В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2019 года N 1333 "О порядке функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения" постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке функционирования территориальной подсети Ямало-Ненецкого автономного округа сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения (далее - Положение).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе руководствоваться Положением.
Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа |
Д.А. Артюхов |
Утверждено
постановлением Губернатора
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 22 сентября 2021 г. N 131-ПГ
Положение
о порядке функционирования территориальной подсети Ямало-Ненецкого автономного округа сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения
I. Общие положения
1. Положение о порядке функционирования территориальной подсети Ямало-Ненецкого автономного округа сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения (далее - Положение, ТП ЯНАО СНЛК, автономный округ) определяет организацию, задачи, функции и порядок функционирования ТП ЯНАО СНЛК в целях защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей биологического характера, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
2. ТП ЯНАО СНЛК состоит из учреждений, входящих в подсеть департамента здравоохранения автономного округа, и учреждений, входящих в подсеть службы ветеринарии автономного округа, состав которых определен постановлением Правительства автономного округа от 22 июля 2020 года N 891-П (далее - учреждения ТП ЯНАО СНЛК).
3. Основной задачей ТП ЯНАО СНЛК является наблюдение, своевременное обнаружение опасностей возникновения биологического заражения компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, продовольствия, сырья животного и растительного происхождения, индикация возбудителей инфекционных заболеваний, в том числе общих для человека и животных, патогенных биологических агентов, вызывающих инфекционные болезни человека, животных и поражение растений вредными и особо опасными организмами, а также представление сведений о возникновении возможных опасностей.
4. Основные функции ТП ЯНАО СНЛК:
4.1. наблюдение и лабораторный контроль за состоянием биологической обстановки на территории автономного округа;
4.2. установление в окружающей среде наличия и вида патогенных биологических агентов, вызывающих инфекционные болезни человека, животных, вредных и особо опасных вредных организмов на объектах растениеводства и территориях сельскохозяйственных угодий;
4.3. отбор и доставка проб в специализированные учреждения для проведения исследований по определению загрязненности биологическими средствами;
4.4. выработка предложений по повышению эффективности деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля в условиях опасностей биологического характера.
5. Непосредственное руководство деятельностью ТП ЯНАО СНЛК осуществляет:
- подсетью департамента здравоохранения автономного округа - директор департамента здравоохранения автономного округа;
- подсетью службы ветеринарии автономного округа - руководитель службы ветеринарии автономного округа.
6. Координацию деятельности и методическое руководство, а также организацию взаимодействия ТП ЯНАО СНЛК осуществляет Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по автономному округу (далее - ГУ МЧС России по ЯНАО).
7. Оповещение должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью ТП ЯНАО СНЛК, и лиц, указанных в пункте 5 настоящего Положения, о возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций биологического характера осуществляет Центр управления в кризисных ситуациях ГУМЧС России по ЯНАО (далее - ЦУКС ЯНАО). Сбор, обработка, обмен информацией о выполнении мероприятий по защите населения и территорий от опасностей биологического характера осуществляются через Единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований в автономном округе (далее - ЕДДС МО) и ЦУКС ЯНАО.
8. При развертывании ТП ЯНАО СНЛК для выполнения задач в интересах автономного округа по согласованию с федеральными органами исполнительной власти на правах оперативного управления привлекаются территориальные учреждения федеральных подсетей сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения.
9. В целях осуществления функций, возложенных на ТП ЯНАО СНЛК, деятельность учреждений ТП ЯНАО СНЛК осуществляется в соответствии с Положением, а также иными документами согласно приложению N 1 к Положению.
10. Подготовка и представление информации о мониторинге обстановки, представляемой учреждениями ТП ЯНАО СНЛК, осуществляется в соответствии с табелем срочных донесений о мониторинге обстановки согласно приложению N 2 к Положению.
