Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждено
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 18 августа 2021 г. N 738-П
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия
I. Основные положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (далее - объекты культурного наследия, региональный государственный контроль (надзор)).
2. Предметом регионального государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в отношении объектов культурного наследия регионального значения, местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия и объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ), зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, зон охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, защитных зон объектов культурного наследия регионального значения, защитных зон объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, а также исторических поселений (за исключением расположенных на их территориях отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона N 73-ФЗ), установленных Федеральным законом N 73-ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - нормативные правовые акты автономного округа автономный округ) и органов местного самоуправления обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия, включая:
- требования охранных обязательств собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия;
- требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требования к сохранению объекта культурного наследия, требования к обеспечению доступа к объекту культурного наследия;
- требования к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места, в границах территории исторического поселения и с учетом установленных для этих территорий особых режимов использования земель;
- требования, содержащиеся в разрешительных документах, выданных региональными органами охраны объектов культурного наследия, муниципальными органами охраны объектов культурного наследия в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия;
- требования к проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе о соответствии работ согласованной проектной документации и разрешению на проведение работ по их сохранению;
- требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, защитной зоны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места, в границах территории исторического поселения либо требования особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, установленные Федеральным законом N 73-ФЗ;
- требования к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
- меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия, а также объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона N 73-ФЗ, обнаруженного в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона N 73-ФЗ, работ по использованию лесов и иных работ, в том числе меры, предусмотренные проектной документацией на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
3. Объектами регионального государственного контроля (надзора) являются:
1) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
2) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе работы, к которым предъявляются обязательные требования;
3) объекты культурного наследия, указанные в статье 3 Федерального закона N 73-ФЗ, а также территории, включая водные, земельные и лесные участки, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).
4. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ). Понятия и определения в отношении контролируемых лиц и иных участников регионального государственного контроля (надзора) применяются в точном соответствии с главой 7 Федерального закона N 248-ФЗ.
Региональный государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти автономного округа и органами местного самоуправления полномочий в области охраны объектов культурного наследия осуществляется региональным органом охраны объектов культурного наследия в соответствии с положениями Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
II. Полномочия на осуществление регионального государственного контроля (надзора)
5. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется службой государственной охраны объектов культурного наследия автономного округа (далее - региональный орган охраны объектов культурного наследия).
6. Должностными лицами регионального органа охраны объектов культурного наследия, уполномоченными на принятие решения от имени регионального органа охраны объектов культурного наследия при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), являются:
руководитель;
первый заместитель руководителя.
7. Должностными лицами регионального органа охраны объектов культурного наследия, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора), производство по делам об административных правонарушениях в области охраны объектов культурного наследия, включая составление протоколов об административных правонарушениях, являются:
руководитель;
первый заместитель руководителя;
начальник отдела государственного надзора и правового регулирования;
заместитель начальника отдела государственного надзора и правового регулирования;
главный специалист отдела государственного надзора и правового регулирования.
8. Должностные лица, указанные в пункте 7 настоящего Положения, осуществляют региональный государственный контроль (надзор) в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ.
9. Должностные лица, указанные в пункте 7 настоящего Положения, при проведении контрольных (надзорных) мероприятий осуществляют права и несут обязанности, установленные статьей 29 Федерального закона N 248-ФЗ, а также пунктом 6 статьи 11 Федерального закона N 73-ФЗ.
10. Должностные лица, указанные в пункте 7 настоящего Положения, помимо прав, указанных в пункте 9 настоящего Положения, вправе:
10.1. выдавать предписания о приостановлении работ по сохранению объектов культурного наследия, указанных в пункте 1 статьи 40 Федерального закона N 73-ФЗ, в соответствии с пунктом 12 Порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 21 октября 2015 года N 2625 (далее - реестр);
10.2. составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.13 - 7.16, 7.33, 17.7, 17.9, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 18, 19 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
10.3. рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
10.4. направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.
III. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора)
11. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, под которыми в целях настоящего Положения понимаются подлежащие государственной охране производственные объекты, указанные в подпункте 3 пункта 3 настоящего Положения.
