Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Программа "Безопасный район" направлена на профилактику правонарушений, проявлений терроризма и экстремизма, гармонизацию межэтнических и межкультурных отношений, профилактику ксенофобии, укрепление толерантности на территории муниципального образования Надымский район.
В результате реализации программных мероприятий ожидается достижение показателей, которые будут характеризовать повышение уровня безопасности жителей муниципального образования Надымский район.
Подпрограммная составляющая программы разработана в целях реализации мероприятий, определенных на долгосрочную перспективу социально-экономического развития муниципального образования Надымский район.
Программа "Безопасный район" включает в себя две подпрограммы:
- "Комплексные меры по профилактике правонарушений на территории муниципального образования Надымский район";
- "Комплексные меры по профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактике ксенофобии, укрепления толерантности на территории муниципального образования Надымский район".
Криминогенная обстановка в муниципальном образовании Надымский район за последние два года характеризуется стабильностью.
Однако, за истекший период 2013 года на территории Надымского района зарегистрировано 540 преступлений, что на 1,3% выше, чем за аналогичный период 2012 года.
Позитивные сдвиги в 2013 году наметились в раскрытии преступлений, предварительное следствие по которым не обязательно, их раскрываемость по сравнению с аналогичным периодом 2012 года увеличилась на 3,6% (с 63,6% до 67,2%).
За истекший период 2013 года количество тяжких и особо тяжких посягательств уменьшилось на 1,6% и составило 177 преступлений (аналогичный период 2012 года - 180). Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в общем числе зарегистрированных составил 32% (аналогичный период 2012 года -34%).
В общем массиве зарегистрированных преступлений доля имущественных преступлений за истекший период 2013 года составила более 30%, преступлений против личности - 20%, экономических - 12%.
В 2013 году меньше, по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, совершено разбоев (1 против 2), грабежей (4 против 5), мошенничеств (46 против 65), причинений тяжкого вреда здоровью (11 против 15).
Большое значение уделяется обеспечению безопасности граждан на улицах и в общественных местах, однако, несмотря на предпринимаемые усилия, в 2013 году произошло незначительное увеличение числа преступлений, совершенных в общественных местах, по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, с 171 до 184 (рост на 7,6%).
За истекший период 2013 года незначительно уменьшилось количество преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления, 127 (за аналогичный период 2012 года - 135), снижение на 5,98%.
В 2013 году снизилось количество уголовных дел, находящихся в производстве. В то же время выросло количество дел, направленных в суд. При этом качество уголовных дел улучшилось, снизилось количество уголовных дел, возвращенных для производства дополнительного расследования.
Одной из причин роста числа преступлений, совершаемых в общественных местах, является недостаточное использование потенциала добровольных формирований по охране общественного порядка.
В 2013 году (по сравнению с 2012 годом) был отмечен значительный рост количества преступлений, совершенных несовершеннолетними. За истекший период 2013 года из числа оконченных производством уголовных дел несовершеннолетними на территории Надымского района совершено 20 преступлений (за аналогичный период 2012 года - 10преступлений).
Выявлено 480 административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними (аналогичный период 2012 года - 437). На несовершеннолетних, достигших возраста административной ответственности, составлено 65 административных протоколов (аналогичный период 2012 года - 75).
На родителей, или лиц их заменяющих, составлено 349 административных протоколов (за аналогичный период 2012 года -329). На профилактический учет отдела по делам несовершеннолетних ОМВД России по Надымскому району в 1 полугодии 2013 года поставлено 67 подростков (за аналогичный период 2012 года - 92), 40 родителей, (за аналогичный период 2012 года - 35) и 2 группы антиобщественной направленности (за аналогичный период 2012 года - 4).
Рост уровня преступности несовершеннолетних в 2013 году, в сравнении с аналогичным периодом 2012 года, составил 100% (20 против 10 преступлений). Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, в 2013 году составил 4,9%.
Анализируя качественный состав преступлений, следует отметить, что большинство совершенных в текущем году несовершеннолетними преступлений, являются преступлениями имущественного характера - это 10 краж, 5 неправомерных завладений транспортным средством и 3 вымогательства.
В совершении преступлений приняли участие 14 несовершеннолетних (аналогичный период 2012 года - 0), из них 12 учащихся (аналогичный период 2012 года - 8).
С учетом криминогенной обстановки, сложившейся на территории муниципального образования Надымский район, была разработана подпрограмма 1 "Комплексные меры по профилактике правонарушений на территории муниципального образования Надымский район".
На современном этапе развития общества наиболее распространенными проявлениями экстремизма являются:
- создание общественных объединений, в идейной основе которых лежат радикальные взгляды, проведение ими несанкционированных общественно- политических акций, попытки участия лидеров и участников экстремистских организаций в выборах органов власти различных уровней;
- распространение печатной, аудио- и видеопродукции, разжигающей социальную, национальную и религиозную вражду;
- деструктивная деятельность исламистских радикальных структур, направленная на разжигание национальной и религиозной нетерпимости к людям иной веры;
- вовлечение молодежи в неформальные объединения радикальной направленности и использование ее для достижений определенных экстремистских целей;
- совершение преступлений с целью разжигания социальной, национальной и религиозной вражды, дестабилизации общественно-политической ситуации в стране.