II. Функции учреждений ТП ЯНАО СНЛК
11. Функциями учреждений ТП ЯНАО СНЛК, подведомственных департаменту здравоохранения автономного округа, являются:
11.1. лабораторная диагностика инфекционных заболеваний человека, микробиологические (в том числе бактериологические, вирусологические и паразитарные) исследования;
11.2. отбор и доставка проб окружающей среды, а также забор и доставка биоматериала от больных (подозрительных) инфекционным заболеванием в микробиологические лаборатории;
11.3. установление вида патогенных биологических агентов III, IV групп патогенности в пробах из окружающей среды и биоматериале от больных (подозрительных) инфекционным заболеванием;
11.4. проведение идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов III, IV групп патогенности;
11.5. проведение комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
12. Функциями учреждений ТП ЯНАО СНЛК, подведомственных службе ветеринарии автономного округа, являются:
12.1. обнаружение биологического заражения на объектах сельского хозяйства, диагностика инфекционных болезней животных, птицы и рыбы (далее - животные);
12.2. установление вида возбудителей заразных болезней животных в подозрительных материалах, отобранных от животных, а также в пробах сырья животного и растительного происхождения, кормах и воде в местах водопоя животных;
12.3. лабораторная диагностика заразных болезней животных;
12.4. идентификация выделенных штаммов микроорганизмов возбудителей инфекционных болезней животных и их токсинов;
12.5. обнаружение и обозначение районов, подвергшихся биологическому заражению животных;
12.6. определение зараженности сельскохозяйственных животных, подконтрольной государственной ветеринарной службе продукции, осуществление их индикации;
12.7. отбор проб из объектов ветеринарного надзора в очагах поражения опасными биологическими средствами, отбор проб биологического (патологического) материала от больных (трупов) животных, подозрительных на заражение возбудителями заразных болезней, а также вызывающих чрезвычайные ситуации в области ветеринарии, локализация и упаковка отобранных проб и объектов, имеющих подозрение на наличие патогенных биологических агентов, и доставка таких проб в специализированные ветеринарные учреждения;
12.8. проведение лабораторных исследований проб от животных, пораженных опасными веществами, с выдачей результатов испытаний лабораторных исследований;
12.9. проведение ветеринарно-санитарной экспертизы сырья животного и растительного происхождения, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных), зараженной отравляющими веществами и биологическими средствами, с выдачей заключения о результатах лабораторных исследований;
12.10. прогнозирование и оценка биологической обстановки на объектах сельского хозяйства в целях обоснования планируемых защитных мероприятий.
III. Порядок организации деятельности учреждений ТП ЯНАО СНЛК в различных режимах функционирования
13. Время готовности учреждений ТП ЯНАО СНЛК к выполнению задач по предназначению составляет не более 24 часов с последующим докладом в группу контроля за выполнением мероприятий по гражданской обороне ГУ МЧС России по ЯНАО, ЦУКС ЯНАО.
14. Функционирование учреждений ТП ЯНАО СНЛК осуществляется в трёх режимах:
14.1. в режиме функционирования "Повседневная деятельность" - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации с наличием биологически опасного фактора.
В режиме повседневной деятельности наблюдение и лабораторный контроль учреждениями ТП ЯНАО СНЛК проводится в объеме возложенных задач и функций, установленных для данного учреждения исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с уставами учреждений ТП ЯНАО СНЛК;
14.2. в режиме функционирования "Повышенная готовность" - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации с наличием биологически опасного фактора.
В режиме повышенной готовности (прогнозирование чрезвычайной ситуации, ухудшение биологической обстановки, нарастание угрозы агрессии против Российской Федерации) учреждениями ТП ЯНАО СНЛК могут осуществляться следующие мероприятия:
- перевод на усиленный режим работы;
- осуществление непрерывного сбора, обработки, обмена информацией о выполнении мероприятий по защите населения и территорий от опасностей биологического характера;
- уточнение задач, доведение предварительных распоряжений для подготовки к выполнению задач по предназначению в зоне возможной чрезвычайной ситуации;
- принятие оперативных мер по предупреждению возникновения чрезвычайной ситуации биологического характера, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения;
14.3. в режиме функционирования "Чрезвычайная ситуация" - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации с наличием биологически опасного фактора.
В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение чрезвычайной ситуации биологического характера, применение противником современных средств поражения при военных конфликтах) при подтверждении информации о возникновении чрезвычайной ситуации биологического характера силами учреждений ТП ЯНАО СНЛК рекомендуется проводить следующие мероприятия:
- выдвижение группировки сил и средств в зону чрезвычайной ситуации (если функция определена уставом учреждения ТП ЯНАО СНЛК);
- определение характера и масштабов возможного заражения, направления распространения и размеров зон заражения, возможного характера поражающего действия на население, способов обеззараживания;
- осуществление непрерывного сбора, анализа и обмена информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о ходе работ по её ликвидации;
- выработка предложений по ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизация негативных последствий, а также экспертная поддержка работы оперативных штабов территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти автономного округа по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, органов повседневного управления муниципального уровня (ЕДДС МО).