12. Региональный орган охраны объектов культурного наследия при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска):
а) высокий риск;
б) значительный риск;
в) низкий риск.
Отнесение объектов контроля к категориям риска осуществляется должностными лицами регионального органа охраны объектов культурного наследия, указанными в пункте 6 настоящего Положения.
13. С учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований деятельность, подлежащая региональному государственному контролю (надзору), разделяется на группы тяжести (далее - группы тяжести).
К группе тяжести "А" относится деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц по содержанию, сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, в оперативном управлении или пользовании которых находятся объекты археологического наследия, включенные в реестр, объекты культурного наследия регионального значения.
К группе тяжести "Б" относится деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в собственности, оперативном управлении или пользовании которых находятся объекты культурного наследия местного (муниципального) значения, за исключением отнесенных к группе тяжести "А" и группе тяжести "В".
К группе тяжести "В" относится деятельность контролируемых лиц, в собственности, оперативном управлении или пользовании которых находятся выявленные объекты культурного наследия.
14. С учетом оценки вероятности несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований деятельность, подлежащая государственному контролю (надзору), разделяется на группы вероятности "1", "2" и "3" (далее - группы вероятности).
К группе вероятности "1"относится деятельность контролируемых лиц при наличии вступившего в законную силу в течение 5 предшествующих календарных лет обвинительного приговора суда по уголовным преступлениям, ответственность за которые предусмотрена статьями 243 - 243.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, объектом преступлений в которых выступал принадлежащий им на праве собственности, оперативного управления или пользования объект культурного наследия регионального значения либо земельный участок с расположенным на нем объектом археологического значения, включенным в реестр.
К группе вероятности "2" относится деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, у которых в течение 5 предшествующих календарных лет при проведении контрольного (надзорного) мероприятия были выявлены нарушения обязательных требований, не повлекшие привлечения их к уголовной или административной ответственности.
К группе вероятности "3" относится деятельность контролируемых лиц при отсутствии информации, указанной в абзацах втором и третьем настоящего пункта.
15. Отнесение деятельности контролируемого лица к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности согласно таблице:
Категория риска |
Группа тяжести |
Группа вероятности |
1 |
2 |
3 |
Высокий риск |
А |
1 |
Б |
1 |
|
Значительный риск |
А |
2 |
Б |
2 |
|
В |
1 |
|
В |
2 |
|
Низкий риск |
А |
3 |
Б |
3 |
16. В целях оценки риска причинения вреда при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия региональным органом охраны объектов культурного наследия применяются следующие индикаторы риска нарушения обязательных требований:
1) неисполнение контролируемым лицом в установленные сроки отдельных пунктов состава (перечня) работ по сохранению объекта культурного наследия, установленного охранным обязательством собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр;
2) поступление в региональный орган охраны объектов культурного наследия информации о фактах, указывающих на ненадлежащее содержание объекта культурного наследия и его территории в соответствии с требованиями статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ при отсутствии подтвержденных данных о лице (лицах), ответственных за данные нарушения;
3) непринятие контролируемым лицом мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, указанных в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований.
При выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований региональным органом охраны объектов культурного наследия могут использоваться сведения, характеризующие уровень рисков причинения вреда, полученные с соблюдением требований законодательства Российской Федерации из любых источников, обеспечивающих их достоверность, в том числе в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, при реализации полномочий в рамках разрешительной деятельности, по результатам предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг, из обращений контролируемых лиц, иных граждан и организаций, из сообщений средств массовой информации, а также сведения, содержащиеся в информационных ресурсах, в том числе обеспечивающих маркировку, прослеживаемость, учет, автоматическую фиксацию информации, и иные сведения об объектах контроля.
17. Сбор, обработка, анализ и учет сведений об объектах контроля в целях определения индикаторов риска нарушения обязательных требований осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия без взаимодействия с контролируемыми лицами.
Региональный орган охраны объектов культурного наследия в течение 10 рабочих дней со дня окончания сбора, обработки, анализа и учета сведений об объектах контроля рассматривает документы и принимает решение в соответствии со статьей 60 Федерального закона N 248-ФЗ.
