Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждено
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 23 августа 2021 г. N 755-П
Положение
о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
25 января 2022 г.
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ), Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и устанавливает требования к организации и осуществлению регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - региональный государственный надзор, чрезвычайные ситуации, автономный округ).
2. Предметом регионального государственного надзора является соблюдение организациями и гражданами, за исключением организаций и граждан, деятельность которых подлежит федеральному государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - обязательные требования), установленных Федеральным законом N 68-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами автономного округа.
3. Региональный государственный надзор осуществляется департаментом гражданской защиты и пожарной безопасности автономного округа (далее - департамент).
4. От имени департамента региональный государственный надзор вправе осуществлять следующие должностные лица:
- директор (исполняющий обязанности директора) департамента;
- должностное лицо департамента, в должностные обязанности которого в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по региональному государственному надзору, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее - должностное лицо).
5. Перечень должностных лиц приведен в приложении N 1 к настоящему Положению.
6. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий в рамках регионального государственного надзора осуществляется должностными лицами на основании решения директора (исполняющего обязанности директора) департамента.
Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся только должностным лицом или должностными лицами, которые определены решением директора (исполняющего обязанности директора) департамента на их проведение.
7. Должностные лица при осуществлении регионального государственного надзора пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона N 248-ФЗ.
Объекты надзора
8. На основании запрашиваемой в рамках межведомственного информационного взаимодействия информации в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти по автономному округу, исполнительных органах государственной власти автономного округа, органах местного самоуправления в автономном округе должностными лицами формируется перечень объектов регионального государственного надзора (далее - объекты надзора, контролируемые лица):
- организаций (граждан), создающих силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и входящих в состав звеньев территориальной подсистемы автономного округа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организаций (граждан), эксплуатирующих объекты систем жизнеобеспечения населения;
- организаций (граждан), осуществляющих деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции.
9. Перечень объектов надзора подлежит ежегодной корректировке с учетом полученных сведений в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
10. Учет объектов надзора осуществляется посредством включения сведений об объектах надзора в государственную информационную систему "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности".
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного надзора
11. При организации регионального государственного надзора департамент относит объекты надзора к категориям риска причинения вреда (ущерба).
12. Объекты надзора подлежат отнесению к определенной категории риска причинения вреда (ущерба).
13. Отнесение к категориям риска причинения вреда (ущерба) осуществляется на основании приказа департамента.
14. Отнесение объектов надзора к категории риска причинения вреда (ущерба) осуществляется на основании критериев отнесения объектов контроля к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) при осуществлении регионального государственного надзора согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
15. При наличии критериев, позволяющих отнести объект надзора к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект надзора к более высокой категории риска.
16. Объекты надзора, подлежащие отнесению к категориям среднего и умеренного риска, подлежат отнесению соответственно к категориям умеренного и низкого риска при отсутствии составленного по результатам последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия акта контрольного (надзорного) мероприятия, фиксирующего факт отсутствия нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
17. Объекты надзора, подлежащие отнесению к категориям умеренного и низкого риска, подлежат отнесению соответственно к категориям среднего и умеренного риска при наличии составленного по результатам последнего контрольного (надзорного) мероприятия акта контрольного (надзорного) мероприятия с зафиксированными выявленными нарушениями обязательных требований.
18. Изменение присвоенной объекту надзора категории риска на более высокую либо более низкую категорию риска допускается не более чем на одну ступень.
19. Отнесение объекта надзора к одной из категорий риска осуществляется департаментом на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями риска.
20. Контролируемое лицо вправе подать в департамент заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности в случае ее соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.
Учет рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении контрольных (надзорных) мероприятий
21. Региональный государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц в зависимости от присвоенной категории риска объекту надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации.
22. Для объектов надзора, отнесенных к категориям среднего и умеренного риска, устанавливается минимальная частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий - не менее 1 контрольного (надзорного) мероприятия в 6 лет и не более 1 контрольного (надзорного) мероприятия в 3 года.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов надзора, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
23. В целях предупреждения нарушений объектами надзора обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям таких обязательных требований, департамент осуществляет следующие профилактические мероприятия:
- информирование;
- обобщение правоприменительной практики;
- объявление предостережения;
- консультирование;
- профилактический визит.
