Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Методические рекомендации
по определению нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) и содержание государственного имущества в соответствии с государственным заданием
(утв. постановлением Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа
от 25 апреля 2014 г. N 327-П)
I. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации применяются центральными исполнительными органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении государственных бюджетных и автономных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа, при разработке и утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат на выполнение работ, нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за государственным бюджетным (автономным) учреждением или приобретенных им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки (далее - автономный округ, нормативные затраты, Порядок определения нормативных затрат).
Настоящие методические рекомендации применяются центральными исполнительными органами государственной власти автономного округа - главными распорядителями средств окружного бюджета, в ведении которых находятся государственные казенные учреждения, использующими в соответствии с пунктом 3.6 Положения о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства автономного округа, нормативные затраты при определении соответствующих показателей бюджетной сметы государственного казенного учреждения.
1.2. Порядок определения нормативных затрат устанавливается соответствующим центральным исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении государственных бюджетных и автономных учреждений автономного округа (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, государственное учреждение), по согласованию с департаментом финансов автономного округа и департаментом экономики автономного округа.
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, при установлении Порядка определения нормативных затрат должен предусматривать оптимизацию и унификацию подходов и методов определения нормативных затрат, переход к единым (с учетом корректирующих коэффициентов) нормативным затратам на оказание однотипных государственных услуг (выполняемых работ), упорядочивание затрат в составе нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) в целях повышения конкурентоспособности государственных учреждений при оказании услуг и выполнении работ.
1.3. Порядок определения нормативных затрат утверждается для одной либо нескольких однотипных государственных услуг (работ), включенных в реестр государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями автономного округа, утвержденный постановлением Правительства автономного округа (далее - реестр государственных услуг (работ)), и содержит:
1) методику расчета:
нормативных затрат на оказание в очередном финансовом году и плановом периоде единицы государственной услуги (работы), оказываемой государственным учреждением в рамках государственного задания;
нормативных затрат на содержание в очередном финансовом году и плановом периоде государственного имущества;
2) порядок изменения нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) и содержание государственного имущества, в том числе в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, устанавливающие требования к оказанию государственных услуг (выполнению работ), а также в случае изменения объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе автономного округа об окружном бюджете на очередной финансовый год и плановый период для финансового обеспечения выполнения государственного задания.
1.4. По решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, нормативные затраты определяются:
1) отдельно по каждому государственному учреждению;
2) в среднем по группе государственных учреждений;
3) по группе государственных учреждений с использованием корректирующих коэффициентов, учитывающих особенности государственных учреждений (например, место нахождения государственного учреждения, статус муниципального образования в автономном округе, на территории которого расположено государственное учреждение, численность населения, обеспеченность инженерной инфраструктурой и другие критерии) (далее - корректирующие коэффициенты).
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе установить порядок перехода от установления нормативных затрат отдельно по каждому государственному учреждению к установлению указанных затрат в среднем по группе государственных учреждений и/или по группе государственных учреждений с использованием корректирующих коэффициентов.
1.5. При использовании средних значений нормативных затрат по группе государственных учреждений нормативные затраты на очередной финансовый год рассчитываются как отношение суммы нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги по всем государственным учреждениям, входящим в группу, на количество указанных государственных учреждений.
1.6. При использовании корректирующих коэффициентов определение нормативных затрат для государственного учреждения осуществляется путем умножения среднего значения нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги по группе государственных учреждений на корректирующие коэффициенты.
При этом в Порядке определения нормативных затрат указываются виды применяемых корректирующих коэффициентов и приводятся способы их расчета.
1.7. Объем финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными учреждениями, определяемый на основе нормативных затрат, не может превышать объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели сводной бюджетной росписью окружного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.
1.8. В целях согласования проекта Порядка определения нормативных затрат органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя, направляют его последовательно в:
1) департамент экономики автономного округа;
2) департамент финансов автономного округа.
Проект Порядка определения нормативных затрат направляется на согласование с приложением исходных данных и результатов расчетов объема нормативных затрат на оказание государственными учреждениями государственных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание государственного имущества на соответствующий финансовый год и плановый период по форме согласно приложению N 1 к настоящим методическим рекомендациям, а также, в случае применения структурного метода определения нормативных затрат, расчет по форме согласно приложению N 3 к настоящим методическим рекомендациям.
