнения его пожеланий и готовности к реализации мер по трудоустройству, выявления барьеров, препятствующих трудоустройству, информирования его об имеющихся возможностях содействия занятости; содействия в составлении резюме, направления его работодателям (как потенциальным, так и желающим взять на работу конкретного инвалида молодого возраста);
5.2.11. организацию взаимодействия инвалида молодого возраста с представителем работодателя как на собеседовании, так и при трудоустройстве (при необходимости предоставление услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу));
5.2.12. реализацию с учетом рекомендаций, содержащихся в ИПРА, мероприятий, направленных на сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве, включая возможность получения помощи наставника, определяемого работодателем. При этом наставником может осуществляться помощь по следующим направлениям:
- содействие инвалиду молодого возраста в освоении трудовых обязанностей;
- внесение работодателю предложений по вопросам, связанным с созданием инвалиду молодого возраста условий доступности рабочего места и его дополнительного оснащения с учетом имеющихся у инвалида молодого возраста ограничений жизнедеятельности;
5.2.13. формирование и помощь в освоении доступного маршрута передвижения до места работы и на территории работодателя;
5.2.14. оказание работодателям методической помощи по организации сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве;
5.2.15. информирование о состоянии рынка труда, вакансиях, услугах службы занятости как на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность, так и с использованием возможностей информационно-телекоммуникационной сети Интернет, средств массовой информации, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, а также в форме профессиональной ориентации, организации стажировок и др.;
5.2.16. подготовку предложений организациям, осуществляющим образовательную деятельность в автономном округе, а также органам государственной власти автономного округа и органам местного самоуправления, осуществляющим государственное управление в сфере образования, о рекомендуемых органами занятости направлениях подготовки инвалидов молодого возраста, исходя из возможности их трудоустройства по определенной профессии, специальности и направлению подготовки.
5.3. Применительно к настоящему Порядку наставничество - форма производственной деятельности для оказания помощи участнику мероприятия в приобретении опыта работы и адаптации на рабочем месте.
Во время участия в мероприятии к трудоустроенному инвалиду молодого возраста прикрепляется наставник - работник организации, осуществляющий сопровождение к месту работы и обратно (при необходимости), контроль за работой, а также оказание помощи в исполнении участником мероприятия функциональных обязанностей для приобретения опыта работы на основании приказа работодателя.
При оформлении наставничества в трудовой договор работника, который выступает в роли наставника, вносится (с его согласия) дополнение в части возложения на него дополнительных обязанностей и установления доплаты (надбавки) за наставничество.
Закрепление наставника может проводиться из расчета один наставник не более чем за двумя участниками мероприятия.
Период участия наставника в мероприятии составляет не более шести месяцев в отношении каждого участника мероприятия.
5.4. Центр занятости населения:
определяет возможность трудоустройства (в том числе на дому) участников мероприятия с учетом ИПРА, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда;
выдает инвалидам молодого возраста направление для трудоустройства;
возмещает работодателю затраты на оплату труда инвалида молодого возраста и наставника.
5.5. Возмещение работодателю затрат на оплату труда инвалида молодого возраста и наставника производится на основе договора, заключенного между центром занятости населения и работодателем в соответствии с Порядком предоставления субсидий из окружного бюджета на реализацию отдельных мероприятий по содействию занятости населения.
5.6. Перечисление средств на возмещение затрат на оплату труда инвалида молодого возраста и наставника осуществляется в соответствии с Порядком предоставления субсидий из окружного бюджета на реализацию отдельных мероприятий по содействию занятости населения.
5.7. В платежных поручениях на перечисление средств на возмещение затрат работодателю центр занятости населения указывает целевое направление их расходования.
5.8. Для участия в мероприятии между инвалидом молодого возраста и работодателем заключается трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством, копия которого представляется работодателем в центр занятости населения.
Одновременно работодателем представляется копия приказа о возложении на работника функций наставника либо копия трудового договора с работником о выполнении функций наставника (при надомной работе участника мероприятия).
5.9. В случае прекращения участия в мероприятии до истечения срока действия договора, заключенного центром занятости населения с работодателем, центр занятости населения направляет другого участника мероприятия в пределах срока действия указанного договора.
VI. Оснащение рабочих мест для инвалидов и создание инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа к рабочим местам
6.1. Мероприятие организуется в целях создания условий для трудоустройства незанятых инвалидов, в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски, путем создания рабочих мест либо оборудования (оснащения) имеющихся рабочих мест (в том числе специального), создания инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа к рабочим местам.
Порядок участия граждан в мероприятии определяется приказом департамента занятости населения автономного округа.