18. Выбор между проведением таких контрольных (надзорных) мероприятий, как выездная проверка или рейдовый осмотр, осуществляется, исходя из количества контролируемых лиц, владеющих объектом контроля (в том числе проводящих работы на объекте контроля), и/или количества контролируемых лиц, использующих территорию объекта контроля, либо количества объектов контроля у пользователя/собственника, и/или количества объектов контроля, расположенных на территории используемой контролируемым лицом: в случае наличия на объекте контроля одного собственника/пользователя (лица, проводящего работы) проводится выездная проверка, если несколько собственников/пользователей (лиц, проводящих работы) - рейдовый осмотр.
Контроль за устранением выявленных нарушений обязательных требований осуществляется региональным органом охраны объектов культурного наследия в форме выездной проверки, если проводится оценка исполнения решения об устранении выявленного нарушения обязательных требований, принятого по итогам выездной проверки. В остальных случаях контроль за устранением выявленных нарушений обязательных требований осуществляется в форме инспекционного визита или рейдового осмотра.
IV. Виды профилактических мероприятий
19. Профилактика рисков причинения вреда объектам культурного наследия, нарушения обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия направлена на достижение следующих основных целей:
1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда объектам культурного наследия;
3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
20. Профилактические мероприятия осуществляются на основании программы профилактики рисков причинения вреда объектам культурного наследия (далее - программа профилактики рисков причинения вреда), утвержденной руководителем (первым заместителем руководителя) регионального органа охраны объектов культурного наследия, прошедшей общественное обсуждение и размещенной на официальном сайте регионального органа охраны объектов культурного наследия в сети "Интернет".
Программа профилактики рисков причинения вреда утверждается ежегодно.
21. Региональный орган охраны объектов культурного наследия при проведении профилактических мероприятий осуществляет взаимодействие с контролируемыми лицами только в случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ. При этом профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.
22. В случае если при проведении профилактических мероприятий установлено, что действия (бездействия) объектов контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда объектам культурного наследия или такой вред причинен, уполномоченное должностное лицо, указанное в абзацах четвертом - шестом пункта 7 настоящего Положения, незамедлительно направляет информацию об этом руководителю (первому заместителю руководителя) регионального органа охраны объектов культурного наследия для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
23. Профилактические мероприятия, предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда, обязательны для проведения.
Региональный орган охраны объектов культурного наследия может проводить профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда.
24. В рамках регионального государственного контроля (надзора) проводятся следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
25. Информирование. Сведения по вопросам соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами региональный орган охраны объектов культурного наследия размещает на официальном сайте регионального органа охраны объектов культурного наследия и поддерживает его в актуальном состоянии.
26. Обобщение правоприменительной практики организации и проведения регионального государственного контроля (надзора) осуществляется один раз в год.
По итогам обобщения правоприменительной практики региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики (далее - доклад о правоприменительной практике).
Размещение утвержденного приказом регионального органа охраны объектов культурного наследия доклада о правоприменительной практике на официальном сайте регионального органа охраны объектов культурного наследия в сети "Интернет" осуществляется не позднее 01 июня года, следующего за отчетным.
27. Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
При наличии у регионального органа охраны объектов культурного наследия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, региональный орган охраны объектов культурного наследия объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ.
Региональный орган охраны объектов культурного наследия осуществляет учет объявленных предостережений и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
28. Контролируемое лицо вправе после получения предостережения подать в региональный орган охраны объектов культурного наследия возражение в отношении указанного предостережения.
29. Возражение должно содержать:
1) наименование регионального органа охраны объектов культурного наследия, в который направляется возражение;
2) наименование юридического лица, фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя или гражданина, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ контролируемому лицу;
3) дату и номер предостережения;
4) доводы, на основании которых контролируемое лицо не согласно с объявленным предостережением;
5) дату получения предостережения контролируемым лицом;
6) личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов контролируемое лицо прилагает к возражению соответствующие документы либо их заверенные копии.
