Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Основной стратегической целью развития системы образования Надымского района в период с 2005 до 2010 год явилось обеспечение механизма устойчивого развития системы образования и современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества.
Основным механизмом достижения поставленного приоритета являлся программно-целевой метод управления, катализатором - приоритетный национальный проект "Образование". Взвешенная муниципальная образовательная политика позволила обеспечить выполнение комплекса мероприятий и целенаправленных мер в рамках реализации локальных задач.
В плане обеспечения государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования, в том числе сельским школьникам и детьми с ограниченными возможностями здоровья, достигнуты значимые результаты.
В период с 2005 года по 2009 год возросла доля учащихся начальной школы:
- обучающихся по развивающим учебно-методическим комплексам с 45 до 96,8%;
- изучающих иностранный язык с 42,3 до 98,3%;
- изучающих информатику и информационно-коммуникационные технологии с 54,8 до 87,9%.
За анализируемый период сформирован спектр образовательных услуг, обеспечивающих развитие школьников и воспитанников детских садов по индивидуальным образовательным маршрутам. За пять лет увеличилось количество обучающихся, охваченных:
- профильным обучением с 1054 до 1622 человек;
- предпрофильной подготовкой с 21,5 до 82%;
- программами, обеспечивающими дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля с 3,5 до 4,4%, физико-математического профиля с 15,3 до 21%.
Два детских сада перешли на реализацию программы "Детский сад - Дом радости: Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности", обеспечивающей современный уровень дошкольного образования.
На новый качественный по содержанию и результативности уровень поставлена работа с детьми, требующими особой педагогической поддержки, и детьми с ограниченными возможностями здоровья. В 9 МОУ Надымского района (81,8% от общего числа МОУ, организующих индивидуальное обучение на дому) организовано дистанционное обучение детей-инвалидов с сохранным интеллектом с использованием системы "Сетевой город". Создан центр дистанционного обучения на базе МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 3 г. Надыма".
На базе двух детских садов в системе образования проводятся реабилитационные мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующие компенсации дефекта, реализуется проект детоцентрированной организации инклюзивного образования. С целью оказания надомной коррекционной психолого-педагогической помощи детям-инвалидам функционирует инновационная площадка "Интеграция детей-инвалидов, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в муниципальное образовательное пространство на основе учета их образовательных возможностей и потребностей".
Главным механизмом, обеспечившим гарантию доступности и равных возможностей получения не только полноценного образования, но и дальнейшего его продолжения в системе профессионального образования, на основе независимой оценки уровня подготовки выпускников, явился переход в штатный режим новых форм государственной (итоговой) аттестации выпускников 11(12) и 9 классов: Государственная итоговая аттестация и Единый государственный экзамен. Созданная за пять лет система интегрированной управленческой и педагогической деятельности позволила достичь определенных результатов:
- общая успеваемость выпускников 11(12) классов за два года по результатам Единого государственного экзамена в штатном режиме выросла по обязательным предметам на 1,4% (русский язык) и 0,8% (математика) и составила 99,7%;
- средний балл выполнения работы по русскому языку вырос на 0,3%, по математике на 1% и составил 59,9% и 48% соответственно.
Особое внимание в анализируемый период уделялось технологической оснащенности образовательного и воспитательного процессов. Осуществлялся переход на деятельностные и компетентностные педагогические технологии (проектно-исследовательская технология, технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного и проектного обучения), что обеспечило более гибкое учебное взаимодействие с ребенком и активное внедрение адаптированных учебных форм работы. Получила развитие практика организации учебных занятий вне рамок классно-урочной системы, системы тьюторства. По сравнению с 2008 годом произошел рост числа педагогических работников, применяющих данные технологии, на 5% (средний показатель 2008 год - 25,6% и 2009 год - 31%).
С 2005 года произошли изменения в системе оценивания деятельности обучающихся и воспитанников. Практически во всех школах реализуется система "портфолио", в 30% школ применяется система рейтинговой оценки и система безотметочного обучения по ИЗО, музыке и физической культуре.
Основополагающим фактором инновационных преобразований в области организации образовательного и воспитательного процесса стали информационно-коммуникационные технологии, для качественного использования которых сформирована материально-техническая база:
- в каждом образовательном учреждении функционирует компьютерный класс, в 63% МОУ - по два оборудованных специализированных кабинета;
- вырос парк персональных компьютеров, с 19 обучающихся на 1 компьютер в 2005 году до 7 обучающихся на 1 компьютер в 2010 году;
- 100% МОУ оснащены мультимедийными досками;
- 70% рабочих мест учителей оснащены компьютерами (в сравнении с 2005 годом - 10%);
- все общеобразовательные учреждения имеют доступ к глобальным информационным ресурсам через сеть Интернет.