Под оборудованием (оснащением) рабочего места для трудоустройства инвалида понимается:
создание либо оборудование (оснащение) вновь создаваемого рабочего места для трудоустройства инвалида;
оборудование (оснащение) существующего вакантного рабочего места, на которое будет трудоустроен незанятый инвалид;
оборудование (оснащение) рабочего места для инвалида на дому, если надомный труд используется работодателем как форма хозяйствования и оформление надомного труда осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
6.2. Создание рабочих мест либо оборудование (оснащение) имеющихся рабочих мест для инвалидов и создание инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа к рабочим местам, с целью трудоустройства незанятых инвалидов (в том числе на дому) включает в себя:
6.2.1. осуществление центрами занятости населения следующих мероприятий:
а) подбор рабочего места для трудоустройства незанятого инвалида, в том числе инвалида, использующего кресло-коляску:
- в рамках предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
- созданного (выделенного) в соответствии с законодательством о квотировании;
б) определение возможности трудоустройства незанятого инвалида, в том числе инвалида, использующего кресло-коляску, в соответствии с рекомендациями, содержащимися в ИПРА;
в) определение потребности в приобретении, монтаже и установке оборудования для оборудования (оснащения) рабочего места (в том числе специального), на которое планируется трудоустройство незанятого инвалида, а также при необходимости определение потребности в создании инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа к рабочему месту инвалида, использующего кресло-коляску;
6.2.2. осуществление работодателями следующих мероприятий:
а) оборудование (оснащение) имеющихся рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства незанятых инвалидов в целях осуществления трудовой деятельности (функции), включающее приобретение, а также доставку, монтаж и установку оборудования, необходимого для оснащения (дооснащения) существующего или вновь созданного рабочего места (в том числе на дому).
Оборудование (оснащение) специальных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов (в том числе на дому) осуществляется в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения;
б) создание необходимых условий труда в соответствии с ИПРА, при необходимости создание инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа к рабочему месту инвалида, использующего кресло-коляску.
Под созданием инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа к рабочим местам, понимается установка пандуса, расширение дверного проема, установка двухуровневого поручня, обеспечение санитарно-гигиенических условий, определение специальных мест парковки и т.д.;
в) трудоустройство незанятого инвалида, в том числе инвалида, использующего кресло-коляску, на созданное рабочее место либо оборудованное (оснащенное) имеющееся рабочее место (в том числе специальное).
6.3. Специальное рабочее место для трудоустройства незанятых инвалидов - рабочее место, требующее дополнительных мер по организации труда инвалида на рабочем месте, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов, установленных ИПРА.
Специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов оснащается (оборудуется) работодателем с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
6.4. Организация и оформление надомного труда осуществляется работодателем в соответствии со статьями 310 - 312 Трудового кодекса Российской Федерации, если надомный труд используется в этой организации как форма хозяйствования.
6.5. Отношения между центром занятости населения и работодателем регулируются договорами, заключение которых регулируется Порядком предоставления субсидий из окружного бюджета на реализацию отдельных мероприятий по содействию занятости населения.
Сроки проведения мероприятия:
создание рабочего места либо приобретение, включая доставку, монтаж и установку оборудования для оснащения рабочего места и при необходимости создание инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа к рабочему месту, - не более трех месяцев с даты подписания договора;
трудоустройство незанятого инвалида - в течение одного месяца с даты завершения процесса оборудования (оснащения) рабочего места и создания инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа к рабочему месту.
Договор вступает в силу с даты его подписания и действует до полного исполнения сторонами его условий.
Срок действия договора - не менее двух лет.
6.6. Перечисление средств на возмещение затрат на создание рабочего места либо оборудование (оснащение) существующих рабочих мест (в том числе специальных) осуществляется в сроки, установленные Порядком предоставления субсидий из окружного бюджета на реализацию отдельных мероприятий по содействию занятости населения.
В платежных поручениях на перечисление средств на возмещение затрат работодателю центр занятости населения указывает целевое направление их расходования.
6.7. Для участия в мероприятии по содействию трудоустройству незанятых инвалидов между инвалидом и работодателем заключается трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, копия которого представляется работодателем в центр занятости населения.
В случае увольнения работника (инвалида) до истечения срока действия договора, заключенного между центром занятости населения и работодателем, работодатель в течение 5 рабочих дней обязан подать в центр занятости населения сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) и принять на оборудованное рабочее место другого участника мероприятия, направленного центром занятости населения (за исключением случаев оборудования рабочего места на дому при невозможности осуществления его демонтажа).
6.8. Целевое использование работодателем выделенных денежных средств подтверждается фактом осуществления инвалидом трудовой деятельности на оборудованном (оснащенном) рабочем месте.
6.9. Центр занятости населения осуществляет осмотр созданного рабочего места не реже одного раза в полугодие в течение двух лет с даты создания рабочего места.