Согласование проекта Порядка определения нормативных затрат осуществляется в течение 10 рабочих дней с момента его поступления в согласующий орган и оформляется в виде служебного письма. В случае наличия замечаний по содержанию проекта Порядка определения нормативных затрат они также излагаются в служебном письме.
В случае поступления замечаний по содержанию проекта Порядка определения нормативных затрат орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в течение 10 рабочих дней со дня их поступления дорабатывает проект Порядка определения нормативных затрат и повторно согласовывает его с исполнительным органом государственной власти автономного округа, представившим замечания.
1.9. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, не позднее 5 рабочих дней после согласования проекта Порядка определения нормативных затрат утверждает его своим приказом и направляет в департамент финансов автономного округа и департамент экономики автономного округа копии Порядка определения нормативных затрат и приказа о его утверждении на бумажном носителе, а также электронные копии (средствами системы электронного делопроизводства и документооборота).
1.10. В нормативные затраты не включаются расходы:
- по исполнению публичных обязательств автономного округа перед физическим лицом, подлежащих исполнению государственным учреждением от имени органа государственной власти в денежной форме в установленном законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющих установленный порядок индексации;
- предоставляемые в форме субсидии на цели, не связанные с выполнением государственного задания.
II. Методы определения нормативных затрат
2.1. Для определения нормативных затрат могут использоваться следующие методы:
- нормативный;
- структурный;
- экспертный.
Структурный метод используется в случае невозможности использования нормативного метода, экспертный метод - в случае невозможности использования нормативного и структурного метода.
При этом расчет нормативных затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда проводится только нормативным методом.
2.2. При наличии утвержденных правовыми актами Российской Федерации или автономного округа норм потребления и нормативов затрат, выраженных в натуральных показателях, в том числе нормативы питания, оснащения мягким инвентарем, медикаментами, потребления расходных материалов, затрат рабочего времени, снижения потребления энергетических ресурсов в соответствии с требованиями энергетической эффективности или иные натуральные параметры оказания государственной услуги (выполнения работы), они применяются при определении нормативных затрат.
В случае отсутствия утвержденных правовыми актами Российской Федерации или автономного округа натуральных нормативов затрат органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в целях определения нормативных затрат могут быть самостоятельно разработаны нормативные затраты, выраженные в натуральных показателях.
Нормативы затрат, выраженные в натуральных показателях, закрепляются в Порядке определения нормативных затрат либо непосредственно в виде значений указанных показателей, либо в форме отсылочных указаний на правовые акты Российской Федерации или автономного округа, которые содержат значения указанных показателей.
2.3. При применении нормативного метода определение нормативных затрат на оказание государственной услуги проводится следующим образом:
нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда рассчитываются как произведение средней стоимости единицы рабочего времени персонала, занятого в оказании государственной услуги, на количество единиц времени, необходимых для оказания единицы государственной услуги;
нормативные затраты на приобретение расходных материалов рассчитываются как произведение стоимости расходных материалов на их количество, необходимое для оказания единицы государственной услуги;
нормативные затраты на коммунальные услуги и иные затраты, связанные с использованием государственного имущества, рассчитываются как произведение норматива (лимита) потребления коммунальных услуг на тариф, установленный на соответствующий год;
нормативные затраты на общехозяйственные нужды рассчитываются как произведение стоимости приобретенных в соответствующем году услуг сторонних организаций на их количество, необходимое для оказания единицы государственной услуги.
2.4. При применении структурного метода нормативные затраты в отношении соответствующей группы затрат определяются пропорционально выбранному основанию (например, затратам на оплату труда и начислениям на выплаты по оплате труда персонала, участвующего непосредственно в оказании государственной услуги; численности персонала, непосредственно участвующего в оказании государственной услуги; площади помещения, используемого для оказания государственной услуги и др.).
2.5. При применении экспертного метода нормативные затраты в отношении соответствующей группы затрат определяются на основании экспертной оценки (например, оценки доли группы затрат (например, трудозатраты) в общем объеме затрат, необходимых для оказания государственной услуги и др.).
2.6. Нормативные затраты на выполнение работ определяются как сумма затрат по конкретным работам (видам работ), исходя из объемов и сложности выполняемых работ. При этом Порядком определения нормативных затрат может быть предусмотрено применение нормативного, структурного или экспертного методов расчета нормативных затрат на выполнение государственной работы.