Однако, уровень информатизации дошкольных образовательных учреждений Надымского района в настоящее время не позволяет широкого внедрять в педагогическую практику новые методические разработки, направленные на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Внедрение информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс, активное использование интернет-ресурсов в образовании требует серьезных вложений в процесс развития парка персональных компьютеров, установки информационной системы "Сетевой город" в детских садах.
В течение пяти лет векторно развивались условия для формирования у обучающихся личностных ресурсов, обеспечивающих развитие социально-нормативного жизненного стиля с доминированием здорового жизненного стиля. Комплекс организационно-управленческих, методических, профилактических и других мер обеспечил стабильность показателей здоровья обучающихся и воспитанников: доля детей первой и второй групп здоровья составлял 80%.
Произошли существенные изменения в системе удовлетворения индивидуальных творческих запросов детей и подростков. Разработаны и лицензированы новые дополнительные образовательные программы и открыты направления в соответствии с запросами социума в учреждениях дополнительного образования детей: кайтинг, гимнастика, водный туризм, юный аквалангист, юный судья, основы начальной военной подготовки, шахматы, предшкольное образование и др. При этом учреждения дополнительного образования детей обеспечивают сохранность контингента обучающихся в течение учебного года, что является наглядным результатом активного развития мотивационно-стимулирующей составляющей образовательного процесса, перехода педагогов дополнительного образования на деятельностные и личностно-ориентированные технологии.
Дополнительным образованием охвачено свыше 90% воспитанников детских садов, которые посещают 74 кружка различной направленности: 23 (31%) - художественно-эстетической направленности, 18 (24%) - физкультурно-оздоровительной, 33 (45%) - иной направленности (познавательно-речевой, интеллектуальной, социально-личностной и т.д.).
Получил развитие процесс конструирования индивидуальных маршрутов профильного обучения и профессиональной подготовки на основе результатов системного профориентационного мониторинга с использованием тестовой системы "Профориентатор" на базе Центра мониторинга качества образования и образовательных ресурсов. Ежегодно данным видом услуг охвачено 100% обучающихся 11 и 9 классов.
Инновационность формирования и содержания индивидуальных маршрутов обеспечена развитием сетевого взаимодействия общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, учреждений и общественных организаций социокультурного пространства города и района. С 2006 года активно реализуются сетевые проекты "Интенсивная каникулярная школа для одаренных детей из числа КМНС" и "Предметные школы", с 2009 года - проекты "Патриот" и "Робототехника", с 2011 года проекты в системе дошкольного образования "Особый ребенок" и "Беби-паркинг".
Комплекс вышеназванных мероприятий позволил обеспечить рост удельного веса детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию, с 83% в 2006 году до 89% в 2010 году, что на 2% выше среднего показателя по региону.
Традиционно особое внимание в системе образования Надымского района уделялось сохранению национальных культурных традиций и особенностей, обеспечению соответствующих условий обучения и проживания учащихся школ и воспитанников школ-интернатов в сельской местности. Учебные планы школ обеспечивают реализацию национально-регионального компонента.
Благодаря централизованным и адресным организационно-управленческим и финансовым вложениям отмечается позитивная динамика показателей, характеризующих режим развития школ-интернатов:
- рост качества обученности с 24% в 2005 году до 27% в 2010 году;
- в процессе сдачи государственной (итоговой) аттестации в формате ЕГЭ выпускники школ-интернатов демонстрируют 100% общую успеваемость;
- положительная динамика доли выпускников, продолживших свое обучение в учреждениях профессионального образования с 65% в 2008 до 78% в 2010 году;
- рост активности и результативности участия педагогических работников в профессиональных конкурсах различного уровня: в 2008 году школа-интернат с. Ныда - обладатель муниципального гранта в сфере образования, в 2009 году педагог МОУ - победитель муниципального конкурса "Классный руководитель года", коллектив школы-интерната с. Кутопьюган - победитель муниципального образовательного форума.
Внедрение и развитие новых подходов в организацию образовательного и воспитательного процессов обусловлено развитием педагогических кадров, а именно повышением профессионализма и социального статуса работников образования.
С 2005 года в системе образования Надымского района обеспечен вектор управленческих действий и развитие муниципальной методической системы, ориентированных на формирование адресной мотивационно-стимулирующей системы, современного менталитета учителя.
Деятельностные и практико-ориентированные подходы работы в рамках муниципального профессионально-методического поля - тьюторская ассоциация, лаборатория, мастер-классы, сетевое взаимодействие - способствовали организации действий, актуализирующих "встречу" индивидуальностей педагога и ученика, позволяющих педагогу проявить демократизацию мышления и творческую индивидуальность в противовес "инструментальному", профессиоцентрическому подходу.