VII. Организация сопровождения при содействии занятости инвалидов
7.1. Мероприятие "Организация сопровождения при содействии занятости инвалидов" организуется в целях трудоустройства незанятых инвалидов, обеспечения их профессиональной адаптации и стабильной занятости.
Реализация мероприятия осуществляется в соответствии с Федеральным государственным стандартом государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов.
7.2. Применительно к настоящему Порядку сопровождение при содействии занятости инвалидов - мероприятия по оказанию индивидуальной помощи незанятому инвалиду при его трудоустройстве, созданию условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно по территории работодателя.
При обращении в центр занятости населения инвалидов, нуждающихся в сопровождении при трудоустройстве, мероприятие реализуется в соответствии с Административным регламентом департамента занятости населения автономного округа по предоставлению государственной услуги "Организация сопровождения при содействии занятости инвалидов".
7.3. Решение о содержании и сроках осуществления сопровождения участника мероприятия принимается центром занятости населения с учетом рекомендаций, содержащихся в ИПРА, об имеющихся у него ограничениях жизнедеятельности, а также о показанных или противопоказанных видах трудовой деятельности и рекомендации федерального учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости инвалида в сопровождении при содействии занятости, выданной по результатам анализа характера и условий труда в предлагаемых инвалиду вакансиях.
7.4. В целях получения рекомендации федерального учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости инвалида в сопровождении центром занятости населения осуществляется информационное взаимодействие с федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N 872н "Об утверждении Порядка, формы и сроков обмена сведениями между органами службы занятости и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы".
7.5. Кроме мероприятий, осуществляемых в рамках предоставления государственной услуги "Организация сопровождения при содействии занятости инвалидов", центр занятости населения осуществляет:
- разработку перечня мероприятий индивидуальной программы сопровождения инвалида при его трудоустройстве с указанием исполнителей и сроков исполнения мероприятий, форма которого утверждается департаментом занятости населения автономного округа;
- направление запроса в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы при необходимости получения дополнительных сведений о рекомендациях по профессиональной реабилитации или абилитации инвалида, об уточнении соответствия предлагаемой гражданину вакансии для трудоустройства рекомендациям о показанных (противопоказанных) видах трудовой деятельности;
- предложение незанятому инвалиду, признанному безработным, о прохождении профессионального обучения и (или) получении дополнительного профессионального образования и, при его согласии, оформление и выдача направления центра занятости населения для прохождения данного обучения или для получения дополнительного профессионального образования в соответствии с положениями Административного регламента департамента занятости населения автономного округа по предоставлению государственной услуги "Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности";
- осуществление мониторинга трудоустройства и закрепляемости инвалида на рабочем месте.
7.6. При определении работника центра занятости населения ответственным за сопровождение участника мероприятия и при наличии у него потребности в формировании пути его передвижения от места жительства до места работы и обратно осуществляется компенсация затрат на оплату проезда:
лицу, ответственному за сопровождение участника мероприятия, до места работы инвалида и возвращения на свое рабочее место (при сопровождении на работу) и до места работы инвалида и возвращения с нее (при сопровождении инвалида обратно);
участнику мероприятия от места жительства до места работы и обратно.
Компенсация затрат на оплату проезда осуществляется на основании заявлений лиц, указанных в настоящем пункте, с указанием реквизитов лицевого счета, открытого в кредитной организации Российской Федерации, и приложением подтверждающих документов (билеты на общественный транспорт), но не более 1 месяца.
Средства на компенсацию затрат на оплату проезда зачисляются на лицевые счета заявителей, открытые в кредитных организациях Российской Федерации, в течение 10 рабочих дней с даты поступления заявления на компенсацию затрат на оплату проезда.
7.7. При трудоустройстве участника мероприятия между центром занятости населения и работодателем допускается заключение договоров:
о совместной деятельности по организации сопровождаемой занятости инвалида;
по предоставлению из окружного бюджета субсидий, заключение которых осуществляется в соответствии с Порядком предоставления субсидий из окружного бюджета на реализацию отдельных мероприятий по содействию занятости населения.
7.8. Работодателем из числа работников и с их согласия могут быть определены наставники, которые в целях осуществления сопровождения при содействии занятости инвалида:
- содействуют ему в освоении трудовых обязанностей;
- вносят работодателю предложения по вопросам, связанным с созданием инвалиду условий для доступа к рабочему месту и с дополнительным оборудованием (оснащением) его рабочего места.
7.9. Перечисление средств на возмещение затрат на заработную плату участников мероприятия и наставников осуществляется в сроки, установленные Порядком предоставления субсидий из окружного бюджета на реализацию отдельных мероприятий по содействию занятости населения.
В платежных поручениях на перечисление средств на возмещение затрат работодателю центр занятости населения указывает целевое направление их расходования.