2.7. В случае отсутствия возможности применения нормативного, структурного или экспертного методов расчета рекомендуется применять один из следующих методов расчета нормативных затрат на выполнение государственной работы:
- сметный;
- проектный.
2.8. При применении сметного метода определение нормативных затрат на выполнение работ осуществляется на основе детализированной сметы выполняемых работ, которая согласовывается с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в установленном им порядке.
2.9. При применении проектного метода определение нормативных затрат на выполнение работ может осуществляться как на основе общей суммы затрат на реализацию выполняемых работ, так и с разбивкой по укрупненным статьям расходов в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
2.10. Выбор метода(ов) определения нормативных затрат для каждой группы затрат осуществляется в зависимости от отраслевых, территориальных и иных особенностей оказания государственной услуги (выполнения работы).
III. Определение нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы)
3.1. В целях определения нормативных затрат на оказание (выполнение) соответствующей государственной услуги (работы) формируется перечень видов затрат в соответствии с требованиями к оказанию государственных услуг (выполнение работ).
3.2. Нормативные затраты на оказание государственных услуг (выполнение работ) определяются по следующей формуле:
,
где:
- нормативные затраты на оказание государственных услуг (выполнение работ);
- нормативные затраты на оказание (выполнение) единицы (в натуральном выражении) государственной услуги (работы);
- объем оказания (выполнения) государственной услуги (работы) в натуральном выражении.
В случае невозможности определения размера нормативных затрат на выполнение единицы государственной работы, при котором размер субсидии определяется исходя из объема затрат на выполнение такой государственной работы в целом на очередной финансовый год, значение k равняется 1.
3.3. Расчет нормативных затрат на оказание единицы i-ой государственной услуги (работы) государственного учреждения на соответствующий финансовый год осуществляется по формуле:
,
где:
- нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда;
- нормативные затраты на приобретение расходных материалов;
- нормативные затраты на коммунальные услуги и иные затраты, связанные с использованием государственного имущества государственного учреждения (за исключением затрат на содержание государственного имущества, определяемых в соответствии с разделом IV настоящих методических рекомендаций);
- нормативные затраты на общехозяйственные нужды.
3.3.1. При расчете нормативных затрат на оплату труда и начислений () учитываются затраты на оплату труда только тех работников, которые принимают непосредственное участие в оказании соответствующей государственной услуги (выполнении работы) (вспомогательный, технический, административно-управленческий и т.п. персонал не учитывается).
3.3.2. Нормативные затраты на приобретение расходных материалов () включает в себя затраты на приобретение расходных материалов, непосредственно используемых для оказания государственной услуги (выполнения работы). В целях определения нормативных затрат на приобретение расходных материалов, используемых для оказания государственной услуги (выполнения работы), данные материалы могут выделяться по видам, типам материалов.
3.3.3. Нормативные затраты на коммунальные услуги и иные затраты, связанные с использованием государственного имущества (), рекомендуется определять исходя из нормативов потребления коммунальных услуг на оказание соответствующей государственной услуги (работы) в расчете на ее единицу, затрат на содержание особо ценного движимого имущества.
Указанные нормативные затраты могут включать в себя:
- нормативные затраты на холодное водоснабжение и водоотведение;
- нормативные затраты на горячее водоснабжение;
- нормативные затраты на отопление;
- нормативные затраты на электроснабжение;
- нормативные затраты на содержание особо ценного движимого имущества (в том числе затраты на техническое обслуживание, затраты на приобретение расходных материалов, не отнесенные к нормативу затрат на приобретение расходных материалов в соответствии с подпунктом 3.3.2 настоящего пункта, потребление иных ресурсов в соответствии с инструкцией по эксплуатации в случае существенной величины данных затрат в общем объеме затрат на потребление электрической энергии, воды и т.п., затраты на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, расходы на проведение обслуживания объектов особо ценного движимого имущества, другие затраты по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя).
3.3.4. Нормативные затраты на общехозяйственные нужды () могут включать в себя:
- нормативные затраты на приобретение услуг связи (в том числе затраты на внутригородскую, междугороднюю, международную связь);
- нормативные затраты на приобретение транспортных услуг;
- нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда для вспомогательного, технического, административно-управленческого и т.п. персонала;
- прочие нормативные затраты, влияющие на стоимость оказания государственной услуги (выполнения работы) (в том числе нормативы затрат, имеющие отраслевой характер).