В ходе реализации программы развития системы образования Надымского района до 2010 года была сформирована мотивационно-стимулирующая система как средство эффективного инновационного продвижения в процессе повышения профессионализма педагогических работников.
С 2006 года действует система поддержки классных руководителей, обеспечивающая результативность воспитательной работы в классе и педагогов, внедряющих инновационные образовательные программы. За три последних года вручено 112 грантов лучшим педагогическим работникам, что составляет 18% от общей численности. Значимым в стимулировании успешности труда педагогических работников стал переход на новую систему оплаты труда.
Продолжалась управленческая практика обогащения труда педагога через обеспечение условий для курсовой переподготовки. В целом за пять лет свыше 72% педагогов повысили уровень профессиональной квалификации в области современных педагогических технологий, содержания и оценки качества образования. 100% учителей, приступающих к внедрению федеральных государственных стандартов с сентября 2011 года, прошли обучение на курсах повышения квалификации.
Качественные характеристики педагогических работников системы образования Надымского района, достигнутые к 2010 году, свидетельствуют об эффективности комплексных мер, реализуемых в рамках целевой программы. Доля педагогов системы общего и дополнительного образования, имеющих первую и высшую квалификационную категорию, составила 61% и 78%, соответственно, что выше среднеокружного показателя. Вместе с тем, доля педагогов системы дошкольного образования, имеющих квалификационные категории, составляет 47,6%, имеющих высшее профессиональное образование - 47,8%.
Демонстрируя высокий уровень профессионализма, 48 учителей стали обладателями грантов Губернатора ЯНАО и Президента РФ в рамках конкурсного отбора на денежное поощрение, что составляет 89% от общего количества педагогов, участвующих в конкурсном отборе.
Ежегодно до 35% педагогических работников дошкольных образовательных учреждений результативно принимают участие в конкурсном движении муниципального, регионального и федерального уровней.
Действенным инновационным механизмом управления стала муниципальная система оценки качества образования, представляющая совокупность организационных и функциональных структур, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку деятельности системы образования. В полной мере и качественно реализуются основополагающие формы проведения оценки качества: стандартизированные процедуры, профессиональная экспертиза, общественная экспертиза.
Кроме того, именно в процессе формирования муниципальной оценки качества образования и в рамках приоритетного национального проекта "Образование" в системе образования Надымского района развивались инструменты общественного участия в управлении социально-образовательной средой - обеспечивалась открытость образования. Планомерно шел процесс совершенствования процедуры составления публичных докладов. Увеличился спектр форм презентационных площадок: средства массовой информации, сайты Администрации города Надыма, Надымского района, собственные сайты МОУ.
Принципиально важным является вопрос изменения инфраструктуры образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями. В рамках планового проведения текущих ремонтов под руководством муниципального учреждения "Управление капитального строительства и капитального ремонта" предусмотрен комплекс работ, обеспечивающий ежегодную подготовку образовательных учреждений к началу нового учебного года.
Кроме того, модернизация инфраструктуры образовательных учреждений, создание современных интерьеров будет осуществляться в рамках строительства новых объектов образования.
Совокупность интеграции организационно-управленческих, учебно-методических, финансово-экономических действий на основе программно-целевого метода управления обеспечила достижение и позитивную динамику 89% показателей и индикаторов, увязанных с тактическими задачами, и решаемыми Программой. Реализация программных мероприятий обеспечила развитие доступности образовательных услуг, достаточные имидж и конкурентоспособность системы образования Надымского района: уровень удовлетворенности родителей образовательными услугами составляет 87%, в среднем свыше 85% выпускников ежегодно успешно продолжают получать профессиональное образование различного уровня, 87% педагогических работников строят образовательный процесс на основе инновационных образовательных программ, 61% с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Таким образом, в ходе реализации Программы получили позитивное развитие все сильные стороны системы образования, определенные в стратегии социально-экономического развития территории муниципального образования Надымский район до 2020 года.
Качественные изменения, достигнутые в ходе реализации муниципальной долгосрочной целевой программы в период с 2005 по 2010 годы, демонстрируют поступательное и эволюционное развитие системы образования Надымского района в рамках задач модернизации российского образования.
Но в ситуации формирования инновационной экономики как нового и наиболее быстро растущего уклада, который задает совершенно новые требования к качеству "человеческого капитала" ("человеческий капитал" - совокупность знаний, компетенций, квалификаций как средств производства), активно идет генерация инновационных сдвигов в процессах деятельности людей. Актуализация развития человеческого потенциала в условиях инновационной экономики выдвигает новые требования к образовательной системе, ее оснащенности, сформулированные в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", ФГОС.