7.10. Помощь инвалидам в формировании пути их передвижения до места работы и обратно при наличии такой потребности может оказываться негосударственными организациями, осуществляющими деятельность по содействию в трудоустройстве граждан и (или) подбору работников, на основании договоров, указанных в пункте 7.7 настоящего Порядка.
7.11. Сопровождение участника мероприятия может оказываться негосударственной организацией на основании заключенных с центром занятости населения договоров, указанных в пункте 7.7 настоящего Порядка. Центром занятости населения совместно с негосударственной организацией разрабатывается программа трудоустройства инвалида с учетом его индивидуальных особенностей, формы инвалидности и барьеров при трудоустройстве, форма которой утверждается департаментом занятости населения автономного округа.
7.12. Предоставление субсидий по договорам, указанным в пунктах 7.10, 7.11 настоящего Порядка, осуществляется в порядке и сроки, установленные Порядком предоставления субсидий из окружного бюджета на реализацию отдельных мероприятий по содействию занятости населения.
В платежных поручениях на перечисление средств центр занятости населения указывает целевое направление их расходования.
VIII. Содействие трудоустройству женщин, воспитывающих детей в возрасте от полутора до трех лет, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов
8.1. Мероприятие по содействию трудоустройству женщин, воспитывающих детей в возрасте от полутора до трех лет, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, организуется в целях создания условий для осуществления ими трудовой деятельности (в том числе на дому).
Порядок участия граждан в мероприятии определяется приказом департамента занятости населения автономного округа.
Оформление надомного труда осуществляется работодателем в соответствии со статьями 310 - 312 Трудового кодекса Российской Федерации, если надомный труд используется в этой организации как форма хозяйствования.
8.2. Содействие трудоустройству участников мероприятия заключается в создании рабочих мест (в том числе на дому) и включает в себя:
определение возможности трудоустройства участников мероприятия;
определение потребности в приобретении, монтаже и установке оборудования для создания рабочего места, на которое планируется трудоустройство участников мероприятия;
приобретение, включая доставку, монтаж и установку оборудования для создания рабочего места;
возмещение затрат на создание рабочих мест (в том числе на дому), включающие приобретение, а также доставку, монтаж и установку оборудования, необходимого для оснащения созданного рабочего места, на которое трудоустроен участник мероприятия;
трудоустройство участников мероприятия на созданное рабочее место.
8.3. Отношения между центром занятости населения и работодателем регулируются договорами о предоставлении субсидии из окружного бюджета в соответствии с Порядком предоставления субсидий из окружного бюджета на реализацию отдельных мероприятий по содействию занятости населения.
Период действия договора составляет не менее двух лет.
Сроки создания рабочего места определяются договором и составляют не более 3 месяцев.
Работодатель создает постоянное рабочее место на срок не менее двух лет.
8.4. Между участником мероприятия и работодателем заключается договор в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, копия которого представляется работодателем в центр занятости населения.
В случае увольнения участника мероприятия до истечения срока действия договора, заключенного центром занятости населения с работодателем, работодатель в течение 5 рабочих дней обязан подать в центр занятости населения сведения о вакансиях и принять на оборудованное рабочее место другого участника мероприятия, направленного центром занятости населения.
8.5. Целевое использование работодателем выделенных денежных средств подтверждается фактом трудоустройства участника мероприятия.
8.6. Центр занятости населения осуществляет осмотр созданного рабочего места не реже одного раза в полугодие в течение двух лет с даты создания рабочего места.
IX. Организация стажировки женщин, в том числе женщин, воспитывающих детей в возрасте от полутора до трех лет, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости
9.1. Стажировка организуется как производственная деятельность для приобретения опыта работы по полученной специальности в форме создания рабочих мест для женщин, в том числе женщин, воспитывающих детей в возрасте от полутора до трех лет, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, в соответствии с имеющейся специальностью (смежной профессией) на основании заключаемого срочного трудового договора.
Порядок участия граждан в мероприятия определяется приказом департамента занятости населения автономного округа.
9.2. Применительно к настоящему мероприятию наставничество - форма профессиональной подготовки участника мероприятия непосредственно на рабочем месте в организации.
При прохождении стажировки к участнику мероприятия может быть прикреплен наставник - работник, осуществляющий его стажировку в рабочее время на основании приказа работодателя.
При оформлении наставничества в трудовой договор работника, который будет выступать в роли наставника, необходимо внести (с его согласия) дополнения в части возложения на него дополнительных обязанностей и установления доплаты (надбавки) за наставничество.
9.3. Возмещение работодателю затрат на оплату труда участников мероприятия (в том числе ежегодного оплачиваемого отпуска или выплату денежной компенсации за неиспользованный отпуск), а также выплаты за наставничество производятся на основе договора, заключенного между центром занятости населения и работодателем в соответствии Порядком предоставления субсидий из окружного бюджета на реализацию отдельных мероприятий по содействию занятости населения.