IV. Определение нормативных затрат на содержание государственного имущества
4.1. Нормативные затраты на содержание государственного имущества (Ри) рассчитываются по следующей формуле:
,
где:
- нормативные затраты на содержание объектов недвижимого имущества государственных учреждений;
- затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества государственных учреждений;
- уплата налога на имущество и земельного налога.
4.2. В составе нормативных затрат на содержание недвижимого имущества государственных учреждений (зданий, помещений, сооружений) выделяются нормативные затраты на:
- холодное водоснабжение и водоотведение;
- горячее водоснабжение;
- потребление тепловой энергии;
- потребление электрической энергии;
- эксплуатацию систем охранной сигнализации;
- обеспечение пожарной безопасности;
- аренду недвижимого имущества в соответствии с договором аренды;
- содержание прилегающей территории, включая вывоз мусора, сброс снега с крыш, в соответствии с утвержденными санитарными нормами и правилами.
При определении объёмов потребления государственным учреждением энергоресурсов (водоснабжение, водоотведение, тепловая энергия, электроэнергия) на очередной финансовый год в сопоставимых условиях применять индекс-дефлятор не менее чем на 3% ниже от объёма потребления энергоресурсов текущего финансового года.
4.2.1. Нормативные затраты на холодное водоснабжение и водоотведение рекомендуется определять исходя из тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение и объемов потребления холодной воды и водоотведения государственным учреждением по следующей формуле:
,
где:
- нормативные затраты на холодное водоснабжение и водоотведение;
- тариф на холодное водоснабжение, установленный в муниципальном образовании в автономном округе на соответствующий год;
- объем потребления государственным учреждением холодной воды (в куб. м) в отчетном финансовом году;
- тариф на водоотведение, установленный в муниципальном образовании в автономном округе на соответствующий финансовый год;
- объем водоотведения в отчетном финансовом году;
0,3 - доля затрат на холодное водоснабжение и водоотведение в общей сумме затрат, связанных с содержанием недвижимого имущества государственного учреждения.
4.2.2. Нормативные затраты на горячее водоснабжение рекомендуется определять исходя из тарифов на горячее водоснабжение и общих объемов потребления горячей воды государственным учреждением по следующей формуле:
,
где:
- нормативные затраты на горячее водоснабжение;
- тариф на горячее водоснабжение, установленный в муниципальном образовании на соответствующий год;
- объем потребления государственным учреждением горячей воды (в куб. м) в отчетном финансовом году;
0,3 - доля затрат на горячее водоснабжение в общей сумме затрат, связанных с содержанием недвижимого имущества государственного учреждения.
4.2.3. Нормативные затраты на потребление тепловой энергии рекомендуется определять исходя из тарифов на тепловую энергию и объемов потребления государственным учреждением тепловой энергии по следующей формуле:
,
где:
- нормативные затраты на потребление тепловой энергии;
- тариф на потребление тепловой энергии, установленный в муниципальном образовании в автономном округе на соответствующий год;
- объем потребления государственным учреждением тепловой энергии (в Гкал) в отчетном финансовом году;
0,5 - доля затрат на потребление тепловой энергии в общей сумме затрат, связанных с содержанием недвижимого имущества государственного учреждения.
4.2.4. Нормативные затраты на потребление электрической энергии рекомендуется определять исходя из тарифов на электрическую энергию и объемов потребления государственным учреждением электрической энергии по следующей формуле:
,
где:
- нормативные затраты на потребление электрической энергии;
- тариф на электрическую энергию, установленный в муниципальном образовании на соответствующий год;
- объем потребления государственным учреждением электрической энергии (кВт. ч, мВт) в отчетном финансовом году;
0,3 - доля затрат на потребление электрической энергии в общей сумме затрат, связанных с содержанием недвижимого имущества государственного учреждения.
4.2.5. Нормативные затраты на эксплуатацию систем охранной сигнализации рекомендуется устанавливать таким образом, чтобы обеспечивать покрытие затрат, связанных с функционированием установленных в государственном учреждении систем охранной сигнализации.
Нормативные затраты на эксплуатацию систем охранной сигнализации рекомендуется устанавливать равными расходам государственного учреждения на оплату систем охранной сигнализации в отчетном финансовом году с применением параметров индексации, одобренных комиссией по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период:
,
где:
- нормативные затраты на эксплуатацию систем охранной сигнализации;
- затраты на эксплуатацию систем охранной сигнализации в государственном учреждении в отчетном финансовом году;
i - параметр индексации, одобренный комиссией по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период.
