Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы и прогноз ее развития
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа, установлено, что одну из экономических основ местного самоуправления составляет имущество, находящееся в муниципальной собственности.
В состав муниципального имущества входит имущество, необходимое для решения вопросов местного значения, включая муниципальные земли; имущество, предназначенное для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.
Управление и распоряжение имуществом муниципального округа Надымский район осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Гражданским кодексом РФ;
- Земельным кодексом РФ;
- Жилищным кодексом РФ;
- Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества";
- Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности";
- Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Управление муниципальным имуществом считается эффективным, если достигаются цели, для которых это имущество находится в муниципальной собственности, а именно, для обеспечения жизнедеятельности населения.
Для достижения большей эффективности управления муниципальным имуществом и использования земельных ресурсов необходимо совершенствование системы учёта муниципального имущества.
Так как муниципальная собственность является разновидностью публичной собственности, муниципальное имущество принадлежит не лицу (физическому или юридическому), а публично-правовому образованию, а именно - муниципальному образованию.
В пункте 5 статьи 51 Федерального закона 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что органы местного самоуправления должны вести реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества определен Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.08.2011 N 424.
Ведение реестра муниципального имущества необходимо для составления полной картины о состоянии муниципального имущественного комплекса в муниципальном округе Надымский район в целом.
Автоматизированное ведение реестра муниципального имущества позволяет определить количество субъектов муниципальной собственности и систематизировать объекты по правовым режимам, в которых может находиться муниципальное имущество:
- на праве хозяйственного ведения (закреплено за муниципальными предприятиями);
- на праве оперативного управления (закреплено за муниципальными казенными предприятиями или муниципальными учреждениями);
- в муниципальной казне (в непосредственном распоряжении органов местного самоуправления).
Учет муниципального имущества муниципального округа Надымский район осуществляется посредством ведения реестра муниципального имущества.
Реестр - это информационная система, представляющая собой совокупность построенных на единых методологических и программно-технических принципах баз данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них.
С января 2015 года учет муниципального имущества осуществляется с использованием автоматизированной системы (АС) "Управление имуществом", разработанной Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Криста".
По состоянию на 01.01.2020 в реестре муниципального имущества муниципального округа Надымский район учитываются:
Структура реестра |
Количество объектов (ед.) |
Недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной объект прочно связанный с землей, объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости) |
3 795 |
Движимое имущество (без учета транспортных средств) |
828 831 |
Транспортные средства и прочее |
284 |
Не закрепленное за муниципальными организациями (предприятиями и учреждениями) муниципальное имущество (движимое и недвижимое имущество, в том числе земельные участки) входит в состав муниципальной казны.
Казну муниципального округа Надымский район составляет имущество (без учета земельных участков) общей балансовой стоимостью более 9,56 млрд. рублей.
По состоянию на 01.01.2020 право собственности муниципального округа Надымский район из 3 795 объектов имущества оформлено на 3 738 объектов, что составляет 98,5%.
Основные способы распоряжения имуществом казны муниципального образования:
- передача в аренду;
- передача в безвозмездное пользование;
- передача в концессию.
Основные проблемы в сфере реализации муниципальной программы
Управление муниципальной собственностью основывается на принципах строгого соответствия состава муниципального имущества и обеспечения эффективности использования имущества при оптимальном уровне расходов на управление. Эффективное использование муниципального имущества прежде всего заключается в обеспечении осуществления всех необходимых функций муниципального образования, а также вовлечения имущества в хозяйственный оборот.
В этой связи следует отметить ряд проблем, решение которых позволит более эффективно управлять муниципальной собственностью муниципального округа Надымский район, иметь объективную информацию об объектах муниципальной собственности.
1. Недостаточный уровень обеспечения объектов муниципальной собственности актуальной технической документации и правоустанавливающими документами.
Причины возникновения проблемы:
- наличие неактуальной технической документации на объекты недвижимости, необходимой для проведения государственной регистрации права, либо полное отсутствие технической документации;
- выявление бесхозяйного имущества, влекущее обязанность по оформлению права муниципальной собственности на такое имущество в установленном порядке.
В процессе управления муниципальной собственностью выявляется необходимость актуализации технической документации на объекты муниципальной собственности, в отношении которых техническая инвентаризация не проводилась, в целях уточнения технических характеристик для последующего совершения сделок по приватизации, регистрации долгосрочных договоров аренды.
Одной из важнейших задач в части реализации полномочий по управлению муниципальным имуществом является проведение мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимости.
Процесс выявления и последующего оформления в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества является непрерывным и требует материальных затрат из местного бюджета на проведение технической инвентаризации выявленного бесхозяйного имущества.
2. Наличие в муниципальной собственности имущества, не предназначенного для решения вопросов местного значения либо не востребованного органами местного самоуправления.
3. Низкий уровень коммерческой привлекательности муниципальных объектов, предлагаемых к приватизации.
4. Наличие в реестре муниципального имущества объектов, не востребованных на рынке недвижимости.
5. Риски утраты объектов муниципального нежилого фонда муниципального округа Надымский район.
6. Недостаточный уровень формирования фонда муниципальных земель.
7. Наличие в реестре муниципального имущества земельных участков, не востребованных на рынке недвижимости, фактически используемых муниципальными предприятиями и учреждениями без правоустанавливающих документов, несовершенство процедур землеустройства и межевания.
8. Низкие потребительские качества объектов муниципальной собственности муниципального округа Надымский район.
Оптимизация состава и структуры муниципального имущества, полная инвентаризация и последующая паспортизация позволят оценить потенциал муниципальной собственности для вовлечения в хозяйственный оборот экономики муниципального округа Надымский район, использовать объекты муниципальной собственности для привлечения инвестиционных ресурсов.
Надлежащее оформление права собственности, своевременная инвентаризация объектов недвижимости и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, обеспечение сохранности муниципального имущества являются залогом эффективного управления муниципальным имуществом муниципального округа Надымский район.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.