30. Возражение может быть подано в региональный орган охраны объектов культурного наследия в письменной форме непосредственно или почтовым отправлением по месту его нахождения, в электронной форме на официальную электронную почту.
Срок подачи возражения составляет не более 15 календарных дней с момента получения предостережения контролируемым лицом.
Возражение рассматривается региональным органом охраны объектов культурного наследия в течение 30 календарных дней со дня регистрации возражения.
В исключительных случаях руководитель, первый заместитель руководителя регионального органа охраны объектов культурного наследия вправе продлить срок рассмотрения возражения не более чем на 15 календарных дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения контролируемое лицо, направившее возражение.
31. Региональный орган охраны объектов культурного наследия:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение возражения, в случае необходимости - с участием контролируемого лица, направившего возражение, или его уполномоченного представителя;
2) при необходимости запрашивает документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных лиц;
3) по результатам рассмотрения возражения принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав и законных интересов контролируемого лица;
4) направляет письменный ответ по существу поставленных в возражении вопросов.
32. По результатам рассмотрения возражения региональный орган охраны объектов культурного наследия в срок, предусмотренный абзацем третьим пункта 30 настоящего Положения, принимает одно из следующих решений:
1) в случае подтверждения доводов, изложенных в возражении, удовлетворяет возражение в форме отмены объявленного предостережения;
2) в случае неподтверждения доводов, изложенных в возражении, отказывает в удовлетворении возражения.
33. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 32 настоящего Положения, контролируемому лицу, подавшему возражение, в письменной форме и по его желанию в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения.
Повторное направление возражения по тем же основаниям не допускается.
34. Должностное лицо регионального органа охраны объектов культурного наследия по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование (дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора)).
Консультирование осуществляется без взимания платы.
Консультирование может осуществляться должностным лицом регионального органа охраны объектов культурного наследия по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
35. Консультирование осуществляется в устной форме.
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется.
36. При консультировании должностные лица регионального органа охраны объектов культурного наследия обязаны предоставлять информацию по следующим вопросам:
1) о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора);
2) о нормативных правовых актах, регламентирующих порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора);
3) о порядке обжалования действий или бездействия должностных лиц регионального органа охраны объектов культурного наследия;
4) о месте нахождения и графике работы регионального органа охраны объектов культурного наследия;
5) об адресе официального сайта, а также электронной почты регионального органа охраны объектов культурного наследия в сети "Интернет".
37. Время ожидания заявителя при консультировании на личном приеме не может превышать 15 минут.
Консультирование на личном приеме каждого заявителя должностными лицами регионального органа охраны объектов культурного наследия не может превышать 20 минут.
Время консультирования по телефону не должно превышать 10 минут.
38. В случае если в течение календарного года поступило пять и более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений контролируемых лиц и их представителей, консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте регионального органа охраны объектов культурного наследия письменного разъяснения, подписанного должностными лицами, указанными в пункте 6 настоящего Положения, без указания в таком разъяснении сведений, отнесенных к категории ограниченного доступа.
39. Информация, ставшая известной должностному лицу регионального органа охраны объектов культурного наследия в ходе консультирования, не может быть использована региональным органом охраны объектов культурного наследия в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.
40. Обязательный профилактический визит проводится должностными лицами, указанными в пункте 7 настоящего Положения, в форме беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
41. Проведение обязательного профилактического визита региональным органом охраны объектов культурного наследия осуществляется в отношении контролируемых лиц, у которых впервые возникло право собственности или иное вещное право на производственные объекты, указанные в подпункте 3 пункта 3 настоящего Положения.
42. Региональный орган охраны объектов культурного наследия предлагает проведение обязательного профилактического визита контролируемым лицам не позднее 2 месяцев с момента приобретения права собственности или иного вещного права на производственный объект, указанный в подпункте 3 пункта 3 настоящего Положения.
43. В ходе обязательного профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, основаниях и о рекомендуемых способах недопущения нарушения обязательных требований.