IV. Обучение руководителей и специалистов учреждений ТП ЯНАО СНЛК
15. Обучение и повышение квалификации руководителей учреждений ТП ЯНАО СНЛК, руководителей исполнительных органов государственной власти автономного округа, осуществляющих функции и полномочия учредителей учреждений ТП ЯНАО СНЛК, проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации не реже одного раза в пять лет.
V. Оценка готовности учреждений ТП ЯНАО СНЛК
16. Приведение в готовность учреждений ТП ЯНАО СНЛК осуществляется в соответствии с планами перевода учреждений ТП ЯНАО СНЛК с мирного на военное время.
17. Отчеты о работе и состоянии учреждений ТП ЯНАО СНЛК представляются департаментом здравоохранения автономного округа и службой ветеринарии автономного округа в ГУ МЧС России по ЯНАО в составе материалов для доклада о состоянии защиты населения и территорий автономного округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и доклада о состоянии гражданской обороны по форме согласно приложению N 3 к Положению (по запросу).
18. Готовность учреждений ТП ЯНАО СНЛК к выполнению возложенных на них задач обеспечивается департаментом здравоохранения автономного округа и службой ветеринарии автономного округа и проверяется в ходе учений (тренировок), проверок по гражданской обороне.
19. Готовность учреждений ТП ЯНАО СНЛК к выполнению возложенных на них задач может оцениваться как:
19.1. "Готовы к выполнению задач" при соблюдении следующих требований:
- количество обученных руководителей (специалистов структурных подразделений) учреждений ТП ЯНАО СНЛК по программам подготовки СНЛК составляет не менее 90% от штатной численности;
- готовность учреждений ТП ЯНАО СНЛК, включающая в себя время передачи информации о чрезвычайной ситуации (происшествии);
- выезд в район чрезвычайной ситуации (происшествия), если функция установлена уставом учреждения ТП ЯНАО СНЛК;
- установление биологически опасного фактора и проведение его индикации обеспечено;
- учреждениями ТП ЯНАО СНЛК при анализе контрольных проб получено не менее 90% правильных заключений;
19.2. "Ограниченно готовы к выполнению задач", если:
- количество обученных руководителей (специалистов структурных подразделений) учреждений ТП ЯНАО СНЛК по программам подготовки СНЛК составляет не менее 80% от штатной численности;
- готовность учреждений ТП ЯНАО СНЛК, включающая в себя время передачи информации о чрезвычайной ситуации (происшествии);
- выезд в район чрезвычайной ситуации (происшествия), если функция установлена уставом учреждения ТП ЯНАО СНЛК;
- установление биологически опасного фактора и проведение его индикации обеспечено;
- учреждениями ТП ЯНАО СНЛК при анализе контрольных проб получено не менее 80%, но не более 90% правильных заключений;
19.3. "Не готовы к выполнению задач", если не выполнено одно или более условий, предусмотренных подпунктом 19.2 настоящего пункта.
VI. Материально-техническое обеспечение учреждений ТП ЯНАО СНЛК
20. Материально-техническое обеспечение учреждений ТП ЯНАО СНЛК осуществляется за счет бюджетных ассигнований окружного бюджета.
Приложение N 1
к Положению
о порядке функционирования
территориальной подсети
Ямало-Ненецкого автономного
округа сети наблюдения и
лабораторного контроля
гражданской обороны
и защиты населения
Перечень
документов, рекомендуемых для организации деятельности учреждений, входящих в территориальную подсеть Ямало-Ненецкого автономного округа сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения
1. План перевода учреждения, входящего в ТП ЯНАО СНЛК (далее - учреждение ТП ЯНАО СНЛК), с мирного на военное время.
2. Схема оповещения, сбора личного состава учреждения ТП ЯНАО СНЛК в рабочее и нерабочее время.
3. Перечень социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
4. Перечень возможных потенциально опасных зон биологического характера на подконтрольной территории учреждения ТП ЯНАО СНЛК.
5. Алгоритм (порядок) передачи информации о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды.
6. Схема организации связи и взаимодействия.
7. Нормы допустимых уровней биологического заражения.
8. Картографическая подложка (схема) контролируемого района для отображения возможных потенциально опасных зон биологического характера на подконтрольной территории учреждения.
9. Журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов анализов.
10. Журнал проведения контрольных проб.
11. Переговорные таблицы, табели срочных донесений для передачи информации.
Комплект документов может быть скорректирован согласно функциям, возлагаемым на учреждение ТП ЯНАО СНЛК по согласованию с исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения ТП ЯНАО СНЛК.
Приложение N 2
к Положению
о порядке функционирования
территориальной подсети
Ямало-Ненецкого автономного
округа сети наблюдения и
лабораторного контроля
гражданской обороны
и защиты населения
Табель
срочных донесений о мониторинге обстановки
N |
Режим функционирования |
Единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе/ исполнительный орган государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, осуществляющий функции и полномочия учредителя |
Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу |
Периодичность информирования |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Повышенная готовность (прогнозирование чрезвычайной ситуации, нарастание угрозы агрессии против Российской Федерации) |
в течение 1 часа с момента обнаружения угрозы (форма донесения 1) |
в течение 1 часа с момента обнаружения угрозы (форма донесения 1) |
2 часа |
2. |
Чрезвычайная ситуация |
немедленно (форма донесения 2) |
немедленно (форма донесения 2) |
1 час |
Донесение об обстановке в режиме
функционирования "Повышенная готовность"
(форма донесения 1)
N |
Содержание данных |
1 |
2 |
1. |
Наименование предполагаемой чрезвычайной ситуации (далее - ЧС) |
2. |
Предполагаемый район (объект) ЧС |
3. |
Вид предполагаемого заражения (загрязнения) |
4. |
Принадлежность района (объекта) предполагаемой ЧС |
5. |
Прогноз времени возникновения и масштабов предполагаемой ЧС |
6. |
Возможные поражающие факторы предполагаемой ЧС |
7. |
Предполагаемые мероприятия по недопущению развития ЧС (по уменьшению возможных последствий и ущерба) |
8. |
Организация, сделавшая прогноз, или другие источники прогноза |
9. |
Дополнительная текстовая информация |
Донесение об обстановке в режиме
функционирования "Чрезвычайная ситуация"
(форма донесения 2)
N |
Содержание данных |
1 |
2 |
Общие данные | |
1. |
Тип чрезвычайной ситуации (далее - ЧС) |
2. |
Дата ЧС, число, месяц, год |
3. |
Время московское, час, минута |
4. |
Время местное, час, минута |
5. |
Место: республика (край, область) |
6. |
Место: город |
7. |
Место: район |
8. |
Объект экономики (наименование, форма собственности, отрасль) |
9. |
Причины возникновения ЧС |
10. |
Краткая характеристика ЧС |
Основные параметры ЧС | |
Биологическое заражение | |
1. |
Эпидемия, эпизоотия, эпифитотия |
2. |
Вид бактериального средства |
3. |
Дополнительная текстовая информация |
Донесения заполняются в соответствии с функциями, возлагаемыми на
учреждения, входящими в ТП ЯНАО СНЛК.
Приложение N 3
к Положению
о порядке функционирования
территориальной подсети
Ямало-Ненецкого автономного
округа сети наблюдения и
лабораторного контроля
гражданской обороны
и защиты населения
ОТЧЕТ
о работе и состоянии учреждений, входящих в
территориальную подсеть Ямало-Ненецкого автономного
округа сети наблюдения и лабораторного контроля
гражданской обороны и защиты населения
N |
Наименование учреждения, входящего в территориальную подсеть Ямало-Ненецкого автономного округа сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения |
Укомплектованность специалистами |
Обеспеченность лабораторным оборудованием и приборами |
Возможности по проведению анализов проб |
|||
чел. |
% |
количество |
% |
вид работ |
количество за 10 часов |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 сентября 2021 г. N 131-ПГ "Об утверждении Положения о порядке функционирования территориальной подсети Ямало-Ненецкого автономного округа сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения"
Вступает в силу с 22 сентября 2021 г.
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 27 сентября 2021 г. спецвыпуск N 77, на Официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти ЯНАО (http://www.yanao.ru) 22 сентября 2021 г., на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 27 сентября 2021 г. N 8900202109270002
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июля 2022 г. N 113-ПГ
Изменения вступают в силу с 25 июля 2022 г.
Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 7 декабря 2021 г. N 162-ПГ
Изменения вступают в силу с 7 декабря 2021 г.