Информирование
24. Информирование осуществляется посредством размещения сведений, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте департамента (www.dgzp.yanao.ru) (далее - официальный сайт), в средствах массовой информации.
Обобщение правоприменительной практики
25. Должностные лица обеспечивают один раз в год обобщение правоприменительной практики осуществления регионального государственного надзора, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований.
26. По итогам обобщения правоприменительной практики организуется подготовка ежегодного доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики департамента (далее - доклад о правоприменительной практике), и осуществляется его публичное обсуждение.
27. Доклад о правоприменительной практике ежегодно утверждается приказом департамента и размещается на официальном сайте департамента не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.
Объявление предостережения
28. Департамент при наличии сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, объявляет объекту надзора предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
29. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) объекта надзора могут привести или приводят к нарушению этих требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления объектом надзора сведений и документов.
30. Объект надзора вправе в течение 20 рабочих дней после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в департамент способом, позволяющим подтвердить факт и дату направления, возражение в отношении указанного предостережения.
31. В возражении указываются наименование объекта надзора, дата и номер предостережения, направленного в адрес объекта надзора, обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) объекта надзора, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
32. По итогам рассмотрения возражения в срок не более 20 рабочих дней со дня его получения департамент направляет объекту надзора способом, позволяющим подтвердить факт и дату направления, мотивированный ответ.
33. При отсутствии возражений объект надзора в указанный в предостережении срок направляет в департамент способом, позволяющим подтвердить факт и дату направления, уведомление об исполнении предостережения.
34. В уведомлении об исполнении предостережения указываются наименование объекта надзора, дата и номер предостережения, направленного в адрес объекта надзора, сведения о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований.
35. Учет предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований осуществляется путем ведения журнала учета предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, форма которого утверждается приказом департамента.
Консультирование
36. Должностные лица по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование (дают разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного надзора). Консультирование осуществляется на безвозмездной основе.
37. Консультации предоставляются должностным лицом по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
38. Консультирование осуществляется в устной или письменной форме.
Консультирование осуществляется в письменной форме в случае получения департаментом запроса о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
39. При устном консультировании должностные лица обязаны предоставлять информацию по следующим вопросам:
- о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного надзора;
- о нормативных правовых актах, регламентирующих порядок осуществления регионального государственного надзора;
- о порядке обжалования действий или бездействия должностных лиц;
- о месте нахождения и графике работы департамента;
- о телефонах структурного подразделения департамента, должностных лиц;
- об адресе официального сайта, а также электронной почты департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
40. При письменном консультировании должностные лица обязаны предоставлять информацию по следующим вопросам:
- о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного надзора;
- о нормативных правовых актах, регламентирующих порядок осуществления регионального государственного надзора;
- о месте нахождения и графике работы департамента.
41. Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, при личном приеме одного объекта надзора (его представителя) не может превышать 15 минут.
42. Информация о времени консультирования при личном обращении, об организации и осуществлении регионального государственного надзора, а также о месте нахождения, графике работы, справочных телефонах, в том числе номере телефона-автоинформатора (при наличии), адресе официального сайта, адресах официальной электронной почты размещается и актуализируется на официальном сайте, в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" www.gosuslugi.ru (далее - Единый портал) и государственной информационной системе "Региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций) Ямало-Ненецкого автономного округа" www.pgu-yamal.ru (далее - Региональный портал). Стенд (вывеска) с указанной информацией размещается при входе в здание департамента.
43. Содержание консультации заносится в карточку консультации, форма которой утверждается приказом департамента.
44. Учет карточек консультаций осуществляется путем ведения журнала карточек консультаций, форма которого утверждается приказом департамента.
45. При осуществлении консультирования должностные лица обязаны соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
46. В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия.
47. В случае если в течение календарного года поступило пять и более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений контролируемых лиц и их представителей, консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте департамента письменного разъяснения, подписанного директором (исполняющим обязанности директора) департамента.