В ходе обязательного профилактического визита может осуществляться сбор сведений, необходимых для оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
44. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
45. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом региональный орган охраны объектов культурного наследия не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
46. Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 1 рабочего дня.
47. При проведении обязательного профилактического визита контролируемым лицам не могут выдаваться предписания.
Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе обязательного профилактического визита, носят рекомендательный характер.
48. По итогам обязательного профилактического визита составляется акт о проведении обязательного профилактического визита.
Форма и содержание акта о проведении обязательного профилактического визита устанавливается региональным органом охраны объектов культурного наследия.
V. Порядок формирования и изменения программы проверок
49. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора):
плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся;
контрольные (надзорные) мероприятия проводятся, в том числе на основании программы проверок.
50. Программа проверок формируется региональным органом охраны объектов культурного наследия ежегодно, до 01 декабря года, предшествующего году проведения контрольных (надзорных) мероприятий, на основании:
1) разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, выданного региональным органом охраны объектов культурного наследия;
2) на основании истечения срока (завершения периода) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, установленного охранным обязательством собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия.
51. Программа проверок должна содержать перечень контрольных (надзорных) мероприятий, для каждого из которых указывается следующая информация:
1) вид контрольного (надзорного) мероприятия;
2) предмет контрольного (надзорного) мероприятия;
3) событие, наступление которого является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
4) срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
5) перечень документов, представление которых необходимо для оценки соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
6) контролируемые лица либо их законные представители, присутствие которых при проведении контрольного (надзорного) мероприятия является необходимым.
52. Программа проверок утверждается приказом регионального органа охраны объектов культурного наследия.
53. Изменения в программу проверок оформляются приказом регионального органа охраны объектов культурного наследия, который принимается в течение 5 рабочих дней с момента наступления следующих событий:
1) выдача разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;
2) изменение срока проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, установленного охранным обязательством собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия.
VI. Виды контрольных (надзорных) мероприятий, проведение которых возможно в рамках осуществления регионального государственного надзора
54. Перечень контрольных (надзорных) мероприятий и допустимых контрольных (надзорных) действий в составе каждого контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которых возможно в рамках осуществления регионального государственного надзора, в том числе при осуществлении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
1) инспекционный визит.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) инструментальное обследование;
д) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля;
2) рейдовый осмотр.
В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов;
д) инструментальное обследование;
3) выездная проверка.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов;
д) инструментальное обследование.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия (за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является наступление события, указанного в программе проверок и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов);
4) документарная проверка.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов.
55. Проведение внеплановой проверки в отношении резидента Арктической зоны Российской Федерации подлежит согласованию с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (далее - Минвостокразвития России) в порядке, установленном приказом Минвостокразвития России от 13 августа 2020 года N 113 "Об утверждении Порядка согласования внеплановых проверок, а также заявленных органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля оснований для их проведения в отношении резидентов Арктической зоны Российской Федерации".
56. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее - контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия):
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности).
В соответствии с абзацем шестым пункта 5 статьи 11 Федерального закона N 73-ФЗ при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности);
2) выездное обследование.
57. Формы документов, необходимых для осуществления регионального государственного контроля (надзора), не утвержденные в порядке, установленном частью 2 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ, устанавливаются региональным органом охраны объектов культурного наследия.
VII. Случаи, при наступлении которых контролируемые лица вправе представить в региональный орган охраны объектов культурного наследия информацию о невозможности присутствия при проведении надзорного мероприятия
58. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий, которые в соответствии с требованиями Федерального закона N 248-ФЗ должны проводиться в присутствии контролируемого лица либо его представителя, присутствие контролируемого лица либо его представителя обязательно, за исключением проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия.
59. Случаи, при наступлении которых контролируемые лица (индивидуальный предприниматель, гражданин) вправе представить в региональный орган охраны объектов культурного наследия информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия:
1) болезнь;
2) нахождение за пределами Российской Федерации;
3) административный арест;
4) избрание в отношении подозреваемого в совершении преступления физического лица меры пресечения в виде: подписки о невыезде, запрете определенных действий, заключения под стражу, домашнего ареста.