9.4. В платежных поручениях на перечисление средств на возмещение затрат работодателю центр занятости населения указывает целевое направление их расходования.
9.5. Для участия в стажировках между участником мероприятия и работодателем заключается срочный трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством, копия которого представляется работодателем в центр занятости населения.
Одновременно работодателем представляется копия приказа о возложении на работника функций наставника.
9.6. В случае прекращения участия в стажировке до истечения срока действия договора, заключенного центром занятости с работодателем, центр занятости населения направляет на стажировку другого участника мероприятия в пределах срока действия указанного договора.
9.7. Период участия в стажировке составляет не более трех месяцев.
X. Содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости
10.1. Содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность осуществляется в целях их трудоустройства в другой местности по направлению органов службы занятости.
10.2. Мероприятие, указанное в пункте 10.1 настоящего Порядка, реализуется на основании:
Федерального государственного стандарта государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
Административного регламента департамента занятости населения автономного округа по предоставлению государственной услуги "Содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости" и распространяется на граждан, зарегистрированных в центре занятости населения в качестве безработных, а также на членов их семей.
10.2.1. К членам семьи безработного гражданина относятся супруг (супруга), а также дети до 18 лет (в том числе дети, по отношению к которым безработный является усыновителем, опекуном, попечителем).
10.2.2. Переезд - переезд безработного гражданина в другую местность для временного трудоустройства по направлению органов службы занятости по имеющейся у него профессии (специальности).
10.2.3. Переселение - переселение безработного гражданина и членов его семьи на новое место жительства для трудоустройства по направлению органов службы занятости по имеющейся у него профессии (специальности).
10.3. Финансовая поддержка участникам мероприятия, указанным в пункте 10.2 настоящего Порядка, оказывается на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях финансирования целевых расходов, связанных с переездом или переселением участников мероприятия, однократно.
10.4. Содействие в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства осуществляется на основании:
данных банка вакансий, содержащего сведения о свободных рабочих местах и вакантных должностях;
сведений о безработных гражданах, желающих трудоустроиться в другой местности;
приказа центра занятости населения об оказании финансовой поддержки.
10.5. Центр занятости населения:
10.5.1. информирует безработных граждан о свободных рабочих местах и вакантных должностях, порядке и условиях трудоустройства, оплате труда;
10.5.2. выдает безработным гражданам предварительно согласованные с работодателем предложение о предоставлении государственной услуги по содействию в переезде или переселении и направление для трудоустройства;
10.5.3. оказывает финансовую поддержку участникам мероприятия при переезде и переселении в другую местность для трудоустройства;
10.5.4. осуществляет контроль за исполнением условий договоров в части выполнения обязанности по трудоустройству в другой местности;
10.5.5. принимает меры по взысканию с участника мероприятия суммы финансовой поддержки в случае неисполнения по неуважительной причине обязанности по трудоустройству в другой местности.
10.6. Участник мероприятия обязан:
1) трудоустроиться в течение трех месяцев со дня предоставления финансовой поддержки;
2) представить в центр занятости населения в течение 10 рабочих дней с даты выхода на работу (либо с даты приезда к месту работы членов его семьи) отчет о произведенных расходах;
3) вернуть денежные средства, выплаченные ему в связи с переездом или переселением:
- полностью - в случае, если без уважительной причины не приступил к работе в течение трех месяцев с даты получения финансовой поддержки;
- за вычетом понесенных расходов, связанных с переездом, - в случае нетрудоустройства по уважительной причине.
Отказ работодателя от обязательств по трудоустройству безработного гражданина, а также временная нетрудоспособность безработного гражданина являются уважительными причинами.
10.7. Участник мероприятия обязан уведомить центр занятости населения, выдавший направление для трудоустройства в другой местности, в течение 10 рабочих дней:
- со дня приема на работу - о трудоустройстве по новому месту жительства путем представления копий трудового договора и приказа о приеме на работу;
- со дня отказа в приеме на работу - об отказе в трудоустройстве по новому месту жительства путем предоставления подтверждающих документов от работодателя.
10.8. Необходимыми условиями для оказания финансовой поддержки участникам мероприятия являются:
1) заявление безработного гражданина об оказании финансовой поддержки для переезда в другую местность в целях трудоустройства либо согласие с предложением центра занятости населения о предоставлении государственной услуги по содействию гражданам в переезде для работы в другой местности;
2) заявление безработного гражданина об оказании финансовой поддержки для переселения безработного гражданина и членов его семьи в другую местность в целях трудоустройства либо согласие с предложением центра занятости населения о предоставлении государственной услуги по содействию безработным гражданам в переселении для работы в другой местности;
3) копия паспорта безработного гражданина;
4) копия свидетельства о рождении детей;
5) копия свидетельства о заключении брака;
6) документ, подтверждающий реквизиты кредитной организации для перечисления денежных средств (лицевой счет получателя и реквизиты кредитного учреждения);
7) предварительный расчет расходов;
8) заключение договора о содействии в переезде или переселении между центром занятости населения и участником мероприятия.