Профилактический визит
48. Профилактический визит проводится должностными лицами в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности объекта надзора либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита объект надзора информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта надзора, исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
49. В ходе профилактического визита должностным лицом может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном пунктами 36 - 47 настоящего Положения.
50. Проведение обязательного профилактического визита осуществляется в отношении объектов надзора, приступающих к осуществлению деятельности, связанной с необходимостью соблюдения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
51. Обязательный профилактический визит проводится не позднее чем в течение 1 года со дня начала такой деятельности.
52. О проведении профилактического визита контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения директора (исполняющего обязанности директора) департамента о проведении профилактического мероприятия.
53. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
54. Срок проведения профилактического визита не может превышать 1 рабочего дня.
55. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом департамент, не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
56. Учет и содержание профилактического визита осуществляется путем ведения журнала, форма которого утверждается приказом департамента.
57. При проведении профилактического визита гражданам, организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
58. В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты надзора представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо незамедлительно направляет информацию об этом в форме служебной записки директору (исполняющему обязанности директора) департамента для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
IV. Осуществление регионального государственного надзора
59. В рамках осуществления регионального государственного надзора при взаимодействии с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка.
60. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводится наблюдение за соблюдением обязательных требований.
61. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы имеющиеся технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
62. Фотосъемка, аудио- и видеозапись производятся с использованием технических средств (при наличии), стоящих на балансе департамента, приобщаются к документам, оформляемым по итогам контрольного (надзорного) мероприятия, и осуществляются в следующем порядке:
а) о производстве аудиозаписи, фото- и видеосъемки должностное лицо, проводящее контрольное (надзорное) мероприятие, объявляет об этом объекту надзора или его представителю;
б) при начале видеосъемки должностное лицо, проводящее контрольное (надзорное) мероприятие, объявляет о том, кем осуществляется фиксация, дату проведения фиксации и место, какое контрольное (надзорное) мероприятие проводится и выполняется контрольное (надзорное) действие, участвующие лица представляются на видеозапись, называя фамилию, имя, отчество (при наличии), место работы и должность, статус участника;
в) при производстве видеосъемки должностное лицо, проводящее контрольное (надзорное) мероприятие, устно поясняет фиксируемые действия участвующих лиц, поименовывает и описывает фиксируемые объекты, предметы, события;
г) в случае приостановки видеозаписи должностным лицом, проводящим контрольное (надзорное) мероприятие, объявляется о причине приостановки, в какое время приостанавливается видеозапись. После возобновления видеозаписи объявляется о ее возобновлении, время, в которое она возобновлена, участвующие лица.
63. Информирование объекта надзора или его представителя о совершаемых должностными лицами действиях и принимаемых решениях, обмен документами и сведениями с объектом надзора или его представителем в ходе осуществления регионального государственного надзора может осуществляться в том числе на бумажном носителе с использованием почтовой связи в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме либо по запросу контролируемого лица в соответствии с пунктами 9, 10 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ.
Инспекционный визит
64. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) объекта надзора (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
65. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) объекта надзора (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
66. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.
67. Срок проведения инспекционного визита в месте нахождения (осуществления деятельности) объекта надзора (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) не может превышать 1 рабочего дня.
68. Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
69. Внеплановые инспекционные визиты могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
Рейдовый осмотр
70. Под рейдовым осмотром понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) производственных объектов, которыми владеют, пользуются или управляют несколько объектов надзора, находящихся на территории, на которой расположено несколько объектов надзора.
71. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов.
72. Срок проведения рейдового осмотра не может превышать 10 рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать 1 рабочего дня.
73. Рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
Документарная проверка
74. В ходе документарной проверки рассматриваются документы объектов надзора, имеющиеся в распоряжении департамента, включая результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении объектов надзора регионального государственного надзора.
75. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов.
76. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении департамента, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение объектом надзора обязательных требований, департамент направляет в адрес объекта надзора требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение 10 рабочих дней со дня получения данного требования объект надзора обязан направить в департамент указанные в требовании документы.
77. В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у департамента документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного надзора, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется объекту надзора с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения. Объект надзора, представляющий в департамент пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у департамента документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного надзора, вправе дополнительно представить в департамент документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
78. При проведении документарной проверки департамент не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены департаментом от иных органов.
79. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период со дня направления департаментом объекту надзора требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до дня представления указанных в требовании документов в департамент, а также период со дня направления объекту надзора информации департамента о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных объектом надзора документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся в департаменте документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного надзора, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до дня представления указанных пояснений в департамент.
80. Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
Выездная проверка
81. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) объекта надзора (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
82. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов.
83. О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, подписанного директором (исполняющим обязанности директора) департамента, не позднее чем за 24 часа до ее начала.
84. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
85. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов.
86. Срок проведения выездной проверки в отношении объекта надзора, осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению объекта надзора.
87. Плановые выездные проверки проводятся в отношении объектов надзора, отнесенных к категории среднего и умеренного риска.
88. Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
Контрольные (надзорные) действия
89. Контрольные (надзорные) мероприятия могут проводиться на плановой и внеплановой основе только путем совершения должностными лицами и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, следующих контрольных (надзорных) действий:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов.
90. Формы документов, составляемых в ходе и по результатам контрольных (надзорных) действий, утверждаются Министерством экономического развития Российской Федерации и приказом департамента, за исключением оформления письменных объяснений.
Осмотр
91. Осмотр осуществляется должностными лицами в присутствии объекта надзора или его представителя и (или) с применением видеозаписи.
92. По результатам осмотра должностным лицом составляется протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных территорий и помещений (отсеков), а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов, имеющие значение для контрольного (надзорного) мероприятия.
Опрос
93. Опрос осуществляется путем получения должностным лицом устной информации, имеющей значение для проведения оценки соблюдения объектом надзора обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя и иных лиц, располагающих такой информацией.
94. Результаты опроса фиксируются в протоколе опроса, который подписывается опрашиваемым лицом, подтверждающим достоверность изложенных им сведений, а также в акте контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если полученные сведения имеют значение для контрольного (надзорного) мероприятия.
Получение письменных объяснений
95. Получение письменных объяснений производится посредством запроса должностным лицом письменных свидетельств, имеющих значение для проведения оценки соблюдения объектом надзора обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя, свидетелей, располагающих такими сведениями (далее - объяснения).
96. Объяснения оформляются путем составления письменного документа в свободной форме.
97. Должностное лицо вправе собственноручно составить объяснения со слов представителей или работников организации, гражданина, являющихся контролируемыми лицами, их представителей, свидетелей. В этом случае указанные лица знакомятся с объяснениями, при необходимости дополняют текст, делают отметку о том, что информация с их слов записана верно, и подписывают документ, указывая дату и место его составления.
Истребование документов
98. Истребование документов осуществляется посредством предъявления (направления) должностным лицом объекту надзора требования о представлении необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований документов и (или) их копий.
99. Истребуемые документы направляются в департамент в форме электронного документа. Документы могут быть представлены на бумажном носителе объектом надзора лично или через представителя либо направлены по почте заказным письмом. На бумажном носителе представляются подлинники документов либо заверенные контролируемым лицом копии. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в департамент. По завершении контрольного (надзорного) мероприятия подлинники документов возвращаются объекту надзора.
100. В случае представления заверенных копий истребуемых документов должностное лицо вправе ознакомиться с подлинниками документов.
101. Документы, которые истребуются в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, должны быть представлены объектом надзора должностному лицу в срок, указанный в требовании о представлении документов. В случае если контролируемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного в указанном требовании срока, оно обязано незамедлительно ходатайством в письменной форме уведомить департамент о невозможности представления документов в установленный срок с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленный срок, и срока, в течение которого контролируемое лицо может представить истребуемые документы. В течение 24 часов со дня получения такого ходатайства департамент продлевает срок представления документов или отказывает в продлении срока, о чем составляется соответствующий электронный документ и информируется контролируемое лицо любым доступным способом, подтверждающим факт отправки.
102. Документы (копии документов), ранее представленные объектом надзора в департамент, независимо от оснований их представления могут не представляться повторно при условии уведомления департамента о том, что истребуемые документы (копии документов) были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены.
Порядок планирования и проведения контрольных (надзорных) мероприятий
103. Контрольное (надзорное) мероприятие может быть начато после внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений, установленных правилами его формирования и ведения.