60. При невозможности присутствия контролируемого лица при проведении контрольного мероприятия в случаях, указанных в пункте 59 настоящего Положения, контролируемые лица вправе представить в региональный орган охраны объектов культурного наследия такую информацию, в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится региональным органом охраны объектов культурного наследия на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения контролируемого лица в региональный орган охраны объектов культурного наследия.
VIII. Порядок проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи
61. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий для фиксации должностными лицами, указанными в пункте 7 настоящего Положения, и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушения обязательных требований, могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, за исключением:
1) сведений, отнесенных законодательством Российской Федерации к государственной тайне;
2) объектов, территорий, которые законодательством Российской Федерации отнесены к режимным и особо важным объектам.
62. Видеозапись осуществляется посредством любых технических средств, имеющихся в распоряжении должностных лиц регионального органа охраны объектов культурного наследия и лиц, привлекаемых к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
63. Аудиозапись проводимого контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется при отсутствии возможности осуществления видеозаписи.
64. При проведении контрольного (надзорного) мероприятия фотосъемка, аудио- или видеозапись осуществляются в случаях:
1) проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом одним должностным лицом регионального органа охраны объектов культурного наследия;
2) с момента выявления должностными лицами регионального органа охраны объектов культурного наследия во взаимодействии с контролируемым лицом признаков нарушений обязательных требований.
65. Должностное лицо регионального органа охраны объектов культурного наследия, указанное в пункте 7 настоящего Положения, проводящее контрольное (надзорное) мероприятие, объявляет контролируемому лицу или его представителю о производстве фотосъемки, аудио- и видеозаписи.
66. При начале фотосъемки, аудио- и видеозаписи должностное лицо регионального органа охраны объектов культурного наследия, указанное в пункте 7 настоящего Положения, проводящее контрольное (надзорное) мероприятие, объявляет о том, кем осуществляется фиксация, дату проведения фиксации и место, какое контрольное (надзорное) мероприятие проводится и выполняется контрольное (надзорное) действие, участвующие лица представляются на аудио- и видеозапись, называя фамилию, имя, отчество (при наличии), место работы и должность, статус участника.
67. При производстве аудио- и видеозаписи должностное лицо регионального органа охраны объектов культурного наследия, указанное в пункте 7 настоящего Положения, проводящее контрольное (надзорное) мероприятие, устно поясняет фиксируемые действия участвующих лиц, поименовывает и описывает фиксируемые объекты, предметы, события.
68. В случае приостановки аудио- и видеозаписи должностное лицо регионального органа охраны объектов культурного наследия, указанное в пункте 7 настоящего Положения, проводящее контрольное (надзорное) мероприятие, объявляет о причине приостановки, в какое время приостанавливается аудио- и видеозапись. После возобновления аудио- и видеозаписи объявляется о ее возобновлении, время, в которое она возобновлена, участвующие лица опрашиваются о наличии возражений, замечаний относительно происходившего в момент приостановки аудио- и видеозаписи.
69. Содержание аудио и видеозаписи подлежит отражению в акте контрольного (надзорного) действия.
70. Фотоматериалы, полученные в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, приобщаются к акту контрольного (надзорного) действия.
71. Материальный носитель с фотоматериалами, аудио- и видеозаписью упаковывается способом, обеспечивающим его сохранность, а также исключающим возможность его подмены без признаков повреждения упаковки, и прикладывается к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
72. По ходатайству контролируемого лица или его представителя о получении копии с фотоматериалами, аудио- и видеозаписью должностное лицо регионального органа охраны объектов культурного наследия, указанное в пункте 7 настоящего Положения, проводившее контрольное (надзорное) мероприятие, в течение 5 рабочих дней со дня поступления такого ходатайства изготавливает копию фотоматериалов, аудио- и видеозаписи и на материальном носителе либо иным доступным способом, позволяющим подтвердить факт передачи, передает её контролируемому лицу или его представителю.
IX. Учет объектов контроля
73. Региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает учет объектов контроля в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ с применением государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности".
