Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния муниципального архива на территории муниципального образования
Деятельность отдела по делам архивов (муниципального архива) Администрации города Ноябрьска (далее - отдел) направлена на достижение основной цели: обеспечение хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов государственных и муниципальных архивов в интересах граждан, общества и государства.
Одной из основных функций муниципального архива является обеспечение информационного обслуживания органов местного самоуправления, организация использования архивных документов, удовлетворение прав граждан на архивную информацию, в т.ч.:
- информирование органов местного самоуправления о составе и содержании документов отдела актуальной тематики, исполнение запросов юридических и физических лиц;
- организация работы пользователей документами, изготовление копий документов по их запросам, в том числе в форме электронных документов, подготовка документальных публикаций, материалов для средств массовой информации, организация выставок документов, проведение встреч с общественностью;
- исполнение в установленном порядке запросов организаций и граждан, выдача архивных справок, заверенных копий и выписок из документов, в том числе в форме электронных документов;
- создание и совершенствование научно-справочного аппарата к документам отдела, баз данных, автоматизированных информационно-поисковых систем, архивных справочников о составе и содержании документов.
По состоянию на 01 января 2021 года в отделе находится на хранении 48475 тыс. единиц хранения документов. Хронологические рамки документов - 1957 - 2020 годы.
Гарантируя право на доступ к официальной информации и изучение истории города Ноябрьска, отдел содействует решению задач социально-экономического развития города и округа, служит становлению и развитию гражданского общества, эффективному муниципальному управлению.
Ежегодно специалисты отдела исполняют в среднем 5000 запросов социально-правового характера, поступивших от граждан. К запросам социально-правового характера относятся справки о стаже работы, заработной плате, дислокации предприятия, районном коэффициенте, северных надбавках и т.п., необходимые гражданам для оформления и начисления пенсии. При исполнении запросов специалистами архива проводятся поиск необходимых дел, выписка необходимых сведений, относящихся к сути запроса, и подготовка ответа с последующим внесением данных в программу "Учет обращений граждан".
Сложность при исполнении запросов заключается в том, что отсутствует электронная база и специалистам отдела приходится изучать большое количество дел на бумажном носителе с целью исполнения поступивших запросов. Часто обратившиеся в архив граждане не могут точно указать данные для быстрого и эффективного поиска (год создания организации, выделения земельного участка, смены фамилии; название предприятия и т.п.), и специалистам приходится просматривать значительное количество дел, что приводит к потере времени и не всегда к положительному результату.
На территории муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа на протяжении нескольких лет ведется активная работа по внедрению информационных технологий в различных областях деятельности, в том числе в области архивного дела. В ноябре 2012 года департамент информационных технологий и связи Ямало-Ненецкого автономного округа провел подготовительную работу по созданию электронного фонда пользования и развития единой информационно-поисковой системы (ЕИПС) электронного архива Ямало-Ненецкого автономного округа в части включения в ее контур муниципальных архивов.
В рамках данной программы специалисты московской фирмы ООО "ЭЛАР" провели формирование информационного ресурса с использованием сведений путеводителей по фондам и базы данных программного комплекса "Архивный фонд", посредством импорта информации из тематических баз данных ("Картотека решений рай(гор)исполкома", "Картотека постановлений и распоряжений администрации"), оцифровки и загрузки описей и заголовков дел. В результате данной работы были отсканированы описи документов постоянного срока хранения в количестве 83 фондов, а также описи дел по личному составу ликвидированных предприятий в количестве 59 фондов.
В 2013 году была проведена подготовительная работа по созданию электронного архива в муниципальном образовании город Ноябрьск и решены следующие задачи:
1) приобретено современное оборудование, позволяющее эффективно производить сканирование архивных документов;
2) отсканированы описи документов постоянного срока хранения и документов по личному составу ликвидированных организаций;
3) установлена программа электронно-информационной поисковой системы электронного архива ЯНАО, позволяющая производить поиск необходимых данных по фондам архива и ознакомление с составом документов муниципального архива.
В настоящее время в процессе внедрения электронной информационно-поисковой системы электронного архива ЯНАО и создания электронного фонда пользования необходимо решить следующие задачи, которые будут способствовать эффективной работе всей базы данных в интересах граждан и организаций:
- необходимо провести экспертизу состояния архивных дел, находящихся на хранении в муниципальном архиве и подлежащих оцифровке, результатом которой должен стать документ, отражающий текущее физическое состояние документов, их количество, структуру и взаимосвязь;
- оцифровка архивных фондов - процесс очень кропотливый и долговременный, к тому же большое количество архивных дел, подлежащих оцифровке, необходимо будет расшивать, а после сканирования вновь подшивать и переплетать в дела, что потребует дополнительных финансовых затрат;
- остаются вопросы обеспечения сохранности цифровых материалов и дальнейшей работы с ними в условиях быстрой эволюции информационных технологий, для этого необходимо качественное программное обеспечение, позволяющее сохранять, преобразовывать и впоследствии распознавать различные форматы файлов;
- необходимо включить в программу по сканированию и обработке изображений функцию по восстановлению угасающих текстов документов, утраченной части текста документов, что обеспечило бы одновременное сканирование и реставрацию текстов документов;
- предусмотреть дополнительные бюджетные вложения для заключения контракта с организациями, оказывающими профессиональные услуги по сканированию и оцифровке документов.
В настоящее время в муниципальном архиве на хранении находится 48475 единиц документов на бумажном носителе, и за период работы с 2014 года по 2020 год оцифровано 4511 единиц документов, что составляет 9,3% от их общего количества. Работа по оцифровке архивных документов не проводится в полном объеме, так как дополнительные средства из бюджета муниципального образования не выделяются.
Решение вышеуказанных задач будет способствовать достижению цели по обеспечению хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов государственных и муниципальных архивов.
По документам муниципального архива издаются печатные издания, которые пользуются популярностью у жителей города Ноябрьска, в том числе выехавших за пределы города. Муниципальным архивом проводятся выставки с целью популяризации архивных документов, готовятся тематические сюжеты на телевидении. Спрос граждан и организаций на получение из архива необходимой информации повышен.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.