104. Не допускается проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на день начала их проведения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отсутствует.
105. Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий является:
а) наличие сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта надзора параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта надзора от таких параметров;
б) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
в) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных объектов надзора;
г) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
д) истечение срока исполнения решения департамента об устранении выявленного нарушения обязательных требований в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ.
106. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, в отношении которых назначено (запланировано) проведение контрольного (надзорного) мероприятия, вправе представить в департамент информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих присутствию лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия, болезнь и другие обстоятельства).
Информация, указанная в абзаце первом настоящего пункта, должна содержать:
а) описание обстоятельств непреодолимой силы;
б) сведения о причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
в) указание на срок, необходимый для устранения обстоятельств, препятствующих присутствию при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
107. По итогам рассмотрения информации о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия департамент в течение 1 рабочего дня со дня представления в департамент информации, указанной в пункте 106 настоящего Положения, принимает одно из следующих решений:
а) о переносе даты назначенного (запланированного) проведения контрольного (надзорного) мероприятия на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для обращения;
б) об отказе в переносе даты назначенного (запланированного) проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Информация о решении, указанном в настоящем пункте, направляется лицу, подавшему жалобу, в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения.
108. Сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям департамент получает:
а) при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации;
б) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе в отношении иных контролируемых лиц.
109. При поступлении в департамент сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, содержащихся в обращениях (заявлениях) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации должностным лицом в течение 24 часов со дня получения таких сведений проводится оценка их достоверности.
110. В целях проведения оценки достоверности поступивших сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо при необходимости:
а) запрашивает дополнительные сведения и материалы (в том числе в устной форме) у гражданина или организации, направивших обращение (заявление), органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации;
б) запрашивает у контролируемого лица пояснения в отношении указанных сведений.
111. По итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо незамедлительно направляет директору (исполняющему обязанности директора) департамента:
а) при подтверждении достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо установлении параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, - мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
б) при отсутствии подтверждения достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также при невозможности определения параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, - мотивированное представление о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
в) при невозможности подтвердить личность гражданина, полномочия представителя организации, обнаружении недостоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям - мотивированное представление об отсутствии основания для проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
112. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры, в порядке, установленном статьей 61 Федерального закона N 248-ФЗ.
113. В ежегодный план подлежат включению контрольные (надзорные) мероприятия по объектам надзора, для которых в году реализации ежегодного плана истекает установленный федеральным законом о виде контроля, положением о виде контроля период времени с даты окончания проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия, а если такие контрольные (надзорные) мероприятия ранее не проводились, то с даты:
а) государственной регистрации организации или гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта;
б) начала осуществления контролируемыми лицами отдельного вида предпринимательской деятельности, если такое начало требует подачи уведомления;
в) начало осуществление хозяйственной деятельности, предусматривающей выполнение мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, указанной в пункте 8 настоящего положения.
114. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в порядке и по основаниям, установленным статьей 66 Федерального закона N 248-ФЗ, в форме:
а) документарной проверки;
б) выездной проверки.
V. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
115. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия.
116. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, и заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы должны быть приобщены к акту.
117. Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством Российской Федерации.
118. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
119. Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
120. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований должностным лицом департамент в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:
а) выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия объекту надзора предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля;
б) незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном отзыве продукции (товаров), представляющей опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды, о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов и о доведении до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что деятельность гражданина, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом надзора, эксплуатация (использование) ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов, производимые и реализуемые ими товары, выполняемые работы, оказываемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен;
в) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
г) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;
д) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
121. При выдаче предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований и установлении сроков их исполнения должны учитываться необходимость соблюдения контролируемыми лицами требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации.
VI. Обжалование решений уполномоченного органа, действий (бездействия) должностных лиц, разрешение вопросов, связанных с исполнением решений департамента
122. Объекты надзора, в отношении которых приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ, имеют право на обжалование решений департамента, действий (бездействия) его должностных лиц, осуществляющих региональный государственный надзор в досудебном порядке.