10.9. После получения документов, перечисленных в пункте 10.8 настоящего Порядка, центр занятости населения в 3-дневный срок представляет участнику мероприятия для подписания проект договора.
10.10. Сумма финансовой поддержки перечисляется центром занятости населения в установленном порядке на расчетный счет участника мероприятия в течение 10 рабочих дней с даты заключения договора.
В платежных поручениях на перечисление суммы финансовой поддержки центры занятости населения указывают целевое направление их расходования.
10.11. Предварительная оплата расходов производится центром занятости населения исходя из примерной стоимости проезда на основании представленного участником мероприятия заявления.
Окончательный расчет производится в течение месяца со дня представления участником мероприятия отчета о произведенных расходах с приложением подлинников документов, подтверждающих расходы:
- проездные и перевозочные документы (билеты, багажные квитанции, другие транспортные документы);
- о найме жилого помещения.
10.12. Датой представления документов, перечисленных в пункте 10.11 настоящего Порядка, в случае направления их по почте считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту получения.
XI. Содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей регистрации и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан
11.1. Мероприятие по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей регистрации и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан организуется в целях развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
11.2. Мероприятие, указанное в пункте 11.1 настоящего Порядка, в отношении безработных граждан осуществляется дополнительно к государственной услуге содействия самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, предоставляемой в соответствии с законодательством о занятости населения.
Реализация мероприятия осуществляется в соответствии с:
Федеральным государственным стандартом государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
Административным регламентом департамента занятости населения автономного округа по предоставлению государственной услуги "Содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации".
11.3. Мероприятие включает информирование граждан, получателей единовременной финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности, о возможности регистрации в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
11.4. Получателями единовременной финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности являются граждане, признанные в установленном порядке безработными. В приоритетном порядке единовременная финансовая помощь на организацию предпринимательской деятельности оказывается безработным инвалидам и женщинам, воспитывающим детей в возрасте до трех лет, а также безработным гражданам, планирующим открытие видов деятельности, установленных пунктами 3, 4 части 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
11.5. Получателями субсидии на создание безработными гражданами, организовавшими предпринимательскую деятельность, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан являются лица из числа получивших единовременную финансовую помощь на организацию предпринимательской деятельности и оформивших в налоговом органе свидетельство о государственной регистрации юридического лица либо индивидуального предпринимателя.
11.6. Предоставление единовременной финансовой помощи осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях финансирования целевых расходов, связанных с организацией предпринимательской деятельности.
Участникам мероприятия, указанным в пункте 11.4 настоящего Порядка, повторно единовременная финансовая помощь не предоставляется.
11.7. Лица, получившие субсидию, при создании дополнительных рабочих мест в обязательном порядке информируют центр занятости населения о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в соответствии со статьей 25 Закона о занятости.
11.8. Необходимыми условиями предоставления единовременной финансовой помощи для организации предпринимательской деятельности являются:
1) заявление безработного гражданина об организации предпринимательской деятельности и самозанятости;
2) представление бизнес-плана организации предпринимательской деятельности по форме, утвержденной приказом департамента занятости населения автономного округа;
3) наличие положительного решения межведомственной комиссии (далее - комиссия) о бизнес-плане организации предпринимательской деятельности;
4) наличие приказа центра занятости населения о выделении единовременной финансовой помощи;
5) заключение договора между центром занятости населения и безработным гражданином, который предусматривает организацию предпринимательской деятельности на период не менее одного года.
11.9. Необходимыми условиями для предоставления субсидии в целях создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан являются:
1) наличие заявки лица, получившего единовременную финансовую помощь на организацию предпринимательской деятельности, на предоставление субсидии для создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;
2) наличие положительного решения комиссии о предоставлении субсидии.
11.10. Предоставление субсидий осуществляется на основании договора по предоставлению из окружного бюджета субсидий, заключение которого осуществляется в соответствии с Порядком предоставления субсидий из окружного бюджета на реализацию отдельных мероприятий по содействию занятости населения.
11.11. Документы, указанные в подпунктах 1, 2 пункта 11.8 и подпункте 1 пункта 11.9 настоящего Порядка, рассматривает комиссия, состав которой утверждается приказом директора центра занятости населения.