Система образования должна стать максимально мобильной, открытой, инновационной, "новой по форме и по содержанию", обеспечивать максимальное удовлетворение запросов потребителей образовательных услуг. Общее и дополнительное образование должно быть направлено на повышение стартовых возможностей и жизненных шансов людей (подрастающего поколения), проживающих в Надымском районе, на формирование их готовности к современным продуктивным формам мобильности, и, прежде всего, образовательной (определение будущего социального и профессионального статуса), социокультурной (определение будущего образа жизни), территориальной (определение дальнейшего места проживания). Речь идет о формировании так называемых "сквозных" или пронизывающих компетенций. Под "сквозными" понимаются возможности, которыми обладают люди по включению в современные процессы, а также специфические формы мышления, деятельности, кооперации и коммуникации, определяющие "лицо" современного мира и современной экономики.
Для этого необходимо ликвидировать проблемы, не решенные в рамках предыдущей муниципальной долгосрочной целевой программы.
1. He сформирован комплекс условий для:
- планомерного и масштабного перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения;
- обеспечения доступного качественного образования детям из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе дистанционных форм обучения и воспитания;
- поддержки технического творчества обучающихся и воспитанников, инженерно-конструкторской и изобретательской, естественно-научной, опытно-экспериментальной деятельности в соответствии с потребностями экономики региона и района в системе дошкольного, общего и дополнительного образования;
- обновления фонда и модернизации материально-технической базы школьных библиотек, медиатек, информационных образовательных центров МОУ.
2. Не достигнута сбалансированность между объемами организационно-управленческих, учебно-методических, финансовых вложений и эффективностью результатов:
- духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и подростков, развития социальной и культурной компетентности личности (не снизилось значение показателя "доля несовершеннолетних, совершивших правонарушение", "доля обучающихся, стоящих на различных видах профилактических учетов");
- использования механизмов муниципальной и региональной системы оценки качества образования, в том числе с активным привлечением независимых общественных и профессионально-педагогических экспертов;
- муниципальной системы выявления и поддержки одаренных детей с широким спектром внутрисистемного и внешнего сетевого взаимодействия (качество участия в региональных этапах всероссийских олимпиад, во всероссийском этапе остается нестабильным и незакономерным);
- муниципальной информационной системы с инфраструктурой, обеспечивающей эффективное применение информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в образовании;
- новых моделей организации образовательного пространства: профильного обучения, предпрофильной подготовки, предшкольного образования, "школа ступеней", семейного воспитания, дистанционного обучения (с 2005 года охват обучающихся профильным обучением снизился с 58,2 до 37,5% от обучающихся третей ступени обучения и с 8 направлений профильного обучения до 5);
- психолого-педагогического, социально-педагогического сопровождения обучающихся и воспитанников.
3. Не соответствует требованиям современного инновационного развития общества эффективность подходов и содержания:
- муниципальной методической системы, построенной на принципах сетевого взаимодействия;
- системы управления образовательным учреждением, построенной на принципах открытости, и общественного участия в управлении, в том числе через Управляющие советы;
- образовательного и воспитательного процессов, обеспечивающих формирование сквозных компетенций обучающихся.
Кроме того, к 2010 году не произошло:
- существенной динамики в процессе обновления кадрового потенциала (доля работников пенсионного возраста составила 17%, при этом приток молодых специалистов за последние годы - 2,7%);
- формирования системы управления, обеспечившей максимальное снижение доли неэффективных расходов в системе образования (не достигли оптимального количества наполняемости классов в городских школах - 25 человек и количества обучающихся на одного прочего работающего);
- должного эффекта от системы материального стимулирования по результатам в рамках новой системы оплаты труда;
- перехода формирования объемов финансирования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей с применением принципов нормативного подушевого финансирования и с привлечением внебюджетных средств.
Для решения данного комплекса проблем необходимо сочетание программно-целевого метода управления и эффективного вложения средств в рамках новых подходов бюджетирования, ориентированного на результат, что в совокупности призвано обеспечить создание объективных возможностей и условий для формирования "сквозных компетенций" в рамках и на базе дошкольного, общего и дополнительного образования для населения Надымского района. Опорой для дальнейшего развития станут лидеры образования, образовательные учреждения и лучшие педагоги, выявленные в рамках приоритетного национального проекта "Образование".
В случае оптимистического сценария развития системы образования в рамках реализации Программы будет обеспечена успешность социально-экономического развития Надымского района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.