Досудебное обжалование решений департамента, действий (бездействия) его должностных лиц осуществляется в соответствии с главой 9 Федерального закона N 248-ФЗ.
123. Жалоба подается объектом надзора в департамент в электронном виде через Единый портал и (или) Региональный портал, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ. При подаче организацией жалобы она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
Жалоба регистрируется не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления в департамент.
124. Жалоба на решения департамента, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается директором департамента (либо лицом, его замещающим).
125. Жалоба на решение департамента, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение 30 дней со дня, когда объект надзора узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
126. Жалоба на предписание департамента может быть подана в течение 10 дней со дня получения объектом надзора предписания.
127. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству объекта надзора, подающего жалобу, может быть восстановлен департаментом.
128. Объект надзора, подавший жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее полностью или частично. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
129. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения департамента.
130. Департамент не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
- о приостановлении исполнения обжалуемого решения департамента;
- об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения департамента.
131. Информация о решении, указанном в пункте 130 настоящего Положения, направляется способом, позволяющим подтвердить факт и дату направления, объекту надзора, подавшему жалобу, в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения.
132. Требования к форме и содержанию жалобы установлены статьей 41 Федерального закона N 248-ФЗ.
133. Департамент принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы в случаях, установленных в части 1 статьи 42 Федерального закона N 248-ФЗ;
134. Отказ в рассмотрении жалобы исключает повторное обращение данного объекта надзора с жалобой по тому же предмету (за исключением отказа на основании абзаца шестого пункта 133 настоящего Положения).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В пункте 133 абзац шестой отсутствует
135. Отказ в рассмотрении жалобы по основаниям, указанным в абзацах третьем - шестом пункта 133 настоящего Положения, не является результатом досудебного обжалования и не может служить основанием для судебного обжалования решений департамента, действий (бездействия) его должностных лиц.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В пункте 133 абзац шестой отсутствует
136. В случае если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, объекту надзора, направившему жалобу, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в ней вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
137. Департамент при рассмотрении жалобы использует информационную систему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности в соответствии с Правилами ведения подсистемы досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности, утвержденными Правительством Российской Федерации.
138. Жалоба подлежит рассмотрению департаментом в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных или длительных специальных расследований и экспертиз на основании мотивированных предложений должностных лиц департамента, проводящих контрольное (надзорное) мероприятие, указанный срок может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней.
139. Департамент вправе запросить у объекта надзора, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Объект надзора вправе представить указанные информацию и документы в течение 5 рабочих дней со дня направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается со дня направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до дня получения их департаментом, но не более чем на 5 рабочих дней со дня направления запроса. Неполучение от объекта надзора дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
140. Не допускается запрашивать у объекта надзора, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
141. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на департамент, решение и (или) действие (бездействие) должностного лица которого обжалуются.
142. По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на рассмотрение жалобы департамента принимает одно из следующих решений:
- оставляет жалобу без удовлетворения;
- отменяет решение департамента полностью или частично;
- отменяет решение департамента полностью и принимает новое решение;
- признает действия (бездействие) должностных лиц департамента незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
143. Решение департамента, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения размещается в личном кабинете контролируемого лица на Едином портале и (или) Региональном портале не позднее 1 рабочего дня со дня его принятия.
Настоящий раздел вступает в силу с 1 марта 2022 г.
VII. Ключевые и индикативные показатели и их целевые значения для регионального государственного надзора
144. В систему показателей результативности и эффективности деятельности департамента входят:
а) ключевые показатели регионального государственного надзора, включающие:
- количество людей, погибших при чрезвычайных ситуациях, возникших на контролируемых объектах (чел.);
- материальный ущерб, причиненный в результате чрезвычайных ситуаций, возникших на контролируемых объектах (млн руб.);
б) индикативные показатели регионального государственного надзора.
145. Ключевые показатели регионального государственного надзора и их целевые значения приведены в приложении N 3 к настоящему Положению.
146. Индикативные показатели, применяемые при осуществлении регионального государственного надзора, приведены в приложении N 4 к настоящему Положению.
147. Сведения о достижении ключевых показателей и сведения об индикативных показателях, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей, ежегодно включаются в доклад о региональном государственном надзоре.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.