4.2.6. Нормативные затраты на обеспечение пожарной безопасности рекомендуется устанавливать исходя из необходимости покрытия затрат на эксплуатацию, обслуживание, технический уход, возобновление имеющихся у государственного учреждения средств и систем пожарной безопасности (системы пожарной сигнализации, первичных средств пожаротушения и т.п.).
Нормативные затраты на обеспечение пожарной безопасности рекомендуется устанавливать равными расходам государственного учреждения на обеспечение пожарной безопасности в отчетном финансовом году.
4.3. Нормативные затраты на содержание объектов недвижимого имущества государственного учреждения () определяются как сумма нормативных затрат, указанных в пункте 4.2 настоящих методических рекомендаций.
4.4. В целях определения нормативных затрат на содержание объектов особо ценного движимого имущества государственного учреждения данное имущество может подразделяться по видам такого имущества (например, копировально-множительная техника, офисная мебель и другие виды имущества). Для каждого вида особо ценного движимого имущества по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, устанавливается перечень необходимых затрат на его содержание, за исключением затрат, относимых в соответствии с разделом III настоящих методических рекомендаций к затратам на оказание государственных услуг (выполнение работ).
V. Порядок расчета и утверждения нормативных затрат
5.1. Расчет нормативных затрат на очередной финансовый год и плановый период производится органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в соответствии с утвержденным им Порядком определения нормативных затрат.
Проект нормативных затрат на единицу оказания государственной услуги (работы) и норматив затрат на содержание государственного имущества по форме согласно приложению N 4 к настоящим методическим рекомендациям с приложением документов, указанных в приложениях N 1 - 3 к настоящим методическим рекомендациям, направляется на согласование в департамент финансов автономного округа. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, представляет в департамент финансов автономного округа проекты нормативов затрат на очередной финансовый год и плановый период в течение 3 рабочих дней со дня принятия Законодательным Собранием автономного округа закона автономного округа об окружном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, сформированных в соответствии с объемами бюджетных ассигнований, предусмотренными в окружном бюджете.
Департамент финансов автономного округа рассматривает и согласовывает проекты нормативных затрат в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанных в абзаце втором настоящего пункта расчетов нормативных затрат.
Согласование нормативных затрат департаментом финансов автономного округа оформляется в виде служебного письма. При наличии замечаний по произведенным расчётам нормативных затрат они возвращаются на доработку органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в течение 3 рабочих дней со дня поступления замечаний по произведенным расчётам нормативных затрат осуществляет их доработку и повторно направляет на согласование в департамент финансов автономного округа.
На основании согласованных департаментом финансов автономного округа нормативных затрат орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, утверждает приказом нормативные затраты по форме согласно приложению N 4 к настоящим методическим рекомендациям одновременно с утверждением государственного задания в сроки, установленные Положением о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства автономного округа.
5.2. В случае реорганизации, ликвидации, оптимизации деятельности, изменения типа учреждения, изменения занимаемой учреждением площади, необходимой для выполнения государственного задания, производится пересчет нормативных затрат и утверждение уточненных нормативных затрат в соответствии с общими требованиями, установленными настоящими методическими рекомендациями.
По основаниям, указанным в абзаце первом настоящего пункта, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в течение 10 рабочих дней со дня возникновения указанных оснований направляет для согласования в департамент финансов автономного округа проекты уточненных нормативов затрат.
В целях согласования с департаментом финансов автономного округа уточненных нормативных затрат к проекту уточненных нормативных затрат прилагается сравнительный анализ вносимых изменений в расчет объема нормативных затрат на оказание государственными учреждениями государственных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание государственного имущества по форме согласно приложению N 5 к настоящим методическим рекомендациям.
При изменении нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) и содержание государственного имущества не допускается уменьшение субсидии, предоставляемой на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в течение срока его выполнения, без соответствующего изменения государственного задания.
5.3. Нормативные затраты на оказание государственных услуг (выполнение работ), вновь внесенных в реестр государственных услуг (работ), разрабатываются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и направляются для согласования в порядке, установленном пунктом 5.1 настоящего раздела, в департамент финансов автономного округа в течение 10 рабочих дней с момента внесения соответствующих изменений в реестр государственных услуг (работ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.