74. При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля для целей их учета региональный орган охраны объектов культурного наследия использует информацию, представляемую ему в соответствии с законодательством Российской Федерации, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.
X. Порядок рассмотрения жалобы на решения регионального органа охраны объектов культурного наследия, действия (бездействие) должностных лиц
75. Контролируемые лица, в отношении которых приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ, имеют право на обжалование решений регионального органа охраны объектов культурного наследия, действий (бездействия) его должностных лиц, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия в досудебном порядке.
76. Жалоба подается контролируемым лицом в региональный орган охраны объектов культурного наследия в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией жалоба должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
77. Контролируемые лица могут обратиться в досудебном порядке с жалобой к руководителю регионального органа охраны объектов культурного наследия на решения регионального органа охраны объектов культурного наследия и действия (бездействие) должностных лиц.
78. Жалоба на решение регионального органа охраны объектов культурного наследия, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
79. Жалоба на предписание регионального органа охраны объектов культурного наследия может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
80. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству контролируемого лица, подающего жалобу, может быть восстановлен региональным органом охраны объектов культурного наследия.
81. Контролируемое лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее полностью или частично. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
82. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения регионального органа охраны объектов культурного наследия.
83. Региональный орган охраны объектов культурного наследия не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
1) о приостановлении исполнения обжалуемого решения регионального органа охраны объектов культурного наследия;
2) об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения регионального органа охраны объектов культурного наследия.
84. Информация о решении, указанном в пункте 83 настоящего Положения, направляется контролируемому лицу, подавшему жалобу, в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения.
85. Форма и содержание жалобы установлены статьей 41 Федерального закона N 248-ФЗ.
86. Региональный орган охраны объектов культурного наследия принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение 5 рабочих дней с момента получения жалобы, если:
1) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного пунктами 78, 79 настоящего Положения, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока подачи жалобы отказано;
2) до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
3) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
4) ранее в региональный орган охраны объектов культурного наследия была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
5) нарушены требования, установленные пунктом 85 настоящего Положения.
87. Отказ в рассмотрении жалобы исключает повторное обращение данного контролируемого лица с жалобой по тому же предмету (за исключением отказа на основании подпункта 5 пункта 86 настоящего Положения).
88. Отказ в рассмотрении жалобы по основаниям, указанным в подпунктах 2 - 5 пункта 86 настоящего Положения, не является результатом досудебного обжалования, и не может служить основанием для судебного обжалования решений регионального органа охраны объектов культурного наследия, действий (бездействия) их должностных лиц.
89. В случае если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, контролируемому лицу, направившему жалобу, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в ней вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
90. Региональный орган охраны объектов культурного наследия при рассмотрении жалобы использует информационную систему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности в соответствии с Правилами ведения информационной системы досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности, утвержденными Правительством Российской Федерации.
91. Жалоба подлежит рассмотрению региональным органом охраны объектов культурного наследия в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
92. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен уполномоченным на рассмотрение жалобы регионального органа охраны объектов культурного наследия, но не более чем на 20 рабочих дней.
93. Исключительные случаи для продления срока рассмотрения жалобы:
1) проведение в отношении должностного лица регионального органа охраны объектов культурного наследия, действия (бездействия) которого обжалуются, служебной проверки по фактам, указанным в жалобе;
2) отсутствие должностного лица регионального органа охраны объектов культурного наследия, действия (бездействия) которого обжалуются, по уважительной причине (болезнь, отпуск, командировка).
94. Региональный орган охраны объектов культурного наследия вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их региональным органом охраны объектов культурного наследия, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
95. Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
96. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на региональный орган охраны объектов культурного наследия, решение и (или) действие (бездействие) должностного лица которого обжалуются.
97. По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на рассмотрение жалобы региональный орган охраны объектов культурного наследия принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение регионального органа охраны объектов культурного наследия полностью или частично;
3) отменяет решение регионального органа охраны объектов культурного наследия полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) должностных лиц регионального органа охраны объектов культурного наследия незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
98. Решение регионального органа охраны объектов культурного наследия, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг не позднее 1 рабочего дня со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.