Рассмотрение документов, указанных в подпункте 2 пункта 11.8 настоящего Порядка, осуществляется в соответствии с Порядком оценки бизнес-плана, утвержденным департаментом занятости населения автономного округа.
В состав комиссии включаются представители центра занятости населения, а также представители администрации муниципального образования в автономном округе, органов местного самоуправления в автономном округе, осуществляющих содействие развитию предпринимательства, территориальных органов налоговой службы, финансово-кредитных учреждений (по согласованию).
Решение комиссии может быть обжаловано в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
11.12. При недостатке у потенциального получателя единовременной финансовой помощи знаний или отсутствии необходимой профессии он может быть направлен центром занятости населения на профессиональное обучение или получение дополнительного профессионального образования.
Договор о содействии организации предпринимательской деятельности в этом случае заключается до направления гражданина на профессиональное обучение или получение дополнительного профессионального образования с соответствующей выплатой стипендии за время обучения.
11.13. Получатель единовременной финансовой помощи обязан в месячный срок с даты заключения с центром занятости населения договора о содействии организации предпринимательской деятельности осуществить постановку на учет в налоговом органе по месту жительства в качестве индивидуального предпринимателя, учредителя (участника) юридического лица или главы (члена) крестьянского (фермерского) хозяйства.
Центр занятости населения запрашивает в налоговых органах сведения о внесении организации в Единый государственный реестр юридических лиц или в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в порядке межведомственного взаимодействия в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Получатель единовременной финансовой помощи может самостоятельно представить указанные документы.
11.14. Безработный гражданин, заключивший с центром занятости населения договор о содействии организации предпринимательской деятельности, считается занятым и снимается с учета в центре занятости населения с даты внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей или Единый государственный реестр юридических лиц.
11.15. При ликвидации малого предприятия или прекращении индивидуальной предпринимательской деятельности ранее предусмотренного в договоре срока гражданин не может быть признан в установленном порядке безработным в течение срока действия договора.
11.16. Сумма единовременной финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности и сумма субсидии на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан перечисляется центром занятости населения на расчетный счет получателя единовременной финансовой помощи (субсидии) в течение 10 рабочих дней с даты заключения договора.
В платежных поручениях на перечисление суммы субсидии на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан центры занятости населения указывают целевое направление их расходования.
11.17. Единовременная финансовая помощь на организацию предпринимательской деятельности и субсидия на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан может быть использована на выплату заработной платы, приобретение оборудования, основных средств, приобретение лицензий, оформление сертификатов, оплату аренды помещений, иные расходы, связанные с реализацией данного мероприятия.
Субсидия на создание дополнительных рабочих мест носит единовременный характер и связана с фактом принятия на работу безработного гражданина на основе трудового договора, заключенного на неопределенный срок.
11.18. Единовременная финансовая помощь безработным гражданам на подготовку документов, представляемых при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, оплату государственной пошлины, оплату нотариальных действий и услуг правового и технического характера, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов предоставляется в течение одного месяца с даты регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, учредителя (участника) юридического лица или главы (члена) крестьянского (фермерского) хозяйства.
Перечисление единовременной финансовой помощи осуществляется центром занятости населения на расчетный счет получателя единовременной финансовой помощи в течение 10 рабочих дней со дня представления подтверждающих документов.
11.19. Единовременная финансовая помощь на организацию предпринимательской деятельности и субсидия на создание дополнительных рабочих мест подлежат возврату в окружной бюджет при наличии одного из следующих оснований:
1) отсутствие записи о государственной регистрации получателя выплаты в качестве:
- индивидуального предпринимателя или главы (члена) крестьянского (фермерского) хозяйства в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;
- учредителя (участника) юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц;
2) наличие государственной регистрации о ликвидации юридического лица, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в течение двух лет со дня государственной регистрации;
3) прекращение трудовых отношений работодателя с безработным гражданином, трудоустроенным на дополнительное постоянное рабочее место по направлению центра занятости населения, в течение двух лет со дня создания рабочего места в случае, если работодатель в течение 30 календарных дней не трудоустроил на рабочее место иного работника из числа безработных граждан, состоящих на регистрационном учете в центре занятости населения.
Возврат средств осуществляется в размере, пропорциональном периоду осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, учредителя (участника) юридического лица или главы (члена) крестьянского (фермерского) хозяйства, до истечения двух лет со дня регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.
XII. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность
12.1. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, организуется в целях повышения конкурентоспособности участников мероприятия посредством предоставления образовательных услуг.
Право на прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования по направлению центров занятости населения предоставляется однократно.
12.2. Мероприятие распространяется на незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность (далее - незанятые граждане).