Реальной основой для деятельности террористических и экстремистских организаций могут являться конфликты, возникающие на межнациональной основе. К числу дестабилизирующих факторов в этой сфере относятся:
- низкий уровень этнокультурной компетентности населения, недостаточное или неадекватное стереотипизированное представление о культуре, менталитете, нормах поведения народов Российской Федерации и мира;
- рост националистических настроений в обществе на фоне сложных миграционных процессов;
- отсутствие системы этнокультурной адаптации мигрантов к новым этнокультурным и социальным условиям;
- ослабление внимания к вопросам интернационального воспитания;
- факты тенденциозного освещения в средствах массовой информации проблемы национальных отношений.
В условиях развития современного общества особого внимания требует профилактика экстремизма в молодежной среде. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что молодежь представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой с экономической и социальной точек зрения. Нередко формирующийся у молодых людей комплекс социальных обид принимает форму этнически окрашенного протеста, что создает благоприятные условия для роста на этой почве разного рода "этно"- и "мигрантофобий". В этих условиях проникновение в молодежную среду экстремистских взглядов и идей может привести, как показывает опыт, к трагическим последствиям - применению насилия в отношении мигрантов, иностранных граждан.
Необходимо формировать у молодёжи позитивные установки в отношении представителей всех этнических групп, проживающих в Надымском районе, повышать уровень межэтнической и межконфессиональной толерантности, предотвращать формирования экстремистских молодежных объединений на этнической почве или конфессиональной вражды.
На территории Надымского района зарегистрировано более 75 общественных объединений, 2 религиозных организации, в том числе 1 исламская.
За истекший период 2013 года в Надымском районе на миграционный учет поставлено 4330 иностранных граждан, снято с миграционного учета 826 иностранных граждан.
Сравнительно развитая экономика Надымского района, традиционная многонациональность и наличие значительных по численности этнических диаспор с широкими родственными связями становятся причиной изменения этнического состава населения, прежде всего за счет миграции. На данном этапе происходит нарушение равновесия межэтнического взаимодействия за счет замещения количественных показателей одних этносов на другие, что обуславливает изменение влияния со стороны диаспор на социальную обстановку в Надымском районе.
Общая ситуация в сфере национальных отношений на территории Надымского района на сегодняшний день характеризуется как относительно неконфликтная. Непосредственные факты национальной розни или проявления национальной нетерпимости отмечаются, но имеют бытовые корни, которые могут служить источником потенциального конфликта на национальной почве.
До последнего времени в Надымском районе не отмечалось фактов шовинизма, национализма, устойчивых групп националистического толка не существует.
Определенную тревогу вызывают преступления и правонарушения, совершенные иностранными гражданами и лицами без гражданства. В 2013 году ими было совершено 10 преступлений, за нарушение миграционного законодательства сотрудниками правоохранительных органов составлено 863 административных протокола.
Такое положение дел требует особого контроля как со стороны органов местного самоуправления, так и исполнительных органов государственной власти автономного округа, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
С учетом важности и сложности задачи профилактики проявлений терроризма и экстремизма, ксенофобии, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений эффективное ее решение не может быть достигнуто в рамках деятельности отдельного органа местного самоуправления.
Обладая многоплановостью, экстремизм и ксенофобия в современных условиях постоянно изменяются, при этом серьезно возрастают масштабы людских потерь, существенно поднимается уровень материального и морального ущерба для граждан, всего общества, расширяется спектр этого ущерба. Прямые или косвенные деструктивные последствия экстремистской деятельности затрагивают все основные сферы общественной жизни - политическую, экономическую, социальную, духовную. Все это выдвигает целый ряд новых требований к организации и содержанию противодействия экстремизму на всех уровнях и во всех аспектах этой работы, в том числе в сфере их профилактики, борьбы с носителями потенциальных угроз, а также в области минимизации последствий их деятельности.
Анализ негативных процессов, зафиксированных социологическими исследованиями, свидетельствует о необходимости проведения постоянной целенаправленной работы комплексного характера, разработки действенных мер и механизмов по внедрению норм толерантного поведения в социальную практику.
Необходимо активизировать взаимодействие с представителями конструктивной части религиозных общин в целях предотвращения экстремистских проявлений и межконфессиональных конфликтных ситуаций.
В сложившихся современных условиях лишь с помощью программно-целевого подхода возможно решение проблемы интолерантных, ксенофобных установок в обществе, более результативной профилактики терроризма и экстремизма. Путем комплексного подхода, подкрепленного соответствующими финансовыми и материально-техническими средствами, объединив усилия органов правопорядка, органов государственной власти и местного самоуправления, институтов гражданского общества, средств массовой информации, учреждений образования и культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики, можно добиться повышения уровня антитеррористической и антиэкстремистской защищенности жителей Надымского района, эффективности управления процессами межнациональных отношений.
Поэтому программно-целевой подход в целях организации данной работы наряду с нормативными правовыми мерами является основным механизмом реализации государственной политики по осуществлению профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности и минимизацию ее последствий, создания условий взаимодействия власти и общества, направленных на удовлетворение потребностей некоммерческих организаций участвовать в принятии управленческих решений регионального и местного уровней, укрепления основ и систематизации методов долгосрочного процесса формирования толерантного сознания и поведения жителей Надымского района, а также выработки системного, комплексного подхода к решению проблемы профилактики экстремизма.
В связи с этим разработана подпрограмма 2 "Комплексные меры по профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактике ксенофобии, укрепления толерантности на территории муниципального образования Надымский район".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.