12.3. Основные понятия:
профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);
дополнительное профессиональное образование - образование, направленное на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
12.4. При обращении в центр занятости населения граждан, указанных в пункте 12.2 настоящего Порядка, осуществляется регистрация граждан в целях поиска подходящей работы в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Российской Федерации.
12.5. Для получения направления центра занятости населения на прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования незанятые граждане представляют в центр занятости населения по месту жительства:
- заявление;
- паспорт или документ, его заменяющий;
- трудовую книжку или документ, ее заменяющий;
- документ, подтверждающий назначение страховой пенсии по старости.
12.6. Профессиональное обучение осуществляется в образовательных организациях, с которыми центры занятости населения заключили договоры о профессиональном обучении.
В договоре, заключаемом с образовательной организацией, указываются сведения о наименовании образовательной организации, образовательных программах, включающих в том числе информацию о возможности организации дистанционного обучения, профессиях (специальностях), виде обучения, сроке обучения, месторасположении, номерах контактных телефонов.
Выбор образовательных организаций осуществляется на конкурсной основе в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
12.7. По результатам подбора подходящего варианта обучения между центром занятости населения и гражданами, указанными в пункте 12.2 настоящего Порядка, заключается договор, который регулирует правоотношения, связанные с прохождением профессионального обучения и дополнительного профессионального образования с целью получения новой (смежной) профессии (специальности) либо повышения уровня образования, необходимого для успешной профессиональной деятельности, а также связанные с возмещением затрат на обучение.
Договор между центром занятости населения и гражданами, указанными в пункте 12.2 настоящего Порядка, должен содержать предмет договора, обязанности сторон, порядок возмещения расходов, ответственность сторон, заключительные положения.
12.8. В рамках данного мероприятия допускается возмещение гражданам, указанным в пункте 12.2 настоящего Порядка, расходов, затраченных на свое обучение по направлению центра занятости населения, на условиях и в сроки, установленные договорами, указанными в пункте 12.7 настоящего Порядка.
В этом случае для заключения договора с центром занятости населения гражданам, указанным в пункте 12.2 настоящего Порядка, необходимо представить заключенный договор с организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
12.9. Возмещение расходов, затраченных гражданами, указанными в пункте 12.2 настоящего Порядка, на свое обучение, осуществляется центром занятости населения путем перечисления денежных средств на лицевой счет работнику либо незанятому гражданину, открытый в кредитной организации Российской Федерации, указанный в заявлении о возмещении расходов, в течение 10 рабочих дней со дня представления ими в центр занятости населения следующих документов:
- заявления о возмещении расходов с указанием реквизитов лицевого счета, открытого в кредитной организации;
- документов, подтверждающих завершение обучения (диплом, удостоверение, свидетельство и др.);
- документов, подтверждающих произведенную оплату за обучение (платежные документы).
12.10. В течение 10 рабочих дней с даты трудоустройства граждане, указанные в пункте 12.2 настоящего Порядка, обязаны представить в центр занятости населения документы, подтверждающие занятость работника (копию приказа о приеме на работу).
12.11. При направлении граждан, указанных в пункте 12.2 настоящего Порядка, для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного образования в другую местность им оказывается финансовая поддержка.
Финансовая поддержка гражданам, указанным в пункте 12.2 настоящего Порядка, направленным для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного образования в другую местность, предоставляется на основании следующих документов:
- заявление о предоставлении финансовой поддержки с указанием реквизитов лицевого счета, открытого в кредитной организации;
- документ, удостоверяющий личность заявителя;
- документы, подтверждающие расходы по проезду к месту профессионального обучения и обратно;
- документы, подтверждающие расходы, связанные с проживанием по месту прохождения профессионального обучения;
- документы, подтверждающие завершение обучения.
12.12. Заявления граждан, указанных в пункте 12.2 настоящего Порядка, о предоставлении финансовой поддержки подлежат регистрации в день обращения.
Решение о предоставлении финансовой поддержки либо решение об отказе в предоставлении финансовой поддержки оформляется в течение 5 рабочих дней с даты регистрации заявления в письменной форме (в виде приказа) и направляется заявителю в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты принятия решения о предоставлении финансовой поддержки или об отказе в предоставлении финансовой поддержки. В решении об отказе в предоставлении финансовой поддержки указываются причины отказа.
Основанием для отказа в предоставлении финансовой поддержки является непредставление заявителем документов, указанных в пункте 12.10 настоящего Порядка.
При отказе в предоставлении финансовой поддержки заявитель вправе повторно обратиться в центр занятости населения после устранения причины, послужившей основанием для отказа, в соответствии с условиями настоящего Порядка.
Средства на выплату финансовой поддержки зачисляются на лицевой счет заявителя, открытый в кредитной организации Российской Федерации, в течение 10 рабочих дней с даты утверждения центром занятости населения приказа о предоставлении финансовой поддержки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.